Главная страница

Тексты к семинарским занятиям. Семинар 1 предпосылки философии в древней индии


Скачать 304.5 Kb.
НазваниеСеминар 1 предпосылки философии в древней индии
Дата23.12.2019
Размер304.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТексты к семинарским занятиям.doc
ТипСеминар
#101889
страница2 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Первые теории общества


Почти у каждого народа в древности имелись какие-то мифические представления о происхождении человека и общества. Обычно это история о неком прародителе человечества – например, о великане, из тела которого образовалась Вселенная.

В древнейшем сохранившемся тексте на эту тему, индийской священной книге «Ригведа», рассказывается о космическом первочеловеке Пуруше, которого боги рассекли на части. Глаза его стали Солнцем, уши – странами света и т.д. В том же ключе объясняется и кастовое деление общества: жрецы родились из уст Пуруши, воины – из его рук, земледельцы – из бедер, а люди низшей, нечистой касты – из ног.

Мифы учат, что все существа в мире связаны с человеком более или менее близким родством, и сама Вселенная по своей структуре подобна человеку или человеческому коллективу, общине. Подобные мифические представления именуются антропоморфными (от греч. ánthropos – «человек» и morphé – «образ, внешность»).

Первые философские теории о том, что такое общество и как оно должно быть наилучшим образом устроено, появились в Греции и Китае практически в одно время, во второй половине VI века до н.э. Конфуций всего на несколько лет старше Гераклита. Эти два мыслителя первыми принялись исследовать общественную жизнь методически – сквозь увеличительные линзы философских понятий о законе и порядке мироздания, о долге и справедливости, о природе мыслящего духа и смысле человеческого бытия.

Нравоучения Конфуция


Великий Учитель Кун родился в семье обедневших аристократов в государстве Лу, где в течение всей своей жизни служил чиновником невысокого ранга. В книге «Лунь юй» (по-китайски – «Изречения») учениками Конфуция собраны его отрывочные рассуждения, наставления и короткие нравоучительные диалоги.

Основой общественной жизни Конфуций считает ли – ритуал, этикет. Однако это понятие охватывает не только формальные правила поведения в обществе, которые мы называем «этикетом», но и более глубокие структуры человеческого бытия – нравственные нормы, особый склад мышления, отношение к жизни и к людям. По смыслу это ли приближается к западному понятию культуры.

Соблюдение ли подчиняет действия людей единому для всех порядку, делая общество прочным. Конфуций наставляет своего ученика Янь Юаня:

Не смотри на то, что чуждо ли,

Не внемли тому, что чуждо ли,

Не говори того, что чуждо ли,

Не делай ничего, что чуждо ли.

«Благородный муж», говорит Конфуций, отличается от остальных тем, что во всех жизненных ситуациях строго соблюдает ли. Умение удерживаться от эгоистических поступков, подчинить все свои действия и мысли общему для всех людей ли Конфуций называет «человечностью, гуманностью» (жэнь).

Иероглиф жэнь слагается из знаков «человек» и «два», выражая этим отношение между двумя людьми. Человек в философии Конфуция целиком и полностью существо общественное, не природное. А «благородный муж» – это качество человеческих отношений, высший тип отношения человека к окружающим людям, к обществу. Он призван служить примером человечности для простолюдинов, «мелких людей», которые ценят жизненные блага выше кодекса ли.

По сути Конфуций показал, чем человек отличается от других живых существ. Основой человечности (жэнь) является существование особой духовной реальности – ли, которая регламентирует общественную жизнь. Приобщаясь к этой реальности, подчиняя ей своё поведение, человек только и становится человеком в истинном смысле слова, становится по-настоящему «человечным».

«Быть человечным – значит победить себя и обратиться к ли... От тебя самого, а не от других, зависит обретение жэнь».

Человеком не рождаются, им становятся, учит Конфуций. Человечность не дана нам от природы вместе с органическим телом. Ее можно лишь вырастить, воспитать в себе, руководствуясь законом общественной жизни, каким является ли.

Однако Конфуций не смог дать сколько-нибудь удовлетворительного ответа на главный вопрос: как происходит и откуда берется ли? В этом вопросе ему приходится ссылаться на «волю неба», которую, по словам Конфуция, он постиг к пятидесяти годам. Как он ее, эту волю, узнал, «Лунь юй» умалчивает. Спрашивая себя, что такое знание, Конфуций с редким глубокомыслием изрекает:

«Считай знанием то, что знаешь, и считай незнанием незнание. Это и есть знание».

Ближе рассматривая правила жизни, относимые Конфуцием к составу ли, мы обнаруживаем в них очень мало оригинального. В большинстве своем это давным-давно известные человечеству истины – о послушании старшим и власть имущим, умеренности во всем и «золотой середине», терпимости и любви к ближнему... Наверное поэтому конфуцианство так прочно завладело умами, превратившись у китайцев почти что в религию.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта