Главная страница
Навигация по странице:

  • III. Работа по рассказу «Злоумышленник».

  • IV. Подведение итогов урока.

  • Урок 53 Тема: ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ТОСКА» Цели

  • Оборудование урока

  • IV. Подведение итогов урока. — Что высмеивает автор в своих героях и кому сочувствует Домашнее задание

  • Тема: ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953). «ЦИФРЫ» Цель

  • Методические приемы

  • III. Работа по новой теме: изучение жизни и творчества Бунина.

  • Домашнее задание

  • III. Сообщение темы и целей урока. IV. Изучение новой темы.

  • V. Подведение итогов урока. — Что нового узнали вы о М. Горьком из его воспоминаний и высказываний о нем его знакомых и друзей Домашнее задание

  • Урок 57 Тема: А. М. ГОРЬКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО» Ход урока I. Организационный момент. II. Работа по карточкам.

  • III. Анализ II главы повести.

  • IV. Подведение итогов урока. — Что нравилось Алеше в деде Домашнее задание

  • Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок 9


    Скачать 2.08 Mb.
    НазваниеСочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок 9
    Дата18.01.2023
    Размер2.08 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаn_ja_krutova_s_b_shhadrina_pourochnoe_planirovanie.pdf
    ТипСочинение
    #893346
    страница14 из 23
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23
    Тема: РАССКАЗ «ЗЛОУМЫШЛЕННИК»
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Проверка домашнего задания: тест по рассказу «Хамелеон».
    1. Кто сказал о Чехове эти слова: «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов,
    трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и
    тоскливую картину их жизни»?
    а) Бунин; б) Короленко; в) Горький.
    2. Главный герой рассказа «Хамелеон»:
    а) Очумелов; б) Овсов; в) Денис Григорьев.

    3. В творчестве Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внешнего состояния
    полицейского надзирателя указывает:
    а) узелок в руке; б) шинель; в) корзина с конфискованным крыжовником.
    4. Исключительной чертой произведения является:
    а) глубокий лиризм; б) искрящийся юмор, громкий смех; в) пафос.
    5. Жанр произведения:
    а) рассказ; б) очерк; в) повесть.
    6. Автор относится к Очумелову:
    а) нейтрально; б) с сарказмом; в) с сочувствием.
    7. Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:
    а) разобрался в происшедшем; б) пожалел золотых дел мастера; в) узнал, чья собака.
    8. Произведение основано:
    а) на жизненных ситуациях; б) является вымыслом; в) сочетает авторский вымысел и жизненную ситуацию.
    9. Особенность произведения:
    а) за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл; б) наличие нескольких рассказчиков; в) высокий лиризм.
    10. Смысл названия произведения связан с тем, что: а) Очумелов то снимает, то надевает шинель; б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску; в) автор хотел рассмешить читателей нелепым названием.
    Ответы:
    1 2
    3 4
    5 6
    7 8
    9 10 в а б б а б в в а б
    III. Работа по рассказу «Злоумышленник».
    1. Чтение рассказа по ролям.
    2. Беседа по вопросам.
    — Как объяснить название рассказа? (Замыслил злое дело. Злой умысел.)
    — Виновен ли Денис?
    — Каково содержание статьи 1081?
    — Знал ли виновный (Денис), что может произойти с поездом?
    — Один ли Денис занимался отвинчиванием гаек?
    — Справедливо ли следователь обвиняет крестьянина во лжи?
    Задание: работа по иллюстрации. (Перед нами тщедушный мужичонка, измученный работой и нищетой, недоимками (долгами барину) и несправедливостью старосты («А что староста набрехал в учете...»).
    Допрашивает его широкоплечий, сытый, ухоженный мужчина. Есть пословица: «Сытый голодного не разумеет». И не может этот благополучно устроившийся в жизни чиновник понять мужика, его нужду, а больше всего не может понять, что гайки отвинчиваются им не по злому умыслу, а по незнанию.)

    — Что должно измениться, чтобы поступок Дениса был невозможен? (Во-первых, дать
    простым людям элементарное образование, элементарные знания, тогда придет и понимание
    опасности. Во-вторых, создать такие условия жизни, чтобы были «свинец» и «пуля», о которых
    говорит следователь, то есть изменять условия жизни.)
    — Какое чувство вызывает этот рассказ? (Чувство горечи, сожаления: мужик будет
    наказан, но он не понял и не поймет, за что наказан.)
    Вывод. Читатель не смеется потому, что нет ничего смешного, только грустно, горько становится от всего увиденного и услышанного. «Грустно видеть, как много страдания и тоски и нужды на Руси». (И. А. Бунин.)
    3. Чтение статьи «Литература и жизнь» (с. 309—310).
    IV. Подведение итогов урока.
    — Чем близки нам рассказы Чехова сегодня?
    — К каким чеховским героям можно отнести пословицу: «Он из воды сухим выйдет»?
    — Против чего направлены «веселые стрелы смеха» в сказках, повестях, прочитанных вами самостоятельно?
    — Прочитайте и объясните записи, сделанные в записных книжках Чеховым: «Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас».
    «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу».
    Можно ли отнести последнее высказывание к знакомым нам героям? К кому?
    Домашнее задание: 1) прочитайте рассказы А. П. Чехова «Тоска» и «Размазня».
    Подумайте, о чем эти повествования, что высмеивает автор в своих героях и кому сочувствует.
    2) Подготовьте статью для сатирического альманаха.
    Урок 53
    Тема: ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.
    А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ТОСКА»
    Цели: проверить понимание прочитанного самостоятельно, умение определять тему, значение пейзажа для раскрытия темы; воспитание внимания к людям.
    Оборудование урока: произведения Чехова, портрет.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Сообщение темы и целей урока.
    III. Работа по теме.
    1. Беседа по вопросам.
    — Что такое юмор?
    — А что называется сатирой?
    — Какую роль выполняет смех в художественных произведениях?
    2. Чтение 2—3 статей для сатирического альманаха в духе произведений Салтыкова-
    Щедрина или Чехова.
    3. Рассматривание выставки произведений А. П. Чехова, его портретов. (Экскурсию по
    выставке может провести библиотекарь школы.)
    4. Аналитическая беседа по рассказу «Тоска».

    — Каково начало рассказа? (Описание пейзажа: снег, сумерки, зажженные фонари.
    Каждый предмет, каждое живое существо окутано, отделено от внешнего мира холодным
    одеялом. Даже читателю становится на душе сумрачно, холодно, одиноко.)
    — Что пытается сказать Иона первому седоку, военному? («А у мня, барин, тово... сын на
    этой неделе помер». — «От чего же он умер?» Иона ответил, но седок закрыл глаза, не желая
    продолжать разговор.
    Трое седоков весело разговаривают о вчерашнем гулянье. Они кричат, ссорятся, тычут в
    него кулаком, чтоб побыстрее ехал, и чувство одиночества стало отлегать от груди. «А у меня
    на этой неделе... того... сын помер», — сказал он, когда они замолчали. — «Все помрем... Ну
    погоняй, погоняй!» Седоки ушли. «Опять он одинок... и тоска появляется вновь и распирает
    сердце».)
    — С кем пытается герой заговорить? (С дворником, но слышит в ответ: «Поезжай!»)
    — Вернувшись на свой двор, кому Иона сообщает о своем горе? (Молодому извозчику, но
    тот его не слышит.)
    — Кому же он изливает свое горе? («Лошаденка жует и слушает…»)
    Вывод. Растопить Ионе холодную пелену никак не удается. Ему не седоки нужны, а человек, который откликнулся бы на его боль теплом и участием. Мотив незащищенности, бесприютности человеческих чувств звучит в этом рассказе.
    IV. Подведение итогов урока.
    — Что высмеивает автор в своих героях и кому сочувствует?
    Домашнее задание: читать рассказ И. Бунина «Цифры».
    Уроки 54—55
    Тема: ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953).
    «ЦИФРЫ»
    Цель: познакомить учащихся с детством писателя, подчеркнуть влияние природы и общения с крестьянами на становление писателя, непревзойденного мастера русского языка, языка точного, простого, выразительного; определить темы творчества.
    Методические приемы: аналитическая беседа, работа с текстом, выразительное чтение.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Сообщение темы и целей урока.
    III. Работа по новой теме: изучение жизни и творчества Бунина.
    1. Слово учителя.
    С начала ХХ в. Иван Алексеевич Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как превосходный прозаик, и как поэт.
    (Демонстрируется портрет Бунина, выставка его книг.)
    Сила изобразительности Бунина просто необыкновенна! Он тонко улавливал связь человека с историей, с далью времен, со всей вселенной. Многие бунинские страницы пронизаны мыслью о родине, о ее бессмертной красоте.
    И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

    И лазурь, и полуденный зной...
    Срок настанет — господь сына блудного спросит:
    «Был ли счастлив ты в жизни земной?»
    И забуду я все — вспомню только вот эти
    Полевые пути меж колосьев и трав —
    И от сладостных слез не успею ответить,
    К милосердным коленям припав.
    Откуда такое поэтическое отношение к природе? Как складывалась литературная судьба
    Бунина? Каковы темы его произведений?
    На эти и многие другие вопросы поможет нам ответить статья в учебнике (с. 3—5, II ч.).
    2. Работа по учебнику, с. 3—5.
    Задание: зачитать 4-й абзац статьи, ее комментарий (тишина, просторы полей, зеленые, а
    затем желтые, обилие снегов — отсюда поэтическое отношение к природе).
    — Как складывалась литературная судьба Бунина? (Его хвалили, называли певцом осени,
    грусти и дворянских гнезд.)
    — Каковы темы его произведений? (Темы: природа, ее увядание, увядание и разорение
    «дворянских гнезд», нищета и убогость жизни деревни.)
    — Какова особенность поэтического языка Бунина? («Язык прост, почти скуп, чист и
    живописен». Пример — стихотворение «Родина». Учебник, I ч.)
    3. Слово учителя.
    «Я всю жизнь испытываю муки Тантала. Всю жизнь страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется... как сказать обо всей этой красоте, как передать. Эти краски, за этим желтым лесом дубы, их цвет, от которого изменяется окраска неба...»
    — Как же требователен к себе писатель, проникнувший в тайны природы, в ее сокровенные уголки, одухотворивший ее (то есть наделивший ее душой).
    И не мог этот чуткий писатель не попытаться проникнуть в тайны человеческой души, не рассказать, какие страсти бушуют в ней, которые выливаются в дела и поступки хорошие или плохие.
    В рассказе «Цифры» Бунин обнаружил себя знатоком психологии детской души, рассказал о сложности взаимоотношений взрослых и детей.
    4. Чтение глав рассказа учителем.
    5. Аналитическая беседа по вопросам.
    — Какая мечта охватила всю душу ребенка? (Иметь собственные цветные карандаши,
    книжки с картинками, научиться читать, рисовать и писать цифры. Дети не могут исполнение
    своей мечты «получать» по частям, им нужно все и сразу. Это желание никак не отвечало
    желанию взрослого.
    С. 9—10. «Не сегодня... Нет покажи сей часу».)
    — Зачитайте диалог.
    — Какая мысль пришла дяде? («Сердце говорило мне, что я совершаю в эту минуту
    великий грех...»)
    Пообещать — и не сделать. Что может быть хуже?! Утреннее нетерпение
    превращалось в дерзость («Сам перестань!» в откровенную месть за несбывшиеся ожидание
    радости и счастья, месть всем: маме, бабушке, дяде.)
    — Во что вылилась эта месть? (Крики, прыжки, в откровенное издевательство:
    Покажешь? Непременно покажешь». «Ты крикнул снова... Я в бешенстве вскочил со стула.
    — Перестань! — рявкнул...») (С. 11—12.)
    — Какое чувство руководило последующими поступками ребенка? (Самолюбие есть не
    только у каждого взрослого человека, но и у ребенка, поэтому наш герой, испугавшись,
    продолжал прыгать и кричать, но «уже без всякой радости», а чтобы показать, что он не

    испугался. Это самое самолюбие долго держало его в темной комнате. Самолюбие отвергало
    все: и подарки дяди, и его приезд, и даже жизнь бабушки.)
    — «А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? (Невозможность
    осуществления мечты победила самолюбие. Оно было сломлено усилием трех взрослых. Поступки
    взрослых, последовавшие после наказания, судить нельзя, кроме угрозы умереть и потерять
    любовь дяди, гостинцы. Наказание, данное одним, должно быть поддержано другими, иначе все
    потеряют уважение в глазах ребенка, а без авторитета воспитание невозможно.)
    Задание: зачитать сцену примирения.
    Вывод. Не всегда совпадают желания детей и взрослых, но мудрость, житейский опыт взрослого должны подсказать правильное решение, предусмотреть последствия, просчитать все на шаг вперед, и выполнение данного слова — непременное условие не только в отношении детей, но и в отношении всех.
    IV. Подведение итогов урока.
    — Какие чувства возникли у вас при чтении этого рассказа? Над чем он заставляет задуматься?
    — Какими смысловыми оттенками обогащается слово «деликатный» в повествовании
    Бунина и в высказываниях героев? Используете ли вы это слово в своей речи? При каких обстоятельствах?
    (Деликатный — 1) вежливый, мягкий в обращении. Он деликатный человек, 2)
    затруднительный. Требующий чуткого, тактичного отношения. Деликатный вопрос.)
    Домашнее задание: прочитать рассказы Бунина «Лапти», «В деревне». Что хотел сказать ими писатель? Напишите отзыв на один из них.
    Урок 56
    Тема: АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ (1868-1936).
    ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО»
    Цель: познакомить с повестью, с ее героями, подчеркнуть жестокость не только взрослых, но и детей; жадность; влияние окружающей среды на характеры и поступки детей; рассказать о добрых людях, которые оставались ими и в этих условиях.
    Методические приемы: работа по учебнику, аналитическая беседа, выразительное чтение текста, подбор цитат.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Проверка домашнего задания.
    Чтение 2—3 отзывов на рассказы Бунина «Лапти» и «В деревне», рецензирование.
    — Что же хотел сказать нам автор этими рассказами?
    III. Сообщение темы и целей урока.
    IV. Изучение новой темы.
    1. Чтение материала учебника (с. 19—20).
    2. Беседа по вопросам.

    — Что рассказал писатель о своем детстве?
    — Что значит трилогия? (1913 — «Детство», 1916 — «В людях», 1922 — «Мои
    университеты».)
    — Что поразило Горького в детстве? (Бессмысленная жестокость.)
    Задание: зачитать высказывание о книгах: (С. 21 «... в ней заключена писавшего ...», «иную
    жизнь показывали», «... обещания помочь людям»...)
    — Что советует нам писатель? («Учитесь... Читайте...» «Читайте больше...». С. 21.)
    3. Слово учителя.
    Автобиографическая проза, как вы помните, основывается обычно на живой памяти о прошлом, достоверности непосредственных впечатлений.
    Повесть «Детство» — произведение автобиографического характера. Горький заявлял:
    «Не про себя я рассказываю». Именно социальная природа горьковского героя, общность его судьбы с народом отличают данную повесть от других произведений автобиографического жанра
    (Л. Толстого, С. Аксакова, Н. Гарина-Михайловского, А. Н. Толстого), где уделялось основное внимание изображению внутреннего мира ребенка.
    Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху. Герой и автор
    (повествование ведется от 1-го лица) всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель (об этом мы уже говорили) много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир.
    4. Чтение учителем I главы повести.
    5. Работа по главе.
    Беседа по вопросам.
    — Какой видит Алеша бабушку? (Бабушка казалась ему излучающей свет, тепло,
    радость. «Светилась изнутри...»)
    — Какую роль сыграла она в его жизни, новой жизни? (С. 22. «До нее, как будто спал я...
    силой для трудной жизни».)
    — О чем говорят ее восклицания: «... как хорошо-то!»? (Алешу привлекает доброе,
    трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею
    до слез. Ее рассказы как бы вливали в сердце мальчика силу.)
    Задание: зачитать строчки о знакомстве с дедом.
    — Почему не понравился дед? (Разговор с матерью, с Алешей; «…выдернул из толпы»,
    «... отодвинул...», «Что-о, дура...», «... скулы — те отцовы...» Нарастающее в душе чувство
    одиночества и отчуждения накладывает отпечаток даже на впечатление от дома, где
    предстоит ему жить: крыша кажется «нахлобученной...».)
    Вывод. Алексей, выросший в доброй, заботливой семье, сразу почувствовал одиночество и отчуждение, только бабушка казалась ему воплощением доброты, чистой и ясной.
    V. Подведение итогов урока.
    — Что нового узнали вы о М. Горьком из его воспоминаний и высказываний о нем его знакомых и друзей?
    Домашнее задание: читать 11 главу повести «Детство», пересказ.
    Урок 57

    Тема: А. М. ГОРЬКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО»
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Работа по карточкам.
    — Чей портрет описан в приведенном отрывке из повести М. Горького «Детство»? Какую роль сыграла эта героиня в судьбе Алеши?
    Говорила она как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она — темная, но светлая изнутри — через глаза — неугасимым, веселым; и теплым светом. Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.
    До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить сплела все в разноцветные кружева и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой любви к миру.
    Это портрет бабушки Алеши — Акулины Ивановны, ставшей на долгие годы другом своему внуку, открывшей ему многие свои представления о людях, о Боге, о мире, о добре, о милосердии. Ее любовь к людям была действенной, Акулина Ивановна стремилась помочь им. А главное — она видела в жизни красоту, радовалась ей и учила этому Алешу.
    Какие художественные средства, делающие рассказ о бабушке похожим на произведения устного народного творчества, вы можете отметить?
    В этом описании М. Горький пользуется инверсией (перестановкой слов) — «говорила она», «портил его... нос», «до нее как будто спал я» и т. п.
    Много сравнений — «слова, похожие на цветы», «темные, как вишни, зрачки», «точно большая кошка» и т. д.
    В портрете бабушки множество эпитетов, рисующих как ее внешность, так и характер, —
    «ласковые, яркие, сочные» слова, «белые крепкие зубы», «лицо казалось молодым и светлым», она светилась «неугасимым, веселым и теплым светом» и т. д.
    III. Анализ II главы повести.
    Беседа по вопросам.
    — «Теперь, оживляя прошлое я сам с трудом верю, что все было именно так… много хочется оспорить, опровергнуть...». Во что автор верил с трудом и что хотелось бы опровергнуть?
    (Дядья требовали раздела имущества. Ссора и драка во время обеда за столом. История с
    наперстком. Отношение братьев Якова и Михаила к матери Алексея. (Мать... умела говорить
    краткие слова... «Моя мать — самая сильная!») История со скатертью (Саша дяди Якова
    серьезный мальчик; он всегда держался на виду у взрослых, со всеми ласковый, готовый всем и
    всячески услужить. Взрослые хвалили его за ум, за послушание, но дедушка говорил: «Экой,
    подхалим!» Именно Саша и посоветовал Алеше взять белую праздничную скатерть. «Саша
    визжал... противно: «Не буду-у... Ведь я же сказал про скатерть...»)
    — Что изменилось в Алексее после наказания? («...Явилось беспокойное внимание к
    людям... чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой...» Он познает жизнь.)
    — Почему ему стало грустно, когда он услышал разговор матери и бабушки? («Я мешаю
    ей уйти из дома... это было очень грустно. Еще один жизненный урок получил он: «...мать — не
    сильная; она, как все, боится деда».)

    — Что повлияло на изменение отношения к деду? (Каждый день преподносил ему уроки
    жизни, он взрослел, начинал понимать страдания другого человека, потянулся к тому хорошему,
    что было в душе этого человека. А в Каширине много было хорошего: внешность («Весь он был
    складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелком... Чище и красивей сыновей...»), его
    отношение к подхалимству («Экой подхалим», «Доносчику первый кнут...») Дед рассказывает о
    своем тяжелом детстве, и Алеша уже видит как бы другого человека. Изменяется у Алеши и
    восприятие внешности деда. Чем дальше дед ведет рассказ, тем более сильным, выносливым,
    отважным кажется он внуку. «Говорил он и быстро, как облако, рос передо мною, превращаясь
    из маленького сухого старичка в человека силы сказочной».
    Автор показывает духовное взросление героя, его понимание сложностей и противоречий
    жизни».)
    — Почему, глядя на Цыганка, Алеша вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка? (Искрящаяся, яркая, радостная, внешность Цыганка, его «шелковый,
    ласковый смех», добрые, простые слова, скромные, самоотверженные поступки — все близко
    Алеше, вызывает те же чувства, что и любимые, добрые герои бабушкиных сказок. Посещение
    Цыганка — для него «самое яркое впечатление этих дней».)
    Вывод. Алеша, живший в семье в атмосфере добра, любви, заботы стал понимать, что есть и другие стороны жизни, которые влияют на человека и его жизнь; рядом с жестокостью, грубостью живут бескорыстная любовь бабушки к миру, душевная щедрость Цыганка, мудрая рассудительность и терпимость к людям Григория Ивановича.
    IV. Подведение итогов урока.
    — Что нравилось Алеше в деде?
    Домашнее задание: читать III главу повести.
    Урок 58
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23


    написать администратору сайта