Главная страница
Навигация по странице:

  • Таня с удовольствием берет кукол, вертит их в руках. - Это будут матрешки. Большие матрешки-мамы, а это их дочки.

  • Экспериментатор достает пятую куклу (большую). Таня, а вот смотри, к ним кто-то пришел. Как ты думаешь, кто это

  • Таня детально разыгрывает сборы в детский сад, приход туда, выполнение различных садовских заданий. Оля Л., 3 года 4 мес. После инструкции сразу говорит

  • Оля разыгрывает, как лисички убегают от чертей, черти их догоняют, лисички прячутся под стол. Про пятую куклу, предложенную для игры, Оля говорит

  • - Это тоже черт. Самый хитрый и самый страшный. Он знает, гделисички, побежал за ними, а лисички в другое место спрятались, и черти ихтак и не нашли.

  • - Пусть это будут у меня мама, папа и дети: братик и сестричка. 139

  • 4.3. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

  • Рассмотрим основные показатели психического развития детей в сопоставлении с видом проявленного воображения.

  • У некоторых детей наблюдался ровный уровень в овладении различными видами деятельности (высокий, средний или низкий); у других

  • Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Серия Психология образования О. М. Дьяченко


    Скачать 1.11 Mb.
    НазваниеСерия Психология образования О. М. Дьяченко
    АнкорДьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника.doc
    Дата24.03.2017
    Размер1.11 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника.doc
    ТипКнига
    #4156
    страница12 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

    - Танечка, смотри какие у меня есть игрушки. Ты можешь играть с ними,
    как захочешь. Можешь сама придумать, кто это или что это у тебя будет, и
    поиграть с ними.


    Таня с удовольствием берет кукол, вертит их в руках.

    - Это будут матрешки. Большие матрешки-мамы, а это их дочки.

    Таня разыгрывает и рассказывает, что одна мама с дочкой пошли к другой в гости. Там они пили чай, а дочки играли вместе, потом все пошли гулять. Большие матрешки (мамы) разговаривали, а маленькие на качелях качались.

    Экспериментатор достает пятую куклу (большую).

    • Таня, а вот смотри, к ним кто-то пришел. Как ты думаешь, кто это?

    • Это воспитательница пришла. Говорит, что хватит в гостях быть, пора в детский садик собираться.

    Таня детально разыгрывает сборы в детский сад, приход туда, выполнение различных садовских заданий. Оля Л., 3 года 4 мес. После инструкции сразу говорит:

    - Пусть маленькие куклы лисички будут, а большие-черти. Большие,
    конечно, хотят маленьких съесть. А чтобы маленьких не победили, им надо
    крепче за руки держаться.


    Оля разыгрывает, как лисички убегают от чертей, черти их догоняют, лисички прячутся под стол.

    Про пятую куклу, предложенную для игры, Оля говорит:

    - Это тоже черт. Самый хитрый и самый страшный. Он знает, где
    лисички, побежал за ними, а лисички в другое место спрятались, и черти их
    так и не нашли.


    Оля разыгрывает все, о чем она рассказывает.

    Лена Т., 4 года 7 мес.

    После предложения поиграть с куклами Лена говорит:

    - Пусть это будут у меня мама, папа и дети: братик и сестричка.

    139

    Сначала Лена не решается играть сама, и игра начинается вместе с экспериментатором. Затем она играет самостоятельно, разыгрывая все свои высказывания.

    - Папа с мамой пошли в магазин, а дети остались и играли в прятки.
    Потом они все пообедали, потом поспали и в кино пошли.

    После появления пятой куклы Лена восклицает:

    - А! Это Баба Яга пришла за детьми!

    Дальше Лена разыгрывает, сопровождая действия рассказом, как Баба Яга гоняется за детьми, как они от нее убегают, как Баба Яга их догоняет и утаскивает в свою избушку, как папа и мама идут спасать детей. Ситуация с Бабой Ягой проигрывается неоднократно.

    Костя Н., 5 лет 6 мес.

    Получив куклы, Костя говорит:

    - Маленькие куклы-это солдаты, а большие-командиры. Большие говорят
    маленьким в бой идти. Соддаты пошли, а тут танки, вражеские (все
    разыгрывает, большие куклы превращаются в танки). Танки едут, на одного
    солдата наехали и переехали его, кровь потекла, все оружие раздавило.
    Потом танк за вторым солдатом поехал и его раздавил, тут еще один солдат
    бежит ("воскресает" первый раздавленный солдат), танк развернулся и за ним
    поехал, он убегал, а танк его догнал и тоже раздавил, а потом еще солдат
    вышел....

    Костя неоднократно проигрывает один и тот же эпизод. Про пятую куклу Костя говорит:

    - А это еще командир пришел, и за ним танк погнался.
    Еще несколько раз воспроизводит ситуацию с наездом танка.
    Олег П., 5 лет 4 мес.

    Получив четыре куклы, Олег рассматривает их и говорит:

    - Это у меня солдаты (показывает на маленькие фигурки), а это
    командиры. Командиры сказали всем построиться, и все построились:
    командиры впереди, а солдаты за ними (расставляет фигурки). Построились
    и пошли на врага. Залегли в окопы и ждут, когда враг придет. Тут враги

    140

    появились. Все они вскочили: "Ура!"- и бросились вперед. Бой был, наши победили.

    Экспериментатор достает пятую куклу.

    • А это кто, как ты думаешь?

    • Это генерал приехал, тоже командир такой. Приехал и всем ордена дал. Юля Ш., 6 лет 7 мес.

    Берет куклы, рассматривает их и ставит на стол. Во время рассказа иногда совершает перестановки, иногда просто смотрит на куклы.

    - Большие кукды-это папа и мама, а маленькие-их дети, дочка и
    сыночек. Дело было перед Новым годом. Папа с мамой за елкой ушли, а
    детей оставили одних. Сказали, чтобы дети спать легли. Дети легли, но не
    заснули, а стали ждать. Ждут, вдруг кто-то в окно постучал. Они спросили:
    "Кто там?" Никто не ответил. Они опять лежат. Вдруг еще кто-то постучал.
    Они посмотрели в окно, а это папа с мамой елку принесли. Нарядили они
    елку и стали Новый год праздновать.

    Получив пятую куклу, Юля рассказывает:

    - Это Дед Мороз. У детей опять папа с мамой ушли, страшно им стало, и
    тут кто-то опять постучал. Открыли они дверь, смотрят, а там Дед Мороз
    стоит. Стоит и говорит: "Не бойтесь меня, я добрый, пойдемте со мной, я
    вам свое царство покажу". Пошли они с Дедом Морозом в его царство. А там
    снег, сосульки красивые висят, елки все нарядные стоят. Ходили, бродили
    они, а тут и папа с мамой пришли. А дети обрадовались и сказали: "А мы не
    боялись без вас, мы с добрым Дедом Морозом были, в его царстве!" И стали
    они все вместе тоже Новый год праздновать.

    Уже из приведенных описаний игр видно, что у дошкольников по-разному проявляются "познавательное" и "эмоциональное" воображение, последнее выступает здесь в основном в функции защиты. Дети с преобладанием "познавательного" воображения воспроизводят в своих играх некоторые события, безусловно затрагивающие их эмоционально, но не вызывающие стойких переживаний. Они разыгрывают варианты жизненных ситуаций дома и в детском саду, творчески воссоздают определенную воспринятую ими и переработанную систему событий и отношений. К таким

    141

    играм можно отнести рассказы Тани П. из младшей группы, Олега П. из старшей.

    Дошкольники с преобладанием "эмоционального" воображения, по сути дела, разыгрывают свое переживание. Сравним игры Олега П. и Кости Н. Их сюжеты практически одинаковы, это бой, война. Но у Олега-это спокойное построение некоторой воображаемой ситуации боя, а у Кости явно эмоциональное отыгрывание своего страха: раз за разом он воспроизводит ситуацию гибели, повторяя неоднократно те моменты, которые вызывают у него переживания.

    "Эмоциональное" воображение и характерно как раз тем, что ребенок воспроизводит в игре конфликт, отображая на некотором материале свое переживание. Очень часто это страх: страх маленького перед большим, страх перед насилием, перед одиночеством без папы и мамы. Ребенок в воображении либо проигрывает травмирующую ситуацию (Костя Н.), либо создает ситуацию, снимающую фрустрацию (Юля Ш., у которой к оставшимся без родителей детям приходит добрый Дед Мороз).

    "Эмоциональное" воображение проявилось явно у Оли Л. из младшей группы, у Кости Н.-из старшей. У некоторых детей "эмоциональное" воображение наблюдалось только после введения дополнительного персонажа-пятой куклы, когда они уже провели частично игру как бы по правилам "хорошего тона", вполне благополучно, а затем почувствовали свободу в своих действиях и перешли сами к выражению своих переживаний. Такой переход мы зафиксировали у Лены Т. из средней группы и Юли Ш. из подготовительной.

    В целом у 8 детей младшей группы из 15 (5 детей отказались от игры) обнаружилось в их играх' "эмоциональное" воображение. При этом у многих из них есть общий страх, который условно можно выразить так: "Я маленький, и мир больших может угрожать мне". В играх трехлетних ребят часто присутствуют такие персонажи, как маленькие ребятки и взрослые дяди и тети, которые хотят их наказать, лисички и черти, маленькие зверята и Баба Яга или Змей Горыныч, которые за ними гоняются, и т.п.

    142

    Вероятно, это связано с развитием самосознания в этом возрасте. Дети осознают себя, свою отделенность от мира, с особой остротой впервые переживают свою индивидуальность, свое "я", и любое нарушение в системе отношений с ними ведет к обострению подобных переживаний.

    В 4-5 лет картина несколько меняется. Только у 5 из 19 принявших задачу детей в средней группе и у 13 из 18 (2 детей отказались играть) в старшей наблюдалось в играх "эмоциональное" воображение. Как известно, в этом возрасте ребенок направлен на овладение человеческими отношениями, в том числе нормами и правилами поведения. Он хочет быть таким, как все (мы не имеем в виду особых деформирующих личность ситуаций).

    По данным работы психологической консультации здоровых детей в возрасте 4-5 лет снижается частота возникновения устойчивых страхов и других отрицательных переживаний. Нередко "эмоциональное" воображение ребенка возникает в связи с переживанием реальной травмы и быстро проходит. Например, мальчик 5 лет после перенесенной им операции в течение месяца "оперировал" своего игрушечного медвежонка, проигрывая ситуации наиболее травмирующих моментов. Устойчивые же внутренние конфликты часто проявляются в построении воображаемых замещающих ситуаций: дети придумывают истории про плохого мальчика, который вместо них делает все шалости, выдумывает друзей и т.п.

    В 6-7 лет опять возрастает количество игр с "эмоциональным" воображением: у 5 детей из 16. Переживания этих дошкольников также сходны между собой:' чаще всего они испытывают давление со стороны взрослых, боятся наказания. В их играх нередко встречаются темы насилия: "Большие дяди приходят и маленьких бьют и ругают", "Это воспитательницы, сейчас детей наказывать, будут". Вторая тема, волнующая детей этого возраста,-это страх остаться одному, потерять родителей, их любовь и защиту. Например, игра Юли Ш. про уходы папы и мамы.

    При количественной оценке полученных результатов нами были разработаны и использованы следующие показатели.

    1. Вид проявленного воображения. К играм с "познавательным" воображением мы отнесли такие, где строились некоторые интересующие

    143

    ребенка ситуации. Они могли быть эмоциональны, но в них не выявлялись устойчивые переживания ребенка, связанные с тем или иным противоречием в развитии его личности. К играм с проявлением "эмоционального" воображения мы отнесли те, в которых у детей обнаруживались устойчивые переживания.

    2. Оригинальность образов воображения. Она оценивалась
    количественно. Ребенок получал 0 баллов, если и его персонажи, и действия
    с ними встречались у кого-нибудь из группы; 1-Если он придумывал никем
    не повторенные персонажи, либо с теми персонажами, которые были у
    других детей, выполнял ни у кого из детей не встречающиеся действия; 2
    балла мы давали тем ребятам, чьи персонажи и действия с ними не
    дублировались никем из группы.

    3. Последовательность организации сюжета. Ребенок получал 0 баллов,
    если он воспроизводил практически один эпизод; 1 балл-если все эпизоды
    игры были рядоположены и пятая кукла меняла сюжет; 2 баллами
    оценивались игры, где эпизоды разыгрывались последовательно, но были
    рядоположены (без начала и концовки) или если пятая кукла меняла сюжет;
    3 балла давалось ребенку, если он последовательно переходил от эпизода к
    эпизоду, заканчивая игру сам, и пятая кукла вписывалась в его сюжет.

    Полученные результаты свидетельствуют, что во всех возрастных группах есть дети с преобладанием либо "познавательного" либо "эмоционального" воображения. Наибольшее количество дошкольников с "эмоциональным" воображением находится в младшей группе, в средней и старшей группах их число падает и вновь возрастает в подготовительной. Аналогичная динамика была обнаружена и при анализе методики "Несуществующее животное". Эта динамика соответствует наличию кризисов у детей 3 и 7 лет и согласуется с данными о повышенной эмоциональности и личностной перестройке детей в эти периоды.

    Возрастная динамика оригинальности игр примерно одинакова в случае и "эмоционального" и "познавательного" воображения: высокие результаты поэтому показателю обнаруживают дети младшей группы, затем его величина уменьшается в средней и старшей группах и вновь увеличивается в

    144

    подготовительной. Подобное же распределение уровня развития продуктивного воображения по такому показателю, как Кор наблюдалось и при анализе методики "Дорисовывание фигур". Как мы уже говорили, это объясняется, по-видимому, тем, что у дошкольников младшей группы практически отсутствуют общие сюжетные игры и широкая практика общения друг с другом. При этом показатель оригинальности выше у детей с "эмоциональным" воображением по сравнению с детьми с "познавательным" воображением во всех возрастных группах.

    Показатель последовательности организации сюжета и при "эмоциональном" и при "познавательном" воображении имеет тенденцию к постепенному увеличению с возрастом детей. При этом во всех возрастных группах он выше у детей с "познавательным" воображением по сравнению с детьми с "эмоциональным".

    Качественный анализ полученных данных позволил выявить три основные группы дошкольников каждого возраста.

    1. В первую группу вошли дети с высоким уровнем развития
    продуктивного воображения. Это дети с "познавательным" воображением, и с
    "эмоциональным". В своих играх они показали высокий уровень
    оригинальности образов воображения в сочетании с высоким уровнем
    последовательности в организации сюжета.

    1. Вторую группу составили дошкольники со средним уровнем развития воображения. Это дети с "познавательным" воображением, принявшие задачу, последовательно строящие сюжет, но со средними показателями оригинальности образов воображения, а также дошкольники с "эмоциональным" воображением, тоже принявшие задачу, строящие довольно оригинальные образы воображения, но непоследовательные в построении сюжета.

    2. В третью группу мы включили детей с низким уровнем развития воображения. Сюда вошли ребята и с "познавательным", и с "эмоциональным" воображением, которые не смогли использовать в игре оригинальные образы воображения и последовательно построить сюжет.

    10-905

    145

    Таким образом, методика "Куклы" позволила выявить возрастную динамику наличия "познавательного" и "эмоционального" воображения и их специфические особенности. Оказалось, что во всех возрастных группах "эмоциональное" воображение обычно более оригинально, чем "познавательное", однако, его продукты менее четко спланированы и последовательно организованы. Это связано в основном с тем, что дети с "эмоциональным" воображением склонны к неоднократному повторению конфликтных ситуаций, к "застреванию" на них в ущерб общему развитию сюжета, а также более импульсивны и непоследовательны в переходах от одного эпизода к другому.

    Для определения устойчивости проявлений детьми "эмоционального" и "познавательного" воображения мы обратились к методике "Выдуманное животное". В эксперименте приняли участие те же дети старшей и подготовительной групп, которые были обследованы по методике "Куклы" (более младшие дети, как правило, не приняли эту задачу).

    Сопоставление результатов по методикам "Выдуманное животное" и "Куклы" показало, что у всех детей старшей группы, проявивших "эмоциональное" воображение по одной методике, обнаружилось оно и по другой. В подготовительной группе из 5 детей, проявивших "эмоциональное" воображение по методике "Куклы", у четверых этот вид воображения отмечался и по методике -Выдуманное животное".

    Эти данные свидетельствуют об устойчивости вида воображения, проявляемого тем или иным ребенком. Далее встал вопрос о личностных качествах детей, обнаруживших разные виды воображения.

    4.3. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

    Для анализа вопроса о зависимости индивидуальных различий в воображении детей от их личностных особенностей мы обратились к материалам психологической консультации. Нами были собраны данные 112 детей средней, старшей и подготовительной групп, которые наряду с общим

    146

    обследованием выполнили задание "Выдуманное животное". Всем им предлагались также задания, определяющие уровень их умственного развития, личностные особенности и специфику их отношений с окружающими.

    В процессе обследования полученные результаты оценивались только качественно (например, при выполнении проективных методик) или давался качественный анализ вместе с глобальной оценкой уровня выполнения задания (высокий, средний, низкий, как, например, для заданий, выявляющих уровень умственного развития ребенка). Поэтому не проводилось строгих количественных сопоставлений между видом проявленного воображения и результатами выполнения различных заданий. Описывались только тенденции взаимосвязей некоторых особенностей психики ребенка и индивидуальной специфики его воображения. Вид преобладающего у ребенка воображения определялся по методике "Выдуманное животное", данные которой, как показал проведенный эксперимент, устойчиво отражают индивидуальные особенности воображения детей.

    Рассмотрим основные показатели психического развития детей в сопоставлении с видом проявленного воображения.

    Надо сразу сказать, что не было обнаружено специфических особенностей в умственном развитии, "которые бы соотносились с тем, какой вид воображения проявляет ребенок. Показатели умственного развития оказались неспецифическими при анализе индивидуальных особенностей воображения.

    Также не отмечалось различий между детьми с "эмоциональным" и "познавательным" воображением при оценке уровня детской компетентности как степени овладения содержательными представлениями и игровой, изобразительной, конструктивной деятельностями, а также элементами учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

    У некоторых детей наблюдался ровный уровень в овладении различными видами деятельности (высокий, средний или низкий); у других-

    10*

    147

    неравномерность при предпочтении отдельных видов заданий, но независимо эт вида проявленного воображения.

    Можно 'заметить только, что у дошкольников с "познавательным" зоображением обнаружились известные преимущества при выполнении изданий, в которых решающим было пошаговое планирование действий. Дети же с "эмоциональным" воображением чаще лучше выполняли задания, гребующие перекомбинирования образов. Однако здесь можно говорить голько о некоторых тенденциях, в целом же серьезных расхождений в уровне выполнения заданий детьми с различными видами воображения не зафиксировано.

    Только в отдельных случаях (вероятно, здесь имеют место невротические и преневротические состояния, описанные А.С.Спиваковской) у детей с 'эмоциональным" воображением наблюдалось некоторое нарушение деятельности, связанное с их личностными особенностями. В основном это эыли нарушения по типу застревания на воспроизведении конфликтной ситуации, В этих случаях ребята могли разыгрывать одну и ту же ситуацию, что мешало общему развитию сюжета; давать стереотипные рисунки одной и той же ситуации и т.п.

    Различия между детьми в преобладанием "познавательного" или "эмоционального" воображения выявились при анализе их мотивационно-потребностной сферы. Хорошо известно, что в дошкольном возрасте возникает соподчинение мотивов, образуется их иерархия. По данным гситературы (Л.А.Венгер, В.С.Мухина, 1988; Развитие социальных эмоций..., 1986; Д.Б.Эльконин, 1960 и др.), основные мотивы детей дошкольного возраста можно соединить в 2 большие группы. Первая группа включает мотивы, относящиеся к внешней по отношению к ребенку действительности. Это деятельностные мотивы (например, основанные на потребности ребенка в игре), общественные. Вторая группа состоит из мотивов, относящихся к самому себе, к построению и защите образа "я". Они основаны на потребности в защите, любви, признании, стремлении к самоутверждению, самосохранению, самообереганию и т.п.

    148

    По направленности мотивов и некоторым их характеристикам наметились известные различия между детьми с разными видами воображения.

    Прежде всего, дети с "познавательным" воображением отличаются преобладанием первой группы мотивов, направленных на внешнюю действительность. Например, при выполнении задания "Рассказ о сне" (надо пересказать любой свой сон} эти ребята говорят о новой ' для них деятельности (во сне был летчиком и летал на самолете, был космонавтом), новых впечатлениях (путешествия в разные волшебные страны), новых встречах (убегал от Карабаса Барабаса, попал к Незнайке и веселым человечкам и т.п.).

    При выполнении задания "Три желания" дошкольники с "познавательным" воображением также часто загадывали то, что было каким-то образом связано с их взаимодействием с действительностью (хочу новую книгу, хочу игрушки, чтобы не было войны, хорошо учиться и т.п.). Желания могли быть эгоистическими и альтруистическими, но все они имели выраженную внешнюю направленность.

    У детей с "эмоциональным" воображением в основном преобладает вторая группа мотивов, которые прямо связаны с функционированием образа "я". Например, при выполнении задания "Рассказ о сне" эти дети часто упоминают о взрослом, который находится с ними, хвалит их ,ругает, спасает от конфликтной или угрожающей ситуации. Так, одна из девочек рассказала свой сон, в котором она гуляла, а на нее напал крокодил, который стал ее глотать, но тут подошла мама и ее спасла. Выполняя задание 'Три желания", они чаще всего загадывали такие, где также присутствуют взрослые, с которыми связано их личное благополучие ("Хочу, чтобы мама на работу не ходила", "Хочу, чтобы воспитательница не кричала", "Чтобы папа дома был" и т.п.).

    В тяжелых случаях подобная фиксация на собственных проблемах может мешать общему развитию детей. Так, Л.А.Абрамян справедливо подчеркивает, что негативные переживания "участвуют в иерархизации мотивов, приводя к тому, что мотивы самосохранения, самооберегания

    149

    становятся ведущими и препятствуют развитию социальной ориентации детей. (Развитие социальных эмоций..., 1986, с. 118). Аналогичные проблемы у детей с преневротическими состояниями отмечает и А.С.Спиваковская (1988).

    В нашем же случае у большинства детей подобное доминирование мотивов "я" проявлялось лишь как тенденция, не сказываясь существенно на их общем развитии.

    Второй параметр мотивационно-потребностной сферы, по которому можно различить детей с "познавательным" и "эмоциональным" воображением.-устойчивость иерархии мотивов. Естественно, что у детей она только складывается, и, как говорит А.Д.Кошелева, "наличие или отсутствие борьбы мотивов в поведении ребенка-чрезвычайно важный симптом складывающейся структуры личности ребенка" (Развитие социальных эмоций..., 1986, с.60-61). Но в то же время можно выделить детей с разной степенью устойчивости групп мотивов.

    По нашим данным, дети с "познавательным" воображением обладают, как правило, более сложившейся системой ценностей, более устойчивыми мотивационными образованиями. Опять-таки не оценивая само качество, содержание такой иерархии, отметим только ее большую однозначность. Так, эти дошкольники при выполнении задания 'Три желания" увереннее и однозначнее, по сравнению с детьми с "эмоциональным" воображением, называют то, что им хочется ("велосипед", "машину", "пистолет", "чтобы был мир, все дружили", "игрушки были, какие захочешь" и т.п.). Дети же с "эмоциональным" воображением часто находят лишь чисто ситуативные решения ("хочу карандаш, бумагу, часы") или колеблются в выборе ("хочу машинку, нет, лучше щенка" и т.п.).

    Именно такие дети, вероятно, проявляют чаще "эмоциональное" воображение, как его понимал А.В.Запорожец: они вынуждены проигрывать в воображении возможные варианты разрешения ситуаций, так как их мотивация отличается еще известной неустойчивостью. В силу этого они чаще других могут оказаться в ситуации выбора.

    150
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта