Супершпаргалка. Супершпаргалка - Пост в Рамадане. Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2
Скачать 0.92 Mb.
|
145. Надо ли возместить пост тому, кто днем в Рамадане по забывчивости или незнанию: поел/попил/совершил половой акт с женой? Большинство ученых, включая и четырех имамов, считает, что человек, совершивший то, что нарушает пост, думая, что еще не рассвело или же полагая, что солнце уже закатилось, должен восполнить этот день. См. "Фатхуль-Бари" 4/244. Однако правильным мнением является то, что такой день возмещать не обязательно! Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: "Однажды, при жизни Пророка ﷺ, мы разговились в пасмурный день, а потом выглянуло солнце". аль-Бухари 1959. Ибн Хузайма сказал: "В этом сообщении нет указание на то, что им было велено возместить этот день!". См. "Сахих Ибн Хузайма" 4/200. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Если бы Пророк ﷺ повелел им возместить этот день, то это обязательно до нас бы дошло!". См. "Маджму'уль- фатауа" 25/231. Имам Ибн Хазм сказал: "Тот, кто поел, думая, что уже ночь, или совершил совокупление пологая, что солнце уже зашло, или выпил воды в дневное время по ошибке, то их пост не нарушается, поскольку они полагали, что время поста уже завершено. И нет разницы в этом между тем, кто забыл или ошибся. И это не аналогия (къияс). Всевышний Аллах сказал: "Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах - Прощающий, Милосердный". (аль-Ахзаб 33: 5). Также и Пророк ﷺ сказал: "Поистине, Аллах простит моей общины ради меня то, что они сделают по ошибке и забывчивости, а также то, к чему их будут принуждать". Ибн Маджах 2045, аль-Байхакъи 7/356, ат-Тахауи 2/56. Хадис достоверный. И это мнение большинства саляфов. Зайд ибн Уахб рассказывал: "Люди во времена Умара ибн аль-Хаттаба разговились преждевременно, после чего вышло солнце, и они сказали: "Мы должны будем возместить этот день!" На что Умар сказал: "Почему?! Клянусь Аллахом, мы не желали склоняться к греху!" Также аш-Шу'ба рассказывал, что он спросил аль-Хакима ибн Утайбу о том, кто совершал предрассветную трапезу после восхода солнца, пологая, что еще ночь? Он сказал: "Пусть продолжает пост". После чего Ибн Хазм перечислил еще слова Муджахида, Хасана аль-Басри, Джабира ибн Зайда, 'Уруа, 'Ата и др. кто считал, что поевшему, попившему или вступившему в половой акт по ошибке не надо возмещать пост. См. "аль-Мухалля" 6/331. Шейх Ахмад Шакир, который делал комментарий к книге Ибн Хазма "аль- Мухалля", согласился полностью с тем, что он сказал. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: "Те, кто считает, что пост в подобных случаях не нарушается, говорят, что их доводы сильней! Доказательства Корана и Сунны ближе к нашему мнению, ибо Всевышний Аллах говорит: "Господь наш, не взыщи с нас если мы забыли или ошиблись!". В достоверном хадисе сообщается, что сподвижники во времена Пророка ﷺ разговились преждевременно, но в хадисе не упоминается, чтобы им было велено возместить этот день. Передатчик хадиса Хишам ибн Уруа говорил: "Возмещение обязательно!" Однако его отец, который был более знающим, чем он говорил: "Они не возмещают!" Также в сборниках аль-Бахари и Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что некоторые сподвижники ели до тех пор, пока не могли отличить белую нить от черной. Однако Пророк ﷺ сказал им: "Речь идет о белизне дня и темноте ночи". И не известно, чтобы он велел им восполнить этот день. Эти люди не знали о законоположении и поэтому были ошибающимися. Также передается от Умара ибн аль-Хаттаба, что когда они разговились, вышло солнце, и он сказал: "Мы не будем возмещать!", а в другой версии сообщается, что Умар сказал: "Мы возместим". Однако иснад первого сообщения от него достоверней. Таким образом, это мнение сильнее и преданиями и выводами, ибо оно подтверждается Кораном, Сунной и аналогией!". См. "Маджму'уль-фатауа" 20/572-573. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал: "Если постящийся поел, попил, или вступил в половой акт по забывчивости или по ошибке, то он не должен возмещать свой пост". См. "Маджму'уль-фатауа" 25/228. Также дело обстоит и с незнанием. Ибн Таймия также сказал: "Если постящийся совершил что-либо, что нарушает пост, по незнанию о запрете этого, то ему ненужно ничего возмещать". См. "аль-Фатауа аль-кубра" 2/19. Однако тот, кто совершил по ошибке или забывчивости во время поста то, что его нарушает, обязан додержать пост до конца дня. Например, человек был уверен, что солнце уже закатилось и поел, однако он ошибся, его пост действителен и он не должен ничего возмещать, однако он обязан довести свой пост до конца! См. "Сахих фикъху-Ссунна" 2/105. Вопрос: "Я заигрывал со своей женой во время поста в Рамадане, и это заканчивалось совокуплением с ней. Я не знал о запрете этого, и имел убеждение, что совокупление без семяизвержения не нарушает пост? Прошу ответить мне на мой вопрос и учитывать то, что я не знал!". Ответ: У постящегося, совокупившегося с женой во время поста в Рамадане, два положения: 1 - он имеет убеждение, что совокупление во время поста в Рамадане без семяизвержения, не является запретным, и на основании этого по незнанию совокупился с женой. 2 - он знает о запрете совокупления, но не знает о наказании за этот поступок. Более правильное мнение, состоит в том, что, тот кто, совершил что-либо из действий нарушающих пост, или же то, что запрещено совершать в ихраме (во время Хаджа), или же какое-то действие, нарушающее молитву, по незнанию, то ему не следует ничего предпринимать (ни искупление, ни возмещение) в соответствии со словами Всевышнего: "Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись". (ан-Ниса 4: 286) . Аллах ответил на эту мольбу, сказав: "Я уже сделал это". Муслим. Тот, кто совокупился с женой, не зная, что это действие является запретным, полагая, что совокупление запретно лишь тогда, когда оно сопровождается семяизвержением, тот не обязан ничего совершать. Что же касается второго положения, то если он знал, что совокупление в дневное время Рамадана является запретным, но не знал, что за это есть искупление (кафара), то ему необходимо совершить искупление, поскольку существует разница между незнанием о положении (хукм) и незнании о наказании ('укъуба). Незнание о наказании, не снимает с человека ответственность, а при незнании о законоположении, человеку прощается. И поэтому ученые сказали: "Если человек выпил что-либо опьяняющее, и не знал, что оно опьяняет или же не знал что оно запретно, то на нем ничего нет. Если же он знал, что оно опьяняет и оно запретно, но не знал о наказании за это, то его наказывают, и наказание не спадает с него". Основываясь на этом, мы говорим задавшему вопрос: если ты не знал, что совокупление без семяизвержения является запретным, то тебе ничего не следует совершать, как и твоей жене, если она также как и ты не знала об этом". Ответ шейха Ибн Усеймина Вернуться в содержание 146. Должны ли возмещать пост те, кто утвердил намерение поститься уже после рассвета? К числу таких людей может относиться тот, кто узнал о наступлении Рамадана лишь днем; или человек, принявший Ислам днем в Рамадан; или ребенок, у которого появились признаки совершеннолетия; или сумасшедший, разум которого прояснился. Эти люди обязаны поститься оставшуюся часть дня. Что касается возмещения ими поста, то относительно этого мнения ученых разошлись. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Обязательный пост с намерением после рассвета действительный, если человек не знал об обязательности поста ночью. Он должен поститься остаток дня и не должен его возмещать, даже если он кушал до этого". См. "Ихтияратуль-фикъхия" 4/63. Шейхуль-Ислама в этом вопросе поддержали Ибн аль-Къайим, имам аш- Шаукани и шейх аль-Альбани. Вернуться в содержание 147. Возмещение поста женщинами, по причине месячных или послеродового течения Что касается пропущенных дней поста Рамадана женщиной с месячными или послеродовым кровотечением, то их необходимо возместить, и нет другого искупления кроме этого. 'Аиша рассказывала: "При жизни Посланника Аллаха ﷺ, во время месячных нам было велено вос-полнять пост, и не было велено восполнять молитву". Муслим 1/265. Вернуться в содержание 148. Возмещение поста больными и путниками Всевышний Аллах сказал: "А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время". (аль-Бакъара 2: 185). Примечание Таким образом, любой человек, не соблюдавший пост по уважительной причине, обязан его восполнить, как только у него появится возможность. Всевышний Аллах говорит: "...то пусть постится столько же дней в другое время". (аль-Бакъара 2: 185). Вернуться в содержание 149. Возмещение поста пожилым и старым человеком Ибн Аббас сказал: "Когда старый человек не может соблюдать пост, он кормит каждый день бедняка одним муддом еды", в другом предании сказано: "Кормит половиной са' пшеницы". ад-Даракъутни 1/249, имам ад-Даракъутни и аль- Альбани подтвердили достоверность. См. "Ируауль-гъалиль" 4/18. Сообщается, что "когда Анас состарился и не мог соблюдать пост, он приготовил сарид, созвал тридцать бедняков и накормил их всех". ад-Даракъутни 2/207. Иснад достоверный. Нельзя платить деньги вместо еды! Шейх Салих аль-Фаузан сказал: "Следует кормить бедняка половиной са' еды, которую употребляют в данной местности, а половина са' - это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах сказал: "А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка". (аль-Бакъара 2: 184). И текст Корана указывает именно на еду". См. "аль-Фатауа аль-Фаузан" 3/140. Вернуться в содержание 150. Требуется ли возмещение, если болезнь пожизненная? Если у человека болезнь, которая неизлечима, то требуется от него кормление одного бедняка за каждый пропущенный день Рамадана, в аналогии со старым человеком, который не может соблюдать пост. Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Старому мужчине и женщине, которые не могли соблюдать пост, было позволено не соблюдать пост и не возмещать его, но было велено накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день". аль-Бухари 7/179, ад-Даракъутни 2/205. Имам Ибн Къудама сказал: "Больной, который не надеется на выздоровление, не постится и кормит за каждый день бедняка, и в этом он приравнивается к старому человеку". См. "аль-Мугъни" 4/396. Вернуться в содержание 151. Как искупить кормлением, если нет возможности для этого? Кормить должен человек за свой счет, а если нет у него возможности, то он не обязан и этим. Если у человека нет возможности кормить за каждый день бедняка, то он ничего не обязан делать, как это говорил шейх Ибн Баз в "Фатауа ас-сыям". Вопрос: "Моя мать заболела за несколько дней до наступления месяца Рамадан, и болезнь изнурила ее, поскольку она преклонного возраста. По этой причине она смогла соблюдать пост месяца Рамадан только в течение пятнадцати дней, а дальше не смогла продолжить его, и возместительный пост ей уже не по силам. Должна ли она сделать пожертвование, и в каком размере ежедневно? При этом следует учитывать, что я являюсь ее кормильцем, и должен ли я делать причитающееся с нее пожертвование в том случае, если у нее нет на это средств?". Ответ: "Если человек не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или по причине тяжелой болезни, то ему следует накормить однако бедняка за каждый нарушенный день поста. Всевышний Аллах сказал: "А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка". (аль-Бакъара 2: 184). Ибн Аббас сказал: "Было ниспослано дозволение старику и старой женщине, которые не способны соблюдать пост, кормить нуждающегося за каждый пропущенный день поста". аль-Бухари. Таким образом, твоя мать обязана накормить бедняка за каждый несоблюденный день поста, предоставляя ему половину са' обычной для данной местности пищи. Если же у нее нет на это средств, то от нее ничего не требуется. Если же ты изъявляешь желание кормить нуждающихся вместо нее, то это будет благодеянием с твоей стороны. А Аллах любит творящих благое". См. "Фатауа ас- сыям" 58. Вернуться в содержание 152. Обязательно ли возмещать пропущенные дни поста сразу? Аиша рассказывала: "Когда на мне был пост Рамадана, я не могла его возместить кроме как в месяце ша'бане". аль-Бухари 1950, Муслим 1146. Хафиз Ибн Хаджар сказал: "В этом хадисе указание на дозволенность задержки возмещение пропущенных дней поста, будь это по причине или без". См. "Фатхуль-Бари" 4/191. Однако лучше спешить с возмещением пропущенных дней поста, и не проявлять халатности к предписаниям Всевышнего Аллаха, поскольку не спешить возместить пропущенный пост указывает на пренебрежение по отношению к установлению Аллаха. А что касается слов Аиша, что она не возмещала пост раньше чем в ша'бане, то причина этого заключалась в ее занятости, как это сказал имам аз-Зайн ибн Мунайир. И задержка возмещения поста без причины противоречит велению Аллаха, который сказал: "Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных". (Али Имран 3: 133). Также Аллах отозвался с похвалой о тех, кто спешит совершать благие дела, сказав: "Они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других". (аль-Муминун 23: 61). Вернуться в содержание 153. Обязательно ли возмещать пропущенные дни поста подряд? Возмещать пропущенные дни последовательно не является обязательным. Всевышний Аллах, сказав о возмещении: "пусть постится столько же дней в другое время", не упомянул о последовательности и не установил для этого никакого времени. Ибн Аббас сказал: "Нет проблем в том, чтобы возместить пост не подряд". Абдур-Раззакъ 4/43, ад-Даракъутни 2/192. Иснад достоверный. Анас также сказал: "Если желаешь, то возмести пост подряд, а если желаешь, то не последовательно". Ибн Аби Шайба 9115. Иснад достоверный. Что же касается хадиса: "Путь тот, на ком пропущенный дни Рамада возместит их подряд, не прерывая их" аль-Байхакъи 4/259, то этот хадис не является достоверным. В иснаде этого хадиса Абдур-Рахман ибн Ибрахим, которого назвали слабым Ибн Ма'ин, ад-Даракъутни, ан-Насаи. Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Абу хатим отверг этот хадис из-за Абдур-Рахмана". См. "ат-Тальхыс аль-хабир" 2/206. Также этот хадис назвал слабым шейх аль-Альбани. См. "аль-Ируа" 943. Однако если у человека нет причин, то лучше возмещать пост сразу и подряд. См. "Тамамуль-минна" 422-423. Вернуться в содержание 154. Должен ли человек совершать искупление, если он не успел восполнить пропущенный пост до наступления следующего Рамадана? Человек, который по уважительной причине пропустил некоторые дни Рамадана, обязан возместить их до наступления следующего Рамадана. Если же он, не возместил пропущенные дни без уважительной причины до наступления следующего Рамадана, то заслуживает порицание за пренебрежение к своим обязанностям. Что касается того, должен ли он совершать искупительные действия или обязан лишь возместить пропущенные им дни поста, то относительно этого вопроса существует два мнения. Первое мнение состоит в том, что такой человек должен просто возместить пропущенные по причине дни поста, и не совершать искупительных действий, поскольку нет на это никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне. Второе мнение состоит в том, что такой человек обязан возместить пропущенные дни поста и кормить за каждый не возмещенный пост одного бедняка. И этого мнения придерживались некоторые сподвижники. Сообщается, что Абу Хурайра относительно человека, на котором были пропущенные дни поста Рамадана, и который не успел возместить их до наступившего, говорил: "Он постится тот Рамадан, который наступил, затем возмещает пропущенный и кормит за каждый день одного бедняка!". аль-Байхакъи 4/253. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. Также говорили Ибн Умар и Ибн Аббас и И. Абдур-Раззакъ 4/235, 237, аль-Байхакъи 4/235. Если у стороны, которая считает что не следует кормить бедняка тому, кто не возместил пост до наступления следующего Рамадана, нет мнения сподвижника в этом вопросе, то мы склоняемся ко второму мнению, поскольку сахабы лучше кого-либо из людей понимали религию, и в случае отсутствия разногласия между сподвижниками в каком-либо вопросе, их мнение является сильным доводом! Вернуться в содержание 155. Нужно ли возмещать пост за умершего? От 'Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "И пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост, |