С. И. Ильичев б. Н. Нащекин кинолюбительство_ истоки и перспекти. С. И. Ильичев
Скачать 0.56 Mb.
|
ГЕОГРАФИЯ КИНОЛЮБИТЕЛЬСТВА Мы говорили, как нуждаются кинолюбители в помощи профессионалов и опытных практиков и что легче всего »щь получить в больших городах — центрах развития и функционирования кино и телевидения. Это верно. Однако неоспорим и тот факт, что превосходные любительские ленты часто снимают в самых далеких уголках нашей страны. Например, на Всероссийском конкурсе, посвященном 60-летию образования СССР, общее внима- 62 ни« привлек фильм «Лес сплавляли», созданный в городе Кирово-Чепецк Кировской области. Его авторы, В. Волков и А. Налетов, рассказали о жизни и делах маленького экипажа буксира, сплавляющего лес. Используя прием кино-наблюдения, они сняли исключительно жизненный и поэтичный фильм. И таких примеров множество. География кинолюбительства чрезвычайно обширна. И самое интересное, что нынче многие центры самодеятельного кино располагаются в союзных республиках. Мы уже упоминали об успехах кишиневских ребят, тбилисцев, полтавчан и других. Между тем еще в 60-х годах некоторые из этих центров были бслымн пятнами на карте кинолюбительства. Наш очерк развития кинолюбительства будет неполным без хотя бы краткого обзора того, как работают в республиках. Попытаемся сделать этот обзор. Но оговоримся, что это первая попытка рассказать, причем предельно кратко, о положении дел. О кинолюбителях, например, Украины, Латвии, Грузии и ряда других республик вполне можно писать отдельные книги. В этих республиках кинолюбительство стало массовым, там есть замечательные энтузиасты и созданы фильмы, получившие признание не только в республике, но и в стране н за рубежом, на международных фестивалях любительского кино. Украинская ССР Развитие любительского движения и каждой из республик имеет свои особенности. Их не объяснишь только традициями национальной культуры, хотя, конечно, сказывается и этот фактор. Многое было обусловлено теми, кто начинал эту деятельность, с кого позже любители брали пример. Для украинских любителей на первом этапе важное (качение имел успех Киногазеты Азовстальстроя. Позже своего рода законодателями мод стали работы харьковских и житомирских любителей. Преимущественно это были работы производственной тематики. Но с развитием любительского движения в республике расширялась и тематика фильмов, обогащались жанры. Несомненно, что украинские любительские коллективы стремятся активно участвовать в деле коммунистического воспитания трудящихся. Именно это свойственно их киножурналам и большинству документальных фильмов. Для них характерно стремление к эпическому отображению 63 действительности, к масштабным формам, однако при этом украинские кинолюбители, даже если воссоздают страницы истории, стремятся, чтобы материал был интересным и не оставлял зрителя равнодушным. Типичен в этом отношении фильм, посвященный истории завода имени Ф. Дзержинского. Авторы начали его с родословной завода — с рассказа о знаменитой детской коммуне. Им удалось разыскать в архивах старую пленку, запечатлевшую коммуну в начале 30-х годов, когда во главе ее стоял А. Макаренко и когда бывшие беспризорники начали делать первые советские фотоаппараты марки «ФЭД», высоко оцениваемые специалистами и по сей день. Уже этого одного было бы достаточно, чтобы сделать фильм дзержинцев по-своему уникальным. Но кинолюбители завода не остановились на этом, они тактично перевели разговор на сегодняшние дела и события, снимая в фильме дела и жизнь ветеранов, которые начинали работать еще в коммуне А. Макаренко. В результате получился впечатляющий фильм об истории и о динамике роста рабочего коллектива. Картина «Так мы живем», также созданная в Харькове учащимися химико-технологического техникума, долгое время демонстрировалась на ВДНХ, в павильоне «Образование», и была отмечена Золотой медалью выставки. Картина, внешне не сложная, — о жизни и отдыхе учащихся техникума, но вместе с тем она исключительно ярко показывает полноту и радость жизни, гордость советской молодежи за наш социалистический образ жизни. Широкой известностью пользовались ленты Одесского клуба кинолюбителей «Слово о труде» и «Наследники», рассказывающие о людях труда. Такого рода примеры можно продолжить, причем не только из прошлого любительского движения на Украине. Лучшие фильмы самых последних лет также рассказывают о людях труда, трудовом воспитании, о жизни производственных коллективов. Например, картина «Медаль за бой, медаль за труд» киностудии шахтоуправления рассказывает о шахтерах — ветеранах войны и труда. Кинолюбитель П.