Главная страница
Навигация по странице:

  • Запятая

  • 11.3. Значение знаков препинания

  • Для выделения обособленных второстепенных членов предложения

  • Для выделения вводных слов и предложений.

  • Для выделения обращений, междометий, слов-предложений «да», «нет»

  • Для выделения сравнительных оборотов

  • В сложных предложениях для разделения простых

  • Двоеточие

  • В бессоюзном сложном предложении

  • После слов автора перед прямой речью

  • Перед цитатами

  • Между подлежащим и сказуемым

  • * 4. При выделении вводных предложений

  • В бессоюзном сложном предложении

  • кузнец. Кузнецова Н.В. базовый учебнк. Русский язык и


    Скачать 3.42 Mb.
    НазваниеРусский язык и
    Анкоркузнец
    Дата03.05.2023
    Размер3.42 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКузнецова Н.В. базовый учебнк.docx
    ТипДокументы
    #1106283
    страница43 из 50
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   50
    Глава 11. Основные принципы русской пунктуации...


    художественных произведений имеют право выбирать между возможными вариантами расстановки знаков препинания, то есть употреблять их в несвойственных им функциях. Они делают это, когда хотят особо подчеркнуть какую-то свою мысль, выделить что-то важное. Например, вопросительный и восклицательный знаки или многоточие ставятся не в конце предложения, а внутри него. Примеры авторской пунктуации нередко встречаются в произведениях А. Пушкина, Н. Гоголя, Л. Толстого и других авторов. Эти примеры свидетельствуют также и о меняющихся нормах пунктуации, устаревших ныне (два двоеточия в одной короткой фразе, точка с запятой вместо одной запятой, неоднократное употребление восклицательных знаков и т. д.): «Мой верный друг! Мой враг коварный! мой царь! мой раб! родной язык!»
    (В. Брюсов). «А голова ему во след, как сумасшедшая хохочет, гремит: “Ай, витязь! ай, герой! Куда ты? тише, тише, стой!”» (А. Пушкин).


    Справочный материал по пунктуации

    Запятая

    Запятая ставится

    1. Для разделения однородных членов предложения, если они не соединены одиночными соединительными или разделительными союзами и, да (в значении и), или, либо. Например: Пустоцвет быстро угасал, свертывался... «Лежит огурец-удалец, дразнится» (В. Астафьев).

    Запятая ставится между однородными членами перед противительными союзами:
    «Над моей головой тревожно бились листья клена, но не сверкали от лучей солнца, а бледно рисовались на темно-синем фоне» (В. Короленко). «Якутская лошадь не особенно сильна, зато удивительно нетребовательна» (В. Короленко).

    Запятая ставится между однородными членами предложения при отсутствии союза: «В лесах было торжественно, светло и тихо» (К. Паустовский).

    Однородные члены могут соединяться сочинительным союзом и попарно, между парами также ставится запятая. «Нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою трубку с таба



    11.3. Значение знаков препинания


    311


    ком — неотлучную спутницу на морях и на суше, в походах и дома» (Н. Гоголь).


    Если союз и при однородных членах предложения повторяется несколько раз, перед каждым союзом ставится запятая. Например: «И тучи рвались в небесах, но внизу царили затишье, и сумрак, и холод» (Н. Заболоцкий).

    Запятая не ставится между однородными членами предложения, соединенными одиночными, неповторяющимися соединительными или разделительными союзами. Например: «Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка» (Л. Толстой). «Тарас поселился у Сошенко и начал работать в Академии художеств под руководством Брюллова» (К. Паустовский).

    1. Для выделения обособленных второстепенных членов предложения:

    • определений, выраженных причастным оборотом, одиночными прилагательными и причастиями, соединенными союзом и, если они стоят после зависимого слова или перед ним, если зависимое слово — личное местоимение или имя собственное. Например: «В поредевшем саду далеко видна дорога к шалашу, усыпанная соломой...» (И. Бунин). Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем. «Пошел дождь. Сначала редкий, он быстро перешел в плотный, крупный» (М. Горький). «Он повернулся и ушел, а я, растерянный, остался рядом с девочкой в пустой жаркой степи» (К. Паустовский);

    • одиночных согласованных приложений, стоящих после определяемого слова;

    • приложений, присоединяемых союзом как и имеющих значение причины: «На митингах мы, газетчики, узнаем много новостей» (К. Паустовский). «Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руки косу»;

    • обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

    • уточняющих обстоятельств места и времени, отвечающих на один и тот же вопрос, если последующее обстоятельство уточняет предыдущее: «Впереди, среди света и теней, то садясь на задние лапки и поджимая торчком уши, то делая короткие прыжки, двигался заяц, пробираясь на золотую поляну» (И. Бунин);



    312


    Глава 11. Основные принципы русской пунктуации...


    • распространенных обстоятельств, приложений, дополнений, со словами несмотря на, кроме, помимо, включая, именно, особенно, wo ecw&, например, о wojw

    и т. д.:
    На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарем. «Осьминоги, или спруты, — это морские моллюски» (К. Паустовский).

    1. Для выделения вводных слов и предложений. Казалось, умысел ужасный рождался. «Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой» (А. Пушкин).

    2. Для выделения обращений, междометий, слов-предложений «да», «нет» независимо от того, где они стоят в предложении — в начале, в конце или в середине: «Друзья мои, прекрасен наш союз» (А. Пушкин). «Фу, как вы все бестолковы» (А. Куприн). «Да, были люди в наше время» (М. Лермонтов).

    3. Для выделения сравнительных оборотов (начинаются со слов как, как будто, словно, будто, чем и т. д.). Не выделяются запятыми сравнительные обороты, входящие в состав сказуемого, а также перешедшие в устойчивые сочетания типа беречь как зеницу ока, льет как из ведра, бледен как смерь, покраснел как рак и т. д. «Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна, на этом глупом небосклоне» (А. Пушкин). «Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра» (Л. Толстой).

    4. В сложных предложениях для разделения простых:

    • в сложносочиненном предложении (с сочинительными союзами я, я, но, или и т. д.), если нет общего второстепенного члена или общего придаточного предложения. «Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью» (Л. Толстой). «Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр» (Н. Гоголь);

    • в сложноподчиненном предложении (с подчинительными союзами и союзными словами который, что, чтобы, потому что, если, так как, где, когда и др.). «В степной полосе, где был расположен родной Колин городок, лесов не было» (К. Паустовский);

    • в бессоюзном предложении, если входящие в него простые предложения мало распространены (не содержат запятых) и обозначают одновременность или последовательность событий. «Жжет солнце, слепит пыль, жужжат оводы и мухи, томит жажда» (В. Короленко).



    11.3. Значение знаков препинания


    313


    Точка с запятой

    Точка с запятой ставится для разделения однородных членов предложения, простых предложений с составе бессоюзного сложного предложения, если они сильно распространены и в них есть уже запятые или если они достаточно самостоятельны по значению. «Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохраняющем последний отблеск зари»
    (М. Лермонтов).


    Двоеточие

    Двоеточие ставится

    1. В простом предложении после обобщающего слова перед однородными членами. «По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики» (И. Соколов).

    2. В бессоюзном сложном предложении, если второе предложение обозначает причину, раскрывает содержание вши дополняет первое предложение (после первого предложения по смыслу можно вставить слова так как, а именно, что). «Но Дубровский уже Марью Кирилловну не слышал: боль раны и сильное волнение души лишили его силы» (А. Пушкин). «Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра» (И. Гончаров). «Я поднял глаза: высоко в небе нежились над степью птицы» (А. Чехов).

    3. После слов автора перед прямой речью:

    «Ягненок говорит: “Помилуй, мне еще и от роду нет году”». (И. Крылов).

    1. Перед цитатами:

    В своей статье «Сочинения Александра Пушкина» В. Г. Белинский писал о поэме «Евгений Онегин»: «Эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение. В “Онегине” мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития».



    314


    Глава 11. Основные принципы русской пунктуации...


    Многоточие

    Многоточие ставится для выражения незаконченности высказывания, а также перерыва внутри предложения.

    И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди огни!. (В. Короленко).


    Тире

    Тире ставится

    1. Перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов предложения: «Ни столба, ни стога, ни забора — ничего не было видно» (М. Лермонтов).

    2. Между подлежащим и сказуемым (существительными, количественными числительными, неопределенными формами глаголов), если пропущена связка есть: «Его голосок — колокольчик» (К. Паустовский).

    3. Перед приложением, стоящим в конце предложения или относящимся к однородным членам: «Он помогал ему лечить князя Репнина — заезжего русского вельможу» (Б. Окуджава). «Но здравый смысл, твердость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях — словом, все ее достоинства точно родились с ней» (Л. Толстой).

    * 4. При выделении вводных предложений:

    «На маленьком озереоно называлось Лариным прудомвсегда плавало много ряски» (К. Паустовский).

    1. В бессоюзном сложном предложении:

    • если содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого: «Прошла неделя, месяц — он к себе домой не возвращался» (А. Пушкин);

    • если первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении (как правило, в таких предложениях можно подставить слова «если», «когда»): «Лес рубят — щепки летят» (когда лес рубят — щепки летят). «Глубже пахатьбольше хлеба видать» (если глубже пахать, то больше хлеба видать);

    • второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении: «Слой облаков



    11.3. Значение знаков препинания


    315


    был очень тонок — сквозь него просвечивалось солнце» (К. Паустовский);


    • в предложении создается картина быстрой смены событий. «Я за свечку, свечка — в печку! Я за книжкута бежать!» (К. Чуковский).


    Знаки препинания при прямой речи; диалоге и монологе. Цитирование

    Прямая речь — это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес или написал.

    Прямая речь (П) сопровождается словами автора (а).

    «Имолвил он, сверкнув очами: “Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали!”» (М. Лермонтов).


    Прямая речь может состоять из одного, двух или нескольких предложений и стоять перед или после слов автора. Слова автора могут делить прямую речь. Каждое предложение в прямой речи пишется с большой буквы, и в конце его ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации. Если прямая речь — предложение повествовательное, а слова автора следуют за ней, то вместо точки на конце прямой речи ставится запятая, а затем, перед словами автора — тире («П», — а).

    Если прямая речь стоит перед словами автора, то она заключается в кавычки, а после нее ставится тире: « Сено”,думал он и вспоминал старшего конюха Назара...» (А. Куприн) — («П», — а).

    Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, а сама она выделяется в кавычки (а: «П»): «Наконец к вечеру приехал он один с убийственным известием: “Дуня с той станции отправилась далее с гусаром”» (А. Пушкин).

    Слова автора делят прямую речь, состоящую из самостоятельных предложений. В этом случае после слов автора ставятся точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

    «П, — а. — П». «“Да ведь это школа, — радостно сказал шофер. — Тут учительница живет”» (К. Паустовский).

    «П! — а. — П». «“Вот Шмидт!сказала она.Почему вы так мало пишете о человеческом мужестве?”» (К. Паустовский).



    316


    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   50


    написать администратору сайта