Главная страница
Навигация по странице:

  • Армянская ССР

  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

  • С. И. Ильичев б. Н. Нащекин кинолюбительство_ истоки и перспекти. С. И. Ильичев


    Скачать 0.56 Mb.
    НазваниеС. И. Ильичев
    Дата30.11.2021
    Размер0.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаС. И. Ильичев б. Н. Нащекин кинолюбительство_ истоки и перспекти.doc
    ТипДокументы
    #286986
    страница9 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    70

    профсоюзов, «Дусти» города Ленинабада, поискового от­ряда Душанбинского музыкального училища, Дворца пио­неров и некоторые другие достаточно хорошо оборудова­ны. Нет сомнения, что единственное, в чем нуждаются названные студии, — это помощь профессионалов, а их в Душанбе немало.

    Армянская ССР

    В Армении немного киностудий, но любительских фильмов там снимают довольно много — индивидуальные любители, как мы отмечали выше, или небольшие группы, которые даже кружками трудно назвать.

    Известностью пользуется Кироваканская народная ки­ностудия. Ее фильм «Инициатива» интересен тем, что, рас­сказывая о налаживании выпуска необходимого стране ко­рунда, одновременно дает яркий портрет директора заво­да — инициатора важного дела. Другой фильм кироваканцев, «Интеротряд-81», показывает строительство дороги в далекой Армении юношами и девушками из многих стран мира, говорящих на разных языках, но находящих полное взаимопонимание в общем мирном деле.

    Стоит отметить, что профессиональный уровень неко­торых лент армянских кинолюбителей чрезвычайно высок; думается, не за горами время, когда они будут успешно конкурировать с фильмами сегодняшних лидеров из РСФСР, Украины, Прибалтики, Грузии. Подтверждение этому — вручение приза Союза кинематографистов СССР авторам фильма «Тонир» на Всесоюзном конкурсе люби­тельских фильмов, посвященном 40-летию Победы.

    В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

    Крупнейшим культурным событием самого последнего времени стал Всесоюзный смотр самодеятельного худо­жественного творчества, посвященный 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Для миллионов советских людей он стал формой приобщения к высоким гражданским, патриотическим, духовным цен­ностям своего народа. Вместе с тем это был яркий и радостный праздник народных талантов.

    Одной из запоминающихся страниц этого праздника стало проведение Всесоюзного конкурса любительских фильмов, торжественно открывшегося в Центральном зале

    Московского Дома кино. Гостями этого кинофорума были представители всех союзных республик нашей страны, а также посланцы из Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии и Чехословакии.

    Этот смотр подвел итоги деятельности кинолюбителей за определенный период, осветил положение дел в различ­ных республиках, областях и городах, выявил новые имена и таланты. Но особенно важно, что этот смотр точно отвечал своему девизу и задачам, стоящим перед кинолю­бителями, — добиваться, чтобы любительские фильмы ста­новились мощным средством идейно-нравственного и эсте­тического воспитания.

    Этот Всесоюзный конкурс резко оживил деятельность кинолюбителей. Достаточно сказать, что только в Рос­сийской Федерации было создано 211 новых самодея­тельных киностудий и кружков.

    О характере конкурса свидетельствует авторитетность жюри, которое возглавлял народный артист СССР, выдаю­щийся кинорежиссер Л. А. Кулиджанов. В жюри входили известные операторы, режиссеры, критики, как В. К. Чер­ных, В. И. Соловьев, Г. А. Панфилов, П. Н. Терпсихоров, В. В. Крючков, А. М. Зайцева, О. А. Родионов, Т. Ю. Вульфович и другие.

    Девиз, тематика смотра стимулировали работу самоде­ятельных кинематографистов: представленные ими ленты отличались разнообразием сюжетов, богатством жизнен­ного материала и многих точек зрения на него. Разумеет­ся главенствовала тема Победы, тема памяти, тема связи поколений. Многие фильмы конкурсного экрана стали подлинными открытиями неизвестных судеб и героев, рассказали о подвигах. Другие показали жизнь и труд фронтовиков в мирное время. Но все вместе они стали коллективным портретом народа, отстоявшего свою неза­висимость, завоевавшего право спокойно трудиться на мир­ной земле. Мы расскажем лишь о некоторых из них, осознавая, что наш выбор может показаться субъектив­ным, что многие хорошие картины останутся вне нашего внимания.

    Прежде всего нам хотелось бы назвать оригинальную по материалу картину, созданную в Башкирии, в народной киностудии «Зернышко» Мелеузовского РДК. Она называ­ется «Полуторка» и рассказывает о судьбе небольшой довоенной автомашины, сыгравшей большую роль в первый период войны. Это своего рода дань памяти не вернув-


    80

    81

    шимся с войны фронтовым шоферам. Автор фильма, Михаил Пильнов, — сам в прошлом фронтовой водитель. Старую, заброшенную машину он случайно обнаружил в соседнем хозяйстве. Машину, скорее ее скромные останки, перевезли в автохозяйство района. Восстанавливали всем коллективом — кто советом, кто умелыми руками: никто не отказывался, когда надо было что-то выточить, подтя­нуть, да и просто «покопаться» в моторе. Особенно пришлась машина по сердцу фронтовику Николаю Ибра­гимову. На ней после восстановления и работать стал, хотя и был уже на пенсии. Вот так, через сорок лет полуторка вновь оказалась в строю, но уже на мирном, трудовом фронте...

    Фильм повествует о событиях всего лишь одного дня в жизни машины... последнего. В этот день полуторка своим ходом прибыла в город и заняла свое место на пьедестале Почета. Навсегда!

    Авторы рассказывают о полуторке на всем пути ее следования в город. Текст в фильме, произносимый от имени машины, подкупает своей искренностью и досто­верностью. Здесь же кадры военной хроники. Они пере­межаются портретами убеленных сединами ветеранов. Очень впечатляет кадр, на котором ветераны снимают шапки, как бы подчеркивая признание полуторкам, выво­зившим с поля боя раненых, доставлявшим снаряды на передовую, хлеб — в блокадный Ленинград.

    Фильм «Полуторка» сельской киностудии «Зернышко» на Всесоюзном конкурсе любительских фильмов был удостоен специального приза Министерства оборонной промышленности СССР.

    Петр Гудзенко — автор очень интересного фильма, «Неизвестный солдат»; первые кадры он снял во время армейских учений в районе города Калач Волгоградской области. На этой земле в 1942 году шли тяжелые оборо­нительные бои. Местные жители уже давно привыкли находить в земле следы войны: гильзы, патроны, останки орудий. Только на этот раз молодой солдат, копая окоп, неожиданно увидел останки двух бойцов — это был пулеметный расчет, защищавший этот уголок советской земли...

    Командование приняло решение о почетном воинском захоронении неизвестных героев, имена которых устано­вить не удалось. На церемонию похорон пришли жители соседних сел. Многие из них не дождались своих родных

    82

    и близких. Потому и пришли проводить в последний путь двух неизвестных солдат, веря, что где-то кто-то вот так же опустил в землю останки их сынов, братьев, мужей...

    На эту святую для советских людей тему профессио­нальными кинематографистами был создан прекрасный фильм «Минута молчания» и совсем недавний телевизион­ный фильм — сериал «Неизвестный солдат». Но надо сказать, что скромная любительская лента волнует не менее — потому, вероятно, что строго документальна, жизненна по самой природе своей. Кинокамера в руках ветерана войны Петра Гудзенко с пронзительной досто­верностью зафиксировала хронологию событий, показала молодых людей, соприкоснувшихся с народным горем. Сельчан словно бы сроднила в этот миг и общая скорбь и суровая радость ощущения великой Победы и торжества добра над злом.

    Многолетний опыт работы сельского кинолюбителя, доскональное знание им истории своего края и его людей позволили П. Гудзенко собрать материал, представляющий интерес для самой широкой аудитории. Удачные портреты земляков, мастерски сделанные, запомнились зрителям и были высоко оценены. Фильм «Неизвестный солдат» киностудии «Дон» РДК г. Калач-на-Дону был награжден призом Центрального комитета ДОСААФ.

    Последовательно разрабатывается тема родного города и в творчестве кинолюбителей Ленинграда. Так, в конкурс­ной программе был показан фильм «Десант» народной самодеятельной киностудии «ЛОМО-фильм» Дворца куль­туры «Прогресс». В нем рассказано об одном из трагиче­ских эпизодов борьбы за Ленинград — высадке кронш­тадтских моряков в Петергофе.

    Практически сорок с лишним лет было известно лишь то, что десант сбил фашистов с берега залива, углубился с ожесточенными боями в парк, а потом перестал выходить на связь. Попытки выслать на остров радистов-разведчиков не увенчались успехом. Об этом десанте упоминается во многих книгах героической истории ленинградской блокады, но судьба его осталась неизвест­ной. Кинолюбители начали собирать материал. За два года кропотливой работы удалось выяснить, что в окружении, без связи и боеприпасов горстка моряков героически дралась и погибла. Более ста семидесяти человеческих жизней за один раз унесла война. Камера зафиксировала


    83



    воспоминания очевидцев, сохранившиеся фотографии, вос­становила отдельные эпизоды. Поэтическая тональность фильма определила монтажную последовательность эпизо­дов, степень использования тех или иных изобразительных средств.

    Фильм «Десант» — это воскрешенная страница борьбы за город Ленина.

    Кинолюбители из Орла, авторы фильма «Возвращение», поставили перед собой иную задачу — создать обобщен­ный образ человека, опаленного войной. Мы застаем героя фильма дома, в день 9 Мая. На улице гремит оркестр, а он остается один — наедине со своими воспо­минаниями. На столе фотографии — жены, сына и его самого, молодого, в форме военного летчика. Как бы воз­вращаясь в мирное, довоенное время, он затягивает «Катюшу». Песня звучит с экрана, прерывается, начинается вновь. И сидящие в зале как бы подхватывают ее мотив, становясь лично сопричастными судьбе этого человека. Автор силой своего таланта эмоционально и образно решает тему нерушимой связи разных поколений советских людей.

    Весь фильм снят в одном интерьере, с минимальным количеством источников света. Тем не менее авторам удалось световыми акцентами усилить воздействие изобра­жения и точно воплотить свой замысел. Прекрасное владение камерой позволило передать достоверность и ес­тественность поведения героя картины. Успех этой работы позволяет надеяться, что кинолюбители из Орла еще пора­дуют новыми фильмами высокого гражданского звучания. Самолет Героя Советского Союза Иринея Федоровича Беляева упал на занятую противником территорию в забо­лоченных лесах под Ленинградом. Сорок лет он считался без вести пропавшим. Жена, дочь и сын погибшего летчика многие годы безуспешно искали его. А в то же время поиск безвестных героев вел ленинградский следо­пыт М. Марков. Ему удалось найти останки более сорока советских самолетов. Среди них оказался и самолет Иринея Федоровича.

    Это предыстория, которая могла бы стать короткой информацией в прессе. Однако в поиске участвовала и народная киностудия «Проба» Дворца культуры химиков в Щекине, Тульской области. Кинолюбители сняли цере­монию торжественного захоронения погибшего пилота и показали этот материал приехавшим в Тулу дочери и

    сыну Беляева. Реакция замершего зала, слезы на глазах родных не могли оставить равнодушными никого, и кол­лектив киностудии принял решение продолжить кинорас­сказ — поведать и о стойкости характера И. Беляева, и о том, как проходил поиск его самолета. Фильм «Представ­лен к званию Героя» снят без особых операторских изысков, многозначительности и иносказаний, но взволно­ванно и искренне. Этим и привлек он профессиональных кинематографистов, отметивших, что этот любительский кинофильм насыщен удивительной верой, жизнелюбием, преклонением перед красотой и душевностью советского человека.

    Эмоционально близка этому фильму и кинолента де­бютантов смотра В. Шкляева, В. Нелюбина и В. Красноперова «Последний». Фильм удмурдских кинолюбителей по­вествует о ветеране войны Андрее Васильевиче Буркове, бывшем председателе бывшего колхоза. Деревня, где он родился, колхоз, которому он отдал все послевоенные годы, оказались «бесперспективными». Молодежь перебра­лась на центральную усадьбу, а часть ее подалась в город. Бурков, словно командир корабля, последним по­кинул оставленную всеми деревню. Навсегда ли? Авторы фильма, молодые художники, вместе с героем своей киноленты искренне надеются, что пройдет совсем немно­го времени и люди вернутся на землю своих отцов. Не могут не вернуться... Они должны знать, где их корни, и беречь память о родной земле.

    Кинолюбитель прежде всего — публицист. В своих ра­ботах он не только выражает, но и в значительной мере формирует общественное мнение. Например, кинолю­бители Иркутска рассказали о прекрасной идее создания заповедника памятников деревянного зодчества «Ангар­ская деревня». Фильм «Памятник», созданный киностуди­ей клуба-лаборатории кинолюбителей Иркутского облсовпрофа, посвящен памяти недавно умершего этнографа и историка, инициатора заповедника О. М. Леонова. У за­поведника сложная судьба: две трети его уникальной экспозиции в свое время сгорело, а доверили восстанавли­вать его тем, кто был противником самой идеи его создания. Нелегко было этих людей переубедить. И «Па­мятник» стал фильмом, призьшающим всех сидящих в зале помочь братчанам сохранить творения русского искусства, не дать людям черствым и бездушным погубить культур­ное и историческое наследие нашего народа.


    84

    85

    Нет возможности даже упомянуть все интересное и значительное, что было показано в рамках смотра, — ведь только в Российской Федерации было создано более 6,5 тысячи любительских фильмов.

    Нельзя не отметить фильмы народной киностудии «Юность» Тобольского культурно-просветительного учили­ща. Этот старейший коллектив, руководимый Анатолием Головковым, известен давно, и каждую новую работу этого коллектива зритель ждет с интересом. На этот смотр они привезли три работы: «Семен Ремезов» (часть II), «Менделеев в Тобольске» и «Течение». И все три работы были отмечены высокими наградами. Дело, однако, не только в фильмах. Интересна сама деятель­ность киностудии, для которой характерна преемствен­ность в работе, тесная связь с жизнью города и области, постоянное обращение к культурному и историческому наследию своего края. Важно и то, что эта деятельность увлекает учащихся культурно-просветительного училища, преподавателем которого является сам Головков; что навыки практической работы органично сочетаются с вос­питательными возможностями самодеятельного кинотвор­чества. Будущие культпросветработники, закончив учили­ще, уезжают в отдаленные районы, и многие из них сами становятся руководителями киноколлективов.

    За последние годы еще около двадцати самодеятель­ных киностудий за высокие творческие достижения и большую работу по использованию самодеятельного кино­творчества в деятельности клубных учреждений по ком­мунистическому воспитанию трудящихся были удостоены звания народной самодеятельной киностудии. Как прави­ло, эти студии создают фильмы высокого идейно-худо­жественного уровня, оригинальные по форме. Так, киносту­дия «Взгляд» Пермского научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы представила на конкурс фильм «Фокстрот», удостоенный сразу двух призов — Союза кинематографистов СССР и Гостелерадио СССР.

    Фильм тонкий, атмосферу его нелегко передать слова­ми. Его герои — женщины, которые совсем юными девчушками встретили войну. Им предстояло в короткий срок заменить у станков ушедших на фронт отцов, братьев, любимых. И заменили и справились. А в короткие минуты отдыха, именно минуты, забегали в клуб, заводили патефон и танцевали. Откуда только силы брались встать

    86

    в общий круг! Но песня и танец в трудные годы войны делали чудеса — воодушевляли людей, давали силы пере­носить трудности и невзгоды. С тех далеких пор сохрани­ли теперь уже немолодые женщины — те девчонки сорок первого года — уважение к танцу, которое пронесли они через все сорок с лишним послевоенных лет, отдавая ему и сегодня свою любовь. Звучит фокстрот, и кружатся в танце пары. А за кадром женские голоса — исповеди, монологи, размышления. Каждая вспоминает о чем-то своем, близком, дорогом, а в целом — об одном: о судьбе женщины, о ее многотрудной' доле, несгибае­мом мужестве и любви к жизни.

    Тогда мужчины были на фронте, а подростки, смуща­ясь, стояли у стен. Сегодня здесь же стоят дети и внуки этих женщин, смотрят с добрыми улыбками, как танцуют их матери и бабушки. И фильм становится как бы нрав­ственным уроком молодежи.

    Так пусть же звучит фокстрот и кружатся в танце пары. Пусть будет больше улыбок на земле. И пусть потя­нутся друг к другу люди, говорят своим кинофильмом авторы.

    «Советские кинолюбители в большинстве своем сумели подняться до уровня социального и философского обобще­ния, проникнуть в судьбы своих героев, используя образ­ные конструкции, метафоры, символы». Эти слова предсе­дателя жюри кинорежиссера Л. Кулиджанова относятся и к фильму магаданских кинолюбителей «Это радость моя», отмеченному специальным призом Союза кинематографи­стов СССР, учрежденным в память народного артиста СССР Г. Л. Рошаля.

    После титров «Народная киностудия «Чукотка» возни­кает на экране изображение звездного неба, на фоне которого появляется новорожденный. Звучат слова колы­бельной песни, и в следующем кадре мы видим женщину, кормящую грудью младенца. У женщины из далекого Уэлена родился сын. Он появился на свет на стыке двух эпох, когда на Чукотку пришла Советская власть. Она назвала его Вакуолом, что означает «камень». Она хотела, чтобы он вырос красивым и сильным, стал художником. Он действительно вырос красивым и сильным, стал искус­ным резчиком по кости и был в числе первых школьников Чукотки, посланных учиться в Ленинград. В 1941 году кончил школу и писал домой о своих больших планах и о своем желании научиться хорошо рисовать...

    87

    Чукотский юноша погиб зимой 1942 года, защищая город на Неве, ставший ему родным.

    И вновь звучит- с экрана колыбельная песня. В Анадыре родился новый житель. Женщина верит и надеется, что ее мальчик станет красивым и сильным, станет художни­ком. Но тревожно в мире: звучат выстрелы, и падают сраженные пулями молодые, красивые и сильные люди.

    — Что ждет тебя, Вакуол?

    Экран телевизора превращается в земной шар, унося­щийся в звездное небо. А выстрелы все звучат и звучат...

    — Что ждет тебя, Земля?

    Прошедший смотр показал дальнейшее усиление дея­тельности кинолюбителей, что прежде всего отразилось на качестве фильмов. Если раньше отдельные киноленты поощрялись лишь за актуальность тематики и обществен­ную значимость, то теперь такие работы, как правило, отличает и достаточно высокий уровень исполнительского мастерства. В этой связи можно назвать такие ленты, как «Анатолий Свиргунов» и «Штрихи к портрету».

    Фильм «Анатолий Свиргунов» представила народная киностудия Волоконовского ремонтно-механического заво­да Белгородской области. В его фильмографической кар­точке в графе «содержание фильма» было указано, что он о мастере цеха Анатолии Свиргунове. И здесь же карандашом внесено исправление — бывшем...

    Свиргунов умер, когда работа над фильмом подходила к концу. Ветеран Великой Отечественной войны и должен был стать героем юбилейной киноленты.

    Авторы фильма поставили эпизоды похорон в самое начало картины. Мы видим рабочих завода, провожающих в последний путь товарища — квалифицированного спе­циалиста, мастера своего дела. На их глазах слезы. Так его провожали. А так он жил: и встык с кадрами похорон в нарушение всех законов монтажа авторы дают кадры из заводской кинолетописи, заботливо сохраненные и подобранные, показывающие, как жил и трудился Свиргунов. Вот он в цехах завода; на праздничной демонстрации; с рабочими во время перекура... Он был талантливым организатором и человеком, наделенным особым артистическим даром... Все это есть в фильме, и каждый из сидящих в зале как бы дорисовывает себе портрет этого человека. Фильм озвучен лишь музыкой — собранными А. Свиргуновым записями мелодий 30-х годов из его семейного архива.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта