Главная страница
Навигация по странице:

  • Аннотация

  • Устинов Леонид Юрьевич

  • Доклад. Семинара Первые шаги в науке исследовательская работа молодого учёного


    Скачать 2.65 Mb.
    НазваниеСеминара Первые шаги в науке исследовательская работа молодого учёного
    АнкорДоклад
    Дата09.11.2022
    Размер2.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаnom-n3-78_1_7.doc
    ТипСеминар
    #779188
    страница6 из 55
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

    Специфика гуманитарного знания: культурологический аспект


    В русле гуманистической позиции субъектное развитие

    человека-деятеля обусловливается его подлинно социальной

    потребностью в духовном самосовершенствовании.

    С.П. Иванов
    Аннотация: В настоящей статье рассматривается культурологический аспект гуманитарного знания.

    Ключевые слова: гуманитарное знание, культурологический аспект, художественное творчество, гуманитарная культура.

    Реализация гуманистических принципов в современном пространстве культуры самым непосредственным образом связана с гуманитарной культурой личности, определяющей возможность духовной коммуникации, возможность создания «струн общности» (Л.Л. Надирова), того пространства соучастного бытия, к созданию которого призывал в своих работах М.М. Бахтин. Что же мы вкладываем в понятие «гуманитарная культура»? Что определяет специфику гуманитарного знания? Насколько гуманитарное знание сегодня способствует рождению «струн общности»? Очень важен поиск ответов на эти вопросы сегодня, когда ситуация глобального цивилизационного кризиса требует поиска путей духовной коммуникации, путей осуществления универсального диалога во всех звеньях социума.

    Вопрос специфики гуманитарного знания был глубоко разработан в философии неокантианства на рубеже XIX – XX веков Вильгельмом Виндельбандтом и Генрихом Риккертом. Философы показали, что различие предметов естественных и гуманитарных наук влечет за собой специфику методов, применяемых в этих видах знания, а также различия в оценке их достижений. Природа для нас есть нечто внешнее и чуждое, никак не зависящее от нашего отношения к ней, ее явления, в свою очередь, равнодушны по отношению к нам. Сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение, это основной метод естественных наук. Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Явления духа даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, имеющие к нам непосредственное отношение, поэтому они подлежат не столько объяснению, сколько пониманию.

    По мнению А.С. Запесоцкого, мир гуманитарной культуры — это рефлексируемый срез человеческого опыта и бытия, содержащийся в языке, традициях, преданиях, то есть в «текстах» культуры. Исследователь убежден, что развитые формы человеческого самосознания, вырабатывая идеальные представления о должном и опредмечиваясь в формах гуманитарной культуры (религия, философия, искусство, нравственность), становятся надличностной системой регуляции отношений человека к миру, другим людям, самому себе. В этом чрезвычайно точном определении отражена связь гуманитарной культуры, как некого внешнего предмета по отношению к личности, с внутренним миром человека.

    В свете данного определения, рассматривая роль гуманитарной культуры в формировании духовной коммуникации, представляется необходимым проанализировать связь гуманитарной культуры, выраженной в форме философского знания, с теми смыслами и ценностями, которые складывались в художественном творчестве той или иной эпохи. Такой подход обусловлен тем, что мы рассматриваем художественное творчество как результат личностного отношения к культурным ценностям своего времени.

    Здесь мы берем за основу трактовку художественного творчества, обозначенную в работе М.С. Кагана «О понятии «Гуманитарная культура» и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества», который считает, что искусство занимает особое в гуманитарной культуре, как одно из многообразных способов художественного освоения человеком мира. Место это определяется тем, что искусство является уникальным инструментом культуры, с помощью которого человек воспроизводит самого себя, и, тем самым, расширяет свое жизненное пространство, дополняя свой реальный жизненный опыт иллюзорным опытом жизни в художественной реальности. Из этого автор делает вывод, что искусство гуманитарно по своей природе, ибо непосредственно участвует в процессе «очеловечивания человека».

    Идея единства истины, добра и красоты как сущности гуманитарной культуры личности содержится еще в античной философии, в учениях Платона, Аристотеля, Плотина. В платоновском диалоге «Тимей», где описано сотворение мира, красота видимого мира признается отражением и образом идеальной красоты, которая есть выражение высшей разумности и всеблагости создателя, пожелавшего сотворить прекрасный космос. Средневековый комментатор «Тимея» (IV в) указывает на единство истинного, благого и прекрасного, определяя их как различные свойства одного совершенного существа, творца видимого мира, в котором они отражены.

    Важным источником формирования гуманитарной культуры личности от глубокой древности было Писание. Комментируя Библию, средневековые мыслители в ней находят подтверждение идеи единства истины, добра и красоты как атрибутов единого бога. В книге Бытия говорится о том, что создав мир, творец увидел, что созданное им – хорошо, а в Книге Премудрости Соломона утверждается, что мир создан согласно числу, весу и мере, откуда и происходит его гармония и красота. Книга Бытия с первых веков христианства и до экзистенциалистов века XIX была источником этических рассуждений, а из Книги Премудрости Соломона, через комментарии Августина (IV в), выросла средневековая эстетика. Рассуждения средневековых философов о добром и прекрасном, их различии и общности, вырастают из комментариев к греческому трактату «О божественных именах» Псевдо-Дионисия, написанному в IV – V вв неизвестным автором под именем первого епископа Афин Дионисия Ареопагита. Согласно ему, добро и красота, наряду с другими, есть божественные имена, которые можно бесконечно перечислять, рассуждать о них, но назвать бога невозможно, как невозможно охватить бесконечность.

    В течение долгого времени, до XII – XIII веков, когда возникает зрелая схоластическая философия, категории добра и красоты были не настолько отделены и разработаны, чтобы основать на них отдельные философские дисциплины. Начиная с XII века категории добра и красоты разрабатываются философами-схоластами, разграничиваются не только друг от друга, но и в самих себе, приобретая собственную понятийную структуру, и к XVII веку, когда наступает время заката схоластики, философ Нового времени Рене Декарт может описать философию как дерево, корнями которого являются учения о бытии и познании, а плодами – этика, эстетика и другие философские науки.

    И. Кант в «Критике чистого разума» (1781) выдвинул идею синтетического знания, которое обладает свойствами всеобщности и необходимости. Гуманитарное знание является неотъемлемой частью этого синтетического знания, поскольку только целостность научного знания придает ему свойства всеобщности и необходимости, свойства духовной коммуникации, объединяющей людей в общей устремленности к Истине. Эта идея продолжит свое развитие «Науке логики» (1812-1816), где Г.В.Ф. Гегель разработал диалектику как учение о всеобщей связии развитии, представив ее как универсальный гаучный метод, и в «Феноменологии духа» (1807), где показано становление понимающего и интерпретирующего субъекта.

    К проблеме осмысления роли гуманитарной культуры как особого механизма, способствующего формированию духовной коммуникации обращались И.В. Гёте и В. Виндельбанд, А. Бергсон и Э. Гуссерль, В.С. Соловьев и П.А. Флоренский, М.К. Мамардашвили и Ф. Франк, М.М. Бахтин и Д.С. Лихачев, Т.С. Кун и М.С. Каган, С.С. Аверинцев и Ю.В. Шор. Сегодня эта проблема остается столь же актуальной и значимой, что обусловливает необходимость продолжения исследований в этой области.

    Литература:

    1. Запесоцкий А. С. Гуманитарная культура как основа развития личности и общества. – С-Петербург, 2010

    2. Каган М. С. О понятии «гуманитарная культура» и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов:Материалы конференции. — СПб., 1996.

    3. Климова С. В. Духовность и творчество / Сарат. гос. техн. ун-т. – Саратов, 1998.

    4. Смирнова Е. Р., Шапкина Н. В. Человек в контексте культуры : Введение в социокультурную антропологию : Учеб. пособие / Сарат. гос. техн. ун-т. – Саратов, 1997.

    5.Фортунатова В. А. Человек в мире культуры : Учеб. пособие по культурологии / Нижегор. гос. пед. ун-т. – Н. Новгород, 1998.
    Устинов Леонид Юрьевич

    Аспирант кафедры социологии и философии культуры

    Специальность: 24.00.01 Теория и история культуры

    Научный руководитель: д. пед. н., профессор Щербакова А.И.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55


    написать администратору сайта