Главная страница

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Серия Психология образования О. М. Дьяченко


Скачать 1.11 Mb.
НазваниеСерия Психология образования О. М. Дьяченко
АнкорДьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника.doc
Дата24.03.2017
Размер1.11 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника.doc
ТипКнига
#4156
страница3 из 17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

22

Согласно данным психоаналитических исследований, большинство детей, начиная с трехлетнего возраста, проходят период ранних сексуальных исследований. Если этот период заканчивается подавлением сексуальной энергии, ранние связи с сексуальным интересом могут сказаться на развитии творческого воображения тремя путями. Во-первых, творчество может разделить судьбу сексуальности, любопытство может оказаться заторможенным, и свободная активность сузится на всю жизнь. Это бывает в случаях строгого воспитания, религиозных запретов. Во-вторых, творческое развитие может быть достаточно сильным, чтобы выдержать сексуальные запреты, влияющие на него. Тогда сексуальный опыт ребенка не дает полной творческой свободы, но сексуализирует саму мысль и придает творческим процессам окраску удовольствия и беспокойства, свойственных сексуальным влечениям. В третьем случае сексуальное подавление имеет место, но оно не обнаруживает себя. Либидо отрывается от подавленного, сублимируется в любопытство и подкрепляется сильным исследовательским импульсом. Творчество становится замещением сексуальной активности, зависимость от ранних сексуальных исследований исчезает и творческое воображение получает полную свободу.

Последователи З.Фрейда, изучавшие развитие воображения в детском возрасте, подчеркивали детерминацию детских фантазий бессознательными, и прежде всего, сексуальными комплексами; понимали воображение ребенка как галлюцинаторное удовлетворение подавленных желаний, указывали на отрыв фантазии от реальной жизни ребенка. Так, М.В.Вульф полагал, что реалистическое мышление появляется не раньше 5-7 лет, когда заканчивается детская амнезия, а весь дошкольный период ребенок находится во власти фантазии как воплощения детских бессознательных комплексов: "...у ребенка точного представления о фантастическом в противоположность реальному нет, и отличить одно от другого он не умеет" (1926, с.4).

Э.Питчер и Э.Прелингер, изучая содержание историй, рассказываемых детьми дошкольного возраста, пришли к выводу, что фантазия детей от 2 до 5 лет-это выражение их бессознательных тенденций, но необходимость

23

выразить свое бессознательное с помощью культуры (языка, использования фольклора) приспосабливает их к реальности (E.Pitcher, E.Prelinger, 1969). Основные темы рассказов-это агрессия, смерть, рождение братьев и сестер, психосексуальная реакция на родителей. Нередко, правда, дети сочиняют истории с домашними сюжетами, о любимых игрушках, животных и т.п. Точные данные о сопоставлении предпочитаемых сюжетов с особенностями детей не приводятся. Многие содержания представляют собой не буквально сказанное детьми, а уже психоаналитическую интерпретацию (история о проглоченных великаном детях воспринимается как выражающая интерес к беременности и т.п.).

Э.Крис и К.Кюби (цшп. по: J.Getzels, PJackon, 1962), так же как и З.Фрейд, считают, что творческое поведение замещает события детства; видят в творческом акте возврат к детским способам мышления. Творческое воображение-это фактически умение обыграть материал в предсознании.

Смещение акцента с бессознательных процессов на предсознательные не изменило сущности подхода неофрейдистов к творчеству, творческому воображению как процессам, подчиненным принципу удовольствия и не направленным на познание реальности.

Пансексуализм З.Фрейда неоднократно подвергали критике. Так, РАрнхейм, протестуя против фрейдистских интерпретаций творческих продуктов, подчеркивает их односторонность, "которая выражается в признании секса самым важным и основным моментом человеческой жизни, к которому самопроизвольно все сводится." Психологи уже указывали, что это положение не является доказательным. В лучшем случае эта теория верна лишь в отношении отдельных индивидов с нарушенной психикой или даже, для определенных периодов культуры, на протяжении которых "сверхразгулявшаяся сексуальность перехлестывает всякие пределы". В этой связи Карл Густав Юнг заметил: "Хорошо известно, что, когда у нас сильно болят зубы, мы можем думать только о них и ни о чем больше" (1974, с.382). Дж.Гетцельс и П.Джексон не согласны (J.Getzels, PJackon, 1962) с тем, что воображение в большей степени отражает беспрепятственный дух игры, чем воспроизведение известных и правильных данных о действительности. И,

24

наконец, в теории З.Фрейда и его последователей мы не можем найти никаких истоков продуктивного воображения, направленного не на разрядку внутренних переживаний, а на решение задач, которые ставит перед индивидом окружающая действительность, что с необходимостью связано с открытостью субъекта внешнему опыту.

Подобный разрыв воображения с реальностью, привязанность развития этого процесса к факторам созревания можно обнаружить и в ранних работах Ж.Пиаже. Хотя, в целом, он выводил все психическое развитие из особенностей взаимодействия ребенка со средой, воображению он отказывал в позитивной роли в этом процессе, рассматривая его как временную стадию искаженного отражения реальности. Ж.Пиаже прямо указывал на то, что первичная форма отношения ребенка к реальности состоит в построении воображаемой действительности, в господстве аутистического мышления. Характеризуя аутистическую мысль, Ж.Пиаже писал: "Она не приспособляется к внешней действительности, а создает сама себе воображаемую действительность или действительность сновидения. Она стремится не к установлению истины, а к удовлетворению желания и остается чисто индивидуальной. Как таковая, она не может быть выражена речью, она выявляется прежде всего в образах..." {1932, с.95). Весь период от 2-х до 3-х лет - это мир аутизма и желаний, в нем "реальное - это просто то, что желательно". Затем для ребенка мир как бы раздваивается на игру и реальность. Это раздвоение господствует на протяжении всего дошкольного детства. Потом происходит вытеснение мира игры миром реальности. Для дошкольника же воображаемый мир, мир игры, более реален и противостоит действительности.

Л.С.Выготский (1982,т.2) отмечал, что у Ж.Пиаже рассматривается "воображение в его первичных формах...как деятельность подсознательная, как деятельность, обслуживающая не познание реальности, а получение удовольствия, как деятельность несоциального, несообщающего характера" (1982, т.2, с.445). Л.С.Выготский подчеркивал, что"ход развития детского воображения, как и ход развития других высших психических функций, существенным образом связан с речью ребенка, с основной психологической

25

формой его общения с окружающими, т.е. основной формой коллективной социальной деятельности детского сознания" (там же, с.448).

В более поздних работах Ж.Пиаже (J.Piaget, 1972,1973) связывал воображение с развитием репрезентации. По его мнению, у ребенка существует два мира: перцептивный и репрезентативный, к которому и относится воображение. Начало воображения у ребенка можно видеть в имитации-действии в отсутствие объекта. Имитация-показатель начала децентрации: ребенок видит в другом нечто отличное от себя, разграничивает мир на "я" и "не я", выделяя движения другого для подражания. У ребенка возникают репрезентативные образы, которые, по Ж.Пиаже, являются символами реальности. Ж.Пиаже подчеркивал, что впечатления от реальности слабы у ребенка и для их поддержки включается память, весь прошлый опыт. Хотя появление репрезентативных образов открывает широкие возможности для ассимиляции действительности (возникают схемы ее познания, "пустые кадры", которые заполняются различным материалом), в целом, представления ребенка не могут соответствовать реальности до тех пор, пока они не встанут под контроль знакового мышления, под контроль интеллектуальных операций.

Воображение ребенка, и прежде всего дошкольника, может деформировать его представления о реальности. Ребенок может приписывать неадекватные качества своим близким (дети, как правило, утвердительно отвечают на вопросы о том, может ли их папа, например, сделать Солнце, Землю), верить в реальность существования сказочных героев. Для ребенка одинаково реальны действительность жизни и действительность сна (по Ж.Пиаже, дети до 9 лет утвердительно отвечают на вопрос о том, может ли мама видеть их сон).

Таким образом, в данном цикле работ Ж.Пиаже видит позитивную познавательную роль воображения в его включении в развитие ассимилятивных возможностей. Воображение фактически не открывает ничего нового для ребенка, но нередко ведет к субъективизму и искажению картины реальности. Однако очевидно, что характер представлений ребенка связан с уровнем его знаний о действительности, а не только с

26

особенностями и спецификой функционирования его воображения. Можно, вероятно, сравнить представления маленького ребенка с космогоническими картинами древних, фиксирующими уровень их знаний о закономерностях развития мира. Само же понимание воображения только в его ассимилирующей функции оставляет открытым ряд вопросов, и прежде всего Ьопрос о роли воображения в творческих процессах, о его специфической функции в создании новых форм взаимодействия с реальностью и вычленении в ней новых связей и отношений.

В поздних исследованиях Ж. Пиаже рассматривал воображение как возможность образной антиципации преобразования ситуации (Ж.Пиаже,1965; Дж.Х.Флейвем,1967). Он обозначал два аспекта образа: фигуративный и операциональный-и связывал развитие последнего с возможностями предвосхищения. Ж.Пиаже также выделил три вида образов, функционирование которых и составляет основной механизм воображения. В процессе развития эти образы возникают в следующем порядке: сначала появляются статичные образы, дающие близкое к воспринимаемому отражение реальности; затем кинетические, отражающие изменения пространственных положений объектов и, наконец, трансформированные, свидетельствующие об изменении форм. Однако в данном случае интерпретация воображения как представления о будущем преобразовании объекта не раскрывает его специфики, а оставляет его в рамках изучения особенностей развития образного мышления.

В работах Ж.Пиаже выступает действенный, противоречивый характер воображения: с одной стороны, оно отрывает ребенка от действительности, строит ему воображаемый мир, пронизанный верой в чудеса, в сказочных героев; с другой стороны, даже увлеченно играя, ребенок вроде бы на определенном этапе начинает отделять действительность от игры. Пытаясь преодолеть это противоречие, А.Валлон (A. Wallon, 194S) высказал мысль, что у ребенка есть два вида воображения. Первый - это воображение, которое может быть выражено словами "как будто", отделяющими фантазию от реальности. Ребенок произносит эти слова и тем самым указывает и для себя, и для других границу свой фантазии, подчеркивает условность своих

27

построений. Второй вид воображения - это "приращение реальности", когда ребенок не осознает фантастичности своих представлений, целиком верит в них. Это воображение проявляется в вере ребенка в чудеса, в события и героев сказок, оно связано с овладением культурным опытом и по-разному раскрывается в различных культурах. Очевидно, что здесь идет речь не о продуктивном воображении, направленном на решение определенных задач, а о представлениях ребенка, их развитии, о системе его знаний.

Но и реалистическое воображение, проявляемое в детских играх, неоднократно понималось лишь как очень постепенно связывающее с действительностью. Так, ЛДийлалла и М.Уотсон (L.Dilalla, M.Watson, 1988) изучали развитие фантазии у дошкольников и ее связи с реальностью. Изначально у ребенка нет границы между фантазией и реальностью, он переживает свою фантазию как реальность, может бояться чудовища, которое сам же нарисовал. На втором уровне развития связи фантазии с реальностью намечается зыбкая граница: ребенку нужен внешний вспомогательный прием для того, чтобы перейти из сферы фантазии в сферу реальности и наоборот. Например, ребенок должен сказать себе слово "абрака-дабра". На третьем уровне граница становится жесткой: ребенок разумом контролирует эти переходы и осознает их. И, наконец, на четвертом уровне происходит интегрирование фантазии и реальности: ребенок все время осознает, в какой сфере он находится и для того, чтобы ему вносить коррективы в сферу воображения, ему не надо выходить из нее. Это проявляется в игровых импровизациях, когда ребенок вносит изменения в фантазию, не прерывая игры. Таким образом, происходит очень постепенный переход от полного господства фантазии во внутреннем мире ребенка к отграничению мира воображения от мира реальности.

Однако это положение оспаривалось многими авторами, которые подчеркивали изначальную связь воображения с действительностью. Т.А.Репина отмечала: "...как бы ни были ярки и эмоциональны образы воображения ребенка, тем не менее он хорошо отличает воображаемое от действительно воспринимаемого. Как ни увлечен ребенок-дошкольник, например, игрой с куклой-дочкой, иллюзии, что это не кукла, а живой

28

ребенок, у него нет - и, если бы вдруг кукла откусила кусочек от предлагаемого ей пирога, заговорила или пошла, ребенок был бы чрезвычайно напуган" (1964, с.255). Ребенок может эмоционально включаться в игру, испытываемые им эмоции будут вполне реальны, но при этом он "никогда не бывает похож на человека, охваченного галлюцинацией" (А.Н.Леонтьев, 1983, с.312).

Даже если допустить известный символизм детской игры, он с необходимостью изначально связан с реальностью, так как, по замечанию А.Ф.Лосева, "действительность, как бы ее ни понимать, есть исходный и необходимейший момент для определения символа. Если действительность есть, то возможны и ее символы; а если нет, то невозможны и никакие символы действительности" (1976, с.38). Даже для того, чтобы обозначить что-то, символизировать в своих представлениях, ребенок должен выделить это "что-то" в действительности, оттолкнуться от нее.

Прямую направленность детского воображения на познание подчеркивали последователи экзистенциальной философии. Так, Э.Кобб (E.Cobb, 1977) полагает, что первые настоящие проявления воображения и творчества можно отнести к 5-6 годам, когда возникает особое чувство гармонии, слияния своего "я" с энергией космоса, со всеобщим. Подобные ощущения гармонии особенно яркими бывают в б и 17 лет, что и отмечается вспышками творческого воображения в этих возрастах. Предпосылки для такого истинного воображения закладываются в раннем детстве: сначала в телесных ощущениях, в ощущениях младенца при контактах со средой, а затем в играх детей, где он строит символическую картину мира. В игре ребенок дает выход своему трансцендентному "я". Основной же источник воображения - это дистанция меду восприятием своего "я" и восприятием всеобщего. Игра возникает как результат восприятия этой дистанции, которая есть следствие увеличения периода детства в процессе эволюции.

Э.Кобб выделяет направленность воображения на познание, хотя это только познание всеобщего, высших смыслов; и делает вывод о необходимости стимуляции творческого воображения у детей через ознакомление с продуктами культуры, показывая опасность деривации. При

29

этом специфика детского воображения не затрагивается. Все детство - это только этап единого пути познания высших истин через реализацию трансцендентного "я". Воображение направлено на познание, но оторвано от действительности, практически никак не связано с реальной жизнью ребенка. Ребенок в своем творчестве должен лишь отдаться потоку собственных чувств, переживаний, через которые и раскрываются высшие иррациональные ценности. Как говорил Ж.-П. Сартр, "у воображения нет ни времени, ни места" (цит. по: J. Chateau, 1979, с. 130), отмечая полную независимость художника от законов реальности.

При таком подходе творческие процессы оказываются полностью эзотерическими, недоступными для анализа их структур, механизмов и природы.

В отличие от данных концепций, в современной зарубежной психологии можно отметить преобладание количественного подхода, в котором воображение рассматривается в общем комплексе проблем творчества и не всегда выделяется в качестве самостоятельной.

Основал данное направление изучения творческих процессов Дж.Гилфорд (J.P.Guilford, 1956,1967). Использовав факторный анализ, он построил единую теорию интеллекта, выделил в ней и описал отдельные группы факторов. Все факторы Дж. Гилфорд разделил на три основные группы: мыслительные операции, мыслительные содержания и мыслительные продукты. Первая группа состоит из основных видов мыслительных • процессов: познания, памяти, конвергентного и дивергентного мышления, оценки. Во вторую группу входят виды репрезентации содержания: изображения, символы, семантика, поведение. Третья группа включает в себя виды мыслительных продуктов: элементы, классы, отношения, системы, предвидения, преобразования. Целостная структура интеллекта понимается Дж. Гилфордом как структура действий, выполняемых на разном материале и имеющих различные формы фиксации в продуктах.

В результате такого анализа Дж.Гилфорду удалось разделить мышление на конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление направлено на поиск единственного правильного ответа, а дивергентное - на нахождение

30

различных путей и вариантов решения задачи. Дивергентное мышление описывается как креативное, творческое, позволяющее видеть различные действительности. Диагностируется оно задачами открытого типа.

В качестве основных факторов дивергентного мышления Дж. Гилфорд выделял "плавность", "гибкость", "оригинальность". К существенным же его характеристикам он относил интеллектуальную творческую инициативу, широту категоризации, богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей, самостоятельность, необычность, остроумность решения (по отношению к стимулу или традиционным способам решения).

Для определения уровня развития дивергентного мышления предлагались такие задачи, как (f.P.Guilford, 1956) конструирование предмета из данных материалов; нахождение разных вариантов классификаций наборов предметов, фигур и букв; дорисовывание неоконченного рисунка; составление из заданных элементов большого количества предметов; лпвершение предложения различными способами; придумывание возможных вариантов следствий необыкновенных событий; придумывание названий к заданному рисунку или рассказу; нахождение общего между заданными предметами или явлениями; постановка вопросов к одной картине; усовершенствование заданного предмета и т.д.

Исследователи стали говорить о творческих процессах в целом, используя термины "дивергентное мышление", "креативное мышление", "креативность", "воображение" практически как синонимы, не всегда выделяя их специфику. Так, Е.П.Торренс. дал следующее определение творческих процессов: "Креативность - это такой процесс, который состоит из следующих частей: чувствительность к проблемам, ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний, чувствительность к отсутствующим элементам, к дисгармонии и т.д., опознание проблем, поиск решений, догадки, связанные с недостающим для решения, формулирования гипотез, их модификация, а также сообщение результатов" (E.P.Torrance, 1964, р.32).

При этом, как мы видим, часть заданий, направленных на выявление креативности, явно обращена к диагностике творческого мышления
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


написать администратору сайта