Главная страница

Спорт высших достижений как сфера творческой деятельности (07981). Спорт высших достижений как сфера творческой деятельности (07981. Санктпетербург


Скачать 6.61 Mb.
НазваниеСанктпетербург
АнкорСпорт высших достижений как сфера творческой деятельности (07981).pdf
Дата14.05.2017
Размер6.61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСпорт высших достижений как сфера творческой деятельности (07981.pdf
ТипДокументы
#7551
страница9 из 17
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17
3.6. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки магистрантов по материалу III раздела учебного пособия Активные методы обучения в спорте. Артистичность спортсмена. Вдохновение и импровизация тренера. Взаимоотношения спорта и искусства. Взгляды генетиков на
тренируемость спортсменов
тренируемость (обучаемость) как природное свойство наследственные пределы изменения функциональных показателей и физических качеств в процессе спортивной тренировки величина тренировочного эффекта значение временного фактора высокая и низкая тренируемость спортсменов. Взгляды Ю. П. Власова, изложенные в его книге Справедливость силы подражание в спорте узкая специализация и эрудиция тренировки как способ постижения творческой сути спорта и одухотворения спортсмена гибкость в достижении цели. Виды творческой деятельности и техническое творчество в физической культуре (в спорте. Возможности применения методов развития и совершенствования спортивных способностей. Генетические аспекты спортивной успешности. Генетические маркеры спортивных задатков свойства и значение антропогенетика хромосомные маркеры гормональные маркеры группы крови дерматоглифика состав мышечных волокон моторное доминирование индивидуальный профиль спортивной асимметрии функциональные асимметрии генетические и средовые влияния на функциональную асимметрию. Диапазон возможностей творческой индивидуализации соревновательных упражнений (на примерах разных видов спорта. Диапазон учѐта взглядов Ю. П. Власова в современном большом спорте. Естественная красота атлета. Закон эстетической реакции по Л. С. Выготскому. Идеалы телесной красоты в разные исторические эпохи. Идеалы телесной красоты в разных культурах. Индивидуальный стиль деятельности и личностные качества тренера. Искусство движения. Уроки мастера (винтовое движение к полу, продумывание и выполнение, движения плеча, ползание и ходьба,
«рѐбра и перекатывание, круговые движения, движения глаз и агрессия, челюсть, языки агрессия взгляды М. Фельденкрайза. Красота и спорт.

115 Красота спорта взгляды Б. Лоу. Критерии оценки, мотивы и структурные компоненты педагогического творчества тренера. Критерии спортивной

одарѐнности: педагогический,
соматометрический и психофизиологический. Моделирование как компонент планирования. Модельные характеристики соревновательных упражнений. Моторное творчество, спортивная одарѐнность, творческий подход к профессиональной деятельности в спорте. Наследственные влияния на функциональные возможности и физические качества спортсменов морфофункциональные показатели генетический контроль физических качеств спортивные семьи.
27.
Неопределяемые параметры красоты спорта единство, гармония, форма, динамика, плавность, изящество, ритм, уравновешенность, усилие, наслаждение усилием. Определяемые параметры красоты спорта быстрее, выше, сильнее, сила, скорость, риск, точность, мощь, наслаждение, стратегия. Основное отличие рационального и интуитивного в творческом процессе. Пути определения, развития и совершенствования
одарѐнности и творческих способностей в спорте. Реализация творческих способностей спортсменов в многообразии модификации техник соревновательных упражнений. Роль стресса в профессиональной деятельности творческой личности (спортсмена, художника, актѐра, скульптора, архитектора, вокалиста, композитора, дирижѐра и др. Спорт и исполнительские искусства. Спорт как высшая потребность духа. Спорт как искусство. Спорт как творчество. Спортивная специализация и стиль соревновательной деятельности в контексте спортивной генетики. Спортивные семьи. Способы выявления творческих способностей. Справедливость силы взгляды Ю. П. Власова. Творческая активность в спорте высших достижений и факторы еѐ обусловливающие. Творческий потенциал тренера высокой квалификации. Творческое самочувствие спортсменов.

116 Удовольствие творческий подход к жизни (творчество и самосознание, утрата целостности, самореализация) и Психология тела биоэнергетический анализ тела (духовность и грация, энергия, дыхание, благодарное тело – утрата грации, ощущения и чувства, заземление – связь с реальностью, структурная динамика тела взгляды А. Лоуэна. Факторы спортивного отбора и спортивного набора. Функции управления в спорте высших достижений. Черты творческой личности. Эмпирические исследования красоты спорта. Эстетика и спорт. Эстетическая оценка выдающихся достижений в спорте. Ю. П. Власов как спортсмен и личность биографический очерк.


117 РАЗДЕЛ IV. ТВОРЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННЫХ

СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИИ Содержание и структура изобретательского творчества в сфере физической культуры и спорта и влияние на него социально-организационных факторов ключевые положения исследования ИВ. Попова (1994) Иван Васильевич Попов в результате проведѐнного научно-
педагогического исследования выявил нижеследующие положения.
1. Структура творчества (рис. 2): включает мотивы как побуждение к деятельности проблемы, принципы решения, элементы – структурные составляющие, с помощью которых путем перебора, подбора, соотнесения создаѐтся или открывается новое оформление как способ фиксации результата творчества, который может подвергаться оценке самим субъектом творчества или окружающими вовремя творческого процесса могут возникать психологические барьеры и проявляться инерция мышления структурные составляющие творчества, а также психологические барьеры могут быть для всех людей существующими открытыми (для конкретного субъекта или творческого коллектива известными (актуализированными забытыми (неактуализированными); неизвестными субъективно неактуальными

неоткрытыми (объективно неактуальными несуществующими (принципиально возможными, ноне актуальными в творчестве могут использоваться те составляющие, которые стали известными (актуализированными данная система реализуется в полной мере в изобретательском творчестве в сфере ФКиС, подтверждена педагогическими психолого-педагогическим с использованием разработанного метода информационных карточек) экспериментами, анализом результатов творчества, мнением изобретателей применительно к названной сфере и согласуется с существующими исследованиями.

118 Рис. 2. Структура творчества (ИВ. Попов, 1994)
2.
Психолого-педагогическим экспериментом и анкетированием выявлены шесть основных вариантов очередности взаимодействия структурных составляющих изобретательского творчества в сфере
ФКиС: проблема – принцип решения – элементы – 33,0%; проблема – элементы – принцип решения – 23,5%; принцип решения – проблема – элементы – 14,4%; принцип решения – элементы – проблема – 12,6%; элементы – принцип решения – проблема – 8,4%; элементы – проблема – принцип решения – 8,1%.
3. В результате проведѐнных исследований выявлена значимость структурных единиц для педагогического воздействия на человека при создании изобретений в сфере ФКиС. Наибольшую значимость имеет проблема, несколько меньшую – принцип решения и еще меньшую – элемент

119 4. Выявлено следующее содержание структурных составляющих изобретательского творчества в сфере ФКиС: мотивы желание улучшить тренировочный, соревновательный процесс – 19,1%; увлечение изобретательским творчеством само по себе приносит удовлетворение – 15,8%; желание испытать свои возможности – 13,1%; желание получить авторское свидетельство, патент, удостоверение на рационализаторское предложение – 13,1%; невозможность пройти мимо интересной проблемы – 11,9%; решать изобретательские проблемы заставляют обстоятельства – 11,0%; осознание первенства в решении проблемы – 9,4%; желание получить денежное вознаграждение –
5,0%; другие мотивы – 1,6%. проблемы повышение эффективности тренировки, соревнований – 32,8%; контроль различных параметров – 26,1%; проблемы исследований в ФКиС – 14,5%; проблемы, сопутствующие ФКиС – 12,1%; улучшение существующих изобретательских решений без непосредственного влияния на ФКиС –
10,1%; повышение эффективности отдыха, восстановления – 4,4%; принципы решения изобретатели выбирают из области техники, в том числе для ФКиС –
46,8%; из ФКиС – 27,1%; из других областей знаний – 26,1%; Элементы изобретатели выбирают из области техники, в том числе для ФКиС –
50,0%; из ФКиС – 23,2%; из других областей знаний – 26,6%; Изобретатели результаты творчества оформляют в виде изобретений – 13,7%, рационализаторских предложений – 15,2%.

120 опытных образцов – 20,6%. статей – 43,3%, отчетов – 7,2%.
5. Установлены следующие соотношения составляющих изобретательского творчества (мотивов, проблем, принципов решения, элементов в сфере ФКиС, различающихся по способу включения в процесс творчества мотивы, воздействующие на изобретателя в течение периода изобретательского творчества в течение всего периода – 50,6%; только вначале периода – 17,5%; в последней части периода – 12,3%; с момента формирования их под действием новейших исследований – 11,7%; с момента формирования их под действием последних изобретений – 7,9%; проблемы известные изобретателю – 35,1%; припоминаемые изобретателем – 9,2%; обнаруживаемые изобретателем – 27,5%; образуемые новейшими исследованиями – 16,8%; образуемые изобретениями – 11,4%; принципы решения известные изобретателю – 15,4%; припоминаемые изобретателем – 29,9%; обнаруживаемые изобретателем – 24,4%; образуемые новейшими исследованиями – 17,3%; образуемые изобретениями – 13.0%; элементы известные изобретателю – 25,8%; припоминаемые изобретателем – 15,5%; обнаруживаемые изобретателем – 26,9%; образуемые новейшими исследованиями – 18,1%; образуемые изобретениями – 13,7%.
6. Анкетированием выявлены психологические барьеры, проявляющиеся при создании изобретений в сфере ФКиС (они имеют место в 48,75% всех случаев создания изобретений неуверенность в положительном эффекте 21,7%; неверие в правильность известных решений, идей из-за отрицательного отношения к ним 16,5%; неверие в правильность нетрадиционных решений, идей 15,8%;

121 уверенность в незначительности каких-либо отличий, не укладывающихся в рамки принятой терминологии или представлений 14,0%; неверие в правильность решений, идей из-за отрицательного отношения к источнику информации, из которого они получены 13,6%; неверие в свои возможности 10,7%; другие 7,7%.
7. Названные психологические барьеры проявляются при оформлений готового решения – 28,3%; при выборе проблемы 27,8%; при поиске элементов 17,2%; при выборе принципов решения 15,82%; при формировании мотивов 11,1%. Входе исследования выявлены факторы, формирующие психологические барьеры объективная действительность 40,2%; личные взгляды 39,1%; мнение большинства людй или авторитетов в данной области 20,7%; На основании корреляционного анализа выявлена сильная связь психологических барьеров с мотивами творчества (r = 0,9) и принципами решения (r = 0,7), слабая связь с элементами (r = 0,3) и отсутствует связь с проблемами (r = 0).
9. По мнению изобретателей, факторы, способствующие возникновению инерции мышления, проявляются в 52,5% случаев создания изобретений Причем отвержение составляющих творчества на основании их схожести в общих чертах с ранее рассмотренными происходит в 61,5% всех случаев их проявления, а забывание составляющих творчества в 38,5% случаев из них. Факторы, способствующие возникновению инерции мышления, проявляются при выборе принципов решения 31,4%; элементов 29,4%; проблем 18,6%; оформления 16,5%; при формировании мотивов 4,1%. Выявлена отрицательная функциональная связь между проявлением факторов, способствующих возникновению инерции мышления, и известными фрагментами творчества.

122 10. Поданным анкетирования переживание изобретателем внезапного нахождения составляющих творчества проявляется в 55,0% всех случаев создания изобретательских решений Оно сопровождает нахождение принципов решения в 40,5%, элементов в 31,9%, проблем в
25,2%. Формирование мотивов в 2,4%. Существует прямо пропорциональная зависимость частоты проявления переживания изобретателем внезапного нахождения составляющих творчества от частоты использования скрытых фрагментов творчества (мотивов, проблем, элементов, принципов решения. Частота проявления переживания изобретателем внезапного нахождения составляющих творчества зависит прямо пропорционально от частоты проявления факторов, способствующих возникновению инерции мышления. Поданным анкетирования среди объективных факторов, влияющих на изобретателя, организационные факторы составляют более
50%.
12. На динамику патентования изобретений по спортивной тематике влияют крупные соревнования. Прослеживается сходство в динамике патентования изобретательских решений по летними зимним олимпийским видам спорта.
13. Педагогическое воздействие, входе которого испытуемым помогают находить структурные составляющие творчества и зафиксировать его результаты, положительно влияет на динамику патентования изобретений институтом физической культуры.

123 Интеграция спорта и искусства как социально-педагогическая проблема ключевые положения исследования В. И. Самусенковой (1996) Виктория Иосифовна Самусенкова в результате проведѐнного
научно-педагогического исследования выявила нижеследующие положения.
1. Проблема интеграции спорта и искусства становится в настоящее время всѐ более важной и актуальной не только как проблема теоретическая (взаимоотношение спорта и искусства, спортивная или художественная (повышение привлекательности спорта и искусства, поиск путей их дальнейшего развития, экономическая (повышение прибыли от использования спорта и искусства, но и как проблема педагогическая, связанная с решением задач социально-педагогического воздействия на человека, повышения эффективности этого воздействия. Важность и актуальность этой проблемы определяет комплекс факторов поиск новых, нетрадиционных подходов к организации педагогической деятельности, которой приходится в крайне сложных условиях решать всѐ более сложные задачи стремление повысить воспитательный эффект как спорта, таки искусства желание устранить те негативные явления, которые возникают при изоляции спорта от искусства в педагогическом процессе.
2. Для выбора правильной теоретике-методологической базы исследования была дана определѐнная интерпретация основным понятиям спорт и искусство, характеристика их взаимоотношения, а также их роли и значения в педагогическом процессе. Спорт неразрывно связан с соперничеством и спортивным соревнованием, которым присущи следующие основные признаки наличие строго фиксированных правил гуманная направленность соревнований связь соревнований с игровой деятельностью.
Чѐтко разделяются две основные разновидности спорта – спорт высших достижений и спорт для всех. Искусство понимается как особый вид духовно-практического освоения действительности, которое имеет своей целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мири самого себя по законам красоты, как, особая форма отражения действительности в художественно-образной форме. Спорт и искусство обладают множеством общих, сходных черт эмоциональность творческое начало эстетическая деятельность.

124 Но вместе стем спорт и искусство существенно отличаются друг от друга сточки зрения эстетического содержания спорт относится не к искусству (в указанном его понимании, а к сфере так называемых конструктивных видов эстетической деятельности, в процессе которой в отличие от художественной деятельности в искусстве) создаются эстетически ценные предметы, не являющиеся художественными образами и не оцениваемые как таковые спорт и искусство занимают важное место, играют значительную роль в педагогическом процессе спорту принадлежит особо важная роль в физическом воспитании человека, а искусству – в духовно- нравственном и эстетическом центральная педагогическая проблема, связанная со спортом и искусством, состоит в том, что активные занятия спортом или искусством нередко приводят к разрыву между духовными физическим развитием человека увлечение искусством или какими-то другими видами духовно- творческой деятельности, содействуя духовному развитию личности, могут вызывать ухудшение физического состояния, здоровья человека, а активные занятия спортом – обеднение его духовного мира (исследования показывают, что активные и регулярные занятия спортом, не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спорте социологические опросы свидетельствуют о наличии обратной зависимости между активной творческой деятельностью в сфере искусства и вовлечѐнностью в спорт.
3. Учитывая принципиальное различие спорта и искусства, следует признать ошибочным тот путь их интеграции, предлагаемый некоторыми исследователями, который предусматривает преобразование спорта в разновидность искусства, а значит, их слияние. Теоретический анализ позволяет выделить два возможных и реальных направления интеграции спорта и искусства в педагогическом процессе их синтез, объединение, гармоничное сочетание, совместное использование органичное объединение в процессе образования и обучения органичное объединение вовремя организации досуга различных групп населения организацию постоянного общения спортсменов с теми, кто занимается творчеством в сфере искусства всемерное поощрение развития таких видов художественной деятельности, которые направлены на гуманистическое осмысление спорта средствами искусства


125 привлечение известных деятелей искусства к активной пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта использования спортивных мероприятий, встреч с известными спортсменами для активной пропаганды искусства и других видов духовно-творческой деятельности сближение спорта с искусством, сглаживание различий между ними возможно в двухосновных направлениях повышение эстетической и духовно-нравственной значимости спорта расширение соревновательности в сфере искусства. К числу основных направлений деятельности, содействующей повышению эстетической и духовно-нравственной значимости спорта, исходя из проделанного анализа, относятся организация спортивной деятельности в соответствии с принципами гуманистической педагогики и психологии усиление внимания к эстетическими нравственным аспектам выступлений спортсменов активизация спортивно-гуманистического и олимпийского образования, пропаганда духовно-нравственных принципов «фэйр плэй»; активизация работы по эстетическому образованию спортсменов и зрителей усиление гуманитарной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Основное направление расширения соревновательного начала в искусстве связано с организацией и проведением художественных конкурсов.
4. Весьма многообразны и имеют давние традиции и практические шаги по интеграции спорта и искусства художественное оформление, театрализация спортивных соревнований (церемонии открытия и закрытия проведение фестивалей спорта и искусства, культурно- спортивных праздников, программа которых наряду с соревнованиями спортсменов включает в себя выступления артистов развитие видов спорта, по своему эстетическому содержанию близких к искусству развитие новых направлений художественной деятельности спортивное кино, спортивная фотография, балет на льду организация встреч спортсменов с деятелями искусства проведение разнообразных художественных конкурсов

126

социально-педагогические акции с целью на повышение духовно-нравственного потенциала спорта (например, пропаганда принципов «фэйр плэй»). Однако все эти попытки интеграции, синтеза спорта и искусства, их сближения, укрепления связи между ними, как правило, не связаны друг с другом, не охватывают многих важных направлений, форм и способов этого синтеза, не предполагают создания чѐтких организационных структур, предназначены для довольно узкой группы людей.
5. Попытка определѐнным образом синтезировать эти различные подходы предпринята в рамках проекта «СпАрт», который разработан В. И. Столяровым в 1990 году. Выработанная на основе идей этого проекта программа интеграции спорта и искусства включает комплекс социально-педагогических акций использование принципиально новой модели организации и проведения Игр организацию подготовки к Играм в специально создаваемых для этого школах и клубах

развѐртывание нового культурно-спортивного движения
«СпАрт» (спартианского движения. Все эти акции предусматривают самые разнообразные (как традиционные, таки совершенно новые) формы объединения, синтезирования, сближения спорта с искусством.
6.
«Спартианская» педагогическая программа интеграции спорта с искусством используется на практике в различных регионах РФ с 1991 года. В Смоленской, Кемеровской, Саратовской (и некоторых других) областях она является региональной педагогической программой работы с детьми и молодѐжью. Анализ, основанный на результатах опроса участников
Спартианских игр, оценки их физической подготовленности, творческих способностей, культуры движений, знаний в области искусства, спорта и
олимпизма, а также уровня адаптационного поведения инвалидов, свидетельствует о том, что комплекс социально-педагогических акций спартанской программы позволяет, не снижая интерес человека к соревнованиям, повысить его ориентацию на духовно-нравственные и эстетические ценности соревновательной деятельности содействует преодолению разрыва между духовными физическим развитием человека и его ориентации на разностороннее и гармоничное развитие способствует улучшению самочувствия, созданию хорошего настроения, вызывает эмоциональный подъѐм, эстетическое удовольствие, удовлетворение от общения с другими людьми и с природой содействует социальной адаптации и интеграции инвалидов.

127 Вариативность и двигательная одарѐнность в спорте ключевые положения исследования В. В. Гожина (1998) Виктор Васильевич Гожин в результате проведѐнного научно-

педагогического исследования выявил нижеследующие положения.
1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме вариативности показал, что это понятие используется в четырѐх смыслах вариативность отражает явление изменчивости, наблюдаемое во всех проявлениях жизнедеятельности организмов вариативность используется в качестве измерителя этой изменчивости вариативность как метод исследования различных аспектов организации двигательных действий или поведения человека в тех или иных ситуациях вариативность выступает как принцип воздействия на человека с целью изменения его состояния. Предложена классификация вариативности двигательных действий, в соответствии с которой (риса) в зависимости от объекта исследования вариативность делится на внутрииндивидуальную, межиндивидуальную и межгрупповую; б) в зависимости от источника вариативности вариативность делится на случайную, приспособительную, коррекционную, поисковую и тактическую в) в зависимости от способа измерения вариативность делится на общую, факторную, остаточную, частную, абсолютную и относительную. Каждый из перечисленных видов вариативности предполагает использование различных способов организации и проведения исследований для их изучения, а также разные подходы к выбору и расчѐту показателей вариативности случайная
(внутрииндивидуальная) вариативность рассматривается не только как неконтролируемый разброс, но и как часть нелинейной динамической системы, в которой вариативность является составной частью динамического процесса

приспособигельная (внутрииндивидуальная) вариативность рассматривается как составная часть программного механизма управления движениями она проявляется при отсутствий временного сдвига при компенсаторных изменениях параметров состояния системы коррекционная
(внутрииндивидуальная) вариативность рассматривается как составная часть механизма управления движениями на основе обратных связей она проявляется при наличии временного сдвига в компенсаторных изменениях параметров состояния системы величина временного сдвига является индикатором типа сенсомоторной системы, обеспечивающей в данное время управление движениями.

128 Рис. 3. Классификация вариативности как явления изменчивости в двигательной деятельности человека (В. В. Гожин, 1998)
2. Вариативность двигательных действий следует рассматривать сточки зрения влияния на неѐ цели и условий еѐ достижения, а также состава и структуры моторного компонента и характеристик действия. К некоторым закономерностям вариантности двигательного состава и характеристик движения относятся основные фазы и элементы движений характеризуются меньшей относительной межиндивидульной вариативностью, что указывает на большее сходство между испытуемыми в выполнении этих частей движения по сравнению с подготовительными и заключительными для абсолютной вариативности этот вывод неправомерен переходные процессы сопровождаются большей межиндивидуальной вариативностью различных характеристик движения и, поэтому, большей индивидуальностью спортсменов в выполнении этих частей движения продолжительность выполнения всего упражнения или какой- либо его фазы варьирует меньше, чем их составные части эта закономерность проявляется при сравнении показателей относительной межиндивидуальной и внутрииндивидуальной вариативности (абсолютная вариативность не подчиняется этой закономерности кинематические характеристики движения характеризуются меньшей межиндивидуальной и внутрииндивидуальной вариативностью по сравнению с динамическими и элекгрофизиологическими характеристиками

129 К некоторым закономерностям вариативности движений в зависимости от изменения цели и условий двигательного действия
огносятся: с увеличением внешне преодолеваемого сопротивления происходит уменьшение, относительной межиндивидуальной и внутрииндивидуальной вариативности движений с увеличением скорости межиндивидуальная и внутрииндивидуальная вариативность изменяются по-разному; внутрииндивидуальная вариативность пространственных характеристик движения с ростом скорости увеличивается, а межиндивидуальная уменьшается, то есть более быстрых спортсменов отличает большая стабильность в изменении обсуждаемых характеристик влияние таких факторов, как утомление, изменение условий выполнения упражнений, гипоксия, тренировка, характеризуется увеличением вариативности одних показателей и уменьшением других этот вопрос изучен недостаточно и нуждается в дополнительных исследованиях, так как при их интерпретации не учитывается вид вариативности (относительная или абсолютная, внутрииндивидуальная или межиндивидуальная), что зачастую приводит к некорректным выводам или выбору показателей вариативности.
3. Изменение вариативности движений с ростом квалификации спортсменов происходит

по-разному.
Внутрииндивидуальная и
межиндивидуальная вариативность одних характеристики фаз движения увеличивается, других уменьшается Причѐм эти особенности в некоторых видах спорта ярко выражены, в других почти не проявляются вовсе. Характеристики движений, величины которых, в соответствии с целью действия, необходимо воспроизводить или поддерживать постоянными на каком-либо уровне, отличаются большей стабильностью у спортсменов высокой квалификации. Формирование и закрепление двигательного навыка происходит на ранней стадии совершенствования спортивного мастерства, поэтому тренеры и спортсмены должны уделять особое внимание формированию рациональной техники вначале спортивной карьеры.
4. Среди существующих методов изучения двигательных действий человека наиболее распространены, сточки зрения изучения двигательных способностей, два подхода первый подход (общий направленна выявление общих закономерностей изменения изучаемой величины, свойственных всем спортсменам или определѐнным группам (в этом случае межиндивидуалъная вариативность не рассматривается и должна быть сведена до минимума

130 основное внимание сосредоточено на изучении влияния какого-либо фактора на результат двигательного действия ориентированна задание (на его конечный результат второй подход (дифференциальный

межиндивидуальная вариативность представляет наибольший интерес, поскольку она является основой для изучения индивидуальных различий, а значит и особенностей спортсменов направленна изучение механизмов, лежащих в основе выполнения заданий основная цель – объяснить причины наблюдаемых явлений, а не только констатировать факт их существования. Таким образом,
межиндивидуалъная, а также
внутрииндивидуальная вариативность могут использоваться как метод изучения двигательных способностей и одарѐнности спортсменов.
5. Проведен логико-содержательный анализ понятий двигательное действий и двигательное задание, рассматриваемых с позиций психологии, биомеханики и теории и методики спортивной тренировки. Выявлены различия в смысловом содержании этих понятий не только в разных областях знаний, но ив одной и той же научной дисциплине. В целях более эффективного управления тренировочным процессом предлагается использование понятия двигательного задания, в составную часть которого входит двигательное действие (рис. 4).
6. Анализ существующих классификаций двигательных заданий и двигательных действий показывает отсутствие в рассматриваемых классификациях принципа трудности задания, который должен быть положен в основу современной классификации. Более того, трудность задания не должна отождествляться сего сложностью (рис. 4). Таким образом, концепция индивидуализированной подготовки спортсменов, построенная на основе понимания структуры и содержания двигательного задания и сложности, лежащего в его основе, двигательного действия позволит усовершенствовать программы и модели систем подготовки спортсменов высокой квалификации в различных видах спорта. Результаты нашего исследования обозначают значимость вводимого понятия двигательное задание вместо общеупотребительного двигательное действие. Это является принципиальным для процесса обучения, так как трудность задания состоит в том, что оно подчѐркивает индивидуальные различия спортсменов к данному заданию.

131 Рис. 4. Структура трудности двигательного задания (В. В. Гожин, 1998) При одном и том же уровне сложности двигательного действия, входящего в состав задания, уровень способностей различных спортсменов будег определять степень трудности задания для каждого из них. На эту связь оказывает влияние отношение спортсмена к тренировочному процессу, выражающееся в активности занимающегося.
Определѐнную роль играет также ситуативный фактор (вариативность внешних условий и состояния спортсмена. Следовательно, для более эффективного проектирования моделей индивидуализированной подготовки спортсменов, необходимо при подборе тренировочных средств опираться на понятие трудности двигательного задания, с учѐтом сложности выполнения двигательного действия, способностей спортсмена, его задатков и сознательной активности в обучении.

132
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17


написать администратору сайта