Главная страница
Навигация по странице:

  • Аннотация

  • 1. Физические упражнения.

  • 2. Оздоровительные силы природы.

  • 3. Гигиенические факторы, содействующие укреплению здоровья.

  • Таким образом, можно сделать вывод о том, что: 1)

  • Лукаш С.Н. Педагогика казачества: прошлое и настоящее Юга России: монография / С.Н. Лукаш. - М.: ООО «ЦИУМиНЛ», 2008. - 302 с.

  • Васильцова Оксана Александровна

  • Доклад. Семинара Первые шаги в науке исследовательская работа молодого учёного


    Скачать 2.65 Mb.
    НазваниеСеминара Первые шаги в науке исследовательская работа молодого учёного
    АнкорДоклад
    Дата09.11.2022
    Размер2.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаnom-n3-78_1_7.doc
    ТипСеминар
    #779188
    страница9 из 55
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   55

    Специфика системы физического воспитания казачества в Ростовской области


    Аннотация: В данной статьн рассматривается сецифика физического воспитания казачества в ростовской области.

    Ключевые слова: физическое воспитание, казачество, военное воспитание, физические упражнения.
    Происходящие в стране социально-экономические изменения, их сложность, противоречивость и недостаточная научная обоснованность объективно обусловливают необходимость изменения образовательной стратегии в учебных заведениях. Современный этап общественно-исторического развития Российской Федерации характеризуется законодательным утверждением процесса возрождения традиционных культур в частности казачества [1].

    В современном обществе интерес к казачеству – уникальному явлению отечественной истории и современности, огромен. Это связано не только с тем, что своими историческими корнями казачество, с его богатой этнической культурой, оставило глубокий след в истории России, но и с возрождением национального самосознания народов, населяющих сегодня Российскую Федерацию.

    Цель исследования - описать существующую систему физического воспитания казачества в Ростовской области, и выделить в ней специфические особенности.

    Предмет исследования – общефизическая и военно-прикладная подготовка детей, подростков и молодежи.

    Задачи исследования:

    1. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу физического воспитания казачества в современном образовательном пространстве.

    2. Выявить специфические особенности системы физического воспитания казачества в Донском регионе.

    3. Раскрыть сущность и дать оценку областной антикризисной программе "Система духовного и физического оздоровления детей и молодежи».

    Методы исследования:

    - теоретический анализ и обобщение литературных источников;

    - обобщение передового практического опыта;

    - педагогическое наблюдение.

    Концепция государственной политики в отношении российского казачества (2010г.) построена на возрождении и развитии культурных, физических и военно-патриотических основ российского народа, сохранение образа жизни, традиций и духовных ценностей, осуществление гражданского воспитания молодежи и т.д.

    Теоретико-методологическую основу исследования физического воспитания казачества составили исторический, культурологический, философский аспекты, а также аспекты непосредственно системы физического воспитания и мер государственной поддержки казачества.

    Результаты исследований истории казачества, казачьих войск, их роли во всех военных событиях в период 16-19 вв. опубликованы работы И.Н. Алексеенко, А.В. Венковым, СВ. Волковым, Е.И. Демешиной, С.А. Кислицыным, В.А. Колесниковым, СВ. Кропачевым, а также другими российскими и зарубежными авторами [2].

    Традиции воинской и государственной службы, экономики, культуры и военного быта казачества исследованы в работах В.П. Бар дыма, Г. Л. Воскобойникова, В.А. Дорофеева, А.Н. Дубинина, Р.И. Кудряшовой, М.В. Куракеевой, А.А. Магомедова, Н.В. Рыжковой, Е.М. Трусовой, В.Н. Чернышева и ряда других историков, культурологов, социологов, этнографов [3].

    Данными о современном казачестве, их системе физического воспитания значительно обогатили науку монографии А.П. Абрамовского, О.В. Агафонова, О.О. Антропова, М.П. Астапенко, В.М. Воинова, А.И. Изюмова, С.А. Козлова, И.Я. Куценко, В.Н. Сергеева, С.А. Скорика, Л.П. Смельчукова, Т.В. Таболиной, Р.Г. Тикиджьяна, А.П. Трута [4].

    Философские аспекты духовного возрождения, формирование гармонично развивающейся личности казака-воина, межнациональной толерантности рассмотрены А.В. Арсентьевым, В.А., А.А. Басалаем, В.Н. Вырелкиным, В.В. Глушенко, Б.Д. Иванниковым и другими учеными [5].

    Сведения о политических факторах, детерминирующих трансформацию российского общества и влияющих на процесс возрождения казачества, содержат ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, доклады и статьи руководящих работников государственных органов и лидеров казачества, а также аналитические доклады Института социально-политических исследований Российской академии наук, ведущих ученых этого центра - В.Н. Иванова, А.С. Капто, В.Н Кузнецова, Г.В. Осипова, а также В.В. Журавлева, А.Г. Здравомыслова, Б.Г. Капустина, Н.С. Слепцова, других политологов и социологов.

    Анализ педагогических работ, направленных на использование элементов культуры казачества в педагогической практике указывает на существенные расхождения позиций ученых по ряду принципиальных понятий, составляющих базовые основы психолого-педагогического осмысления данного феномена. Поясним это на конкретном примере. Так в целом ряде педагогических исследований, использующих в той или иной степени казачью тематику, встречается термин «педагогика казачества». В то же время смыслы, вкладываемые в это понятие, существенно разнятся. Одни ученые определяют педагогику казачества как априори данный термин, не утруждая себя выявлением его сущности, другие указывают на его этнопедагогический характер, третьи наполняют это понятие культурологическим содержанием [7]. Приходится констатировать наличие существенных противоречий между потребностями реальной педагогической практики, связанными с использованием в учебно-воспитательном процессе элементов культуры и традиций казачества и слабостью адекватной педагогической теории и единого понятийного аппарата в изучении этой проблемы.

    Возникновение казачества как народности и субэтноса примерно датируется началом VII века. Но до конца вопрос о возникновении казачества далеко не выяснен в исторической литературе. Грабянка, а за ним Ригельман производили казаков от хозар; Ян Потоцкий видел в казаках потомков тех косогов, которых великий князь Мстислав Владимирович поселил в XI веке в Черниговщине. По мнению Татищева в Египте был город Черказ (от него и казаки впоследствии у русских назывались черкасами), жители которого переселились на Кавказ и стали называться косогами” Татищев действительно пишет о наличии упоминаний у Геродота о черкасах и что “род князей их, пришедших из Египта, где был град Чиркас, или Циркас...”. Пришедший род, поселился в низовьях Дона и на Кубани и был когда-то христианской веры. И далее: “...черкесы язык славянский имеют, весьма неправо, но паче татарский с египетским смешан, так что и татара без довольного искуства разуметь не могут, но, мню, он черкас Малой Руси разумеет.

    Казаки-кочевники, возникнув как субэтнос, на 2,5 века раньше образования государства Киевская Русь, оказались в жесточайших условиях противостояния с другими кочевыми народами печенегами, половцами, хазарами, монголо-татарами, населявшими степь и занимающими в разное время территорию от южного Урала до Карпатских гор, называемую "Вратами народов". Чтобы выжить в таких условиях, необходимо было сформировать эффективную систему военно-физической подготовки. Существование, становление и развитие любого народа или государства невозможно без совершенной системы физического воспитания, стратегически важной для его самосохранения.

    К примеру, все могущественные цивилизации древности – Египетская, Римская, Греческая, Индийская и Китайская, смогли создать действенный механизм генерирования и трансляции военной и физической подготовки, управления регулярными частями армии и флота, способный сохранять в неприкосновенности государства на протяжении тысячелетий. Развитие национальных систем физического воспитания в период XVIII- начале XX веков, также имело ярко выраженный милитаристский характер, (например французская и прусско-немецкая система физического воспитания), стран стремившихся к мировому господству. Скандинавская (или Шведская), и Чешско-Сокольническая системы сделали упор на снарядовые и естественно-прикладные виды гимнастики. Английская и Японская системы, развивавшиеся как замкнутые (островные) системы, культивировали спортивные и подвижные игры, и виды национальных единоборств соответственно.

    В исторической литературе имеются многочисленные свидетельства выдающихся достижений казаков, относящихся к разряду военно-физической подготовленности. Ниже приводятся отдельные высказывания из книги Б.А. Алмазова и др. [9].

    1. «Владея специальными приемами боевых единоборств, казак запросто одолевал двух-трех противников одновременно и приводил их в свой лагерь связанными – это в лучшем для них случае».

    2. «Они неделями могли скитаться по голой степи или лесным чащобам, питаясь кореньями, травами и Бог весть еще чем».

    3. «Нашествие пугачевских шаек на верховья Дона было остановлено, а сами пугачевцы большей частью истреблены отрядом из 14-15-летних казаков-«малолеток», которых по возрасту не взяли на войну с турками, причем восемьдесят верст к месту сражения они скакали всю ночь и первую половину дня и вступили в бой с ходу».

    4. «В абордажном тесном бою казакам не было равных».

    5. «… казаки перетаскивали струги посуху на огромные расстояния. Так, переволоку из Дона в Волгу (сорок два километра по песку) на месте нынешнего Волго-Донского канала они преодолевали за двое суток, перетаскивая на плечах не только струги, но и все оружие, боевой припас и сражение».

    В статье А.И. Серба, посвященной пластунам, приведены следующие исторические факты:

    1. «Француз де Сези: «Казаки пользуются такой славой, что нужны удары палкой, чтобы заставить турецких солдат выступать против них»».

    2. «Итальянец д,Асколи: «Казаки так отважны, что не только при равных силах, но и 20 чаек не боятся 30 галер …как видно это ежегодно на деле»».

    3. «А вот мнение турецкого историка Наимы: «Можно уверенно сказать, что не найти во всем мире людей более отважных, которые бы меньше думали о жизни или меньше боялись бы смерти… Эта голь своим уменьем и храбростью в морских битвах превосходит все другие народы»» [8].

    В кратком очерке истории Войска Донского отмечается следующее:

    1. «Наполеон их (казаков) просто ненавидел. Он называл их «поношением рода человеческого». В эту пору имя донского казака прогремело по всей Западной Европе».

    2. «Другой француз, генерал Морен, поражался лихостью и уворотливостью донских казаков. «Казаки, кидаясь в атаку, - пишет он, - обыкновенно несутся марш-маршем и хорошо останавливаются на этом аллюре. Их лошади много способствуют смелости и со своими всадниками составляют как будто одно целое. Эти люди, будучи осторожны, не требуют особых попечений о себе, отличаются необыкновенною стремительностью в своих действиях и редкой смелостью в своих движениях»».

    3. «Военная история представляет нам много весьма поучительных примеров, - пишет англичанин Нолан, - того превосходства казаков над регулярной кавалерией, которым не следует пренебрегать и которое не должно забывать».

    Следует заметить, что система физического воспитания казаков является частью Отечественной системы физического воспитания. Рассматривая физическое воспитание в России, следует различать два направления: 1. физическую культуру народных масс и 2. дворянства.

    У россиян наибольшего распространения получили такие виды физических упражнений, как состязание в беге на коньках, лыжах, катание на санках, ледяные карусели. Любимым развлечением были кулачные бои, которые в 1832 году были запрещены указом Николая 1 «как забава вредная». Большой популярностью пользовалась борьба (различные ее виды) и игры в городки, в бабки, лапту, и другие. У детей были распространены такие подвижные игры как «волки и овцы», «гуси-лебеди».

    Дворянство России внесло немалую лепту в становление отечественной системы физического воспитания. Так во второй половине ХУШ века регулярно проводятся скачки. Для этих целей создаются ипподромы. В России формируется своя школа фехтования. В конце 60-х годов возникают тиры для стрельбы из пистолетов, а затем создаются стрелковые общества.

    В России раньше чем в других европейских странах физическое воспитание было введено в военные и гражданские учебные заведения. Большое внимание при этом уделялось фехтованию, верховой езде, гребле, лазанию по корабельным снастям. Например, в Московском университете 4 часа в неделю отводилось на фехтование и 4 часа на танцы.

    Хорошие традиции сложились в организации физического воспитания в русской армии, несмотря на попытки царей внедрить в нее иностранные формы физической подготовки солдат. Традиции Петра 1, который регулярно проводил «потешные бои» для повышения не только военной, но и физической подготовленности войск, в дальнейшем развили многие русские полководцы. Так, фельдмаршал П.А. Румянцев создав подразделение егерей в армии, большое внимание уделял выработке у них быстроты, действия и выносливости, что достигалось систематическими тренировками.

    А.В. Суворовым были введены в военно-физическую тренировку войск упражнения в переноске плетей, фашин и лестниц, бег по лестницам, гребля, бросание фашин, стрельба по движущимся мишеням.

    Ф.Ф. Ушаков для физической тренировки моряков практиковал греблю, бег по корабельным снастям, работу с парусами.

    Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что создание рациональных систем физического воспитания вновь исходило из целесообразности физических упражнений в обеспечении жизнедеятельности, как отдельного человека, так и общества в целом.

    После падения монархии проводились массовые репрессии казаков со стороны советской власти. По статистическим данным, в результате «расказачивания» на Дону в 1926г. Оставалось не более 50% от дореволюционного казачьего населения, в Уральском войске – 10%, в других войсках – до 25% [8]. Были уничтожены практически все казаки старше 50 лет. Таким образом, казачество практически лишилось носителей традиций, в том числе традиций военно-физического воспитания.

    Острая потребность в возрождении казачества возникает с началом распада Советской державы. На сегодняшний день во всероссийском масштабе зарегистрировано около 500 общественных организаций и объединений казаков. Не вызывает сомнение одно: как были казаки необходимы Российской империи, так и современной России не обойтись без казаков.

    Президент России Д. А. Медведев приветствует создание казачьих кадетских корпусов, которые после длительного, семидесятилетнего перерыва, начали создаваться в каждом федеральном округе по всей России. Благодаря усилиям казачьих обществ России действуют и другие формы приобщения юных казаков к истокам традиционной культуры, истории и этике своих предков: войсковые казачьи школы; воскресные школы; казачьи классы на базе средних школ; казачьи военно-патриотические центры; казачьи лицеи; казачьи православные лицеи; казачьи молодежные клубы; казачьи конно-спортивные школы; факультативы по казачеству; спецкурсы по истории казачества при высших и средних специальных учебных заведениях и т.д. Особое внимание во всех формах приобщения к традиционной культуре уделяется физическому воспитанию и физической подготовке, а также всестороннему, гармоничному развитию личности.

    В последнее время региональные власти, а также педагогическая общественность в качестве альтернативы кризисным процессам в духовно-нравственной среде молодого поколения, росту детской преступности и безнадзорности, наркомании, ухудшению состояния здоровья молодежи, обращают внимание на систему физического воспитания и военно-патриотические традиции казачества как субэтноса русского народа. В 28 регионах Российской Федерации существует и развивается сеть кадетских казачьих корпусов, суворовских, нахимовских училищ, а также приняты нормативные документы об образовании казачьих классов в общеобразовательных учреждениях.

    Казачьи, учебные заведения призваны не только, давать, общее образование юному поколению казаков, но и воспитывать в них свободную личность, знающую и уважающую свои истоки, сохранять и возрождать культурные традиции и обычаи.

    В последние десятилетия наметилась устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья и физического развития населения России, в том числе и в Ростовской области. Особенно это прослеживается среди детей и молодежи. Еще более тревожен тот факт, что во всех сферах жизни общества, среди различных слоев населения наблюдается девальвация духовно-нравственных, патриотических ценностей, снижение общей активности людей, гиподинамия.

    Для изменения существующей ситуации необходим целый комплекс средств официальной и народной педагогики, использование элементов казачьей культуры и искусства, творческое применение общепринятых и возрождающихся средств и форм физического воспитания, самобытных видов спорта казаков. В средствах, основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир людей и их физическое состояние.

    Существующая социально-педагогическая система не учитывает указанные средства, что влечет за собой большие трудности при организации обучения и воспитания подрастающего поколения на Дону.

    В создавшейся ситуации существует необходимость дополнения к разработанной и принятой в масштабах Ростовской области антикризисной программы "Система духовного и физического оздоровления детей и молодежи". Областная антикризисная программа направлена на решение проблем, связанных с физическим воспитанием, духовности, патриотизма, нравственности, формированием здорового образа жизни населения.

    Целью военного воспитания Донского казачества в 16-19 веках было формирование общефизических, военно-прикладных умений и навыков, позволяющих эффективно осуществлять трудовую и профессиональную деятельность, направленную на защиту Отечества.

    Цель данной программы – воспитание гармонично развитой личности физически, психологически и эмоционально устойчивой к происходящим социально-экономическим изменениям, гражданина своей страны, патриота и выразителя национальных традиций.

    В условиях общеобразовательной школы, а также дополнительного образования все большую актуальность приобретает военно-патриотическое воспитание молодежи, основанное на традиционной многовековой культуре Российского казачества, в том числе и Донского.

    Вместе с тем, осуществляемая в рамках казачьих образовательных учреждений военная подготовка имеет ряд недостатков, негативно отражающихся на качестве решаемых педагогических задач. В рамках этой проблемы комитетом по делам казачества при администрации Ростовской области и министерством спорта и молодежной политики были сформулированы приоритетные направления работы подрастающего поколения и поставлен ряд задач:

    1. развитие необходимых физических качеств и двигательных навыков;

    2. укрепление физического, психологического и эмоционального здоровья детей и подростков;

    3. формирование эстетического мировоззрения на основе

    показательных выступлений военно-прикладных видов спорта и

    технике владения оружием казаков;

    4) изучение сущности российской духовности, народности,

    державности, традиций казачества;

    Цели традиционного физического воспитания казаков изначально соответствовали идеалу физического развития человека, разработанному современной теорией физического воспитания. Важнейшими показателями физически совершенного человека современности является:

    1. крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в т.ч. и неблагоприятным условиям жизни, труда и быта;

    2. пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

    3. всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

    Предметами изучения данной программы являются начальная военная подготовка, системы и комплексы физической и прикладной подготовки, бытовые, нравственные нормы, фольклор, песни, обряды донских казаков, адаптированные к современным требованиям физического воспитания казачьей молодежи.

    Для реализации программы большое значение имеет соответствующая система средств, форм и методов физического воспитания и военно-прикладной подготовки. Определяющая роль придается также и наличию необходимой материально-технической базы для проведения занятий.

    Возраст для занятий традиционной физической культурой не имеет ограничений, что помогает быть активными в этом и родителям и детям. Данные обстоятельства сказываются на микроклимате в семье, позволяют ребенку видеть в отце или матери продолжателя традиций народа, усваивать эти традиции и впоследствии самому пропагандировать их. Большое внимание уделяется формированию духовных ценностей ученика на базе родной для него веры, культуры.

    Особенность данной программы заключается в возможности использовать элементы военно-прикладной подготовки на основе исторически сложившихся традиционных средств, адаптированных к современным условиям общего и дополнительного образования.

    Исторически сложились следующие формы, в рамках которых мы можем выделить те или иные традиционные средства физического воспитания казаков на Дону:

    - прикладная воинская подготовка: конная джигитовка, рубка, единоборства, владение различными видами оружия, флот и навыки на воде.

    - валеология или знание о здоровом образе жизни: народная гигиена, медицина, оказание первой медицинской помощи.

    - быт (повседневный труд): кнут и нагайка, бытовые инструменты, режим трудовой деятельности.

    - досуг: танцы и игры.

    Под традиционными средствами физического воспитания подразумеваются все те, средства, использующиеся людьми при подготовке подрастающего поколения к практической, в первую очередь трудовой, а также военно-прикладной деятельности, направленной на защиту Отечества.

    Традиционные средства являются неотъемлемой частью физической культуры проводимой в рамках региональной программы. В традиционной физической культуре не ставятся задачи достигнуть рекордных результатов в состязательных частях, здесь на первый план выходит лишь освоение упражнений и овладение знаниями, которые сообщает преподаватель, и осваиваются эти знания, прежде всего, для практического применения.

    На формирование средств физического воспитания казаков огромное влияние оказал основной род их деятельности – освоение и защита новых территорий и сопутствующие им военные столкновения. В столкновениях и походах казаки вырабатывали и совершенствовали необходимые для выживания навыки и умения, перенимая и используя все лучшее у других народов. Характерным примером может служить заимствование у черкесов одежды, оружия и методов обращения с ними.

    Используемое оружие, защитное и походное снаряжение, походные и бытовые условия, также не могли не сказаться на навыках и умениях казаков, придавая этим условиям своеобразную динамику и особенности. Передаваясь и совершенствуясь из поколения в поколение, эти особенности закреплялись на генетическом уровне. Природные, свойственные казаку действия и движения, наиболее сильная сторона в системе его подготовки, на которые следует обратить внимание в процессе физического воспитания.

    Средства физического воспитания казаков формировались с учетом возрастной ступенчатости, единства организма и окружающей среды. Обучение начиналось с раннего детства и продолжалось на протяжении всей жизни казака, развивая все его лучшие качества с учетом возрастных особенностей. Донская земля и ее климат определяла характер трудовой деятельности и сопутствующие ей навыки; ритм и цикличность повседневной жизни, в соответствии с которой сформировался народный календарь; понимание здорового образа жизни и средства для его поддержания. Все эти факторы оказали влияние на формирование средств физического воспитания казаков.

    И главное все эти средства и факторы физического воспитания пронизаны духом донского казачества как носителя, хранителя и защитника народных знаний и ценностей. Эти ценности остаются неизменными: здоровье народа, возделывание родной земли и ее защита от любых посягательств, жизнь в согласии с духовными и природными традициями, их осознание и трансляция последующим поколениям.

    Использование этих занятий для гармоничного воздействия на личность детей на основе образовательного и нравственно-духовного компонентов народной культуры донского казачества будет способствовать развитию у них высоких гуманистических и патриотических чувств.

    Пристальное внимание родителей к данному процессу проявлялось уже на ранних этапах жизни детей. Первоначально это выражалось в существовании определенных инициаций, связанных с посвящением мальчиков в воинов-казаков. Эти инициации имели важное педагогическое значение и представляли собой акт "военно-социального рождения" индивида; с предстоящей физической и боевой подготовкой они были связаны предметно.

    Через 40 дней после рождения "отец нацеплял мальчугану саблю, сажал его на коня, подстригал в кружок волосы и, возвращая матери, говорил: "Вот тебе казак". Впоследствии, к началу ХХ в., этот обычай несколько упростился: казачонка в раннем возрасте торжественно сажали на коня.

    Трудовая деятельность проходила под строгим контролем станичной общины, что позволяло вовлекать в нее весь состав молодого поколения казаков. Регулярное нахождение на открытом пространстве при резких переменах температуры закаливало молодой организм, делая его выносливым и малочувствительным к жаре, холоду и другим внешним воздействиям [6]. Казачий уклад жизни на протяжении веков формировал в едином лице лихого наездника, воина, охотника и земледельца. Военно-физическая подготовка сопровождала казака, начиная с раннего детства.

    В настоящее время можно выделить следующие средства физического воспитания казаков, которые в неизменном или реконструированном виде дошли до наших дней. Привести их примеры можно с учетом требований теории и методики физического воспитания, которая выделяет в качестве таковых физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.

    1. Физические упражнения.

    Военно-прикладные: - конная подготовка - скачки, джигитовка, рубка лозы, борьба верхом и др.

    - единоборства: «в грудки», «на крест», кулачные бои, «стенка на стенку», а также различные реконструкции в области рукопашного боя.

    - работа с холодным оружием: шашкой, кинжалом, пикой, «кошкой», перначем, боевой косой, нагайкой от фехтования до метания в цель.

    - стрельба из различного оружия и в различных условиях.

    Водные виды - плавание, гребля, парусный спорт и др.

    Легкоатлетические виды «казачья верста», полоса препятствий и др.

    Бытовые - использование инструментов быта в целях самообороны лопата, коса, серп, оглобля, мотыга (тяпка), орапник и др.

    Досуг: традиционные игры и танцы.

    Особое место занимают походы, ориентирование, системы выживания с использованием традиционных средств казаков. Это обустройство лагеря, оборудование убежища, приготовление пищи, казачьи знания по оказанию помощи больным и раненым. Казачьи танцы («казачок», «гопак») и игры занимали важное место в системе традиционной физической культуры, так как в них заложены основные базовые движения при овладении двигательной культуры. Танцы и игры являлись средством проверки уровня развития физической выносливости и координации движений.

    Систематизация народных игр казачества для детей старшего школьно возраста приведена в учебно-методическом пособии Александрова (2000). Вот примеры казачьих игр военно-прикладной направленности:

    1) игры с коновязью – «скакание» и «рубка» деревянными шашками или прутиками, перевороты, перескоки, хождение и бегание по коновязи;

    2) чехарда;

    3) схорончики (прятки);

    4) городки;

    5) ножички;

    6) «прыгалка через веревку»;

    7) возня-борьба – только за руки, только за шею, только за пояса;

    8) игры с нагайкой;

    9) игры с шашкой (кинжалом) – рубка струи, лозы и т.д.;

    10) групповое катание на лошадях;

    11) лазание по деревьям;

    12) «куколка» и др.

    2. Оздоровительные силы природы. Эмпирическое знание и использование природных сил всегда было свойственно народному мировоззрению, и использовалось, и до сих пор используется в практических целях. К ним относится благоприятное воздействие на организм человека тепла и энергии солнца, воздушные ванны, обливание холодной водой, купание в крещенской проруби, целебные свойства источников.

    3. Гигиенические факторы, содействующие укреплению здоровья. У казаков было и сохраняется свое их понимание: поддержание чистоты тела как храма души, т.к. чистота тела и души в традиционной православной культуре были неделимы. Чистота мест занятий и воздуха – воспринималась как отсутствие негативных факторов, под которыми подразумевалось, в том числе, влияние благоприятных неблагоприятных для человека мест. Общий режим дня, режим двигательной активности, режим питания и сна соответствовали природным закономерностям и регламентировались народным календарем.

    Основной организационно-структурной единицей движения по патриотическому воспитанию, военно-физической подготовке и спортивному совершенствованию молодого поколения стали казачьи клубы. Многие из приведенных средств физического воспитания казаков применяются в клубах, секциях, классах казачьей направленности, работающих на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, казачьих обществ. Разрабатываются методические пособия физического и военно-прикладного воспитания казаков: Федин Р.И. «Здороваться. Техника владения холодным оружием»; Карпухин А.П. «Казачья верховая борьба», Александров С. Г. «Систематизация народных игр казачества для детей старшего школьного возраста» и др.

    Военно-физическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения производилось в следующих социальных институтах казачьего общества: семье, станичной (территориальной) общине, во Всевеликом Войске Донском, аппарате общегосударственного управления казачьими войсками.

    В настоящее время, в Ростовской области функционирует более 20 крупных казачьих клубов. По иерархии организации можно выделить следующие из них:

    1. Дошкольные развивающие клубы «Казачонок»

    2. Детские казачьи клубы "Казачья сотня"

    3. Юношеские учебные казачьи клубы «Казачок»

    4. Молодежные военно-патриотические клубы «Казак»

    5. Физкультурно-оздоровительные и воено-патриотические клубы «Моя станица».

    Основными формами работы детских казачьих клубов являются:

    1) теоретические занятия (изучение истории и традиций южнорусского казачества, основ православия, принципов безопасности жизнедеятельности, воинских уставов, тактики ведения боя);

    2) практические занятия (комплексные занятия и тренировки по разделам физической и боевой подготовки);

    3) проведение спортивно-массовых мероприятий;

    4) участие в туристических походах;

    5) выступление фольклорных и хоровых коллективов;

    6) подготовка военно-патриотических слётов;

    7) организация марш-бросков и полевых выходов.

    Центры по подготовке занимающихся в клубах базируются при казачьих обществах, физкультурно-спортивных организациях, общеобразовательных и специализированных казачьих учебных заведениях, воинских частях. Каждый клуб объединяет в своих рядах в среднем от 250 до 300 постоянных членов.

    Служба в рядах Вооруженных сил Российской Федерации предъявляет высокие требования к уровню боеспособности казачьей молодежи, что вызывает необходимость творческого объединения современных и самобытных казачьих элементов боевой и физической подготовки.

    Среди разделов военно-физической подготовки выделяются:

    1) общефизическая подготовка (общеразвивающие упражнения (ОРУ),

    бег, подтягивание, сгибание-разгибание рук, в упоре лёжа, силовые упражнения на снарядах);

    2) специальная физическая подготовка (комбинированные казачьи эстафеты и др.);

    3) строевая подготовка (строевые упражнения с оружием и без такового, передвижения группой и индивидуально);

    4) основы рукопашного боя (комплексы рукопашного боя, поединки, метание холодного оружия);

    5) огневая подготовка (техника безопасности при обращении с оружием, изготовка к бою, прицеливание, стрельба из пневматического и огнестрельного оружия);

    6) основы конной подготовки (принципы кормления и ухода за лошадью, вольтижирование, «джигитовка», техника верховой езды);

    7) парашютная подготовка (меры безопасности, укладывание парашюта, техника выполнения прыжка).

    8) прикладные виды легкой атлетики ( бег по пересеченной местности и горный бег, метание копья длинною 3м, метание гранаты 1000гр).

    Основными формами работы клубов являются:

    1) теоретические занятия (изучение истории и традиций донского казачества, основ православия, принципов безопасности жизнедеятельности, воинских уставов, тактики ведения боя);

    2) практические занятия (комплексные занятия и тренировки по разделам физической и боевой подготовки);

    3) проведение спортивно-массовых мероприятий;

    4) участие в туристических походах;

    5) выступление фольклорных и хоровых коллективов клубов;

    6) подготовка военно-патриотических слётов;

    7) организация марш-бросков и полевых выходов.

    Помимо казачьих клубов, программа физической подготовки и патриотического воспитания подрастающего поколения донского казачества реализуется в целом ряде существующих на территории области спортивных кружков и секций.

    Работа секций осуществляется в двух направлениях: освоение традиционных казачьих элементов военно-физической подготовки и современных технических видов спорта.

    Широкое распространение в городах и районах области получили виды спорта, культивируемые в благоприятных климатических условиях региона:

    1. Традиционные рукопашные единоборства: "русский стиль", "система рукопашного боя А.А. Кадочникова", борьба самбо и др.

    2. Фехтование (шпага, сабля, рапира).

    3. Конный спорт.

    4. Силовые виды единоборств: тяжелая атлетика, гиревой спорт и др.

    5. Стрелковый спорт.

    6. Борьба греко-римская, вольная.

    7. Все виды легкой атлетики.

    8. Плавание (в бассейне, на открытой воде, подводная охота, прикладные виды плавания).

    9. Гребля на каноэ, байдарках, академическая.

    Широкий арсенал средств военно-физической подготовки и разнообразие форм работы по оптимизации процесса физического воспитания казачьей молодежи позволяет, в достаточной мере, решать поставленные задачи.

    С одной стороны, опыт деятельности в данном направлении показал не только теоретическую, но и практическую возможность приобщения подрастающего поколения к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Но с другой стороны, существующее унифицированное программно-методическое обеспечение в полной мере не учитывает региональные условия, этнические, социокультурные и другие традиции казачества.

    Отмеченные недостатки свидетельствуют о необходимости кардинального изменения существующей ситуации. В дальнейшем, для эффективной реализации программы "Система духовного и физического оздоровления детей и молодежи" в отношении казачества, необходимо предусматривать:

    1. организацию военно-физического воспитания, обеспечивающего целостное воздействие на личность без разрыва между духовным, интеллектуальным и физическим развитием.

    2. широкий набор средств и форм, в своей совокупности позволяющих удовлетворять разнообразные потребности занимающихся: в сохранении и укреплении здоровья; развитии необходимых физических качеств и двигательных способностей; совершенствовании телосложения и духовно-эмоциональной сферы; формировании патриотизма, знаний и творческих способностей в области традиционной культуры донского казачества.

    3. фундаментальную общекультурную и гуманитарную подготовку квалифицированных специалистов в области традиционного казачьего физического воспитания и народных видов спорта.

    4. разработку и издание всего комплекса научно-методических и программных материалов по реализации проекта духовного и физического оздоровления казачьего населения Ростовской области.

    5. оказание необходимой финансовой помощи в развертывании программы казачьего физкультурного движения.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

    1) В современном образовательном пространстве донского региона существует острая потребность в разработке, систематизации и обобщении всего комплекса научно-методических и программных материалов по реализации проекта физического и духовного оздоровления казачьего населения Ростовской области.

    2) Специфические традиционные средства системы физического воспитания казаков:

    - доказали свою жизненность и эффективность на протяжении многих веков.

    - учитывают все многообразие навыков и знаний в области физического воспитания, сложившихся исторически в Донском регионе.

    - обладают достаточной гибкостью и адаптированностью, поэтому они применимы и в настоящее время с учетом современных реалий.

    - региональные цели физического воспитания идентичны общепринятым целям физического воспитания – «формирование физически, психологически и духовно совершенного человека».

    - способны обеспечить общую, профессионально-прикладную и военно-прикладную физическую подготовку подрастающего поколения в соответствии со специфическими требованиями трудовой и государственной деятельности.

    3) В настоящее время в Ростовской области существуют реальные предпосылки для создания целостной и интегрированной системы военно-физического воспитания подрастающего поколения на основе казачества.

    Литература:

    1. Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству: Пост. Правительства Российской Федерации от 22 апр. 2010 г. № 355 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 3. - Ст. 210.

    2. Сопов А.В. Историография вопроса о происхождении казачества // ru. narod. Ru / bks / problem / istoriog. htm.

    3. Тикиджьян Р.Г. Казачество России. Военно-исторический и правовой аспект: Информационно-справочные материалы. – Ростов-на-Дону, 2008. - С. 16.

    4. Водолацкий В.П., Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г. Казачество как целостное явление национальной истории России //www.61.ru.

    5. Масалов А.Г. Российское казачество: Социально-политическая институционализация в современных условиях: Дис. … д-ра полит. наук. – Ставрополь, 2004; Он же. Российское казачество в начале XXI века. – Ставрополь, 2008; Озеров А.А. Казачество в современном российском обществе: институционально-политический анализ: Дис. …д-ра полит. наук. – Ростов-на-Дону, 2006.

    6. Александров С.Г. Модель физического воспитания детей и молодежи Кубанского казачества (середина XIX – начало XX вв.), Кубанская государственная академия физической культуры, - Краснодар, 1998.

    7. Лукаш С.Н. Педагогика казачества: прошлое и настоящее Юга России: монография / С.Н. Лукаш. - М.: ООО «ЦИУМиНЛ», 2008. - 302 с.

    8. Козлов В.В. Физическое воспитание детей и молодежи на традициях российского казачества: Дис. …на соискание ученой степени к.п.н. – Москва, 2004.

    9. Алмазов Б.А., Новиков В.Т., Манжола А.П. Казаки. – СПб.: "Диамант", 1999. – 88 с.

    Васильцова Оксана Александровна

    ассистент кафедры физического воспитания и спорта

    Специальность: 13.00.04, Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

    Научный руководитель: д.пед.н., профессор Чешихина В.В.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   55


    написать администратору сайта