Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок 9
Скачать 2.08 Mb.
|
Тема: «ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА...» Анализ III части Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение III части поэмы. III. Работа по новой теме. 1. Анализ III части поэмы. Беседа по вопросам. — Как готовится поле к кулачному бою? («Оцепили место в 25 сажень... Здесь разыгрывается поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием. Кирибеевич, выходя на бой, кланяется в пояс только царю. Он хочет потешить царя-батюшку. Калашников кланяется царю, Кремлю, да святым церквам, а потом народу русскому. Он вышел защищать честь свою, отстоять правду-матушку. На вопрос «Какого роду племени» противник, опричник получил ответ: «И жил я по закону... небесного». (С. 131.) «Не шутку... на последний бой».) Задание. Зачитать строчки, которые описывают внутреннее состояние Кирибеевича. (Побледнел ... слово замерло». Он изумлен, растерян, понял, что его ожидает возмездие. Калашников побеждает его задолго до физической смерти.) — Что запрещали правила кулачного боя? (Убивать человека, противника «вольной волею», по желанию.) — Значит, царь прав, казнив Калашникова? (У купца не было иного выхода, как потешное зрелище превратить в суд чести. Да он и не скрывал, что шутить не собирается. Он не просто мстит именитому обидчику, а выступает против произвола и несправедливости. Калашников казнен без суда и следствия, причину его поступка он не огласил в присутствии находившихся на месте боя: он не желал публичного позора. Царь же, как бы одобряя прямой и честный ответ купца, обещает пожаловать...) — Что обещал царь? (Зачитать с. 133. «Хорошо тебе... моей милостью...».) — Кому симпатизирует народ? (С. 134. «Схоронили ... споют песенку».) — Какой жанр устного народного творчества «Песня...» напоминает? (Былину. Былинное обращение «Ох ты гой еси (возглас)...» введение историзмов: «князья», «бояре», «опричник», «трапеза». Эпитеты: солнце красное, тучи синие, златой венец, золоченый ковш, очи темные, брови черные, черный соболь, заря алая, стена белокаменная... — белый, черный, красный, синий, алый — совершенно в духе народной поэзии, не любящей полутонов и полутеней. Символ — алая заря — в народной поэзии предвещала трагические события. Лермонтов, по словам Белинского, вошел, в царство народности, как ее полный властелин. Архаизмы: лютая, али; просторечия: «твово», супротив; напевный ритм, антитеза (противопоставление); троекратные повторения (клич 3 раза «кликали»; повествование ведут гусляры.) 2. Перечитаем описание зари над Москвой перед кулачным боем. Найдите в этом описании фольклорные приемы. (От слов «Над Москвой — великой, златоглавой...» до «На какой ли радости разыгралася».) В этом отрывке используется характерная для фольклора инверсия — определение почти всегда стоит после определяемого слова; Москва Великая, стена белокаменная; постоянные эпитеты (заря) алая, (Москва) златоглавая, (горы) синие; метафоры в форме олицетворения: заря сравнивается с красавицей за утренним туалетом (она умывается, смотрит в зеркальце, разметает кудри, улыбается). Это обратный параллелизм от мира природного к миру человека. Лермонтов использует также разговорные, песенные формы глаголов: просыпалася, разыгралася, играючи, разгоняючи. Все это не только доказывает умение поэта подражать фольклорным истокам в форме, но и является замечательным композиционным ходом. Описание зари — зачин в этой части «Песни...» красота утра, бодрое, радостное настроение контрастирует с последующим содержанием — смертельным боем, гибелью Кирибеевича, казнью Калашникова. Таким образом, в этом описании звучит авторское утверждение возможной красоты, гармонии в природе, которой нет в мире людей, которой они не могут достигнуть. IV. Подведение итогов урока. 1. Сравнительная характеристика главных героев. — Каково отношение автора к Кирибеевичу? (Кулачный бой двух героев автор называет богатырским. Нет им равных по всей Москве. Но уже в описании героев перед схваткой мы видим разницу в настроении соперников, в отношении к ним автора. Кирибеевич кичится своим удальством, своей силой, нарядным платьем, славой замечательного бойца. У него цель — потешить царя-батюшку и показать себя. Не так изображен Калашников. Несмотря на молодость, он отличается по имени-отчеству — Степан Парамонович. В этом и уважение к нему людей, и подчеркнутая серьезность намерений героя! Если Кирибеевич красуется собой, то купец вышел постоять за честь семьи: «На опричника смотрит пристально (...) Боевые рукавицы натягивается». В поведении купца перед боем важна каждая деталь: как и Кирибеевич, он кланяется сначала «царю грозному», потом «белому Кремлю, да святым церквам. А потом всему народу русскому». Это не только проявление вежливости, но и показатель серьезности намерений — биться до смерти (а ведь убийство — страшный грех!), просьба о прощении и одновременно сознание своей правоты. Поэтому-то Кирибеевич не нашел ответных слов и побледнел «как осенний снег» не столько от страха смертного, сколько от сознания своей преступности, от ожидания справедливого возмездия за то, что не жил «по закону Господнему». Автор с самого начала утверждает, что при равной удали и могуществе обоих нравственный перевес на стороне Степана Парамоновича, т. к. за ним — правда. Однако смерть Кирибеевича рисуется с сочувствием — параллель с миром природы тому свидетельство, не как «собака» или «басурманский сын» гибнет опричник, а «будто сосенка во сыром бору». Почему? Кирибеевич молод, красив, удал, рано ему лишаться жизни, поэтому его смерть вызывает грустные чувства, он жертва воспитания, любовной страсти, хотя пути, которыми он пытается достигнуть счастья, — неправедные.) 2. Заключительное слово учителя. «Песня...» сложена в назидание людям, наделенным властью и могуществом, правом решать судьбы людей. «Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало как глубоко современное. Только что на дуэли с царским «опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить «честь жены и свое благородное имя». Поэма заставляла задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности». (И. Андроников.) Домашнее задание: перечитать «Песню...», подготовиться к сочинению по иллюстрации В. Васнецова. Уроки 24—25 Тема: СОЧИНЕНИЕ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ В. ВАСНЕЦОВА «ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА» Цели: развитие речи, наблюдательности, воображения, умения выборочно работать с текстом, логически последовательно излагать мысли. Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. III. Работа по новой теме. 1. Слово учителя о художнике. Имя художника Виктора Михайловича Васнецова мы уже упоминали при изучении былин («Богатыри»). Сегодня мы обратимся к иллюстрации Васнецова по «Песне...» Лермонтова. «Калашников убивает Кирибеевича». 2. Аналитическая беседа с использованием текста. — Как автор описывает утро перед боем? Что предвещает алая заря? («Зимнее утро. Алая заря разгоняет синие тучи, играючи освещая тесовые крыши. Белые снега, чистые и рассыпчатые, порозовели, и кажется, что заря отражается в них, как в зеркале. Ясная заря, радуясь, смотрится «в небо чистое». Но радость томит душу каким-то неясным предчувствием беды.) — Какое событие дня влечет людей к Москве-реке? (Сегодня кулачный бой. Удалые бойцы московские собираются «для праздника, потешиться». Оцепили место для боя и стали «клич кликать громким голосом». Ой, уж где вы, добрые молодцы, Вы потешьте царя нашего батюшку!) — Как ведет себя первый боец? (Первым выходит любимый царский опричник Кирибеевич. Ожидая себе противника, хвастливо посмеивается над ними. Так и быть, обещаюсь, для праздника, Отпущу живого с покаянием, Лишь потешу царя нашего батюшку. И вот толпа раз двинулась, и вышел молодой купец, удалой боец, по прозванию Калашников, очи его соколиные горят не добрым огнем. Он «могутные плечи» распрямливает, натягивая боевые рукавицы, готовится к бою. Посмеиваясь над противником, Кирибиевич спрашивает его: Ты какого роду, племени, Каким именем называешься?) Ответ Калашникова (с. 131). — Почему испугался Кирибеевич, и как изменился он, услышав ответ? (Побледнел в лице, как осенний снег: Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч пробежал мороз, На раскрытых устах слово замерло...) — А что же Калашников? (Безмерен гнев Калашникова. Он полон решимости отомстить царскому опричнику за обиду, за поруганную честь семьи. Его правая рука крепко сжата в кулак. Он исполнит свой долг до конца, не задумываясь ни на минуту, отдаст даже жизнь.) — Как была велика сила удара опричника? (Удар опричника был силен. Затрещала грудь молодецкая, Пошатнулся Степан Парамонович… Но устоял, хотя «погнулся крест и вдавился в грудь»; «из-под него кровь закапала».) — Какое решение принял купец? («Чему быть суждено, то и сбудется; Постою за правду до последнева... Кирибеевич застонал, закачался, упал замертво. «Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору Под смолистый под корень подрубленная».) Вывод. Повторы слов, сравнение говорят о том, что гусляры сочувствуют ему, молодому, красивому, павшему жертвой несчастной страсти, все же их симпатии полностью отданы Калашникову: он защитник долга и чести, перед царем и перед смертью проявил непоколебимое мужество, стойкость, смелость. Поэтому он и получил признание народа. Пройдет стар человек — перекрестится... А пройдут гусляры... (С. 134.) IV. Работа в черновиках: составление плана, подбор цитат. V. Чтение 2—З3 работ. Рецензирование учителем. VI. Корректировка работ в черновиках, переписывание в чистовики. Домашнее задание: вспомнить стихи М. Ю. Лермонтова, изученные ранее. Урок 26 Тема: ЛИРИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. СТИХОТВОРЕНИЯ «МОЛИТВА», «АНГЕЛ», «КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА...» Цели: познакомить (кратко) учащихся с лирикой поэта, учить определять темы стихов, роль художественных средств; учить выразительности чтения, устному рисованию, «определять» состояние души поэта. Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, устное рисование. Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. III. Работа по новой теме. 1. Слово учителя. В лирике Лермонтова мы находим основные темы русской поэзии ХIХ в.: поэта и поэзии, природы, Родины, любви. Что в поэзии этого удивительного поэта близко вам? В чем неповторимость его поэтического голоса? Каковы тайны его поэзии? И почему так «мрачна» душа поэта? Сколько вопросов! Но на некоторые из них мы сможем ответить уже в 7 классе. 2. Беседа по вопросам. — Какие стихотворения М. Ю. Лермонтова мы учили? («Тучи», «Утес», «Сосна», «Листок», «Три пальмы».) — Какая тема их объединяет, почему эта тема постоянна в его лирике? (Тема одиночества. В детстве поэт чувствовал себя одиноким (мать умерла, когда ему было 3 года); по желанию бабушки он не виделся с отцом; стал взрослым, но чувство одиночества не покидало его. Царь и его окружение не любили его: они не могли простить ему жесткого, но правдивого высказывания о них в стихотворении «Смерть поэта», написанном в 1837 году сразу после смерти А. С. Пушкина. Вот строки из этого стихотворения: А вы, надменные потомки, Известной подлостью прославленных отцов. ……………………………………………….. Вы, жадною толпой стоящие у трона Свободы, Гения и Славы палачи! Как же можно забыть и простить эти строки! Посещая петербургские салоны, он не скрывал свою независимость, презрение к светской толпе. Наблюдал за бездушными, лицемерными людьми из этой толпы, он забывался, и память возвращала его к недавней стороне, в детство. И что же вспоминалось ему? Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей, Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями; В аллею темную всхожу я, сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами. («Как часто пестрою толпою окружен».) Мир природы и мир детства в сознании Лермонтова сливаются, они полны ясных, ярких и нежных красок. В мире природы возможны гармония, красота, любовь, сознание значительности жизни. Природа пробуждает желание жить, усмиряет тревогу души, рождает уверенность в возможность счастья на земле. 3. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива». Задание. Прочитать стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» (I ч., с. 139). 1) Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. 2) Устное рисование. (Картина созревающего и желтеющего хлеба на поле, шум леса, спрятавшаяся «малиновая слива», душистая утренняя роса, приветливое покачивание ландыша, ворчание воды в холодном ключе, лепечущем «таинственную сагу (в смысле «сказание», «повествование»), - все это смиряет тревогу души, возвращает радость жизни, дает надежду на счастье на земле. И автор уверен, что Бог есть («в небесах я вижу Бога...»), который не оставит в трудную минуту жизни.) — Какие изменения произошли в поэтическом языке Лермонтова? (В лирике зрелых лет картины природы очищены от эмоциональных словесных украшений и преувеличений, в них (картинах) все просто, точно и экономно. Реже употребляются метафоры, метафорические сравнения. По словам Белинского, в стихотворениях Лермонтова «говорит одно чувство (и это чувство любви, восхищения!). Чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения...».) 4. Анализ стихотворения «Молитва». То же самое можно сказать и о поэтическом языке стихотворения «Молитва» (1839 год). Задание. 1) Прочитать стихотворение (I ч., с. 138). 2) Устное рисование. (Трудных минут жизни у Лермонтова было много. Он жаждал борьбы («Так жизнь скучна, когда боренья нет!», «Всегда кипит и зреет что-нибудь в моем уме». («Моя душа, я помню, с детских лет...», «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?», «Я жить хочу! Хочу печали любви и счастию назло...»), он жаждал жизни, а жизнь, разумеется, приносила страдания.) 5. Анализ стихотворения «Ангел». Задание. Вспомнить стихотворение «Парус». («А он, мятежный, просит бури...», хотя «Под ним струя светлей лазури, Над луч солнца золотой.) «Природа наделила его страстями». И. Андроников В три года он плакал на коленях у матери, когда она пела ему песню. И в память о рано ушедшей матери и о песне он написал своего «Ангела». Задание. 1) Чтение стихотворения (I ч., с. 139). 2) Устное рисование. (По полуночному небу летел Ангел и пел песню, которую слушали все. Он пел о райской жизни духов, о Боге, хвалил его, хвалил искренне. В объятиях Ангел нес «душу младую» на землю «для печали и слез». Звук песни запал в душу младую. Душа долго томилась на земле, потому что «скучные песни земли» не могли «звуков небес заменить».) 6. Работа с учебником. Чтение статьи «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях» (с. 136—138). Задание. — Иван Бунин о Лермонтове. — Поэт Мережковский (воспоминания). Вывод. Поэзия Лермонтова освещала путь читателю, звала его к действию, передавала любовь поэта к Родине, к природе. IV. Подведение итогов урока. — Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях о Лермонтове? — Что мы называем стихотворением? К какому роду литературы вы отнесете стихи? Почему? (Стихотворение — небольшое лирическое произведение, написанное стихами. Лирическими стихотворениями называются потому, что в них отражаются мысли и чувства автора, вызванные какими-то событиями внешней или внутренней жизни, поэтому стихи относятся к лирическому роду литературы.) — Какое из стихотворений, прочитанных сегодня на уроке, особенно заинтересовало вас, тронуло душу? Домашнее задание: подготовьте выразительное чтение одного стихотворения Лермонтова наизусть. Анализ этого стихотворения; читать повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1, 2 гл.). Урок 27 Тема: НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ. ПОВЕСТЬ «ТАРАС БУЛЬБА». ЗНАКОМСТВО С СОДЕРЖАНИЕМ ПОВЕСТИ, ЕЕ ГЕРОЯМИ, БЫТОМ КАЗАКОВ, ИХ ВЗГЛЯДАМИ НА ЖИЗНЬ Цели: подчеркнуть величие и героику борьбы за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарищества, силу воли и духа запорожцев; величие и красоту степных просторов; учить работать с текстом выборочно, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль. Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, выявляющая знание и понимание текста. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Чтение и анализ стихов. III. Изучение новой темы. 1. Вступительное слово учителя. Вот еще одно имя, вызывающее восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу. Н. В. Гоголь, родившийся в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, создавал свои произведения в ХIХ веке. Он хорошо знал местные национальные обычаи и правы, собирал народные песни и предания, изучал историческое прошлое славянских народов. В ХVI в. украинские казаки построили за днепровскими порогами военное укрепление — Сечь — для защиты рубежей страны от польских, турецких и татарских (из Крыма) набегов. Сечь добровольно возложила на себя задачу охраны западных и южных границ. Многие запорожцы отдали свои жизни, защищая Родину и православную веру. О жизни Запорожской (за порогами) Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Гоголь в повести «Тарас Бульба». 2. Анализ I, II глав повести. 1) Зачитать диалог между сыновьями и отцом (1 ч., гл. 1, с. 144.) — Какие качества, по вашему мнению, ценит Тарас в казаке, в том числе в своих детях? — Какое решение принимает? (Остап проявил ловкость, силу удара, это почувствовал и отец. Он не терпит насмешки, готов наказать обидчика, даже если этот обидчик — отец. Сын заслужил похвалу отца: «Добре, сынку!» Тарас Бульба решил отправить сыновей через неделю в Запорожье, а разгорячившись, меняет свое решение: сыновья вместе с ним уедут завтра. Это решение продиктовано не только его упрямством и запальчивостью, но и твердой убежденностью, что лишь в Запорожье настоящая воинская школа и наука, только там они станут «настоящими воинами».) — Какую характеристику автор дает Бульбе? («Тарас был… во славу христианства».) (I ч., с. 150.) — В чем смысл его жизни? (Смысл жизни в борьбе за независимость родины. И все, что было у него дорогого, он отдает, не колеблясь, общему делу.) — Как отнеслась к решению мужа мать? («... Она не могла удержаться от слез...».) (I ч., с. 150.) Задание: зачитать — «Одна бедная мать...». — Какова судьба жены, женщины того времени? (I ч., с. 151. «В самом деле ... глядела...») — На что надеялась? («Бульба, проснувшись, отсрочит...») Задание: пересказать (коротко) сцену прощания матери с сыновьями. (I ч., с. 154. «Когда увидела мать...».) — Какое чувство, заполняет нашу душу? (Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы, — То слезы бедных матерей! Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей... (Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны...») Вывод. Т. Бульба задолго до приезда сыновей решил их судьбу: быть им защитниками своей земли, как и он сам; поэтому он и принимает решение: сыновья едут в Запорожскую Сечь; как велико горе матери, не успевшей наглядеться на своих сыновей. Как трогательны сцены прощания ее с сыновьями; и как грустно становится читателю, в душе которого рождается предчувствие великой беды. — Как учились Остап и Андрий в Киевской академии? — Какие изменения произошли в Андрии в последние годы? (С. 156. «Он реже являлся...») Задание. Передать (коротко) историю знакомства Андрия и панночки? (Пани, панночка — форма обращения к женщине и девушке в Польше и Западной Украине.) Комментированное чтение учителя. Описание степи (С. 158—159.) («Степь, чем далее... летели по-темному небу».) — Почему Гоголь ввел описание степи? (Степь широкая, раздольная — символ Родины и свободы. Она связывает два мира: дом Бульбы и Запорожье. Борьба за эти бескрайние степные просторы. Обратить внимание на богатство красок, почувствовать аромат цветов, ее красоту, полюбить этот золотисто-бескрайний океан, почувствовать возвышенно (торжественный)- лирический (эмоции, чувства) тон описания степи.) Вывод. Нельзя не почувствовать прелесть степных просторов, читая страницы повести Гоголя; удивляет богатство красок, звуков и торжественно-лирический тон описания степи; за свободу этих степей и будут сражаться наши герои, Остап и Андрий и их товарищи. Домашнее задание: одно из описаний учить наизусть. Устный рассказ о Бульбе. Урок 28 |