Доклад. Семинара Первые шаги в науке исследовательская работа молодого учёного
Скачать 2.65 Mb.
|
Реабилитация танцевальными упражнениями у детей с умственной отсталостьюАннотация: Статья посвящена проблеме работы с детьми с умственной отсталостью. Одним из методов физической реабилитации автор предлагает танцевальные упражнения. Ключевые слова: умственная отсталость, реабилитация танцевальными упражнениями, танец, движение, мышление, память, внимание. Реабилитация танцевальными упражнениями - это использование танцевальных упражнений как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. Реабилитация танцевальными упражнениями применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения и межличностного взаимодействия. Танцевальная реабилитация актуальна тем, что в настоящее время рождается все больше детей с умственной отсталостью. Это связанно с ухудшением экологии в наше время, курением и алкоголизмом матерей. Создается множество школ для таких детей, основными задачами которых является реабилитация и интеграция их в общество. Существует множество методик. Данная методика может быть использована для людей, которые не в состоянии иным способом выразить волнующие их чувства и эффективна при лечении большинства психологических проблем, как умеренных, так и серьезных. Физические симптомы, связанные с различного рода стрессами, также могут быть сняты танцевальной реабилитацией [5] Цель танцевальной реабилитации – восстановление психоэмоционального состояния на основе развития навыков общения, выразительности движения, развития подвижности, исследование чувств и группового общения [4] Танец - это не только средство для выражения чувств, но также и средство достижения более высокого уровня сознания. И исполнение, и наблюдение за движениями танца ведет к определенной релаксации и трансформации сознания. Необходимо помнить, что умственно отсталые дети отличаются от здоровых сверстников. У детей с умственной отсталостью отмечается узость объема воспринимаемой информации. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Отмечается нарушение избирательности восприятия. Для этих детей свойственны трудности в восприятии пространства и времени. Это мешает им ориентироваться в окружающем. Вызывает трудности в различении правой и левой стороны. У детей с умственной отсталостью анализ упражнения происходит бессистемно, она пропускают ряд важных свойств, выделяя лишь наиболее заметные из них. В результате затрудняется определение связи между элементами. При анализе выделяют общие ярко выраженные части танцевального элемента, а не всю «связку» упражнений в целом. Выделяя в танцевальной связке отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о танце в целом [1] Затрудняются устанавливать различия в упражнениях предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Отличительной чертой мышления умственно этих детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, хотя понимание упражнения получается при многократном его повторении с показом. Память умственно отсталых детей имеет свои специфические особенности. Такие дети лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У них позже, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Слабость памяти у них проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Воспроизведение - процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение танцевального материала. У детей с предыдущего занятия остается только 20% навыков от всего даваемого им материала. Для внимания при умственной отсталости характерны малая устойчивость, трудности распределения, замедленность переключения. Сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона (И.Л. Баскакова, 1982). Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности [6] Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляются в недоразвитии эмоций, отсутствии оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т.д. Переживания умственно отсталых неглубокие, поверхностные. У некоторых эмоциональные реакции неадекватны источнику. Имеют место сильные перепады настроения: то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия). Человек, который начинает двигаться, танцевать становиться более жизнеспособным, энергичным, здоровым. У него улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям. Более того, занятия нормализуют вес, улучшают фигуру, осанку, самочувствие, снимают утомление. Реабилитация танцевальными упражнениями стремится дать возможность каждому ребенку реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой не только формальные, но так же и естественные и самопроизвольные танцевальные движения [2] Очень важно помнить, что резкие и сильные движения без разминки и без предварительной подготовки могут вызвать растяжение и разрывы связок и мышечных сухожилий, смещение позвонков, подвывих и вывих суставов. Разминки в невысоком темпе в течение 8-15 минут достаточно для разогрева мышц, что делает их более эластичными и устойчивыми к повреждению. Постепенное замедление темпа нагрузки перед прекращением занятия предотвращает головокружение, так как не приводит к нарушению нормального кровотока. Резкое прекращение напряженной физической нагрузки временно уменьшает кровоснабжение мозга и способствует застою крови в венах нижней половины тела. Результатом может быть головокружение и даже обморок. Постепенное снижение темпа получаемой нагрузки также способствует удалению продуктов обмена веществ, в частности молочной кислоты, из мышц, что уменьшает, но полностью не снимает их болезненность на следующий день, вызванную повреждением мышечных волокон [3] Овладение методом релаксации, умелое чередование напряжения и расслабления при выполнении связок из элементов приучают организм к длительным и разнообразным физическим нагрузкам. В движениях танца участвуют все отделы позвоночника, что хорошо укрепляет мышцы спины и поясницы. Изменяется осанка, появляется грациозность в движениях, исчезает сутулость. Движения рук и плечевого пояса укрепляют грудные мышцы и межреберную мускулатуру. Продолжительные занятия танцем корректируют фигуру. Элементы танца способствуют перераспределению подкожных отложений. Самый широкий круг разнообразных жизненных ситуаций тесно связан с этой реабилитацией. При этом музыка является обязательным компонентом. Иногда в танце подчеркнуты творческие аспекты, иногда терапевтические. Данная методика может быть полезна для людей, которые не в состоянии иным способом выразить волнующие их чувства, и почти всегда эффективна при лечении большинства психологических проблем, как умеренных, так и серьезных. Физические симптомы, связанные с различного рода стрессами, также могут быть сняты танцевальной реабилитацией. Особенно это заметно на занятиях оздоровительными танцами, целью которых является релаксация в движении. Если человек движется в танце раскрепощено, расслаблено, осмысленно, то значение физических упражнений не ограничивается их воздействием на мышцы: они оказывают положительное влияние на сознание, развитие интеллекта, на эмоциональную и духовную деятельность человека, происходит снятие накопившихся стрессов. Литература: 1. Бирюкова И. В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души //Информационный бюллетень Ассоциации танцевально-двигательной терапии. 2000. № 4. С. 3 - 9. 2. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 364 с. 3. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. - СПб.: Речь, 2004. - 288с. 4. Сборник Танцевально-двигательная терапия, перевод Бирюковой И., Ярославль, 2004. Статьи Старк А.и Хендрикс К.) 1. Стребелева Е.А. 5. Свободное тело. / Под ред. Баскакова В.Ю. - М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2004. - 224с 6. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб.: Речь, 2003. - 192с. Жильцова Изабелла Юрьевна Аспирантка кафедры социальной и семейной педагогики Специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Научный руководитель: д. пед. н., профессор Тищенко Е.Я. |