Главная страница
Навигация по странице:

  • 12.4. Вторичные тексты

  • Примеры текстов публицистического стиля

  • Стиль художественной литературы

  • Разговорно-бытовой стиль

  • Что такое стиль Назовите функциональные стили литературного языка и дайте их развернутую характеристику. Приведите примеры.

  • Выберите какой-либо предмет или явление и составьте его описание в разных стилях: учебно-научном, публицистическом и художественном.

  • Проанализируйте любую газетную статью и найдите в ней языковые средства, которые являются признаками публицистического стиля.

  • Напишите о себе в разных жанрах: а) автобиография; б) заметка в газету; в) рассказ «Мое детство».

  • кузнец. Кузнецова Н.В. базовый учебнк. Русский язык и


    Скачать 3.42 Mb.
    НазваниеРусский язык и
    Анкоркузнец
    Дата03.05.2023
    Размер3.42 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКузнецова Н.В. базовый учебнк.docx
    ТипДокументы
    #1106283
    страница47 из 50
    1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   50
    Глава 12. Текст. Стили речи


    В статье приводится целый ряд примеров, доказывающих (иллюстрирующих) правильность (справедливость)...

    В статье дается обобщение... приводятся хорошо аргументированные доказательства...

    В заключение автор говорит о том, что...

    Наиболее важными из выводов автора представляются следующие...

    Это, во-первых... во-вторых... в-третьих... и, наконец...

    Рецензия — это письменный разбор, предполагающий комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное отношение к постановке проблемы и т. п.), обобщенную аргументированную оценку и выводы.

    В отличие от рецензии отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.


    В написании рецензии или отзыва соблюдается следующая последовательность и используются общепринятые «клише»:

    1. Предмет анализа. (В работе автора... В рецензируемой работе... В предмете анализа...)

    2. Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме... Актуальность темы обусловлена...)

    3. Формулировка основного тезиса. (Основным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является... В статье на первый план выдвигается вопрос о...

    4. Краткое содержание работы.

    5. Общая оценка. (Оценивая работу в целом... Таким образом, рассматриваемая работа... Автор проявил умение разбираться в... систематизировал материал и обобщил его... Работа, бесспорно, открывает...)

    6. Недостатки, недочеты. (К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении (недостаточную ясность при изложении...) Вместе с тем вызывает сомнение тезис о том... Существенным недостатком работы является... Отмеченные недочеты работы не снижают ее высоко



    12.4. Вторичные тексты


    341


    го уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора...

    1. Выводы. (Представляется, что в целом статья... имеет важное значение... Работа может быть оценена положительно... Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени... Работа удовлетворяет всем требованиям...)

    Публицистический стиль — это стиль газет, радио, телевидения, рекламы, ораторской речи. Иногда его называют стилем массовой коммуникации. Основная цель публицистического стиля — воздействовать на общественное сознание, информировать широкие круги населения о важнейших событиях современности. Это стиль репортажей, очерков, интервью, рекламных объявлений, выступлений на митингах и т. д.

    Одной из главных черт публицистического стиля является его эмоционально-оценочная окрашенность. В таких текстах, как правило, много эмоционально-оценочных выражений, что напрямую связано с одной из основных их функций — воздействием на адресата. Журналисты и авторы публикаций не просто информируют своих читателей, но и пытаются внушить им ту или иную оценку событий.

    В публицистическом стиле также часто используются штампы (клише), особенно это характерно для языка средств массовой информации: «политическая система», «рыночная экономика», «свободный рынок» и т. д.

    Все тексты публицистического стиля существуют в различных формах: письменной (в газетах и журналах) и устной (в электронных СМИ и публичных выступлениях). По своим характеристикам они относятся к книжно-письменному литературному языку (подготовленность речи, осознанный подбор языковых средств и т. п.).

    Однако в последнее время исследователи отмечают одну важную особенность современной речевой культуры: благодаря электронным средствам массовой информации (радио и телевидению, Интернету), использующим новые средства общения (например, передачи прямого эфира, спонтанные интервью на улицах, обратная связь со слушателями и зрителями через телефон или пейджер), создается новая разновидность устной коммуникации — устный литературный язык, который функционирует не



    342


    Глава 12. Текст. Стили речи


    только в бытовой сфере, но и в сфере публичных выступлений. Именно эта разновидность литературного языка приобретает все большее влияние на современную речевую культуру.

    Примеры текстов публицистического стиля

    От редакции.

    Дорогие читатели!

    Вы держите в руках специальный выпуск журнала «Лучшие интерьеры», а точнее — краткую версию, или дайджест, летнего номера нашего издания. Подготовлен дайджест для того, чтобы в рамках рекламной кампании познакомить с «Лучшими интерьерами» тех потенциальных читателей, кто еще не видел или не покупал наш журнал.

    Очень коротко о том, зачем более двух лет назад был создан новый интерьерный журнал и для кого он предназначен. «Лучшие интерьеры» — проект исключительно интерьерный. Структура журнала очень проста, в нем две основные части: одна посвящена частным квартирам и домам, другая — интерьерам ресторанов, кафе, модных бутиков и салонов, сделанным профессиональными архитекторами и дизайнерами. Небольшая рубрика «Спецпроект» разделяет основные части и дает возможность насладиться красивыми композициями. Принципиальное отличие журнала состоит в том, что он представляет объекты из самых разных городов России, ближнего зарубежья, Европы, Америки, Азии. В репортажах главное внимание уделяется иллюстрациям, а небольшие текстовые комментарии содержат необходимую информацию для представления объекта.

    Нам приятно, что «Лучшие интерьеры» нашли своего читателя. Это и специалисты — архитекторы, дизайнеры, и люди, которые приобретают новое жилье или хотят изменить облик старого.

    Мы будем рады, если вы, посмотрев дайджест, зантересуе- тесь журналом и присоединитесь к нашей многочисленной аудитории.

    «Мамапапасынсобака» («Современник»). 10 и 12 марта.

    Спектакль Нины Чусовой — под стать времени — короткий и стремительный. Эксцентрический коллаж элементов цирка, компьютерной игры, уличных граффити и документальной фотографии с разрушенными белградскими храмами. Четыре акт



    12.4. Вторичные тексты


    343


    рисы — Хаматова, Дроздова, Петрова, Рашкина — образуют бравурный и эксцентричный ансамбль, исполненный легкого и дерзкого куража. В изображении детей «родители» с их нетерпимостью и ненавистью друг к другу, с их маленькими домашними скандалами, ежеминутно порождают войну.

    Стиль художественной литературы имеет все признаки книжно-письменной речи. Он отличается от других функциональных стилей литературного языка (книжно-письменного и литературно-бытового) по его главной функции — эстетической. Официально-деловой, научный, публицистический и разговорно-бытовой стили напрямую отражают в своих текстах реальные факты и явления. В текстах литературно-художественного стиля реальная жизнь служит основой для создания новой эстетической реальности, поскольку каждый автор (писатель, поэт) является творцом мира, построенного по его собственным законам.

    В художественном тексте можно встретить все богатства русского языка: кроме литературных слов и выражений, различных средств выразительности (тропы и стилистические фигуры) в тексте художественной литературы присутствует просторечная, жаргонная, узкоспециальная, диалектная лексика и фразеология. Авторы художественных произведений сознательно употребляют такую лексику для создания образов героев, для характеристики описываемой эпохи.

    Разговорно-бытовой стиль — это устная разговорная речь, которой пользуются в бытовой сфере. Это по преимуществу диалогическая речь. Она реализуется в таких жанрах, как беседа, обмен мнениями, обсуждение чего-либо, разговор по телефону, в общественных местах и т. д. Разные способы общения выбираются в зависимости от ситуации общения, и здесь тоже могут быть использованы устойчивые речевые стереотипы, формы (например, на приеме у врача, в транспорте и т. д.).

    Различные способы общения диктуются и общепринятыми нормами — например, этикет разговора по телефону, обращения к незнакомому человеку, к человеку старше вас по возрасту, общение в интернетовских чатах и т. д.

    Характерными особенностями разговорной речи являются

    • зависимость выбора языковых средств от ситуации общения: темы разговора, особенностей участников общения



    344


    Глава 12. Текст. Стили речи


    (возрастных, социальных, личностных), времени и места общения, общей цели общения;

    • неорганизованность, хаотичность, многотемность речи, са- моперебивы и самоуточнения говорящего, поправки, обрыв речи;

    • участие в создании высказывания не одного автора, а всех участников общения (двух и более);

    • большая эмоциональность, жесты, мимика;

    • наличие повторов, частиц, междометий.


    1. Что такое стиль? Назовите функциональные стили литературного языка и дайте их развернутую характеристику. Приведите примеры.

    2. Прочитайте следующие тексты. Определите, к какому стилю они относятся. Обоснуйте свой ответ, выделяя характерные признаки того ли иного стиля..

    а) Я, Пермякова Наталья Петровна, проживающая по адресу: ул. Краснохолмская, д. 7, кв. 1, подтверждаю, что получила от Замятиной Веры Васильевны, проживающей по адресу: ул. Краснохолмская, д. 7, кв. 2, десять тысяч рублей. Обязуюсь вернуть всю сумму через месяц.

    Число Подпись

    б) Земля — третья от Солнца планета Солнечной системы, обращающаяся вокруг него по эллиптической орбите со средней скоростью 29,765 км/с на среднем расстоянии 149,6 млн километров за период, равный 365,24 средних солнечных суток.

    в) Земля — это не просто геологическое образование, след какой-то космической катастрофы. На ней существует биосфера, жизненное пространство, необходимое для эволюционного процесса, венцом которого, как любим мы считать, является Человек. Однако мудрость, которую мы до сих пор не слишком убедительно проявляли, подсказывает нам, что эта биосфера и этот эволюционный процесс включают не только человека, но и другие виды, с которыми мы можем сосуществовать и которые мы можем неразумно уничтожить. Именно неразумно, ибо взаимоотношения с окружающими нас видами обусловливают наше дальнейшее существование.

    г) Земля родная! Как хороши и бескрайни твои просторы! Как глубоки реки и необозримы леса! Как богаты и щедры твои недра! И чем может человек отплатить тебе за щедрость твою, за богатство и красоту твою? Лишь одним — своей безграничной любовью,





    Вопросы и задания



    12.4. Вторичные тексты


    345


    которая одна подскажет и поможет выбрать тот единственно верный путь — путь добра.

    1. Выберите какой-либо предмет или явление и составьте его описание в разных стилях: учебно-научном, публицистическом и художественном.

    2. Прочитайте и сравните следующие два текста, посвященные характеристике главного героя поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» Чичикова. Определите, к какому стилю относится каждый из них и какие характерные средства выразительности используются авторами этих текстов.

    а) «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод.

    О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить; если же говорил, то какими-то общими местами, с заметною скромно- стию, и разговор его в таких случаях принимал несколько книжные обороты: что он незначащий червь мира сего и не достоин того, чтобы много о нем заботились, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства, и что, прибывши в этот город, почел за непременный долг засвидетельствовать свое почтение его сановникам» (Н. Гоголь).

    б) «Ведет сюжет “Мертвых душ” Чичиков. Он связывает воедино разнообразные события и человеческие судьбы.

    Павел Иванович Чичиков по своей социальной природе отличается от круга помещиков. Это человек новой, буржуазной формации — “приобретатель”, хищник. Очень важно было осмыслить его характер, его внутренний мир, историческое место подобных людей в современной жизни.

    Но не так легко понять этот характер. Трудно схватить даже внешний его облик. Портрет Чичикова кажется на первый взгляд несколько аморфным. Во всем умеренность и середина, безличность, начисто исключающая подлинно человеческие страсти и движение души и оставляющая простор для служения “копейке”».

    (С. Машинский)


    Лабораторная работа

    1. а) Прочитайте следующий текст. Озаглавьте его. Сформулируйте его основную мысль. Определите его стилевую принадлежность. Отметьте различные средства выразительности, использованные в данном тексте.



    346


    Глава 12. Текст. Стили речи


    б) Затем составьте и запишите свой текст, который раскрывал бы основную мысль данного текста в учебно-научном стиле. Какие языковые средства вы использовали для создания собственного текста?

    «Человеку свойственно сравнивать: сравнение, сопоставление помогает познавать мир. Не задумывались ли вы, читатель, над тем, что слова похожи на звезды? Вспомните, сколько раз, бросая завороженный взгляд на ночной небосвод и отыскивая в безбрежном океане звездных мириад разные созвездия, вы убеждались, что каждой звезде отведено совершенно определенное место: с каждым днем, с каждым часом меняется положение созвездий, но положение звезд по отношению друг к другу в каждом созвездии остается все тем же, даже тогда, когда какая-то звезда погаснет.

    Слова — как звезды. Они тоже по-своему светят нам, освещают наш жизненный путь, делают его осознанным, формируя человеческую мысль. Именно с помощью слов мысли и чувства одного человека становятся достоянием другого или других. Но слова светят нам не только холодным, отчужденным светом, но и жаром летнего полуденного солнца: они способны выразить все многообразие наших эмоций, настроений, нашего отношения к людям, вещам, событиям.

    Слова, как и звезды, не терпят одиночества, они тоже соединяются в своеобразные “созвездия”: тематические, синонимические, антонимические — да всех и не назовешь сразу. И в любой группе слово, будто звезда в созвездии, занимает строго определенное место, предназначенное ему его значением и стилистической характеристикой. И здесь нельзя не увидеть одной яркой особенности таких словесных “созвездий”: исчезновение какого-то слова никак не оставляет неизменными, прежними отношения между оставшимися членами словесных групп. Ведь если слово из языка ушло, значит, остаются без изменений какой-то предмет, процесс, действие или его признак. А как же вы спросите или сообщите о предмете вашей мысли, если у вас не будет для него названия? Вот отчего вместо исчезнувшего слова язык непременно или создает новое слово, или (что, надо сказать, случается чаще) какое-то уже существующее слово берет на себя дополнительную смысловую нагрузку, то значение, в котором выступало вышедшее из употребления слово. Это, пожалуй, уже больше похоже на те отношения, что складываются между людьми, не правда ли?»

    (По Н. Матвеевой)

    1. а) Прочитайте текст, озаглавьте его, сформулируйте основную мысль, определите стилевую принадлежность.

    б) Напишите свой текст-рассуждение на ту же тему, с тем же заглавием.



    12.4. Вторичные тексты


    347


    в) Поменяйтесь с кем-либо работами. Проверьте чужую работу, обращая внимания на стилистические ошибки: несоответствие стилю, неправильное использование слов со стилистической окраской, несоответствие языковым нормам.

    «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.

    Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Смотрите с выбором. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. Это значит, что в ней что-то существенное есть. Да, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас. Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает, — свое время».

    (Д. Лихачев)

    1. Проанализируйте любую газетную статью и найдите в ней языковые средства, которые являются признаками публицистического стиля.

    2. Создайте и запишите тексты в разговорно-бытовом стиле. Выберите адресата (друг, родители, родственники, знакомые и т. п.).

    а) Опишите своему адресату вид из окна своей комнаты.

    б) Выскажите свое суждение о какой-либо проблеме или факте.

    в) Расскажите о каком-либо интересном событии, случае.

    Какие языковые средства (лексические, синтаксические и др.) вы использовали для создания своих текстов? Влияет ли выбор адресата на отбор языковых средств? В каких ситуациях уместно использование разговорного стиля?

    1. Напишите о себе в разных жанрах:

    а) автобиография;

    б) заметка в газету;

    в) рассказ «Мое детство».



    348


    1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   50


    написать администратору сайта