Главная страница

Сборник. Сборник метапредметных заданий и задач для 111х классов


Скачать 0.93 Mb.
НазваниеСборник метапредметных заданий и задач для 111х классов
Дата07.04.2022
Размер0.93 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСборник.docx
ТипСборник
#450563
страница6 из 20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Метапредметное задание по литературе.


Тема: «Поэзия В.В. Маяковского», 10-q класс

Ю.В. Храмовских, учитель русского языка и литературы



Задачи данной темы направлены на формирование практически всех девяти основных метапредметов – базовых способностей личности к со- циализации. В процессе решения они требуют от ученика смелого сво- бодного мышления, именуемого креативным, творческим. Опыт исполь- зования данных задач подтверждает эффективность как в обучающем, так и в воспитательном целеполагании. У учеников активизируется жи- вой интерес к поэзии – всегда трудной задаче литературного образования в школе; они открывают в себе творческие способности и, мотивирован- ные успехами, проявляют в дальнейшем большую читательскую и поис- ковую активность. Кроме того, отмечается формирование личного ува- жительного отношения к русской речи, к русской литературе и понима- ние красоты русского слова, ощущение богатства языка.

Задание 1


Ознакомьтесь с информационным текстом о Маяковском. Ответьте, в чём заключается особенность стиха Маяковского?




Как называется его стиль?



Что служило критерием для оплаты поэтам?


Почему стихотворение, написанное в этом стиле, оплачивалось вы-

ше, чем если бы оно было написано «классическим» стилем?



Известен факт, что поэты-современники Маяковского упрекали его в жульничестве за стиль написания стихотворений. Они считали, что Маяковский специально, искусственно применяет этот стиль для полу- чения повышенного гонорара. И действительно, благодаря особому сти- лю написания стихов, гонорар Маяковского был значительно больше гонорара поэтов-современников. В 1924 г., выступая перед аудиторией в Одессе, он объяснил необходимость своего стиля следующим образом:

«Он даёт мне наилучшие средства для передачи моих мыслей о револю- ции, о социализме, о советском человеке. Поэтому не тычьте мне класси- ков в лицо. Классики – классиками, а Маяковский Маяковским».

Ответы: Особенность заключалась в разбивке строф на отрезки.

Стиль назывался «лесенка».

Стихотворение Маяковского оценивалось выше, потому что в нём было больше строк. Поэтам платили за каждую строчку.
НЕОБЫЧАЙНОЕПРИКЛЮЧЕНИЕ,

БЫВШЕЕСВЛАДИМИРОММАЯКОВСКИМЛЕТОМНАДАЧЕ

(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева,27верстпоЯрославскойжел.дор.)

В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето,

была жара, жара плыла

на даче было это.

Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою,

а низ горы – деревней был, кривился крыш корою.

А за деревнею – дыра, и в ту дыру, наверно,

спускалось солнце каждый раз, медленно и верно.

А завтра снова мир залить вставало солнце ало.

И день за днем ужасно злить меня вот это стало.

И так однажды разозлясь, что в страхе все поблекло,

в упор я крикнул солнцу: «Слазь!

довольно шляться в пекло!»

Я крикнул солнцу: «Дармоед!

занежен в облака ты,

а тут – не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!»

Я крикнул солнцу: «Погоди!

послушай, златолобо,

чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»

Что я наделал! Я погиб! Ко мне, по доброй воле, само, раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле.

Хочу испуг не показать

и ретируюсь задом. Уже в саду его глаза. Уже проходит садом.

В окошки, в двери, в щель войдя, валилась солнца масса, ввалилось; дух переведя, заговорило басом:

«Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!»

Слеза из глаз у самого

жара с ума сводила, но я ему – на самовар:

«Ну что ж, садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои орать ему, сконфужен,

я сел на уголок скамьи, боюсь не вышло б хуже!

Но странная из солнца ясь струилась, – и степенность забыв, сижу, разговорясь

с светилом постепенно.

Про то, про это говорю, что-де заела Роста,

а солнце: «Ладно, не горюй, смотри на вещи просто!

А мне, ты думаешь, светить легко. – Поди, попробуй! – А вот идешь – взялось идти, идешь – и светишь в оба!»

Болтали так до темноты – до бывшей ночи то есть. Какая тьма уж тут? На «ты» мы с ним, совсем освоясь.

И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я.

А солнце тоже: «Ты да я, нас, товарищ, двое!

Пойдем, поэт, взорим, вспоем у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить свое, а ты – свое, стихами».

Стена теней, ночей тюрьма под солнц двустволкой пала. Стихов и света кутерьма сияй во что попало!

Устанет то, и хочет ночь прилечь, тупая сонница.

Вдруг я во всю светаю мочь –

и снова день трезвонится.

Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!

Задание 2


Перед вами «деформированный» текст стихотворения Маяковского, написанный не его стилем, а «классическим». Попробуйте изменить текст так, чтобы он был максимально похож на стих Маяковского. Срав- ните с оригиналом.




Верное выполнение задания 2



НЕОБЫЧАЙНОЕПРИКЛЮЧЕНИЕ,

БЫВШЕЕСВЛАДИМИРОММАЯКОВСКИМЛЕТОМНАДАЧЕ

(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева,27верстпоЯрославскойжел.дор.)
В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето,

была жара, жара плыла

на даче было это. Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою,

а низ горы

деревней был, кривился крыш корою. А за деревнею –

дыра,

и в ту дыру, наверно, спускалось солнце каждый раз, медленно и верно.

А завтра снова

мир залить

вставало солнце а́ло. И день за днем ужасно злить

меня вот это стало.

И так однажды разозлясь, что в страхе все поблекло, в упор я крикнул солнцу:

«Слазь!

довольно шляться в пекло!» Я крикнул солнцу:

«Дармоед!

занежен в облака ты,

а тут – не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!»

Я крикнул солнцу:

«Погоди!

послушай, златолобо, чем так,

без дела заходить, ко мне

на чай зашло бы!» Что я наделал!

Я погиб! Ко мне,

по доброй воле, само,

раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле. Хочу испуг не показать – и ретируюсь задом.

Уже в саду его глаза. Уже проходит садом. В окошки,

в двери,

в щель войдя, валилась солнца масса, ввалилось;

дух переведя, заговорило басом:

«Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня?

Чаи́ гони,

гони, поэт, варенье!» Слеза из глаз у самого – жара с ума сводила,

но я ему

на самовар:

«Ну что ж, садись, светило!»

Черт дернул дерзости мои орать ему,

сконфужен,

я сел на уголок скамьи, боюсь – не вышло б хуже! Но странная из солнца ясь струилась,

и степенность забыв,

сижу, разговорясь

с светилом постепенно. Про то,

про это говорю, что-де заела Роста, а солнце:

«Ладно,

не горюй,

смотри на вещи просто! А мне, ты думаешь, светить

легко?

– Поди, попробуй! – А вот идешь – взялось идти,

идешь – и светишь в оба!» Болтали так до темноты – до бывшей ночи то есть. Какая тьма уж тут?

На «ты»

мы с ним, совсем освоясь. И скоро,

дружбы не тая, бью по плечу его я. А солнце тоже:

«Ты да я,

нас, товарищ, двое! Пойдем, поэт, взорим,

вспоем

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить свое, а ты свое,

стихами». Стена теней, ночей тюрьма

под солнц двустволкой пала. Стихов и света кутерьма – сияй во что попало!

Устанет то,

и хочет ночь прилечь,

тупая сонница.

Вдруг я

во всю светаю мочь

и снова день трезвонится. Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца, светить

и никаких гвоздей! Вот лозунг мой

и солнца!

[1920]

Задание 3


Сравните ваш текст с оригиналом. Во сколько раз Маяковский по- лучил больше, чем его поэт-современник за произведение такого же объ- ёма? На сколько процентов?



Ответ: в 1,5 раза. На 34,3%.

Задание 4*


Высчитайте, с какой силой светило солнце в сюжете, описанном Маяковским в данном стихотворении, пользуясь формулой силы света Солнца.


Ответ: 397,6×1027 кд (сила света Солнца 2,84×1027 кд).

Задание 5


Выпишите из текста в столбик авторские неологизмы (слова, лично придуманные поэтом), напишите напротив каждого «перевод» в вашем понимании.



Приведённые толкования носят ПРИМЕРНЫЙ характер:

горбил – изгибался горбом;

кривился искривлялся;

ясь – свет (от слова «ясный»);

златолобо – «с золотым лбом», золотого цвета;

взорим – станем яркими, новыми, как заря;

вспоем – запоём враз;

сонница желание спать;

светаю – излучаю свет (от безличного глагола «светать»);

трезвонится шумит, звенит (от «трезвонит», не употреблялось в возвратном наклонении).

Задание 6*


Известно, что в русской литературе XX века господствовала точная рифма – в конце рифмующихся строф должны были совпадать 2, 3, а иногда и больше букв, и, конечно, ударение. Например, у А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин»:

Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.

Маяковский «оживил» русскую рифму, строя её на примерном со- звучии рифмующихся строк: «дыра каждый раз», «разозлясь слазь»,

«дармоед ни зим, ни лет».

Выпишите из данного стихотворения все рифмы, построенные на созвучии.



Ответ:


Горбил – деревней был; Дыра – каждый раз; Дармоед – ни зим, ни лет; В облака ты – плакаты; Златолобо – зашло бы; Погиб луч-шаги;

Не показать глаза;

У самого на самовар;

Дерзости мои – на уголок скамьи; Сконфужен – не вышло б хуже; Поди, попробуй – светишь в оба; До темноты на «ты»,

То есть – освоясь, Не тая – ты да я, Его я – двое, Вспоём – своё,

В сером хламе – стихами.


Задание 7*


Напишите четверостишие, используя рифмовку Маяковского.



Критерии оценки


«2» не отвечено ни на один вопрос или дан ответ на один вопрос из 1–4;

«3» отвечено на 2–3 вопроса из 1–4;

«4» отвечено на 4 вопроса из 1–4;

«5» отвечено на 5 вопросов. 5-й вопрос выписаны все авторские неологизмы и даны примерные логически обоснованные толкования.


Вопрос 6 является вопросом повышенной сложности и оценива- ется отдельно.


«5» выписаны все 17 рифм, не более 1 «лишней» и не более одной пропущенной;

«4» выписаны от 13 до 16 рифм не более 3 лишних;

«3» выписаны от 9 до 12 рифм не более 4 лишних;

«2» выписано менее 9 рифм и более 4 лишних.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


написать администратору сайта