Главная страница
Навигация по странице:

  • Методические приемы

  • IV. Подведение итогов урока.

  • Домашнее задание

  • IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание

  • Уроки 38—39 Тема: СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ. «РУССКИЙ ЯЗЫК», «БЛИЗНЕЦЫ, «ДВА БОГАЧА» Цели

  • III. Сообщение темы и целей урока. IV. Изучение новой темы.

  • V. Подведение итогов урока. Домашнее задание

  • Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок 9


    Скачать 2.08 Mb.
    НазваниеСочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок 9
    Дата18.01.2023
    Размер2.08 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаn_ja_krutova_s_b_shhadrina_pourochnoe_planirovanie.pdf
    ТипСочинение
    #893346
    страница10 из 23
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   23
    Тема: ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. И. С. ТУРГЕНЕВ. «БЕЖИН ЛУГ»
    Цели: познакомить с рассказом; отметить мастерство писателя в описании природы, богатство красот; мастерство портретной характеристики; любовь к людям, к природе.
    Методические приемы: комментированное чтение, пересказ, аналитическая беседа, чтение наизусть.

    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Сообщение темы и целей урока.
    III. Изучение новой теме.
    1. Вступительное слово учителя
    — Почему книга, в которую входят рассказы, названа «Записки охотника»? (В каждом из
    25 рассказов появляется охотник-рассказчик.)
    — Какова основная тема «Записок охотника»? Тургенев страстно любил охоту, и все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, писатель накапливал наблюдения за окружающей жизнью, а дупели и бекасы спокойно порхали с ветки на ветку. Охотник Тургенев никуда не стреляет, он следит не за полетом птицы, а за золотисто- серыми, с белыми краями облаками, смотрит на стальные отблески воды. Ничто в природе не ускользает от его верного поэтического и пытливого взгляда!
    Рассказы, события, которые произошли в Орловской губернии, познакомят нас с миром русской деревни середины ХIХ века: помещиками, их приспешниками и, главное, с русским крепостным крестьянином той поры. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» — спрашивал В. Г. Белинский и сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, наклонности, — словом, все то же, что и в образованном». Слова великого русского критика, были своеобразной программой тех лет, подсказывали прогрессивным русским писателем путь их творчества. По этому пути и пошел Тургенев.
    Попытаемся восстановить композицию рассказа.
    I. «Прекрасный июльский день» (погода установилась надолго):
    1) «кроткая заря»;
    2) знойный полдень;
    3) спокойный закат.
    II. Скитания охотника:
    1) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»);
    2) теперь путь найден («... нужно вправо взять»);
    3) заблудился совершенно («пошел наудалую»);
    4) Бежин луг.
    III. У костра в ночном:
    1) костер в ночи;
    2) пять деревенских мальчиков;
    3) рассказ Илюши о случае в рольне;
    4) рассказ Кости о том, как русалка «испортила» Гаврилу;
    5) рассказ о псаре Ермиле и оборотне; б) неожиданная тревога;
    7) рассказ Илюши о покойном барине и бабке Ульяне;
    8) рассказ Павлуши о «предвидении»;
    9—10) рассказы Илюши и Павлуши о Тришке (антихристе);
    11) разговоры о бучиле, о лешем, о водяном;
    12) рассказ Кости об утонувшем Васе («Я Васин голос слышал»).
    IV. Наступило утро:
    1) рассвет;
    2) мальчики возвращаются с табуном.
    V. Эпилог (заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейшей судьбе героев): смерть Павлуши.
    2. Работа с текстом.

    1) Чтение учителем описания природы.
    2) 3адание: определить границы трех сменяющихся картин (утро, полдень, закат).
    Утро — назвать эпитеты, объяснить значение («кротким — застенчивым,
    невызывающим, назойливым, слабым; солнце — «приветно-лучезарное», облака «лазурны»).
    Сравнения «метафоры» («пылает пожаром» — чуть розовая, алая, солнце «всплывает»,
    «погрузится» в туман, облака «не трогаются», «сдвигаются», «теснятся», «проникнуты светом
    и теплотой», «засверкает змейками», блеск — блеску кованого серебра, облака — «острова».
    Полдень (облака, «как дым», звезда — «свечка»
    солнце «закатилось», звезда «затеплится»; ветер
    — «разгоняет, раздвигает накопившийся зной», вихри — «гуляют; трогательной кротости»).
    Вывод. Каждое слово дышит любовью к Родине. Писатель бережно, любовно подбирает каждое слово, чтобы передать нежную красоту русского лета. Природа у Тургенева наполнена живыми звуками и запахами («В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью и
    гречихой...»)
    Задание: зачитать строчки, рисующие состояние охотника (удивление — «эге!», испуг —
    «как-то жутко», «странное чувство», «отдернул... ногу»). Автор, оказавшись ночью в незнакомых местах, в полном одиночестве, испытывает робость и тревогу.
    — Какие эпитеты, сравнения, метафоры рисуют душевное состояние автора, прошагавшего с охотничьим ружьем не один десяток лет и великолепно знавшего природу?
    (Вечерняя мгла — «угрюмый мрак», «отчаянно устремился», «странное чувство», камни
    «сползлись».)
    Задание: зачитать описание наступления ночи. Найти метафоры («ночь... росла»,
    «звездочки зашевелились»), сравнения («ночь... как грозовая туча»), эпитеты («пугливо нырнула,
    громадными клубами», «побледневшее небо»).
    IV. Подведение итогов урока.
    — Вы прочли еще одно произведение И. С. Тургенева — «Бежин луг». Каково ваше впечатление?
    — Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи?
    Домашнее задание: близко к тексту пересказать картины природы, истории мальчиков.
    Урок 37
    Тема: РАБОТА ПО КАРТИНЕ
    В. ЛЕБЕДЕВА «БЕЖИН ЛУГ»
    Цели: учить учащихся «всматриваться» в картину, «читать» ее, определяя место действия, характеры героев; учить логике в рассуждениях, точному и выразительному изложению мыслей, развивать воображение.
    Методические приемы: аналитическая беседа по иллюстрации.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Сообщение темы и целей урока.
    III. Работа по новой теме.
    1. Аналитическая беседа.

    — Какой момент избрал художник, задумав создать живописные портреты крестьянской детворы? (На первом плане мы видим нескольких детей, лица которых обращены к рассказчику.
    Привлек внимание детей стоящий на коленях мальчик, что-то он рассказывает такое, что дети
    не могут оторвать от него глаз. Ни сидящие, ни лежащие на земле не шелохнутся, боясь
    пропустить хоть одно слово.)
    — О чем же говорит мальчик? (Выражение лица и жест рассказчика убеждают нас в
    том, что речь идет о чем-то фантастическом, страшном. Глаза его расширены, смотрят
    поверх голов слушателей, будто видят что-то невидимое другим. Руки согнуты в локтях,
    подняты вверх, пальцы растопырены и скрючены.)
    — Какое представление об этом мальчике составилось у нас? (Художник на делил его
    богатым воображением, впечатлительностью, способностью увлекаться, фантазировать и
    увлекать своим рассказом других. Он весь во власти своего рассказа, убежден в реальности,
    правдивости того, о чем он говорит.)
    — Что объединяет всех остальных детей? (Затаив дыхание, слушатели (их семеро)
    впились глазами в лицо рассказчика. Среди них нет равнодушных.
    Слева от рассказчика мы видим белокурого мальчика. На лице его доброта и
    сострадание.
    Перед рассказчиком полулежат два друга. У одного, что поменьше, картуз, видимо,
    отцовский, съехал на лоб, но он этого не замечает. Из-под козырька сверкают глазенки на
    маленьком и подвижном личике. Он весь внимание. Ему не терпится узнать продолжение
    любопытной истории. Другой мальчик, чуть постарше, серьезен и спокоен. Он смотрит на
    рассказывающего, но взгляд его, словно обращенный внутрь, задумчив.
    Слева на картине мы видим девочку. У нее худенькое смуглое личико и печальные черные
    глаза. Нет, нежная душа нашей героини не может выдержать таких страстей.
    Вот еще один герой с уздечкой через плечо. Он только что подошел или собирается уйти,
    но никак не может этого сделать: сочувствие чужой беде и желание услышать о наказании
    виновного удерживают его.
    У крайнего мальчика справа умный, смелый, но суровый взгляд, который сверкает гневом
    и осуждением.)
    — Каков пейзаж, на фоне которого изображены наши герои? (Мы видим луг, на котором
    пасутся или отдыхают кони. Проступают только силуэты коней, они как бы растворяются в
    тумане, который поднимается от реки. Слева стеной стоит темный лес.
    Вечер. Солнце зашло, но горизонт еще розовый.
    Радует светлое небо, которое будто старается задержать наступление сумерек. Небо
    поэтически прекрасно. Но поднимающийся молочный туман обволакивает, расплываясь, все
    видимые нами предметы, придавая им загадочную таинственность.
    Эта таинственность соответствует настроению детей, в чьем воображении в эти
    минуты картины одна чудеснее другой.
    Одно жаль: картина исполнена в темно-серых тонах! Мы бы тоже прониклись теми же
    чувствами, что и наши герои.)
    2. Рассказы учащихся о судьбе одного из героев (домашнее задание).
    3. Сопоставительная характеристика мальчика с иллюстрации В. Лебедева со сверстником учащегося.
    IV. Подведение итогов урока.
    Домашнее задание: стихотворение в прозе «Русский язык» наизусть; мини-сочинение
    «Рассказ о моем товарище» («У костра», «В походе»).

    Уроки 38—39
    Тема: СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ.
    «РУССКИЙ ЯЗЫК», «БЛИЗНЕЦЫ, «ДВА БОГАЧА»
    Цели: подчеркнуть особенности жанра; выявить художественные особенности, определить темы, их роль в нравственном воспитании.
    Методические приемы: чтение, аналитическая беседа, чтение наизусть.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Проверка домашнего задания.
    Чтение и обсуждение 2—3 работ учащихся.
    III. Сообщение темы и целей урока.
    IV. Изучение новой темы.
    1. Вступительное слово учителя.
    — Вспомните, что называется стихотворением?
    — Чем стихотворение в прозе отличается от обычного стихотворения? (Стихотворение —
    небольшое лирическое произведение, написанное стихами. Стихотворение в прозе — тоже
    произведение лирическое, но форма его — прозаическая, хотя мы можем отметить повторение
    некоторых синтаксических конструкций, звуковые переклички, изредка — рифмы, определенный
    ритмический строй, т. е. такие художественные средства, которые традиционно используются
    в стихотворных произведениях.)
    Учитель. «Стихотворение в прозе» Тургенева как новаторский жанр (вид),
    «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.
    Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до «Записок охотника» им были написаны стихотворения и даже поэмы. Однако писательский гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но его проза никогда, как мы убедились, не порывала с ее поэтическим началом, И сейчас постаревший Тургенев, мучимый тяжелой болезнью, чувствуя, что его дни сочтены, словно возвращается в свою творческую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова и родных просторов. Вероятно, на исходе жизни помочь писателю выстоять, продолжать творить могла только поэзия, только стихи. «Стихотворение в прозе» и творчески, и просто по-человечески были необходимы и спасительны для Тургенева. И он написал их!
    2. Чтение и анализ стихотворения в прозе «Русский язык».
    Задание: прочитать наизусть стихотворение «Русский язык».
    — Как вы понимаете начало? (Читал первые строки стихотворения, мы чувствуем
    сомнения автора, которые не оставляют его незадолго до смерти. Тургенева мучают
    «тягостные» (тяжелые) раздумья о судьбах родины. Автор обращается к русскому языку, как к
    живому, и признает, и верит, что язык «поддержка его и опора», и далее (как и всегда),
    удивительно емкие, сильные, выразительные эпитеты: «великий, могучий, правдивый». Величие,
    силу русского языка подчеркивает междометие «о» — «о великий». И если язык велик, могуч, то и
    народ, которому дан этот язык, велик, утверждал Тургенев. Стихотворение «Русский язык» —
    это разговор писателя с русским языком, обращение к нему, призыв, мольба быть «поддержкой»
    и опорой и чтобы родной язык всегда был верен художнику, как заклинание: «о великий, могучий,
    правдивый и свободный».)

    — Отметьте в стихотворении черты лирического произведения. (Написано 2-стопным ямбом. Звукопись в этом стихотворении весьма характерна: соседствуют 2 гласных звука твердый
    (о, а) и мягкий (и, е), кроме того, все три предложения, входящие в это произведение, эмоционально окрашены (1-е, 3-е) или содержат вопрос (2-е).
    3. Работа по учебнику.
    1) Чтение и анализ стихотворения «Близнецы».
    — Каковы темы стихотворений в прозе? (Работа по учебнику, «Близнецы».)
    — Каких близнецов имел автор в виду? (Настоящих близнецов и не только. Близнецами
    могут быть люди внешне очень разные, но по воспитанию, по поведению, по поступкам, по
    желаниям, по запросам, по языку, по отношению к людям очень похожи. И если они начнут
    выяснять, кто из них лучше, кто хуже, то лучше вспомнить строчки из басни И. А. Крылова: «Не
    лучше ль на себя, кума, оборотиться!»)
    2) Чтение и анализ стихотворения «Два богача».
    — Зачем написал Тургенев эти полстранички о богаче Ротшильде с его щедростью и об убогом крестьянском семействе, точнее о мужике, «принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко»? (Ответ в заглавии. Богач, по словам Тургенева, — это тот, кто отдает
    последнее, чтобы спасти кому-то жизнь. Ротшильд тоже выделяет тысячи на воспитание
    детей, на лечение больных, на признание старых, но он не отдает последнее, не становится
    нищим, он по-прежнему купается в роскоши.)
    4. 3накомство учащихся со стихотворением «Воробей».
    Учитель. Гимн беззаветной любви звучит в стихотворении в прозе «Воробей», где автор, используя глагольную стилистику (глаголы), заканчивает произведение самой сильной фразой:
    «...Он (Воробей) ринулся спасать, он заслонил собою свое детище...»
    1) Анализ стихотворения по схеме.
    Стихотворение проецируется на экран.
    — Проанализируйте по данной схеме стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей».
    1) Тема. Основной сюжет.
    2) Главная мысль.
    3) Главный герой.
    4) Почему это произведение можно отнести к лирическим?
    5) Средства художественной выразительности, использованные писателем.
    2) Чтение стихотворения учителем.
    Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
    Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
    Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
    Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
    Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
    Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
    Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
    Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
    Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
    — В этом стихотворении рассказано о том, как маленькая птичка, воробей, сумела, защищая своего птенца, победить огромную по сравнению с ней охотничью собаку. Где же взяла
    силы эта малышка? Тургенев пишет: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». В этих словах — главная мысль стихотворения. Воробей
    — главный герой. Автор показывает страх птички и смертельную опасность, которая над ней нависла, с помощью ярких эпитетов: отчаянный и жалкий писк, маленькое тело, взъерошенный,
    искаженный вид. Действия воробья показаны в ряде сказуемых, передающих эмоциональное состояние: тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
    Собака — громадное чудовище, у нее зубастая раскрытая пасть. Но уходит Трезор смущенным.
    Он побежден. Автор не только прямо говорит о своем отношении к птице (благоговел), но и выражает свое отношение, подбирая особенные художественные средства: яркие эпитеты
    (героическая птица), эмоционально окрашенные сказуемые: упал камнем, замирал, жертвовал
    собой и т. п.
    3) Самостоятельная работа (составление простого плана этого стихотворения).
    — Составьте простой план этого стихотворения в прозе.
    1) Возвращение с охоты.
    2) Собака чует дичь.
    3) Воробышек на дороге.
    4) Подвиг старого воробья.
    5) Его ужас, трепет.
    6) Сила любви побеждает.
    7) Размышления автора над увиденным.
    8) Только любовью держится жизнь!
    5. Краткое сообщение о стихотворении «Голуби».
    Та же тема и в стихотворении «Голуби». Находясь на вершине пологого холма, автор заметил, что птицы все исчезли, даже воробьи: туча, синяя громада, надвигались. И вдруг по синеве тучи что то замелькало; «ни дать ни взять белый платочек или снежный комок».«То летел со стороны деревни белый голубь» и «потонул за лесом». «Прошло несколько мгновений... Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка... два белых голубя». Буря сорвалась «…под навесом крыши... рядышком сидят два белых голубя... и чувствует каждый своим крылом крыло соседа...
    Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один… один, как всегда».
    — «И мне хорошо, глядя на них...» Как объяснить, чему он рад. (Тому, что голуби вместе.
    Автора не гложет зависть. На душе у него стало теплее, радостнее. Такой человек достоин
    счастья. И он обретет его!)
    Вывод. «Стихотворения в прозе» трогают поэтичностью картин, трепетностью авторского слова. Да, это стихотворения, хотя и в прозе, благодаря присущей им ритмичности (ритм — повтор тех или иных сходных групп слогов по долготе и краткости, по ударности и безударности), лексико-синтаксическим повторам, интонационной экспрессии, подчеркнутой авторским тире и отточием. («Нахохлились оба (голубя) — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа... я
    Хоть я и один... один, как всегда».)
    6. Работа по стихотворению «Порог (сон)». (На каждую парту учащимся раздается текст стихотворения с заданием.)
    — Почему «Русский язык» называют стихотворением в прозе?
    — Прочитайте еще одно стихотворение в прозе И. С. Тургенева — «Порог (сон)». Как вы поняли его содержание? Какая мысль заключена в названии? Почему у героини нет имени? Как переданы мысли и чувства автора?
    Я вижу громадное здание.
    В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.

    Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.
    — О ты, что желаешь переступить этот порог, — знаешь ли ты, что тебя ожидает?
    — Знаю, — отвечает девушка.
    — Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?
    — Знаю.
    — Отчуждение полное, одиночество?
    — Знаю… Я готова, Я перенесу все страдания, все удары.
    — Не только от врагов — но и от родных, от друзей?
    — Да... и от них.
    — Хорошо. Ты готова на жертву?
    — Да.
    — На безымянную жертву? Ты погибнешь, и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!..
    — Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
    — Готова ли ты на преступление?
    Девушка потупила голову...
    — И на преступление.
    Голос не тотчас возобновил свои вопросы.
    — Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром загубила свою молодую жизнь?
    — Знаю и это. И все-таки я хочу войти.
    — Войди.
    Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею.
    — Дура! — проскрежетал кто-то сзади.
    Святая! — пронеслось откуда-то в ответ.
    — Это стихотворение посвящено теме выбора жизненного пути. Судя по вопросам, которые задаются, героиня решилась идти дорогой жертвенного бескорыстного служения людям.
    Название стихотворения, как и все содержание, аллегорическое. Порог — решение и одновременно такой коренной перелом в жизни, что с прежним героиня расстается навсегда.
    Автор не случайно не дает героине имени, да еще подчеркивает, что имя не важно, раз девушка
    (русская девушка) готова на безымянную жертву, если не ради славы собирается она перешагнуть порог. Отношение автора наиболее ярко передается в последней фразе. Ругательство
    «проскрежетал кто-то сзади», т. е. голос не только из прошлого, а из того, что отстало, осталось позади. «Святая» — слышится откуда-то, наверное, из будущего. Таким образом, по мнению автора, готовность принести себя в жертву, оставить после себя добрую память вызовет преклонение потомков.
    V. Подведение итогов урока.
    Домашнее задание: попробуйте сами сочинить стихотворение в прозе, описать в нем, например, какое-то время суток. («Утро», «День», «Вечер», «Ночь»); подготовиться к уроку внеклассного чтения: прочитать рассказ «Бирюк».
    Урок 40
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   23


    написать администратору сайта