Главная страница

Тексты к семинарским занятиям. Семинар 1 предпосылки философии в древней индии


Скачать 304.5 Kb.
НазваниеСеминар 1 предпосылки философии в древней индии
Дата23.12.2019
Размер304.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТексты к семинарским занятиям.doc
ТипСеминар
#101889
страница6 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Как рождается личность


Возможны, в сущности, только два ответа на вопрос о возникновении личности: либо она врождена человеку, либо откуда-то извне вселяется в человеческое тело.

Немало ученых держатся мнения, что личность достается человеку от предков по наследству, вместе с генами. Считается врожденной человеческому телу. Ребенок появляется на свет уже личностью, только пока еще неразвитой.

Так дуб появляется на свет в виде небольшого желудя, который совсем не похож на дуб, но в его генетическом коде уже «записан» будущий облик дуба. Конечно, в дальнейшем очень многое зависит от внешней среды – почвы, климата и просто случайного стечения обстоятельств. Тем не менее генетически желудь и дуб – это одно и то же растение.

Обществу в этой теории происхождения личности отводится роль внешней среды, так сказать, «почвы», в недрах которой развивается (но не возникает!) человеческая личность. Возникновение личности считается биологическим процессом и совершается по законам генетики, а в обществе затем происходит «социализация» этой, от природы доставшейся человеку, личности.

В эту теорию нет смысла глубже вникать в книге по философии, да и биологам пока что не удалось найти гены личности (если таковые вообще существуют). Противники генной теории возникновения личности желчно замечают, что искать личность в генах – все равно что разгадывать тайну улыбки Джоконды, анализируя химический состав холста и красок, которыми писал ее Леонардо.

Предположим теперь, что в теле человека, доставшемся ему от природы, никакой личности нет. Значит, она поселяется в нем откуда-то извне. Но откуда? Если оставить в стороне разного рода мистические доктрины о переселении душ или чудесном даре Господа Бога, останется, по-видимому, всего один возможный ответ: личность формируется в теле ребенка другими людьми, обществом. Стало быть, возникновение личности – процесс чисто социальный, совершающийся согласно законам общественной жизни, законам истории человечества. А законы генетики тут не при чем.

В таком случае «гены» личности надо искать не внутри человеческого тела, а внутри общества. Тело не первоисток и прообраз личности, а лишь сырой материал, из которого общество «лепит» человеческую личность.

Этот материал, разумеется, обладает разными природными свойствами, которые заданы ему генетически. Например, темперамент. От природы одни живые существа флегматичны, другие энергичны, у третьих это зависит от обстоятельств. Мозг у людей работает с разной интенсивностью, чувства бывают более или менее острыми и т.д. Эти природные свойства тела, безусловно, сказываются на качестве человеческой личности, так же как химические свойства красок сказываются на качестве живописного изображения. Однако всё это только природные предпосылки, условия возможности личности.

Так, золото еще не есть деньги, а лишь предпосылка возникновения золотой монеты. Природа денег иная, чем природа золота: первая – чисто экономическая, т.е. общественная, а вторая – химическая. Равным образом в теле, подаренном человеку природой, никакой личности нет; обществу еще только предстоит отчеканить из этой частицы живой плоти полновесную «монету» личности.

Личность – чисто общественная единица, существо социальное на все сто процентов. В ней нет ни одного атома биологической субстанции. Это подтверждается тем, с каким трудом человеческое тело учится ходить, говорить, держать ложку или карандаш, сдерживать свои природные инстинкты, т.е. выполнять самые элементарные требования, предъявляемые обществом к человеческой личности. Живое тело всячески сопротивляется, не желая впускать в себя личность, поэтому мы восхищаемся тем, как свободно владеет своим телом дирижер, акробат или, скажем, йог.

Таким образом, акт рождения личности ни в коей мере не совпадает с днем физического рождения человека. Ребенок, еще находясь в утробе матери, включается в мир культуры, однако поначалу включается только пассивно: родители и все другие люди уже относятся к нему по-человечески, а он ведет себя просто как живое тело. Личностью ребенок становится только тогда, когда начинает активно совершать те действия, которые ранее совершали по отношению к нему другие люди, – когда он превращается в субъекта общественной деятельности.

Кроме этих двух логически чистых решений проблемы возникновения личности, встречается еще третья, компромиссная точка зрения, очень распространенная в научно-популярной литературе и всякого рода учебниках. Их авторы, желая примирить сторонников генетической и социальной теорий личности, ведут речь о ее двойственной, биосоциальной природе.

И вправду, к чему спорить, впадая в крайности? Не лучше ли остановиться на золотой середине, признав относительную правоту обеих партий? В итоге личность превращается в своеобразного «кентавра», составленного из двух совершенно разных по своей природе половинок. А вопрос: где же все-таки впервые рождается человеческая личность, в хромосомах или в обществе? – становится совершенно неразрешимым. Не может ведь личность, одна и та же, родиться в разное время и в двух разных «местах». И законы биологии совсем иные, нежели законы общественной жизни. Так какие из них управляют актом рождения личности?

Эти чересчур острые вопросы авторы-миротворцы стараются, по возможности, обходить стороной. Их главный аргумент прост, как апельсин: раз в человеке имеется и социальное, и биологическое, к чему разрывать эти два аспекта, нарушая конкретную целостность личности, а тем более противопоставлять их? Не лучше ли признать их равноправными?

Стоит прибавить, что в человеке имеется не только социальное и биологическое, но также молекулярное, атомное и квантовое. Добрая половина таблицы Менделеева и элементарные частицы нескольких разновидностей. Непонятно, почему сторонники биосоциальной теории игнорируют всё это богатство личности, ограничивая ее природу лишь двумя аспектами. Логичнее было бы считать природу личности био-социо-физико-химической.

Мы примем и детальнее рассмотрим вторую теорию, согласно которой личность рождается в обществе. Это замечательное событие случается, когда физиологическое формирование тела ребенка давным-давно уже началось. Природа доставляет лишь подходящее «сырье», материал, которому общество придает тот или иной конкретный человеческий образ, облик личности. В теле, подаренном человеку природой, никакой личности нет совсем. Так же, как в кирпиче нет и намека на замысловатую форму готического собора, который из такого вот кирпича предстоит построить.

Личность рождается на свет в тот самый миг, когда ребенок совершает свой первый общественно значимый поступок – продиктованный не телом или природной психикой, а теми нормами культуры, что приняты в человеческом обществе. И масштаб личности измеряется лишь культурной ценностью ее деяний.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта