Доклад. Семинара Первые шаги в науке исследовательская работа молодого учёного
Скачать 2.65 Mb.
|
Состояние и проблемы художественной гимнастики в системе физической подготовки детей и юношества обзор трудов зарубежных ученыхАннотация: Обсуждение перспектив физкультурного развития детей и молодых людей в работах зарубежных авторов является относительно недавним. Исходя из этого, предметом нашего размышления являются возможности художественной гимнастики по обеспечению физического развития молодого поколения. Для своего исследования автор использует различные зарубежные теории и методологию, а также педагогические концепции Физкультуры. Также рассматриваются национальные параметры Физической культуры. В качестве исследовательского поля установлена историческая эволюция европейских гимнастических движений и мировой Олимпийский контекст развития гимнастики. Относительно выявления перспектив развития художественной гимнастики, автор сосредоточился на том, чтобы исследовать её как содержание, методику и форму физического развития детей и молодых людей. Ключевые слова: художественная гимнастика, физическая подготовка, дети, молодёжь. Целью данной статьи является рассмотрение художественной гимнастики в системе физической подготовки детей и юношества в контексте ее состояния, проблем и перспектив развития. Прежде всего, необходимо отметить, что развитие физкультуры, вообще, и систем физической подготовки подрастающего поколения, в частности, в большинстве национальных культурно-образовательных систем характеризовалось длительной борьбой за признание самоценности физкультуры и целенаправленного формирования здорового образа жизни детей и юношества посредством именно самой художественной гимнастики, а не функционирования ее в качестве упрощённой модели военно-спортивной подготовки. Однако, несмотря на усовершенствования национальных концепций физкультуры и соответствующих им учебных планов, сохраняются многочисленные проблемы, анализ которых позволяет систематизировать их следующим образом, а именно: во-первых, прилагаемые усилия по сохранению традиций в физической культуре, национальных спортивных ценностях и спортивных образовательных приоритетах часто находятся в противоречии с быстро изменяющейся природой спортивных интересов подрастающего поколения и иерархией их жизненных ценностей. Эти противоречия выражаются в тенденциях, в условиях которых «стираются» гендерные различия, где агрессивные, боевые виды спорта, такие как культуризм, рэгби, бокс и борьба, а также всевозможные разновидности восточных единоборств (каратэ, тайквондо, джиу-джитсу и пр.) становятся всё более широким достоянием и профилирующим видом спорта не только для мальчиков (подростков, юношей), но и для девочек (девушек). Важный фактор здесь - постепенно увеличивающаяся склонность подрастающего поколения к рекреационно-ориентируемой моторной деятельности, которая растет вместе возрастом, и также, возрастающим интересом к тем моторным действиям, которые могут быть выполнены в относящихся к совместному обучению учреждениях. При этом имеются явные тенденции к переходу от релаксирующей рекреации в форме спокойного отдыха вне дома, туризма для получения новых позитивных впечатлений, к рекреации, направленной на выброс излишков энергии, в том числе и негативной, путём активных агрессивных действий. В сложившихся условиях, зарубежные исследователи всё чаще и чаще стремятся критически осмыслить возможности перевода этих видов активности в позитивное русло переходом от занятий агрессивными видами спорта к занятиям гимнастикой вообще и, в большей степени, художественной гимнастикой. Это направление исследований возникло не так давно, но в нём уже сформировались свои векторы. С одной стороны, это попытка осмыслить опыт развития художественной гимнастики в Европе, с другой стороны, это возможности и перспективы развития художественной гимнастики в системе Всемирного Олимпийского движения и, наконец, возможности её использования для решения задач физического развития молодого поколения и его направления в позитивные, а не негативные области. Художественная гимнастика, развиваясь, сохранила, в качестве своей важнейшей черты, связь с широкой областью художественного искусства, куда входит театр, музыка и танец. Автор, однако, подчеркивает, что на современном этапе художественная гимнастика несёт в себе двуединую цель спортивной подготовки команд, ориентированных на соревновательные выступления, не подменяющие собой цели использования её как педагогического средства физкультурного развития детей и юношества. Такая ситуация сложилась недавно. Ещё в 1960-ых годах, в связи с «волной» «спортивных шоу», педагогический аспект художественной гимнастики был отставлен в сторону, а все усилия были направлены на конкурентный соревновательный аспект. В физкультурном развитии молодого поколения, таким образом, использование художественной гимнастики и физкультурно-педагогическая работа на её основе потеряла свою привлекательность. Дальнейшее увеличение ценности спорта в интересе к достижению хороших результатов стало настолько усиливаться, что занятия по физическому развитию подрастающего поколения были, местами, заменены чисто спортивной практикой подготовки к выступлениям. При этом, педагогические возможности художественной гимнастики выводились из поля зрения из-за акцента на шоу, показательные и эстетические аспекты гимнастической подготовки, превращая её в танцевальные гала-шоу. Таким образом, современное положение художественной гимнастики в нашем обществе можно охарактеризовать как двойственное. С одной стороны, это сохраняющая свою силу именно спортивно-олимпийская традиция, обладающая своей мощной теорией и методологией, с другой же стороны, это педагогическая традиция использования средств художественной гимнастики для физического развития молодого поколения. Такая ситуация складывается вследствие широкого распространения спортивных состязаний – чемпионатов и турниров по художественной гимнастике и, наряду с этим, широкого распространения её элементов на «низовом» уровне осуществления физической подготовки детей и юношества. Немаловажную роль здесь играют политические и стратегические интересы государственных органов и социальных учреждений, стремящихся их реализовать, используя ресурсы художественной гимнастики. Изложенное показывает, что физическая активность, в своей специфике, является результатом воздействия окружающей среды, которая сегодня неизменно подводит нас к уменьшению объёма чисто спортивной методологии и возрастанию роли художественной гимнастики в повышении физической готовности и улучшении здоровья людей. В этом контексте, История Спорта методологически обусловлена традиционными парадигмами, которые все еще живы прямо или косвенно. Они не изменяются внезапно, их трудно забыть, трудно и преодолеть. Тем не менее, необходимо понять, что современный спорт является культурным явлением, реализующимся в различных вариантах. И одним из них, имеющим законное право на своё существование, является его ипостась как средства эффективного обеспечения физического развития детей и юношества. При этом цель подготовки гимнастов художественного направления высших разрядов отходит здесь на второй план, а сам спорт рассматривается как социокультурное явление, а не профиль профессиональной специализации гражданина. Существующая сегодня педагогическая практика формирования физической подготовки детей и юношества заключается в обучении их различным видам спорта с последующей специализацией в каком-либо одном. В основе этой системы лежит подготовка на классных занятиях физической культурой, посвящённых конкретному виду спорта, формирование конкурентоспособных команд или подготовка отдельных гимнасток. При этом, художественная гимнастика редко указывается в содержании подготовки, которое будет использоваться на практике, но даже те, кто и указывает её как одно из направлений, практически не работают с её содержанием на уроках. Анализируя сложившуюся ситуацию, Л. Кавальканти, считает её непостижимой, когда богатейшее содержание художественной гимнастики, объединяющей в себе сегодня мир танца, собственно спорт, цирк, и, особенно, гимнастику, как средство физического развития, позволяющее при этом, компоновать их в бесконечном количестве вариантов, отставлено в сторону и практически не используется. В свою очередь Е. Кунц, проанализировав современное состояние распространения и использования различных видов спорта для физического развития молодого поколения, констатировал господство концепции «технического спорта». Эта концепция рассматривает важность физического развития детей и юношества как средства выявления спортивно одарённых людей, переоценивая именно селекционную работу и, следовательно, предопределяя этим результат. Автор предупреждает, что такая концепция сегодня, несомненно, преобладает в пределах школы и внешкольных спортивных учреждений, выступающих полем поиска талантливых спортсменов и работающих под стандарты большого спорта. [ В свою очередь, А. Бетанкур поощряет наличие этой концепции в школе, утверждая, что художественная гимнастика «почти всегда, была государственным и политическим видом спорта, изучение которой осуществлялось для повышения конкурентоспособности и больших выступление, а не для повышения уровня физического развития детей и юношества. Сказанное заставляет нас полагать, что парадигма традиционного спорта не учитывает текущие общественные предпочтения. Сегодня многие родители видят своих детей развитыми и духовно, и физически, но не связавшими свою жизнь с профессиональным спортом. Следовательно, необходимо создать такие модели физической активности в плане спорта, которые позволяли бы вести подготовку групп гимнасток на достойном уровне, но не предусматривали бы чисто спортивной направленности, выражающейся в командной конкурентной борьбе и пр. Такое заявление требует формирования новых подходов к обучению. В их условиях оно должно строиться творчески и, во многом, основываться на ожиданиях учащихся, а не требованиях «большого спорта». Основываясь на этом, К. Порпино утверждает, что физическое развитие детей и юношества средствами гимнастики вообще и художественной гимнастики в частности, не сводится к применению строгой программы обучения с дотошными планами, которые предусматривают конкретные результаты, основанные на моделях и показателях международных спортивных организаций. Эффективность обучения при этом не снижается и существует возможность развить определенные способности и достигнуть определенных спортивно-технических навыков. Тем не менее, нельзя отбрасывать и соревновательную спортивно-состязательную практику. Целесообразным, на взгляд автора, выступает её использование в пределах, необходимых для активизации и повышения мотивации к занятиям. Именно в этом ключе обучение детей и юношества художественной гимнастике может принести и большую социальную пользу внедрением здорового образа жизни и повышением физической подготовки и эстетического развития. Таким образом, центральным вопросом сегодня выступает необходимость осмысления возможностей использования художественной гимнастики в системе физической подготовки детей и юношества с обязательным рассмотрением не только спортивно-методологического, но и социокультурного аспекта проблемы. Для достижения поставленной цели, в качестве теории и методологии исследования, целесообразно использовать педагогические концепции физического воспитания, а также, системный подход, обусловленный триединым анализом положения художественной гимнастики в нашей стране, европейским гимнастическим движением и мировым Олимпийским контекстом. Предложенный системный подход к исследованию даст возможность адаптировать методики спорта высших достижений художественной гимнастики к использованию для повышения физической подготовки детей и юношества. Для придания цельности этому подходу в основу системы подготовки планируется поместить физкультурно-эстетическую составляющую, а не профессионально-спортивную. Автор считает, что краткий обзор проблемы, представленный здесь, станет основанием для дальнейшего исследования, где одним из центральных вопросов станет преодоление узкой спортивной методологии в той её части, где господствуют селективные подходы и практики. И, напротив, формирование системы физкультурно-спортивной подготовки, основанной на всестороннем изучении мнения учащихся, что поможет составить богатые образовательные принципы новой системы подготовки. При этом подготовка в новой системе может быть реализована не теряя репертуара движений, бросая вызов аппаратной обработке и делая ставку на выразительные художественные аспекты в их связи с использованием музыки и серийного состава движений. Как отмечено выше, здесь обосновывается тезис о том, что система физической подготовки детей и юношества, используя художественную гимнастику как основное содержание, может сформировать физически и психически здоровое молодое поколение в подлинном и постоянном смысле. Таким образом, молодёжь будет обладать крепким здоровьем и знаниями комплексов специальных движений основанных на эстетическом чувстве прекрасного, а не агрессивных двигательных стереотипах гипермаскулинного типа. Рассматривая историческую эволюцию художественной гимнастики как явления, мы убедимся, что вся она практически и представляет собой путь её развития как средства обеспечения физической подготовки подрастающего поколения и молодёжи. Собственно источником её возникновения, в современном нашем понимании, является Европейская гимнастическая школа, получившая своё бурное развитие в XIX столетии. Именно в её рамках были сформированы различные комплексы упражнений, способные обеспечить, прежде всего, сохранение и развитие здоровья детей и юношества, повышения их жизненной энергетики и привитие им физических способностей противостоять вызовам окружающего мира. Эти задачи решались европейской школой физического образования достаточно давно. Одним из первых здесь выступил теоретик физической подготовки Ф. Аморос (1770-1847), сделавший упор в своей гимнастической системе на военно-спортивную её разновидность. Этим же путём, но немного позднее, пойдёт и чешский спортивный педагог М. Тырш (1832–1884), предложивший «сокольскую систему». Однако, развитие гимнастики в широком смысле этого понятия в тогдашней Европе не ограничивалось именно военной традицией. Существовала, прежде всего, в быту народных масс, широкая практика использования танцевальных движений для физического развития подростков и молодёжи. При этом было замечено, что танцы, при их громадном разнообразии у европейских народов, способны обеспечить физическое развитие не хуже, чем военные системы, но, в тоже время, не несут в себе агрессивного наполнения. Они, напротив, формируют у молодёжи чувство прекрасного. При этом, наиболее полно в современной художественной гимнастике, нашли своё отражение двигательные стереотипы немецкой национальной танцевальной и гимнастической школы. Теоретическую основу этого подхода к организации физического воспитания подростков и молодёжи составили тогда работы И.Б. Базедова (1724-1790) и К.Г. Зальцманна (1744–1811), обосновавших фундаментальные утверждения о необходимости разработки и использования гимнастических упражнений для формирования не только физически, но и морально-этически развитого человека, что также было утверждено и в трудах Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Основателем немецкой национальной школы гимнастики, в современном нам понимании, считается И.К.Ф. Гутс-Мутс (1759-1839). В своих работах он обосновывал, что гимнастика должна ежедневно преподаваться всем (мужчинам, женщинам, детям, юношам и девушкам, а также – пожилым согражданам) и стать «фундаментальным образовательным средством для страны, инструментом распространения гигиенических знаний и заботы о теле и месте для жизни». Однако, прошедшая франко-прусская война, закончившаяся поражением немцев в 1806 году, задушила начинания Гутс-Мутса на их изначальном уровне, так сказать «на корню», ибо их просто не воспринимали в тогдашней социально-общественной и педагогической обстановке. Но, в тоже время, эти разработки легли в основу начала новой гимнастической системе, автором которой выступил Ф.Л. Ян (1778–1852)- создатель системы «турнен». Отстаивая в своей системе принцип сообразности природе и обществу, он предлагал различные гимнастические комплексы для различных случаев. В ней были и военно-спортивные, и танцевально-эстетические наборы движений, которые были сформированы с целью развития ловкости, силы и здоровья занимающихся, но осуществлять это предписывалось с учётом физических и анатомических (половых) особенностей учащихся. При этом необходимо отметить, что, по мнению М.П. Сантуса, «турнен» не есть система именно школьного физического развития, так как она имеет более широкий спектр применения. Сам создатель рассматривал её как систему физических упражнений для масс. Эту же линию продолжил и Адольф Списс, объединивший «турнен» с педагогическими идеями И.Г. Песталоцци (1746-1827). Именно в его интерпретации появилось чёткое программирование целей физического развития и определение путей их достижения посредством специальных занятий. Возникновение современной художественной гимнастики, первоначально, проходило под влиянием ряда видов искусства: танца, театра и музыки. В исполнительских видах искусства, для художественной гимнастики, мы подчеркиваем идеи Франсуа Дельзарта (Франция); в танце - Айсидоры Дункан (США) и Рудольфа фон Лейбана (Австро-Венгрия). Эмиль Жак Далькроз (Швейцария) был также выдающимся основоположником современной художественной гимнастики, хоть и развивал собственное самостоятельное направление - ритмику. Именно он провёл существующее сегодня разделение на образовательно-гимнастические и собственно спортивно-гимнастические разделы, уделив пристальное внимание развитию именно образовательных вопросов. Необходимо отметить, что вклад, сделанный самыми разными исследователями, теоретиками и практиками до Далькроза, представлял, по существу, именно гимнастическое содержание системы подготовки. Окончательно же создателем системы, которая определила различия между гимнастикой и танцем, выступил Рудольф Боуд. Именно ему удалось уйти от стереотипно военизированных движений в гимнастических комплексах и заложить основы перехода от «муштры» к аналитическому построению занятия в его чёткой связи с анатомической и физиологической природой занимающихся. Он создал систему упражнений тела, основанную не столько на количестве тех или иных движений, сколько на гимнастической природе естественных или гимнастических движений. Другой важной фигурой для истории художественной гимнастики стал Генрих Мидоу (1890-1974). Именно он ввёл в пользование гимнастический аппарат, то есть, предметы, с которыми и по сей день выступают гимнастки, а именно: шар (мяч), скакалку, ленту и обруч, а также, систематизировал комплексы упражнений с ними. Он полагал, что упражнения с такими предметами могут принести пользу естественному выражению движения, выявляя его природу в ритмичности и быстроте. При этом, центром его системы был «вопрос обращения внимания на дыхание и того как использовать технические и методологические принципы (например, импровизации), и как можно улучшить ритм движений, хлопая и шагая». Художественная гимнастика, таким образом, именно в ХХ веке начинает формироваться как физкультурно-спортивная практика тела при использовании определенных методов и элементов. Однако, она, следуя за развитием и интеграционными процессами в пределах педагогики и спортивной конкурентоспособности, стремилась к выработке особенностей, которые бы четко определили её идентичность. Фонд Международной Лиги Современной Гимнастики, начиная с 1950-х гг., способствовал развитию художественной гимнастики вообще, чтобы не дать аспекту спортивной конкуренции и борьбы занять господствующие позиции в мировом гимнастическом движении. Десять лет спустя художественная гимнастика была признана Международной Федерацией Гимнастики независимым видом современного спорта. Тем не менее, только в 1968 году, элементы трудности и техника определенного вида были урегулированы, кроме того, было решено использование гимнастического аппарата - мяч, обруч и скакалка. Лента была введена впоследствии, в 1971году, а булавы - с 1973 года. В настоящее время художественную гимнастику во всем мире знают как полностью женский вид спорта, выполняемый с пятью предметами (скакалка, мяч, обруч, лента и булавы). Официальные соревнования включают в себя широкий спектр дисциплин исполнения последовательностей движений, включая: свободную технику; упражнения с предметами; свободные показательные комплексы. Такая последовательность может быть реализована индивидуально или пятью гимнастами. Этими положениями управляет кодекс правил, установленных Международной Федерацией Гимнастики. Он же, одновременно, определяет системы оценки определенных дисциплин и элементов художественной гимнастики. Рассматривая физкультурно-спортивную подготовку детей и молодёжи, необходимо отметить, что изначально она и заключалась в гимнастике. Во второй половине ХХ века все занятия по физической подготовке именовались гимнастическими. И только со временем появился устоявшийся в современном мире термин физическая культура. Его появление было продиктовано стремлением охватить в одном термине большинство или все виды физической активности, применяемые для обеспечения развития детей и юношества. Немаловажно для нашей статьи, отметить факт того, что появление этого термина было обусловлено в 1930-х гг. также ещё и тем, что тогда основой физического развития детей и молодёжи рассматривалась именно гигиенистическая составляющая, а не спортивная. В 30-х годах двадцатого века и вплоть до 1945 года, в условиях господства милитаризма, теоретическое и методологическое основание физкультурного развития подрастающего поколения было возвращено на военные рельсы. Поэтому говорить о возрождении спортивного и физкультурно-педагогического профиля использования гимнастики вообще и возрождении именно художественной гимнастики как средства физического развития детей и молодёжи, мы можем применительно к 50-м годам прошлого века. В это же время возникает новая общественная концепция физического развития, в которой оно становилось важным компонентом образа жизни человека, а не только средством оздоровления или военно-физической подготовки. В рамках этой концепции подчеркивалась польза занятий гимнастикой как таковой для образовательного процесса. Тем не менее, отказа от военно-физкультурных компонентов, несмотря на появление такой концепции, не происходило ещё долго. Широкое распространение в 50-х и позже в 60-х гг. прошлого столетия получили системы физвоспитания, основанные на применении художественной гимнастики, авторство которых принадлежит таким специалисткам как Маргарет Фролих (Margareth Frohlich, Австрия - Die Nationale Schule für die Leibeserziehung und Sportarten (Национальная школа физического образолвания и спорта), Эрика Саур (Erica Saur, Бразилия Ginástica Rítmica Escolar Ass. (Ассоциация школ художественной гимнастики) и Илона Пойкер (Ilona Peuker, Венгрия - United Group for Gymnastics (Объединённые гимнастические группы). Благодаря именно этим специалистам, в современном спортивном мире, художественная гимнастика заняла своё место в системе физической подготовки. Их же работа обусловила постановку более осознанных целей физического развития молодого поколения, которые включали в себя и оздоровительные, и эстетические и спортивно-состязательные компоненты. Тем не менее, педагогическая методика использования художественной гимнастики как средства физического развития подростков и молодёжи, была ещё не развита и находилась на уровне XIX века. Она основывалась на механическом повторении учениками движений за учителем, что было заложено ещё в системе «турнен». Большое влияние в ней сразу стал приобретать «Метод объединённых спортивных соревнований», где оценка подготовки учеников велась именно соревновательными методами, тогда как оздоровление и уровень развития эстетического движения отходил на второй план. Фактически, этот метод стал предтечей конкурентного спорта, об эпохе которого автор пишет выше. В начале 80-х годов ХХ века, критические перспективы физического развития подрастающего поколения были подвергнуты широкому обсуждению. По его ходу спортивно-конкурентная модель использования художественной гимнастики была подвергнута критике. С другой стороны, её возможности как средства комплексного развития (физического, гигиенического, эстетического) подростков и молодёжи было исследовано академической наукой. Это привело к пересмотру теоретических представлений о сущности физического воспитания детей и молодёжи. Рассматривая физическое воспитание подрастающего поколения как строго научное поле, на первый план тогда вышли две основных концепции использования видов спорта: *Первая концепция – концепция «превосходства». * Вторая концепция – концепция «эмансипации». В рамках первой концепции отстаивалось превосходящее значение физического воспитания над другими видами воспитания молодого поколения (художественного, трудового и пр.), так как именно оно наиболее необходимо для успешного осуществления жизни в дальнейшем. Во второй концепции физическое развитие рассматривалось как важное средство подготовки молодого поколения для вхождения в мир взрослых людей, развития у них необходимых качеств и привития им необходимых стереотипов поведения. Обобщая осмысление этих концепций необходимо отметить, что важность использования художественной гимнастики по ходу развития физкультурного воспитания молодого поколения может быть выделена на всех этапах исторического развития как на национальном, так и на международном уровне. При этом вектор развития использования художественной гимнастики в физическом воспитании детей и молодёжи постоянно приводил к необходимости обращения отнюдь не к спортивно-конкурентным, а к физкультурным и эстетическим ее компонентам. При этом ориентируя учащегося не на достижение высоких результатов, а на выработку культуры движения. Художественная гимнастика способна заложить в нём универсальные основы для последующей специализации в большинстве видов спорта, включая борьбу и боевые искусства. Сегодня оценка возможности использования художественной гимнастики для физической подготовки детей и юношества осуществляется с позиций комплексного подхода. Он, с одной стороны, гласит, что физическое развитие должно стать частью повседневной жизни молодого поколения, но, при этом, не может быть оторвано от социо-культурного развития общества, учёта сексуальных ролей, которые принимают на себя сегодня подростки и молодые люди, предубеждение общества о том, что художественная гимнастика это исключительно женский вид гимнастики, неспособность учеников освоить некоторые элементы, «старый» возраст для занятий художественной гимнастикой как спортом высших достижений, состояние здоровья учащихся и многое другое. Такое направление осмысления роли художественной гимнастики в формировании здорового и физически развитого молодого поколения принуждает нас учитывать эти и многие другие факторы в организации занятий с учащимися. Изложенный подход потребовал дидактического обновления системы преподавания художественной гимнастики с учётом отказа от чисто спортивного метода преподавания с учётом сложности и динамики формирования и развития человека. Таким образом, оценка роли художественной гимнастики в формировании физически развитого молодого поколения сегодня значительно шире, нежели чем количественные подходы, в основе которых выполнение и фиксация нормативных нагрузок или победы на соревнованиях. Современный подход рассматривает процесс обучения и физического развития как открытый процесс, где осуществляется сотрудничество гимнаста (учащегося) и педагога (тренера). На взгляд автора данной статьи, в нем необходимо уйти от механистических схем простого повторения и воспроизведения движений и перейти к формированию целостной культуры движения, присущей всесторонне развитому молодому человеку. Развивая указанное направление, Уолтер Брачт предложил пересмотреть суть самого гимнастического движения как такового. Он предложил отказаться от чисто биологического или механистического подхода к гимнастическому движению и рассматривать его как эстетический, психологический и даже историко-культурный факт. Исходя из этого, если движение становится объектом обучения в проявлениях изменений конфигураций тела, такой факт не может быть оставлен вне учёта при занятиях художественной гимнастикой с детьми и молодёжью. Такой подход включает движения и действия, которые выражают уникальность чувств в жизни учащихся. Наряду с этим, он не исключает традиционных качеств, которые прививает спорт, таких как настойчивость и тренировочный опыт, но, в тоже время, заставляет их размышлять над такими принципами как, например, достоинство и справедливость, проявляющиеся в движениях на занятиях, а позже, переносимые в повседневную жизнь в категориях братства и солидарности. Этот же подход, по мнению Элеоноры Кунц, даёт возможность уйти от возобладавшей в современном спорте вообще и в художественной гимнастике, в частности, стереотипности и механистичности. Культура движения, о целесообразности выработки которой при занятиях художественной гимнастикой автор много писал выше, предполагает не стереотипность заучивания различных движений, а, напротив, выполнение его в как можно большем количестве вариантов. Стереотипический подход, который сегодня широко присутствует во многих методиках, принуждает преподавателей художественной гимнастики вводить не только стандартизированные движения, но и нормативы подготовки и, даже, стандартизировать эстетические особенности телосложения и биотипа учащихся, отсеивая всех, кто не подходит под данный стереотип. Такие стандарты сформированы на основе физических данных гимнасток, достигших высокого спортивного уровня и, как полагают приверженцы этого подхода, отобранные таким образом учащиеся намного быстрее дадут необходимый соревновательный результат. Рассматривая это, мы, неизбежно, приходим к вопросу о том, а необходимы ли такие строгие телесные и двигательные стандарты, если речь идёт не о спорте высших достижений, а о комплексном физическом развитии подрастающего поколения. Первое о чем здесь необходимо сказать, это то, что предустановленные правила и стереотипные движения, выработанные на основе результатов спортивных соревнований высокого уровня, практически не соответствуют образовательно-воспитательным принципам физкультурно-спортивной подготовки детей и молодёжи. А они, в свою очередь, сегодня видятся специалистам как формирование фундаментальной культуры движения для развития творческого потенциала молодых людей, основанного на социокультурных характеристиках среды. Рассматривая некоторые вопросы из изложенных выше более глубоко, необходимо отметить, что сегодня формирование молодого поколения находится под воздействием большого количества факторов. Одним из основных являются стандарты моды, задаваемые образцами, растиражированными в СМИ. Особенно ярко это проявляется применительно к физическому развитию молодёжи. Стандарты красоты и здоровья, выработанные обществом и распространённые в СМИ, обязательно должны найти своё место в занятиях художественной гимнастикой с учащимися, но не только будучи воплощёнными в движениях и упражнениях, но и в обсуждении, и в попытке их понять, и, в конечном итоге - осмыслить. Такая работа может способствовать осмыслению подростками и молодёжью современных культурно-эстетических ценностей и правильному пониманию этических вопросов в области профессионального спорта, а также, межполовых и межнациональных отношений. Освещение и обсуждение таких вопросов с учащимися приносит пользу ещё и в понимании того, что эстетика гимнастического основывается только на личных качествах тренирующегося, его усердии и упорстве, а не на благосостоянии, предубеждениях и дискриминации. Важнейшую роль играет здесь и последовательное узнавание ценностей демократической спортивной этики. В целом же, по мнению Элеоноры Кунц, занятия художественной гимнастикой должны сегодня быть направлены на борьбу с заблуждениями, ложными интересами и ложными пожеланиями, созданными и выстроенными современным информационным медиапространством и формированию мировоззрения, продиктованного социокультурной средой пространства, в котором и живут учащиеся. [9] Таким образом, при обучении художественной гимнастике учащихся необходимо рассматривать как равноправных субъектов в образовательном процессе, позволяя им «принять участие в социальной, культурной и спортивной жизни», обусловленной занятиями данного вида спорта. Это не означает, что каждый тренирующийся должен подвергать сомнению указания преподавателя, но проявляться именно в положительных чувствах, формируемых освоением элементов художественной гимнастики, где тренер и учащийся должны быть равными субъектами, равно получающими радость от овладения культурой и красотой движения. Наряду с этим учащиеся должны индивидуально постигать чувства каждого положения тела или жеста, или всё вместе взятое, осознать их, усвоить то, что «тот же самый жест порождает различные чувства в зависимости от того: кто его выполняет и как. Так, прыжки, например, могут представить самые различные возможности для каждого гимнастического предмета и способов их взаимодействия. Обучение различным прыжкам вообще находит своё применение на различных спортивных соревнованиях, таких, например, как легкая атлетика, спортивная аэробика, единоборства, фитнес, волейбол, и т.д. Изучение художественной гимнастики, таким образом, должно обеспечить развитие двигательных возможностей учащихся с использованием различных методов, приемов и средств обучения, чтобы они выработали как можно более высокую культуру движений в пределах своего диапазона возможностей. Не менее важным методологическим вопросом перспектив использования художественной гимнастики для обеспечения физического развития подрастающего поколения, является устоявшийся предрассудок о женскости и женственности художественной гимнастики. Это далеко не так. Художественная гимнастика, неся в себе громадный потенциал обучающего, развивающего и оздоровительного движения, выступает сегодня универсальной, в гендерном плане, системой. Ведь ни у кого не возникает сомнений в возможности женщинам заниматься единоборствами, например каратэ, акробатикой, спортивной аэробикой, танцами и женщины, и мужчины занимаются совместно. Поэтому, учитывая именно женскую гендерную направленность этого вида, требует глубокой проработки вопрос привлечения мужского состава на занятия и подготовки тренеров-преподавателей мужчин. Решение поставленных проблем С. Таффарел видит в применение креативных технологий на занятиях по художественной гимнастике. В этом направлении предлагается придать учащимся активные роли в пределах процесса обучения, чтобы они могли сами создавать свою гимнастику, учитывая свои особенности. При этом, здесь в работу включается ещё и такой фактор, как воображение, в значительной степени активизирующий и мотивирующий усердные занятия. Это означает, что преподаватели должны организовать работу таким образом, чтобы она позволяла учащимся мыслить и действовать творчески и самим приходить к решению определённых проблем. В этой манере тренеры могли бы составить процесс обучения, исключающий муштру и, заложенный ещё в немецком «турнен», так называемый «цук», производя позитивное знание и независимость. С другой стороны, здесь существует одно важное ограничение, призывающее нас дозировать креативность на занятиях и применять её к месту, без какого бы то ни было возведения в культ, что неизбежно превратит занятия художественной гимнастикой в хореографический клуб. Также, нам необходимо обратить внимание и на другой аспект преподавания художественной гимнастики. Это склонность к внешне эффектным движениям, например разновидным прыжкам, которые широко представлены в модных ныне дисциплинах, таких как паркур (фр. parkour), фриран (англ. freerun) и акрострит (англ. acrostreet). Такие движения обычно заметны и создают впечатление о высоком уровне физической готовности исполнителя, что отчасти справедливо, но не несут той оздоровительной нагрузки, которую мы находим в классических движениях художественной гимнастики. Решение о внесении в занятия таких элементов, равно как и эстетических элементов восточных искусств, в том числе и боевых, может быть принято с учётом мнения учащихся на основе опросов и бесед. Тем не менее, любые элементы, которые вносятся в занятия по художественной гимнастике и отрабатываются на них должны быть подчинены решению задач, которые ставятся в тренировочном процессе, а это, в данном случае, формирование здорового и физически подготовленного молодого поколения. Хотя, безусловно, по словам Целии Соарес «…учащиеся клубов и групп художественной гимнастики с большим увлечением осваивают все элементы, позволяющие им победить силу тяготения. Такой подход предусматривает целую программу прыжковых элементов, которая вызывает у учащихся любопытство, интерес, повышает их творческий потенциал и конструктивное отношение к занятиям». Тем не менее, основой художественной гимнастики и, безусловно, физической готовности детей и молодёжи к вступлению во взрослую жизнь, остаётся рутинная работа на еженедельных плановых тренировочных занятиях. При этом, по мнению зарубежных специалистов, собственно развивающие упражнения, упраженения по самостраховке (кувырки, безопасные падения) и упражнения с предметами, намного полезнее для решения поставленных задач нежели чем фляки, рандаты и прочие сложные элементы. Хотя никто не может отрицать повышения мотивации, которое происходит с освоением сложных элементов. Важным уточнением здесь будет выступать необходимость постепенности и перехода от простого к сложному, когда учащийся должен периодически испытывать моральное удовлетворение от освоения нового все более усложняющегося элемента, а не простого изучения набора движений, предназначенных для какого-либо показа. Важным стимулирующим моментом может выступать поиск самими учениками наиболее рационального способа тренировки и выполнения какого-либо элемента или движения. Наиболее быстро и ярко это проявляется в бросании и ловле предметов, где дополнительную активизацию этот процесс получает, когда в нём участвуют несколько гимнасток. Поиск ответов на такие вопросы как: Как мне бросить предмет так, чтобы у моего партнера было время, чтобы поймать его? Куда мне переместиться в настоящее время, когда предмет удаляется от моего тела? Как мне получить предмет обратно? …Именно на развитии этих умений и такого типа пространственного и временного мышления основана, например, методика Р. Жао, получившая название «Популярная художественная гимнастика». Как показывает практика, весьма существенный вклад для формирования здорового и развитого молодого поколения с применением художественной гимнастики, особенно, даёт использование дополнительных предметов, например, кроме традиционных больших скакалок, шаров, хула-хупов и лент, может быть предложено использование пластмассовых бутылок, заполненных водой и бамбуковых палок разной длины. Педагогическим обоснованием для того расширения предметной базы занятий, выступает утверждение, что учащиеся должны практиковать как можно более широкий спектр форм спортивной тренировки, в том числе и в игровой форме, что открывает для нас широкие возможности общей оптимизации и оптимализации образовательного контекста художественной гимнастики. Этот подход защищает идеал того, что мы должны «поощрить любую деятельность и создать условия для всех детей и молодёжи, желающих извлечь выгоду, заключающуюся в оздоровлении и физическом развитии посредством изучения художественной гимнастики». Этот подход также ориентирован на важную трансформацию ценностей, присущих занимающимся, а именно, тогда, когда категория выгоды имеет не материальное, а личное выражение. Другой способ активизировать занятия художественной гимнастикой учащимися, состоит, по мнению автора, в том, чтобы позволить им принимать участие в фестивалях Гимнастики, не ставя во главу угла цели жесткой спортивной конкуренции. Фестивали, прежде всего стремясь к решению социо-культурных, а не спортивно-конкурентных или финансовых задач, позволяют гимнасткам общаться, обмениваться опытом, узнавать новое от других и перенимать их технологии и практики. Фестивальное участие с действиями, не требующими соответствия предписаниям или условиям на международном уровне, основанные на гражданском, а не административном кодексе правил, может способствовать обогащению гимнастов новыми впечатлениями и расширению их двигательной базы. Это участие также способствует, активизации творческой работы самих учащихся, так же как и возможности соотнести свои достижения в освоении гимнастики с достижениями других на основе демократического общения, а не жёсткой спортивной конкуренции. Таким образом, в этих мероприятиях могут участвовать все желающие, независимо от стандартов тела и уровня освоения техники, установленной на международном уровне. Итак, в настоящей статье автором рассмотрены состояние и выявлены некоторые проблемы художественной гимнастики в системе физической подготовки детей и юношества на основе обзора трудов зарубежных ученых в генезисе и эволюции этих процессов. Литература: BITTENCOURT, A. The Rhythmic gymnastics in historical perspectives: an experience of physical education In: THE INTERNATIONAL GYMNASTICS FORUM, 3. 2005, Unicamp, p. 88-92. BRACHT, V. A constitution of pedagogical theory of physical education. Caderno Cedes, Camps, v. 19, n. 48, 1999, p. 69-88. CAVALCANTI, L. M. B. Rhythmic gymnastics at school: esthetics and senses. UFRN, Natal, v. 2, n. 1, 2007, p. 92-113. CESÁRIO, M. et al. The rhythmic gymnastics as one of to know of the curriculum schoolboy. In: THE INTERNATIONAL GYMNASTICS FORUM, 3. 2005, Unicamp, p. 85-88. Collective of the authors (Soares С.L., Taffarel C., Medicis M.E., Filho L.C., Ortega M., Bracht V.) Methodology of teaching in physical education. San-Paulo: Cortez, 1992, p. 109-117. DARIDO, S. C. Physical education at school: questions and reflections. Koogan, 2003, p. 72-81. GAIO, R. The popular rhythmic gymnastics: an education proposal. San-Paulo: Robe, 1996, p. 127-134. GHIRALDELLI Jr. P. The progressive physical education: pedagogic and social critique. Paulo: Loyola, 1988. KUNZ, E. The sports didactic and pedagogic transformation. Ijuí: Editora Unijuí, 2001, p. 110. MATIAS, H. C. Origins of evolution of rhythmic gymnastics. University of Paraiba, 1997, p. 62-71. PORPINO, K. O. Interfaces between body and esthetics: (re) drawing sceneries epistemológicas and pedagogic in the physical education. In: LUCENA, R de F., SOUZA, E. F. Physical education, sport and society. Editora Universitária, 2003. pр. 145-160, p. 158. SANTOS, M. P. A Rhythmic gymnastics as a pedagogic conception of physical education. In ROMERO, E. Physical education and sports. Vitória: Center of Physical education and sports /UFES, 1994, p. 82-89. SAUR, E. Rhythmic gymnastics at school. Rio de Janeiro: Edições de Ouro, 2005, p. 92-101. SOARES, C. L. The rise of physical education in Europe. 2. ed. Camp: Authors Association, 2001, p. 67-72. TAFFAREL C. Creativity in the classrooms of physical education. Rio de Janeiro: Ao Livro Técnico, 1985, p. 188-196. Никифоров Дмитрий Евгеньевич Аспирант кафедры физического воспитания и спорта РГСУ Специальность 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Научный руководитель: д. пед. н., профессорЧешихина В.В. |