С. И. Ильичев б. Н. Нащекин кинолюбительство_ истоки и перспекти. С. И. Ильичев
Скачать 0.56 Mb.
|
88 Смотришь на экран и вместе с авторами фильма любуешься этим человеком и забываешь о том, что его уже нет в живых. Это свойство кинематографа, способного как бы повернуть историю вспять, дать возможность заново прожить отдельные минуты жизни, вновь почувствовать то, что уже никогда не вернется. Вы как бы ощущаете себя частичкой того времени и соучастником тех событий. Но фильм обрывается — резко, неожиданно и даже нелепо, казалось бы, на полуфразе... Точно так же, как и жизнь самого А. Свиргунова. Так же лаконичен и емок по мысли фильм свердловских кинолюбителей «Штрихи к портрету», созданный самодеятельной киностудией «Кристалл» города Сухой Лог. Лента продолжительностью пять минут имеет лишь три пояснительных титра: Николай Федорович Савин — дедушка... ветеран войны, полковник запаса... фрезеровщик 6-го разряда. После каждого из них — несколько кадров, раскрывающих жизнь этого человека в кругу семьи и на работе, его военную биографию. Полковник Савин пришел на завод и стал рядовым огромной армии труда. И вот уже двадцать пять лет отдано родному предприятию. В день его 75-летия кинолюбители показали этот фильм в заводском клубе. Фильм — чествование ветерана войны, коммуниста Савина снят с большой любовью и мастерством. Это своеобразный урок творческого подхода к показу передовиков труда и ударников производства. Из таких сюжетов впоследствии складывается то, что мы называем коллективным портретом нашего современника. И чем выше художественный уровень их выполнения, тем интереснее решаемые кинолюбителями творческие задачи. Несколько слов о проблемах детского любительского кино. В рамках смотра в городе Владимире состоялся третий Всероссийский конкурс детских любительских фильмов. А в преддверии этого события в Москве прошел расширенный Пленум Всесоюзной комиссии по работе с кинолюбителями Союза кинематографистов СССР по вопросу «Проблемы развития детского любительского кино». Оба мероприятия имеют важное значение для дальнейшего 89 развития детского кинолюбительского движения в нашей стране. Рассматривая вопросы развития детского любительского кино, мы отметили, что деятельность кинолюбителей-детей по видам и жанрам мало чем отличается от того, что делают взрослые. Однако это не дает оснований ставить знак равенства между взрослым и детским любительским фильмом. Кроме того, слепое копирование взрослого кино зачастую можно объяснить как пристрастие к тому или иному жанру самих руководителей детских кружков и студий. Вот один из таких примеров — мы берем фильм, имевший успех. По пустыне бредет одинокий человек. Наступает момент, когда силы оставляют его и в мираже возникает столь желанный... нет, не стаканчик мороженого и даже не газировки, а пивная кружка. Мультфильм этот называется «А без воды». Работа над ним заняла у членов детской киностудии города Азов Ростовской области более года, было сделано свыше тысячи рисунков, и в результате получился рассказ о человеке, заветная мечта которого — пивная кружка... Фильм был удостоен ряда достаточно высоких наград, а на Пленуме был представлен как одно из достижений детского кинотворчества. Согласимся, что вложенный ребятами труд требовал поощрения и что фильм этот сделан с большой долей мастерства. Однако возникает вопрос, в чем же специфика детского кинотворчества и каковы вообще задачи детских самодеятельных киностудий. В картине «А без воды» невольно ощущается взрослый взгляд на мир. Мастерство, с каким этот фильм сделан, заставляло забыть и отодвинуть на второй план главное — особенности психологии творчества детей, непосредственность их восприятия жизни. Об этом, в частности, говорил на заседании пленума кинорежиссер С. Соловьев, который в двенадцать лет сам был организатором любительской киностудии. Он резонно рассматривает детское кинотворчество как документальное свидетельство жизни детей. Отмечая необходимость крайне деликатного вторжения в мир подростка, С. Соловьев видит задачу дальнейшего развития детского любительского кино в повседневном решении задач общего гармоничного развития и приобщения ребят к подлинно духовным ценностям. Важно, чтобы камера в их руках стала инструментом познания мира и своего места в нем! Жизнь дает немало интересных и очень разных 90 примеров детской инициативы. Так, выступая на заседании пленума, руководитель детской киностудии «Поиск» города Новосибирска Петр Ануфриков рассказал о том, как школьники своими руками переоборудовали в кинозал... старый троллейбус. И не стало в городе кинозала, который пользовался бы большей славой и любовью. Здесь все делается руками подростков. И все, от киномеханика до директора, — члены киностудии. За одно лето зал посетили более 25 тысяч подростков. И каждый кинопоказ предварялся краткой беседой об истории развития советского киноискусства. Важны и другие аспекты работы киностудии «Поиск»: бассейн, построенный руками студийцев, шефство над детским домом. Более того, ребята планируют создать собственное школьное строительно-монтажное управление, которое бы взяло на себя функции строительства объектов для киностудии... Казалось бы, нет сомнения, что именно таким и должен быть характер и направление работы детских и юношеских киноколлективов. Почему же в таком случае мы продолжаем каждый раз оценивать работу киностудий и кружков лишь по их творческим достижениям? Почему, просматривая ту или иную киноленту, восхищаясь ею и ее создателями, мы не задаемся вопросами: а каково общественное лицо этой студии, стабилен ли ее состав, как поставлена в ней учебно-воспитательная работа, какова роль руководителя и т. д. Вопросы эти отнюдь не праздные: смотр показал, что нередки случаи, когда вся работа в коллективе сводится, по сути, к созданию очередного «киночуда», позволяющего побеждать на конкурсах и смотрах. Награды... Задумываемся ли мы над тем, что чрезмерное умиление детским кинотворчеством, призы и дипломы всесоюзных и международных конкурсов, благодарственные письма на бланках Союза кинематографистов СССР вместо желаемого положительного результата оказывают порой отрицательное воздействие? Хорошо, если у ребенка или подростка есть умный, дальновидный наставник, который сумеет все поставить на свои места. Ну а если нет? Вот почему нам кажется, что пришло время серьезно поговорить о критериях оценки работы детских киноколлективов. Ведь речь идет о воспитании подрастающего поколения! Важно рассматривать не только фильм, но и то, что остается «за кадром», — каждодневную воспитатель- 91 ную работу; важно оценивать создание той или иной киноленты как результат деятельности всего коллектива, а не «Володи Н., которому пять лет». Мы все прекрасно понимаем, что фильм, конечно же, не может быть снят малышом, без помощи старших товарищей. Коротко остановимся и на проблемах сельских кинолюбителей. Более ста выездов в области, края и автономные республики совершили профессиональные кинематографисты в ходе Всесоюзного смотра в Российской Федерации. Не все удалось в этой работе, однако опыт принес и свои положительные результаты. Возросший художественный уровень отдельных фильмов есть результат интересного эксперимента, проведенного в Башкирии на базе народной киностудии «Зернышко» еще в преддверии Всесоюзного смотра. Кинорежиссер «Мосфильма» Виктор Крючков провел творческий семинар по работе над игровым фильмом. Республиканский киноклуб стал своего рода штабом подготовки и проведения новой формы учебы кинолюбителей республики. Всем участникам творческой лаборатории было предложено принять участие в сборе материалов, поиске сюжета, подборе исполнителей и костюмов для фильма по мотивам башкирских сказок. Все предложения и материалы высылали в Москву, на адрес В. Крючкова. В письмах были варианты сценариев, фотопробы героев, фотографии предполагаемых мест съемок, эскизы костюмов и т. п. Кинорежиссер вносил в каждый из вариантов свои замечания и поправки. Так, сообща велась предварительная работа над фильмом. Окончательная доработка сценария проходила уже в Башкирии. Проводить съемки решили в живописном районе Башкирии — Мелеузовском. К этому времени работники киноклуба совместно с партийными и советскими работниками района смогли решить вопросы, связанные с размещением участников республиканской творческой лаборатории, их питанием, транспортом. По замыслу организаторов общность интересов и коллективная работа должны были объединить творческих работников. Каждый из руководителей самодеятельных киностудий знал, какой ему предстоит снять кадр для будущей картины. Наиболее опытным было предложено попробовать свои силы в работе над сценами, в которых должны были участвовать актеры. Все время рядом с кинолюбителями были работники местного музея краеведения. Они рассказывали о досто- 92 примечательностях края, знакомили с местными обычаями и песнями. Не все удалось в этом эксперименте. И причиной тому, как нам думается, была некоторая инертность и неподготовленность самих кинолюбителей. Необычным для них оказался и быстрый темп работы. Однако опыт организации творческих лабораторий был подхвачен другими регионами Российской Федерации: Удмурдской АССР, Астраханской, Куйбышевской, Пермской областями. Надо полагать, что это наиболее результативная форма работы по подъему художественной культуры руководителей сельских киноколлективов и участников киносамодеятельности на селе. Там, где организаторы кружков и клубов всерьез и по-деловому озабочены проблемами развития этого вида художественного творчества, проводятся и эксперименты и поиски специфических форм помощи. Творческая лаборатория позволяет организовать учебный процесс не по принципу — смотрите и учитесь, а с показом и методическим анализом решения того или иного эпизода, сцены кинофильма. Только там, где вся работа выполняется руками самих кинолюбителей, сможет возникнуть практическое осмысление нужности и ощутимой пользы от совершенства создаваемого кинофильма. В ходе смотра была проведена значительная работа организационно-методического и творческого характера, и ее результаты явились новым стимулом дальнейшего развития киносамодеятельности в РСФСР. Назовем несколько цифр: свыше 150 республиканских (АССР), краевых и областных конкурсов и смотров было проведено в ходе Всесоюзного смотра; более 60 тематических недель самодеятельного киноискусства, около 1100 творческих отчетов ведущих и народных киностудий Российской Федерации перед трудящимися городов и сел. Тем не менее анализ материалов смотра на местах показал, что в ряде областей смотр превратился в очередной конкурс любительских фильмов и вне поля зрения жюри остались вопросы общественной работы самодеятельных коллективов, их вклада в реализацию основных социальных функций клубного учреждения, при котором существует киноколлектив, общественной значимости создаваемых экранных произведений. Статистика показывает, что каждый четвертый конкурсный фильм снят руководителем киноколлектива. Спра- 93 шивается, а что здесь плохого? Плохо то, что для некоторых руководителей студия становится местом личных занятий, а это, безусловно, говорит о низком уровне учебно-воспитательной работы в коллективе, о неспособности его участников к самостоятельной работе. Все это в конечном счете приводит к снижению числа участников киносамодеятельности, случаям элитарного подбора состава коллектива, и наконец, к снижению идейно-художественного уровня создаваемых фильмов. То, что руководители самодеятельных киностудий должны снимать и хотят это делать, — это очевидно. Им необходимо быть в творческой форме. Но все же главная их задача — учить мастерству и делать все возможное для раскрытия творческих дарований участников коллектива. Это единственно верный критерий оценки работы руководителей. Что же касается создаваемых ими лично кинофильмов, то, видимо, назрела необходимость организации отдельного творческого конкурса фильмов, своеобразного «конкурса капитанов» в рамках проводимых конкурсов и смотров любительских фильмов. ДВИЖЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ Наш краткий очерк истории развития кинолюбительского движения в Советском Союзе подтверждает, как мы полагаем, и дальнейшее его развитие вширь и вглубь, то есть численно и творчески. То обстоятельство, что советские любительские фильмы являются преимущественно результатом коллективного творчества, придает им черты, которые неизменно отмечают зарубежные специалисты. Так, выступая в Баку в 1983 году на заседании УНИКА*, президент ее Йозеф Вальтершайдт (ФРГ) отметил, что ценность советских кинопрограмм на ежегодных конкурсах состоит в том, что они знакомят зрителей с жизнью союзных республик, с их социально-экономическим развитием. Но самое главное, в советских лентах отчетливо ощущается стремление советских людей к миру и сотрудничеству со всеми народами мира. * УНИКА — Международная ассоциация любительского кино, находящаяся под патронатом ЮНЕСКО. С 1979 года решением конгресса УНИКА переименована в Международную ассоциацию непрофессионального кино. 94 Советским кинолюбителям есть чем гордиться. Что же касается художественного уровня картин советских кинолюбителей, то о нем красноречиво свидетельствуют более двухсот высших наград, полученных ими на различных зарубежных фестивалях и конкурсах. Однако нельзя не сказать, что успехи могли бы быть значительнее, если бы не ряд обстоятельств и трудностей, связанных с развитием любительской кинотехники и аппаратуры. В 1985 году Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по развитию в 1986—1990 годах и на период до 2000 года любительской фотографии и кинематографии», где указано, что в стране будет создана разветвленная система снабжения кинофотолюбителей съемочной аппаратурой и материалами, появятся лаборатории для проявления пленок и печати фильмокопий, основанные на последних достижениях науки и техники. Не исключено, что будущее любительского движения будет связано с видеотехникой. Уже сейчас многие зарубежные кинолюбители снимают портативными видеокамерами. Несложные приспособления позволяют проецировать видеоизображение на экран для достаточно большой аудитории. Пройдет совсем немного времени, и во дворцах, домах культуры и в сельских клубах — там, где люди проводят свой досуг, — появится несложная в обращении, удобная и оперативная видеотехника. Кинолюбительское движение в стране набирает силу. Сотни тысяч индивидуальных кинолюбителей смогут найти применение своим творческим силам и возможностям в коллективах единомышленников. Опыт создания своеобразных творческих мастерских самостоятельно работающих кинолюбителей — еще один шаг в решении вопросов массовости, эффективности развития киносамодеятельности в нашей стране. Так, в течение двадцати лет работает Вторая творческая мастерская клуба-лаборатории кинолюбителей МГСПС. Высоким уровнем профессионализма, актуальностью тематики отмечены работы творческой мастерской мультипликационного и экспериментального фильма Ленинградского клуба кинолюбителей. Много творческих объединений появилось в ряде областных и республиканских киноклубов на базе народных киностудий. Более того, положительный опыт в области любительского кино, накопленный в нашей 95 стране, широко внедрен в ГДР, Болгарии и Чехословакии - на конкурсах и смотрах. Проблема организации содержательного досуга средствами любительского кино была определена как одна из важнейших в ходе проведении Всесоюзного фестиваля народноготворчества, посвященного. Перед работниками культурно-просветительных учреждений были поставлены задачи найти формы и методы клубной работы, позволяющие содержательность досуга совместить с творческой инициативой и самодеятельностью масс. Приведем пример из опыта такой работы. Журналисты из редакции газеты обратились к кинолюбителям народной киностудии «Заезда» (Кирово-Чепецк) с просьбой снять материал о работе в районе с детьми и подростками, точнее говоря, проиллюстрирован, как положительный, так и отрицательный опыт, имеющийся в работе… Или другой случай. После показа по областному телевидению фильма «Наставник» о создании юношеского спортивного конного клуба в селе Чуваши Кировской области идея создания аналогичных спортивных клубов были подхвачена но всем районе. Никто из руководителей хозяйств не предполагал, что кроме решения вопросов работы с подростками .это событие будет способствовать закреплению молодежи на селе, на новый качественный уровень поднимет всю военно-патриотическую работу с подростками и станет началом широкого и крупномасштабного развития коневодства не только в районе, но и в области. Мы не исчерпали проблем, с которыми сталкиваются кинолюбители, да и задачу такую не ставили. Кинолюбительство, можно сказать, находится на старте. Каждый день что-нибудь новое — талантливый фильм, оригинальные формы организации... Если наша небольшая книга кому-то подскажет новую дорогу, то мы штата нашу задачу выполненной… 96 ВСЕСОЮЗНЫЙ ФЕСТИВАЛИ, КОНКУРСЫ И СМОТРЫ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ФИЛЬМОВ 1959 г. Первый Всесоюзный смотр любительских фильмов. 1962 г. Второй Всесоюзный смотр любительских фильмов. 1965 г. Третий Всесоюзный смотр любительских фильмов. 196" 1967 г. Всесоюзный фестиваль самодеятельною кино. 1968 г. Всесоюзный конкурс любительских фильмов. 1969 г. Всесоюзный конкуре любительских фильмов. 1971 г. Всесоюзный конкурс любительских фильмов. 1972 г.. Всесоюзный фестиваль самодеятельного искусства. 1974 г. Всесоюзный конкурс любительских фильмов 1975 г. Всесоюзный фестиваль самодеятельного кино. 1977 г. Всесоюзный смотр-конкурс любительских фильмов. 1979 г. Всесоюзный конкурс любительских фильмов 1980 г. Всероссийский конкурс любительских фильмов «Олимпяада-8О». 1981 г. Всесоюзный конкурс любительских фильмов. 1982 г. Всесоюзный конкурс любительских фильмов. 1985 г. Всесоюзный конкурс любительских фильмов. 97 |