Главная страница
Навигация по странице:

  • Инсайт (озарение) – внезапное понимание того, как можно решить задачу (проблему, открытие принципа еѐ решения рассматривается как центральный момент креативного процесса

  • R (Rotations) – ротационный (ранжированный и упорядоченный) синтез информационных структур

  • Спорт высших достижений как сфера творческой деятельности (07981). Спорт высших достижений как сфера творческой деятельности (07981. Санктпетербург


    Скачать 6.61 Mb.
    НазваниеСанктпетербург
    АнкорСпорт высших достижений как сфера творческой деятельности (07981).pdf
    Дата14.05.2017
    Размер6.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСпорт высших достижений как сфера творческой деятельности (07981.pdf
    ТипДокументы
    #7551
    страница3 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
    II. СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМЫ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ. Структура творческого процесса. Существуют следующие взгляды отечественных психологов в отношении числа и содержания этапов (стадий, фаз) творческого процесса Б. А. Лезин (1907) выделил три стадии труд накопление информации необходим для стимуляции бессознательной работы и вдохновения бессознательная работа отбор типичного вдохновение (перекладывание из бессознательной сферы в сознание уже готового вывода. П. К. Энгельмейер (1910) выделил три акта желание происхождение замысла начинается с интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением еѐ самим изобретателем это – гипотеза (в науке, вероятный принцип изобретения, или замысел (в художественном творчестве знание (знание и рассуждение, выработка схемы или плана изобретатель производит опыты в мыслях и наделе изобретение вырабатывается как логическое представление, готовое для понимания умения умения конструктивное выполнение изобретения. А. М. Блох (1920) выделил три этапа возникновение идеи (гипотезы, замысла возникновение идеи в фантазии проверка и развитие идеи.

    31 Ф. Ю. Левинсон-Лессинг (1923) выделил следующие три этапа накопление фактов путем наблюдения и экспериментов возникновение идеи в фантазии проверка и развитие идеи. П. М. Якобсон (1934) выделил семь стадий период интеллектуальной готовности усмотрение проблемы зарождение идеи – формулировка задачи поиск решения получение принципа изобретения превращение принципа в схему техническое оформление и развертывание изобретения. Существуют следующие взгляды зарубежных психологов в отношении числа и содержания этапов (стадий, фаз) творческого процесса

    1)
    гештальтисты (например, М. Вертгеймер, 1945) выделили четыре этапа

    реструктурирование целостной ситуации, отправной точкой которого является формулирование проблемы

    перецентрирование, то есть переход от поверхностного и неверного структурирования к адекватной и верно центрированной структуре возникновение идеи решения, внезапное прозрение, те. наличие в творческом процессе инсайта (центральный этап глубокое осознание способа решения и исполнение решения.
    2) Г. Уоллес (1972) выделил следующие четыре стадии подготовка включает идентификацию проблемы и начальные попытки еѐ решения инкубация решение проблемы отложено человек занимается другими делами, давая возможность бессознательным процессам перерабатывать полученную на первой стадии информацию озарение (инсайт; решение возникает внезапно верификация человек проверяет пригодность возникшего решения.
    3) Т. Тардиф и Р. Стернберг (1988) выделили следующие пять моментов изменение структуры внешней информации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов постоянное переформулирование проблемы

    32 применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового (применения старых знаний и навыков в новом ключе использование невербальной модели мышления наличие внутреннего напряжения, которое возникает

    из-за конфликта между старыми новым (различных путей решения задачи и имеющейся неопределѐнностью). К современным отечественным взглядам можно отнести следующие две точки зрения А. Физиологическая позиция. В. А. Павлов (2005) выделил следующие пять этапов предварительный анализ задачи и категоризация еѐ как неизвестной поисковая активность пробы и ошибки с использованием нескольких дублирующих эвристик); обнаружение барьера (для преодоления которого нужны эмоциональное отреагирование, рефлексия и дополнительные эвристики озарение (как сцепление элементов в единое целое на физиологическом уровне перевод информации с физиологического уровня на психологический. Б. Психологическая позиция. А. Л. Галин выделил следующие восемь этапов (рис. 1):
    1)
    мотивационный этап желание узнать новое ознакомление с заинтриговавшим явлением сбор он м информации обдумывание добытой информации (попытка понять выделенное явление на основе уже имеющихся знаний если задача не слишком сложна, то, сопоставив известное с неизвестным, понять явление можно уже на этой стадии творчества если явление до конца непонято, учѐный может строить гипотезу, пытаясь угадать конечный результат и перескочить через ряд следующих этапов в этом случае он сразу переходит на седьмой этап, приступая к проверке выдвинутой гипотезы. вынашивание идеи этот этап связан с включением в решение задачи бессознательных процессов появление ощущения близости решения оно выражается в некотором напряжении, беспокойстве, дискомфорте рождение идеи идея может возникнуть внезапно, в минуты рассеянного внимания напряжение снимается, на смену ему могут приходить сильно или слабовыраженные положительные эмоциональные реакции

    33 изложение идеи полученную идею необходимо рассмотреть, проверить, уточнить, установить связь с другими уже имеющимися представлениями жизнь идеи изложенная, опубликованная, представленная в виде доклада, внедренная в практику идея начинает жить, завоевывая себе место под солнцем наряду с другими идеями, порой вступая сними в борьбу. Рис. 1. Этапы дискретно-непрерывного творческого процесса А. Л. Галин, 1986) Изложенные этапы творческого процесса не фиксированы жестко, они могут сдвигаться (если задача решена на третьем этапе, то сразу идут седьмой и восьмой этапы, учѐный может возвратиться к началу, чтобы более подробно ознакомиться с явлением, если он ощущает недостаток информации. Творческий процесс функционирует как целостная система, в качестве основных характеристик которой выделяют доминирование бессознательных компонентов психики спонтанность, непредсказуемость результата автономность, аффективность, символизм проявлений


    релятивизацию противоположностей широкий временной диапазон (от спрессованности в мгновение до развернутости и дифференцированности различных этапов.

    34
    2.
    Инсайт как центральное звено решения проблемы.
    Инсайт (озарение) – внезапное понимание того, как можно решить задачу (проблему, открытие принципа еѐ решения рассматривается как центральный момент креативного процесса).
    Существует три разновидности проявления инсайта: селективное (избирательное) кодирование понимание того, что из имеющейся информации имеет ключевое значение селективное комбинирование понимание того, как нужно соединить фрагменты информации селективное сравнение связывание информации о текущей проблеме с определѐнной информацией о других проблемах (решение по аналогии. Созревание идей требует длительного времени В процессе длительного вызревания концепции инсайты могут возникать несколько разно не иметь решающего значения для построения концепции в целом. Некоторые виды мышления определяют возможность творческого
    инсайта (являются его механизмами
    1)
    янусианские мыслительные процессы (включает способность активно обдумывать две противоположные вещи одновременно и посредством этого отрабатывать две несоизмеримые точки зрения на предмет параллельно способность генерировать вид одновременного видения, необходимого для решения сложных причинно-следственных проблем психометрический подход способность людей генерировать вид инсайта, связанный с суперсовременными навыками решения проблем для решения таких проблем человек должен уметь проверять потенциальные связи между переменными, которые сначала нужно перевести из семантической формы представления в символические коды, и удерживать в памяти сеть связей, выводы, связанные с этими переменными, и причинные доказательства. Память является одним из главных условий возможности и эффективности инсайта (доступность информации даѐт возможность создавать неочевидные ассоциации и приходить к оригинальным решениям проблем. Кроме того, факты доказывают, что все великие открытия сделаны под влиянием чувственных впечатлений. В тоже время инсайт рассматривается и сточки зрения двухосновных современных подходов к когнитивному моделированию определяющее место занимает представление о том, что процессы генерирования идей, включая центральные моменты инсайта – феномены, относящиеся к долговременной памяти и еѐ ассоциативным механизмам
    1)
    коннекционизм (коннекционистский подход предполагает признание распределѐнности ментальных представлений по нейронной сети и параллельности переработки информации

    35 2)
    символицизм (символьный подход)показывает, что высокая креативность сопровождается большей восприимчивостью к праймингу (ассоциативной подготовке) ибо льшей длительностью реагирования при решении задач на нахождение ассоциации

    прайминг можно интерпретировать как предактивацию элементов сети, репрезентирующих компоненты задачи, через активацию узла, семантически связанного сними (индивидуальные различия в креативности определяются сложностью семантической сети, то есть количеством связей, соединяющих еѐ узлы внимание трактуется как состояние когнитивной системы, при котором активированы определѐнные узлы семантической сети при узком фокусе внимания небольшое количество ближайших узлов в памяти оказываются сильно активированными, при широком – активировано большее число удалѐнных узлов, нос меньшей силой большая активация отдалѐнных ассоциированных концептов будет являться причиной более выраженных проявлений креативности впоследствии. Типы творцов и стили творческой деятельности. Существуют следующие классификации творцов полярная типология (автор – В. Гирш),
    в основу которой положена ориентация творцов на внешний (как у Моцарта) либо на внутренний (как у Бетховена) мир типология естествоиспытателей (автор – В. Оствальд),
    которая включает классиков (каждый из которых отличается всесторонним совершенствованием и отделкой каждой работы, необщительностью характера и слабым личным влиянием на окружающую обстановку) и романтиков (каждый из которых отличается разнообразием и поразительной оригинальностью многочисленных, быстро следующих одна за другой работ, и, обыкновенно, сильными непосредственным воздействием на своих современников аналитики обладают меньшей креативностью; опираются в основном на явные физические свойства объектов характеризуются
    «левомозговым»
    (логико-алгебраическим) стилем мышления олицетворение Лейбниц – синтетики обладают большей креативностью; опираются в основном на скрытые, дополнительные значения объектов характеризуются
    «правомозговым» физико- геометрическим) стилем мышления олицетворение – Ньютон];
    4)
    анархисты хорошо выражены саморегуляция и волевые характеристики более активны, демонстративны, эгоцентричны любят

    36 выставлять себя напоказ) – педанты развито воображение большая инициатива, эмоционально чувствительны и обладают выраженной эмпатией; легко устанавливают нужные контакты с другими людьми у них имеются завышенная самооценка, склонность к конфликтам, меньшая склонность к демонстративности. Существуют следующие классификации стилей творческой деятельности аналитический в основе – склонность ориентироваться на выявление различий между объектами – синтетический в основе – склонность ориентироваться на сходство объектов импульсивный в основе склонность быстро реагировать в неопределѐнной ситуации, выдвигая не очень обоснованные гипотезы и без анализа всех имеющихся альтернатив – рефлективный в основе – склонность замедленно реагировать гипотезы проверяются и многократно уточняются решение принимается после тщательного предварительного анализа альтернатив визуальный в основе – работа со зрительно-образными моделями вербальный в основе – работа с числовыми моделами);
    4)
    конвергентный в основе – словесно-логическое мышление – дивергентный (в основе – образное мышление дискурсивный (в основе – рассуждения) – интуитивный (в основе – инсайт); адаптивный (в основе – предпочтение устоявшихся способов решения проблемы) – инновативный (в основе – усовершенствование имеющихся и изобретение новых способов решения проблемы анархичный преобладает словесно-логический тип мышления в основе – преобладание второй сигнальной системы по И. П. Павлову) – педантичный преобладает образный тип мышления в основе – преобладание первой сигнальной системы по И. П. Павлову). Факторы, затрудняющие творческий процесс. Поиск решения затруднен, когда проблема требует рассмотреть

    что-либо хорошо известное в совершенно новом, не принятом до сих пор аспекте. Привычный подход блокирует путь к другим подходам, увеличивает шанс проглядеть возможное решение проблемы. А. Маслоу выделил ряд барьеров, блокирующих творчество в личностном плане конформизм – желание быть похожим на других страх высказывать собственное мнение, выглядеть смешным, соглашательство внешняя и внутренняя цензура
    – сознательное или бессознательное подавление нетрадиционных, необычных мыслей вследствие доминирования в личности суперэго;

    37 ригидность мышления – стереотипность мыслей, привычка решать типовые задачи стандартным способом, что может быть результатом обучения в школе импульсивность мысли – желание найти ответ немедленно, непродуманные, неадекватные решения, которые возникают при сильной мотивации познавательный эгоцентризм – неспособность перейти от одной точки зрения к другой, менять познавательную перспективу. Л. Б. Ермолаева-Томина к факторам, затрудняющим творческий подход к решению проблем, отнесла ошибочные стратегии предпочтение существующего положения ожидание случайного озарения идеей поиск оригинального решения ради оригинальности безразличие к общественно значимым целям приспособление к окружающему миру, а не стремление к его изменению.
    III. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ. К методам изучения творческого процесса относятся субъективные методы самонаблюдение творцов преднамеренное преднамеренное наблюдение за процессом собственного творчества непреднамеренное сведения из автобиографий, мемуаров и других видов «самоотчѐтов», в которых творцами воспроизводятся факты непреднамеренного самонаблюдения наблюдения со стороны объективные методы
    2.1) интервьюирование методически построенное собеседование

    2.2) анкетирование
    2.3) экспериментальные методы изучения мышления, памяти, воображения, креативности (дивергентного мышления
    2.4) специальные методы анализ результата предметного действия путем выявления в нѐм прямого и побочного продуктов

    кинорегистрация движения глаз другие методы изучения перцептивных процессов. Большинство объективных методов изучения творческого процесса все кроме специальных методов выявляют степень выраженности психических процессов (способностей, ноне касаются изучения собственно психологии процесса творчества. Напротив, для изучения процесса творчества, ив частности – неосознаваемого в нм, существуют
    специальные методы изучения творческого процесса.

    38
    2.2. Инновационные и спорные взгляды на теорию творчества К инновационным теориям творчества можно отнести следующие две теория творческих процессов (автор – А. Г. Ющенко); антропологическая теория творчества авторы

    – АН. Петров и В. Н. Петрова. Теория творческих процессов. Теория творческих процессов базируется на изучении механизмов творчества природы (синтетическая теория эволюции интеллекта человека (взаимодействие сознания и подсознания по работам Ганса Селье и Анри Пуанкаре коллектива индивидуумов (метод мозгового штурма логической машины Раймонда Луллия; генетических алгоритмов. Анализ указанных творческих процессов позволяет сделать вывод об их гомологичности, что даѐт возможность постулировать закон (систему) Оператор творческого процесса в следующем виде С = R + S, где С (Creative) – оператор творческого процесса

    R (Rotations) – ротационный (ранжированный и упорядоченный) синтез информационных структур
    S (Selection) – селекция информационных структур (по принципу гармонии и красоты. Под оператором творческого процесса понимается некий универсальный творческий закон получения новой информации на
    определѐнном уровне еѐ организации. В качестве доказательства данного тезиса, рассмотрим описанные выше творческие процессы с этих позиций. Творческие процессы в природе
    R – действие генетических операторов при образовании зигот, рекомбинация и мутация генов (новый организм из половых клеток.
    S – естественный отбор выживания наиболее приспособленных потомков, последние являются наиболее красивыми и гармоничными.
    7
    Данные этого подраздела являются результатом системного анализа взглядов А. Г. Ющенко, изложенных в его интернет-ресурсе Теория творческих процессов и еѐ приложения (А. Г. Ющенко. – URL: http://www.gen64.ru/publ/agy2.htm. – Дата обращения 01.05.2011]), а также взглядов АН. Петрова и В. Н. Петровой, изложенных в их интернет-ресурсе Антропологическая теория творчества и
    креативности» (АН. Петров, В. Н. Петрова. – URL: http://tvorchestvo.biz/theory.html. – Дата обращения 01.05.2011]). Представлены в дидактически оправданной модификации

    39 Носитель информации – гены, то есть коды ДНК, управляющие синтезом белкового тела. Творчество индивидуума
    R – ротация понятий и образов, в преимущественно в подсознании, частично в сознании.
    S – селекция по принципам гармонии и красоты краевого сознания, а затем и сознания. Носитель информации – понятия и образы психической реальности. Творчество коллектива индивидуумов (метод мозгового штурма
    R – генерация идей группой, специально отобранных для этой цели лиц (группа генерации принцип организации и взаимодействия отдельных индивидуумов в группе отвечает принципам образования идеи в подсознании отдельного индивидуума.
    S – селекция идей группой экспертов, специалистов в данной области, что соответствует функции сознания отдельного индивидуума. Носитель информации – психическая реальность, письменные знаки, вербальные сообщения или электронная форма (компьютерные коды. Машина Раймонда Луллия

    R – вращение дисков механической (или виртуальной) машины со смысловыми категориями подпроблемы, выделенных в данной проблеме. Принцип образования новых идей отвечает принципам образования идеи в подсознании отдельного индивидуума
    S – анализ полученных идей при помощи интеллекта человека, как ив случаях 2 и 3. Носитель информации – записанные в секторах машины символы, отвечающие определѐнным понятиям. Логическая машина позволяет преодолеть стереотипы мышления человека. Генетические алгоритмы.
    R – генетические операторы (кроссинговер, точечная мутация, инверсия, создающие новые варианты решения компьютерных программ путѐм перемешивания машинных кодов процесс практически полностью аналогичный функционированию биологических генетических операторов.
    S – автоматический отбор виртуального потомства с помощью стоимостной функции, которая выполняет роль естественного отбора в природе. Носитель информации – коды компьютерных программ, отвечающие определѐнным понятиям. Следовательно, все известные творческие процессы гомологичны и адекватно описываются с помощью предложенной универсальной формулы.

    40 Антропологическая теория творчества. Основные принципы антропологической теории творчества непротиворечивость (отсутствие логических ошибок в теории отсутствие теоретического основания (все положения выводятся из практики ориентированность теории на практику целостность теории (сопоставление получаемой информации с уже сформулированными положениями
    5)
    формализованность теории (подготовка теории для ее использования. Основные понятия антропологической теории творчества Внимание – особое звено в цепочке поставки информации человеку это способность психики человека выявлять элементы в окружающем мире, фиксировать их в сознании, отслеживать в процессе поиска, способность концентрироваться, состредотачиваться, либо сам процесс концентрации и сосредоточения. Память внимания – это способность человека сохранять и использовать информацию о том, как поступить вниманию в каждой конкретной ситуации. Логика – это связи участков памяти человека. Творчество – это целенаправленная обработка невербальной информации безучастия памяти внимания. Мышление – это целенаправленная обработка вербальной информации с участием памяти внимания.
    Креативность – это целенаправленная обработка невербальной информации с участием памяти внимания. Креативность – формирование шаблонов творчества и применения их для решения конкретных задач из большого количества маленьких шаблонов формируются более крупные шаблоны, шаблоны постоянно изменяются. Цель антропологической теории творчества развести понятия мышление и творчество. Концептуальная идея антропологической теории творчества мышление и творчество – это разные области интеллекта человека. Основные постулаты антропологической теории творчества Постулат 1. В творчестве не может быть мышления, в мышлении не может быть творчества. Постулат 2. Мышление работает с продуктами творчества, а творчество с продуктами мышления или с творческим продуктом (двойное творчество. В антропологической теории творчества рассматриваются два способа обработки информации невербальный (в творчестве вербальный (в мышлении.

    41 Согласно антропологической теории творчества в отличие от мышления творчество не создает новой информации, оно более качественно обрабатывает только ту информацию, которой человек владеет творчество – цель жизни человек привыкает к стереотипам в творческом процессе снимаются имеющиеся ограничения, в результате чего может быть получен творческий продукт ограничения к творчеству храняться в памяти внимания и влияют на управление вниманием человека (под ограничениями следует понимать элементы мировоззрения человека, установки, предубеждения и подобные элементы творческий продукт может быть получен только в состоянии творчества. Критерии творческого продукта в антропологической теории творчества целостность большой объѐм скрытой информации безличность или нейтральность (отсутствие отрицательного, может быть немного положительного непредсказуемость равнозначность (ничего явно не выделяется. Стадии творческого процесса в антропологической теории творчества подготовительная (сбор материала
    2)
    «чѐрный ящик (собственно творческий процесс получение творческого продукта. Таким образом, собственно творческий процесс – это лишь одна стадия – «чѐрный ящик, но без подготовительной стадии, на которой происходит накопление большого объѐма материала, обрабатываемого в
    «чѐрном ящике, творческого процесса не будет. Итак, антропологическая теория творчества в первую очередь направлена на исследование процесса создания творческого продукта, а не на его результат. В антропологической теории творчества считается, что существует два способа вхождения в творческий процесс спонтанное творчество (нельзя сказать, когда именно оно произойдет, но можно быть к нему готовым, знать он м, вынужденное творчество (по качеству результата оно не сопоставимо со спонтанным творчеством, но позволяет в любой момент войти в творческий процесс. Спонтанное и вынужденное творчество отличаются только способом вхождения в этот процесс, в остальном они идентичны.


    42 Согласно антропологической теории творчества, теории внимания и творчества тесно связаны. Творчество возможно только при максимальной концентрации внимания. В творческом процессе человек испытывает нагрузку, ноне дискомфорт. Творчество функционирует безучастия памяти внимания, по этой причине творческий процесс не может осуществляться длительное время (потому что предельная концентрация внимания всегда сопровождается особым контролем, который вызывает нагрузку человека. Потеря этого особого контроля приведет к снижению концентрации внимания. Для творчества необходимо обоснование обработки информации, если обоснования нетто невозможно будет удержать предельный уровень концентрации внимания Именно по этой причине творчество – это целенаправленный процесс. Случайно творческий процесс не может быть осуществлен. Кроме того, согласно антропологической теории творчества, существует три способа управления вниманием память внимания (управляет вниманием примерно на 99%; хранит элементы культуры, представления человека прямое управление вниманием искусственные инструменты (например, противоречия. Также, согласно антропологической теории творчества, будущему творцу необходимо желать решить данную задачу творчески иметь теоретическое представление о творчестве как обработке невербальной информации безучастия памяти внимания владеть специальными умениями вхождения в состояние творчества, которые достигаются системой упражнений готовиться к творческому процессу в творчестве обрабатывается информация в большом объѐме, поэтому необходимо научиться собирать избыточную информацию в исследуемой области ориентироваться на процесса не на результат обучаться творчеству, а не интерпретировать знания о творчестве. В заключение, согласно антропологической теории творчества, обучение творчеству желательно начать с представления о том, что в творческом процессе обрабатывается большой объѐм недостаточно структурированной информации. Кроме того, для обучения творчеству используется специальный прим основное его назначение – сформировать у человека представление о творчестве многие люди не смогут выполнить его с первого раза по разным причинам (снижение концентрации внимания, перераспределение внимания

    43 важно дать необходимые комментарии и индивидуально решить проблемы, связанные с выполнением прима получив достаточно информации о состоянии творчества, человек сможет сформировать свой (невербальный) способ вхождения в творческий процесс, который для него приемлем например, возможен следующий вариант прима вхождения в творческий процесс необходимо выбрать некоторую прямоугольную область (к примеру, картину, сконцентрировать в своѐм внутреннем мире на всей этой области своѐ внимание (не рассматривать еѐ и не отвлекаться на посторонние мысли – их вообще быть не должно дождаться момента, когда область станет нестабильной (будет дрожать, как правило, это занимает несколько секунд отпустить эту область, но при этом никак не среагировать если всѐ сделано правильно, то через несколько секунд появится творческий продукт. Резюме по антропологической теории творчества творчество – особое состояние человека, в котором его мировоззрение, предрассудки, предрасположенности не влияют на процесс обработки информации творчество – процесс (состояние творчество влияет на человека он становится более спокойными уравновешенным, формируется креативность, опыт творчества для творчества имеет большое значение объѐм накопленной человеком информации по исследуемой теме (то, что можно вспомнить без особого труда это означает, что в творчестве обязательна подготовительная стадия в творчестве обрабатывается большой объѐм информации за маленький промежуток времени, а это возможно только в случае обработки невербальной информации понятие творческое мышление нежелательно использовать в силу его некорректности
    6.1)
    во-первых, творчество осуществляется безучастия фокуса внимания в мышлении, напротив, фокус внимания играет существенную роль одномоментно фокус внимания и отсутствовать, и присутствовать не может
    6.2)
    во-вторых, творчество не может обрабатывать вербальную информацию творчество может работать только с невербальной информацией творческий продукт может быть вербальным мышление обрабатывает только вербальную информацию таким образом, обработка информации в творчестве и мышлении отличается

    44 творчество и мышление – это разные сферы интеллекта человека, и поэтому понятие творческое мышление некорректно более того, творчество не является деятельностью деятельность состоит из действий, а те соответственно из операций (Что такое творческое действие и что такое творческая операция Можно ли дать описание творческого действия и творческой операции если осуществлена некоторая деятельность, то можно представить каждый еѐ шаг, либо существует общее представление о ней собственно творчество, напротив, является «чѐрным ящиком, человек не знает, как осуществляется обработка информации в нм, и, следовательно, представление об этом отсутствует (допустим, известно, что происходит в «чѐрном ящике, нов этом случае человек выйдет из сферы творчества, потому что начнет работать память внимания
    7)
    креативное развитие возможно тогда, когда человек делает это целью своей жизни, когда он предпринимает колоссальные усилия в этом направлении, так как это – обогащение человека знанием о творчестве
    8)
    креативность – это работа с шаблонами творчества, подражание творчеству существуют малые (не имеют прямой практической пользы, нона их основе формируются большие шаблоны) и большие шаблоны (подразделяются на относительно стабильные и нестабильные создаются для каждого конкретного случая
    9)
    креативность не требует большой концентрации внимания в отличие от творчества преимущественно креативность используется для формирования стиля и формы представления содержания креативность в отличие от творчества не снимает временно имеющиеся ограничения, а наоборот добавляет их, для того, чтобы обойти некоторые из ограничений
    10)
    креативность начинает формироваться вместе с опытом творчества творчество – это не технология, а искусство, требующее от человека максимальной концентрации внимания, использования всех имеющихся возможностей, стремления к совершенству у каждого человека есть своѐ представление о творчестве и творческом процессе истинное представление о творчестве находится внутри человека (скрыто.

    45
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта