Главная страница

Спорт высших достижений как сфера творческой деятельности (07981). Спорт высших достижений как сфера творческой деятельности (07981. Санктпетербург


Скачать 6.61 Mb.
НазваниеСанктпетербург
АнкорСпорт высших достижений как сфера творческой деятельности (07981).pdf
Дата14.05.2017
Размер6.61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСпорт высших достижений как сфера творческой деятельности (07981.pdf
ТипДокументы
#7551
страница8 из 17
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17
3.5. Творческий подход к жизни и свободное тело как биоэнергетический ресурс его реализации взгляды А. Лоуэна
15
А. Удовольствие творческий подход к жизни. А. Лоуэн о себе и телесной работе В 1938 году я неожиданно осознал, что моя жизнь пуста, и почувствовал депрессию. Я понимал, что моя депрессия связана с недостатком возбуждения в теле, отсутствием должной физической активности. Я стал ежедневно после возвращения с работы в течение 30 минут выполнять упражнения. Выполнение упражнений дало желаемый результата также помогло мне понять, что я хотел бы находиться не столько в своей голове, сколько в теле. В течение осени го я приходил после работы в парки, сидя на солнце, делал записи об этих упражнениях. Я был увлечен поиском взаимосвязи сознания и тела. Я чувствовал, что эта связь имеет для меня жизненно важное значение, хотя даже не сознавал, насколько глубоко расщепление между сознанием и телом в моей личности. Меня увлекла работа с телом, прежде всего, потому, что я всегда занимался спортом, был вовлечен в физическую активность, и я понимал, что благодаря этому чувствую себя хорошо. Я создал биоэнергетический анализ, работая над собой, а также работая со своими пациентами. В основе моей терапии лежит путешествие самопознания. В процессе этого путешествия я писало тех проблемах, с которыми мне пришлось столкнуться. Как оказалось, это проблемы, которые волнуют и многих других людей. В моем представлении здоровье – это сочетание внешней грации и красоты и внутренней благодати, которое сопровождается ощущением радости в теле. Яне жалею, что посвятил этому свою жизнь. А. Лоуэн о биоэнергетике Биоэнергетический анализ предлагает человеку две вещи во-
первых, ясное осознание того, что человеческой природе и жизни свойственны удовольствие и наслаждение. Ни деньги, ни власть, ни успех этого дать не могут. Мы предлагаем ему это И, во-вторых, удивительно, ноу насесть способ помочь человеку достичь этого. Я считаю, что биоэнергетический анализ не может спасти мир. пока, но он позволяет вам почувствовать себя хорошо не только благодаря тому, что вы
15
Данные этого подраздела являются результатом системного анализа взглядов А. Лоуэна, изложенных в его книгах Удовольствие творческий подход к жизни (Lowen, A. Pleasure: A Creative Approach to Life / Аи Психология тела биоэнергетический анализ тела (А. Лоуэн
; перс англ. С. Коледа. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - 256 с. Цитируются в сокращении и с дидактическими выделениями курсивом (ДА

106 делаете ради себя, но также благодаря тому, что выделаете для своих близких, для природы и для жизни. И вот еще что если у вас есть эти два основания чувствовать себя хорошо, то это чувство будет для вас реальной опорой в глубокой старости».
А. Лоуэн об удовольствии Удовольствие, о котором говорит Лоуэн, это не веселость, а глубинное внутреннее состояние. Люди, которым свойственно такое состояние, по его словам «... не относятся к тем, кто с энтузиазмом декларирует свою преданность жизни. это не приверженцы какой-то идеи, не адепты некоего вероучения. Они не стремятся к великим свершениям. Но при встрече сними вы сразу понимаете, что перед вами особенные люди. Они излучают интенсивное чувство удовольствия. В их глазах блеска в движениях – осмысленность. Они смотрят на вас с интересом и слушают с вниманием. Когда они говорят, то выражают свои чувства, и
всѐ сказанное ими имеет значение. Их расслабленные тела движутся легко и непринужденно. Наблюдая за ними можно ощутить их внутреннюю жизненную энергию которая проявляется в здоровом цвете кожи и хорошем мышечном тонусе Вам тотчас же приходит в голову Вот человек, который наслаждается жизнью. И уж конечно, нив каком лечении они не нуждаются. Находиться рядом сними одно удовольствие. Такие люди чувствуют свою индивидуальность и сознают свою идентичность. Они находятся в неразрывной связи со своими чувствами, везде и всюду и поэтому знают, чего они хотят и что им ненужно. Когда они говорят, то всегда выражают оригинальные взгляды, ибо не бывает двух одинаково чувствующих людей. И, полностью сознавая свои чувства, они редко теряются в обосновании своего мнения или суждения. Они не выделяются на фоне толпы, они стоят в стороне. Сущность удовольствия. В основе любого переживания подлинной радости или счастья лежит телесное ощущение удовольствия. Веселым может быть лишь действие, доставляющее удовольствие. Если оно болезненно или неприятно, то веселым его никак не назовешь. При отсутствии удовольствия симулирование веселья становится мрачной шарадой. Тоже самое относится и к счастью. Без чувства удовольствия счастье не более чем иллюзия. Истинное веселье и настоящее счастье наполняются смыслом через удовольствие, которое испытывает человек в данной ситуации Однако для того, чтобы испытывать удовольствие, необязательно веселиться. Можно находить удовольствие ив обычных жизненных обстоятельствах. Человеку доставляет удовольствие состояние, когда его тело движется свободно, ритмично и созвучно сего окружением

107 Удовольствие ускользает от человека с повышенным самоконтролем, также как и от эгоцентрика. Чтобы испытать удовольствие, человек должен отпустить себя, то есть позволить своему телу реагировать свободно. Скованному, зажатому человеку сложно испытать удовольствие, поскольку бессознательное сдерживание ограничивает поток чувства в теле и блокирует его естественную телесную подвижность. В результате движения человека становятся неуклюжими и неритмичными. Уверенность в себе – это сознание того, что можно выразить себя свободно и полностью в любой ситуации. Грациозный человек – это человек, чье тело свободно от хронического напряжения Его движения грациозны, потому что они спонтанны, и при этом они полностью скоординированы и эффективны. Поскольку существенным элементом грации является спонтанность, истинной грации невозможно достичь практикой Мышца напрягается только в условиях стресса. Если тело движется легко и свободно, оно не напряжено. Власть прямо противоположна удовольствию. Она относится к удовольствию примерно также, как эго к телу. Удовольствие происходит из свободного течения чувства или энергии как внутри тела, таки между телом и его окружением Власть опирается на процессы контроля и сдерживания энергии. В этом заключается базовое различие между человеком, ориентированным на удовольствие и властным индивидом. Единственным способом развития и проявления власти является контроль. Другой модели не существует. Когда пульсация энергии или чувства осуществляется свободно, то каждый наш шаги каждое движение несет в себе удовольствие. Творческое мышление, которое зависит от свободного течения мыслей, имеет место только тогда, когда тело осознанно, восприимчиво и свободно Мы не можем не прийти к заключению, что человеческое мышление и, вероятно, его содержание, не могут быть полностью свободны от эмоционального настроя тела. Объективное мышление становится еще более сложной задачей, если человек пытается быть объективным по отношению к собственному поведению Поскольку поведение в значительной степени обусловлено чувствами, то человек должен полностью осознавать свои чувства, чтобы оценить свое поведение объективно. Истинная объективность требует должной субъективности

108 Что такое творчество Удовольствие обеспечивает мотивацией и энергией творческий процесс, который, в свою очередь, усиливает удовольствие и радость жизни Жизнь с удовольствием становится творческим приключением, без удовольствия она превращается в борьбу за выживание…
Творческий подход к жизни предполагает нахождение новых, нетривиальных, изобретательных решений разнообразных ситуаций, возникающих ежедневно в жизни любого человека Насущная потребность в новых решениях вызвана тем, что ценности и социальный этикет, которые определяли отношения и регулировали поведение людей предыдущих поколений, уже не удовлетворяют условиям современной жизни. Что значит быть творческим человеком У творческого человека самобытный, свежий взгляд на мир. Он не пытается решать новые проблемы старыми методами. Он исходит из того, что у него нет готовых решений. Поэтому он смотрит на жизнь широко раскрытыми глазами и с любопытством ребенка, мышление которого еще не закостенело, а взгляд на мир еще не утвердился. Если личность человека
ещѐ не стала жестко фиксированной, он может свободно использовать свое воображение при встрече с постоянно меняющимися обстоятельствами жизни. Быть творческим – значит иметь развитое воображение однако не всякий акт воображения является творческой деятельностью. Мечты, фантазии и иллюзии, которые наполняют ум и занимают мысли многих людей, нельзя назвать выражениями творчества…
Синтез реализма взрослого человека и детского воображения является ключевым моментом любого творческого акта. В этом воплощен базовый принцип творчества, заключающийся в том, что творческий акт – это слияние двух, кажущихся несовместимыми взглядов в единое видение…
Воспитание становится творческой деятельностью, если мы стремимся к тому, чтобы ребѐнок чувствовал себя любимым, уважаемыми защищенным И как любой творческий акт, такое воспитание не может следовать какой-то определѐнной формуле. Стремление ребенка к удовольствию и потребность в самовыражении должны находить понимание у его родителей. А это возможно лишь в том случае, если сами они свободны от чувства вины относительно удовольствия и могут выражать свои чувства искренне и открыто…
Потребность в творческом подходе актуальна не только для
детско-родительских отношений, но для других сфер жизнедеятельности

109 Любая работа должна обеспечивать человека возможностью использовать творческое воображение Нет такой работы, которую нельзя выполнить лучше, легче или приятнее. Для этого просто требуется немного творческого воображения. Однако творчество расцветает только в атмосфере свободы, с удовольствием в роли движущей силы…
Творчество и самоосознание. Творческий подход к жизни возможен лишь для человека, укорененного в бессознательных слоях личности. Творчески мыслящий человек в поисках решения погружается глубоко в источник своего чувства. Он способен на это, поскольку обладает более глубоким самоосознанием (self-awareness), чем обычный человек Необходимость роста самоосознания в настоящее время становится все более очевидной…
Если мы сможем принять тот факт, что не существует готовых решений, тогда путь к радости будет открыт. Путь, который ведет через самоосознание и понимание личности к формированию творческого отношения к жизни. В самоосознании заключен потенциал творческого выражения Это состояние позволяет осуществлять синтез противоположностей внутри Я, а также между Я и внешним миром. Любое творческое действие является отражением самоосознания, которое само по себе служит выражением творческой силы личности. Любой творческий человек
самосознателен в области применения своего творческого таланта И любой сознающий себя человек обладает творческим потенциалом в тех областях, которые охватывает осознанием. и самоосознание и творчество у человека развиты лучше, чему других животных. Логично также предположить, что между ними существует полярная связь. Чем большим самоосознанием обладает человек, тем выше его творческие способности, и наоборот Утрата целостности. Двойственность человеческой природы, которая ответственна за самоосознание и творческий потенциал, является также предпосылкой для возникновения установки самоотрицания и саморазрушения Человек, который в драме жизни выступает то, как сознательно действующий персонаж, то, как бессознательно реагирующий, испытывает внутреннее напряжение, когда эти две стороны его личности отделяются друг от друга…
Когда личность идентифицируется с разумом, или эго, тело превращается в механизм. Подобная установка разрушает целостность личности, поскольку отрицает взаимосвязь всех личностных функций Она делает невозможным любое сколько-нибудь значимое терапевтическое воздействие, направленное на изменение структуры личности. Она противоречит творческому подходу, как к терапии, таки к жизни

110 Творческий человек с теплотой относится к ребенку, распознавая в нем родственную душу Он радуется детям, своим собственными чужим, поскольку каждый ребѐнок – это новая жизнь, приносящая свежее дыхание энтузиазма в общий поток жизни…
Самореализация. Никому из пациентов не удается в процессе терапии полностью разрешить свои конфликты или высвободить все напряжения. На то есть две причины Первая заключается в том, что психологические и физические паттерны подавления настолько глубоко структурированы в личности, что не могут быть полностью устранены Яне раз демонстрировал своим пациентам, что нельзя полностью стереть проведѐнную карандашом линию на листе бумаги. Всегда остаѐтся какой-то след. Точно также наш опыт выгравирован в наших телах. Вторая причина в том, что травмирующий опыт индивида – это часть его жизни, ион не может быть отвергнут или проигнорирован. Однако его можно подавить или принять. Если он подавляется то становится для человека источником проблем. С другой стороны, через его принятие и понимание человек может расширить своѐ восприятие и повысить чувствительность. Ион может послужить исходным материалом для творческого процесса. К счастью, пациенты не просят, чтобы их переделали заново. Они лишь хотят снова почувствовать, что жизнь может доставлять удовольствие Творчество в терапии, как ив жизни, является результатом синтеза полярных сил. Способность выражать чувство и умение контролировать его выражение это две стороны одной монеты, иначе говоря, качества зрелого человека. Вначале терапии функция контроля выполняется терапевтом Пациента поощряют отпустить чувство, гарантируя, что терапевт сможет справиться с ситуацией. Гнев направляется на кушетку и не становится деструктивным. Пациент может дать волю своей печали, зная, что он не одиноки рядом с ним сочувствующий слушатель. Он может через крик выразить свой страх, зная, что может получить поддержку. Он может позволить себе быть беспомощным, поскольку верит в силу терапевта. Постепенно этот контроль переходит к пациенту, который приходит к заключению, что если он принимает свои чувства и доверяет им, они перестают быть темными, неведомыми силами, которые угрожают его эго. К нему приходит понимание того, что его негативные и враждебные чувства – это реакция на боль, а нежные чувства – реакция на удовольствие. Постепенно, с укреплением своей связи с реальностью, пациент переходит от защитной позиции и эго-контроля к открытой позиции и творческому отношению к жизни Первым шагом пациента навстречу реальности становится его идентификация с телом Терапевт помогает ему увидеть себя сточки зрения тела, а не через призму образа эго,

111 которое находится в конфликте с телом. Он начинает сознавать свои мышечные напряжения и ощущать их влияние на его отношения и поведение. Ион учится снижать эти напряжения с помощью соответствующих физических упражнений Идентификация с телом является также первым шагом к самореализации. Второй шаг навстречу реальности – это признание принципа удовольствия в качестве основы сознательной деятельности. Мотивация всех наших действий заключается в стремлении к удовольствию ив избегании боли. Преследуя эту цель, мы можем идти разными путями, однако нами движет одно желание. Человек, который не признает, что его действия мотивированы жаждой удовольствия, или которого сдерживает страх перед удовольствием (чувство вины, не имеет представления о реальности своей животной природы. Третий шаг – принятие собственных чувств. Чувства – это спонтанные реакции организма на его окружение. Человек не в силах повлиять на свои чувства, они не подчиняются его воле или разуму. Все, что он может, – это выразить свои чувства или удержаться от их выражения, в зависимости от ситуации. Идя против своих чувств, человек изменяет самому себе. Если он отвергает свои чувства, то он отвергает себя.
Четвѐртый шаг – осознание того, что все функции человека взаимно связаны Человека, укоренѐнного в реальности, отличает субъективная установка. Он знает, что его мышление связано с чувствами и обусловлено телесными реакциями Он может быть объективен, поскольку сознает свою субъективность. Даже самое абстрактное из его рассуждений неотделимо от его актуального состояния. Он не говорит Я мыслю, следовательно, существую. Если бы они хотел что-то сказать, то это были бы слова Так как я существую, я мыслю. Пятый шаг – это смирение. Смирение заключается в признании ограниченности своих способностей Оно противоположно самомнению эго. Мы беспомощны во многих важных жизненных вопросах…
Смирение – признак человека, который полностью принимает себя. Такой человек ни робок, ни высокомерен. Он не эгоистичен, но и не старается держаться в тени. Признавая собственную уникальность, он прекрасно сознаѐт, что является частью большего порядка. И хотя он понимает, что его жизнь подчинена внеличностным силам, он ощущает эти силы, природные и социальные, внутри себя и воспринимает их как часть своего существа. Следовательно, он является как субъектом, таки объектом, одновременно и творцом, и творением в мастерской жизни. Положение человека – это сочетание кажущихся противоречий, разрешение которых происходит спонтанным образом в творческом процессе жизни

112 Любая успешная терапия водном смысле всегда заканчивается неудачей. Она заключается в том, что не удается достичь образа совершенства. Пациент сознает, что всегда будет иметь те или иные недостатки. Он знает, что его рост не завершен и что творческий процесс, начавшись в терапии, становится теперь делом его личной ответственности Он не уносится из терапевтического кабинета на серебряном облаке. Тес кем это случается, обречены нападение. Он чувствует, что его ноги твердо стоят на земле, он научился ценить реальность и научился творчески походить к возникающим проблемам. Он испытал радость, но также и печаль. У него остается чувство достижения самореализации, включающее в себя уважение к мудрости собственного тела. Он заново обрел свой творческий потенциал.

…». Б. Психология тела биоэнергетический анализ тела».


Биоэнергетика – это современный метод психотерапии, уходящий корнями в техники работы Вильгельма Райха, австрийского психоаналитика, который обогатил психоанализ так называемой работой с телом (body-work). Создатель биоэнергетики американский психиатр и психотерапевт Александр Лоуэн (родился в 1910 г) был его пациентом, затем студентом и сотрудником. Взяв у Райха основные понятия об энергетической основе психофизических процессов, он развил свою концепцию психотерапии и основал в х годах XX века Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке. На протяжении последующих тридцати лет возникло несколько десятков подобных учреждений во многих странах. Биоэнергетика рассматривает функционирование психики человека в категориях тела и энергии, считая источником неврозов, депрессий и утраты самоотождествления подавление чувств, которое проявляется в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме В раннем детстве проявляются, а затем закрепляются специфические навыки избегания боли, отчаяния и страха и способы получения безопасности и любви окружающих. Они приводят к развитию структуры характера человека, который складывается из часто искаженного образа мира и собственной личности, ригидных схем поведения и чувства также ограничивающих жизненность организма паттернов самообладания, называемых также панцирем характера. Таким образом, физический облик человека символически отражает его психику. Терапия состоит из познавания структуры характера и оживления замороженных в теле эмоций. Это приводит к освобождению больших запасов энергии, затрачиваемых до этого на сдерживание телесных импульсов, которые могут быть использованы в менее стереотипных, более творческих формах приспособления и


113 развития индивидуальности Особое значение имеет восстановление свободного дыхания, нарушение которого тесно связано со страхом. Целью терапии является разблокирование ограничений развития личности. В центре внимания находится развитие эго и интеграция его с организмом. Удовлетворение основных эмоциональных потребностей и личных стремлений без лишних затрат энергии связывается с реалистической ориентацией в окружающем мире. Зрелая личность имеет контакт с внутренней энергетической пульсацией организма и изменяющимися чувствами. Она в состоянии в равной степени как контролировать их экспрессию, таки отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности. Телесным выражением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами (в терминологии биоэнергетики – это «заземлѐнность»), ясный взгляд и мягкий приятный голос. Сохраняя приближенную к современному психоанализу методику, биоэнергетика использует прикосновение и давление на напряженные мышцы, глубокое дыхание и специальные позы Пациент выполняет упражнения, расширяющие осознавание тела, развивающие спонтанную экспрессию и психофизическую интеграцию. Полная индивидуальная программа биоэнергетической терапии длится около трѐх лет. Еѐ прохождение, кроме всестороннего образования, обязательно для получения права использования биоэнергетики в терапевтической практике. Каждый творческий акт содержит
определѐнный трансцендентный элемент. Чтобы иметь эту запредельность, обязательны два фактора вдохновение и страсть Вдохновению в творческой работе всегда присуще немного божественного духа, позволяющего творцу приглушить свое эго и слиться со своим действием. Посредством этого приглушения эго и объединения с действием, рождается что-то новое, всегда являющееся чем-то большим, чем сам творец Будет ли это живописным полотном или музыкальным произведением, тут содержится дух, который может глубоко трогать как исполнителей, таки публику. Такие произведения живут своей собственной жизнью.
…».

114
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17


написать администратору сайта