Главная страница
Навигация по странице:

  • «социальная роль инвалида»

  • «социального включения»

  • ДЕФЕКТОЛОГИЯ - РТ. Семинаров 16 часов (8 пар). Форма контроля экзамен


    Скачать 0.84 Mb.
    НазваниеСеминаров 16 часов (8 пар). Форма контроля экзамен
    Дата06.12.2021
    Размер0.84 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДЕФЕКТОЛОГИЯ - РТ.doc
    ТипСеминар
    #293266
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    8. Социологические основы дефектологии

    Социология - наука о совместной жизни людей. Результатом их жизни и обобществленной деятельности является социальная действительность, которую и изучает социология. 

    В последние десятилетия в социологии появилось новое направление - социология людей с ОВЗ. Она изучает их совместную жизнь с теми, кто не имеет столь значительных ограничений. В отечественной социологии это направление пока почти не заработано. Социокультурные аспекты истории становления и развития национальных систем специального образования исследованы Н.Н.Малофеевым (1996 и др.). За рубежом данному направлению в социологии посвящены труды многих ученых, например: С.Ф. Коэна (S. F. Cohen), Г. Клоркеса (G. Cloerkes), P. Марковеца (R. Markowetz), Е.Кардорффа (Е. fon Kardorff) и др.

    Для социологии людей с ОВЗ исходным является понятие, представленное в последней классификации ВОЗ, - participation restriction (ограничение участия), обозначающее меру социальной включенности при нарушениях здоровья и жизнедеятельности.

    Для социологии важно, что само по себе отклонение физического или психического развития не столь для нее значимы, как человек, их имеющий. Следует также отметить, что причиной «социального выпадения» является не столько сам дефект физического или психического развития, сколько его последствия для конкретного индивидуума, оказавшегося в определенных социокультурных условиях. Именно поэтому социология людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности считает последствия физического или психического нарушения социальной категорией и признает их, вслед за Л. С. Выготским, относительными.

    Подтверждением такой относительности служат следующие факторы (Cloerkes G., 1997).

    1. Временной фактор. Человек может считаться имеющим отклонение в развитии лишь в определенном временном промежутке. Так, например, дети со стойкими трудностями в обучении признаются таковыми лишь в период обязательного школьного обучения. Этот социальный статус исчезает с завершением обучения. Однако при этом, конечно, не исключаются затруднения в сфере интеллектуальной деятельности, что в дальнейшем влечет за собой ряд проблем как социального, так и индивидуального характера.

    2. Фактор субъективного переживания нарушения. Нередко легкие отклонения в развитии рассматриваются как катастрофические самим человеком или его близкими, и наоборот, тяжелые нарушения могут восприниматься и переживаться достаточно легко.

    3. Фактор социальной среды, в которой находится человек с нарушением. Наличие у него вторичных отклонений и нарушений в развитии может восприниматься и переживаться по-разному в условиях трудовой деятельности, в условиях семьи, в социальной среде сверстников (имеющих или не имеющих аналогичные нарушения). В нашем обществе понятие инвалидности соотносится лишь с уровнем трудоспособности и достижения успеха в жизни, при этом эталоном (образцом) выступает абсолютно здоровый человек. Установленная подобным способом степень инвалидности весьма мало, а иногда и совсем никак не учитывает другие сферы жизни и иные возможности данного человека. Такая оценка не только субъективна, но и весьма относительна. Так, например, отсутствие у скрипача мизинца не исключает возможности продолжения работы в своей профессии; всем известен летчик А. Маресьев, который, потеряв во время войны обе ноги, тем не менее смог снова управлять самолетом; слепые телефонисты, музыканты или массажисты являются полноценными специалистами в своей профессии.

    4. Фактор специфики социокультурной реакции на нарушение. Именно характер общественных реакций в значительной степени влияет на оценку человека как особого индивида как инвалида. То, что в одной социальной, национальной или культурной среде считается отклонением, в другой среде таковым не является. Например, в некоторых восточных культурах, а также в низших социальных слоях европейского и американского населения задержка психического развития, а зачастую и умственная отсталость не рассматриваются как нарушения. Или, например, женское бесплодие, признаваемое отклонением от нормы, нарушением во многих восточных странах, в европейской культуре как таковое не рассматривается.

    Итак, социум всегда выделяет в своей среде некую группу людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которая с точки зрения социологии может быть определена как социальное меньшинство (сегодня это примерно около 10% населения).

    Отличительными признаками социального меньшинства являются:

    - проявления необычных физических или культурных признаков;

    - потребность в ином, нестандартном обращении;

    - восприятие самого себя как объекта коллективной дискриминации;

    - наличие соответствующей доминирующей группы с более высоким социальным статусом и престижем.

    Задание. Привести по 1 примеру по каждому из признаков социального меньшинства.

    Проявления необычных физических или культурных признаков

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Потребность в ином, нестандартном обращении

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Восприятие самого себя как объекта коллективной дискриминации

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Наличие соответствующей доминирующей группы с более высоким социальным статусом и престижем

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    В современной науке существуют различные мнения о том, следует ли признавать людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности социальным меньшинством. Однако большинство ученых все же отмечают, что исторически и на настоящем этапе социального развития многих стран эту категорию населения можно считать социальным меньшинством. Общие признаки, которые как бы объединяют их в некую группу, таковы: наличие временных или постоянных, врожденных или приобретенных ограничений возможностей жизнедеятельности и вызванные этим затруднения в сфере жизнеобеспечения, социализации, коммуникации и рекреации; особые образовательные и культурные потребности и своеобразие способов и форм их удовлетворения.

    Как всякое другое социальное меньшинство, люди с ОВЗ занимают особое место в социальных сообществах. Через систему специальных учреждений, и в первую очередь образовательных, а также через систему создаваемых сообществ (клубов, союзов, объединений и пр.) организуется социальное функционирование населения этой категории в особых рамках, что, в свою очередь, формирует устойчивую тенденцию изоляции. Как и другие социальные меньшинства, люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности рассматриваются большинством как малоценные или нежелательные для социального взаимодействия. По отношению к ним легко возникают дистанцирование и стремление к ограничению контактов. Так же неизбежно происходят определенная дис­криминация населения этой категории и стремление придать такой дискриминации рациональное объяснение: якобы она осуществляется «в интересах» этих людей (например, крайне узкий перечень профессий, рекомендованных для освоения инвалидам). Важно подчеркнуть, что люди с ОВЗ категоризируются только по принадлежности к данной группе («инвалид»), соответственным образом оцениваются и воспринимаются в социуме, без учета личностных, индивидуальных характеристик каждого отдельного человека (Saffios-Rothschild С., 1970; Ferber Ch. von, 1972), что, как правило, превалирует даже в оценках представителей других социальных меньшинств.

    С социологической точки зрения развитие и социализация человека с ОВЗ могут рассматриваться как становление личности, демонстрирующей поведение, отклоняющееся от установленных норм, т.е. общеизвестных и закрепленных в социуме правил совместной жизни. Следствием невыполнения общих правил (или отказа от следования им), в которых заключены важнейшие характеристики социальных ожиданий, относящихся к той или иной личности, оказывается ее стигматизация.

    Понятием «стигма» (дословно: клеймо, пятно) обозначается качество личности, подвергающейся значительной дискриминации. Американский социальный психолог Е. Гоффман так определяет сущность стигмы: «Индивидуум, желающий быть принятым в повседневную социальную жизнь, обладает неким признаком, который навязчиво привлекает внимание и при встрече с которым возникает желание избежать или отвернуться от него... Это означает, что индивидуум обладает стигмой, т.е. он - нежелательный «другой», не такой, каким бы мы хотели его воспринимать».

    Различают три вида стигм: физические деформации и нарушения; деформации характера и психических проявлений; филогенетические стигмы (расовые, национальные, религиозные). Первые два вида могут быть отнесены и к людям с ОВЗ. Отсюда стигматизация - это изменение социального поведения по сравнению с принятой в данном обществе стигмой.

    В тех социумах, где традиционно реализуется патерналистское (т.е. снисходительно-покровительственное) отношение к людям с ОВЗ, стигматизация часто выражается в виде принятия и реализации таким человеком «социальной роли инвалида», которая мало чем отличается от «социальной роли больного». Так, еще Т. Парсонс (1958) выделил определенные характерные черты «социальной роли больного». Во-первых, больной освобождается от своих социальных обязательств роли здорового человека. Во-вторых, он не ответственен за свое нынешнее состояние. В-третьих, проявляемое вследствие болезни поведение является социально нежелательным и больной должен преодолеть такое состояние с помощью установленных для этого и доступных ему средств. В-четвертых, он нуждается в помощи и должен получать ее в специализирован­ном учреждении и при этом быть партнером врача в преодолении своей болезни.

    При патерналистской ориентации социума «социальная роль больного» соотносится с «социальной ролью инвалида»: инвалид, как и больной, не ответственен за свое состояние; он освобождается от многих обязательств здорового человека; инвалид должен пройти коррекционно-реабилитационные мероприятия, чтобы преодолеть или уменьшить социально нежелательные поведенческие проявления (лечение - исправление и достижение требуемого социумом состояния). В то же время «социальная роль инвалида» более масштабна; она влияет на представление о личности в целом и влечет за собой совершенно иную идентичность.

    Среди социологов существует мнение о том, что «социальная роль инвалида» становится выражением приспособления этих людей к предъявляемым им социальным ожиданиям и соответствует их состоянию. Эта роль осваивается на этапе социализации в период детского и юношеского возраста в процессе взаимодействия с «нормальными» людьми, поведение которых способствует вхождению человека в роль инвалида, а также при освоении роли клиента специальных учреждений, в которых формируется новая со­циальная идентичность, например «инвалид по зрению», и затем реализуется в различных жизненных ситуациях, влияя на формирование целостной Я-концепции (Cloerkes G.).

    «Социальная роль инвалида», мало отличающаяся от «социальной роли больного», ведет к стигматизации и маргинализации личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Освобождение от многих социальных обязательств здорового человека способствует снижению уровня притязаний, формированию иждивенческих установок. Закрытые интернатного типа специальные образовательные учреждения не только не позволяют получить образование, адекватное массовой системе, но и закрепляют социальную идентификацию маргинала - человека, ограниченного в возможностях приобретения престижной на рынке труда профессии, приученного к низкому качеству жизни, воспроизводству культуры бедности, не претендующего на высоко­оплачиваемую работу и т. п.

    В социологии отклоняющееся от социальных норм поведение, обусловленное инвалидностью, может рассматриваться на основе двух подходов - структурного и процессуального. Человек с ОВЗ в любом случае играет особую социальную роль. С точки зрения структурного подхода его роль объективно обоснованна и в целом функциональна (Parker S., Kleiner R.J., 1966; Keupp H., 1972; и др.). С точки зрения процессуального подхода, роль инвалида - это результат социальной реакции, она не является объективной, вызывает возражения и носит стигматизирующий характер (Goffman E., 1967; Hochmeier J., 1975; Timm W., 1975; Wocken H., 1983; и др.).

    Процессы стигматизации имеют важное значение как для отдельного человека, так и для общества в целом. Стигматизация - одна из реальностей совместной жизни людей. Средством стигматизации является власть, которая имеется у стигматизирующих и отсутствует у стигматизируемых. Последствия стигматизации крайне значительны - это массивные и трудно преодолимые нарушения идентичности человека. Наиболее значимые концепции идентичности предложены такими учеными, как Е. Гоффман, Л.Краппман, В.Тимм, Фрейе.

    При анализе «нарушенной идентичности» человека с ОВЗ следует критически относиться к дефектоориентированному подходу, так как этот путь неизбежно ведет к стигматизации. Фрейе (1987) предложил модель, которая отличается от традиционного видения стигматизированной идентичности. Он выделил три ее аспекта: идентичность как результат внешней типизации внешнего отношения, идентичность как результат внутренних типизации и отношений; идентичность как специфический результат процесса интеграции личности, т.е. когда индивидуальное и социальное «Я» интегрируются в еди­ное целое, а составляющие этого целого находятся в динамическом равновесии.

    Для человека с ОВЗ такое динамическое равновесие между внешней и внутренней идентификацией как раз и представляет значительную про­блему, нарушая тем самым процесс личностной идентификации: он пытается сохранить позитивное социальное «Я», на которое постоянно влияют негативные стигматизирующие воздействия (меняет круг общения, пытается игнорировать негативную информацию и т.п.). Если это удается, то проблем с идентичностью не возникает. Этому способствует в том числе и «тепличный климат» специального образовательного учреждения (особенно интерната). Выходя в самостоятельную жизнь, его воспитанники вынуждены корригировать свое социальное «Я». Соответственно подвергается влиянию и индивидуальное «Я», которое тоже должно быть подкорректировано в соответствии с изменившимся социальным «Я». Если это происходит, то вызывает психологический дискомфорт, и человек начинает оберегать свое благо­получное индивидуальное «Я» от неблагополучного социального «Я». Как показывают зарубежные исследования, эта картина дисбаланса идентичности характерна для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности различных категорий (Клоркес Г., 1997).

    Для специальной педагогики из этого следует важный вывод: успешная социальная интеграция человека с ОВЗ способствует формированию адекватной идентичности и ведет к преодолению (или не приводит к возникновению) стигматизации. Конечно, интеграция не исключает тех или иных негативных действий, мнений, высказываний по отношению к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности и не гарантирует полного изживания стигматизации, однако она бесспорно способствует преодолению негативного влияния изолирующей от социума обстановки и сохранению психической целостности личности человека с ОВЗ, содействует интеграции компонентов его идентичности. Следует надеяться, что по мере освоения интеграционных идей и накопления индивидуального опыта взаимодействия общество обретет большую толерантность к людям не таким, как все.

    Трудная, но осуществимая задача специальной педагогики состоит прежде всего в привлечении к участию в процессе формирования толерантности всех членов общества в современных условиях многообразия, неодинаковости взглядов и позиций. Не менее важной является и собственная задача - достижение в результате специального образования такого уровня социального развития воспитанников, при котором они могли бы быть «менеджерами» своих социальных ролей, собственной судьбы, умели активно противодействовать социальной стигматизации. Это становится возможным только тогда, когда человек ощущает себя достаточно самостоятельным и независимым.

    С точки зрения социологии чрезвычайно значима функция социальной поддержки или «социального включения», которая лучше всего может быть реализована специальным педагогом или психологом: он должен служить своеобразным мостиком в пространстве связей, соединяющих исключенного из социума человека и социальную группу. Такая поддержка, помогающая их сближению, может быть представлена в самых многообразных аспектах: эмоциональном - обеспечение принятия, эмпатия; когнитивном - познавательная помощь (например, понимание своего реального места и реальной социальной роли, позволяющее определить, как лучше вести себя в той или иной социальной группе); оценочном - оказание помощи в принятии решений (например, в процессе профориентации), а также в инструментальном - помощь в различных сферах жизнедеятельности (создание комфортной среды обитания, специального рабочего места и т.п.; Е. fon Kardorff). Успешное решение задач такой разносторонней поддержки будет способствовать повышению уровня социальной экологии, уменьшению негативной психической, эмоциональной нагрузки в отношениях между членами социума.

    Задание. Раскройте условия социального включения ребёнка с ДЦП в образовательную среду здоровых одноклассников (инструментальный аспект).

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта