Главная страница

С. И. Ильичев б. Н. Нащекин кинолюбительство_ истоки и перспекти. С. И. Ильичев


Скачать 0.56 Mb.
НазваниеС. И. Ильичев
Дата30.11.2021
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаС. И. Ильичев б. Н. Нащекин кинолюбительство_ истоки и перспекти.doc
ТипДокументы
#286986
страница1 из 11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

С.И. ИЛЬИЧЕВ

Б.Н. НАЩЕКИН
кинолюбительство:

истоки

и перспективы

МОСКВА, 1986

истоки

… Широко известны успехи ху­дожественной самодеятельности в первые же годы мир­ного строительства. Так, историк культуры А. Савченко указывает, что в начале 20-х годов в одной только Ярос­лавской губернии театральных кружков и объединений было больше, чем во всей Франции*. Казалось бы, в об­ласти любительского кино успехи не могли быть столь же значительными: не было соответствующей аппаратуры, кинопленки, базы для обработки фильмов. Более того, с серьезными материально-техническими трудностями в то время сталкивалась и профессиональная кинематогра­фия. Тем не менее к середине 20-х годов слово «кино­любитель» уже становится привычным на страницах жур­налов и газет.

Правда, вплоть до конца 20-х годов слово «кинолю­битель» определяло две категории людей, очень разные по сегодняшним представлениям. Первую категорию со­ставляли люди, интересовавшиеся технической стороной дела, нередко занимавшиеся усовершенствованием имев­шейся кинотехники и, очевидно, проводившие при этом

* Савченко А. История культурно-просветительной работы. М., 1970, с. 57—58.

5

съемочные работы, однако не с целью их широкой демон­страции. Ко второй относились обычные любители кино, увлеченные им как зрелищем и как рождающимся видом искусства, «знающие наизусть актеров», как писал тогда Н. Лебедев*. Обе группы обычно объединялись в одних и тех же кинолюбительских кружках, причем первые об­ладали техническими знаниями и порой — собственной аппаратурой, а у вторых было только горячее желание помочь развитию молодого искусства.

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что любительские ленты снимались энтузиастами не только в первый период мирного строительства, но даже и в годы гражданской войны. Но ни один из этих фильмов не сохранился, а мемуары и беглые заметки в старых газе­тах невозможно проверить и подтвердить. Но, может быть, в этом нет особенной нужды, поскольку в первый период строительства Советского государства главной, самой на­сущной задачей была кинофикация страны, с тем чтобы кино стало доступным для каждого рабочего и каждого крестьянина. Отсюда вытекали все другие задачи, намере­ния и пожелания, в том числе популяризация кино в пролетарской массе, организация кинолекториев в рабо­чих и сельских клубах, проведение хроникальных съемок заводов и фабрик силами кинолюбителей и т. д.

Все эти задачи призвано было решать Общество дру­зей советского кино (ОДСК) — самая массовая общест­венная организация в сфере культуры того времени; во главе ее стоял Ф. Дзержинский, а в Центральный совет входили известные, талантливые кинематографисты — С. Эйзенштейн, П. Бляхин, Я. Протазанов, Д. Вертов, Э. Тиссэ, В. Туркин и другие. Активному привлечению рабочих и крестьян в ряды ОДСК способствовали вы­ступления кинематографистов, партийных и советских ра­ботников в печати и по радио. Плакаты с призывом «Все в ОДСК!» появились тогда даже в небольших провинци­альных городках. Агитфильмы ОДСК с таким же призы­вом демонстрировались перед началом игровых картин.

Повторим, что съемки любительских картин отнюдь не были главной задачей низовых организаций и кружков ОДСК — для массовой деятельности в этом направлении в 20-х годах просто не было материально-технических предпосылок.

* «Кино», 1925, № 11. 6

Жизнь, однако, вносила поправки в самые, казалось бы, реалистические и трезвые планы. Дело в том, что почти каждая ячейка ОДСК стремилась к приобретению кинокамеры и организации съемок местной хроники. Пресса той поры свидетельствует, что любительскими съемками хотели заниматься даже школьники. Есть дан­ные, что к середине 20-х годов в Москве было около пятидесяти коллективов ОДСК, располагавших собствен­ной фото- и киноаппаратурой; в Ленинграде их было девяносто три.

Активно действовали кинолюбители и далеких от сто­лицы городов. Например, Томский кружок революцион­ного кино в 1925 году провел свою первую съемку — демонстрации солидарности с бастовавшими английскими горняками. Затем участники кружка выезжали на съем­ки сюжетов о рыболовном промысле на Енисее, снимали зимние виды спорта и т. д. В Омске кружок ОДСК, соз­данный в феврале 1926 года, 1 мая уже снимал празд­ничную демонстрацию трудящихся. Кинолюбители города Хорога, расположенного в отрогах Памира, сняли быт киргизов и таджиков.

Такого рода сообщения приходили со всех концов

страны.

В январе 1927 года кинофотосекция Центрального совета ОДСК, руководителем которой был Г. Болтянский, заключает соглашение с Совкино об использовании в со­юзных киножурналах хроники, снятой кинолюбителями. К моменту соглашения в киножурналы уже были вклю­чены сюжеты, присланные любителями из Томска, Сим­ферополя, Подольска и Омска. Соглашение предусматри­вало, что Совкино, заинтересованное в сюжетах, отражаю­щих жизнь и труд людей в отдаленных районах страны, будет выделять киноаппараты и кинопленку кружкам ОДСК этих районов, — такая помощь, в частности, была оказана Дальневосточному отделу ОДСК. Центральный совет ОДСК предложил также Совкино включать в свои киноэкспедиции любителей, хорошо знающих свой край, быт и обычаи людей. Это делалось для того, чтобы помочь любителям овладевать практическим опытом съемок под руководством профессионалов с целью создания на местах новых кружков ОДСК.

Большая работа была развернута ОДСК в честь X го­довщины революции. Прежде всего местным отделениям и кружкам общества было предло-

7

жено провести хроникальные съемки и создать спецвы­пуски, посвященные знаменательной дате. Планировалось, что это будут короткие, не более 300—400 метров, сюже­ты, показывающие разные стороны процесса преобразо­вания страны — жизнь и труд рабочей молодежи, сель­скую новь, дела пионеров и т.п.

Естественно, что эту работу невозможно было про­вести без самых тесных контактов с партийными, совет­скими, комсомольскими и профсоюзными организациями, без их поддержки. Действительно, получившие извест­ность фильмы крымских, новосибирских, воронежских, тульских и краснодарских кинолюбителей были созданы при содействии и материальной помощи этих организа­ций. Имевшая особенно большой успех лента о жизни детей национальных меньшинств, населяющих Сибирь, создавалась при непосредственном участии крайкома ком­сомола Сибири.

Одновременно на местах разыскивались материалы съемки, запечатлевшей события революции и граждан­ской войны. В этом особенно повезло опять же сибиря­кам. Газета «Советская Сибирь» (от 21 июня 1927 года) сообщила, что обнаружена хроника, снятая в Сибири в 1917—1927 годах. Поступивший из Канска сюжет неиз­вестного кинолюбителя показывал красных партизан 1919 года. Этот материал был отослан в Москву и ис­пользован в юбилейном киножурнале.

Нужно ли говорить, что кинолюбители не ограничи­вались съемками хроники? Наиболее активные члены ОДСК принимали участие в проведении киносеансов на площадях, выступали с лекциями, были организаторами кинорейдов в деревни и устроителями выставок. Напри­мер, в астраханском городском саду имени Лозовского местные кинолюбители создали «киноуголок ОДСК», где посетители могли получить консультации по интересую­щим их вопросам фотографии и кинематографии.

В связи с тем, что съемки любительской хроники стали приобретать массовый характер, возник вопрос об организации киноучебы. Сейчас трудно, пожалуй, пред­ставить, какие технические сложности преодолевали пер­вые советские кинолюбители, снимая примитивными ка­мерами и на крайне дефицитной широкой кинопленке. Причем все труды подчас пропадали из-за того, что кино­любители не обладали знанием даже азов языка кино. Поэтому по инициативе Центрального совета ОДСК были

8

открыты сценарные курсы кинолюбителей, на которых в качестве преподавателей выступали Н. Агаджанова-Шутко, П. Бляхин, Н. Зархи, В. Киршон, А. Ромм, Вс. Пу­довкин и другие. Их лекции с методическими советами издавались в виде брошюр. Хотя курсы назывались сце­нарными, они давали основы знаний по всем видам ра­боты над фильмом.

В те же годы выходят основные теоретические работы Дзиги Вертова, имеющие непреходящее значение как для профессионалов, так и для кинолюбителей и по сей день. По свидетельству современников Вертова, его положения относительно документального кино принимались кино­любителями сразу же и безоговорочно. Это понятно — любители снимали почти исключительно хронику, и для них мысль Вертова о том, что эта деятельность пред­ставляет собой фиксацию «документов нашего социалис­тического наступления, нашей пятилетки»*, была понятна и близка.

«До него никто так не делал хронику, — вспоминал один из первых кинолюбителей, позже — известный до­кументалист-профессионал Б. Небылицкий, — не выска­зывал таких интересных мыслей, не умел так воодуше­вить молодежь своей убежденностью. И мы внимали каж­дому его слову, изучали его работы, старались хоть что-нибудь перенять для себя.

Снимать жизнь врасплох — это поразительная твор­ческая позиция. Выискивать путем киноразведки инте­ресных людей, интересные факты в нашей жизни — это увлекательно! И группа молодых энтузиастов, последова­телей Вертова, объединилась при Одесском филиале Об­щества друзей советского кино»**.

Известно, что и Вертов весьма внимательно следил за деятельностью кинолюбителей. Двадцатый выпуск сво­ей «Киноправды» он почти целиком сделал на основе сюжетов кинолюбителей***.

10 января 1928 года состоялась I Всероссийская кон­ференция ОДСК, собравшая представителей шестидесяти

* В е р т о в Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., «Искусство», 1966, с 123.

** Дзига Вертов в воспоминаниях современников. М., «Искусство», 1976, с. 129.

*** Цит. по кн.: Дробашенко С. История советского докумен­тального кино. М., Изд-во МГУ, 1980, с. 11.

9

отделений и ячеек общества. Интересно отметить, что на выставке, отражавшей успехи и деятельность ОДСК, демонстрировался киноаппарат «Пате-2», считавшийся «идеальным». Впрочем, тогда уже родилась и пробивала себе дорогу мысль, что кинолюбители не должны поль­зоваться профессиональной аппаратурой и 35-мм плен­кой, — они нуждаются в портативном и недорогом ап­парате, чтобы снимать только на узкую пленку. Первым пропагандистом узкопленочной аппаратуры стал Григо­рий Львович Рошаль, будущий «художественный руково­дитель» всех кинолюбителей страны.

Познакомившись с опытом использования 16-мм плен­ки за границей, он писал еще в 1931 году: « ...узкая плен­ка дает возможность применения кино при самых не­значительных аудиториях, вплоть до частной квартиры... между тем колоссальное значение такого аппарата для деревни, для школы как орудия пропаганды совершенно очевидно. В наших условиях в связи с широким ростом материального благосостояния трудящихся домашнее уз­копленочное кино должно быть таким же доступным и дешевым, как домашний громкоговоритель...»*. Увы, тогда это было только мечтой.

На I Всероссийской конференции ОДСК обсуждался широкий круг вопросов, касавшихся роли кино в деле социалистической индустриализации страны, коллективи­зации сельского хозяйства и во всех других масштаб­ных преобразованиях в Стране Советов. Значительное внимание многие выступавшие уделяли кинолюбителям. Так, Н. К. Крупская обратилась к кинолюбителям стра­ны с призывом сделать кино «орудием пропаганды социа­листического строительства», «заснять то, что уже сде­лано в этой области: показать жизнь коммуны и работу артели, наглядно дать ощутить преимущества крупного хозяйства. Это имеет грандиозное политическое значение, и в этом отношении кино может сыграть колоссальную роль»**.

Любительское документальное кино становилось важ­ным фактором культурной жизни страны. В том же 1928 году Я. Рудзутак, ставший председателем ОДСК после смерти Ф. Э. Дзержинского, говорил на одном из плену-

* «Кино», 1931, № 23.

** «Кино», 1928, № 6.

мов общества, что в работах профессиональных кинодо­кументалистов «превалирует исключительно парадная сто­рона, а не то, что делается в повседневной работе во всех медвежьих уголках нашей страны, в деревне, на заводе. Члены же нашего общества фиксируют на- пленке всю многогранность нашей жизни, создают не только весьма ценный исторический, но и культурный материал. Куль­турно-историческое значение кинофотолюбительства, если поставить его на должную высоту, очень велико»*.

С конца 1928 года в газете «Кино» появилась по­стоянная рубрика «Страница кинофотолюбителя», отра­жавшая ход развития киносамодеятельности.

Большим достижением ОДСК было создание двадцати пяти крупных съемочных кинобаз, которые объединяли деятельность примерно сотни кинокружков. Такая система позволила наладить регулярный выпуск местных ки­нохроник, а в ряде городов (Вологде, Ростове-на-Дону, Воронеже и некоторых других) и производство отдель­ных полнометражных картин на местные темы, — как правило, производственного характера. Одновременно при содействии Совкино была создана сеть корреспондентских пунктов, поставлявших сюжеты союзному журналу, а также местной кинохронике. Эти сюжеты имели большой успех и использовались на коммерческих сеансах, спо­собствуя увеличению посещаемости, как о том свиде­тельствовали социологи. После того как определился ус­пех местных киножурналов, в ОДСК появились штатные инструкторы-операторы, консультировавшие любителей по различным вопросам техники съемки и обработки пленки. Что снимали кинолюбители ОДСК? Этой теме было посвящено анкетирование. Ответы поступили, например, такие: в Краснодаре — короткометражные ленты «10 лет Кубани», «Пятилетка — колхозное строительство», «За ударный труд»; в Воронеже — «Паровоз» (полнометраж­ный, судя по всему, — учебный фильм), «За коллектив­ное хозяйство»; в Перми — «Соцсоревнование»; на Север­ном Кавказе — «Работа горсовета». Короче говоря, не было таких сторон жизни, которые не оказались бы в центре внимания кинолюбителей.

Кинолюбители сразу же по достоинству оценили и начали использовать в работе те формы документального и агитационного кино, которые предложил А. Медвед-

* «Кино», 1928, № 19.


10

11

кин — в то время он руководил кинопоездом, обслужи­вавшим крупнейшие стройки первой пятилетки. Принцип «сегодня снимаем — завтра показываем», формы фильма-плаката, кинофельетона, фильма-газеты — все это кино­любители быстро подхватили.

Постепенно набирало силу движение ОДСК и в союз­ных республиках. Сведения по республикам менее доступ­ны, чем по Российской Федерации, однако известно, на­пример, что в Туркмении к концу 20-х годов насчитыва­лось более сорока ячеек ОДСК, объединявших около 750 членов, из которых 30 процентов считались кинолюби­телями. Известно также, что очень больших успехов до­билось ОДСК Украины.

Но шло время, молодая Страна Советов шла все даль­ше по избранному пути.

В 1932 году ЦК ВКП(б) принял постановление «О пе­рестройке литературно-художественных организаций». На­помним, что в нем указывалось, что на основе значи­тельных успехов социалистического строительства был достигнут как количественный, так и качественный рост литературы и искусства. Что выросли новые кадры проле­тарских художников. Что назрел вопрос перестройки ху­дожественных общественных организаций в единые твор­ческие союзы.

Это постановление ЦК имело прямое отношение и к ОДСК. Практически задачи, поставленные партией и правительством перёд ОДСК (в эти годы оно называлось «Обществом за пролетарское кино и фотографию»), были к началу 30-х годов выполнены. Система государственных учебных заведений обеспечивала кадрами все сферы ки­но — от режиссеров до киномехаников сельских передви­жек. Успехи культурной революции снимали вопрос о необходимости пропаганды кино. Иначе говоря, то, что выше мы называли главными задачами ОДСК, станови­лось в новых условиях подменой государственных функ­ций в области кино. Естественно поэтому, что в 1934 году ОДСК прекратило свою работу.

Однако кружки кинолюбителей продолжали функцио­нировать. Их ценность как активных помощников пар­тийных и советских организаций была очевидной. В 30-е годы они по-прежнему создавали и показывали, обычно в рабочих и сельских клубах, свою хронику и фильмы. Вместе с тем роспуск ОДСК доставил кинолюбителям новые хлопоты и трудности. Дело в том, что Союза кине-

12

матографистов тогда еще не было, а профсоюзы, оказы­вавшие материальную поддержку самодеятельному кино, не могли принять на себя функции методического центра, каким было ОДСК для кинолюбителей. Поэтому, а также из-за возросших трудностей с приобретением киномате­риалов часть любительских коллективов распалась.

Нельзя забывать, что 30-е годы — время бурного роста профессиональной советской кинематографии, особенно документальной и научно-популярной. Наиболее подго­товленные и одаренные кинолюбители в эти годы легко переходили на работу в профессиональное кино, особенно во вновь организованные корреспондентские пункты Совкино. Так, Н. Константинов, приехав в Новосибирск для открытия корпункта в Западной Сибири, прежде всего стал разыскивать через прокатные конторы опытных ки­нолюбителей, которые могли бы работать операторами; в Томске он нашел Ю. Пригожина, в Иркутске — И. Пет­рова, вскоре ставших профессионалами. Такого рода при­меров вторая половина 30-х годов дает немало.

В годы Великой Отечественной войны все силы народа были направлены на разгром фашизма. Знаменательно, что определенные формы кинолюбительства существовали и в годы Отечественной войны.

Интересны в этом отношении воспоминания кино­оператора Н. Лыткина*. Он рассказывает, что в 1944 году А. Медведкин, начальник фронтовой киногруппы, решил обучить азам киносъемки самых отчаянных солдат из чис­ла разведчиков. В боях они демонстрировали невиданную удаль и смелость. Дело было, однако, не только в смелос­ти (надо сказать, что и большинство фронтовых операто­ров отличались большой личной храбростью, — у того же Н. Лыткина среди фронтовых орденов имеется орден сол­датской Славы) — А. Медведкина привлекла возмож­ность снять с помощью разведчиков сражения как бы из­нутри, как бы глазами самих солдат. Для этого имелась и особая техника — камеры с длиннофокусными объек­тивами, похожие на толстоствольные автоматы. Солдата, шедшего с таким аппаратом в бой, страховали его това­рищи. Конечно же, это были операторы-любители, хотя и необычные. Их съемки сохранились. Среди них — по­трясающие кадры, снятые Алексеем Комаровым: враже-

* См.: Л ы т к и н Н. Записки кинохроникера. М., «Искусство» 1977, с. 58.

13

ский «Фердинанд», прорвавшись, подминает нашу пушку вместе с расчетом; или такая же страшная по подроб­ностям сцена взятия вражеской траншеи, запечатленная Иваном Васильевым и Георгием Волнуховым.

Необычна судьба ветерана любительского движения Ф. А. Спиридонова. Съемками любительских фильмов он увлекся еще в 30-х годах, работая портативной немецкой камерой, которая, однако, заряжалась всего тремя мет­рами пленки. Уходя на фронт, он взял ее с собой. Работ­ник штаба, Спиридонов вел свой особенный дневник — кинодневник боевых действий Советской Армии. Он сни­мал в Чехословакии, Польше, на территории освобож­денных концентрационных лагерей, в поверженном Бер­лине и т. д. С этими бесценными материалами Спиридо­нов вернулся в родной город Жданов, где стал работать художником в Доме культуры строителей.

Время было трудное, поэтому вся снятая им фронто­вая кинопленка лежала непроявленной. Ее монтаж, пе­чать копий, озвучение и т. п. — все ждало своего времени. А Спиридонов между тем продолжал съемки: теперь уже — восстановления знаменитой Азовстали, строительства но­вых заводов и т. д. Вся отснятая кинопленка хранилась в подвале Дома культуры — другого, более подходящего места у Спиридонова, к сожалению, не было. Однажды он выехал в командировку, и — надо же быть такому сов­падению! — как раз в это время в Дом культуры пришла пожарная инспекция, обнаружила пленку и распоряди­лась убрать ее. Пленку вывезли за город и... сожгли. Это был удар, от которого Спиридонов не скоро оправился. Забегая вперед, заметим, что он все-таки вернулся к любимому делу, но уже в новом качестве — руководителя любительской киностудии строителей. Сам он говорит — помог случай, но легко увидеть закономерность в этом случае. Однажды к Спиридонову обратились с просьбой помочь в подготовке к участию в конкурсе са­тиры, проводившемся в Донбассе. Задача заключалась в следующем: необходимо было изготовить барабан, вра­щающийся в ящике с «окном», — некое подобие телеви­зора без экрана. На гранях барабана помещались нарисо­ванные картинки с сюжетами на злобу дня, которые ком­ментировал диктор, вооруженный микрофоном. Однако зрители сразу же и решительно отвергли эти странные сооружения, потому что картинки в небольших отверстиях фанерных «телевизоров» были не видны уже с середины

14

зала. Спиридонов, поняв нелепость такого «средства мас­совой информации», предложил руководителям вернуться к «старому доброму» кино.

Он избрал не новую, но наиболее удобную для начала и целесообразную форму — киногазеты, позволяющей опе­ративно давать разнообразные сюжеты. Трест Азовстальстрой был в середине 50-х годов уже мощной организа­цией, с множеством строительных объектов и площадок, и все они требовали равного внимания. В первом номере киногазеты Спиридонова преобладала сатира, острая и нелицеприятная критика имевшихся недостатков. Это об­стоятельство вызвало недовольство некоторых руководи­телей, запретивших показ киногазеты. Трудно сказать, как развивались бы события дальше, но при­ехал министр строительства и, посмотрев киногазету, по­просил показать ее в Москве, на Всесоюзной конферен­ции строителей, поскольку поставленные в ней вопросы были очень актуальны и касались едва ли не всех строи­телей. Успех был абсолютный. Он и обусловил создание на Азовстальстрое любительской киностудии, руководи­телем которой стал Спиридонов.

Судьба Федора Александровича Спиридонова служит примером живой преемственности кинолюбительского дви­жения в нашей стране в разные исторические периоды.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта