Главная страница

Сборник. Сборник метапредметных заданий и задач для 111х классов


Скачать 0.93 Mb.
НазваниеСборник метапредметных заданий и задач для 111х классов
Дата07.04.2022
Размер0.93 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСборник.docx
ТипСборник
#450563
страница4 из 20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Метапредметные задания на занятиях по изучению курса


«Я-система» в системе мира» в рамках расширения к предмету «Основы социализации личности (ОСЛ)».

Тема: «Системы мировоззрения», 9–12-е классы

Е.Е. Макарова, учитель курса практической философии


«Я-система»всистемемира»

Целевая аудитория данных занятий может относиться как к подрост- ковому, так и к раннему юношескому возрасту (в зависимости от дости- жения уровня зрелости, формируемого подобными и другого рода соци- ально допустимыми и образовательно эффективными духовными прак- тиками).

Цель заданий


Освоение алгоритмов формирования и ресурсов развития личност- ных результатов (самоидентификации, самоопределения, социализации) в процессе самодиагностики и самопроектирования личной картины мира.

В ходе выполнения заданий ученики практически оперируют ранее освоенными на уроках понятиями: мировоззрение, убеждения, позиция, аргументы, факты, эффективная коммуникация, диалог, контраргументы, компромисс, принципиальность, сосуществование, сотрудничество и др.

Место заданий в образовательном процессе занятия


Нижеописанные задания эффективны в качестве внешних факторов, влияющих на активизацию психических детерминант мотивации про- блематизации в процессах личного философского самоопределения уче- ников. Философское самоопределение в концепции курса служит необ- ходимой предпосылкой для прочих личностных результатов: перифери- ческих (относительно духовного) процессов самоопределения и созида- тельной социализации посредством гармоничной самореализации.

Роль заданий в рамках образования по курсу


Задания можно рассматривать как экран поля выбора «строительно- го материала» для личностного стержня (принципов личности). Процесс же этого выбора (процесс самоформирования личной философии) состо- ит в самомониторинге внутренних откликов на конкретные (озвученные представителями разных мировоззрений) убеждения, аргументы, пози- ции. Опыт такой самодиагностики активизирует постоянную привычку осознавать и выбирать, делая процесс выбора приятным и естественным. Исследовательская активность природно естественна для человека со здоровой психикой и в хорошей физической форме, свободного от лож- ных стереотипов. Выполнение заданий процесс признания личного духовного ориентира: это внутреннее согласование конкретных религи-

озных канонов, научных положений или философских взглядов и осоз- нанный выбор некоторых из них как априори истинных для себя.

Требования к материалу для заданий


Аудио- или видеозаписи (и их расшифровка) могут быть выбраны и подготовлены учителем самостоятельно. Основное требование к их от- бору: правильный русский язык и высокий культурный уровень участни- ков озвучиваемой коммуникации, ясное выражение ими своей позиции, хорошо сформулированные убеждения, качественные аргументы.

Задание 1


Активное слушание (в соответствии с правилами активного слуша- ния, изученными ранее в рамках курса). Просмотр видеосюжета – фраг- мент передачи «НЕ ВЕРЮ» на телевизионном канале «СПАС». Диалог человека с философской системой мировоззрения с человеком с религи- озной системой мировоззрения (актёр-музыкант и священник).

Инструкция к выполнению: во время просмотра видеосюжета за- фиксируйте в рабочей тетради основные выраженные в диалоге позиции, убеждения, факты и аргументы каждого из участников в пользу своей личной философии (картины мира). Те позиции, убеждения, факты и аргументы, с которыми вы согласны, внесите в табл. 1.
Таблица 1

Выстраивание личной картины мира

Коммуникатор

Информация

Позиция

Аргумент, факт

Убеждение

Актёр










Священник












Обсуждение записей


В ходе обсуждения по кругу тщательно выявляем ошибки воспри- ятия учениками информации, транслируемой собеседниками в сюжете, на основании зафиксированных и озвученных неточностей их воспроиз- ведения.

Рефлексия


В ходе рефлексии проясняем типы ошибок своего восприятия, обо- значаем их возможные причины, делаем выводы о том, как наше личное восприятие может влиять на нас самих, наше формирование и на наши отношения с окружающими, с миром.

Объясняем значение крылатых фраз и выражений («счастье – когда тебя понимают», «роскошь человеческого общения»).

Задание 1 не оценивается. Самооценка происходит в процессе реф- лексии.

Задание 2*


Задание выполняется самостоятельно вне урока, в рамках домашней работы. Работа с текстом расшифровки диалога.

Инструкция к выполнению: выделите в тексте расшифровки диа- лога позиции, убеждения, факты и аргументы каждого из участников особым образом:

− жирным шрифтом – позиции (отношение, основанное на убежде- нии);

курсивом аргументы (доводы);

− подчёркиванием – факты (действительно существующее, произо- шедшее событие, наблюдаемое явление);

− жирным курсивом – убеждения (определяет позицию: философ- ское или религиозное).

Текст расшифровки


А.: Каково моё отношение к церкви?

Равнодушно-уважительное. Я уважаю людей всех вероисповеданий и невероисповеданий. Если эти люди А) не навязывают мне своего мне- ния Б) живут согласно законам совести. Скажем так, я уважаю в равной степени всех людей доброй воли, будь они крещёные или некрещёные. Исповедуют они ислам или иудаизм, или буддизм, или… всё, что угодно. Мне кажется, что всё равно история человечества, история религий учит нас тому, что внутри любой конфессии есть люди праведные и неправед- ные. И всё равно в результате мерилом полезности человечеству являет- ся совесть человеческая: как он живёт, что он делает. Мы же с вами не станем отрицать (не святость, конечно, это было бы неправильное слово, но...) человечествуугодность, например, Махатмы Ганди, который от- нюдь не был христианином. Или Лао-Цзы, или Авиценны… И сам я ста- раюсь жить именно так. То есть работать на благо людей. И в том числе людей, меня окружающих или более удалённых. В окружении моём чрезвычайно пёстро представлены люди, среди них куча евреев, мусуль- ман, христиан православного толка и неверующих. Много народу, вы понимаете – в актёрской братии это всё чрезвычайно перемешано, да как в общем и в большинстве профессий в современном обществе. И как-то так получается, знаете ли, что среди моих друзей есть нехристи, с кото- рыми я понимаю, что я бы пошёл в разведку, в бой, в детский дом (и мы, собственно, этим и занимаемся). А есть вполне себе крещёные ребята, которые иногда позволяют себе такие речи, например, у тебя за спиной о тебе самом, которые даже как-то и не простил бы, не будь я так отход- чив. Вкратце таково моё отношение. И даже дело тут, наверное, я сейчас говорил даже не об отношении к церкви, скорее – об отношении к вере вообще.

И.: Я здесь совершенно согласен, что совершенно разные люди есть везде. И точно так же, как и в актёрской среде, есть совершенно потря- сающие героические личности и те, с кем в разведку не пойдёшь. Это человеческий фактор, который присутствует везде. Но вот по отноше- нию, допустим, к церкви, к вере что бы я хотел сказать, и, может быть, даже Алексей это услышит впервые, тем более – из уст христианина. Что всё-таки церковь – это врачебница. Это больница. А в больнице, вы сами понимаете кто, в общем-то, находится. Я – человек больной. Я хочу вы- здороветь. Я иду в эту врачебницу, я хочу приобрести новое какое-то здоровье. Все, кто находится… Вот я смотрю в своём Храме в окошко, а у нас мимо Храма проходят в парк люди. Вот я стою на службе, а кто-то идёт в парк. Я знаю, что они – здоровые люди. Точнее, я не берусь су- дить здоровые они или больные, но им пока что врачебница не нужна. И слава Богу (если так можно сказать по отношению к церкви). Но моё личное отношение: я лучше знаю, что не стану в мире в этом. Я лучше стану в Храме. Я лучше стану там, где я смогу ощутить Бога. И, может быть, я по каким-то добрым делам к Нему только там могу приблизиться. Я очень эмоциональный человек. Мы сейчас вот перед нашим эфиром выяснили, что Алексей очень эмоциональный человек (вы сами так это сказали), и я очень эмоциональный человек. И эта эмоция, она же не все- гда нас может в какие-то положительные завести, скажем так, дебри? И сослужить не очень хорошую службу. Но церковь, она лично меня (ни- кого больше), лично меня научает с этими эмоциями немножечко справ- ляться. Бывают у меня выражения? Да, спросите моих детей, они знают, что я очень эмоциональный. Или супругу, что я очень эмоциональный человек. Но я всё-таки стараюсь и дома, и в Храме, и в общественном месте, даже на телеканале СПАС как-то себя сдерживать. Не так широко руками разводить или ещё что-то такое. Церковь для меня – это врачеб- ница. Врачебница, где врач Христос.

Ведущий: Вы впервые эту позицию услышали?

А.: Пожалуй, что – да. То есть именно в таких чётко сформулиро- ванных выражениях, в таких доходчивых – да, пожалуй, слышу это в первый раз, и здесь я не могу возразить совершенно ничего. Подобная позиция, собственно, я её принимаю полностью от первой до последней буквы. Конечно. Причём более того, я уверен, что среди тех своих неприхожан, которых Вы наблюдаете через окошко бредущими в парк – там больных-то довольно много. Другое дело, что, может быть, они эту болезнь не осознают или пытаются, может быть, её лечить, может быть, каким-то иным способом… Может быть, совершенно не таким действен- ным, как был бы их приход.

И.: Я бы, конечно, хотел бы, чтобы они зашли. Я хотел бы их сюда зазвать. Но в Храм приходит человек, когда он вдруг осознаёт эту бо-

лезнь. Или когда с детства что-то его касается, и он понимает, что другой взгляд на жизнь он приобретает именно через это окошко. Ведь очень важно, с какой стороны смотреть. Но, по крайней мере, для меня (вот, лично для меня) – с какой стороны смотреть на этот мир.

Правильное выполнение:


А.: Каково моё отношение к церкви?

Равнодушно-уважительное. Я уважаю людей всех вероисповеда- ний и невероисповеданий. Если эти люди: А) не навязывают мне своего мнения; Б) живут согласно законам совести. Скажем так, я уважаю в равной степени всех людей доброй воли, будь они крещёные или некрещёные. Исповедуют они ислам или иудаизм, или буддизм, или… всё, что угодно. Мне кажется, что всё равно история человечества, история религий учит нас тому, что внутри любой конфессии есть людиправедные и неправедные.И всё равно в результате мерилом полезно-сти человечеству является совесть человеческая: как он живёт, чтоон делает. Мы же с вами не станем отрицать (не святость, конечно, это было бы неправильное слово, но…) человечествуугодность, например, Махатмы Ганди, который отнюдь не был христианином. Или Лао-Цзы, или Авиценны…И сам я стараюсь жить именно так. То есть работать на благо людей. И в том числе людей, меня окружающих или более удалён- ных. В окружении моём чрезвычайно пёстро представлены люди, среди них куча евреев, мусульман, христиан православного толка и неверую- щих. Много народу, вы понимаете – в актёрской братии это всё чрезвы- чайно перемешано, да как в общем и в большинстве профессий в совре- менном обществе. И как-то так получается, знаете ли, что среди моих друзей есть нехристи, с которыми я понимаю, что я бы пошёл в раз- ведку, в бой, в детский дом (и мы, собственно, этим и занимаемся). А есть вполне себе крещёные ребята, которые иногда позволяют себе такие речи,например,у тебя за спиной отебе самом, которые даже как-то и не простил бы, не будь я так отходчив. Вкратце таково моё отношение. И даже дело тут, наверное, я сейчас говорил даже не об отношении к церкви,скорее –оботношении к веревообще.

И.: Я здесь совершенно согласен, что совершенно разные люди есть везде. И точно так же, как и в актёрской среде, есть совершенно потрясающие героические личности и те, с кем в разведку не пойдёшь. Это человеческий фактор, который присутствует везде. Но вот по отно- шению, допустим, к церкви, к вере что бы я хотел сказать, и, может быть, даже Алексей это услышит впервые, тем более – из уст христиани- на. Что всё-таки церковь – это врачебница. Это больница. А в больни- це, вы сами понимаете кто, в общем-то, находится. Я – человек боль- ной. Я хочу выздороветь. Яидувэтуврачебницу, я хочу приобрести

новое какое-то здоровье. Все, кто находитсяВот я смотрю в своём Храме в окошко, а у нас мимо Храма проходят в парк люди. Вот я стою на службе, а кто-то идёт в парк. Я знаю, что они – здоровые люди. Точ- нее, я не берусь судить – здоровые они или больные, но им пока что врачебница не нужна. И слава Богу (если так можно сказать по отно- шению к церкви). Но моё личное отношение: я лучше знаю, что не ста- ну в мире в этом. Я лучше стану в Храме. Я лучше стану там, где я смогу ощутить Бога. И, может быть, я по каким-то добрым делам к Нему только там могу приблизиться. Я очень эмоциональный человек. Мы сейчас вот перед нашим эфиромвыяснили, что Алексей очень эмо- циональный человек (вы сами так это сказали), и я очень эмоциональный человек. И эта эмоция, она же не всегда нас может в какие-то положи-тельные завести, скажем так, дебри? И сослужить не очень хорошуюслужбу. Но церковь, она лично меня (никого больше), лично меня науча- ет с этими эмоциями немножечко справляться. Бывают у меня выраже- ния? Да, спросите моих детей, они знают, что я очень эмоциональный. Или супругу, что я очень эмоциональный человек. Но я всё-таки стара- юсь и дома, и в Храме, и в общественном месте, даже на телеканале СПАС как-то себя сдерживать. Не так широко руками разводить или ещё что-тотакое. Церковьдля меня этоврачебница.Врачебница,гдеврачХристос.

Ведущий: Вы впервые эту позицию услышали?

А.: Пожалуй, что – да. То есть, именно в таких чётко сформулиро- ванных выражениях, в таких доходчивых – да, пожалуй, слышу это в первый раз, и здесь я не могу возразить совершенно ничего. Подобная позиция, собственно, я её принимаю полностью от первой до послед- ней буквы. Конечно. Причём более того, я уверен, что среди тех своих неприхожан, которых Вы наблюдаете через окошко бредущими в парк – там больных-то довольно много. Другое дело, что, может быть, они этуболезнь не осознают или пытаются, может быть, её лечить, можетбыть, каким-то иным способом… Может быть, совершенно не такимдейственным,какбылбыих приход.

И.: Я бы, конечно, хотел бы, чтобы они зашли. Я хотел бы их сюда зазвать. Но в Храм приходит человек, когда он вдруг осознаёт эту бо-лезнь. Или когда с детства что-то его касается, и он понимает, чтодругой взгляд на жизнь он приобретает именно через это окошко. Ведьочень важно, с какой стороны смотреть. Но, по крайней мере, для меня(вот,личнодляменя) скакойсторонысмотретьнаэтотмир.

И, Вы знаете, я в этом мире вижу очень много прекрасного. Он со-творён Богом, шикарно сотворён. Вот просто шикарно сотворён: Ты утром просыпаешься, и ты понимаешь, что над тобой потолок. Это же какая красота! Ты встаёшь, открываешьхолодильник, а он… таместь

что-то. Не всегда полный (всё-таки многодетная семья, сами понимаете, пару раз каждый встанет за ночь из мужской части населения к холо- дильнику, и он к утру пустой…) Тем более, А., мы говорим на одном языке. И ты понимаешь, какая красота, ведь одна треть населениястраны, ой, не страны, а земного шара этого ничего не имеют… вообщеничегонеимеют.ИявижуосебезаботуБога. Почему я именно здесь, а не где-то там в племени Тумба-Юмба, где в общем-то

А.: даже доступа к питьевой воде нет у огромного количества насе- ления Земли. Вообще. К питьевой воде нет доступа!

Задание 3*


Все ли приведённые факты и аргументы приняты другой стороной?

Почему?



Задание 4*


Составление кластера непринятых аргументов.



Задание 5*


Заполните табл. 2.


Непринятые аргументы

Таблица 2


Непринятый аргумент

Какая реакция оппонента ука- зывает на то, что аргумент не принят (фраза, намёк, прямое

отрицание, контраргумент, тон, другое)

Какой аргумент можно привести вместо непри- нятого или в его допол-

нение для усиления по- зиции



































































































1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


написать администратору сайта