|
Доклад. Семинара Первые шаги в науке исследовательская работа молодого учёного
Искусство эстрады в контексте истории и теории культуры Аннотация: В настоящей изучается исскуство эстрады в контестве истории и теории культуры.
Ключевые слова: исскуство эстрады, история и теория культуры.
Несмотря на то, что понятие эстрада родилось сравнительно недавно, само искусство существует на протяжении многих веков. Это искусство зародилось в народных гуляньях и празднествах, в удалых скоморошьих забавах и уличных представлениях вагантов и гистрионов. Можно смело утверждать, что эстрадное искусство – это древнейшее из искусств и родилось оно одновременно с такими видами искусства, как музыка, поэзия и танец.
«Судя по многочисленным свидетельствам, дошедшим до нас из глубины веков, гистрионы были великими мастерами своего дела, владели разнородными жанрами. Интересно отметить одну особенность: искусство гистрионов было ближе к эстраде, нежели к театру, ибо действовали они всегда «от себя», от собственного лица, что в дальнейшем, с рождением эстрадного искусства, станет одной из характерных черт» [2]. Как известно, основной формой эстрадного жанра является концертный номер, а миниатюра в свою очередь являлась традиционной формой выступления гистрионов, которая в каком-то понимании была более доступна, понятна и близка обычному, неискушенному зрителю. Средневековые артисты не играли спектаклей, основой представления была миниатюра, что отличало их от театра. Эти артисты не изображали персонажей, а всегда выступали от собственного имени, напрямую общаясь со зрителем. Это и в наши дни основная, отличительная черта современного эстрадного искусства. Здесь прослеживается арочная аналогия, которая указывает на родство творчества средневековых артистов и эстрадного искусства. Возможно, это и есть та историческая нить развития жанров эстрадной музыки, которая уходит в глубину веков.
Намного позже в странах Европы стали появляться различные развлекательные заведения - министрел-шоу, мюзик-холлы, варьете, которые вобрали в себя весь опыт ярмарочных представлений и явились предшественниками современных шоу-программ.
Показ концертных номеров в таких заведениях отличался открытостью, оригинальностью, лаконичностью, импровизационностью, праздничностью, зрелищностью. Большой популярностью в то время пользовались кабаре (увеселительное заведение, сочетающее в себе песенно-танцевальный жанр развлекательного характера) и оперетта.
Развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрадный жанр всегда стремился к необычности и разнообразию. Ощущение праздничности создавалось за счет внешней зрелищности, массовости, пластичности, частой сменой декораций, изменение формы сценической площадки, привлечением различных технических средств. Для артиста, певца, музыканта выступающего на эстраде, номер — это маленький спектакль со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Краткосрочность номера требует предельной концентрированности выразительных средств, краткости и динамики в своем развитии. Одним из важных факторов успешности концертного номера является высокая концентрация содержания: за короткий отрезок времени необходимо выдать максимум информации, и не просто донести информацию до зрителя, а художественно организовать ее с целью эмоционально-эстетического воздействия. Для постановки концертных номеров привлекаются композиторы, музыканты, сценаристы, режиссеры, хореографы, художники, звукорежиссеры, художники по свету. Часто на одного исполнителя трудится целый цех профессионалов, чтобы воплотить в жизнь какую-то идею. Легкий для восприятия и сложный при созидании, эстрадный жанр требует особой концентрации сил по всем направлениям.
Эстрада, как искусство синтезированное вобрало в себя различные жанры – инструментальную музыку и вокал, танец и кино, поэзию и живопись, театр и цирк. Всё это смешавшись, как амальгама, зажило своей самостоятельной жизнью, обратившись в чёткие законченные жанровые формы, которые не устают синтезировать и, по сей день, рождая что-то новое, не имевшее место быть. Эстрадное искусство подобно огромному древу с великим множеством веточек – жанров, которые, вырастая, окрепнув, пускают новые побеги-стили.
«Эстрадное искусство объединяет разножанровые разновидности, общность которых заключается в лёгкой приспособляемости к различным действиям публичной демонстрации, в кратковременности действия, в концентрированности его художественных выразительных средств, содействующей яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, а в области жанров, связанных с живым словом, - в злободневности, острой общественно – политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры и публицистики. Это качество является особенно ценным и в то же время специфичным именно для эстрады» [1].
Сохранять истоки, отражать сегодняшний день и смотреть в будущее – это, пожалуй, то, что движет эстрадным искусством, что не дает стоять ему на месте. Возможно, поэтому так сложно отследить историю становления и развития данного направления, при всей своей доступности и простоте этот вид искусства очень мало изучен. «Для более глубокого понимания роли эстрадного искусства необходимо знание истории возникновения эстрадных жанров, процесса становления этого искусства» [2].
В начале ХХ-века, А.В.Луначарский в своей статье «Об эстраде» писал, что задача эстрадного искусства «по возможности отвечать немедленно на злободневные события, по своей политической заостренности эстрада имеет большие преимущества перед театром, кино и серьезной литературой», так как последняя «требует большего времени для подготовки своей продукции, по основной своей форме значительно тяжеловеснее легкокрылой и жалящей, как оса, эстрадной песенки или куплетной хроники».
С начала ХХ века эстрадная музыка находится под прицелом деятелей культуры и искусства, исследователей в различных областях знания, выступая как предмет неугасающих споров на страницах печатных изданий и в научных кругах. На протяжении всего пути развития эстрадного искусства отношение к нему было всегда не однозначным. В наши дни этот жанр воспринимается, как проявление массовой культуры, хотя один из важнейших компонентов в развитии данного направления и внесший огромный вклад в развитие популярной музыки – это джаз, его сложно назвать массовым искусством, это жанр для подготовленного и искушенного слушателя.
Популярная музыка является неким зеркалом эпохи, в которую она родилась, она всегда шагает в ногу с прогрессом, в какое время бы не существовал. В наши дни так же актуально отражение жизни общества через призму искусства, современное эстрадное искусство находится в постоянном поиске новых выразительных средств, которые смогут обогатить язык эстрадных жанров и помогут проникнуть в сердца зрителя. «В переходные периоды рождается новая интонационная сфера, порождающая, в свою очередь, новые приемы формообразования» [3].
«Конец ХХ в. – это итог столетия, итог тысячелетия, итог напряженного пути, где искусство играет весьма значительную роль. Стиль эпохи – это биение сердца, быстрое или медленное, ее пристрастия, ее идеалы, ее подвиги, ее преступления, ее открытия, ее заблуждения, ее догмы, ее поиски, ее кумиры, их восхождение и падение. У каждой эпохи свой бег времени: размеренно-неторопливый – и тогда жизнь поколения стабильна, несуетна, потомки мало отличаются от своих предков. Парадокс заключается в том, что чем спокойнее и неторопливее, а, следовательно, лучше для обычного человека жизнь, тем менее она насыщена и интересна для будущего исследователя, и именно крайне неблагополучные эпохи, принесшие страшные страдания для человечества, дали искусству величайшие образцы человеческого гения». Технический прогресс, как никогда, сделал огромный рывок в ХХ веке, что в свою очередь дало безграничные возможности в развитии и популяризации эстрадной музыки.
«Поиск новых форм – основное направление, по которому развивается искусство ХХ в.». Это касается и эстрадного искусства. «Пути взаимодействия «старого» и «нового» в искусстве ХХ в. <…> Пути эти – в поиске равновесия в антитезе; поиск новых синтезов, интегративные устремления искусства пронизывают весь ХХ в. Пересечения на путях развития искусства, будь то музыка, литература, живопись, скульптура или театр, позволяют говорить об общих жанрово-стилевых тенденциях развития» [3].
«Эстрада – одно из самых массовых, самых «все проникающих» искусств. Сейчас, когда эстрада тесно связана с другими искусствами (кино, театром, цирком, телевидением), особое значение приобретают поиски новых средств выразительности, которые обогащают язык современной эстрады и следовательно усиливают её воздействие на зрителя».
Эстрадное искусство никогда не стоит на месте, оно всегда в движении к будущему – эта одна из его главных особенностей. «Эстрада и современность – понятия нерасторжимые. Эстрадное искусство оправдывает своё назначение только в том случае, если является отражением жизни народа, если пульс эстрады бьется в унисон с пульсом времени. Именно в связи с этим и следует рассматривать воспитательное назначение эстрады» [2].
Литература:
Кузнецов, Е.М. Из прошлого русской эстрады./ Е.М. Кузнецов. – М., 1957. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учебник для студентов театральных высших учебных заведений. Изд. 3-е, исправленное. / И.Г. Шароев. – М.: РАТИ – ГИТИС, 2009. Щербакова, А.И. Художественное пространство культуры: музыка и музыкальное образование: Учеб. Пособие / А.И. Щербакова. – М.: РГСУ, 2010.
Педагогические науки Алифиров Анатолий Иванович
Аспирант кафедры физического воспитания и спорта
Специальность: 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»
Научный руководитель: д.пед.н., профессор Чешихина В.В.
|
|
|