Главная страница

Тексты к семинарским занятиям. Семинар 1 предпосылки философии в древней индии


Скачать 304.5 Kb.
НазваниеСеминар 1 предпосылки философии в древней индии
Дата23.12.2019
Размер304.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТексты к семинарским занятиям.doc
ТипСеминар
#101889
страница8 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Платоновская Республика7


Ученик Сократа Платон взялся доказать, что в идеально устроенном государстве жизнедеятельность индивида должна подчиняться всеобщим целям и руководствоваться единой для всех людей идеей справедливости. Под «государством» тут понимается не просто институт управления, а сумма или, вернее, констелляция самых разнообразных экономических, языковых, политико-правовых, нравственных, художественных, религиозных, бытовых и вообще всех принятых ценностей и норм, которые регламентируют поведение человека в обществе.

Эти всеобщие ценности и нормы – Платон зовет их идеями – человек застаёт готовыми уже при своем рождении. Они действительно первичны по отношению к индивиду. Погружаясь с самого своего рождения в этот мир идей, усваивая их и превращая в формы своей деятельности, живое существо вида homo со временем преобразуется в homo sapiens, в человека разумного.Ценность человеческой личности измеряется тем, в какой мере ей удалось усвоить эти идеи и развить их дальше.

В знаменитом диалоге Платона «Государство» (Politeia) ставится и решается вопрос о том, что же такое справедливость. Далее Сократ, главный персонаж большинства платоновских диалогов, руководствуясь идеей справедливости, рисует воображаемый общественный строй, который наилучшим образом отвечал бы этой идее.

Мы привыкли связывать справедливость с понятием равенства, равных для всех людей возможностей проявить себя, добиться успеха в жизни. Это представление сделалось общепринятым в эпоху Просвещения, в XVIII веке. Для Платона справедливость – нечто совсем другое. Природа создала людей неравными, замечает он. Одни в наибольшей мере наделены от природы умелыми руками, другие мужеством, третьи разумом и нравственными добродетелями, поэтому всякое равенство между неравными по природе людьми Платон счел бы вопиющей несправедливостью. Справедливость не в равенстве, а в том, чтобы правильно, по достоинству оценить, что преобладает в душе человека – железо или медь, серебро или золото, как образно изъяснялся Платон.

Основу общественного бытия Платон усматривает в разделении труда. Дело в том, что наши потребности очень разнообразны, и ни один человек не в состоянии удовлетворить их все самостоятельно. Поэтому всякий индивидуум вынужден обращаться за помощью к другим. Из взаимной потребности людей друг в друге и возникает, по мнению Платона, такая форма общественной жизни, как город (polis).

«Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих... Когда один из нас привлекает других либо для той, либо для иной потребности; когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих сообщников и помощников: тогда это сожитие получает у нас название города».

Каковы же основные потребности всякого человека? Во-первых, это, конечно, физиологические потребности человеческого тела, а во-вторых – потребности общества в целом, которые, в свою очередь, распадаются на два класса: защита от врагов и управление государством.

Для полноценного удовлетворения каждого вида потребностей необходимы особые умения и навыки. Лучше всего со своим делом справляется тот, кто в течение всей жизни упражняет какое-либо одно умение, утверждает Платон. В совершенном обществе всякий должен заниматься своим прямым делом и не имеет права вмешиваться в дела, выходящие за рамки его профессиональной компетенции.

Платон не устает повторять, что «многоделание» для общества – худшее из зол, и в перспективе ведет к неизбежной гибели государства. Идея справедливости заключается в том, чтобы всякий занимался только тем, к чему он по своей природе более всего способен.

«Мы положили, что из дел в городе каждый гражданин должен производить только то одно, к чему его природа наиболее способна... Это делание своего, вероятно, и есть справедливость».

Стало быть, идея справедливости требует разделения всех граждан на три основных сословия в соответствии с тремя видами потребностей: работники, воины и правители.

Труд работников (к числу которых Платон относит земледельцев, ремесленников и торговцев) призван удовлетворить потребности всего общества в предметах быта, пище, одежде, жилье.

Об этом сословии Платон говорит очень мало, практически не предлагая никаких реформ в экономике. Он только всячески настаивает на том, что представителей сословия работников нельзя и близко допускать к управлению полисом. Демократия, власть некомпетентного в делах управления большинства общества, в конечном счете неминуемо оборачивается своей противоположностью – диктатурой одного, убежден Платон.

«Сократ. Разве в таком <демократическом> государстве свобода не распространится неизбежно на всё? Она проникает, мой друг, и в частные дома, а в конце концов неповиновение привьется даже животным... Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство».

В самом деле, демократическое общество крайне нестабильно: в те времена демократии нигде не существовали дольше двух-трех столетий, тогда как история некоторых восточных империй уже исчислялась тысячелетиями. Египетский кастовый строй поэтому казался Платону очень привлекательным. Правда, он не считает разумным распределять людей по сословиям по праву рождения, как это было принято у египтян, а предлагает воспитывать всех детей совместно с самого раннего возраста, так, чтобы даже родители не могли знать своего ребенка. Нравственные и физические задатки, характер и склонности детей – таков для Платона критерий того, к какому сословию они могут быть причислены. С этой целью дети подвергаются разнообразным физическим, нравственным и интеллектуальным испытаниям.

Примером касты воинов, обучаемых своему ремеслу с раннего детства, очевидно, были спартанцы. В то время спартанская армия не знала поражений на суше и не так давно одержала верх в многолетней войне с Афинами.

Правителями же в платоновском государстве-полисе призваны быть философы – «те, кто любит созерцать истину».

«Пока философы, – пишет Платон, – не станут царями или цари и властители сего мира не проникнутся духом и силой философии, пока государственная сила и философия не совпадут в одно..., до тех пор ни города, ни даже, полагаю, весь род человеческий вовек не избавятся от зол».

Однако любовь к истине и воля к власти плохо уживаются в одном человеке. В истории Европы едва ли не единственный пример сочетания высокого философского дарования и успешного управления страной дал римский император-стоик Марк Аврелий, живший в начале новой эры. Правда, в греческих колониях существовал обычай поручать знаменитым философам создание свода законов для своего полиса; а сам Платон на исходе лет писал обширный диалог «Законы», от которого берет начало классическая европейская юриспруденция. Так что косвенно философы иногда все же могли влиять на политические дела.

Правители и воины не имеют права владеть имуществом или вступать в брак (между прочим, женщины, по мнению Платона, могли быть приняты в сословие правителей-философов наравне с мужчинами). У них, как у истинных друзей, все должно быть общим – нет никакой частной собственности, которая мешала бы служить своему делу и идее справедливости.

Представителям этих двух высших сословий рекомендована простая и однообразная пища, регулярные физические упражнения и минимум развлечений. Поэзия (в том числе сочинения Гомера), некоторые виды музыки, драматургия и театральные представления в платоновском полисе подлежат запрету.

Ирония истории в том, что сам Платон заработал у потомков репутацию философа-поэта, а драматурги по сей день учатся своему искусству на платоновских диалогах. Наверное, первой жертвой своей утопии, воплотись та на практике, стал бы сам Платон, – резонно заметил в своей «Истории цивилизаций» Уилл Дюран.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта