Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Серия Психология образования О. М. Дьяченко
Скачать 1.11 Mb.
|
образов, их "оживление", что ведет к индивидуализации и самоценности творческих проявлений, особенно значимых в художественном творчестве. Подобный подход позволяет рассматривать воображение как процесс, имеющий культурно-историческую природу, социальную обусловленность функционирования и развития, которое происходит благодаря интериоризации общественно выработанных и фиксированных в культуре форм его организации. Положение об опосредованном характере воображения ведет, согласно теории Л.С.Выготского, к пониманию его как произвольного и осознанного процесса. В соответствии с этим в анализ развития воображения дошкольника мы ввели использованный Гегелем термин "продуктивное воображение", подчеркивающий известную подчиненность его самому субъекту, нацеленность на решение задачи, получение продукта. Этот термин употреблялся нами для характеристики именно опосредствованного воображения, которое произвольно направляется в нужную самому ребенку сторону. Понятие "продуктивное воображение" позволило снять вопрос о многочисленных видах воображения: творческом и нетворческом, репродуктивном; активном и пассивном и др. Подлинно человеческое, продуктивное воображение всегда активно, направленно, произвольно, однако может иметь разный уровень развития по ряду параметров. В качестве основных параметров оценки уровня развития продуктивного воображения нами были взяты направленность воображения (не стихийность возникновения воображаемых образов, а подчиненность их поставленной задаче), а также сочетание оригинальности образов с их вариативностью (различия образов у разных детей одной группы и различия образов у одного и того же ребенка). Полученные в исследовании данные позволили рассмотреть воображение как структурный процесс, в котором были выявлены два основных этапа-компонента, которые складываются на протяжении дошкольного детства: этап порождения общей идеи творческого задания и этап составления плана реализации этой идеи. Для каждого из этих этапов были выявлены 11-905 161 специфические средства его реализации и рассмотрены их возрастные изменения на протяжении дошкольного возраста. Этап построения общей идеи создания продукта воображения реализуется с помощью использования образов определенной структуры. Было установлено, что дети от 3 до 5 лет пользуются в основном "опредмечивающим" образом. Этот образ строится таким способом, что ребенок основывается на некотором элементе реальности (таким элементом может быть отдельный признак предмета). При этом данный элемент реальности становится центральной частью нового образа. Дети 6-7 лет начинают пользоваться новым типом образом, построенным способом "включение". При использовании такого образа дети также "отталкиваются" от некоторых признаков действительности, но эти признаки начинают занимать второстепенное место в новом образе, становятся его частью, не исчерпывая его полностью. Именно данное средство выполнения заданий обеспечивает оригинальность и продуктивность решений, так как здесь появляется наибольшая свобода применения элементов действительности для построения целостной воображаемой картины. Способность сопоставлять внешнюю и внутреннюю реальность по любым признакам лежит в основе образования символического познания, которое характеризует воображение взрослого человека. Особенности использования слова также являются значимыми для уровня выполнения заданий на воображение. К ним относятся широта семантических связей слов и возможность переходить от одного контекста в его использовании к другому. Этап составления плана реализации творческой идеи характеризуется собственными средствами. Прежде всего, таким средством может выступать слово, когда ребенок в речи планирует либо следующий шаг своей деятельности, либо ее конечный продукт. Кроме того, в качестве плана может использоваться наглядная модель, которая представляет собой фиксированную в пространстве временную последовательность получения продукта воображения. В таком случае средством планирования являются 162 модельные представления, которые достаточно широко используются детьми различных дошкольных возрастных групп. Для подтверждения наших предположений о механизмах развития продуктивного воображения у детей и для выявления возможностей направленного влияния на целостный процесс воображения на разных этапах дошкольного детства нами был проведен обучающий эксперимент, рассчитанный на работу с одними и теми же детьми от младшей до подготовительной групп. Исследование проводилось на материале ознакомления детей с детской художественной литературой и предполагало обучение детей умению создавать собственные сочинения. Результаты четырехлетнего эксперимента показали, что возможно повышение уровня развития продуктивного воображения (имелись статистически достоверные различия по этому уровню между обучавшимися и необучавшимися детьми) путем специально организованного обучения. В основу такого обучения может лечь развития применения оптимальных для каждого возраста средств воображения: средств создания идеи творческого продукта и плана целостного произведения, упорядочивающего образы воображения. На основе проведенных обучающих занятий был разработан комплекс развивающих игр и заданий для детей всех дошкольных возрастных групп. Комплекс прошел широкую апробацию адетских дошкольных учреждениях. Анализ специфики выполнения заданий на воображение каждым ребенком в лонгитюдном исследовании, а также результаты обследования более 300 детей в возрасте от 3 до 7 лет, полученные в процессе работы психологической консультации для родителей позволили выявить некоторые особенности развития воображения детей, связанные с особенностями личности ребенка. Полученные данные показали, что можно выделить два вида воображения, играющие роль в психическом развитии ребенка. Условно их можно назвать "познавательное" и "эмоциональное" воображение. Основная задача "познавательного" воображения-это специфическое отражение закономерностей объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях о действительности, достраивание и И* 163 уточнение целостной картины мира. "Эмоциональное" же воображение возникает в ситуациях противоречий складывающего у ребенка образа "я" с реальностью и направляется на регуляцию этого образа. "Эмоциональное" воображение может способствовать овладению определенными нормами и способами взаимодействия с реальностью, а также выступать в качестве защитного механизма личности. При этом защита может осуществляться двумя основными путями. Во-первых, через многократную вариативную репрезентацию травмирующих воздействий, в процессе которой могут находиться способы разрешения конфликтных ситуаций, а во-вторых, через создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию. Оказалось, что можно выделить две группы детей по достаточно устойчивому преобладанию "познавательного" или "эмоционального" воображения. При этом каждый вид воображения имеет свои специфические особенности (более оригинальные образы у детей с "эмоциональным" воображением в сочетании с их худшей организацией и большая последовательность в организации образов воображения в сочетании с их меньшей оригинальностью у детей с "познавательным" воображением). Преобладание у ребенка "познавательного" или "эмоционального" воображения связано с личностными особенностями детей. Исследование показало, что к таким особенностям относятся устойчивость, осознанность и направленность мотивов детей; оценочных структур образа "я"; особенности общения ребенка с окружающими; степень самостоятельности в регуляции и оценке собственной деятельности. Однако уровень развития продуктивного воображения определяется не этими особенностями и не видом воображения, а зависит от структуры и специфики средств, используемых ребенком. Выявленные виды воображения и связанные с ними личностные особенности могут лечь в основу коррекционной работы с детьми, а также способствовать проведению индивидуальной работы по развитию воображения дошкольника. Результаты исследования позволили нам выявить и охарактеризовать основные этапы развития воображения в дошкольном детстве. 164 Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2.5-3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на "познавательное" и "эмоциональное", связанное с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда-направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности этого-обращение к предметам-заместителям. С другой стороны-выделение своего личного "я", переживание своей отделенное™ от окружающего мира. Уже к 3 годам можно четко выделить два типа воображения, о которых мы говорили. Отметим, что, вероятно, именно "эмоциональное" воображение связано с самого начала с использованием символов. Противоречия образа "я" с действительностью, их причина часто не осознаются ребенком и выражаются символически. Первоначально эти символы заимствуются детьми из культуры (Змей Горыныч, Баба Яга), а затем создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик). На данном этапе основным средством порождения идеи воображаемого продукта является "опредемечивающий" образ. Поскольку опыт детей этого возраста чрезвычайно вариативен (отсутствие совместной деятельности), их образы при значительной схематичности могут быть весьма оригинальны. Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Воображение "творит" только идею, а. ее разворачивание обычно воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью. Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводит к разрушению деятельности, переходу на низшую ступень или отказу от нее. Второй этап-возраст от 4 до 5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые его возможности, ведут, как правило, обучение и воспитание через образцы, которым ребенок должен следовать. 165 Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенностями педагогического воздействия связано снижение уровня продуктивного воображения на этом этапе развития. "Эмоциональное" воображение в этом возрасте возникает обычно в связи с переживанием ребенком определенного конфликта. "Познавательное" -с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Без специального руководства оно может носить воспроизводящий характер в силу нацеленности детей этого возраста на следование образцам. Основное средство порождения идеи воображения, как и у детей более младшего возраста,-"опредмечивающий" образ. Однако на данном этапе этот образ уже наполняется деталями, имеет тенденцию к индивидуализации. Слово уже начинает включаться в процесс создания образов, вызывая или фиксируя стоящую за ним цепочку представлений или обобщений. К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым, когда ребенок планирует один шаг действий, выполняет их, видит результат и на его основе планирует следующий шаг. Средствами планирования являются слово и модельные представления. Третий этап в развитии воображения дошкольника-возраст от б до 7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и виды деятельности и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения. "Эмоциональное" воображение ребенка направлено, с одной стороны, как и в предыдущем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в различных видах деятельности и создание адекватных моделей поведения. С другой стороны, в случае устойчивого противоречия с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. "Познавательное" воображение претерпевает в этом возрасте качественные изменения. Дети б лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать 166 приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементов художественного творчества. Выбор проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи. В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом "включение". Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Продукты воображения становятся еще более детализированными и индивидуализированными. Описанные здесь этапы развития воображения как опосредствованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях полностью реализуются примерно у 1/5 детей каждого возраста. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о создании педагогики воображения, одна из центральных линий которой может быть направлена на овладение ребенком, независимо от конкретного материала и направляющими ее на создание целостных творческих продуктов, решение реальных творческих задач. Наряду с полученными результатами наше исследование поставило ряд вопросов для дальнейшего изучения. Прежде всего, это вопрос о развитии воображения у одаренных детей. По нашим данным, общая программа развития оказывает влияние в основном на детей с низким и средним уровнем развития воображения. Поэтому требуется разработка специальных заданий, направленных на более интенсивное повышение уровня развития воображения у творчески одаренных детей. Далее, требуется разработка специальных программ по развитию воображения, составленных с учетом выявленных особенностей личности ребенка, оказывающих влияние на особенности развития воображения. 167 И наконец, особой исследовательской проблемой является использование аданий на воображение как метода коррекционной работы. Может быть, изложенное здесь исследование поможет в решении этих и ругах проблем развития творческой личности ребенка. 168 Приложение 1 169 Материалы методики "дорисовывания фигур" (вариант I) 170 Материалы методики "дорисовывания фигур" (вариант 1? Приложение II Комплекс игр и упражнений по развитию воображения у детей дошкольного возраста. Младшая группа. Упражнение, "Какая игрушка?'' В выполнении этого упражнения может участвовать вся группа, но лучше его проводить по подгруппам из 3-7 человек. Дидактическая задача. Научить детей придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета. Материал. Набор из 10 карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка, которая представляет собой схематическое изображение нескольких игрушек.Картинки. Возможные варианты ответов: Неваляшка, матрешка, паровоз, лодка, корабль, кукольная ванна, ведро, мисочка, формочка, пирамидка, башенка, ракета, елочка, парус, мячик, тарелка, воздушный шарик, колесо от машины, обруч, руль, собака, кошка, утенок и т.д. Ход игры. Воспитатель предлагает детям глядя на картинку придумать, на какую игрушку похожа изображенная на ней фигурка. Взрослый показывает первую картинку из набора. Спрашивает детей по очереди, на какую игрушку она похожа. Обращает внимание на то, чтобы малыши не повторяли ответов друг друга. При предъявлении каждой следующей картинки воспитатель спрашивает ребенка, который не отвечал первым. 171 При проведении упражнения детям можно предложить не более 5-6 артинок. Примечание. Важно поддерживать инициативу каждого ребенка, но остараться создать установку на оригинальный ответ. Игра "Что это такое?" В игре может участвовать вся группа детей. Дидактическая задача. Научить детей на основе восприятия заместителей редметов создавать в воображении новые образы. Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч. Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных :ружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. >гвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы ;етей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. )ни не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок ipyroro цвета, и игра продолжается. В дальнейшем можно использовать кружки разных цветов, полоски >азной длины. Примечание. Воспитатель должен отметить оригинальность ответов детей, >братить на это внимание остальных. За одно проведение игры можно хредлагать 2-3 различных вида материала. |