Самоорганизация в контексте современного этапа общественного раз. Самоорганизация в контексте современного этапа общественного развития
Скачать 233.97 Kb.
|
Анализ жестов представителей различных субкультур Жест открытой ладони в изобразительном искусстве и религиях мира. В изобразительном искусстве рука появилась ещё в эпоху палеолита. Первобытные люди оставляли на стенах пещер отпечатки рук. Возможно, это была своеобразная «подпись» автора изображения. Отпечатки ладоней были символом человеческой активности и власти, знаком космического порядка. В пещере Базуа отпечатки рук, именуемые «макаронами» образуют сложную рифленую фактуру из более или менее параллельных линий, в пещере Гарга столь же плотная фактура образована перекрещивающимися прямыми и дуговыми линиями. В Альтамире хаотические переплетения двойных и тройных линий образуют большие панно на потолке и стенах пещеры. Предназначение «макарон» до сих пор точно не установлено. В некоторых пещерах имеются отпечатки рук с пальцами различной конфигурации зачастую искаженной формы. Возможно, с помощью таких отпечатков стремились увековечить некий акт жертвоприношения. Рука в древних графике и резьбе на Ближнем Востоке - это символ защиты, помощи, благословения, или же символ карающей сила божества. В прикладном искусстве Европы, Передней Азии и Кавказа нередко встречаются элементы в виде трехпалой руки. И это - тоже рука архаичных божеств. На Руси сохранились средневековые амулеты в форме трёхпалых лапок птиц, нередко соединенных с диском. Диск – древнейший символ неба, в котором царит Великая богиня в образе птицы. Таким образом, через прикладное искусство прослеживается связь между Небом и Землёй. Наиболее полно раскрывается символика руки в живописи. Мы рассмотрим символическое значение руки на примере фрески Микеланджело Буаноротти «Сотворение Адама», картины Микеланджело да Караваджо и картины Рембрандта ван Рейна «Пир Веласкеса». Фреска «Сотворение Адама»— одна из самых сильных композиций росписи Сикстинской капеллы. На фреске изображён Бог-Отец, летящий в бесконечном пространстве и окружённый бескрылыми ангелами, с реющей красной туникой. Его правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Центр композиции сосредоточен на жесте двух рук. Рука Бога дает импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Близость рук символизирует единство, однако их руки не соприкасаются. Этим Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а огромная творческая, созидательная энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. В картине Караваджо "Положение во гроб" руки имеют не только символическое, но и композиционное значение. Позы действующих лиц, жесты их рук подчинены ритму раскрытого веера. Словно "падающие" линии ритма создают ощущение падения, краха. Вместе со скорбными выражениями лиц веерообразный ритм создаёт острое трагическое чувство безысходного горя от смерти Спасителя. В этой картине видна символика жестов – воздетые к небу руки символизируют моление о мире, страдание, душевные муки. «Раскрытая ладонь» Не менее значима символика руки в других религиях, творчески переработавших ее древние значения. В этом убеждает, например, обращение к мировым религиям. Начнем с самой древней, буддизма. Первые изображения Будды в образе человека, смоделированные по принципу зеркальной симметрии, появились, по-видимому, в I в. до н.э. на северо- западе Индии. Его особенности определялись своеобразной монашеской одеждой, а также позами и жестами — таков был визуальный способ отличить Будду от других персонажей пантеона. Считается, что Будда сам избрал позы для своих изображений. Самые распространенные из них — сидя и стоя; они считались самыми благопристойными для представления верующим. Позы неразрывно связывались с жестами-мудрамии напоминали — или намекали на самые значительные события в духовной биографии вероучителя, начиная с его ухода из дома до «полного угасания». Все они исполнены глубокой символики, зависящей от контекста того или иного изображения. В качестве наиболее характерных чаще всего выделяются шесть основных жестов Будды. Среди них — дхъяни мудра, жест, толкуемый как знак медитации или умственной концентрации. Обычно он бывает у изображения Будды, сидящего в позе лотоса, то есть скрестив ноги; руки лежат одна на другой на скрещенных ногах. Эти поза и жест свидетельствуют о достижении просветления. В жестеварада мудра правая рука опущена вниз, положение открытой ладони с полусогнутыми пальцами, приподнятыми вверх, выражает знак любви к ближнему, а также благосклонность при дарении или получении дара. Жест абхая мудра, когда правая рука согнута под прямым углом и сдвинута к груди, а ладонь открыта и пальцы вытянуты вверх, означает отсутствие страха, как это было во время нападения на Будду армии демона-искусителя Мары в ночь просветления вероучителя. Витарка мудра, жест аргументации во время диспута, похож на предыдущий жестабхая мудра, но кисть руки больше придвинута к груди, а пальцы слегка согнуты, при этом большой и указательный пальцы соединены. Иногда левая рука выполняет тот же жест, но направлена вниз. Дхармачакра мудра, или дхармачакра правартна мудра, является знаком приведения в движение Колеса закона. Чаще всего он символизирует первую проповедь, произнесенную Буддой в Сарнтахе, возле Бенареса. Жест передает сведенные перед грудью руки; правая и левая рука выполняют то же движение, что и для витарки мудры, но кончики пальцев левой руки прикасаются к ладони правой. И наконец, бхумиспарша мудра — жест касания земли, который чаще интерпретируется как призыв земли в свидетели и посвящен победе над Марой. Он воплощает идею невозмутимости, и это — единственное значение, которое он имеет. Будда касается земли кончиками пальцев правой руки, лежащей на правом бедре; левая рука при этом лежит на скрещенных ногах. Как известно, не менее значимы и символичны жесты рук в христианстве, как в иконописи, так и в литургии, воспроизводящей клишированную ритуальную жестикуляцию. Все священнодействия в пространстве храма, как и все тайносовершительные действия, передаются через рукоблагословение, через начертания образа креста Господня, возложение рук над благословляемым и т.п. Что же касается иконописи, то достаточно вспомнить хотя бы жест адорации — молитвенно воздетые кверху руки на иконе Богоматери «Оранта», «Нерушимая стена» (букв. «молящаяся»): «Ее руки, носившие Бога, простерты к Всевышнему в молитве за каждого человека» (Кондаков 1915: 69). В XIII-IX веках образ Оранты в христианской иконографии был потеснен образом Богоматери с раскрытыми перед грудью руками. По мнению Н.П. Кондакова, этим жестом христианское искусство отделилось от античного наследия жестов в искусстве (там же 1915: 357). Для понимания семантики этого жеста адорации стоит опять-таки обратиться к Библии. Там в Первом послании к Тимофею говорится: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (I Тим. 2: 8). Мы привыкли связывать этот жест с христианской иконографией. Но он, один из древнейших, известен с давних пор и многим нехристианским народам Азии, Африки и Америки. Любопытно, что в современной культуре этот жест выражает проклятие, мольбу о пощаде, торжество, отчаяние и другие чувства. Другой образ Богородицы, Троеручицы, интересный для нашей темы, связан с именем одного из Отцов Церкви Иоанна Дамаскина. В период иконоборчества в Византии он написал трактаты в защиту иконопочитания, за что был оклеветан, отстранен от должности министра при дворе халифа и наказан отсечением кисти правой руки. Ее повесили на городской площади, но скоро вернули Иоанну. Приложив кисть к руке, он стал молиться перед иконой Богородицы и через некоторое время заснул, а когда проснулся, то увидел, что отрубленная рука чудесным образом приросла. В благодарность за это он приложил к иконе руку, сделанную из серебра. С тех пор третью руку стали воспроизводить на списках иконы, названной Троеручицей. Не менее важна роль руки в мусульманском мире. Пожалуй, один из самых известных символов — «Раскрытая ладонь», или пандже («пятерня», «кисть руки»). Он особенно популярен у шиитов, поэтому воспринимается как его своеобразная эмблема. Шииты в целом признают общемусульманское предание-сунну и Коран, но имеют свое священное предание, в котором большую роль играют культ святых мучеников и траурные шествия. Навершие в виде кисти руки используется как атрибут религиозных знамен в траурных мистериях, маленькие серебряные пандже опускают в сосуды с водой, раскрытую ладонь часто изображают на ритуальных чашах, блюдах, подносах, используют как оберег в самых разных ситуациях. Но, пожалуй, особенно популярна «раскрытая ладонь» как элемент культа мучеников, связанного прежде всего с именами Фатимы и Хусейна. По представлениям шиитов, они входят в семью пророка Мухаммеда. Согласно преданию, однажды пророк прилег отдохнуть в доме своей жены; рядом легли любимая дочь пророка Фатима, ее муж Али, двоюродный брат и сподвижник Мухаммеда, и их дети, внуки пророка и его единственные мужские потомки Хасан и Хусейн. Тогда Мухаммед обернул их покрывалом и воскликнул: «О, Аллах, это моя семья, убери из них все нечистое и очисти их великим очищением!» (Стецкевич 1998: 87). По мнению шиитов, только они и их потомки как истинные носители божественной благодати могут возглавлять мусульманскую общину. Эти идеи и воплощены в «раскрытой ладони». Иногда на ней можно увидеть выгравированные имена Бога, Мухаммеда, Али, Фатимы, Хаса- на и Хусейна. В траурных церемониях шиитов «раскрытая ладонь» может отождествляться с рукой одного из членов семьи пророка. Иногда это бывает Фатима, хотя она и не сыграла заметной роли в жизни пророка и умерла вскоре после него. Однако она положила начало роду шиитских имамов, и потому ее имя наделено сакральным смыслом. Но главной трагической фигурой считается Хусейн, третий шиитский имам, сын халифа Али. В начальной декаде мухаррама (араб. мухаррам — заповедный, священный), первого месяца мусульманского лунного календаря, шииты проводят многодневные траурные церемонии шахсей-вахсей (от персидского «Шах Хусейн, вах, Хусейн») в память о гибели мученика имама Хусейна, погибшего в бою у Кербелы 10 мухаррама 61 года хиджры (680 год). По преданию, тогда ему были нанесены многочисленные колотые и рубленые раны. Хусейн погиб последним, пятым, и его смерть означала конец всей семьи. В легендах о нем содержатся сведения об образе «руки». Согласно им, некий погонщик, захотев после смерти Хусейна завладеть его драгоценным поясом, дождался ночи и подкрался к обезглавленному телу. Но когда он принялся развязывать пояс, из-под одежды высунулась рука и стала мешать вору. Тогда погонщик отрубил руки. И тут произошло чудо: явились ангелы, Мухаммед, Али, Фатима и Хасан, и по велению пророка голова его внука вернулась на место. Заметив, что руки Хусейна отрублены, Мухаммед проклял погонщика (там же: 88). С темой рук связана и другая легенда. В ней повествуется о том, как Хусейн, оставшись один после гибели всех мужчин, его сподвижников, взял в женском шатре родившегося во время похода младенца и стал молить врагов напоить умирающего водой. Но тщетно, ребенок был убит. Тогда Хусейн наполнил ладони кровью и бросил ее в небо. Ни одна капля крови не вернулась на землю (там же). Все это объясняет популярность в исламе амулетов в виде ладони, иногда с глазом на ней, так называемой «Ладони Фатимы», по имени дочери пророка Мухаммеда. Впрочем, по мнению специалистов, вера в добрую силу ладони появилась на Ближнем Востоке задолго до ислама и живет здесь до сих пор независимо от религии (Родионов 1988: 2). Что же касается самого жеста отпугивания нечистой силы — вытянутой руки, раскрытой ладони, — то как магический оберег он встречается в разных культурных традициях. Его изображение вешают на дверях домов, вышивают на национальной одежде и даже воспроизводят на лицах в татуировке. На кисть наносили разные символы: человека, звезд, луны, солнца, креста, сердца, букв, обозначающих бога, рай, Диониса, Соломона, вечность и многое другое (Этинген 2006: 190-192). Талисманы в виде рук или ладони можно встретить в любом уголке мира на дверях домов, на машинах и кораблях, на зданиях и памятниках. Стол как продолжение личного пространства: особенности расположения собеседников за различными типами столов Стратегическое расположение «сил» и правильное распределение участников за столом является средством их эффективного взаимо-действия. Различные оттенки отношения людей к вам могут выражаться через то, какое место они занимают за столом относительно вас. Марк Кнапп в своей книге «Невербальная коммуникация при взаимодействии людей» отметил, что хотя и существуют общие правила взаимодействия участников, сидящих вокруг стола, некоторые обстоятельства могут повлиять на выбор места за столом. Исследо-вания, проведенные с группой американцев среднего класса белой расы, показали, что поза за столом в баре или в холле отеля отличается от той позы, которую принимает человек в первоклассном ресторане. То, как расположены кресла, и на каком расстоянии друг от друга расставлены столы, оказывает большое влияние на поведение за столом. Влюбленные парочки, например, предпочитают сидеть, прижавшись друг к другу, где бы они ни были, но в переполненном ресторане, где столики стоят близко друг к другу, это становится невозможным, и влюбленные вынуждены сидеть друг против друга, фактически в оборонительной позе. Рассмотрим расположение участников в условиях рабочего кабинета за стандартным прямоугольным столом, не останавливаясь на других ситуациях размещения. Лицо В может занимать четыре основных положения относительно лица А. В1: Угловое расположение. В2: Позиция делового взаимодействия. ВЗ: Конкурирующе-оборонительная позиция. В4: Независимая позиция. Угловое Расположение ( В1 ) Это расположение характерно для людей, занятых дружеской, ' непринужденной беседой. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и предоставляет простор для жестикуляции и возможность для наблюдения за жестами собеседника. Угол стола служит частичным барьером в случае опасности или угрозы со стороны собеседника: можно за него удалиться. При таком расположении отсутствует территориальное разделение стола. Самым удачным стратегическим расположением для агента по торговле во время презентации.товара новому клиенту будет позиция В1 в случае, если А есть его покупатель. Просто передвинув стул в позицию В1, вы можете разрядить обстановку и увеличить свои шансы на успех переговоров. Позиция Делового Взаимодействия ( В2 ) Когда два человека работают в соавторстве над какой-нибудь проблемой или проектом, они обычно занимают это положение. Это одна из самых удачных стратегических позиций для предъявления, обсуждения и выработки общих решений. Секрет, однако, заключается в том, чтобы В деликатно использовал эту позицию, не создавая у А впечатления, что его территория была нарушена. Это очень благоприятное расположение также в том случае, когда нужно ввести третьего участника в переговоры. Например, В, агент по продаже, проводит уже вторую встречу с клиентом, и в этом случае он приглашает на встречу технического эксперта. В этом случае следует придерживаться следующей стратегии: технический эксперт занимает место С напротив клиента А. Агент по продаже может занимать или место В2 (позиция делового взаимодействия), или место В1 (угловая позиция). Это позволяет агенту быть на «стороне клиента» и задавать вопросы техническому эксперту от имени клиента. Эта позиция обычно называется «заодно с оппонентом». Конкурирующе — Оборонительная Позиция ( ВЗ ) Положение за столом друг против друга может вызвать оборонительное отношение и атмосферу соперничества. Она может привести к тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения, потому что стол становится самим барьером между ними. Люди занимают такое положение за столом в том случае, если они находятся в отношениях соперничества, или когда один из них делает другому выговор за какой-то проступок. Если встреча происходит в кабинете, то такое расположение свидетельствует также об отношениях субординации. Когда люди сидят напротив друг друга, они подсознательно делят стол на две равные территории. "Каждый претендует на свою собственную территорию и будет защищать ее в случае посягательств. В ресторане два человека, сидящих за столом друг против друга, отмечают свою территорию различными объектами — будь то соль, перец, сахарница или салфетка. Здесь приводится простой тест, который вы можете провести в ресторане. Он показывает, как человек реагирует на вторжение в свою территорию. Недавно я пригласил в ресторан агента по продаже, рассчитывая предложить ему контракт с нашей фирмой. Мы сидели за небольшим прямоугольным столом, таким небольшим, что я не мог занять угловую позицию и вынужден был сидеть в кон-курирующей позиции. На столе находились обычные столовые принадлежности: солонка, перечница, пепельница, салфетки и меню. Я взял меню, прочитал его и затем положил его на то место, где была территория моего собеседника. Он взял его, прочитал и положил в центр стола справа от себя. Я затем снова взял меню, еще почитал его и снова положил меню на его территорию. До этого момента он сидел слегка нагнувшись вперед, а мое маленькое вторжение заставило его откинуться назад. Пепельница стояла в центре стола, я же, стряхивая пепел, слегка подтолкнул ее на его территорию. Когда он стряхивал пепел со своей сигареты, он снова подвинул пепельницу в центр стола. Затем я снова, как бы случайно, подвинул пепельницу на его сторону. Затем я медленно передвинул сахарницу с центра стола на его сторону, и он стал проявлять признаки беспокойства. Таким же образом я передвинул подставку для соли и перца. К этому времени он уже сидел, как на углях, и на лбу у него выступили капельки пота. Когда я передвинул на его сторону салфетки, это было последней каплей. Он не вынес этого, встал, извинился и вышел в туалет. По его возвращении, я извинился и вышел из-за стола. Когда я вернулся, я увидел, что все принадлежности были аккуратно передвинуты на центральную линию! Эта простая, но эффективная игра показывает, как человек оказывает сопротивление человеку, который вторгается на его территорию. Таким образом, становится понятным, почему следует избегать конкурирующей позиции при переговорах или обсуждении. Бывают случаи, когда очень трудно или неуместно занимать угловую позицию при предъявлении своего материала. Предположим, что вам нужно предъявить книгу, образец или схему на рассмотрение человеку, сидящему за прямоугольным столом. Сначала положите то, что вы хотите предъявить на центральную линию стола (рис. 151). Другой человек наклонится вперед и станет разглядывать ваш объект, заберет его на свою территорию или передвинет его на вашу территорию. Если при этом он наклонится вперед, чтобы получше рассмотреть, вы не должны сдвигаться со своего места, а продолжать презентацию в том положении, в котором находитесь, потому что этот жест говорит вам, что вас не тянут по другую сторону стола. Если же он забирает ваш материал на свою территорию, это дает вам возможность' попросить разрешения пройти на его сторону и занять или угловую позицию, или позицию делового сотрудничества (рис. 153). Однако, если он отталкивает то, что вы ему предъявляете, будьте осторожны! Соблюдайте золотое правило — не проникайте на территорию окружающих до тех пор, пока вы не получили вербального или невербального разрешения, иначе вы получите отпор. Независимая Позиция ( В4 ) Такое положение занимают люди, не желающие взаимодейство-вать за столом друг с другом. Обычно это происходит в библиотеке, в парке на скамейке или в ресторане за столиком. Оно свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Это положение можно расценивать и как враждебное со стороны человека, чьи территориальные границы были нарушены. Этого положения следует избегать в случае, когда требуется откровенная беседа между А и В. Круглые, Квадратные и Прямоугольные Столы. Квадратный Стол (Официальный) Как ранее отмечалось, квадратный стол способствует созданию отношений соперничества и вызывающего поведения людей, равных по положению. Квадратные столы хороши для проведения короткой, деловой беседы или для подчеркивания отношений субординации. Отношения сотрудничества скорее устанавливаются с тем чело-веком, который сидит за столом рядом с вами, причем от человека, который сидит справа от вас, будет исходить больше понимания, чем от того, кто сидит слева. Наибольшее сопротивление будет оказывать тот, кто сидит прямо напротив вас.. Круглый Стол (Неофициальный) Король Артур использовал круглый стол для того, чтобы предоставлять всем рыцарям равное количество власти и равное положение. Круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности, и является наилучшим средством проведения беседы людей одинакового социального статуса, потому что каждому за столом выделяется одинаковое пространство. К сожалению, король Артур не понимал, что если социальный статус одного человека выше, чем статус остальных присутствующих, это приводит к. неравному распространению власти и влияния между остальными членами группы. Король обладает наивысшими полномочиями за круглым столом, и это означает, что сидящим по обе стороны от него, невербально выделяется больше власти и уважения, чем остальным, причем рыцарь, сидящий справа имеет больше влияния, чем рыцарь, сидящий слева. Степень влияния уменьшается в зависимости от удаленности рыцаря от короля. Следовательно, рыцарь, сидящий прямо напротив короля Артура, фактически находился в конкурентно-защитной позиции и, возможно, был одним из тех, кто доставлял королю Артуру больше всех беспокойства. В сфере бизнеса часто используются квадратные и круглые столы. Квадратный стол, который обычно является рабочим столом, используется для деловых переговоров, брифингов, для отчитывания провинившихся и тому подобное. Круглый стол, чаше всего это стол со стульями-вертушками, служит созданию непринужденной, неофициальной атмосферы и хорош в том случае, если вам нужно достичь соглашения. Прямоугольный Стол За прямоугольным столом место А считается главенствующим. На встрече людей одинакового социального статуса человек, сидящий на месте А, будет оказывать максимум влияния, при условии, если он не сидит спиной к двери. Если А будет сидеть спиной к двери, главенствующее положение перейдет к В, который станет соперником относительно А. В случае, если А сидит во главе стола, тогда В будет следующим по значимости человеком, но не С и Д. Эта информация позволит планировать размещение участников встречи за столом. Вы можете поставить на кресла таблички с именами участников встречи и рассадить их в таком порядке, чтобы иметь максимальный контроль над всеми. Обеденный Стол Дома Форма обеденного стола дает вам представление о том, как распределяются роли в семье, при условии, что гостиная позволяет поставить стол любой формы, и что решение о покупке стола было принято в семье после некоторых раздумий и обсуждений. «Открытые» семьи пойдут покупать круглый стол, «закрытые» семьи выберут квадратный стол, а люди «руководящего» типа отдадут предпочтение прямоугольному столу. Таким образом, квадратный (или прямоугольный) стол, который обычно является рабочим столом, используется для деловых бесед, коммерческих переговоров, брифингов, для отчитывания провинившихся. Круглый стол чаще используется для создания непринужденной атмосферы и хорош в случае если нужно достигнуть соглашение. Для проведения деловых переговоров нужно не только правильно выбрать форму стола, но и уметь посадить за него вашего собеседника так, чтобы создать наибольший психологический комфорт. Это особенно важно, когда вы приглашаете его на торжественный обед к себе домой или в ресторан. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш гость сидел спиной к стене. Психологами доказано, что у человека повышается частота дыхание, сердцебиение и мозговое давление, если он сидит спиной к открытому пространству, особенно если за спиной постоянное хождение. Кроме того, напряжение возрастает, когда спина человека повернута к входной двери или окну, особенно если это окно первого этажа. |