Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.4. Искусство движения метод М. Фельденкрайза 14 А.

  • Спорт высших достижений как сфера творческой деятельности (07981). Спорт высших достижений как сфера творческой деятельности (07981. Санктпетербург


    Скачать 6.61 Mb.
    НазваниеСанктпетербург
    АнкорСпорт высших достижений как сфера творческой деятельности (07981).pdf
    Дата14.05.2017
    Размер6.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСпорт высших достижений как сфера творческой деятельности (07981.pdf
    ТипДокументы
    #7551
    страница7 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   17
    3.3. Параметры красоты спорта и его взаимоотношения с искусством взгляды Б. Лоу
    13
    Б. Лоу выделяет следующие параметры красоты спорта
    1.
    Неопределяемые параметры красоты спорта (неуточняемые / интуитивно ясные):

    единство способность приблизиться к совершенству превосходство атлета как красота выступления на соревнованиях гармония согласованность и соразмерность частей в целом такое сочетание отдельных элементов упражнения, которое создаѐт идеальное целое контрастность и сопоставимость эстетических элементов движений / действий / программы форма облик, вызывающий наслаждение красота способность давать наслаждение выражает взаимоотношения между элементами, которые воспринимаются одновременно в их целостности или различии между ними образуется, как статичными, таки динамичными компонентами динамика определяет характер движения объектов под действием, приложенных к ним сил плавность показатель выразительности движения определяет форму движения со сниженными динамическими характеристиками предполагает изящество и грациозность оценивается при анализе определѐнного физического явления оценивается при сравнении с высокодинамичным действием изящество внутреннее
    – социальное и нравственное преимущественно, а также физическое (в меньшей степени) превосходство (восходило к божественному началу внешнее – предполагает соответствующую осанку достигается самообладанием, при котором скрыты все следы напряжения в движениях совершенство в управлении физическим поведением стремление к изяществу в условиях максимального телесного напряжения создаѐт необходимое впечатление грациозности ритм вырабатывается, как по стечению обстоятельств, таки намеренно Данные этого подраздела являются результатом системного анализа взглядов Б. Лоу, изложенных в его книге Красота спорта (междисциплинарное исследование (Б. Лоу ; под общ. ред. В. И. Столярова ; перс англ. ИЛ. Моничевой. - М. : Радуга, 1984. - 256 с

    94

    бывает:

    в одной игре (одном соревновании в серии игр (серии соревнований на протяжении сезона включает удовлетворение и радость от спортивного успеха возникает чаще всего случайно трудно нащупать или построить возникает благодаря последовательности двух или трѐх согласованных действий, чередование которых поражает спортсмена своим единством, а также составляет небольшую законченную часть рассматриваемой надсистемы; приобщение к этому эффекту порождает стремление продолжить его (стать его частью неотъемлемая принадлежность целостного произведения наряду с модуляцией и темпом является проявлением умения спортсмена владеть собой уравновешенность включает психическую уравновешенность и физические возможности зависит оттого, насколько спортсмен способен управлять собой и ситуацией любое нарушение самоконтроля снижает возможности спортсмена и приводит к неудаче);

    усилие расход энергии командный дух
    – коллективное усилие отношение к определѐнным компонентам движения связующее звено между «неопределяемыми» и определяемыми параметрами) требует анализа движения с учѐтом следующих параметров:

    вес (мощь или лѐгкость); пространство (прямолинейность или кривизна время (моментальность или длительность плавность (связанность или свобода наслаждение усилием ощущение удовольствия, возникающее у спортсмена от физической активности и напряжения обусловлено беспрепятственным распространением нервных импульсов с периферии тела проявление мощи спортсмена. Определяемые параметры красоты спорта более точные):

    «быстрее, выше, сильнее быстрее, выше, сильнее, скорость, ловкость, отвага, справедливая сила острый ум – в гибком теле

    95 сила красота силы рассматривается в социальном контексте общество придаѐт силе черты прекрасного в соответствии со сводом ценностей, определяющих общественный порядок сила как прекрасное оценивается как парадокс, особенно в комплексе с одиночеством скорость скорость передачи сигнала к сокращению мышц скорость действий спорсмена обладает артистической красотой более относится к поединкам, чем к групповым состязаниям или соревнованиям в видах, где используются спортивные снаряды приобретает новое качество в сочетании с точностью – придаѐт дополнительную красоту и заслуживает более высокой оценки риск рассматривается как условие контроля над скоростью именно последовательная смена невозможности увеличения скорости движений спортсмена из-за высокой цены ощибки (чрезмерного риска, сопровождаемой напряжением ожидания (укрощение скорости, на облегчение от преодоления экстремума опасной ситуации и вызывет ощущение прекрасного точность правильность в спорте часто синтез скорости и контроля над ней включает чувство времени и саморегуляцию касается и знаний, и самообладания мощь продукт силы и скорости присутствуют и физические, и общественные аспекты физическая мощь (природное строение нравственная мощь (честь – гражданин-атлет); социальная мощь (суверенитет и законность политического строя мощь спортсмена – его равновесие – динамическая сила ощущение в ответ на воздействие внешнего давления, которое позволяет выявить степент понимания окружающей обстановки и предлагаемых условий наслаждение чувство завершѐнности, которое сопутствует успеху в спортивном состязании, поглощающем человека целиком источник наслаждения усилием наслаждение эстетикой, красотой мощи возникает в результате успешного преодоления опасности стратегия
    (мастрество; складывается из тактических действий основывается на искусстве управления и применения имеющихся в распоряжениии сил в большей степени определяется познанием по сравнению с физическими способностями спортсмена стратегия нападения (атаки стратегия обороны (защиты.


    96 Б. Лоу характеризует взаимоотношения спорта с искусством нижеследующим образом.
    1. Сходства спорта и искусства спорт даѐт человеку возможность самовыражаться, а присущие ему элементы зрелищности приносят спорту общественное признание и средства к существованию эти черты в равной степени свойственны и искусству спорт рассматривается как способ проведения досуга эта черта в равной степени свойственна и искусству спорту свойственнен серьѐзный характер, он требует от человека упорной работы, большого напряжения сил, полной отдачи, значительных волевых устлий эти черты в равной степени свойственны и искусству спорт вызывает у зрителей иллюзию участия и эффект
    «отстранѐнности» эти черты в равной степени свойственны и искусству спорт направлен к конечному результату / цели (эта черта в равной степени свойственна и искусству для спорта характерны большой эмоциональный подъѐм, наличие законов и правила также созидательный и творческий потенциал эти черты в равной степени свойственны и искусству спорт бесполезен и несѐт «безотчѐтную радость эти черты в равной степени свойственны и искусству.
    2. Различия спорта с искусством спорт – всегда соревнование искусству эта черта свойственна в значительно меньшей степени спорт более демократичен, повседневен, материалистичен и приземлѐн в отличие от искусства.
    3.
    Комплексый анализ проблемы. Выразительным средством в спорте являются движения человека. Движения человека – искусство. Анализ взаимоотношений спорта и искусства предполагает учѐт следующих положений проблемы определения сущности спортивной живописи и спортивной скульптуры (либо отражения сущности и особенностей спорта в других видах искусства

    97 различный подход к изображению спорта (отражению сущности и особенностей спорта в произведении искусства) художником- спортсменом (скульптором-спортсменом или иным творцом-спортсменом) и творцом, не имеющим к спорту прямого личного отношения различия в изображении индивидуальных и командных видов спорта в живописи и скульптуре (либо отражения сущности и особенностей спорта в других видах искусства изменение приѐмов живописи и скульптуры, которые используются для изображения спорта (либо для отражения сущности и особенностей спорта в других видах искусства.

    98
    3.4. Искусство движения метод М. Фельденкрайза
    14
    А.
    «Сознавание через движение двенадцать практических уроков. Метод М.Фельденкрайза. Различные системы развития личности, ориентированные на работу с телом, независимо возникшие в различных местах земного шара, имеют много общего Они ратуют за так называемое ―недеяние‖, то есть стремятся к тому, чтобы тело действовало естественно и легко. Все они предпочитают релаксированные действия напряжѐнным, все стараются научить человека уменьшить привычное напряжение в теле. Все эти системы рассматривают тело и ум как единое целое, как постоянный психофизический процесс, в котором изменения на любом уровне воздействуют на остальные части. Различия между этими системами появляются оттого, что каждая из них, по-видимому, специализируется на определѐнной области физического функционирования. Райхианская и биоэнергетическая работа связана с эмоционально нагруженными блоками в теле, рольфинг восстанавливает структуру частей тела, которая могла быть нарушена в связи с физической травмой или по другим причинам. Метод Александера занимается использованием тела в повседневной жизни, также как и метод
    М.Фельденкрайза, однако упражнения последнего содержат значительно более сложные паттерны поведения, восстанавливающие физическую эффективность и грацию. Метод Шарлотты Селвер (sensory awareness) и метод сенсорной релаксации концентрируются на ощущениях, прикосновениях, на лучшем осознавании тела и мира вокруг нас. Все эти системы стремятся научить человека быть более расслабленным, более естественным как вовремя отдыха, таки в действии. Все они стремятся устранить ненужные напряжения, которые мы несем в себе и с собой, стараются возвратить нас к действию в “недеянии”, учат позволять телу быть эффективным, вместо того чтобы осваивать бесполезные навыки и наращивать мышцы. Наиболее важно отучиться от дурных привычек, которые возникают в детстве и позже, вернуться к естественной мудрости, координации и равновесию тела.
    14
    Данные этого подраздела являются результатом системного анализа взглядов М. Фельденкрайза, изложенных в его книгах Искусство движения. Уроки мастера М. Фельденкрайз ; перс англ. А. Заславской. - М Изд-во Эксмо, 2003. - 352 сил. (Серия Как стать психологом и «Сознавание через движение двенадцать практических уроков (М. Фельденкрайз / перс англ. М. Папуш ; Институт
    Общегуманитарных Исследований. – М. : ФГУП Печатный двор, 2001. – 160 с. Цитируются в сокращении и с дидактическими выделениями курсивом и заглавными буквами (ДА

    99 Метод М.Фельденкрайза предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которыми обладают все маленькие дети. М.Фельденкрайз работает с паттернами мышечных движений, помогая человеку найти более эффективный способ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные

    паттерны, ставшие привычными за долгие годы.
    М.Фельденкрайз получил докторскую степень по физике во Франции и до сорока лет работал физиком. Он глубоко заинтересовался дзюдо и основал первую в Европе школу дзюдо, сформировав свою собственную систему. М.Фельденкрайз работал с Александером, изучал йогу, фрейдизм, работы Гурджиева, неврологию. После Второй Мировой Войны он посвятил себя работе с телом.
    М.Фельденкрайз использует множество упражнений, меняющихся от урока к уроку. Они обычно начинаются с небольших движений, постепенно соединяющихся в большие и более сложные паттерны. Цель состоит в том, чтобы развить легкость и свободу в каждой части тела.
    М.Фельденкрайз указывает, что нам нужно принять на себя большую ответственность, понять, как действует наше тело, научиться жить в соответствии с нашей естественной конституцией и нашими способностями. Он отмечает, что нервная система занимается, прежде всего, движением и что паттерны движения отражают состояние нервной системы. М.Фельденкрайз подчеркивает, что необходимо научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела. Мы должны освободиться, играть, экспериментировать сдвижением, чтобы научиться чему-то новому. Пока мы находимся под давлением, напряжены, спешим, мы не можем учиться. Мы можем лишь повторять старые паттерны. Работа М.Фельденкрайза направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мышцами, которые напряжены или испорчены дурными привычками или негативными влияниями. Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимальными усилиями и максимальной эффективностью не благодаря увеличению мышечной силы, а благодаря возрастающему пониманию того, как тело работает. Согласно
    М.Фельденкрайзу, возрастающее сознавание (awareness) и подвижность могут быть достигнуты при успокоении и уравновешивании двигательных участков коры головного мозга. При этом мы можем достичь значительного расширения осознавания и сможем попробовать новые сочетания движений, которые были невозможны, когда связи между корой и мускулатурой были ограничены предписанными и ограниченными паттернами.


    100 Четыре компонента действия. Образ себя состоит из четырех компонентов, участвующих в каждом действии. Это движение, ощущение, чувство и мышление Доля каждого компонента в томили ином действии различна, поскольку и люди, выполняющие действие, отличаются друг от друга, нов какой-то степени каждый компонент присутствует в любом действии. Например, для того чтобы думать человек должен бодрствовать и знать, что он бодрствует, а не спит он должен ощущать свое физическое положение относительно поля тяготения. Таким образом, он должен двигаться, ощущать и мыслить. Чтобы ощущать – видеть, слышать или воспринимать тактильные сигналы, – человек должен заинтересоваться, испугаться или заметить нечто, что его касается, то есть он должен двигаться, чувствовать и думать. Чтобы двигаться человек должен использовать, по крайней мере, одно из своих чувств сознательно или бессознательно, что включает в себя чувства и мышление…
    Основные закономерности понимания при действии изменения фиксируются и превращаются в привычки каждая новая функция изменяет картину мышечный образ в моторной части коры головного мозга у каждого индивида уникален мышечный образ основан на наблюдении образ себя меньше, чем потенциальные способности человека образование, как правило, привязано к окружающей обстановке минимального развития индивида достаточно для удовлетворения потребностей общества неполное развитие и удовлетворение достигнутым – это порочный круг человек оценивает себя в соответствии стем, насколько он ценен для общества оценка ребѐнка по его достижениям лишает его спонтанности самосовершенствование связано с признанием собственной ценности действие становится основным средством самосовершенствования трудно изменить привычный способ действия человек не осознает многие части своего тела полный образ себя – редкое идеальное состояние оценка размера различна в различных конечностях обычные оценки (расстояний и тому подобного) далеки оттого, что может быть достигнуто

    101 человек действует в соответствии со своим субъективным образом систематическая работа над образом себя полезнее, чем исправление отдельных действий уровни развития первая стадия естественный способ вторая стадия – индивидуальная третья стадия – метод или профессионализация заученный метод вытесняет естественный чем проще действие, тем больше оно отстает в развитии компоненты бодрствования бодрствование состоит из четырех компонентов ощущений, чувств, мышления и движений каждый из этих компонентов служит основой для целого метода усовершенствования в ощущения мы включаем, помимо известных пяти чувств, кинестетические ощущения (в том числе болевые ощущения, ориентацию в пространстве, ощущение времени и ритм в чувства мы включаем, помимо общеизвестных эмоций вроде радости, печали, раздражения и прочего, самоуважение, униженность, сверхчувствительность и другие сознательные и бессознательные эмоции, окрашивающие нашу жизнь мышление включает в себя все функции интеллекта, такие как противопоставление правого и левого, добра и зла, хорошего и плохого понимание, знание, классификацию вещей, нахождение и узнавание правил, воображение знание о том, что нечто ощущается или чувствуется память обо всем вышеперечисленном и т.д. движение включает в себя все перемещения в пространстве и времени, состояния и конфигурации тела и его частей, в том числе – дыхание, еду, речь, циркуляцию крови, пищеварение совершенствование движений
    – лучший способ самосовершенствования движение – основа сознания временной промежуток между мыслью и действием — основа осознавания; сознание делает действие соответствующим намерению

    сознавание — новая стадия эволюции.
    …».

    102 Б. Искусство движения. Уроки мастера. Вводная лекция. Выявление маленьких различий. Вы поймете, что для выявления маленьких отличий вы должны иметь свободу выбора

    Нет ничего более важного, чем те знания, которые приобрел человек, и которые отличают нас друг от друга…
    Мы, люди, ходим похоже друг на друга, но все же неодинаково, потому что каждый из нас этому учится У животных походка инстинктивна. Десять черных кошек шагают настолько однообразно, что вы низа что не найдете среди них ту, которую знаете. Однако если взять десять разных людей, в их числе вашего отца и брата, и не обращать внимания на то, во что они одеты, то, увидев их на улице, идущих в ста ярдах от вас, вы их узнаете, даже если они одеты в точности, как кто-нибудь другой. Почему так происходит Да потому, что походка неповторима. По ней вы также точно, как и по отпечаткам пальцев, можете опознать человека. И на свете нет двух людей с одинаковыми походками. Но все львы ходят одинаково, и все кобры ползают как одна. Их движения настолько идентичны, что вы не найдете в них разницы, если только не будете очень хорошо знать этих животных, изучать их и наблюдать за ними. Однако в жизни человека различия имеют огромное значение у каждого человека своя неповторимая манера ходить, писать, говорить… Пение и мышление индивидуальны. На свете нет двух одинаково мыслящих людей, поскольку мышление формируется посредством речи. И очень немногие мыслят самостоятельно Многие люди изучают математику, но, чтобы стать математиком, необходимо самому уметь математически мыслить. В этом смысле настоящим математиком не является ни один из тысячи тех, кто занимается этой наукой. Таким образом, вы видите, что большинство основных особенностей человека им приобретаются. То, что передается нам по наследству и приравнивает человека к животному, в процессе обучения должно быть культивировано и видоизменено, чтобы мы стали людьми И этот процесс заключает в себе наше индивидуальное знание, полученное от всех предыдущих поколений… обучение имеет для нас первостепенное значение, поскольку всему, что нам, как людям, живущим в человеческом обществе, необходимо, мы учимся

    103 Теперь о том, что я подразумеваю под научением делать что-то двумя способами… по-настоящему важное знание – это умение по-
    другому сделать нечто уже известное вам. Чем больше вызнаете способов этого, тем свободнее ваш выбор. А чем свободнее ваш выбор, тем в большей степени вы являетесь человеком В противном случае вы уподобляетесь включѐнному компьютеру, который может выполнять умные задания, но лишь одним способом. И точно также со всеми низшими животными, бактериями, вирусами и т. п. Они действуют по унаследованному ими принципу, и ничего с этим не поделаешь…
    …Когда разница колоссальна, выбирать легко. Но если вы хотите, чтобы ваш выбор был выбором человека, вы должны быть более чувствительны и уметь улавливать мелкие различия. Для этого вы должны улучшать и повышать свою сензитивность.
    Итак, каким образом мы можем повысить сензитивность? Вот в чем секрет. Вы не можете повысить свою сензитивность до тех пор, пока не ослабите усилие. Сензитивность становится очень низкой, когда есть мощный раздражитель… если раздражитель очень велик, ничего не поделаешь – вы сможете заметить только большие различия. А значит, ваш выбор не будет свободными не будет выбором человека.
    …в научении важно не то, ЧТО выделаете, а то, КАК вы это делаете научиться – значит иметь в своем распоряжении по крайней мере
    ещѐ один способ выполнения того же самого действия. Думаю, вы не осмыслите, что я сказал, пока не испытаете это на собственном опыте. То есть пока не попробуете сделать что-нибудь из того, что вызнаете, и не научитесь выполнять это иным способом…Чтобы обрести свободу выбора, мы будем учиться делать знакомые вам вещи различными способами. Без этой свободы мы лишены человеческого достоинства. У людей, которые не обладают свободой выбора, отсутствует самоуважение, они считают себя ниже других и даже ниже самих себя Итак, чтобы иметь свободный выбор, нам необходима ощутимая разница. И, чтобы еѐ получить, вы не можете увеличить стимул, однако можете повысить сензитивность. А поскольку сензитивность повышается лишь тогда, когда вы уменьшаете стимул, значит, вы ослабляете усилие Поэтому все, что вам дается с трудом, с болью и вызывает переутомление, – бесполезно и никогда не пригодится вам в жизни. Мы привыкли ко всему прилагать большие усилия, потому что в борьбе зато, чтобы получить признание, чтобы снами считались, как с другими, мы должны соревноваться не только друг с другом, но и сами с собой

    104 Мы привыкли напрягаться даже тогда, когда в этом нет необходимости Мы прилагаем усилия, которые не улучшают наших знаний они улучшают нашу способность терпеть и напрасно тратить энергию. Посмотрите на все те страдания, волнения и тот вред, что нам причиняют эти тщетные усилия…
    …Только познав это собственным телом, вы убедитесь, что для того, чтобы сделать свой выбор свободнее, вам придѐтся повысить сензитивность и ослабить усилие. Ивы не можете его ослабить без совершенствования своей организации…
    …имеет значение то, что ВЫУЧИТЕСЬ, а не то, что Я УЧУ ВАС. И если учитель не в состоянии обеспечить людям научение, тона мой взгляд, он вовсе не является учителем.

    105
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   17


    написать администратору сайта