Главная страница

Тексты к семинарским занятиям. Семинар 1 предпосылки философии в древней индии


Скачать 304.5 Kb.
НазваниеСеминар 1 предпосылки философии в древней индии
Дата23.12.2019
Размер304.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТексты к семинарским занятиям.doc
ТипСеминар
#101889
страница5 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Общество и личность


«Общество», в простейшем значении этого слова, есть общая связь людей, система человеческих взаимоотношений.

«Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» [Маркс: Экономические рукописи 1857-1859 гг.]

Это определение, конечно, еще слишком абстрактное. Из него пока не ясно, каковы именно те отношения, которые превращают простое множество людей в «общество». Для того чтобы понять общественные отношения конкретно, требуется выяснить, чем отличются отношения человека к человеку от взаимоотношений всех прочих живых существ.

В животном и растительном мире правит органическая потребность – индивидуальная (инстинкты самосохранения) или коллективная (инстинкт продолжения рода). «Органической» эта потребность называется потому, что она «зашита» природой в структуру живого тела и передается через поколения вместе с генами.

Отношениями человека к человеку управляет общественный интерес. Он заставляет человека выполнять множество операций, которые являются биологически нецелесообразными и которым наши тела поначалу всячески сопротивляются, – от ходьбы на двух конечностях до игры на скрипке или чтения учебника по философии.

Веления долга или совести у человека нередко убивают даже инстинкт самосохранения. В мировой истории и художественной литературе масса примеров того, как человек приносит себя в жертву ради идеалов, в которых представлен высший, общественный интерес. Сократ, Иисус Христос, Джордано Бруно считаются героями духа, и на их примере общество столетиями воспитывало своих граждан.

Французский философ XIX века Огюст Конт придумал термин «альтруизм» (франц. altruisme, от лат. alter – другой) для обозначения бескорыстной заботы о благе других людей. Альтруист – человеческий тип, прямо противоположный эгоисту (от лат. ego – я), человек, целиком и полностью отдавший себя служению обществу, интересам «рода человеческого».

Общественный интерес передается из поколения в поколение совершенно иначе, чем органическая потребность. Его «инструкции» записаны не в живом теле человека, а в предметах культуры. Поэтому все без исключения чисто человеческие нормы поведения диктуются культурной средой, в которую с рождения погружается органическое тело ребенка.

Орудиями, при помощи которых действует общественный интерес, являются не гены, а знаки. Общество правит индивидом посредством знака – слов, денежных знаков, символов. К числу последних относятся различные атрибуты власти, знамя и герб, признаки принадлежности к какому-либо сословию, этносу, профессии и тому подобные вещи.

Знак – это искусственный посредник в отношениях между людьми. Любой предмет, который втягивается в сеть общественных отношений, немедленно обретает некое значение, которого в природе он не имел. Камень и кость становятся орудиями труда, серебро и золото – деньгами, огонь – домашним очагом и божеством... Даже недосягаемые звезды тут превращаются в зодиакальные знаки, в компас и календарь. Элементарное общественное отношение имеет структуру: человек – знак – человек.

Всякая вещь, созданная человеком для человека, скрывает в себе микропрограмму деятельности с этой вещью, метод ее изготовления и применения в интересах людей. Обычный нож, игла или лопата не просто орудия труда, но также и «записанные» в предметной форме (опредмеченные) схемы человеческой деятельности – разрезания, шитья, копания. Это воплощенные в природном материале технологии человеческой деятельности.

Овладевая этими общественными технологиями и применяя их, человек преобразует не только окружающий мир, но и самого себя, собственную «натуру». В нем формируются и развиваются человеческие способности и он самоутверждается как общественное существо – как личность. Качественно изменяются его взаимоотношения с людьми. Если же ему удается создать нечто значимое для всех, общезначимое, тогда изменяется все общество в целом.

Общество – категория историческая. Общественная связь позволяет тебе вступать в прямое деятельное общение не только с «ближними», но также и с «дальними» – со всеми теми, кто оставил предметный след в общественной жизни, и с теми, кто когда-нибудь воспримет от тебя нечто значимое, воспользуется предметами, в которых ты запечатлел свою личность. История человеческого общества, в отличие от истории животных и растений, представляет собой не генетическую, а предметную связь поколений.

Общественные отношения всегда завязываются вокруг созданных трудом человека предметов. Каков предмет, таковы и сами эти отношения.

Элементарной частицей общества является человеческая личность – своеобразный «узелок» в многомерной сети общественных отношений. В эту сеть, помимо человеческих тел, попадает бесчисленное множество самых разных вещей и явлений природы, которые представляют какой-либо общественный интерес. И каждая новая вещь превращается в еще одну культурную «нить», связывающую человека с человеком.

Взятые вместе, эти предметы-нити, сделавшиеся посредниками в отношениях между людьми, образуют «неорганическое тело» человека. Это и земля с ее ископаемыми, водная и воздушная стихии, небесные тела, – словом, все природные вещи, так или иначе втянутые в орбиту человеческой жизнедеятельности, все, чего коснулась рука человека, что занимает его чувства или разум.

Термин «неорганическое тело человека» предложил Маркс. Он писал о «практической универсальности человека..., которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственным жизненным средством для человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое тело человека» [Экономическо-философские рукописи 1844 года].

Важнейшие схемы поведения животных, инстинкты, записаны природой в хромосомах и передаются им по наследству вместе с органическим телом. Животное не в силах изменить их ни на йоту, так же, как компьютер не может изменить зашитую в его микросхемах программу. Требуются миллионы лет эволюции и бесчисленные мутации, чтобы инстинктивная программа жизнедеятельности претерпела сколько-нибудь существенное изменение.

А вот программы человеческого поведения людям не врождены, не даны им от природы вместе с органическим телом. Общество записывает и хранит «гены» человеческой личности в своем неорганическом теле. Это бесконечно более ёмкая и гибкая структура для хранения и передачи наследственной информации, чем хромосомы органического тела человека. Практически любую вещь или явление природы человек может превратить в рукотворную «хромосому», хранящую в себе информацию о его личности, о программах его мышления и поведения.

За сотни тысяч лет существования человеческого общества инстинкты у человека мало-помалу слабели, стирались. Они вытеснялись и подавлялись негенетическими, культурными программами жизнедеятельности или, по меньшей мере, принимали культурные формы. Новый, знаковый способ записи, хранения и передачи наследственной информации оказался более эффективным, чем генетический. Что и позволило человечеству занять доминирующее положение в природе.

Живя в обществе, окруженный предметами культуры, индивид волей-неволей, поначалу совершенно бессознательно, перенимает заключенные в этих предметах схемы человеческой деятельности. Великий русский психолог Лев Выготский (1896-1934) говорил о том, что все без исключения чисто человеческие функции и схемы деятельности вращиваются в тело ребенка в процессе общения с другими людьми. Ровно в той мере, в какой человек их усваивает и усовершенствует далее, он и превращается в личность.

Изменяя внешнюю среду своего обитания и создавая предметы культуры, человек тем самым изменяет программы своего поведения, изменяет собственный образ жизни. В технологии «программирования» своей жизнедеятельности с помощью внешних, культурных вещей заключается огромное и самое главное преимущество человеческого рода перед остальными живыми видами – его свобода.

Всякий раз как человек изменяет внешнюю природу, изменяется и сам человек, усовершенствуется общий для всего человечества «генотип» homo sapiens. Вот почему структура человеческой личности меняется в тысячи раз быстрее, чем устройство ее органического тела.

Кроманьонский человек, живший около 40 тысяч лет назад, практически не отличался от нас в физиологическом отношении. По меркам генетической эволюции, это ничтожный срок. А как радикально поменялись за это время человеческое общество и личность! Объяснить эту историческую перемену законами генетики – дело совершенно невозможное.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта