Главная страница
Навигация по странице:

  • Источники и условия управления самоорганизацией Технологии самоорганизации и особенности их применения

  • Психологические особенности и приемы эффективного взаимодействия

  • Проявление культурных различий в невербальном общении

  • Потребность в саморазвитии личности и ее мотивы

  • Самоорганизация в контексте современного этапа общественного раз. Самоорганизация в контексте современного этапа общественного развития


    Скачать 233.97 Kb.
    НазваниеСамоорганизация в контексте современного этапа общественного развития
    Дата19.01.2022
    Размер233.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСамоорганизация в контексте современного этапа общественного раз.docx
    ТипДокументы
    #335866
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. Самоорганизация в контексте современного этапа общественного развития.

    Современные научные и практические исследования свидетельствуют, что одним из наиболее важных свойств общества как социальной системы является ее свойство к самоорганизации. Именно через самоорганизацию происходит формирование и трансформация социальных институтов и обеспечивается их эволюция в соответствии с динамикой развития социума и его внешних связей с миром. Общественная история является непрерывным процессом самоорганизации людей в различные социальные группы, как относительно стабильные, так и временные, нацеленные на достижение определенных результатов развития в короткий исторический период. Само государство является результатом реализации внутреннего свойства общества к самоорганизации. На современном этапе научного познания процессов самоорганизации социальных систем отсутствует единое мнение об обоснованности того, либо иного научного подхода к их познанию. Вместе с тем, методология синергетики и теории самоорганизации, как свидетельствует история развития российского общества является наиболее перспективной в условиях открытого общества, находящегося в процессе реформирования его базовых институтов и трансформации социальных ценностей. Динамика процессов социальной самоорганизации определяет актуальность обращения к вопросам методологии их познания и потребность к использованию комплексного похода, не ограниченного методологией синергетики и теории самоорганизации. В настоящее время преобладает понимание гражданского общества как совокупности общественных отношений, не зависимых от государства и способных воздействовать на него. По мнению А. Ю. Сунгурова, гражданское общество представляет собой совокупность свободных ассоциаций граждан, с многообразными взаимосвязями между ними, уважающих законы государства, умеющих и желающих влиять на эти законы и не позволяющих вмешиваться в свою повседневную деятельность, государственным чиновникам. Филипп Шмиттер считает, что гражданское общество - это система самоорганизующихся медиаторных (посреднических) групп, которые, во-первых, относительно независимы как от государственных, так и негосударственных единиц производства и воспроизводства, во-вторых, способны осуществлять коллективные акции по достижению и защите своих интересов, в-третьих, не стремятся подменять собой ни государственные, ни частные структуры и, наконец, действуют исключительно в рамках правовых норм. В. Граждан видит гражданское общество как систему негосударственного социального самоуправления организованных групп, т.е. по самой своей природе и социальной сущности гражданское общество выступает как конструктивная оппозиция любой государственной власти.

    1. Источники и условия управления самоорганизацией

    2. Технологии самоорганизации и особенности их применения

    3. Источники и условия управляемости самоорганизацией

    Социум, возникший на природной основе, — самоорганизующаяся система, по отношению к которой более уместно говорить не столько об управлении, сколько о регулировании социальных процессов (К. Поппер называет это «социальной инженерией»). Процессы саморегуляции протекают на основе объективных законов развития природы и социума и в сущности своей не зависят от разума и воли человека. Однако само возникновение механизма управления можно рассматривать как дальнейшее развитие процессов самоорганизации, которые одновременно с возникновением свойства высокоорганизованной материи — сознания — приобрели специфический характер. Управление, таким образом, можно понимать, как регуляцию, осуществляемую человеком осознанно и целенаправленно.

    Какие бы жесткие детерминанты не вводились в социальную систему, спонтанная деятельность, самоорганизация — это естественный процесс, присущий всякой социальной системе. Речь может идти только о регулировании этого процесса, так как самоорганизация может иметь и негативную, и позитивную направленность. Функциональная программа социальной системы должна предусматривать определенные «пустоты» в своей структуре, допускающие «различные степени свободы» для развития самоорганизационных процессов. Иными словами, самоорганизация может быть звеном в цепи «Дезорганизация — Самоорганизация — Организация», но при определенных условиях самоорганизация может рассматриваться и как самодезорганизация: «Дезорганизация — Самоорганизация — Дезорганизация второго и т. д. порядков».

    Утверждение, что активность подчиняющегося субъекта негативна, она работает против цели принадлежит Р. Акоффу и Ф. Эмери. К источникам самоорганизации относятся: стремление к взаимодействию, социальная поддержка или подкрепление и общественная инфраструктура. Технологии запуска применяется в случае отсутствия каких-либо правовых норм, регламентирующих процесс самоорганизации и формирования институтов гражданского общества. Технологии развития реализуются посредством социокультурных процедур, обеспечивающих эффективное освоение социального пространства. Технологии поддержки выражаются в сбалансированном сочетании правовых, экономических, социальных и организационных норм, регулирующих деятельность общественных объединений и обеспечивающих эффективное функционирование институтов гражданского общества.

    1. Психологические особенности и приемы эффективного взаимодействия

    Психологические особенности личности — устойчивые психологические характеристики, которые влияют на поведение человека и описывают его социально-психологические качества.

    В структуру психологических особенностей входят:

    Способности (гарантируют успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими; способности обеспечивают быстрое приобретение и эффективное практическое применение знаний, умений и навыков);


    Характер (психические свойства, определяющие особенности отношений и поведения личности);


    Темперамент (характеристика человека со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа и ритма психических процессов и состояний);


    Воля (способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность);

    Эмоции (субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в виде удовольствия или неудовольствия);

    Мотивация (внутреннее побуждение к действию).

    Эффективное общение – принятие того, что сообщает партнер по общению, принятие его чувств, отказ от суждения партнера.
    Приёмы эффективного взаимодействия:
    Установление контакта;

    Пояснение предмета разговора;

    Спокойное обсуждение и принятие совместного решения, с которым будут согласны оба собеседника.

    1. Проявление культурных различий в невербальном общении

    Существует два вида средств коммуникации: вербальные и невербальные. Вербальные — это то, что мы говорим. Невербальные - передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.

    К проявлениям культурных различий в невербальном общении относятся:

    Один и тот же жест или выразительное движение у разных народов означает разные вещи. Поэтому при общении с иностранцами лучше всего придерживаться правила: если неизвестны точные значения жестов, лучше вообще их исключить;


    Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации — склонность американцев с недоумением реагировать на "каменное выражение" лица у собеседников, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев;


    Лучше не прикасаться к незнакомым людям в невербальном общении, так как каждый может оценить это по-разному (например, в Японии так не принято, как и оставлять палочки для еды в рисе).

    Невербальное общение осуществляется на языке  движений , интонаций, поз, мимики и жестов. Но жесты, которые присущи одному человеку, могут быть вовсе не знакомы другому, это объясняется психологическими особенностями данного человека, его культурной, социальной  и национальной идентификацией. Для начала зададимся вопросом, есть ли сугубо специфичные средства невербальной коммуникации в российской культуре, непонятные представителям других народов? Естественно, есть. Российская культуpa невербального общения так же богата, как и великий рус.яз.

    Все жесты, используемые в российской культуре, можно разделить на несколько групп:

    1. ритмические жесты, сопровождающие выступление, используемые говоорящим для придачи убедительности своему высказыванию;

    2. подчеркивающие жесты, выделяющие основные положения, привлекающие внимание слушателей;

    3.жесты, включенные в контекст;

    4. жесты, используемые параллельно с речью;

    5. автономно используемые жесты, например указательные или заполняющие паузы, когда человек жестом показывает, что он подыскивает нужное слово или передает очередность выступления другому.

    История многих жестов уходит еще в дохристианскую эпоху и та с языческими культами. Сегодня уже трудно найти истоки того или иного жеста, но тем прочнее они вошли в культуру народа, и сопровождают жизнь каждого человека - от рождения и до смерти.

    - Жесты и действия «от сглаза». Практически во всех культурах пои «обереги», жесты и суеверия, предохраняющие человека от сглаза». Считается, что особая опасность от завистливых или злобно настроенных людей угрожает маленьким детям, невестам и женихам, молодым мамам. Уже в детстве мы приучаемся к тому, что если кто-то неуместно много говорит хорошего о нас, нашей внешности, наших детях т. д., то, чтобы уберечься «от черного глаза», нужно воспользоваться следующими жестами: сложить в кармане «кукиш», показать за спиной «рожки», «сплюнуть» три раза через левое плечо, заколоть английскую булавку головкой вниз и др. В южных регионах нашей страны, в Узбекистане и Казахстане говорящий, желая кому-либо счастья, будет даже «плевать» не через плечо, а прямо в лицо собеседнику. А вот представителям, например, западной культуры эти жесты будут совершенно непонятны и удивят их.

    Демонстрация «кукиша» использовалась в русской народной медицине при лечении «ячменя» на глазу, при этом произносили «Глазной кукиш, на тебе шиш!».

    В современной российской культуре «кукиш» считается оскорбительным жестом, и его не рекомендуется использовать в общении. А вот в Германии, Голландии и Дании он обозначает приглашение к любовным играм, флирт; в Португалии и Бразилии он же будет пожеланием удачи и покровительства.

    Жест правой рукой по кругу, обозначающий «закругляйся!», адресуется человеку, который долго и надоедливо что-то говорит. В том же значении этот жест будет понят англичанами. А вот египтяне наоборот, воспримут его как поощрение к продолжению разговора!

    Жест, обозначающий пьющего человека. Этот жест хорошо известен в российской культуре - пощелкивание пальцами по шее пол ухом. С его происхождением связывают такую легенду. Один мастер изготовил изделие, которым очень остался доволен царь Петр. На его вопрос, чем он может отблагодарить умельца, мастер ответил: «Прикажи наливать мне в кабаках столько водки, сколько я захочу!». Царь задумался - не государственный же указ писать по этому поводу. Потом он нашел решение: на шее мастера поставили особую печать. Когда мастер заходил в кабачок, он щелкал пальцами по печати, обращая на нее внимание трактирщика.

    Поднятый вверх большой палец. Этот жест в российской, а также в англоговорящих культурах обозначает хорошее настроение, удовлетворение, «все замечательно!». Большинство европейцев, за исключением британцев используют его при счете, так как он обозначает цифру «один», «первый номер». Британцы и австралийцы воспользуются этим жестом, когда голосуют на автотрассе. А на Ближнем Востоке он считается непристойным жестом. Для греков также этот жест несет оскорбление - «Пошел ты!», «Заткнись!». Поэтому постарайтесь никогда таким образом не выражать свое хорошее настроение в Греции, иначе местное население, не поняв вас, может его испортить.

    Высунутый язык. В России детей наказывают, если они, дразнят кого-то, высовывают язык. В Индии «высунутый язык» символизирует гнев, в Китае - угрозу.

    Один из элементов такесики - поцелуй - в российской культуре тоже отличается от европейской. Если не рассматривать поцелуи как сопровождающие сильные эмоции, например по отношению к ребенку, между влюбленными и пр., то их использование обосновывается происхождением этого слова в русском языке: «поцелуй» от «цел», «целый». То есть, целуя кого-либо, мы желаем быть целым и невредимым». В православной традиции принят троекратный поцелуй, которым обмениваются даже незнакомые при встречах и во время некоторых христианских праздниках, например Пасхи. В старину поцелуи между девушками и юношами были привычным элементом танцев, игрищ, посиделок. Сегодня мы можем говорить о возрождении обычая целоваться при встрече или расставании среди молодежи, но это скорее влияние запада, чем знание древних традиций. Поцелуй на Руси воспринимался всегда более значимым элементом общения, чем просто выражение чувств. Ему приписывались даже магические свойства: целуют ребенку ушибленное место - «чтобы зажило»; поцелуем воскрешали в сказках заколдованных принцесс, то есть он считался средством разрушения злых чар и колдовства. Во время первого выгона скота в поле женщины целовали пастуха, чтобы коровы приносили здоровое потомство. Поцелуем руки выражали уважение дамам, причем этот обычай бытовал во многих европейских культурах. Владыки подпускали только избранных к своей руке, обычно же они разрешали целовать ноги или даже пол, на котором они стояли. Целование с прикладывание к иконам, кресту и святым мощам сохранились в православной религии как важный элемент веры. Поцелуи также приняты в обрядах прощания с умирающим или умершим.

    1. Потребность в саморазвитии личности и ее мотивы

    Проблемой саморазвития личности интересовались еще античные философы (Гераклит, Сократ) [9]. Однако и до настоящего времени данная проблема не является до конца изученной. В современной психологии и педагогике нет единства взглядов исследователей на понятие саморазвития личности: «Одни по­нимают саморазвитие как самовоспитание, самоорганизацию личности … Другие понимают саморазвитие как саморегуляцию …; как процесс жизненного самоопределения …, или как активность в процессе самоутверждения» [9].

    В философии саморазвитие рассматривается как процесс самосозидания, «самостроительства» личности, основанный на познании человеком самого себя [3].

    В психологии и педагогике многие исследователи дают следующее определение саморазвития: «саморазвитие – это процесс самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям».

    Наиболее значимыми внутренними факторами саморазвития являются потребности. Именно в потребностях и мотивах человека, как правило, заложен источник его целенаправленной активности, поведения и деятельности, независимо от того, на достижение какой цели направлена эта активность.

    Одной из наиболее распространенных и разработанных концепций потребности в саморазвитии является концепция самоактуализации. Самоактуализация – это «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» [2], т.е. высшая форма саморазвития.

    Автор данной концепции Абрахам Маслоу начал исследование феномена самоактуализации с изучения жизни, ценностей и отношений заинтересовавших его людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем большинство других людей [14].

    В результате он пришел к выводу, что у людей существует потребность в самоактуализации (метапотребность), однако проявляется она только при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня (дефицитарных потребностей – физиологических, потребности в безопасности, уважении и т.д.): «Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник – писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. … Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций» [6].

    В связи с тем, что способности и склонности у всех людей разные, потребность в самоактуализации проявляется неодинаково: «Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно» [6]. Тем не менее общей чертой всех самоактуализирующихся личностей является то, что все они вовлечены в какое-либо дело. «Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд – радости». Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» … ценностями, т.е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других» [5].

    Следует отметить, что, по мнению Маслоу, потребность в самоактуализации возникает у любого человека, т.е. при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня каждая личность может быть самоактуализурующейся: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это … человеческое существо с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» [14].

    В настоящее время большинство авторов сходятся во мнениях, что источником саморазвития человека является его потребность в самоактуализации. Однако существуют и другие точки зрения на потребности, лежащие в основе саморазвития.

    Различая отмеченные в п.1 различные формы саморазвития (самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию), В.Г. Маралов считает, что каждая форма саморазвития имеет свои собственные потребности и мотивы [4].

    Согласно его мнению, в основе самоутверждения как формы саморазвития «лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конкурентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму … мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие» [4]. В основе самосовершенствования, в свою очередь, лежит стремление к идеалу, и «в качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения – быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели – быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал» [4].

    Таким образом, если самоутверждение предполагает личностный рост относительно других людей, то самосовершенствование – личностный рост относительно самого себя.

    По мнению Ю.В. Мокеровой, существует непосредственно потребность человека в саморазвитии. «Объектом потребности саморазвития является желаемое состояние субъекта, его перспектива в будущем. … потребность саморазвития можно определить как такое отношение индивида к самому себе, при котором формируется готовность к преобразованию собственной жизнедеятельности в целом или частично посредством и в условиях поиска максимально возможного будущего состояния. Потребность саморазвития возникает в тот момент, когда индивид осознает не только собственный этап развития, но и определят зону потенциального расширения потребностей, благ и возможностей. Учитывая, что задатки и предрасположенность индивида влияют на выбор деятельности, то можно предполагать, что потребность саморазвития будет преимущественно формироваться в тех сферах деятельности, которые индивид определяет или способен поддерживать как ведущие» [7].

    Согласно данной точке зрения, в основе потребности в саморазвитии лежит стремление субъекта к свободе, его потребность самостоятельно действовать, контролировать и управлять событиями собственной жизни, своими ресурсами и, соответственно, теми социальными ситуациями, в которых происходит его жизнедеятельность.

    Исходя из данной позиции, Ю.В.Мокерова разработала три условных модели становления и развертывания потребности саморазвития [7]:

    Спонтанная модель саморазвития (саморазвитие по типу природосообразности) – саморазвитие, основанное на поиске и реализации собственных талантов, своего предназначения.

    Саморазвитие как вызов (саморазвитие по типу самоутверждения) – саморазвитие, основанное на потребности в общественном признании и стремлении к успеху, реализуемое в направлении социально значимых целей.

    Саморазвитие по типу самоконструирования – саморазвитие, основанное на рефлексии, способности и готовности индивида к активному созидательному процессу собственной индивидуальной жизненной стратегии и направленное на выделение и управление собственным жизненным путем, деятельностью.

    Таким образом, в основе саморазвития по каждому из рассмотренных типов лежат различные потребности: в первом случае – потребность в самореализации, во втором случае – потребность в общественном признании, в третьем случае – стремление к самоорганизации и организации собственного жизненного пути.

    Еще более широкий спектр потребностей, лежащих в основе саморазвития, рассматривает Г.К. Селевко [10]:

    Познавательная потребность;

    Потребность в самоутверждении;

    Потребность в самовыражении, эстетические потребности;

    Потребность в безопасности;

    Потребность в принадлежности к группе, в общении;

    Потребность в самоопределении;

    Потребность в самореализации;

    Потребность в самоактуализации.

    По мнению Г.К. Селевко, все перечисленные потребности направлены на созидание, улучшение личностью самой себя, саморазвитие.

    Заключение

    Проведенный в данной работе теоретический анализ потребностей, лежащих в основе саморазвития личности, позволяет сформулировать следующие выводы:

    Непосредственным источником саморазвития человека выступает потребность в самоактуализации – стремление человека к «непрерывной реализации потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершению своей миссии, или призвания, судьбы, как более полному познанию и приятию своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» [2]. Потребность в самоактуализации может возникнуть у каждого человека, но лишь при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня.

    Опосредованно источниками саморазвития человека могут выступать и другие потребности человека: потребности в самоутверждении, в общественном признании, в достижении, познавательные потребности, эстетические потребности и мн.др.

    Наличие соответствующих потребностей является наиболее значимым, но не единственным фактором саморазвития личности. Для того, чтобы саморазвитие осуществилось, а не осталось на уровне внутреннего побуждения, необходимо присутствие других внутренних факторов, способствующих саморазвитию, и отсутствие внутренних факторов, препятствующих саморазвитию личности.

    Внешние факторы так же играют определенную роль в этом процессе, но опосредованно, оказывая влияние на внутренние факторы саморазвития личности.
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта