С. И. Ильичев б. Н. Нащекин кинолюбительство_ истоки и перспекти. С. И. Ильичев
Скачать 0.56 Mb.
|
34 направленность, содержательность и мастерство исполнения. Кинолюбители еще раз продемонстрировали, что их ленты — мощное орудие агитации и пропаганды, массовой культурно-просветительной работы, борьбы за технический прогресс и искоренение имеющихся недостатков… Показ любительских фильмов имел на редкость широкий отклик. Многие картины, судя по письмам, поразили зрителей, ранее не обращавших внимания на кинолюбителей. Вместе с тем конкурс показал, что далеко не все любительские ленты отвечают задачам Центрального телевидения, но зачастую очень ценны для местных телецентров. Это понятно: не каждая киностудия, берясь воплотить в киноленте интересный жизненный материал и движимая самыми благородными намерениями, способна найти для этого адекватную художественную форму. Так, кинолюбители сделали уже тогда, в 1961 году, значительное количество фильмов — портретов замечательных людей: ветеранов войны и труда, передовиков производства, изобретателей, общественников и т. д. Конечно же, почти каждая из этих кинолент достойна того, чтобы с ней познакомились зрители многомиллионной аудитории Центрального телевидения. Но возможно это только в том случае, если фильм будет ярким, оригинальным по художественному решению. На конкурсе такой удачной лентой был рассказ студии Подольского машиностроительного завода о токаре М. Захарове. В этом очерке любителям удалось не только показать, чем прославился этот передовик производства, но и раскрыть его личность. Очерк одновременно и информативен, и психологичен, и глубоко лиричен. Через год был проведен II Всесоюзный смотр любительских фильмов, на который было представлено 363 картины, что являлось ярким свидетельством вступления любительского движения в пору зрелости. Значительно вырос по сравнению с первым смотром уровень так называемых средних фильмов. А ленты, признанные лучшими, были удивительно хороши по содержанию и исполнению. Именно тогда, в 1962 году, был «открыт» Рэм Александрович Юстинов, ярославский инженер, а ныне один 35 из самых известных кинолюбителей. О его замечательной киностудии «Юность» речь впереди. Здесь расскажем о его фильме «Людям большого сердца». История, поведанная в этой ленте, не представляется чем-либо исключительным в социалистическом обществе. Случилось несчастье: взорвалась бочка с бензином, и находившийся поблизости мальчишка обгорел так, что спасти его было почти невозможно. Нужна была кожа здоровых людей, когда-либо подвергшихся ожогам. Врачи по городскому радио обратились к людям с просьбой стать донорами, предупредив, что это болезненная операция. Р. Юстинов пошел в больницу как донор. Но, увидев, что там происходит, исполнил долг донора и сразу же пошел домой за кинокамерой. В результате появился фильм редкостной душевной чистоты — о том, как десятки людей спасли никому из них неведомого мальчишку. За частным случаем кинолюбитель увидел и сумел отобразить глубинные законы советского образа жизни. Его фильм был показан во многих зарубежных странах, всюду вызывая удивление и восхищение. Слова благодарности Р. Юстинову присылали очень многие, в том числе и английская королева. Значительное место на втором смотре занимали ленты научно-популярные и учебно-пропагандистские: «Алмазное бурение» — из Уфы; «Экскаватор 25/100» — из Свердловска; о печи для производства синтетических шлаков — из Челябинска; о применении в шахтах металлических креплений вместо деревянных — из Кохтла-Ярве и многие другие. Объяснить рост числа такого рода фильмов нетрудно. Расширился фронт научно-технического прогресса. Многие изобретения, рационализаторские предложения, технические новинки и передовые приемы труда уже не могли попасть в сферу деятельности профессиональных научно-популярных студий — иногда даже потому, что не представляли интереса для всех отраслей промышленности. В то же время некоторые такие изобретения и технические новации являлись бесценными для одной отрасли производства. Например, использование металлических креплений в шахтах не было такой новинкой, которая могла бы заинтересовать профессионалов научно-популярного кино, но пропаганда этих креплений в горнорудной промышленности была неотложным, важнейшим делом, определявшим технический прогресс в труде шахтеров на том этапе. Необходимо отметить, что кинолюбители, в общем-то, редко ограничиваются съемками только технического материала. Работая и снимая в определенном рабочем коллективе, они неизбежно приходят к убеждению, что «технический» и «человеческий» аспекты надо соединять, показывать не только изобретения и технические новинки, но и людей, создавших их и пользующихся ими. Типична в этом смысле картина — «Макат — Актау», снятая ростовским кинолюбителем Б. Нечесовым. Он как инженер работал на строительстве железной дороги в песках Каракумов. Стройка была сложной и даже уникальной. И Нечесов поначалу хотел снять лишь технический аспект ее, документально зафиксировать строительный эксперимент. Возможно, и чисто техническая картина представляла бы немалую ценность. Но автор решил, что его долг — показать и людей, работавших в невероятно трудных условиях пустыни. В конце концов, именно они, а не техника решали успех стройки. В том виде, в каком фильм «Макат — Актау» предстал на III Всесоюзном смотре любительских фильмов и покорил жюри и зрителей, он был отчасти техническим, отчасти — публицистическим. В нем раскрывались аспекты строительства в пустыне, которые, наверное, полностью оценить могут лишь инженеры, но вместе с тем ярко и впечатляюще были показаны люди стройки, даны запоминающиеся портреты передовиков. Мы забежали немного вперед — упомянули уже III Всесоюзный смотр любительских фильмов. Но в 60-х годах такие и подобные им смотры стали регулярными: в 1964 году состоялся третий смотр, в 1967-м — четвертый, в 1969 году — очередной Всесоюзный конкурс на лучший любительский фильм для телевидения и т. д. В промежутках и в преддверии такого рода общих смотров и конкурсов проходили чрезвычайно интересные республиканские, областные и отраслевые фестивали. С 60-х годов историю кинолюбительского движения в нашей стране уже невозможно датировать смотрами и фестивалями. В те же годы шел активный поиск новых форм работы кинолюбителей. Так, в Ивановской области возникает своего рода базовая студия, в которую вошли почти все кинолюбители области, во всяком случае — все любительские коллективы. Это был первый и удачный опыт по созданию единого консультативного и координационного областного центра, способного организовать учебу для 36 37 широкого круга любителей, прежде всего — для руководителей-общественников, и наладить централизованное снабжение любителей киноматериалами. По сравнению с уже имевшимися городскими обществами ивановский опыт был более интересным и перспективным. Одновременно в Москве начинается движение за расширение сети любительских студий, объединяющих людей по их профессиональным интересам. Одной из них стала сразу же начавшая активно работать студия при Центральном Доме медицинских работников. Портативная камера прочно вошла в жизнь советских людей, любительские кружки стали создаваться даже и на рыболовных судах, надолго уходящих в море. Родные и близкие рыбаков всегда с нетерпением ждали «живые письма» — ролики 8- и 16-мм пленки, которые позже монтировались в картины. Успешно развивалось любительское кинотворчество в союзных республиках. На Украине, например, к середине 60-х годов было около трехсот любительских коллективов, порой очень крупных и активных, — напомним в этой связи об упоминавшихся выше фильмах харьковчан и азовстальстроевцев. Как и в РСФСР, на Украине из лучших любительских лент делались и выпускались в прокат специальные киносборники. Большую известность приобрели некоторые ленты, снятые грузинскими любителями. Неизменно успешно выступали на всесоюзных смотрах и фестивалях кинолюбители Прибалтийских республик. К моменту проведения Всесоюзного смотра, в стране насчитывалось около 4 тысяч любительских кружков и студий. Коллективное кинотворчество было уже признано главной формой; не менее, если не более, важно было и то, что коллективы, от творческих объединений до крупных студий, сами становились центрами организационной и методической работы, сами стали порождать кружки и студии. Лет десять назад понятие «любительская киностудия» было простым: кружок при клубе, в котором группа энтузиастов снимала более или менее удачные короткометражные сюжеты. Теперь же коллектив любителей кино, как бы он ни назывался, мог решать самые неожиданные вопросы. Например, при Житомирском киноклубе (известном более всего тем, что он объединил усилия любительских коллективов области и с их помощью наладил регулярный выпуск киножурнала «Житомирщина») был создан Общественный институт киноисследований с тремя отделениями: социологических исследований —для изучения вопросов проката любительских и профессиональных фильмов; историческим — для изучения истории кино, в частности и любительского; краеведческим — для поисков и изучения материалов о Житомирщине, в первую очередь киноматериалов. Казалось бы, последнее, то есть сбор местных киноматериалов, — дело сложное и трудоемкое, но житомирцы в короткое время собрали архив из 25 тысяч метров уникальной пленки. На основе этих архивных киноматериалов они сделали великолепный фильм о каменотесах Житомирщины и о созданном ими монолите над входом в Мавзолей В. И. Ленина. Разнообразие деятельности кинолюбителей побудило жюри уже на втором смотре присуждать премии и дипломы не только авторам фильмов, но и изобретателям любительской техники. Эта практика не только явилась стимулом для любителей-изобретателей, но и способствовала более активной помощи государственных организаций в снабжении любителей техникой, кинопленкой и т. п. К концу 60-х годов появились специализированные магазины, городские и зональные кинолаборатории; однако новые модели киноаппаратов для узкой пленки, выпускаемые промышленностью, не удовлетворяли большую часть кинолюбителей. Выбор был слишком мал, а поставляемая техника очень быстро устаревала. Художественные возможности любителей явно сковывались недостаточно совершенной кинотехникой. Тогда же, на IV Всесоюзном смотре, из 363 картин, представленных на заключительный тур, 156 были сняты на 35-мм пленке. «Запретить» их, как иногда предлагали любители, работавшие на 16- и 8-мм пленке и попадавшие в неравноправные условия соревнования, нельзя было именно потому, что профессиональная пленка не спасала кинолюбителей, не имеющих специальных знаний и способностей, но зато выявляла талантливых людей. Талантливые художники, «открытые» смотрами, — ярославец Рэм Юстинов, ленинградец Петр Мостовой и другие — работали на 35-мм пленке. Проблема любительской аппаратуры и пленки остается сложной и по сей день. Специалисты предсказывают, что в обозримом будущем значительная часть любителей сможет перейти на видеотехнику, которая становится все бо- 38 39 лее простой в обращении, портативной и дешевой, а значит, и доступной, особенно коллективам. Трудно даже представить, насколько удобна и практична видеотехника для решения самых разнообразных задач внутри производственных и общественных коллективов. Как можно судить по прессе и рассказам очевидцев, ею уже успешно пользуются начинающие журналисты некоторых зарубежных университетов и особенно киношкол, в частности в Великобритании, Нидерландах, Франции. При так называемом электронном монтаже и даже при элементарной монтажной съемке видеотехника позволяет показывать события в жизни коллектива сразу же вслед за съемкой. Тем не менее при всех удобствах видеотехники в любительском движении, не исключая и любителей наиболее технически развитых стран, главенствовать будет, очевидно, киноаппаратура — узкопленочная, портативная, широкодоступная. Лучшие ее образцы не уступают профессиональной аппаратуре для 35-мм кинопленки. Известно, что в ряде развивающихся стран Азии и Африки, стремящихся к созданию своих национальных кинематографий, отказываются от использования 35-мм пленки — приобретают оборудование для узкой пленки, для съемки документальных фильмов на пленке супер-8, игровых — на 16-мм. Такие получившие признание и призы на Московском и Ташкентском фестивалях фильмы, как «Чернокожая из...» сенегальца С. Усмана, «Канагуаро» колумбийца Д. Косманича, «За свободу!» нигерийца Ола Балоцгона, и многие другие первоначально были сняты на 16-мм и затем переведены для зарубежного показа на 35-мм пленку. Значительная часть любителей у нас в стране не располагает современной портативной аппаратурой, и, коль скоро речь идет о студиях и кружках, именно отсутствие такой аппаратуры и привело к развитию технического творчества в среде кинолюбителей и привлекло большое внимание жюри Всесоюзных смотров. Интерес вызывали не столько изобретения и технические усовершенствования, сколько те творческие возможности, которые открывались благодаря техническим новинкам. Еще на втором смотре кинолюбители рижского завода «ВЭФ» поразили зрителей и жюри своим экспериментальным полиэкранным фильмом «Нет!». Заметим, что в то время, в начале 60-х годов, съемка полиэкранных фильмов составляла немалую трудность и для профессионалов, причем снимали они преимущественно на широкой 70-мм пленке, позволяющей впечатывать в один кадр разные изображения. Рижане же добились приемлемого результата, используя обычную узкую пленку. Особенно любопытны опыты любителей по совершенствованию 8-мм аппаратуры. Так, в конце 60-х годов ленинградцы разработали проекционную приставку, позволяющую показывать 8-мм фильмы на обычном экране без потери качества изображения — поразительное достижение. А армянские любители создали своего рода анаморфотную приставку, позволившую снимать широкоэкранные картины на той же 8-мм пленке. Ленинградец Я. Сергель создал оригинальный аппарат так называемого «безэкранного кинематографа», весьма ценный для агитационной внеклубной работы. Жаль, что кинопромышленность медленно внедряет в производство лучшие рационализаторские изобретения и предложения. Подводя итоги, можно сказать, что к концу 60-х годов советское кинолюбительское движение достигло впечатляющих успехов, стало действительно массовым и, если можно так сказать, всесторонним, поскольку использовало все возможные формы деятельности — от индивидуального творчества до сравнительно мощных городских и областных студий. Высокими были и художественные результаты, что обнаружилось, как только советские любители стали принимать участие в международных любительских кинофестивалях и конкурсах. ДЕТИ И КИНО Детское кинолюбительское движение, как и деятельность взрослых любителей, имеет свою историю. Во всяком случае, мы не ошибемся, если начнем ее с далеких 30-х годов. Еще на довоенной международной выставке в Нью-Йорке демонстрировалась лента «Наш парк», снятая учениками одной из школ города Загорска. Для американского зрителя, мало знающего о нашей стране, эта картина, возможно, была просто «чудом», но для загорцев это было привычным делом. Там возникла и долго и активно действовала одна из первых в нашей стране пионерских киностудий. Ее фильмы («Кузя Шестеркин», «Филя-рыболов» и другие) пользовались успехом не только у детей, но и у взрослых. 40 41 В предвоенные годы была создана киностудия и при Центральном Доме пионеров в Москве, выпустившая ряд хроникальных лент о жизни московских пионеров и школьников. Кстати, среди юных студийцев были Станислав Ростоцкий, Ролан Быков, Людмила Шагалова и некоторые другие, ставшие впоследствии известными мастерами советского кино. Тяга детей к кино, к кинотворчеству в те годы была исключительной. Иногда она выражалась в таких действиях, которые сегодня могут вызвать даже недоверие. Например, известно, что в 30-х годах новосибирские школьники сделали киноаппарат из жести по собственным чертежам и использовали для него оптику от фотоаппарата. Удивительно, но с помощью этой самоделки они снимали школьную хронику. Легко понять, что, как только в послевоенные годы появились простые в обращении и недорогие узкопленочные камеры, детское любительское движение стало быстро расти. Этому способствовали специализированные детские фестивали и конкурсы — Всесоюзные конкурсы на приз газеты «Пионерская правда», Всесоюзный фестиваль «Тбилисские зори», фестиваль друзей «Флоричики» и т. п. Большое значение имело также появление детских киноцентров в Москве, Тбилиси, Кишиневе, Днепропетровске, Вильнюсе и ряде других городов страны. Журналисты отмечали, что деятельность кинолюбителей-детей по видам и жанрам мало чем отличается от того, что делают взрослые любители; они не только снимают те же документальные, научно-технические, мультипликационные и игровые ленты, но часто создают фильмы-очерки, портреты, «фитили» и т. п. Что ж, нет ничего удивительного, если дети интересуются жизнью отцов и матерей, старших братьев, своих учителей и наставников. Кроме того, подчас в таком повторении форм взрослого любительства сказывается руководящая роль тех, кто занимается детскими кружками и киностудиями. Однако по своей направленности и характеру детское кинолюбительство отличается, во всяком случае, обязано отличаться от взрослого. Если большая часть фильмов азовстальстроевцев, ковровцев, харьковчан и многих других служит средством массово-воспитательной работы, то главным в детском любительском движении является то, что можно определить как новую форму внешкольной работы. Понятие «внешкольная работа» емко и многогранно. Но, очевидно, на первый план следует все же выдвинуть задачи эстетического воспитания. Данные социологов свидетельствуют, что подростки на просмотры фильмов тратят примерно в три раза больше времени, чем на чтение книг. И это без учета телевизионных фильмов. Можно представить, какую громадную роль в формировании духовного мира подростков играют экранные произведения и как важно воспитывать у детей не потребительское, а сознательное, если угодно, именно эстетическое отношение к кино. В этом плане многое делается, но, думается, решить эту проблему можно введением в школе курса основ истории и теории кино. Задачу эстетического воспитания, причем отнюдь не только в сфере искусства кино, великолепно решают детские любительские коллективы. То, что мы говорили о неизбежном и желательном освоении взрослыми разнообразных знаний, необходимых для работы даже над самыми простыми фильмами, еще более справедливо в отношении детей. Съемки фильмов требуют широкого круга знаний и кинематографических, и технических, и литературных и т. д. Вместе с тем кинотворчество может служить средством выявления у детей художественного потенциала, — правда, это становится действенным только в том случае, если педагоги детских любительских кружков и киностудий руководят ими, не навязывая детям своей воли, своих вкусов, представлений и художественных решений. К сожалению, таких руководителей не так уж много. Поэтому мы и не видим детских фильмов неповторимых по своим особенностям, отмеченных «детской» — иначе не скажешь — оригинальностью взглядов на действительность. И последнее соображение: детские фильмы требуют иного подхода, иных критериев, нежели работы взрослых кинолюбителей. Так, несмотря на то, что у взрослых кинолюбителей есть удачные игровые ленты, особенно малых форм, например киноновеллы, авторы этих строк с большим сомнением относятся к возможности и целесообразности их работы над игровыми картинами. В общем-то редкие, исключительные удачи в этом плане оказываются, как правило, лишь средством раскрытия таланта отдельных людей. Другое дело дети — для них игровой фильм чаще всего оказывается лишь новой увлекательной игрой. |