Главная страница

Тексты к семинарским занятиям. Семинар 1 предпосылки философии в древней индии


Скачать 304.5 Kb.
НазваниеСеминар 1 предпосылки философии в древней индии
Дата23.12.2019
Размер304.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТексты к семинарским занятиям.doc
ТипСеминар
#101889
страница7 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Индивидуальность и личность


Индивидуальность вещи – это сумма ее отличительных особенностей, то, что делает эту вещь уникальной и неповторимой. Известно, что во Вселенной не существует хотя бы двух совершенно одинаковых вещей. Всякий человек, разумеется, тоже индивидуален. От природы ему досталось бесчисленное множество индивидуальных черт, вроде формы черепа, папиллярных линий или цвета глаз. Однако далеко не все природные свойства человеческого тела относятся к составу личности. Личность человека сказывается, выражает себя лишь в некоторых из них. Ко всем прочим она остается безразличной. Но как определить, относится ли та или иная индивидуальная особенность человека к его личности или нет?

Если согласиться, что личность рождается в обществе и является частицей, «атомом» общественного бытия, то, следовательно, к составу личности относятся те индивидуальные черты человека, которые значимы для общества. Причем это могут быть и чисто природные особенности индивида, и его благоприобретенные в течение жизни умения или привычки.

К примеру, для оперного певца природный тембр голоса является характеристикой личности, притом исключительно важной; для боксера существенное значение имеет длина рук, вес и тому подобные природные факторы. Личность Сократа выражалась не только в его остроумии, но и во всем его внешнем облике, нередко служившем предметом насмешек, – некрасивое лицо, лысая и шишковатая голова, излишне грузная фигура.

Именно отношение со стороны людей, общества к тем или иным индивидуальным чертам решает, относятся они к составу личности или же нет.

Личность человека тем значительнее, чем мощнее ее воздействие на другую личность, а в конечном счете на историю всего человечества. Иногда личность продолжает оказывать колоссальное воздействие на формирование многих поколений личностей даже спустя тысячелетия после смерти ее органического тела. Такая личность продолжает жить в ином качестве в миллиардах своих культурных (негенетических) потомков и по праву называется гениальной.

Гении – такие, как Гомер и Шекспир, Цезарь и Наполеон, Будда и Христос, Галилей и Эйнштейн, – радикально меняют образ жизни людей. Они создают совершенно новые и более эффективные схемы человеческой деятельности, запечатлевая их в своих вероучениях и научных теориях, в формах государственного устройства и политико-правовых документах, в виде машин и архитектурных сооружений...

Сказанное справедливо не только для гениев, но, пусть в меньшей мере, и для простых смертных. Каждый из нас, создавая что-нибудь новое, любую полезную или, напротив, вредную для других людей вещь, тем самым влияет, положительно или негативно, на формирование их личностей и в какой-то мере изменяет ход истории человечества. Эта мера влияния любого человеческого поступка на ход всемирной истории может быть исчезающе малой, бесконечно малой, но все же она не равна нулю.

При всех индивидуальных различиях людей у них одна и та же, общая сущность. Это то, что делает нас людьми, связывает в одно исторически конкретное целое – в общество. Общество – реальность чрезвычайно сложная и разносторонняя, каждый человек занимает в нем особую, уникальную нишу, в каждом по-разному выражается и «преломляется» единая для всех людей общественная природа. Именно эта неповторимая особенность бытия общественной сущности «внутри» каждого индивидуума, социальное «измерение» каждой нашей мысли или поступка, и называется, в строгом и точном смысле слова, личностью.

Семинар № 4

Идеальное государство


В V веке до н.э. греческое общество переживало свой наивысший расцвет. Вместе с тем в это время до крайности обостряется столкновение двух диаметрально противоположных норм общественной жизни – индивидуализма и коллективизма. В экономике частная собственность вытесняет и разрушает собственность общинную. Слабеют и рвутся связи, тысячелетиями накрепко связывавшие людей в одно целое, – чувство кровного родства, мораль и традиции предков, религиозная вера. Их вытесняет и замещает одна, универсальная форма общественной связи – деньги.

Личность противопоставляет себя, свои частные интересы интересам коллектива, своего полиса. Раннее сплоченное общество превращается в поле битвы частных интересов, где каждый сам за себя и эгоистические цели ставятся выше общих, общественных целей и потребностей. Общественное «тело» мало-помалу распадается на «атомы».

Философская постановка проблемы


В чисто логическом виде греческие философы формулировали проблему отношения индивидуума и общества так: что первично – частное или общее, целое как таковое или же те отдельные элементы, из которых оно состоит? За этой, вроде бы, абстрактной постановкой проблемы скрывался острейший социальный конфликт того времени, да и нашей эпохи тоже: чей интерес, чье право выше – отдельной личности или же общества в целом?

Софисты, первые в истории человечества платные преподаватели-профессионалы, учили, что отдельная человеческая личность есть наивысшая ценность.

Сократ, напротив, отстаивал взгляд, согласно которому благо общества превыше интересов отдельного человека. Смысл человеческой жизни заключается в служении обществу и в тех реальных делах, которые значимы для других людей.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта