Главная страница
Навигация по странице:

  • Слуцкая Ирина Ильинична

  • Доклад. Семинара Первые шаги в науке исследовательская работа молодого учёного


    Скачать 2.65 Mb.
    НазваниеСеминара Первые шаги в науке исследовательская работа молодого учёного
    АнкорДоклад
    Дата09.11.2022
    Размер2.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаnom-n3-78_1_7.doc
    ТипСеминар
    #779188
    страница5 из 55
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

    Педагогические инновации в современном музыкальном образовании


    Аннотация: В настоящей статье рассматриваются педагогические инновации в современном музыкальном образовании.

    Ключевые слова: музыкальное образование, педагогические инновации.

    В современной образовательной системе все большее значение приобретает соответствие учебного процесса требованиям времени. Особое внимание уделяется обеспечению технической стороны обучения. Современный педагог должен уметь применять компьютерные возможности в учебном процессе. История компьютеризированного обучения берет свое начало с того времени, когда в США в конце 1950-х гг. появились первые автоматизированные обучающие системы (АОС).

    В России в 1963 году П.В.Лобанов разработал и сконструировал первые образцы обучающих машин. В Государственном музыкальном педагогическом институте имени Гнесиных был открыт автоматизированный класс музыкального обучения и создано множество программ по различным дисциплинам.

    В 1972 году в университете Миннесоты начала проводить свои исследования Д. Гросс: она разработала ряд компьютерных программ, содержащих упражнения по теории музыки и сольфеджио (развитие ритмического слуха, определение гармонической последовательности и написание музыкального диктанта).

    В 1973 году группа ученых Стенфордского университета приступила к проведению экспериментов по внедрению компьютера в обучение музыке, касавшихся главным образом формирования и развития слуховых навыков.

    В 1974 году в Делаварском университете была создана автоматизированная обучающая система GUIDO, предназначенная для формирования слуховых навыков. Эксперименты по её практическому применению проводились Ф.Т. Хофстеттером, исследовавшим как отдельные стороны развития музыкального слуха – распознавание по слуху ритмических рисунков, интервалов, отдельных аккордов и гармонических последовательностей, – так и формирование слуховых навыков в целом. Кроме того, он изучал влияние компьютерных обучающих игр на повышение эффективности обучения.

    В начале 1980-х зарубежные исследователи вышли на новый уровень понимания проблемы компьютеризации музыкального образования. Многочисленные эксперименты подтвердили эффективность новой обучающей технологии и дали положительный ответ на вопрос о целесообразности использования компьютера в обучении музыке. С этого момента изменились приоритеты в дальнейших исследованиях. Теперь пристальное внимание исследователей обратилось на педагогические технологии компьютерного обучения, при разработке программного продукта стали учитываться дидактические факторы.

    Проблемам проектирования обучающих программ для развития музыкального слуха с учетом дидактических требований посвятили ряд работ канадские ученые Р.Вуд и П.Дж. Клементс. Методы обучения детей элементам музыкальной речи при помощи языка программирования Лого были предложены И.Бо.

    В СССР первые персональные компьютеры поступили в учебные заведения лишь в начале 1980-х, широкая компьютеризация образовательных учреждений, в том числе и музыкальных, началась только в середине 1980-х гг. Практический опыт использования компьютера в обучении музыке в данный период не существовал.

    На западе к концу 1980-х процесс компьютеризации образования резко активизировался. В это время заметен стремительный рост количества обучающих программ. Активную работу в этой области вели США и Германия.

    Так, например, Дж.Дж. Хесс описывает проводившийся в университете штата Северное Колорадо эксперимент по использованию тренировочных компьютерных программ для формирования у студентов первого курса слуховых навыков на уроках по теории музыки.

    Но, лишь в немногих научных исследованиях предпринималась попытка приподняться над описанием частных методик и отдельных экспериментов и рассмотреть некоторые общие проблемы компьютеризации музыкального образования.

    В настоящее время в России наибольшую известность получили разработки педагогов и сотрудников Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, которые участвуют в создании музыкальных образовательных компьютерных программ, например таких как «Джоаккино Россини» (DS Multimedia Productions), «Фридерик Шопен», «Энциклопедия музыкальных инструментов» и т.п. В вычислительном центре консерватории, образованном в 1991 г., Ю.Н.Рагсом и А.В.Харуто проводились акустические исследования (в том числе и с помощью созданной в ВЦ МГК программы Notator).

    Еще в пятидесятые годы двадцатого века в США велась работа по разработке принципов построения обучающих компьютерных программ.

    Первые опыты в этом направлении были созданы Б.Ф.Скиннером1. Он разработал принципы построения линейных обучающих программ:

    1) принцип малых шагов — учебный материал делится на малые части (порции), чтобы ученикам не нужно было затрачивать много усилий для их овладения;

    2) принцип низкого уровня трудности порций — уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов учащегося на большинство вопросов. Благодаря этому учащийся постоянно получает положительное подкрепление при работе с обучающей программой. По Скиннеру доля ошибочных ответов учащегося не должна превышать 5 %;

    3) принцип открытых вопросов — Скиннер рекомендовал использовать для проверки усвоения порций вопросы открытого типа (ввод текста), а не выбор из множества готовых вариантов ответа, утверждая при этом, что «даже энергичное исправление ошибочного ответа и подкрепление правильного не предотвращают возникновение словесных и предметных ассоциаций, рождающихся при чтении ошибочных ответов»;

    4) принцип немедленного подтверждения правильности ответа — после ответа на поставленный вопрос учащийся имеет возможность проверить правильность ответа; если ответ все же окажется неверным, учащийся принимает этот факт к сведению и переходит к следующей порции, как и в случае верного ответа;

    5) принцип индивидуализации темпа учения — учащийся работает в оптимальном для себя темпе;

    6) принцип дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами;

    7) принцип единообразного хода инструментального учения — не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от способностей и наклонностей учащихся. Вся разница между учениками будет выражаться лишь продолжительностью прохождения программ. К концу программы они придут одним и тем же путем.

    В 1960 году американский ученый Н.А.Краудер2 выпустил программу «AutoTutor», построенную на основе идеи разветвлённого программированного обучения, о которой ранее он писал в учебниках «Tutor Text». Позже, будучи профессором Иллинойского Технического Колледжа, Норман основал компанию «Crowder Scientific Company» для реализации своих идей компьютерного обучения.

    Основным отличием подхода, разработанного Норманом Краудером в 1960 году, является введение индивидуальных путей прохождения по учебному материалу. Путь для каждого учащегося определяет сама программа в процессе обучения, основываясь на ответах учащихся. Н. А. Краудер заложил следующие принципы в свою концепцию:

    1) сложность порций поверхностного уровня и их упрощение при углублении — учебный материал выдается обучаемому сравнительно большими порциями, и ставятся достаточно трудные вопросы. Если учащийся неспособен справиться с такой подачей материала (что определяется по неправильному ответу), то учащийся переходит к порции более глубоко уровня, которая проще;

    2) использование закрытых вопросов — в каждой порции учащемуся предлагается ответить на вопрос, выбрав один из вариантов ответа. Только один вариант ответа является правильным и ведёт к следующей порции того же уровня. Неправильные ответы пересылают ученика в порции более глубокого уровня, в которых подробнее объясняется («разжёвывается»)тот же материал;

    3) наличие разъяснений по каждому варианту ответа — если учащийся выбирает ответ, программа объясняет ему, в чём он ошибся, перед тем, как перейти к следующей порции. Если ученик выбрал правильный ответ, программа поясняет правильность этого ответа, перед тем, как перейти к следующей порции;

    4) дифференцированный ход инструментального учения — разные учащиеся пройдут обучение различными путями.

    Программы, создаваемые на основе разветвленного алгоритма Краудера, по своим функциональным свойствам отличались от своих предшественниц, что привело к появлению первых классификаций компьютерных обучающих программ.

    Как проходит тренировка слуха? Программа выбирает какой-либо музыкальный элемент, например аккорд, играет его и просит определить на слух. Набор аккордов для тренировки можно выбрать самостоятельно или воспользоваться готовыми упражнениями программы. Аккорды выбираются случайным образом, поэтому тренировка даже с двумя аккордами может продолжаться, сколько угодно долго. То же самое справедливо и для других элементов: интервалов, ладов, мелодий.

    По окончании упражнения программа выводит результаты и показывает допущенные ошибки. Многие программы позволяют хранить результаты и давать статистику правильных ответов, на основании которой можно следить за собственным прогрессом. В некоторых из программ есть также виртуальный «учитель» и заранее готовый курс упражнений, от начальных до самых сложных. При этом «учитель» контролирует прохождение курса и дает советы — стоит ли перейти на новый уровень, повторить текущий или даже вернуться к предыдущему.

    В упражнениях существуют шесть возможных способов ответов.

    1. Первый — виртуальный: на экране нарисовано изображение клавиатуры фортепиано или грифа гитары, ответ вводится щелчком мыши по клавиатуре или грифу.

    2. Второй способ заключается в использовании компьютерной клавиатуры.

    3. Третий способ — нотный, ответы "пишутся" мышью на экранном нотном стане с помощью инструмента, напоминающего карандаш.

    4. Четвертый — поименный: ответы выбираются из предлагаемых вариантов.

    5. Пятый способ заключается в использовании внешнего MIDI-контроллера (клавиатуры, электронных ударных и т. п.).

    6. Шестой способ — «микрофонный», когда ответы пропеваются голосом или проигрываются на акустическом музыкальном инструменте, а программа в реальном времени производит анализ высоты тона или ритмической структуры сигнала.

    Для каждого типа упражнений больше подходит один из способов. В идеале хорошо иметь MIDI-клавиатуру для ввода аккордов, электронные ударные для ритмических упражнений и микрофон для пропевания интервалов или мелодий. Поименный способ хорош для тех упражнений, где нужно выбрать один ответ из двух или нескольких возможных, например, "да или нет", "больше/меньше", "ниже/выше", "трезвучие, секстаккорд или септаккорд".

    Особо хочется отметить способ ввода ответа посредством микрофона («микрофонный» способ). Для ввода ответа голосом не нужны дорогие микрофоны, подойдет микрофон любого типа (электретный, динамический, конденсаторный).

    Большинство программ выпускаются в вариантах для PC и Macintosh, но есть даже онлайновые варианты, основанные на Java-апплетах — есть возможность зайти на соответствующий сайт и тренироваться.

    Системные требования программ скромны: процессор Pentium и выше, несколько мегабайт на жестком диске, любая из версий Windows и любая звуковая плата с MIDI-интерфейсом и встроенным синтезатором. Все программы позволяют использовать для ответов MIDI-контроллер, а некоторые программы - микрофон и собственный голос.

    При помощи компьютерных программ можно интенсифицировать процесс развития музыкального слуха у детей, студентов или просто желающих заниматься музыкой. Подобные программы, созданные для развития музыкального слуха, могут выступать в качестве дополнительного источника тренировочных упражнений и теоретических заданий для самостоятельной подготовки обучающихся. Встречаясь с педагогом по сольфеджио раз в неделю, учащийся может получать объем заданий и работать самостоятельно с компьютерным «учителем» такое количество времени, которое будет необходимо для наработки тех или иных музыкально-слуховых навыков. Компьютер не заменит живого педагога, но может стать хорошим «помощником» в процессе развития музыкального слуха.

    Литература:

    1. Живайкин, П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ. Спб., 1999. - 624с.

    2. Зарипов, Р.Х. Кибернетика и музыка. М., 1971. - 235 с.

    3. Полозов, С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та,2002.-208с.

    4. Харуто, А.В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учеб. пособие по теоретическому курсу для студ. и аспир. муз. вуза. М.:Московская государственная консерватория,2000. - 378 с.

    5. Федоров, А. Тренировка слуха. Сравнение программ для тренировки слуха. 2003. /http://www.muzoborudovanie.ru/articles/ear/eartraining.php


    Слуцкая Ирина Ильинична

    Аспирантка кафедры социологии и философии культуры

    Специальность: 24.00.01 Теория и история культуры

    Научный руководитель: д. пед. н., профессор Щербакова А.И.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55


    написать администратору сайта