Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок 9
Скачать 2.08 Mb.
|
Тема: А. С. ПУШКИН. «БОРИС ГОДУНОВ» Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. До урока выяснить, какие отрывки учащиеся выучили наизусть, чтобы прокомментировать «диафильм». Просмотр диафильма, подготовленного I группой учащихся, выразительное чтение эпизодов «Песни...» II группой учащихся. III. Изучение новой темы. 1. Сообщение темы и целей урока. 2. Вступительное слово учителя. — Что называется трагедией? Обратимся к краткому словарю лингвистических терминов (Учебник, II ч., с. 292). — Что называется трагедией? (Трагедия — буквально «козлиная песнь» — вид драмы, изображающий борьбу, личную и общественную катастрофу, которая нередко заканчивается гибелью героя.) Слово учителя. В трагедии Пушкин обратился к одному из самых интересных периодов русской истории — к царствованию Бориса Годунова. Царь Борис, в изображении Пушкина, умный и дальновидный политик, энергичный, поэтому он, получивший престол не по наследству, не как потомок царя, оттеснил родовитых (знатных) бояр, расчистив дорогу к престолу. Царь понимает пользу просвещения, иногда проявляет заботу о нуждах народа. Но душа его неспокойна. Бориса тяготит преступление — убийство царевича Дмитрия, двенадцатилетнего наследника царской фамилии, который должен был занять престол по закону. У нас в учебнике помещен отрывок из трагедии. 3. Чтение отрывка из трагедии. 4. Выполнение заданий. Беседа по вопросам. 1) Назовите действующих лиц, ведущих диалог. 2) Кто такой Пимен? (Бывший патриарх, попавший в опалу (немилость), теперь он в монашеской келье, он летописец. Летопись — записи по годам.) 3) Какой завет Бога он выполняет? («Еще одно... «, «исполнен долг» — Бог наградил его долгой жизнью, памятью, научил («вразумил») писать и читать, чтобы потомки знали судьбу своей родины, поминали добром царей добрых и молились за «темные деянья» жестоких.) 4) Что узнаем мы о Пимене из слов Григория? («Он летопись свою ведет... ни жалости, ни гнева».) 5) О чем расспрашивает инок (чернец, монах, инок — молодой монах) Пимена с глубоким интересом? («Хотелось мне тебя спросить... был в Угличе. Каких был лет царевич убиенный?») Задание: комментарий последней реплики Григория. («Каких... лет...?») 6) Какова главная черта летописца? (Объективность, правдивость. «Спокойно зрит... ни жалости, ни гнева.) 7) Попробуйте домыслить историю жизни Григория. (Гришки Отрепьева, сбежавшего из монастыря и направляющегося через границу в Польшу.) 8) В чем завидует Григорий Пимену? («Как весело...», роскошь Иоанна.) 9) О чем мечтает? («Зачем и мне не тешиться ... обитель затворится».) Вывод. Пушкин с уважением относится к собрату по перу, восхищается им, добровольным затворником, часто безвестным, его желанием донести до потомков события, свидетелем которых он был. IV. Подведение итогов урока. — Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России? Домашнее задание: подготовиться к инсценированному чтению отрывка из «Бориса Годунова»; составить небольшой словарик слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена (задание 2, с. 97 в учебнике); читать повесть «Станционный смотритель». Урок 20 Тема: А. С. ПУШКИН. ПОВЕСТЬ «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ» Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задании. 1. Чтение слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена. 2. Инсценированное чтение отрывка из трагедии «Борис Годунов». III. Изучение новой темы. 1. Вступительное слово учителя. Осень 1830 г. А. С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. (Показ фотоиллюстраций из книги: Болдино. Осень. 1830. — Фотокнига. — М: Планета, 1989.) Из-за вспыхнувшей холеры он вынужден был задержаться здесь. Осень вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», — говорил он. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. А. С. Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, «Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка». «Повести Белкина» — такова тема нашего урока сегодня. «Материалом для них послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания, житейские эпизоды, лично подмеченные или бытовавшие в устной (а подчас и книжной) традиции. Московская вывеска гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской, по соседству с домом Гончаровых, навеяла Пушкину фабулу «Гробовщика». Воспоминания о старинном кишиневском приятеле — бесстрашном дуэлянте и боевом офицере Липранди — легли в основу «Выстрела». Разъезды поэта-странника, ожидания и кочевки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу «Станционному смотрителю», в «Метели» и «Барышне-крестьянке» опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литературными трагедиями…» 1 Авторство повестей анонимно, приписано вымышленному лицу — Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности. Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта. Вот как сам Пушкин объясняет это в одном из писем: «...Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает». «Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы они был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно» 2 «Повести Белкина» были образцом той прозы, на которой учились многие русские писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов... А вот как оценил это произведение Л. Н. Толстой: «Я с восторгом, мною давно не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение» 3 Один из исследователей Пушкина так определил своеобразие пушкинских повестей: «Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски «быстрых» рисовальщиков, которые он так любил за их воздушность и выразительность» 4 Каждая повесть рассказана Белкину (именно он выступает в качестве писателя, на самом деле повести написаны Пушкиным) разными лицами — барышней, армейским офицером, 1 Гроссман Л. П. А. С. Пушкин: ЖЗЛ. — М., 1960. — С. 362. 2 Благой Д. Д. А. С. Пушкин. — М., 1949.—С. 78. 3 Гроссман Л. П. А. С. Пушкин: ЖЗЛ. – М., 1960. – С. 362. 4 Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. - М., 1988.—С. 108—118. приказчиком и мелким чиновником. Каждый из рассказчиков дает оценку событий со своей точки зрения, что позволяет поэту глубоко проникнуть в жизнь всех сословий и групп. Но это не значит, что точка зрения Пушкина на рассказанные события устранена. Она присутствует в ироническом отношении «к романтическим сюжетам», в выявлении действительных причин тех или иных поступков героев. Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель». 2. Работа по повести, прочитанной дома. Вопрос: В чем трудности службы смотрителей? (Унижение, оскорбления, даже побои.) — Прокомментировать фразу: «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия...» (Для Вырина, отца Дуни, она единственная радость, надежда, смысл жизни, он любит ее, гордится ею — она его дочь!) — Какова внешность Вырина? (... Человека лет 50-ти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».) Задание: с. 100. Каков Вырин через 4 года? — Что состарило его? За что корил он себя до самой смерти? («Чего же ты боишься? — сказал ей отец... до церкви».) Задание. Зачитать строчки, объясняющие причину отъезда Вырина в город. («Авось ... овечку мою».) Задание. Пересказать эпизоды, описывающие две встречи с Минским. — Что думал Вырин о судьбе дочери? («Жива ли ... пожелаешь ей могилы...» 2-й абзац.) — Что за человек Минский? (Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о бедном старике, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за искреннее сочувствие он отплатил не только обманом.) Задание. Зачитать рассказ мальчика о приезжавшей барыне. — Что заставило барыню приехать на постоялый двор? (Хорошо, что предположения Вырина не сбылись, и Минский ее действительно не бросил. Но вину свою она чувствовала, и не было Дуне покоя. Трагедия произошла по ее вине: отец спился и умер, похоронили его вместе с женой.) — Каким настроением пронизана повесть? Какие чувства и размышления она вызвала у вас? Вывод. А. С. Пушкин выступает в защиту маленького человека, бесправного, униженного, доведенного до отчаяния; здесь звучит и упрек тем, кто, не думая о родных и близких, совершает необдуманные поступки, заранее не зная к чему они могут привести.) IV. Подведение итогов урока. — Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? — Кому из героев рассказчик симпатизирует? — Каким настроением проникнута вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала? Домашнее задание: читать повесть «Метель». Индивидуальное задание для учеников-ассистентов к уроку 20, о Лермонтове. Урок 21 Тема: ЗНАКОМСТВО С «ПЕСНЕЙ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА» М. Ю. ЛЕРМОНТОВА, С ЕЕ ГЕРОЯМИ Цель: учить ориентироваться в тексте, отвечая на вопросы, анализировать его; отметить связь «Песни...» с народным творчеством. Ход урока I. Организационный момент. II. Изучение новой темы. 1. Вступительное слово учителя. 28 января 1837 г. по Петербургу разнесся слух о том, что Пушкин стрелялся с Дантесом и ранен смертельно. На другой день Пушкина не стало. И в эти дни распространилось по столице стихотворение без подписи «Смерть поэта». Чтение стихотворения «Смерть поэта» учеником-ассистентом. Его написал М. Ю. Лермонтов, преемник Пушкина, поэт с такой же трагической судьбой, поэт, гонимый «надменными потомками», стоящими у трона всесильного монарха, принимающего несправедливые решения, наказывая своих подданных, не имеющих права его ослушаться. Стихотворение, за которое опальный поэт вынужден был расстаться с «милым севером», с теми краями России, где он провел юность, которые были для него родиной. Не холодную, официальную столицу Российской империи покидал он, а город, где еще недавно жил Пушкин, самый великий для Лермонтова человек, где были друзья и литературные единомышленники. И в последний свой петербургский вечер поэт оказался среди друзей, в доме на Фонтанке, из которого видны были и Нева, и Летний сад, и весеннее апрельское небо над ними. Вот как вспоминает об этом один из современников Лермонтова, писатель В. А. Сологуб: «друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение! «...Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его». (Цит. по кн.: Лермонтов М. Ю. Соч.: в 6 т. — М., 1981. Т. 6. 2. Чтение стихотворения «Тучи» вторым ассистентом. Слово учителя. Мысль о всесилии и несправедливости царя выражена Лермонтовым в «Песне... про купца Калашникова», написанной в том же 1837 году. Попадая в художественный мир «Песни...», напоминающий мир народного эпоса, мы переносимся в далекий ХV век, когда на Руси царствовал Иван IV, за свою суровость и жестокость прозванный Грозным. Обратившись к далекому прошлому, поэт нашел в нем не только пример достойного поведения, но и горькие последствия самовластия царя и безнаказанности слуг. Характеры персонажей раскрываются в диалогах, в их поступках. 3. Работа с учебником. Перечислить героев «Песни...». (Опричник Кирибеевич — любимый и верный воин-слуга.) 4. Чтение I части. Анализ ее. — Кто ведет рассказ? («Гусляры, будто бы собирающиеся потешить боярина и боярыню.) Задание. Зачитать описание царского пира, назвать отрицательное сравнение. («Тучки синие» — недовольство, угроза царя, быстро сменяющие его улыбку и «закрывающие» «солнце красное» (радость, веселье).) — Кто остался равнодушен к угощению царя? (Лишь один из них из опричников... С. 119, 1 ч.) — Как царь отреагировал на его отказ? («Вот нахмурил ... пробил оконечником». Мгновенно царь закипает неудержимым гневом, подозревая слугу своего в измене, зависти, и грозит расправой. Сравнение — «словно ястреб» на «голубя сизокрылого» «взглянул».) — Какова причина грусти опричника? (Лишь, одна не глядит... Аленой Дмитриевной (с. 121, I ч. учебника). Молодой опричник охвачен страстью: Сердца жаркого не залить вином, Думу черную не запотчевать! Так описывать свою любовь: «лебедушка», «голубушка», «соловей поет», «щеки — заря румяная... — может только страстная, поэтическая душа.) — Что предлагает ему царь? («И сказал, смеясь... не прогневайся». Царю грубому и развращенному властью чуждо представление о любовных переживаниях, о страданиях, которые приносит безответная любовь. Царь предлагает драгоценности, он уверен, что ни одна красавица не устоит перед ними.) — В последней строфе гусляры проявляют сочувствие герою; какие это строчки? (Ох ты гой еси... христианскому (I ч., с. 122). Не отказывают гусляры опричнику в мужестве, смелости, отваге, в искренности любви. Он готов умереть на чужбине, в смертном бою с врагами сложить голову. Иногда герой кажется излишне хвастливым («Не родилась та рука... соболем отороченную».)) — Всю ли правду сказал Кирибеевич царю? («Обманул ... по закону ... христианскому...» Он скрыл правду: боялся осуждения. Против семейных устоев, против норм («Домострой» — «и что муж накажет, то с любовью принимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию») бессилен сам грозный монарх; есть какие-то пределы и его власти.) Вывод. Любовь — замечательное чувство, но она не должна приносить горе окружающим, настоящая любовь неподкупна. 5. Работа по теории литературы. Учитель. Лермонтов использует в поэме многие фольклорные приемы. Один из них — прием параллелизма, т. е. сопоставление мира природы и мира человека. 1) Попробуйте найти параллелизмы в следующем отрывке: от слов «Вот нахмурил царь брови черные...» до «...И семьею ты вскормлен Малютиной!» (В отрывке рассказывается о гневе Ивана Грозного на опричника Кирибеевича. Параллелизм заключен в словах Ивана Васильевича: Когда всходит месяц — звезды радуются, Что светлей им гулять по поднебесью; А которая в тучку прячется, Та стремглав на землю падает... Это сопоставление с миром людей. Царь поучает: должно верным слугам веселиться, радоваться рядом с государем, как звездам при месяце; и одновременно угрожает: «падающая звезда» — отвергнутый слуга, а возможно, и уничтоженный.) 2) Что можно сказать, прочитав этот отрывок, о характере героя — царя Ивана Васильевича? С помощью каких художественных средств поэт создает такой характер? (Царь Иван Васильевич показан по-настоящему грозным, гневливым. Его настроение дано в развитии, недовольство Кирибеевичем постепенно растет. Сначала царь нахмурил брови, посмотрел с неудовольствием, потом ударил об пол палкой с железным наконечником, да так, что пробил его «на полчетверти», а потом заговорил, угрожал расправой. Рисуя облик Ивана Грозного, М Ю. Лермонтов использует соответствующие эпитеты: слово у царя грозное, очи зоркие, брови черные. Сравнивает его с ястребом — птицей хищной, безжалостной. В уста героя вложен параллелизм. Речь Ивана Грозного соответствует образу грозного царя. Она гневная по настроению. Три вопроса задает Иван Грозный Кирибеевичу. И каждый начинается с простонародного союза /али/ аль!: «Аль ты думу затаил нечистивую...») III. Подведение итогов урока. — Что называется поэмой? — Какое чувство осталось у вас после чтения I части поэмы? Понравился ли кто из героев? Домашнее задание: прочитать вступительную статью в учебнике (с. 114—117); прочитать II часть поэмы. Урок 22 Тема: «ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА...» Анализ II части Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания 1. Пересказ статьи учебника (с. 114—117). — Какими талантами одарила природа поэта и как они проявлялись в жизни и творчестве? — В чем особенность поэмы Лермонтова? (Поэма рассказывает об историческом прошлом Руси XVI в., царствовании Ивана Грозного, времени опричнины. По форме она напоминает былину или балладу, исполняемую гуслярами для «боярина и боярыни его белолицей». Близость к фольклору не только придает достоверность характерам и картинам, изображенным в поэме, но и позволяет автору показать народный идеал, выразить народное понимание правды, чести, героизма, справедливости.) III. Сообщение темы и целей урока. IV. Изучение новой темы. 1. Чтение II части поэмы. 2.Анализ II части по вопросам. — Что предвещает несчастье семье купца? («Да недобрый ... не заглядывают». С. 123, 1 строка II части.) — Что услышали мы из уст Алены Дмитриевны? (Если в I ч. мы испытывали сочувствие к опричнику, то после рассказа оскорбленной им женщины мы смотрим другими глазами на виновника бесчестья. Чувство Кирибеевича эгоистично, не просветлено разумом. Он меньше всего думает о любимой женщине, он готов на все даже ценою ее позора. «Опозорил... покажусь теперь?» (С. 126.) Своеволие, страсть, которая не подчиняется рассудку, роднит опричника с его государем.) — Какое решение принимает Калашников? («И я выйду тогда на... братцы любезные!» (С. 127.) Купец защищает не красоту жены, а честь ее. Им руководит не чувство ревности. «Как запру я тебя ... имя честное, не порочила...», он защищает честь своей семьи. «Опозорил семью нашу честную злой опричник...». (С. 127.) Братья понимают, какую ответственность он берет на себя, готовы поддержать его в трудную минуту и, если будет нужно, пожертвуют своей жизнью. Это решение в полном согласии с народной традицией, как и угроза Калашникова упрятать жену за железную дверь, если бы она оказалась виновной. Для Алены Дмитриевны муж — «государь», красно солнышко, его немилость для нее — горше людской молвы, страшнее смерти.) Вывод. Под покровом суровости и угрюмости мы видим в Калашникове черты доброты, гуманности. Он не похваляется своей статью («купец — статный молодец») и силой, но, когда придет час, не задумываясь ни на минуту, отдаст жизнь, исполнит свой долг до конца. V. Подведение итогов урока. — Кто является главным героем II части поэмы? — В чем характер Алены Дмитриевны близок народному идеалу женщины? Как речь Алены Дмитриевны характеризует ее? — Каким предстает в этой части купец Калашников? А как его характеризует речь? Домашнее задание: дочитать поэму, подготовить выразительной чтение «Песни...», учитывая связь с устным народным творчеством, оттеняя характеры героев, их речь, поступки, обратив внимание на распевность начала и концовки, использованные автором сравнения, метафоры, инверсию. Урок 23 |