С. И. Ильичев б. Н. Нащекин кинолюбительство_ истоки и перспекти. С. И. Ильичев
Скачать 0.56 Mb.
|
42 43 Так, еще в 50-х годах в Ярославле существовала детская любительская студия под ироническим названием «Суррогат-фильм», которая на один из смотров представила экранизацию рассказа О’Генри «Вождь краснокожих». Лента покорила жюри, но, конечно, отнюдь не художественными качествами, а именно как образец игры детей в кино — наивностью и жизнерадостностью. Впрочем, надо заметить, лента ярославских школьников и по исполнению превосходила многие «взрослые» картины. Конечно, в детских студиях и кружках занимаются школьники разных возрастов — от самых маленьких до старшеклассников. Для одних кинокружок при Доме пионеров оказывается началом пути в большое кино или телевидение; а для очень многих, как показывают исследования социологов и психологов, камера становится исключительным инструментом познания мира и своего места в нем; практически для всех это — средство нравственного и эстетического воспитания, а также расширения умственного кругозора. Но момент игры, думается, обязателен в детском кинолюбительстве, обязателен даже в том случае, если ребята делают фильм важного общественного звучания. Любопытен в этом отношении опыт детского объединения при Тульском областном клубе кинолюбителей, создавшего в конце 70-х годов фильм «Мой Кремль», который всколыхнул общественность славного древнего города, и прежде всего — молодежь. Дело было так. Однажды к ребятам обратились с просьбой снять сюжет в защиту Тульского кремля, оказавшегося в запустении и пренебрежении у туляков. Не столь знаменитый, как Московский, Новгородский или Нижегородский, Тульский кремль тем не менее является интересным историческим и архитектурным памятником, с которым связаны многие страницы истории России. Его захламление, а тем более разрушение было недопустимо. Для ребят, уже имевших опыт, снять сатирический сюжет по этому поводу не составляло труда. Но они пошли по иному пути; работу по защите кремля провели не два-три оператора, а буквально все студийцы. Прежде всего при поддержке учителей в школе ученики написали сочинения на тему «Мой Кремль». Многие сочинения оказались интересными, содержащими богатую информацию, проникнутыми искренней заботой об этом архитектурно-историческом памятнике. Кто-то из школь- 44 ников обратился к серьезной литературе, кому-то помогли родители. Во всяком случае, эти сочинения легли в основу сценария, а в дальнейшем и дикторского текста фильма. Затем ребята из студии внимательно осмотрели кремль и составили подробный съемочный план, в обсуждении которого также приняли участие многие школьники. Иначе говоря, это была прекрасная «пионерская операция» по спасению кремля, в которой игра сочеталась с общественно полезной деятельностью. Фильм «Мой Кремль» взбудоражил туляков. Некоторые кадры в нем, построенные, как говорят профессионалы, на контрапункте слова и изображения, были эмоционально на редкость сильными. Например, в тексте звучали слова любви к родному городу и его едва ли не лучшему памятнику старины, а на экране показывались груды металлолома и горы мусора и щебня, завалившие кремлевские стены, ободранная штукатурка, вырванные кирпичи. Можно предположить, что многие взрослые и ответственные люди с чувством стыда смотрели этот фильм, появившийся в результате детской игры и творчества. После первого же показа ленты был проведен субботник на территории кремля. Ряд пионерских и комсомольских организаций взяли шефство над Тульским кремлем. Одной из самых знаменитых, известных не только в нашей стране, но и за рубежом детских студий является «Флоричика» (в переводе с молдавского — «цветочек») при кишиневском Дворце пионеров, руководимая режиссером Викторией Барбэ и оператором Иосифом Барбэ. Все там необычно, ярко и, мы бы сказали, празднично. Удивительно уже то, что это целиком пионерская мультипликационная киностудия (напомним в этой связи, что производство рисованных и кукольных фильмов — дело трудное, оно не просто налаживается и взрослыми людьми). Ребята из «Флоричики» с любовью и уважением относятся к своим руководителям, и это понятно — Виктория и Иосиф Барбэ не только подлинные художники, горячие энтузиасты этого вида киноискусства, но и великолепные воспитатели и педагоги. Именно они превратили студию в сказочную страну детства. В этой стране все возможно, любые чудеса: паровозик может летать, а ружья солдат — стрелять цветами; остров может из дружбы к девочке подплыть к берегу и стать полуостровом и т.п. Впрочем, трудно сказать, чудеса ли все это для юных авторов или 45 просто выражение детского восприятия действительности. Не совсем обычен и состав «Флоричики» — там немало и бывших «трудных» подростков. Неспособных и неталантливых детей просто не существует в природе, считает Виктория Ивановна. Более того, по ее мнению, именно так называемые «трудные» дети, неудобные для педагогов, оказываются часто интересными и способными, потому что отличаются нестандартным мышлением. Согласимся, что это тоже не совсем стандартный подход к детям. А результаты его вызывают восхищение у всех, кто знакомится с «флоричатами», как их называют. Руководители в каждом из них стараются разбудить талант, помочь увидеть красоту мира, научить удивляться прекрасному. И еще надо сказать, что «флоричата» учатся не только рисовать и снимать кино, но еще и дружить, петь, печь вкусное печенье, быть добрыми и гостеприимными хозяевами. В 1972 году, когда киностудии исполнилось пять лет, в Кишиневе был проведен первый фестиваль друзей «Флоричики», на который приехали большинство руководителей и многие участники детских любительских киностудий страны. Кроме того, многие профессиональные кинематографисты привезли на суд «флоричатам» свои новые работы. В дни фестиваля они вставали раньше всех, одержимые заботами об удобствах гостей. С утра мелькали в столовой нарядные фартучки девочек, предлагавших гостям мороженое и соки. На улицах Кишинева не было более внимательных гидов, чем «флоричата». А по вечерам, когда кончались просмотры, они встречались для вполне профессиональных разговоров со своими старшими коллегами. Успех фестивалей друзей «Флоричики» позволил провести в Кишиневе в 1978 году, также при участии и помощи «флоричат», международный фестиваль детских любительских фильмов «Десятая муза» — с участием Болгарии, Кубы, Бельгии, Швеции, Норвегии, Австрии и многих других стран. Снова «флоричата» вызвали общее удивление и восхищение. «Флоричика» стала первой в стране детской народной киностудией. Ее юные участники, зачинатели всего дела, стали взрослыми людьми. Для многих из них киностудия стала своего рода подготовительной школой для выбора творческих профессий — художников, актеров, дизайнеров, журналистов и т. п. Но и те, кто выбрали другие про- фессии, с благодарностью вспоминают киностудию, привившую им глубокую любовь к искусству. Число киностудий, подобных «Флоричике», растет, но очевидно, что их много меньше, чем хотелось бы. Этот процесс ускорился с конца 70-х годов, когда крупные любительские киностудии стали обзаводиться «спутниками» — подшефными детскими коллективами. Нужно заметить, однако, что организовать детский любительский кружок и снабдить его необходимой для начала техникой — дело не самое сложное. В конце концов ребята и сами иногда все это делают, — например, учащиеся 318-й Руйнакской школы в Дагестане приобрели камеру и все необходимое для съемок на деньги, отчисленные им за сбор макулатуры и металлолома. Но чтобы детский коллектив работал интересно и результативно, необходимы руководители не просто кинематографически грамотные, но и умеющие работать с детьми. На I Всесоюзном фестивале детских любительских фильмов, организованном газетой «Пионерская правда» и Союзом кинематографистов СССР в 1977 году, были представлены 27 фильмов от 15 киностудий. Однако детских киностудий в стране во много раз больше. Следовательно, эти цифры говорят о том, что многие детские киноколлективы просто «не получаются». Они имеют формально все или почти все, что надо для работы, однако коллектив не формируется и фильмы не снимаются. Совершенно очевидно, что детскому кинолюбительству необходимо уделять больше внимания. В частности, нужно распространять положительный опыт лучших киностудий. Опыт же накоплен довольно богатый и разнообразный. Так, если «флоричата» нашли себя в мультипликации, то ребята из студии «Пионер-фильм» Тбилисского Дворца пионеров специализировались на съемках игровых фильмов. Возможно, это объясняется отчасти богатыми традициями грузинского короткометражного фильма, а отчасти — склонностями великолепных руководителей «Пионер-фильма», Г. Чигогидзе и С. Марджанишвили, но факт есть факт: грузинские ребята создали уже много динамичных, остроумных и зрелищных киноновелл. Именно о них мы вспоминали, говоря о съемках фильмов ребятами как об игре. Тбилисские школьники играют в кино весело и самозабвенно. Сюжеты у них самые разнообразные, подчас — просто стереотипы ковбойских, приключенческих фильмов и т. п., однако переосмысленные, превращенные 46 47 именно в повод для детской игры в кино. Так, в одном их фильме лихие ковбои скачут на игрушечных лошадях, стреляя из игрушечных пистолетов по детской железной дороге и спасая от разбойников «прекрасную даму»... Условность, казалось бы, предельная, но нельзя не видеть, что эта игра воспитывает в ребятах доброту и рыцарство. Кроме того, есть в этих лентах и какая-то своеобразная артистичность. Не случайно игровые короткометражки тбилисских ребят получили немало наград на советских и зарубежных фестивалях кинолюбителей. Студия «Пионер-фильм» создана еще в середине 60-х годов. Начала она с фильма в рисунках «Метаморфозы» — о том, как труд превратил обезьяну в человека и как некий тунеядец вернулся к состоянию предков. Но успех к киностудии пришел позже и именно на игровых лентах. Сегодня «Пионер-фильм» оспаривает у «Флоричики» первенство в советском детском любительском движении. В Тбилиси же проводятся и Всесоюзные конкурсы «Тбилисские зори». Думается, что особого внимания и популяризации заслуживает опыт краснодарской детской народной киностудии «Юность», одной из самых массовых. В ней участвует более двухсот школьников, и еще шестьдесят-семьдесят занимаются в фотоклубе при киностудии; работают курсы киномехаников, и уже более ста подростков получили эту дефицитную в сельской местности профессию. Главное направление деятельности «Юности», руководимой учителем В. Жихаревым, — документалистика. Причем надо учесть, что это не городская, а станичная киностудия и в летнюю страду ребята работают в поле вместе со взрослыми. И работают хорошо: один из студийцев, кинооператор Николай Хуштов, был награжден медалью «За трудовую доблесть». В поле студийцы выезжают с камерами и кинопередвижками. Съемки не мешают работе. А в часы отдыха ребята показывают колхозникам хронику о них самих, их трудовых достижениях, а также и об их просчетах. Успех, конечно, такая хроника имеет исключительный. Руководство колхоза и партийная организация высоко оценивают пропагандистскую деятельность студийцев. Формы работы детских любительских коллективов беспрерывно расширяются и изменяются. Установились хорошие контакты между советскими детьми и их зарубежными сверстниками, также увлеченными съемками самодеятельных фильмов. Результатом этих контактов стало участие детских любительских фильмов из зарубежных стран, прежде всего стран социализма, в советских фестивалях и, напротив, участие фильмов советских детей в зарубежных смотрах. А «Флоричика» даже показала в 1983 году советско-французский любительский фильм, сделанный детьми, под названием «Вокруг Земли, вокруг Луны» (с подзаголовком «Жак Превер на экране детей»*). Премьера этого фильма во Франции превратилась в яркий праздник советско-французской дружбы. Говоря, «дети-кинолюбители», мы часто не учитываем, что эти дети растут, взрослеют, накапливают жизненный опыт и знания о мире и потому, часто не расставаясь до конца с детской киностудией, начинают создавать картины о проблемах сложных и жизненно значительных, о проблемах «взрослых». Такие картины, естественно, представляются уже на республиканские и всесоюзные «взрослые» фестивали. Так, на фестивале первую премию получила детская киностудия Рязани — за фильм редкостной остроты и требовательности, названный «Долг». Фильм не задумывали и не готовили, он возник «нечаянно», но это не помешало хронике стать обвинительным документом, исполненным глубоких раздумий о противоречиях жизни. Но расскажем обо всем по порядку. Учащиеся одного из рязанских технических училищ поехали на уборку урожая в подшефный колхоз и захватили с собой киноаппарат. Наверное, они сделали бы очередной сюжет о том, как на колхозном поле работают не колхозники, а горожане, или сняли бы какой-нибудь видовой этюд — как обычно при таких съемках. Но однажды ночью случился пожар — загорелся дом, по соседству с которым жили ребята. Подростки самоотверженно бросились в огонь спасать малышей, оказавшихся в доме. И спасли! Но взорвался газовый баллон, и одному из спасителей взрывом оторвало руку... Далее произошло нечто такое, во что трудно поверить. Деревня, в которой все это случилось, большая * Жак Превер — выдающийся французский поэт и сценарист, один из основоположников художественного течения «поэтического реализма»; сценарист фильмов «Набережная туманов», «Дети райка», «Сена встречает Париж» и многих других. 48 49 и зажиточная, у ряда колхозников — свои легковые машины. Пожар, конечно, поднял на ноги всю деревню. Когда случилось несчастье, то, казалось бы, взрослые люди должны были прийти на помощь искалеченному мальчику: долго ли подогнать машину и отвезти его в больницу? Но мальчик лежал на земле, истекая кровью, окруженный беспомощными товарищами. А взрослые — солидные мужчины, крепкие парни и женщины, у которых такие же дети, — стояли неподалеку и молча наблюдали, как несчастный мальчик борется со смертью, кое-как перевязанный друзьями. Не минуты стояли — часы, точно — четыре часа, пока не приехали издалека врачи, спасшие каким-то чудом жизнь мальчику. Человек с киноаппаратом, стремящийся к правдивому отображению жизненной реальности, не должен уходить от съемок и в экстремальных ситуациях, когда снимать бывает горько и трудно. Об этом не раз писали и говорили писатель Константин Симонов, режиссер Александр Довженко, кинодокументалист Роман Кармен и другие в связи с тем, что в богатейшей кинолетописи Отечественной войны очень мало кадров, рассказывающих о самом трудном периоде ее — вынужденном отступлении. «Не поднималась рука снимать горе народа» — так говорили фронтовые операторы, забывая о том, что они — современные летописцы, обязанные запечатлеть жизнь во всех ее проявлениях и противоречиях. Знали ли рязанские ребята-кинолюбители об этой обязанности любого кинохроникера? Во всяком случае, они сняли все: и свой подвиг — ведь это они, а не деревенские жители вытащили из огня малышей, — и муки товарища, и черствое бездушие взрослых людей. Не только все сняли, но и докопались до причин того, почему ни один из владельцев машин не повез мальчика: потому что каждый, оказывается, боялся запачкать сиденье- своей машины... Есть крылатое выражение одного из первых теоретиков кино Белы Балаша: ничего нет субъективнее объектива. Документальная камера рязанских ребят тоже на редкость субъективна — она открыто обвиняет взрослых людей этой деревни в неисполнении главного долга — долга человечности. В фильме есть страшный кадр — панорама по лицам людей, издали наблюдающих за муками мальчика: это равнодушные лица. Этот кадр заставляет вспомнить слова Бруно Ясенского: «Бойтесь равнодушных!» Думается, что хорошо было бы показать этим людям фильм Р. Юстинова, где в сходной ситуации толпы людей спасали незнакомого мальчика, отдавая ему свою кожу. Отметим, что тема нравственных исканий занимает важное место в кинотворчестве подростков и молодежи. Чаще всего она находит выражение в фильмах — портретах отцов, наставников, представителей старших поколений, вообще людей, проживших большую жизнь, прошедших через войны, борьбу, лишения ради Родины и счастья детей. В таких героях нашего времени молодежь справедливо видит реальное воплощение своих идеалов. Вообще, думается, что о картинах, созданных юными кинолюбителями, можно говорить без каких-либо скидок на молодость их авторов. ЛЮДИ И ФИЛЬМЫ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО КИНО Трудно, пожалуй, даже невозможно в сравнительно небольшой книжке рассказать о всех талантливых кинолюбителях и о лучших картинах, созданных ими. Они, как уже отмечалось, работают во всех видах и жанрах кино и даже в таких жанровых симбиозах, которые зачастую неприемлемы для профессионалов. Но было бы ошибкой полагать, что в любительском движении все бесспорно, благополучно и соразмерно, что развивается оно только по восходящей. В постановлении ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию киносамодеятельности среди рабочих и служащих», принятом в сентябре 1973 года, отмечены очевидные успехи этого движения, ставшего поистине массовым, и среди прочего — участие кинолюбителей «в пропаганде передового производственного опыта, технических и экономических знаний». Однако в постановлении отмечалось, что возможности кинолюбителей в деле духовного развития и формирования художественных вкусов трудящихся используются недостаточно. Это важное для клубных киноколлективов постановление, но нас здесь интересует лишь тактично отмеченное сужение сферы деятельности этих коллективов. Нет нужды доказывать, что деятельность по созданию технико-пропагандистских фильмов, согласно сути этого документа, 50 51 должна расширяться. Талантливо сделанные технико-пропагандистские фильмы не только информируют о новых изобретениях и рационализаторских предложениях, но и рассказывают о жизни производственных коллективов, раскрывают духовный мир советских людей. В лучших киностудиях и кружках многие вопросы, связанные с их деятельностью, решаются легко и естественно. Показателен в этом отношении опыт работы упоминавшейся народной самодеятельной киностудии «Юность», руководимой Р. Юстиновым. Она возникла при Ярославском паровозоремонтном заводе, но практически давно стала центром любительского движения и города и области. С «Юностью» тесно связан «Клуб друзей кино», руководимый Ниной Николаевной Юстиновой. При студии существует своего рода творческий филиал — «Солнышко», объединяющий около трех десятков «семейных киностудий». «Юность» оказывает большую шефскую помощь сельским любителям. Р. Юстинов говорит, что исключительное, важное событие при необходимости актив «Юности» может снимать одновременно сотней кинокамер — так велики их возможности. Киностудия снимает многие и разные картины — от информационных, сообщающих, скажем, о трудовых достижениях коллектива родного завода, до шутливых, показывающих, как живут и отдыхают студийцы. Секрет успеха «Юности» и ее руководителя Р. Юстино-ва трудно определить однозначно. Все имеет значение: и то, что Рэм Александрович — специалист, окончивший Ленинградский институт киноинженеров; и что он обладает счастливой способностью заражать своим энтузиазмом разных людей, объединять их и общими усилиями добиваться, казалось бы, невозможного; и что он не только инженер и организатор, но и одаренный художник, и многое другое. Но то, что «Юность» может одновременно снимать несколько разных по материалу и жанру картин, объясняется предельно просто — многочисленностью режиссеров, операторов, монтажеров, осветителей, звукооператоров. К сожалению, часто любительские кружки, а подчас и коллективы, называющиеся «киностудиями», настолько малочисленны, что могут справляться со съемкой только одного фильма и снимают его порой так долго, что работают над одним фильмом от фестиваля до фестиваля и практически — только для фестивалей. Этот момент также был отмечен в постановлении ВЦСПС, потребовавшем более широкого привлечения в киностудии творчески одаренной молодежи. Ради справедливости заметим, что пример «Юности» — не единственный в своем роде. Так, в Житомире, сравнительно небольшом городе, в 70-х годах работало 15 любительских коллективов, объединявших более 1200 человек. Благодаря этому Житомир превратился в своего рода столицу украинского любительского движения и на его фестивали «Золотое Полесье» съезжались кинолюбители не только Советского Союза, но и социалистических стран. В 70-х годах стали проводить тематические и специализированные фестивали и смотры любительских фильмов, в том числе фильмов, посвященных вопросам технического прогресса и повышения производительности труда. Очень представительным был фестиваль, прошедший в Туле в 1974 году. Из представленных шестисот технико-пропагандистских картин на заключительный тур прошло сто двадцать пять. Об их тематике говорят сами названия — «Люминесцентная микроскопия», «Электросепарация руд», «Щекинский эксперимент», «Рассказ об одном изобретении», «Шахтам — малая механизация», «НОТ» и т. д. Некоторые из этих фильмов имели всесоюзное значение, поэтому около двадцати из них были отобраны для Главкинопроката. Особенно бережно жюри отнеслось к снятым учащимися ПТУ, техникумов и вузов фильмам, являющимся своего рода учебными пособиями. Среди них был отмечен опыт учащихся техникума из города Кирова, использовавших средства мультипликации для разъяснения проблем высшей математики. Фестиваль, проходивший в 1974 году под девизом «Тебе, Родина, наш ударный труд!», выявил новые творческие коллективы, открыл новые имена. К тому времени в стране насчитывалось примерно пять тысяч любительских киностудий, объединявших шестьдесят тысяч человек. Ими было создано свыше трех тысяч разнообразных картин, а на заключительный тур прошло лишь сто тридцать — отбор был строг. Г. Рошаль, подводя итоги, справедливо говорил: «Ленты, которые мы посмотрели, показывают мир труда. И сделаны они людьми труда. |