Сочка из города Иршава Закарпатской области совсем недавно показал интересную картину «Наш Юрий Юрьевич» — об известном хлеборобе, дважды Герое 64 Социалистического Труда, депутате Верховного Совета СССР звеньевом Ю. Ю. Питре. Не вызывает сомнения, что главная особенность творчества украинских любителей — съемка фильмов о труде и людях труда. Вместе с тем нельзя не сказать, что успехи украинских любителей в конце 70-х — начале 80-х годов были более скромными, чем в предыдущем десятилетии, и, пожалуй, более скромными, чем в некоторых других республиках. Причину этого мы видим в том, что большинство коллективов, в особенности коллективы известные, были оснащены профессиональной 35-мм аппаратурой, привыкли к ней и долгое время просто игнорировали аппаратуру и пленку форматов 16- и 8-мм. Это не могло не сказаться и на отношении молодежи к работе на узкой пленке. Приток молодых сил в киностудии, лишенные профессионального оборудования, явно и неоправданно замедлился, да и результаты работы на узкой пленке оказались неудовлетворительными. Нет сомнений, однако, что определенная заминка в деятельности украинских кинолюбителей — дело временное, преходящее. Во всех областях Украины действуют сравнительно мощные клубы — лаборатории кинолюбителей. Большинство из них служит базой для 35—40 городских и сельских киностудий, а Киевский клуб обслуживает восемьдесят самодеятельных киностудий и кружков, Харьковский и Житомирский — по семьдесят. Это большая сила. Грузинская ССР Общество кинолюбителей возникло в Грузии в конце 1960 года и поначалу объединило около семидесяти киностудий и разного рода кружков, уже существовавших в Тбилиси, Сухуми, Батуми, Поти и других городах. Сегодня их число значительно выросло. С самого начала грузинские любители выступали на всесоюзных фестивалях и смотрах с исключительным успехом, поражая зрителей как тематикой, так и исполнением своих фильмов. Например, нельзя не восхищаться картиной «Мы — верхолазы» Э. Еремова и В. Тархова, рассказавшей о мужественных людях, предупреждающих возможность обвалов на горных дорогах. Фильм снят с двух точек: снизу — оттуда, где стоят люди, наблюдающие за работой отчаянных верхолазов, и сверху — с точки зрения самих верхолазов. А несколько кадров сняты с третьей точки: повиснув на канате, инженер Э. Еремов снял драматический эпизод спасения верхолаза, у которого 65 на веревке затянулся узел и он беспомощно повис над пропастью. Его спас другой верхолаз, который, оттолкнувшись от скалы и летя над пропастью, подхватил товарища и, держа его в объятиях, благополучно спустился по своему канату. Республиканская газета «Заря Востока» писала 6 августа 1981 года: «Наибольшего успеха грузинские кинолюбители достигли в 1967 году, когда на юбилейном кинофестивале, посвященном, 16 из 17 фильмов получили первые призы и стали лауреатами. Затем начался некоторый спад...» Это так и не так. Потому что именно в период этого «спада» приобрела международную известность пионерская киностудия при Дворце пионеров и школьников имени Б. Дзнеладзе, ставшая своего рода базой всесоюзных фестивалей детских фильмов «Тбилисские зори». Для Грузии характерно большое число и высокая активность индивидуальных кинолюбителей. Однако с конца 70-х годов там быстро стали создаваться новые киностудии и кружки кинолюбителей: в Педагогическом институте имени А. С. Пушкина, Институте иностранных языков имени И. Чавчавадзе, на Авиационном заводе имени Г Димитрова, при Руставском НИИ химического волокна и другие. Уже появились и первые фильмы этих студий. Так, фильм «Чайный куст жалуется», снятый любителями Михарадзевского района по заказу комитета народного контроля, выявляет недостатки в работе некоторых хозяйств. Следует отметить, что эта картина отличается мастерством исполнения. К числу достоинств многих фильмов грузинских любителей надо отнести и то, что они сделаны на основе многолетних кинонаблюдений за человеком, о котором рассказывают. Такова, например, лента «Составитель поездов» — о хорошем человеке и мастере своего дела Ираклии Поцхверашвили. Белорусская ССР Есть своя особенность в работе и белорусских любителей, которую мы определили бы так: пристальный интерес к человеческим судьбам, любовный показ от ельных, конечно же, типических биографий. Таким был один из первых, снятый еще в 60-х годах и ставший известным фильм киностудии Минского тракторного завода «Последний звонок»; таков и совсем недавний документальный фильм «Полет его продолжается». Об этой работе, посвященной уроженцу Могилева Герою Советского Союза летчику-истребителю Николаю Карначенко, стоит коротко рассказать. Материал о нем долгие годы собирал авиатехник М. Назаренко, он же написал и сценарий. Реализовать его взялся коллектив Минского городского киноклуба «Радуга» — режиссер А. Роговский, оператор В. Критнев, авиаторы местного аэропорта, группа комсомольского поиска авиапредприятия. Они создали отличную картину, показав героические деяния защитника Сталинграда и раскрыв его высокие человеческие качества. Минский клуб-лаборатория, ставший главной базой любительских коллективов, был создан в 1970 году, но работать сразу стал так, что может служить образцом и для клубов с большим стажем. Большое место в его деятельности занимает пропаганда кино, стремление широко показывать любительские ленты, организация их обсуждения и т. д. В этой деятельности кинолюбители встречают поддержку со стороны профсоюзов и Союза кинематографистов БССР. Так, была проведена научно-практическая конференция «Советский образ жизни и любительский кинематограф», которая ставила целью выявить основные закономерности повышения роли любительского кино в идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании молодежи, а также дальнейшего развития идейно-художественного уровня деятельности кинолюбителей. В начале 80-х годов в Белоруссии насчитывалось более двухсот любительских киностудий — не много для такой большой республики, но важно знать, что это сильные и активные коллективы. Фильмофонд белорусских любителей ежегодно растет, и очень многие из их работ привлекают внимание и тематикой и какой-то особенной теплотой исполнения. Давно и успешно работает киностудия «Монолит» (при Минском производственном объединении индустриального домостроения), в которой постоянно участвуют около ста рабочих, инженеров, служащих, их детей. Ей присвоено звание народной самодеятельной киностудии. Одной из последних работ «Монолита» стала лента «Я знаю — город будет!», рассказывающая о людях, строящих города. Это документальная картина, но вообще 66 67 «монолитовцы» работают во всех видах кино — игровом, документальном, научно-популярном и мультипликационном. Немало теплых слов можно сказать и о гомельской студии при Дворце культуры и техники имени В. И Ленина. Из ее работ интересен сборник новелл о лучших людях локомотивного депо — конструкторе Д. Базанове, слесаре В. Савочкине, бывшем машинисте, основоположнике рабочей династии Петре Чиже. Фильм интересен именно своим человеческим аспектом — показом не только трудовых свершений героев, но и раскрытием их душевных качеств. Звания народного коллектива удостоена и мозырьская киностудия «Горицвет», не раз получавшая призы и дипломы на всесоюзных фестивалях. В частности, диплом Союза кинематографистов СССР в свое время получил руководитель студии Анатолий Кошевников (за фильм «Горе», остро и правдиво раскрывающий проблему «трудных» подростков). Особенностью деятельности Кошевникова является то, что он не только снимает картины, но и успешно готовит из лучших студийцев руководителей новых коллективов. Молдавская ССР В республике — восемьдесят постоянно и активно действующих любительских киностудий. Вроде бы не так уж много. Но поражает тот факт, что одиннадцать из них имеют звание народных. Двадцатого мая 1981 года газета «Вечерний Кишинев» сообщала, что в Молдавии в обществе кинолюбителей состоит почти девяноста тысяч человек — эта цифра много выше средней по стране. О впечатляющих достижениях кишиневских кинолюбителей-детей мы уже рассказывали. Успехи молдавских кинолюбителей во многом объясняются активной работой их базового клуба-лаборатории и его директора — большого энтузиаста и знатока киносамодеятельности Юлиана Ромашкану. Он сумел привлечь профессионалов в помощь кинолюбителям, добиться открытия специализированного кинотеатра для показа любительских фильмов, но самое главное — направить деятельность кинолюбителей по тому пути, который на данный момент представляется важнейшим. Так, с 1982 года в центре внимания клуба и его директора были вопросы развития сельской киносамодеятельности. Отметим, что молдавским кинолюбителям большую помощь оказывают (помимо обычной помощи профсоюзов, различных общественных организаций) профессиональные кинематографисты, издатели и журналисты. Все лучшие фильмы, как правило, получают оценку в местной прессе. Республиканское издательство выпустило для кинолюбителей книгу-учебник. Был проведен конкурс на лучшие сценарии для кинолюбителей. Наконец, в 1982 году были организованы шестимесячные курсы кинолюбителей; из сорока пяти человек, окончивших курсы, двенадцать получили право руководить коллективами кинолюбителей. Почти все любительские киностудии Молдавии работают превосходно. Фильмы народной киностудии «Кроника» отличаются высоким профессионализмом, оригинальной тематикой, им свойствен постоянный творческий поиск. Например, Специальным призом Министерства культуры СССР в свое время награждена лента «Большая тетрадь в клеточку» — поэтический рассказ о собирателях молдавского песенного и танцевального фольклора, людях замечательных по своим душевным качествам. Интересно работают кинолюбители Кишиневского медицинского института, создавшие более шестидесяти документальных картин о своей жизни, учебе и трудовых семестрах, турпоходах, об ученых института и т. п. Но своими особенными удачами они считают съемки уникальных операций молдавских хирургов, которые одновременно являются научной документацией и учебным пособием. Эти ленты размножены «Центрнаучфильмом» для демонстрации в медицинских вузах страны. Большой удачей молдавских кинолюбителей стал фильм «Отблеск» руководителя киностудии Молдкоммунпроекта Л. Лейзеровича. Известна фотография Владимира Ильича Ленина с Надеждой Константиновной, Анной Ильиничной и двумя ребятишками, сделанная в Горках. Кинолюбители узнали, что стриженая девочка на фотографии 1922 года — Вера Ивановна Брусова-Страунинг и живет она в подмосковном городе Обнинске. Конечно, они сразу поехали к ней. Из воспоминаний Веры Ивановны зрители узнают, что она была дочерью многодетной дворничихи на Манежной улице. По приглашению Анны Ильиничны Вера (было ей тогда восемь лет) провела лето в Горках. Там она подружилась с Виктором, сыном Дмитрия Ильича. Лейтмотив фильма — мысль о том, что человек, которому судьба 68 69 подарила счастье хоть немного соприкоснуться с жизнью Ильича, навсегда сохраняет в душе особый свет в жизнь Веры Ивановны подтверждает эту мысль. Ее судьба типична для всего поколения: училась, приобрела профессию слесаря-инструментальщика, работала на Московском автозаводе. В годы войны после работы спешила в госпиталь — ухаживать за ранеными. А перед уходом на пенсию трудилась на первой в мире атомной электростанции. И всю жизнь как святыню хранила дорогую фотографию. Чтобы решить такую тему кинематографически, надо обладать не только мастерством, но и горячим сердцем Узбекская ССР Узбекские кинолюбители начинают отсчет своей послевоенной истории с 1958 года, когда в Ташкенте появились два кружка — при Доме культуры текстильщиков и при Доме пионеров имени В. И. Ленина. В настоящее время в Узбекистане около двухсот любительских киностудий. Руководителем киностудии при Доме культуры текстильщиков долгое время был педагог Владимир Шифман, человек большой культуры, оказавший влияние на деятельность не только своих студийцев. Лично для него был характерен интерес к людям необычных биографий, в которых, однако, отражаются черты людей нашего времени. Так, героем его фильма «Радуга твоя, малыш» стал рабочий человек, которому война и тяжкое ранение помешали стать художником, но который любил живопись и всю свою недолгую жизнь, безжалостно прерванную засевшим в теле осколком, отдал художественному воспитанию детей. Столь же необычен и герой другого фильма Шифмана — архитектор Александр Зотов, вернувшийся с войны ослепшим. Остаться архитектором, будучи слепым, — это казалось немыслимым, но А. Зотов проявил исключительную силу воли и заставил окружающих поверить в него как архитектора. В фильме есть поразительный (и документально достоверный!) эпизод, когда молодой, начинающий архитектор возмущается, что экспертом по его проекту назначен слепой. Но он очень быстро убеждается, что Зотов — великолепный специалист и что все его замечания по проекту бесспорны. В. Шифман позже перешел в профессиональное кино но, работая в Москве, не расстается с кинолюбителями 70 Клуб-лаборатория был открыт в Ташкенте лишь в 1975 году, и через пять лет при нем действовало около пятидесяти киностудий (из них три — народные коллективы) В 70-х годах фильмы узбекских любителей получили первые призы: «Увлеченные небом» — приз журнала «Клуб и художественная самодеятельность», «БАМ — наша мечта» — диплом международного фестиваля в ГДР «Проблемы... проблемы» (о подготовке подрастающего поколения к трудовой деятельности) — премию на международном фестивале в Чехословакии и т д. Получили широкую известность хорошо оснащенные многочисленные киностудии Узбекского комбината тугоплавких и жаропрочных металлов, Ташкентского авиационного объединения имени В Чкалова, ряда узбекских заводов, пред приятии и вузов. Но, на наш взгляд, самое интересное у любителей этой республики сравнительно большое число колхозных киностудий и фильмов, посвященных различным аспектам сельской жизни Возможно, в какой-то мере это объясняется тем, что в Узбекистане колхозы, как правило, крупные и богатые |