Главная страница

Тексты к семинарским занятиям. Семинар 1 предпосылки философии в древней индии


Скачать 304.5 Kb.
НазваниеСеминар 1 предпосылки философии в древней индии
Дата23.12.2019
Размер304.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТексты к семинарским занятиям.doc
ТипСеминар
#101889
страница10 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Революционные утопии Просвещения


В течение последующих двух столетий у Мора нашлось немало последователей, среди которых выделялась фигура итальянского монаха-доминиканца Томмазо Кампанеллы. В книге «Город Солнца» (1602) он предложил собственный план построения идеального общества, во многом более последовательный, нежели план Мора. Кампанелла полностью устраняет семейные отношения, которые представляют собой разновидность отношений частной собственности; существенно урезает демократические начала и ограничивает правящую элиту несколькими десятками человек; еще больше усугубляет регламентацию всех форм человеческой деятельности, вдобавок наделяя правительство почти неограниченными репрессивными полномочиями.

Однако по-настоящему существенный сдвиг в утопическом мышлении произошел лишь спустя двести лет после выхода в свет «Утопии», с началом эпохи Просвещения, когда во главу угла встала идея политической революции, призванной на практике осуществить коммунистический идеал.

В начале XVIII века сельский священник Жан Мелье завершил работу над своим единственным сочинением, озаглавленным коротко – «Завещание». Рукопись нашли в его вещах и издали уже после смерти Мелье. Его проект коммунистического общества, состоящего из небольших локальных общин, не отличался особой оригинальностью – разве что Мелье, в отличие от Мора и Кампанеллы, в самых резких тонах осуждал религию, усматривая в ней орудие угнетения трудящихся.

Зато в качестве средств осуществления коммунистического проекта Мелье прямо и открыто рекомендовал вооруженное восстание и террор:

«Постарайтесь объединиться, – обращается он к людям труда, – чтобы окончательно стряхнуть с себя иго тиранического господства ваших князей и ваших царей: ниспровергните повсюду все эти троны несправедливости и нечестия, размозжите все эти коронованные головы, сбейте гордость и спесь со всех ваших тиранов и не допускайте, чтобы они когда-либо царствовали над вами».

Великая французская революция 1789 года благоприятствовала деятельности коммунистов, которые теперь приступили к практическому осуществлению своих программ. Их лидером стал Франсуа Бабёф, по прозвищу Гракх11. Он призывал якобинское правительство к проведению «аграрного закона», который наделял бы всех нуждающихся равными участками земли в пожизненное пользование (однако без права собственности), а впоследствии возглавил комитет, готовивший восстание и замышлявший установление диктатуры на период проведения реформ. Заговор был раскрыт, а Бабёф казнен на гильотине в мае 1797 года. Однако в следующем веке его дело нашло немало продолжателей в разных странах.

Природа утопического мышления


Утопическое мышление есть, вообще говоря, мышление абстрактное. Слово abstractus означает по-латински «отделённый», «изъятый». Абстракции образуются в результате того, что мы рассматриваем ту или иную сторону или черту предмета отдельно от прочих его сторон.

Если, к примеру, мы судим о встретившемся человеке по его внешности, отдельному поступку, интонации или жесту, наше суждение является абстрактным. Нередко впоследствии оказывается, что это первое абстрактное суждение было вполне справедливым. «Только поверхностный человек не судит по внешности», – остроумно заметил некогда Оскар Уайльд. Хорошая абстракция позволяет по одной отдельно взятой детали верно понять самую суть предмета или события. Важнейшие абстракции принято отмечать эпитетом «идеальный»: идеальное число, идеальный газ, идеальный кристалл.

Всякая утопия имеет своим содержанием те или иные реальные черты общественной жизни, которые она рассматривает в идеально-чистом виде. Утопия изображает эти черты так, как если бы они действительно могли существовать отдельно от всех прочих элементов данного общества. Утопическое мышление, словно изогнутое зеркало, резко преувеличивает, гипертрофирует одни стороны реальности, а другие предполагает несуществующими.

В общем, утопия – это изображение какой-либо отдельной стороны наличных общественных отношений в качестве идеальной и всеобщей формы человеческого общества.

Коммунисты не выдумали тот общественный строй, который описывали. Совместный труд и коллективная собственность на предметные условия труда и его продукты реально существуют во всяком обществе. Они существовали не только во времена Мора, но и задолго до возникновения частной собственности.

Взять, к примеру, отношения внутри самой обычной семьи. Конечно, частная собственность давно успела наложить свой отпечаток и на семейные отношения, однако коллективный труд по-прежнему лежит в их основе и определяет прочность семьи. В масштабах же всего общества непосредственно-общие формы труда и собственности практикуются, по преимуществу, в области науки и высоких технологий (например, проект Open Source у программистов).

В коммунистических утопиях эти же, наличные формы коллективной деятельности людей, взятые абстрактно, идеализируются и распространяются на общество в целом, только и всего. Однако разве они не могут распространиться на все общество реально, в ходе дальнейшей истории человечества? Почему нет?

Когда-то, скажем, товарные отношения тоже были в человеческом обществе всего лишь случайным, эпизодическим явлением, а функцию денег выполняли шкуры зверей или морские раковины. Только с формированием капиталистического общества товарные отношения стали всеобщей и универсальной формой человеческого общения. И хотя, по-видимому, в настоящее время товарные отношения – самая эффективная форма экономической деятельности, это, конечно, отнюдь не идеальная форма человеческого бытия.

В классической художественной литературе частная собственность подверглась критике еще более острой и впечатляющей, чем у всех теоретиков коммунизма вместе взятых. Достаточно вспомнить пушкинского Скупого Рыцаря или уродливых персонажей «Мертвых душ». А взять такую форму наличного бытия частной собственности, как деньги! «Ведь нет у смертных ничего на свете, что хуже денег...», – заметил еще Софокл, великий древнегреческий трагик («Антигона»). «Металл проклятый прочь! Ты, шлюха человечества...», – бранился герой Шекспира («Тимон Афинский»).

Теоретики коммунизма мечтали о ликвидации частной собственности, однако их теории так и остались утопиями. Не потому, что они были неосуществимы практически; история ХХ века показала, как легко самые грубые и неразумные утопии претворяются в жизнь. Писатели-коммунисты с поразительной точностью предугадали многие черты общественной жизни в странах «социалистического лагеря». Однако даже если бы им удалось в деталях описать структуру реальных социалистических обществ, их теории все же и тогда остались бы утопиями в прямом смысле этого слова, потому что они не понимали природы того общественного строя, который описывали. Реформы, в которых коммунисты видели избавление человечества от власти частной собственности и которые, по их замыслу, должны были привести общество к благоденствию, обернулись миллионами человеческих жертв и деградацией экономики.

И все-таки эти неудачные опыты не могут считаться окончательным приговором суда истории. Быть может, труд и собственность еще вернут себе ту непосредственно-общую форму, которую они имели в начале человеческой истории? Ответ на этот вопрос следует искать не в собственном воображении, как это делали авторы утопий, а в исследовании реальных общественных отношений, в первую очередь отношений экономических. И во всяком случае, это зависит не от воли и желания людей – отдельных личностей, партий или даже общественных классов, – а от вполне объективных условий, о которых дальше нам еще представится случай поразмыслить.

1 Строка из гомеровской «Илиады».

2 Патриархальный (от греч. patriarches – глава рода), восходящий к древнему завету отцов.

3 Конформизм (от позднелат. conformis – подобный, одинаковой формы), приспособление своего поведения и образа мыслей к общепринятому порядку или мнениям.

4 Мизантропия (греч. misanthropia), ненависть к людям.

5 Американский государственный деятель и ученый, один из отцов трудовой теории стоимости в политической экономии.

6 Британский палеоантрополог. Мировую славу ей принесли раскопки «обитаемых горизонтов» первобытного человека, названного homo habilis (человек умелый), в ущелье Олдувай (Танзания).

7 Выражением res publica (дословно: «общественное дело») принято было переводить на латинский язык греческое слово politeia, давшее имя диалогу Платона.

8 Alter ego (лат.) – второе я.

9 В связи с этим вспоминаются коллективные поездки «на картошку», с помощью которых в советские времена восполнялась нехватка рабочих рук в сельском хозяйстве, а в коммунистической перспективе – «стиралась грань» между городом и деревней.

10 Эгалитаристы (от франц. égalité – равенство), сторонники всеобщего социального равенства.

11 По имени римских трибунов, братьев Тиберия и Гая Гракхов, выступавших за проведение уравнительных земельных реформ во II в. до н.э. Оба были убиты своими политическими противниками.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта