Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок 9
Скачать 2.08 Mb.
|
Тема: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ О ТАРАСЕ БУЛЬБЕ Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. III. Работа по новой теме. 1. Слово учителя. Задание: зачитать заключительные строчки повести («Да разве найдутся... пересилила русскую силу!»). Так заканчивает свою повесть Н. В. Гоголь, рассказавший нам печальную историю жизни и борьбы (за свободу Родины, за христианскую веру, за процветание своей земли) героев- запорожцев. В повести много героев, у каждого из них свой характер, свой душевный склад: крепок на едкое слово Демид Попович, мудр и спокоен проживший долгую жизнь Бовдюг, который отправился в поход в надежде быть «пригодным» казакам- товарищам, умный и расчетливый в бою атаман Кокубенко, Остап, унаследовавший от отца цельность характера, трезвость в бою, чуткость и живой ум, и, наконец, сам Тарас Бульба, грубоватый по натуре, упрямый, но до конца жизни верный своей Родине и товариществу. Подумайте, почему Гоголь не дает нам подробный портрет главного героя. А как вы себе представляете Тараса Бульбу? (Наверное, в этом нет необходимости — прическа, одежда, обувь были у Тараса, как у других запорожцев, да и мало внимания уделял он своей внешности (вспомним презрение старого запорожца к богатым штанам, запачканным дегтем). Кроме того, его молодость давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней — умом, волей, силой. Как выглядит Тарас? Он грузен, сед, очень силен (т. е. мускулист), выражения лица серьезное, властное, взгляд умный. Одет неброско, но шаровары, шириною в Черное море, папаха из черных смушек с красным верхом, дорогое оружие, в руках — трубка. Говорит громко, но неторопливо. На коне сидит как влитой.) 2. Коллективное обсуждение вопросов, характеризующих Тараса Бульбу. Составление пунктов плана. — Когда мы впервые знакомимся с героем? Какова его внешность? (Старый Тарас - типичный запорожец. Он чрезвычайно тяжел и толст. На нем широченные шаровары, белая украинская сорочка. Усы до плеч. Вызывающе запрокинув голову, Тарас с насмешкой смотрит на сыновей, а затем лично проверяет бойцовские навыки одного из них, Остапа, получившего одобрение и наказ: «Да он славно бьется!.. Добрый будет казак!.. Вот так колоти всякого... Никому не спускай!») — Сам Тарас, «коренной, старый полковник, был создан для бранной тревоги. «Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия» — и готов был «никому не спускать», если не уважали казацких «старшин» и стояли перед ними в шапках» сборщики налогов польские, если глумились над православием и если враги были те, кто не исповедовал христианство. Тарас — сын боевого и трудного века, вся жизнь его — постоянные боевые походы во имя свободы Родины. В жестоких битвах родилось его мужество и весь облик старого полковника стал твердым, суровым. Желая, чтобы и сыны стали закаленными воинами, а не «мазунчиками», он решает отправить их на Запорожье со словами «Дайте Боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы!» Черты характера. 1) Гордость. Тарас гордился своими сыновьями: «тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя своими сыновьями на Сечь», «представит их всем старым закаленным в битвах товарищам» и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцев привел к вам!». И нам понятно его отцовское чувство гордости, которое впоследствии ему никак не помешает наказать сына, ставшего предателем. Какие муки должен был испытывать старый Тарас, когда его сын стал его врагом, изменником, надругался над самым дорогим и священным — любовью к Родине. И во имя этой любви отец нашел в себе силы и мужество убить сына-изменника. Только поистине героическая натура способна на такое. Тарас, тонкий знаток человеческой души (психолог), понимает, что для подвига во имя Отчизны необходима поддержка товарища, необходимо чувство товарищества. И в решающий момент он произносит свою речь о товариществе!) — В чем сила человека? («Но породниться по душе, а не по крови может один только человек. В речи звучит презрение к врагам, прихвостням, которые перенимают «басурманские обычаи».) 2) Талантливый полководец. Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, дать нужные распоряжения, вовремя подбодрить казаков. В разных местах слышится его голос: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» Полководческий талант Тараса Бульбы проявился в предвидении опасности, тактики ведения боя, в умении подбодрить казаков в самый напряженный момент боя. Во время казни нечеловеческие муки ослабили силы и волю Остапа, и Тарас, чтобы подбодрить его, освежить его силы перед последними и самыми страшными муками, произнес одно только слово, которое могло ему стоить жизни: «Слышу!» — Как изменился Тарас после смерти Остапа! (Смерть сына потрясла Тараса. После казни сына не было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце. Тарас не поверил полякам, как многие его товарищи и не стал заключать с ними перемирия, а ушел с частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не мог остановить его. «В виду всего воинства уходил полк, и долго еще оборачивался Тарас и все грозил». Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин. Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломать, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу. Непобежденным, не сломленным остался Тарас Бульба до конца своей жизни. Огонь бушует под ним, языки пламени обдают его грудь, подбираются к усам, но он устремился туда, где бьются его товарищи, «собрал всю силу голоса и зычно закричал: «К берегу! к берегу, хлопцы!.. У берега не было погони!» «И вспыхнули радостью очи у старого атамана», когда он, очнувшись от удара за совет казакам, увидел как «казаки плыли на узких челнах...») Больше четырех столетий отделяет нас от событий повести, и более века прошло с тех пор, как были написаны Гоголем эти бессмертные слова. Но жива повесть, живы ее герои, которые в тяжкие годы испытаний были, есть и будут живым примером в борьбе за свободу Родины, примером великого братства, товарищества, являющегося залогом успехов, залогом победы под врагом. 3. Чтение наизусть (близко к тексту) речи Тараса. Какому герою гоголевской повести принадлежит данная речь? Какова ее главная мысль? Как эти слова характеризуют героя? («Хочется мне вам сказать, панове...» до слов «Нет, так любить никто не может!» С. 192 в учебнике.) (Это речь перед запорожцами главного героя повести — Тараса Бульбы. Основная ее мысль — прославление Русской земли, товарищества, русской души. Тарас Бульба — настоящий патриот Руси, он верно стоит за ее независимость, выше всего ценя воинское братство запорожцев, честь и доблесть.) — Перечитайте отрывок из 1-й главы, посвященный Тарасу Бульбе. Кто дает ему эту характеристику? Чем она важна? («Тарас был один из числа...» до слов «Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». (С. 150 в учебнике.) Это авторская характеристика героя. Писатель выделяет главное в натуре Тараса — его неугомонность, стремление к борьбе, вольнолюбие, чувство собственного и национального достоинства. Поэтому один из главных призывов старого полковника был призыв постоять за веру христианскую. Таким образом, судьбу Тараса автор неразрывно связывает с судьбой Украины, а повесть становится героическим эпосом.) 4. Составление плана характеристики Тараса Бульбы (простой и цитатный), обсуждение плана, предложенного учителем. ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАРАСА БУЛЬБЫ I. Вступление. «Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки, такие силы, которые пересилили бы русскую силу!» (Н. В. Гоголь.) II. Основная часть. Тарас Бульба — сын боевого и трудного времени. 1) Тарас — коренной, старый полковник. 2) Гордость казака за своих сыновей. 3) «Нет уз святее товарищества». 4) Опытный полководец. 5) Суровый, беспощадный мститель. 6) Несгибаемый воин даже перед лицом смерти. III. Заключение. Бессмертие повести и ее героев. 5. Корректирование планов, составленных учащимися. IV. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. Два великих художника прошлого: писатель Н. В. Гоголь и живописец И. Е. Репин — посвятили свои произведения Запорожской Сечи. Знаменитая картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», созданная значительно позже повести «Тарас Бульба», сохраняет дух гоголевской казачьей вольницы», повествует о безудержной храбрости и сплоченности казаков. Домашнее задание: написать сочинение по составленному плану; читать «Бежин луг» Тургенева. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение описания природы («Бежин луг», с. 212—215 в учебнике). Уроки 34—35 Тема: И. С. ТУРГЕНЕВ. РАССКАЗ «БИРЮК» Цель: познакомить с рассказом; отметить мастерство писателя в описании природы; мастерство портретной характеристики; любовь к людям, к природе. Ход занятия I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. III. Изучение новой темы. 1. Вступительное слово учителя. 2. Чтение и обсуждение статьи учебника (с. 212-213). 3. Анализ рассказа «Бирюк». 1) Словарная работа. Бирюк (по словарю В. И. Даля) — «зверь, серый волк» в некоторых диалектах России. 2) Беседа по вопросам: — Как вы думаете, почему рассказ называется «Бирюк»? — Какое впечатление осталось у вас после знакомства с рассказом? — Какое отношение имеет к его главному герою название рассказа? — Каким представляется вам русский крестьянин после знакомства с рассказом? Какой видится жизнь в деревне и сама деревня? 3) Работа в группах. Учащиеся делятся на группы, каждая из которой получает задание. Задание группе портретистов: — Для чего в произведении нужен портрет? Найдите портретные описания главного героя. — Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя? (Внешность Фомы богатырская. Автор подчеркивает это с помощью эпитетов: «высокого росту, плечист», у него «могучие мышцы», «суровое мужественное лицо», глаза глядели «смело». Автор любуется этим богатырём, он говорит: «Редко мне случалось видеть такого молодца»; оценивает его сложение: «сложен на славу».) — Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий ее, удостоился такого прозвища — Бирюк? Соответствует ли это прозвище леснику? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым? — Какие еще портретные зарисовки есть в рассказе? Как портрет мужика-вора помогает читателю понять его поступок? — Укажите значимые характеристики в портрете мужика-вора. Меняется ли его портрет на протяжении действия или остается статичным? — Какое впечатление производит внешность Фомы? Как одним словом можно было бы назвать такого человека? — Сопоставьте портрет Фомы с портретом пойманного им крестьянина. (Особенно ярко видно, как красив и могуч Фома, если мы сопоставим его портрет с портретом другого крестьянина, порубщика. Второй портрет вызывает острую жалость: «испитое морщинистое лицо, нависшие жёлтые брови, беспокойные глаза, худые члены», «мужика подергивало, словно лихорадка его колотила», он «дышал неровно». Рассказчик даёт себе слово «во что бы то ни стало освободить бедняка».) Задание группе пейзажистов: — Зачитайте и прокомментируйте все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа. — Какова роль образа-символа грозы? Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа «Бирюк»? (Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово «внезапно», подчёркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку. Глаголы изображают динамичность этого явления: (ветер) загудел, (деревья) забушевали, (капли) застучали, зашлёпали; (молния) сверкнула, (гроза) разразилась, (дождь) полил ручьями.) — Какие чувства передает Тургенев в описании природы? (При свете молнии и звуках дождя мы видим лесника, его избу, мужика. «Темно-синее небо, «тяжелые громады туч», «длинные молнии» — это фон, на котором происходит действие рассказа. Можно считать, что пейзаж в рассказе «Бирюк» — это одно из действующих лиц.) — С какими природными явлениями связано появление каждого героя? (С дождем, с грозой. Дождь помогает понять происходящее, особенно конфликт, разворачивающийся между мужиком и лесником, и позицию рассказчика.) — В каком отношении к грозе находится главный герой и рассказчик? (Рассказчик чувствует себя во время грозы неуютно: «не видел ни зги», «кое-как приютился к высокому кусту», «сгорбившись... ожидал терпеливо конца ненастья». А главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: он появляется «при блеске молнии», его «фигура словно выросла из земли», несмотря на усиление грозы («белая молния осветила его с головы до ног», «дождик хлынул с удвоенною силою»), он спокоен. Он так силён, что без труда «сдёрнул с места» испуганную лошадь, которая потом в «отличие от этого могучего человека шлепала по грязи, скользила, спотыкалась, а он даже в конце этого трудного и долгого пути по грозовому лесу говорит спокойным голосом. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.) Задание исследователям интерьера: — Найдите в тексте описание жилища Бирюка. — С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя? Какие слова в описании являются ключевыми? — Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы? (Описание жилища позволяет лучше понять характер героя. Изба лесника производит тягостное впечатление: все прилагательные подчёркивают бедность и неуют: «закоптелая, низкая и пустая комната, «изорванный тулуп», даже лучина светила, «печально вспыхивая и погасая». Автор прямо высказывает чувства, вызываемые у него этим интерьером: «сердце во мне заныло», «не весело ночью войти в крестьянскую избу. Вся обстановка говорит о том, что человек, живущий здесь, мало заботится о быте, жизнь его неустроенна и, скорее всего, безрадостна.) Задание группе исследователей художественного текста: — Выразительно прочитать фрагмент текста с описанием начала грозы («Гроза надвигалась... Дождь полил ручьями».) — Какие слова точно и образно передают состояние природы, краски, запахи, звуки? (Назовите ключевые слова. Какие части речи преобладают?) — Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж? Какие части речи использует писатель? (Обилие глаголов «надвигалась», «поднималась», «неслись», «шевелились»... Изменения в природе подчеркивают и усиливают прилагательные, причастия, наречия («медленно поднималась», «навстречу неслись», «тревожно шевелились».) 4) Проблемная ситуация. — Кто же такой наш бирюк? Когда мы смотрим на его портрет — любуемся и восхищаемся им. Когда переводим взгляд на то, что его окружает — почему-то невольно стыдимся за увиденное. Почему же возможно такое противоречие? — Найдите в сцене разговора Фомы с вором реплику, которая позволит ответить на этот вопрос. («Я человек подневольный».) — Есть ли еще в этом рассказе герои, которые могут сказать о себе, что они подневольные? (Все остальные крестьяне — крепостные, то есть тоже подневольные.) — Согласитесь: крестьяне должны относиться к Бирюку с сочувствием, пониманием, но как они относятся к нему? (В отличие от рассказчика они совсем не любуются им, не уважают и не ценят, они боялись его как огня, ненавидели (пойманный на воровстве леса мужик называет его душегубцем окаянным, зверем, грозит местью), несмотря на то, что, по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела». В вину ему ставится и мастерство, и его честность: «и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами»). Почему так происходит? — На чьей же стороне в этой ситуации Тургенев? (На стороне крестьянина-вора.) — Попробуйте аргументировать его позицию. (Цикл рассказов «Записки охотника (а значит, и рассказ «Бирюк») — обвинительный акт крепостному праву. Крепостное право виновно в том, что человек, одарённый от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные — сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, становятся инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным - бирюком.) Задание группе искусствоведов: Рассмотреть картины Сурикова, Левитана, Серова, изображающие грозу. Обратить внимание на палитру этих картин и попытаться объяснить выбор художниками красок. (Великие русские художники Суриков, Левитан, Серов на своих полотнах запечатлели неповторимую стихию природы красками. (Демонстрация репродукций картин.) Все они любили свою Родину и изобразили на своих полотнах эти неяркие, но по-своему красивые русские пейзажи. Их привлекали и невзрачная природа, и разбитые колеи дорог, и ветхие крестьянские избы. Стоит обратить внимание, что художники используют много темных красок. Но на картинах присутствует ещё один цвет — золотой. Это цвет добра, цвет надежды. Золотым цветом они выражали надежду на лучшее своей отчизны. В ореоле этого цвета можно было бы изобразить и Бирюка, если бы мы попытались это сделать.) IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание: вопрос 5, 7 (с. 223) Урок 36 |