Супершпаргалка. Супершпаргалка - Пост в Рамадане. Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2
Скачать 0.92 Mb.
|
188. Можно ли возместить праздничную молитву тем, кто ее упустил Ученые разногласили относительно того, кто упустил праздничную молитву по какой-либо причине, является ли узаконенным или же желательным для него ее возмещать или нет? Большинство имамов считало, что эту молитву не обязательно возмещать, однако можно и желательно. Среди тех, кто считал, что возмещение этой молитвы нежелательно, так как на это нет никакого указания от Пророка ﷺ, был имам аль-Музани и др., а также шейхуль-Ислам Ибн Таймия. Однако большинство ученых опиралось на действия сподвижников и саляфов, которые возмещали пропущенную, праздничную молитву двух праздников ('Идайн). 'Убайдуллах ибн Аби Бакр ибн Анас рассказывал: "Когда Анас упустил праздничную молитву, он повелел своему вольноотпущеннику Ибн Абу 'Утайбе приготовить место для молитвы, затем собрал членов своей семьи, и совершил вместе с ними праздничную молитву подобно той, которую совершают жители городов, с такбирами". аль-Бухари 1/241. И этот поступок был известен и распространен среди саляфов: Мухаммад ибн Сирин рассказывал: "Они (саляфы) считали желательным, если человек пропускал молитву двух праздников, отправиться в пустынное место и совершить эту молитву так, как ее совершает имам". аль-Байхакъи 3/305. 'Икрима говорил: "Жители деревни, (которые упустили молитву 'Ид) собираются вместе и делают эту молитву так, как и имам". аль-Байхакъи 3/305. Т.е. упустившие праздничную молитву делают ее также, как и имам: в два рака'ата, вслух, с дополнительными такбирами. Однако от Ибн Мас'уда передается, что он говорил: "Пусть тот, кто упустил праздничную молитву с имамом, совершит четыре рак'ата". Ибн Аби Шайба 2/19. Достоверность подтвердили хафиз Ибн Раджаб и хафиз Ибн Хаждар. Хафиз Ибн Раджаб сказал: "Передается, что Ахмад объединил мнение Ибн Мас'уда и Анаса и сказал, что если молитву 'Ид совершают те, кто ее упустил джама'атом, то они делают два рак'ата, как имам, что сделал Анас. А если упустивший 'Ид намаз молится один, то совершает четыре рак'ата, как сказал Ибн Мас'уд". См. "Фатхуль-Бари" 9/78. Но, несмотря на достоверность иснада сообщения от Ибн Мас'уда, оно является прерванным, так как аш-Ша'би, передавший это сообщение от Ибн Мас'уда, не застал его, о чем говорили имам ад-Даракъутни, аль-Хаким и др. Поэтому шейх аль-Альбани назвал это сообщение прерванным. См. "Ируауль- гъалиль" 3/121. По этой причине более правильным является то, что упущенную праздничную молитву следует совершать в два рака'ата, как ее изначально узаконил Пророк ﷺ, и как ее возмещал Анас. Имам аш-Шафи'и говорил: "Мы говорим: Если кто-то будет возмещать молитву 'Ид, то пусть делает ее так, как делает имам, произнося семь такбиров в первом рака'ате, и пять во втором, до чтения Корана". См. "Ма'рифату-Ссунан уаль- асар" 5/103. Имам Ибн Къудама говорил: "Тот, кто желает возместить молитву 'Ид, то он делает как пожелает - хочет делает ее один, хочет делает ее с джама'атом. Когда имама Ахмада спросили: "Где следует ему (упустившему 'Ид) молиться?" Он ответил: "Где пожелает, хочет на месте проведения праздничной молитвы, или где пожелает"". См. "аль-Мугъни" 2/290. Т.е. человек может совершить пропущенную праздничную молитву где пожелает. Ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом говорили: "Кто упустил праздничную молитву и желает ее возместить, тот совершает ее так, как она совершается изначально, но без хутбы после нее. И это говорили имам Малик, аш-Шафи'и, Ахмад, ан-Наха'и, и другие ученые. И основа в этом вопросе хадис: "Когда будете идти на молитву, то делайте это спокойно и с достоинством. И то, что вы застали - молитесь, а что упустили - возместите". аль-Бухари и Муслим. А также то, что передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда он упустил праздничную молитву, он повелел своему вольноотпущеннику Ибн Абу 'Утайбе приготовить место для молитвы, затем собрал членов своей семьи, и совершил вместе с ними праздничную молитву подобно той, которую совершают жители городов, с такбирами. А если кто пришел на праздничную молитву, когда имам дает хутбу (после завершения молитвы 'Ид), то пусть послушает хутбу, а затем возместит молитву Ид, чтобы собрать два блага (за хутбу и молитву 'Ид)". См. "Фатауа аль-Ляджна" 8/306. Спросили шейха Абдуль-Азиза ар-Раджихи: "Если я упустил молитву Ид и стал ее совершать джама'атом с братьями, то мне читать ее вслух?" Он ответил: "Совершай эту молитву, читая вслух, как она и совершается". См. "Фатауа аль-мутанаууи'а" № 22. Таким образом, тот, кто упустил молитву 'Ид, может ее возместить, если желает, однако не обязан этим. И он может сделать ее в одиночку или с теми, кто также ее не совершил. И следует делать ее в два рака'ата, читая вслух и произнося дополнительные такбиры. И совершать упущенную молитву 'Ид можно где пожелает молящийся. Вернуться в содержание 189. О дозволенности поздравления друг друга после праздничной молитвы Джубайр ибн Нафир рассказывал: "Когда сподвижники Пророка ﷺ встречались в день праздника, они говорили друг другу: "Да примет Аллах от нас и от вас". ат-Табарани 22/52. Хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Суюты назвали иснад хорошим. См. "Фатхуль-Бари" 2/517. تممكتنيمّو ا نيم ما ّل بّقّت "Такъаббаля-Ллаху минна уа минкум" Мухаммад ибн Зияд рассказывал: "Я был вместе с Абу Умамой аль-Бахили и другими сподвижниками Пророка ﷺ, и они, возвращаясь с праздничной молитвы, говорили друг другу: "Да примет Аллах от нас и от тебя". аль-Байхакъи в "Сунан аль-кубра" 3/320. Имам Ахмад, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим. Адхам рассказывал: "Мы говорили 'Умару ибн 'Абдуль-Азизу в дни двух праздников: "Такъаббаля-Ллаху минна уа минк, о повелитель правоверных!", а он отвечал тем же и не порицал этого". аль-Байхакъи. См. в "аль-Хауи" 1/112, имама ас- Суюты. 'Али ибн Сабит рассказывал: "Однажды я спросил имама Малика о словах людей в день 'Ида: "Такъаббаля-Ллаху мина уа минк", и он сказал: "Это дело всегда было у нас, и мы не видим в этом ничего плохого!". Имам Ибн Хиббан в "ас- Сикъат" 9/90. Также сообщается, что имам Ахмад о поздравлении в день 'Ида говорил: "Так поступали сподвижники и об этом говорили ученые". См. "аль-Инсаф" 5/381. Тот факт, что сообщения от саляфов относительно вида поздравления упоминаются в уста-новленном варианте, а именно: "Такъаббаля-Ллаху мина уа минк". И это указывает на то, что не следует заменять этот вид приветствия на какой-либо иной вид. Что касается распространенного вида поздравления: "Куллю 'ам уа антум би хайр", "Ид мубарак" и т.п., то такой вид поздравления не передается ни от кого из сподвижников и их последователей (таби'ун), и нет этому никакого основания в Исламе, как сказал шейх аль-Альбани. Сл. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" 52. Вернуться в содержание 190. 'Ид - вместе с местным джама'атом или со всем миром? Вопрос: "Да воздаст вам Аллах наилучшем! В стране не исламской день праздника (йаумуль-'Ийд) будет за день до Саудии, так же и день Арафа. Что же делать жителям этой страны (мусульманам)?". Ответ шейха Сулеймана ар-Рухайли: "Что касается дня Арафата, то этот день узнается по этой стране (Саудии) совершающими Хадж и другими мусульманами (для тех, кто совпадает с Саудией). Что же касается 'Ийда (дня праздника), то это возвращается к тому, что видят те, кто находятся в той местности, если они из мусульман. Или те, кто несет ответственность за мусульман (как муфтияты например, обладающие знанием) в той стране опираясь на видение (руъя) или дополнение (до 30-ти дней, если не было видения - икмаль) как положено по шариату. Если же не было определение согласно этим двум путям, то не берется в расчет ничье определение (там). И если кто-то спросит (скажет): "'Ийд у нас совпадает с дней Арафа (у вас), то что же нам делать?". Мы скажем: не постись в день Арафа, т.к. запрет ставится выше чем желательное (то есть, запрет поститься в день 'Ийда ставиться выше желательного поста в день Арафа), ведь по отношению к вам это будет день 'Ийда. А если же Арафа будет до 'Ийда у вас или после него, то поститесь. И нет в этом проблем. Кроме как, если скажет кто-то, что если будет после 'Ийда (сравнивая с Саудией ), то это будет в Дни Ташрика (3 праздничных дня после 'Ийда), а Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, запретил пост в Дни Ташрика, кроме как если не нашел человек что принести в жертву. И запрещено поститься кому-то в Дни Ташрика, что касается их, если они нашли что принести в жертву. Уа Ллаху а'Лям". Вопрос: "Шейх вы сказали вчера, барака Ллаху фикум, однако мы нуждаемся в разъяснении, т.к. у нас в России день Арафа будет в среду, а 'Ийд в четверг, а тут в Саудии Арафа будет в четверг а 'Ийд в пятницу". Шейх Сулейман ар-Рухайли: "В пятницу да". Вопрос: "Как же нам поступить, как нам (то есть там в России мусульманам) совершать 'Ийд? И как нам делать жертвоприношение?". Шейх: "Да, барака Ллаху фик, молиться нужно с народом там, если установлено (время 'Ийда) по правильному пути дополняя месяц или по видению (икмаль или руъя), и тогда молиться нужно с народом в той местности и делать жертвоприношение с народом в той местности, т.к. принимается в расчет то что происходит в той стране (той местности), т.к. это дело не общее для всех (определение месяца). А что касается Арафата, то это то что происходит тут (в Саудии), в четверг. Что касается вас в этом году, то не сможете вы поститься день Арафа, не смогут они поститься в этом году. Если же привычкой их было поститься в этот день, то Аллах запишет им награду". Вопрос: "Если это было не по этим путям (икмаль и руъя), правительство сказало что так будет ..?". Шейх: "А мусульмане что делают? То есть никто не заботится о делах мусульман?!". Вопрос: "Правительство сказало что будет в определенный день. Они не мусульмане". Шейх: "По причине чего так сказали? Разве нет там кого-то кто решает вопросы мусульман?!". Вопрос: "Они собираются с муфтиятом и решают за год когда будет 'Ийд. То есть, говорят что в этот год так будет". Шейх: "Хорошо. Вчера я говорил понятно, разъяснял это. И то, что нет никакого предпочтения для нас, кроме как, (если устанавливается месяц) по причине видения или дополнения месяца, видения или дополнения месяца (руъяту или икмаль). Если они рассчитывали по видению или дополнению месяца, то принимаем, и мы не говорим что обязательно нужно следовать Саудии в этом, т.к. это то, что происходит (проявляется) в странах. Однако, если расчет был не по видению и не по дополнению месяца, и если это не совпадает с видением и дополнением, то мы не следуем этому. И если мы не знаем, то принимаем расчет самой ближайшей страны мусульман к нам, который рассчитывали по видению или дополнению месяца". Также ответ сына шейха Мухаммад Саид Расляна, на вопрос о разногласии дней 'Ийда в России и Саудии, который он слышал от своего отца не раз: "Шейх уже несколько раз отвечал на такие вопросы и это касалось арабских стран, что тем более касается и страны куфра. Так вот, праздничный намаз нужно совершить со своей страной, чтобы не было фитны, как нафиль, т.к. они желают выявить тех кого они называют "уаххабитами", (или можно не ходить вообще), но ровняемся все равно на Саудию, т.к. Хадж совершается там. А на следующий день надо собраться и прочитать намаз Ийд как положено, дома, в квартире или еще где, не афишируя это, чтобы не было фитны, зарезать барана и т.д." Ответ некоторых шейхов как 'Абдуль-'Азиз ас-Са'ида, 'Адель ас-Субей'и, 'Асым аль-Къарюти и в "Постоянном комитете больших ученых" у ат-Тууайджари - они ответили примерно так же, как ответил шейх Мухаммад Са'ид Раслян. Они сказали: ''Праздничную молитву нужно совершать со своим народом, со своей страной, для того чтобы не было смуты (фитны), и совершаешь как нафиль, а если у тебя нет никакого влияния в народе и они не заметят придешь ты на молитву или нет, то можешь не приходить вообще, а если из-за твоего отсутствия может случиться смута, то тебе необходимо там присутствовать. Однако в этот день не надо резать жертвенное животное. На следующий же день (т.е. в пятницу) надо собраться и прочитать праздничный намаз как положено дома с семьей или куда-нибудь выехать, не афишируя это, чтобы не было смуты, а затем зарезать жертвенное животное" . Шейх Маджди сказал, что нельзя имаму совершать эту молитву, зная, что это не день праздника и сказал, что можно ему в крайнем случае прибегнуть к хитрости, например, сказать, что он болен. Вернуться в содержание 191. Обязательность выплаты закята аль-Фитр Ибн 'Умар рассказывал: "Посланник Аллаха ﷺ вменил в обязанность раздавать закят аль-Фитр в виде одного са' еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву". аль-Бухари 1503. Имам аль-Хаттаби сказал: "В этом хадисе содержится указание на то, что закят аль-Фитр является обязательным, и то, что он обязателен, является мнением всех ученых". См. "Ма'алиму-Ссунан" 3/214. Имам ан-Науауи сказал: "Все ученые сходятся на том, что закят аль-Фитр обязателен для каждого мусульманина". См. "аль-Маджму'" 6/106. Также на единогласное мнение (аль-иджма') относительно того, что закят аль-Фитр является обязательным указывал и имам Ибн аль-Мунзир. См. "аль- Иджма'" 34. Вернуться в содержание 192. Для кого является обязательным закят аль-Фитр? Закят аль-Фитр обязателен для каждого мусульманина, имеющего возможность его выплатить. Однако ученые разошлись в вопросе, обязан ли человек отдавать Фитр за тех, кого он обязан содержать или же каждый обязан отдавать его только за себя. Имам ан-Науауи говорил: "Человек обязан отдавать этот закят за самого себя, а также за тех, на кого он обязан расходовать свои средства, а именно - за жену, детей и родителей". См. "аль-Маджму'" 6/128. Сторонники этого мнения, что человек обязан отдавать Фитр как за себя, так и за тех, кого обязан содержать, опираются на следующий хадис от Ибн 'Умара, что Пророк ﷺ сказал: "Отдавайте Фитр за тех, кого вы обязаны содержать". ад-Даракъутни 2/141, аль-Байхакъи 4/161. Но ученые разошлись в достоверности этого хадиса. Имамы Ибн аль-'Араби, аз-Захаби, ан-Науауи и Ибн Хаджар назвали этот хадис слабым, а ад-Даракъутни сказал: "Правильно то, что эти слова принадлежать самому Ибн 'Умару, но не Пророку ﷺ". Однако некоторые имамы, среди которых шейх аль-Альбани, опирались на этот хадис и усиливали его достоверность другими подобными сообщениями. См. "Ируауль-гъалиль" 835. Также к этому мнению склонились ученые Постоянного комитета (аль- Ляджнату-ддаима). См. "Фатауа аль-Ляджна" 9/367. Что же касается имама Ибн Хазма, то он считал, что Фитр обязательно следует выплачивать и за плод, находящийся в чреве матери. Однако это мнение ошибочно, и никто из имамов о подобном не говорил. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: "Ученые единогласны в том, что за зародыша, находящегося в чреве матери выплачивать Фитр необязательно". См. "аль-Иджма'" 31. Что же касается известного и распространенного сообщения, которое приводит Ибн Абу Шайба, что 'Усман ибн 'Аффан давал Фитр за свою семью и даже за тех, кто находился во чреве, то оно слабое. См. "Ируауль-гъалиль" 3/330. Но даже если бы это сообщение и было бы достоверным, то максимум на что оно указывает, так это на дозволенность выплаты Фитра за зародыша, но никак не на обязательность. Абу Къиляба рассказывал: "Саляфы любили давать Фитр даже за детей, находящихся в утробах". Ибн Абу Шайба 3/173, Абдур-Раззакъ 5788. Иснад достоверный. Также ученые разошлись в вопросе, обязан ли выплачивать Фитр каждый мусульманин или только тот, кто соблюдал пост. Большинство ученых, среди которых и имамы четырех мазхабов считают, что выплачивать Фитр следует даже тому мусульманину, кто не соблюдал пост, как например больной или старый человек, неспособный соблюдать пост. Некоторые ученые считали, что выплачивать Фитр обязан только тот, кто соблюдал пост, поскольку в хадисе Ибн 'Аббаса сказано: "Пророк ﷺ предписывал закят аль-Фитр, как очищение для постящегося от пустых разговоров". Абу Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, ад-Даракъутни 2/138. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, имам Ибн Къудама, имам ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин, шейх аль-Альбани и шейх 'Абдуль-Къадир аль- Арнаут. Однако ответ на этот довод прост. Разве человек, который не пустословил во время поста Рамадана, исходя из этого, не обязан платить Фитр? Конечно же обязан. См. "Фатхуль-Бари" 3/364. Нет сомнения, что закят аль-Фитр искупляет прегрешения, допущенные во время поста, однако наличие прегрешений не является условием его выплаты. Более того в хадисе Ибн 'Умара сказано: "Пророк ﷺ вменил Фитр рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман". аль- Бухари 1503. Под словом "малый" подразумевается ребенок, а известно, что ребенок не обязан поститься. Если человек хочет выплатить Фитр за кого-либо, то он обязан известить его об этом и сделать это только с его разрешения, поскольку закят - это поклонение, при котором необходимо иметь намерение. Если же у человека нет возможности выплачивать Фитр, то на нем нет греха, и он не должен брать для этого в долг. Всевышний Аллах сказал: " |