С. И. Ильичев б. Н. Нащекин кинолюбительство_ истоки и перспекти. С. И. Ильичев
Скачать 0.56 Mb.
|
Казахская ССР Громадная по территории, разнообразная по природным условиям, народному хозяйству, эта республика пока еще имеет сравнительно немного любительских киностудий — всего около восьмидесяти (напомним, что их столько же в одном Киеве). Однако в наши дни в Казахстане при больших коллективах создаются киностудии-спутники для молодежи и детей. Залогом дальнейшего успешного развития кинолюбительского движения в Казахстане является значительное число областных клубов-лабораторий, в том числе ведомственных, например, прекрасно оборудованная киностудия Карагандинского Дворца культуры горняков. Если по общему числу созданных любительских фильмов Казахстан пока уступает некоторым республикам, то по богатству тематики и мастерству они могут соревноваться с кем угодно. Интересен фильм «В ауле Айдайбека» кинолюбителей совхоза «Суюндукский» — о чабане Айдайбеке Капитове лауреате Государственной премии, депутате Верховного Совета Казахской ССР Вообще работа «суюндукцев» заслуживает особого внимания. Совхоз этот занимает 71 площадь, равную по территории иному западноевропейскому государству, поэтому там был создан объединенный клуб кино- и автолюбителей — автокиноклуб. Не менее интересен опыт школьной киностудии «Булаевец», созданной при Булаевском районном Доме культуры (Северо-Казахстанская область). Ее руководитель, Г. Чаплыгин, родился на целине, в семье рабочего, приехавшего туда по призыву партии. Это человек с золотыми руками и добрым сердцем, любящий детей и умеющий с ними работать. В его киностудии постоянно занимаются школьники всех возрастов. Но Чаплыгина это не удовлетворило, и он создал уже в семи школах района кинокружки, — а мечтает, чтобы они были в каждой школе. Для ребят это, может быть, просто интересная игра. Однако несколько фильмов «булаевцев» получили призы и были показаны по телевидению. Кинолюбители Алма-Атинской областной станции техников создали смешную мультипликационную картину о любителях выпить, которые вместо закуски съели... неудачливого инопланетянина, пытавшегося вступить с ними в контакт, но, увы, заинтересовавшего их только своей похожестью на спелый помидор. Среди фильмов, которыми могут гордиться кинолюбители Казахстана, — «Пике в бессмертие» Яна Витебского, о Герое Советского Союза летчике Нуркене Абдирове, направившем свой горящий самолет на вражескую танковую колонну. Картина впечатляюще рассказывает и о жизни и о подвиге Н. Абдирова, но особенно запоминаются кадры, показывающие, как скульптор создавал памятник герою. Он не знал Н. Абдирова, в его распоряжении были только фотографии. Но за его работой молча наблюдала мать Нуркена. Время от времени она качала головой и скупо роняла: «Нет, не похож...» Но однажды она остановила скульптора: «Это мой сын... больше его не трогайте...» Таким этот памятник герою и стоит сегодня в центре города. Азербайджанская ССР Здесь кинолюбительство стало бурно развиваться после 1979 года, когда в Баку состоялся кинофорум Международной ассоциации непрофессионального кино (УНИКА), на котором — признаемся, несколько неожиданно даже для советских участников форума — фильм местных любителей «Долгожители», интересный, умный, мастерски снятый и смонтированный, был удостоен Золотой медали. Неожиданность была в том, что в то время в Азербайджане было не более десятка любительских киностудий и кружков и их фильмы на фестивалях и смотрах заметно уступали произведениям, например, соседней Грузии или Украины. Но с той поры было создано более пятидесяти киностудий, а получение высоких премий стало для азербайджанских кинолюбителей обычным делом. Добыча нефти занимает важное место в экономике республики. Неудивительно поэтому, что фильмы о нефтяниках снимают там часто и охотно, а первое место принадлежит киностудии «Хазар» при Доме культуры нефтяников. Так, награжденный на Всесоюзном смотре фильм «Рабочий поэт» — это своего рода повесть о старожиле Нефтяных камней Юрии Мухине, о его труде и поэзии. Волнует и впечатляет картина «Ураган», созданная инженером Сиявушем Алхазовым. Он рассказывает, как однажды на исходе дня поступило предупреждение о надвигающемся шторме. Люди с морских промыслов эвакуируются, но в этот момент вырывается фонтан нефти, угрожая отравить море. Спасатели-ремонтники, несмотря ни на что, должны укротить фонтан. А шторм между тем перерастает в ураган. Можно представить, какое мужество требовалось от ремонтников. Однако немало мужества потребовалось и от автора, чтобы снять отчаянную борьбу спасателей со стихией. Но все они успешно сделали свое дело. К утру море успокоилось. Рабочие вернулись на свои места, а фонтан — о нем уже забыли, он ведь уже укрощен... Славится в Азербайджане киностудия «Автомобилист», руководимая оператором Кямилем Мирзоевым. Ее продукция весьма разнообразна: пропаганда передового опыта (фильм «Рационализаторы»), рассказы о победителях социалистического соревнования («Идущие впереди»), о помощи города селу («Автотранспортный конвейер — селу»), фильмы на «автомобильные» темы. Недаром ГАИ республики называет киностудию «Автомобилист» своим «надежным помощником»: располагая специально оборудованной для оперативных съемок машиной, студийцы легко оказываются там, где нарушаются правила и нормы, дисциплина и закон. «Автомобилист» часто и охотно показывает свои фильмы автомобилистам других республик, их видели и 72 73 москвичи. Неизменный успех их фильмов москвичи, например, объясняют тем, что бакинцы об общих проблемах говорят с доскональным знанием всех тонкостей дела Латвийская ССР Прибалтийские советские республики, Латвийская Литовская и Эстонская, составляют регион, традиционно являющийся центром массового кинолюбительского движения, центром создания фильмов, отмеченных на редкость высокой кинематографической и изобразительной культурой, постоянным творческим и техническим поиском. В Латвии старейшая любительская киностудия завода «ВЭФ» начала вести кинолетопись своего предприятия на рубеже 1954/55 годов. Нет нужды говорить, что эти тридцатилетней давности съемки бесценны и их успешно используют при монтаже новых фильмов. Сегодня на счету киностудии завода «ВЭФ» более двухсот самых разнообразных фильмов, многие из которых отмечены высокими наградами на республиканских, всесоюзных и международных фестивалях. Один из них «Капля крови», созданный Яном Вандерсом, который в годы войны, тринадцатилетним мальчиком, видел, как фашисты вели колонны военнопленных женщин и детей в лагерь смерти в Саласпилсе; об этом и рассказал он в полной трагизма и в то же время тонкого поэтизма картине. Тема подвига советского народа в годы Отечественной войны и неразрывно связанная с нею тема борьбы за мир, разоблачения агрессоров и неофашистов постоянны в творчестве латвийских кинолюбителей. Особенно успешно эта тематика разрабатывается в картинах киностудии Дома культуры Латвийского республиканского совета профсоюзов. Агрессия США во Вьетнаме, фашистский переворот в Чили, гонка вооружений и угроза третьей мировой войны — такова проблематика фильмов «Затмение», «Не молчите, горы», «Дождь саранчи» и многих других. Сила латвийских кинолюбителей в постоянном пополнении и расширении их коллективов. Известно, что подчас прославившиеся на всю страну киноклубы как-то незаметно сходят в безвестность, — как правило, из-за того, что не была вовремя проявлена забота о пополнении и обновлении их коллективов. Особенно это типично для студенческих киностудий. В Латвии же дебюты происходят еже- 74 годно. Например, на XXV республиканском смотре любительских фильмов в 1983 году из 350 представленных фильмов 120 были сделаны именно дебютантами. Знакомясь с этими лентами, поражаешься разнообразию их сюжетов и тематики здесь и портреты передовиков производства, и рассказы о жизни предприятий и колхозов, и сатирические произведения, и фольклорные фильмы и как мы уже отметили, картины о международных событиях. Многие из них отличаются оригинальным решением тщательностью отделки, новизной творческих приемов. Не случайно УНИКА в 1983 году помимо премий двум латвийским фильмам — спортивному «Пятнадцать» Я.Лутумса, и фольклорному «Воспоминание о пройденном» В. Аузиньша, — присудила Большую золотую медаль кинолюбителям Латвийской ССР с формулировкой» «За вклад в развитие любительского киноискусства и за упрочение мира и дружбы между народами средствами кино». Литовская ССР В Литве более шестидесяти любительских киностудий работающих чрезвычайно успешно. И дело не только в том, что они, подобно своим соседям латышам, постоянно получают на фестивалях высокие призы, важнее то, что деятельность кинолюбителей вызывает в республике интерес общественности и, следовательно, получает ее поддержку. На улицах Вильнюса, Каунаса и других городов нередко можно видеть афиши, сообщающие о демонстрации и обсуждении любительских картин. Весьма разнообразны формы работы литовских любителей В 1983 году народная студия «Банга» Каунасского радиозавода отметила свое 25-летие. Это сильный, располагающий хорошей техникой коллектив, создавший немало известных не только в Литве фильмов — «Земля», «Эстафета поколений», «Антенна на острове» и другие. И в те же дни празднования юбилея этой старейшей киностудии газеты сообщили о рождении новой киностудии — в районном городке Капсукасе. Вместе с тем надо заметить, что в Литве как-то особенно сильна тяга, скажем так, к авторскому кино. В данном случае этот термин мы употребляем для того, чтобы констатировать факт индивидуальной работы над фильмами людей, остающихся в составе коллективов. Они могут работать вместе со всеми студийцами 75 и при этом вынашивать замысел своего личного фильма. Приходит день, когда они этот фильм начинают снимать; причем студийцы могут оказывать им всевозможную помощь, но лента все равно остается авторской — отражающей индивидуальность того, кто ее задумал и сделал. Судя по всему, так работает слесарь Артурас Улявичюс, руководитель студии «Банга». Говоря о литовских любителях, нельзя хотя бы кратко не остановиться на творчестве Владисловаса Блинструбаса, имя которого приобрело известность в нашей стране и за рубежом еще в 60-х годах. У него много великолепных работ, пожалуй, вполне сравнимых с тем, что делают профессионалы. Но лучшим мы назвали бы фильм «Зерна», снятый в начале 70-х годов и до сих пор демонстрируемый, когда нужно показать возможности любителей. ...1929 год. В Литве не стихает классовая борьба. Одной из ее жертв становится женщина, убиравшая в поле урожай. В память о ней муж повесит в доме на стене мешочек с горстью зерен. 1941 год. Старший сын уходит на войну и не возвращается. Отец бережно собирает скудный урожай военных лет и снова отделяет горсть и вешает в мешочке на стену, рядом с первым. Первые послевоенные годы. Жизнь постепенно налаживается, но в лесах еще таятся банды националистов. Крестьяне нагружают подводы мешками, чтобы отвезти государству хлеб. На первой подводе — младший сын с гармонью. Обоз въезжает в лес, и там затаившиеся в кустах бандиты убивают всех сопровождающих. Тонкой струйкой сыплется зерно из продырявленного пулей мешка. И в третий раз старик — уже старик! — собирает в мешочек зерно. Прошли годы. Все в прошлом. И наконец, очень старый человек выходит с тремя мешочками в поле, чтобы разбросать зерна на вспаханном современными тракторами поле. Жизнь продолжается, но как же дорого она оплачена... Фильм «Зерна» продолжается всего десять минут, но как много драматических кадров увидели зрители за эти короткие минуты. 76 Эстонская ССР В Эстонии насчитывается более пятидесяти киностудий — в пропорциональном отношении, если учесть все население, это самая «кинолюбительская» республика в нашей стране — с давними традициями, с прекрасными перспективами, с «прямыми» и «обратными» связями с профессиональным кинематографом и особенно телевидением. В конце 1960 года открывается Таллинский городской клуб кинолюбителей, один из первых в стране; примерно с той же поры эстонцы начинают проводить регулярные республиканские смотры любительских картин. Уже первые фильмы — «Строительство коммунизма начинается сегодня» М. Козе и X. Тальвя, «Йозеп Тоотс на Чудском озере» X. Хальдре и Э. Мянниксона, «Контраст» Р. Каруса и другие — привлекли к себе внимание высокой кинематографической культурой. Сегодня заслуженной известностью пользуются киностудии «Эстонсланецфильм» в Кохтла-Ярве, киностудия завода «Двигатель» (обе имеют звание народной), студенческий «Параллакс» и некоторые другие. О возможностях этих киностудий говорит такой факт, как съемка «Параллаксом» полнометражного трюкового фильма «Ночная ваза с цветочным бордюром». А в фильмотеке любителей из Кохтла-Ярве — более 120 различных фильмов. О качестве фильмов коллектива «Двигателя» свидетельствуют около двухсот наград, полученных ими на республиканских, всесоюзных и международных фестивалях. Вероятно, самой знаменитой работой эстонцев является фильм «Посетите Эльсинор» — созданный в содружестве киностудий таллинского «Двигателя» и московской «Парижской коммуны». Это, как писала республиканская газета «Советская Эстония» (1983, 4 сент.), «романтическая новелла о том, как обогащает духовный, нравственный мир человека умение вслушиваться, вдумываться в историю, воспринимать старину не как декорацию минувших веков, что свойственно беглому и пресыщенному туристскому взгляду, а ощущать ее как собственную родословную, услышать в «делах давно минувших дней» биение живых человеческих страстей и оценить настоящее через призму этого общечеловеческого опыта». В фильме нет текста, он весь построен на операторской пластике, на контрапункте на редкость живописного изо- 77 бражения и музыки. Рассказывать об этом фильме трудно, его надо видеть. Заметим, что фильм «Посетите Эльсинор» получил самые высокие оценки у профессиональных художников и многие награды, включая сразу три приза в Марбурге (ФРГ) и два в Вельдзене (Австрия) Киргизская ССР Повторим, что сегодня любительские фильмы снимают во всех советских республиках, всюду есть клубы-лаборатории, киностудии, кружки и, разумеется, громадное число индивидуальных кинолюбителей. Однако есть республики, о которых трудно писать, так как материалов о их кинолюбителях очень мало. Это прежде всего Туркмения и Таджикистан, отчасти и Армения, хотя в последней особенно велико число индивидуальных кинолюбителей. Недостаток информации, думается, объясняется не очень удачными выступлениями этих групп кинолюбителей на всесоюзных смотрах, хотя нетрудно убедиться, что и там есть великолепные картины. Не очень много информации и о кинолюбителях Киргизии Сейчас там около шестидесяти коллективов. Известны народная студия «Ак-Куу» Майли-Сайского электролампового завода; транспортников и колхозников Ошской области и некоторые другие. Но, судя по числу и качеству фильмов, особенно успешно работают студенческие коллективы университета, Политехнического института, Института искусств имени Б. Бейшеналиевой и ряд детских кружков. Так, киностудия Фрунзенского политехнического института в 1983 году сделала четыре картины, причем такого высокого качества, что получила от Министерства высшего образования СССР заказ на фильм о новых исследованиях киргизских ученых и о внедрении их в народное хозяйство. Много ли это, можно судить по тому факту, что все остальные коллективы снимают вместе за год тридцать — тридцать пять фильмов. Среди лучших картин последнего времени — «Сердце, отданное школе», представляющая собой теплый и продуманный по композиции рассказ школьников о своей учительнице. Туркменская ССР В Туркмении сейчас около тридцати любительских коллективов, и отдельные из них чрезвычайно многочисленны. В основном они функционируют при производственных 18 предприятиях, заводах и совхозах, что, разумеется, не может не сказываться на их тематике. Так, студия Чарджоуского химического комбината создала своего рода галерею кинопортретов наших современников — оператора ватной фабрики Ч. Куватовой, депутата Верховного Совета СССР аппаратчика П.Курбанова, рабочих-наставников и т.п. Активно работает киностудия совхоза «Тенджент» Тенд-жентского района. Ее ленты далеки от совершенства, но, запечатлевая совхозную жизнь, они пользуются немалым успехом у рабочих. Много интересных картин создали кинолюбители Института ботаники Академии наук Туркменской ССР, объединившиеся в киностудии с поэтическим названием «Тюльпан». Часть их фильмов рассказывает о том, что изучают научные сотрудники, — «Арча», «Сладкий корень», «В страну знаний» и другие; некоторые создаются во время экспедиций и представляют собой совершенно уникальные документальные ленты о малоизвестных уголках республики, — таков, например, фильм «Копетдагски-ми тропами» И. Фролова. Судя по республиканской прессе, многое из того, что давно решено в других республиках, для туркменских любителей все еще составляет проблемы — обработка узкой пленки, показ любительских картин, консультации специалистов и т. д. Газета «Туркменская искра» 29 сентября 1981 года писала, что из-за ряда трудностей «число самодеятельных киноколлективов здесь не растет, а сокращается». Думается, что это трудности временного порядка, причем многие из них, как показывает, например, опыт прибалтийских кинолюбителей, устраняются самими любителями, без вмешательства профсоюзных и других организаций, которые, впрочем, никогда не отказывают в помощи. Таджикская ССР Сказанное о достижениях и трудностях любительского движения в Туркмении целиком можно отнести и к работам таджикских кинолюбителей. Число киностудий здесь невелико, а качество фильмов не дает возможности сколько-нибудь успешно конкурировать с лентами кинолюбителей других республик. Вместе с тем киностудии «Эврика» Дворца культуры |