Главная страница
Навигация по странице:

  • Методические приемы

  • III. Сообщение новой темы.

  • IV. Подведение итогов урока.

  • Урок 50 Тема: ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. СТИХИ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ, ОБ ОСЕНИ И ЗИМЕ Цель

  • Оборудование урока

  • I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока.

  • III. Подведение итогов урока. — Какое стихотворение понравилось больше всего Почему Урок 51 Тема: А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗЫ «ХАМЕЛЕОН», «ЗЛОУМЫШЛЕННИК»

  • III. Работа над рассказом

  • IV. Работа с материалом учебника (с. 297—299).

  • V. Подведение итогов урока.

  • Домашнее задание

  • Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок 9


    Скачать 2.08 Mb.
    НазваниеСочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок 9
    Дата18.01.2023
    Размер2.08 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаn_ja_krutova_s_b_shhadrina_pourochnoe_planirovanie.pdf
    ТипСочинение
    #893346
    страница13 из 23
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   23
    Тема: СТИХОТВОРЕНШI О ПРИРОДЕ.
    «КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ...»
    Цели: познакомить со стихами поэтов, подчеркнуть их любовь к Родине, к народу, к русской природе; отметить поэтичность языка; повторить понятия: эпитеты, метафора, сравнение.
    Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Проверка домашнего задания.
    — Как работал Толстой над тем, что написал? (Пересказ статьи, с. 295—296.)
    — А как работали над домашним заданием вы?
    — Объясните значение слов.
    Привязанность — чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому-, чему- нибудь.
    Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
    Согласие — 1) разрешение, утвердительный ответ на просьбу;
    2) единомыслие, общность точек зрения;
    3) дружественные отношения, единодушие;
    4) соразмерность, стройность, гармония.
    Самопожертвование — пожертвование своими личными интересами ради других.
    — Расскажите о доме вашего детства.
    III. Сообщение новой темы.
    1. Слово учителя.
    Родина, родной дом, дом детства, родная природа — эти понятия неразрывно связаны между собой. Помните песню:
    С чего начинается Родина?
    С картинки в твоем букваре,
    С хороших и верных товарищей,
    Живущих в соседнем дворе...
    А может, она начинается с первой песни мамы, ее улыбки, таких ее нежных рук... А может, с белоствольной березки, легкого ветерка, трели жаворонка, теплого дождя, сверканья вод...
    2.Чтение статьи учебника.
    3.Беседа по вопросам.

    — Что означают в поэзии времена года? (Весна — пробуждение, надежда, вера в
    будущее; лето — радость, веселье; осень — приближение грусти, печали, сожаление; зима —
    замирает, холод в душе, оцепенение. С. 313.)
    — Как понимать: «здесь краски неярки и звуки нерезки...»? (С. 295, 2-й абз.).
    4. Сообщение о Жуковском (1783—1852).
    («Его стихов пленительная сладость
    Пройдет веков завистливую далью —
    так сказал о В. А. Жуковском А. С. Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил
    мастерство поэта и любил его как человека.
    Жуковский любил русскую природу, воспел ее красоту в своих стихах; он отметил
    неразрывную связь состояния природы с душевными переживаниями человека.)
    5. Чтение подготовленными учащимися стихотворения «Приход весны».
    6. 3адание: нарисовать устную картину. (Начало весны, свежая зеленая трава на нивах
    (полях), лепет (заметьте: не шум, а лепет!) молодой листвы на деревьях; короткий теплый
    дождь, сверкает на солнце вода; и жаворонок в небе, он не машет крыльями, он застыл на
    месте, трепеща крыльями. В первых трех строках только существительные, нет ни одного
    глагола. Это и понятно. Человек замер, изумленный картиной весны. Затем — риторический
    вопрос. Ответ не нужен, он уже прозвучал («Вас назвавши...»). Для поэта приход весны —
    «жизнь души», пробуждение надежд, безотчетная радость. Приход весны у Жуковского — это,
    как у А. С. Пушкина, «жизнь, и слезы, и любовь».)
    7. Анализ стихотворения А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край...».
    — Какова тема стихотворения? (Эта тема шире, тема родины, ее бескрайних просторов,
    над которыми с криком проносится журавлиная стая. Неотъемлемая часть этих просторов —
    «конский бег на воле и «волчий вой в поле». Для стихов Алексея Константиновича Толстого
    характерны простота и задушевность народного поэтического стиля. Поэтому в
    стихотворении обращения к неодушевленным предметам: «родина моя», «край ты мой», «бор
    дремучий», распространенное былинное обращение «Гой ты...», которое здесь употреблено два
    раза для усиления восхищения.)
    — Поэт А. К. Толстой (1817—1875), проведший многие годы на Брянщине, видел и леса дремучие, и степи раздольные, слышал «свист полночный соловья» и звон колоколов пятиглавого храма.
    8. Чтение стихотворения «Благовест». (Благо вещать — предсказывать.)
    Задание: устное рисование.
    (Среди дубрав затерялся храм, видны только его купола, блестящие крестами. Звон
    колоколов храма призывный, унылый, звучит дивно, напоминая о тех, кого давно уже нет, о
    родном благодатном, но забытом крае. Напоминая о прошлом, звон неодолимо зовет и манит,
    заставляет грустить, молиться, каяться, отказываться от злых дел. Слыша звон, наш
    лирический герой «мечтой чудесною» возвращается из далеких странствий. Радость заполняет
    сердце, которое «дрожит и тает», «пока звон благостный не замирает».)
    — Поэт А. К. Толстой в этом стихотворении писал о своих чувствах, которые испытывал, находясь за границей на дипломатической и на военной службе.
    Стихотворения Толстого близки к песне. Более 70 стихотворений его положено на музыку русскими композиторами: Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским. А.
    Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым. Близко к песне и стихотворение «Замолкнул гром, шуметь гроза устала...». Сколько здесь метафор-олицетворений! Живыми представляются и гром, и гроза, и солнце, и цветы. И опять обращение к читателю! (С. 298.)
    Задание: определение метафоры-олицетворения. (11 ч. учебника, с. 295).

    9. Чтение стихотворения учащимися.
    — Какие авторские чувства выражают строчки этого стихотворения?
    — Какие эпитеты, метафоры выражают их? (Восторг. «Светлеют небеса» (не небо!),
    «засияла (не проглянула!) лазури полоса», дрожат (не качаются!) цветы, «пылью (пыльца)
    золотой». Красота эта хрупка, она не устоит перед силой человека.
    Просьба звучит: береги ее!)
    10. Тема родины нашла свое отражение и в стихотворении И. А. Бунина «Родина» (Иван
    Алексеевич Бунин. 1870—1953).
    Бунин продолжал традиции А. А. Фета, А. К. Толстого, Я. П. Полонского.
    Поэзия его — это песнь о родине, о ее бедных поселениях и необъятных лесах, которые в
    Орловской губернии, где он родился, тянулись без конца и без края.
    Чтение учителем стихотворения «Родина».
    Задание: устная картина зимы. (Небо серое и тяжелое (свинец — серый тяжелый
    металл). Неживое (оно и не может быть живым — эпитет) — неподвижное. На склоне дня
    (сумерки) зимний день. И куда бы ни глянул — «нет конца лесам сосновым». Деревни далеко друг
    от друга, и все кажется неживым. Нарушает неподвижность снежной пустыни молочно-синий
    туман, который напоминает чью-то грусть, печаль, и только он смягчает, делает приветливее,
    живее «сумрачную даль».)
    — Какое настроение создают эпитеты? (Грусти, безысходности, нет выхода, все плохо.)
    — О ком и о чем писал И. Бунин? (Жизнь крестьян была тяжела, бедна и безысходна.
    Деревни старые, печальные, одинокие.)
    — Что олицетворяет зима? (Замирание, оцепенение жизни, холод в душе. Именно это мы
    и чувствуем после прочтения этого стихотворения.)
    Вывод. Как велика сила слова. Слово может окрылить, заставить радоваться, петь, любить и может опечалить, убить желание, вселить в душу сомнение, недоверие.
    Поэты это понимали, поэтому тщательно работали над отбором словесного материала, чтобы донести до нас свои мысли и чувства.
    IV. Подведение итогов урока.
    — Рассмотрите репродукции картин, помещенных на форзацах учебника.
    — Какие краски используют поэты и художники для описания природы?
    — Объясните пословицы, данные в задании 3 учебника, с. 316.
    Домашнее задание: подготовьте сочинение по одной из пословиц; подготовьтесь к конкурсному чтению стихов, в которых воспевается красота родного края, предварив чтение небольшим рассказом об авторе; для тех, кто рисует — выполнить иллюстрации к понравившимся стихам.
    Урок 50
    Тема: ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.
    СТИХИ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ,
    ОБ ОСЕНИ И ЗИМЕ
    Цель: учить выразительному чтению, отбору и расположению материала по мере изменения осенних затем зимних признаков; развивать чувство прекрасного.
    Оборудование урока: репродукции картин об осени и зиме (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь». Г. Г. Нисский. «Февраль», выставка рисунков учащихся.

    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Сообщение темы и целей урока.
    1. Чтение и обсуждение сочинений по пословицам о природе.
    2. Рассматривание репродукций картин.
    Обсуждение.
    — Какая картина больше понравилась? Почему?
    Какие краски использовали художники для описания природы?
    3. Экскурсия по выставке работ учащихся: ребята-художники объясняют свой выбор темы, учащиеся делятся впечатлениями.
    4. Конкурсное чтение стихов учащимися.
    III. Подведение итогов урока.
    — Какое стихотворение понравилось больше всего? Почему?
    Урок 51
    Тема: А. П. ЧЕХОВ.
    РАССКАЗЫ «ХАМЕЛЕОН», «ЗЛОУМЫШЛЕННИК»
    Цель: отметить, что главный герой рассказов писателя — смех над человеческими пороками, порожденными социальными обстоятельствами, условия жизни определяют их недостойное поведение, подчеркнуть цель творчества писателя: «в человеке должно быть все прекрасно», стремление решить нравственные вопросы; отметить краткость, простоту, точность языка.
    Методические приемы: работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Сообщение темы и целей урока.
    1. Слово учителя
    «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни», — писал М. Горький.
    (Демонстрация портрета Чехова.)
    Врач по образованию, А. П. Чехов стремится своим творчеством лечить язвы человеческие — людские пороки. Очень часто уже в ранних юмористических рассказах обыгрываются традиционные для русской классической литературы ситуации, разрешаемые им совершенно по-новому.
    2. Инсценировка рассказа «Хамелеон» (индивидуальное домашнее задание).

    Ведущий. Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... (В класс входят
    надзиратель и городовой. Из-за двери слышатся возбужденные голоса.)
    — Так ты кусаться, окаянная?!
    — Ребята, не пущай ее!
    — Не велено нынче кусаться!
    — Держи! А-а!
    Городовой (показывая на дверь). Никак беспорядок, ваше благородие!..
    (Очумелов останавливается, прислушиваясь. В класс вбегает «мужик» с криком: Ужо я
    сорву с тебя, шельма! за привязанную к лапке нитку Хрюкин вытягивает игрушку-щенка.)
    Очумелов. По какому тут случаю? Почему тут? Кто кричал?
    Хрюкин (поднимая вверх укушенный палец). Иду я, ваше благородие, никого не трогаю
    (кашляет в кулак), и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Пущай мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...
    Очумелов (строго кашляя и шевеля бровями). Гм!.. Хорошо... Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям. Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин
    (обращается к городовому), узнай, чья собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо.
    Немедля! Она, наверное, бешеная... Чья это собака, спрашиваю?
    Голос из класса I. Это, кажись, генерала Жигалова.
    Очумелов. Генерала Жигалова?.. Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! должно полагать, перед дождем... (Обращаясь к Хрюкину.) Одного только я не понимаю, как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей.
    Голос из класса II. Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она не будь дура, и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!
    Хрюкин. Врешь, кривой! Не видел, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед Богом. А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня и самого брат в жандармах... ежели хотите знать...
    Очумелов. Не рассуждать.
    Городовой. Нет, это не генеральская... У генерала таких нет. У него все больше легавые...
    Очумелов. Ты это верно знаешь?
    Городовой. Верно, ваше благородие...
    Очумелов. Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — черт знает что!
    Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И такую собаку держать?! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора...
    Городовой. А может быть, и генеральская... На морде у ней не написано... Намедни во дворе у него такую видел.
    Голос из класса I. Вестимо, генеральская!
    Очумелов. Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло...
    Знобит... (к Елдырину). Ты отведешь ее к генералу, скажешь, что я нашел и прислал... А ты
    (обращается к Хрюкину), болван, опусти руку. Сам виноват!
    Голос из класса II. Повар генеральский идет, его спросим... Эй, Прохор!.. Погляди на собаку... Ваша?
    Прохор. Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

    Очумелов. И спрашивать тут долго нечего. Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Истребить вот и все.
    Прохор. Это не наша. Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоx...
    Очумелов. Да разве братец ихний приехали? Владимир Иванович? (Заливается улыбкой
    умиления.) Ишь ты, Господи! А я и не знал! Погостить приехали?
    Прохор. В гости...
    Очумелов. Ишь ты, Господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец!
    Ха-ха-ха! Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... Цуцык этакий...
    (Прохор уводит собаку.)
    Очумелов (Хрюкину, грозя пальцем, запахивая шинель). Я еще доберусь до тебя!
    (Выходят из класса.)
    III. Работа над рассказом.
    1. Словарная работа: анализ слов в сносках (с. 301, 303).
    2. Аналитическая беседа по вопросам.
    — Как начинается рассказ «Хамелеон»? (Имена главных героев помогают нам лучше их
    понять. Очумелов, Хрюкин — сами за себя говорящие фамилии.)
    — Сколько раз в рассказе контрастно меняется состояние Очумелова, его превращения?
    (В рассказе наблюдается шесть таких смен от начальственно-повелительных до рабски-
    трусливых. Первое, так сказать, законное, решение — уничтожить собаку и наказать хозяина. И
    в словах Елдырина звучит вопрос: «... как она могла тебя укусить?» Очумелов берет собаку под
    защиту. После сомнений городового он вновь требует истребить собаку. И опять
    предположения городового: «А может быть, и генеральская...». Собаку Очумелов опять берется
    защищать. После ответа повара принимается новое решение: «Истребить, вот и всё». Но повар
    сообщает, что собака генералова брата. И лицо Очумелова заливается улыбкой умиления.)
    — В чем сущность характера Очумелова? (Правда и справедливость для полицейского
    надзирателя не имеют никакого значения. Он предстает перед нами как символ беззакония: кто
    сильнее, тот и прав. Нет у Очумелова человеческого достоинства и чести. От одного сознания,
    что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. Елдырин
    вынужден то снимать, то накидывать на плечи Очумелова новую шинель.)
    — Как ведет себя Хрюкин? (Хрюкин подобие Очумелова. Он требует: «...Пущай мне
    заплатят...», затем грозит: «У меня у самого брат в жандармах...». Но когда гневные слова
    обрушиваются на него, он умолкает.)
    — Как толпа реагирует на случившееся? (Собравшиеся сначала сочувствуют Хрюкину,
    раздается только один голос, осуждающий его. Затем «толпа хохочет над Хрюкиным».)
    Задание: зачитать строчки, в которых говорится о шинели. (Эти строки позволят понять
    душевное состояние Очумелова. Это деталь, она у Чехова в рассказе имеет большое значение.
    Палец Хрюкина поднят вверх, а потом опущен вниз.)
    В какой форме написан рассказ? (В форме диалога, в центре оказывается монологическая
    речь Очумелова, остальные персонажи подыгрывают ему, подают нужные реплики, с помощью
    которых происходит монолог, который раскрывает сущность надзирателя.)
    Задание: зачитать реплики Очумелова. (Полицейская лексика. «Как оштрафуют...»
    Вульгаризмы «здоровила», «дурацкий палец». Надзиратель не говорит, а приказывает: «Надень-
    ка...», постоянно употребляя местоимение «я».)
    Вывод. Наглость и самомнение соседствуют с подобострастием и заискиванием;
    Очумелов не единственный в своем роде; эти черты являются общественным явлением («Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Смерть чиновника»); главным оружием в борьбе с пошлостью, глупостью, несправедливостью был смех.

    IV. Работа с материалом учебника (с. 297—299).
    1. Слово учителя.
    О том, каким человеком был А. П. Чехов, как он сочетал врачебную практику с литературной деятельностью, общественной работой попечителя школы, расскажет нам статья литературоведа Ревякина.
    Своими воспоминания б особенностях творческой манеры А. П. Чехова поделятся писатели Толстой и Бунин, Россолимо и Чуковский.
    2. Чтение статьи в учебнике.
    3. Беседа по вопросам.
    Детство писателя.
    — Почему у Чехова нет приятных воспоминаний о нем?
    Годы учебы. Содержание семьи. Медицинская практика.
    — Чем окрашен этот период жизни?
    Первые рассказы.
    — Чем они привлекали внимание читателя? (Рассказ «Радость». Смех над желанием
    прославиться, над глупостью.)
    Разнообразие жанров.
    — Чем отличается юмор Чехова от сатиры Щедрина? (Он мягче: автор обращает
    внимание на социальные условия, порождающие нравственные пороки.)
    (Отметить достоинства языка.)
    V. Подведение итогов урока.
    — Какие эпизоды, диалоги, поступки героев рассказа «Хамелеон» показались вам смешными, какие — горестными, грустными?
    — Как с помощью речи героев определяется их характер?
    Домашнее
    задание: подготовиться к выразительному чтению рассказа
    «Злоумышленник»; подумайте, над чем смеется автор и что его огорчает.
    Урок 52
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   23


    написать администратору сайта