Главная страница
Навигация по странице:

  • Методические приемы

  • Урок 41 Тема: Н. А. НЕКРАСОВ. «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ» (продолжение) Цель

  • III. Комментированное чтение поэмы.

  • IV. Подведение итогов урока. — Понравилась ли вам поэма — Какие чувства она у вас вызвала — Сформулируйте тему и идею этого произведения. Домашнее задание

  • Уроки 42—43 Тема: М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ» Цель

  • Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение 2 — 3 работ учащихся. III. Сообщение темы и целей урока.

  • IV. Изучение новой темы.

  • Домашнее задание

  • ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ» (продолжение) Цель

  • III. Изучение «Повести...»

  • IV. Подведение итогов урока.

  • Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок 9


    Скачать 2.08 Mb.
    НазваниеСочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок 9
    Дата18.01.2023
    Размер2.08 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаn_ja_krutova_s_b_shhadrina_pourochnoe_planirovanie.pdf
    ТипСочинение
    #893346
    страница11 из 23
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   23
    Тема: Н. А. НЕКРАСОВ. «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ»
    Цели: познакомить с поэмой «Русские женщины», рассказать о декабристах, их роли в жизни страны, в освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их жен, гордость, самоотверженность.

    Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, чтение наизусть, выразительное чтение.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Сообщение темы и целей урока.
    III. Работа по новой теме.
    1. Вступительное слово учителя
    Начало расцвета некрасовского поэтического таланта совпало с годами самого мрачного произвола, черный реакции.
    «Темная семилетняя ночь пала на Россию», — говорил Герцен, вспоминая эти ужасные годы. Запрещались самые безобидные статьи, калечились стихотворные строки, в которых лишь подозревалась правда о положении крестьянства в России. Но уже никакие преграды не могли остановить движение революционно-демократической мысли.
    И выразителем ее в поэзии был Николай Алексеевич Некрасов. (Демонстрируется портрет поэта.)
    2. Работа по учебнику (чтение биографии поэта, с. 227—228).
    — Какие картины детства запомнились Н. А. Некрасову на всю жизнь? (Обширный сад в
    имении Грешнево, цветущие яблони, Волга; Владимирка (Владимирский тракт, дорога, по
    которой шли в кандалах арестанты в Сибирь на каторгу); ловля птиц, грибы, крепкая дружба с
    крестьянскими детьми, «безумные забавы» жестокого отца и любезная маменька, любившая
    своих детей и защищавшая их от отца — деспота-крепостника.)
    Начав писать вирши (стихи), он всю жизнь посвятил поэзии. Он был борцом за свободу своего народа от крепостного рабства.
    — Когда вышла первая книга стихотворений Некрасова? (1856 г.)
    Многие стихи увидели свет много позже, а классическое «Вчерашний день, часу в шестом...» было напечатано лишь после смерти автора.
    Неторопливым, привычным слуху ямбом ведет поэт свой на первый взгляд равнодушный рассказ: (с. 245 в учебнике).
    Вчерашний день, часу в шестом,
    Зашел я на Сенную.
    Там били женщину кнутом,
    Крестьянку молодую,
    Ни звука из ее груди,
    Лишь бич свистал, играя...
    И вдруг повествование прерывается неожиданным обращением к Музе:
    И Музе я сказал: «Гляди!
    Сестра твоя родная!»
    Автор энергичным окликом «Гляди!» заставляет нас перечитать и пережить, передумать все стихотворение.
    (Повторное чтение стихотворения подготовленным учеником.)
    Беседа по вопросам.
    — В чем главная мысль стихотворения? (Муза — вдохновение, покровительница поэта.
    Поэт дал клятву быть верным народу, «воспламенять бойцов для битвы. К смелым и честным
    людям, думающим о судьбах страны и народа были обращены эти строки Некрасова: «иди к
    униженным, иди к обиженным — там нужен ты».)

    Учитель. Не мог Некрасов не отразить в своей поэзии событий 25 декабря 1825 г., когда лучшие люди из дворян на Сенатской площади в Петербурге выступили против монархии, против угнетения и тирании. Восстание было подавлено. Пятеро декабристов повешены, 120 человек отправлены в Сибирь.
    Некрасов первым в печати прославил декабристов (поэма «Дедушка»), их самоотверженных жен, пожелавших разделить тяготы жизни со своими мужьями и отправившихся по зову сердца и долга в Сибирь.
    4. Анализ глав из поэмы «Русские женщины».
    1) Рассматривание портрета (с. 230).
    Поэма «Русские женщины» посвящена этим самоотверженным женщинам. (Учебник, с.
    229. Зачитать слова Герцена.)
    2) Чтение поэмы «Княгиня Трубецкая» учителем.
    3) Беседа по вопросам.
    — Что мы узнали из первых строк поэмы? (Поэма — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.) (У крыльца прочный, легкий, удобный («покоен») возок (сани с пологом — кибитка). Граф-отец проверил его прочность, затем «фонарь внутри его зажгли», впрягли шесть лошадей. Граф — подушки поправлял, чтобы было удобно, для тепла ногам постелил покрывало из медвежьей шкуры. Молясь («творя, читая, говоря молитву»), повесил маленькую иконку, чтобы она оберегала в пути. Все готово. Мысль об отъезде дочери как-то забылась во время приготовлений к отъезду, теперь же она вернулась опять, и князь, не выдержав, зарыдал.
    — Какие слова были сказаны дочерью отцу при прощании? (Уговорами остаться,
    слезами они друг другу надрывают сердце. Слезами, тоской не поможешь горю. Единственный
    человек, кто мог бы им помочь, это князь Трубецкой (княгиня не называет даже его имени,
    нельзя). Дочь просит отца отпустить ее с миром, сомневается в том, что им придется
    встретиться (она умерла в Сибири в 1854 г.). Она заверяет отца, что любит его и будет
    хранить его завет. Она уверена, что путь ее будет долог и труден, судьба страшна, но «сталью
    я одела грудь» — силой воли заставила себя не отчаиваться, убедила сама себя, а теперь и отца,
    что преодолеет все преграды на своем нелегком пути. Она понимает, что долг ее оберегать
    своего уже немолодого отца, но у нее долг другой, и выше и трудней, и он зовет ее.
    (О, видит бог!..
    Но долг другой, и выше и трудней,
    Меня зовет...)
    — Какой же долг ее зовет? (Быть там и с тем, где очень трудно и кому трудно,
    разделить страдания и тяготы жизни, ободрить, а главное — своим присутствием убедить, что
    в несчастиях и невзгодах вины его нет, что его понимают, потому что иначе он поступить не
    мог и поступил именно так по велению своего сердца и долга перед Родиной и людьми.)
    — Какая мысль придавала ей силы и гнала вперед? (Княгиня в пути 2 месяца.
    Заболевшего спутника, сопровождавшего ее, она, прождав два дня, оставила в Иркутске и
    «помчалась далее одна».)
    Домашнее задание: подготовиться к инсценированному чтению диалога княгини и генерала, подчеркнув силу духа, мужество, самоотверженность княгини Трубецкой; из учебника истории: познакомиться с материалами о восстании декабристов.
    Урок 41
    Тема: Н. А. НЕКРАСОВ. «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ»
    (продолжение)

    Цель: продолжить знакомить с декабристами, их ролью в жизни страны, в освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу жен, гордость, самоотверженность.
    Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, чтение наизусть, выразительное чтение.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Проверка домашнего задания.
    — Что вы знаете о восстании декабристов?
    — Каким вы представляли себе тяжкий путь жен декабристов в Сибирь?
    — Прошло много десятилетий после восстания декабристов 1825 г. Как сегодня воспринимаем мы подвиг декабристов и их жен?
    III. Комментированное чтение поэмы.
    — Охарактеризовать внешность иркутского губернатора, начальника городского.
    (Высокий и седой, прямая осанка, юношеский стан («как палка прямой»). На нем мундир военного,
    на груди кресты — награды за службу царю и Отечеству.)
    — Какие картины ее будущей жизни нарисовал генерал, чтобы отговорить от продолжения пути? (Сторона, куда она держит путь, беднее той, где она жила; весна коротка,
    зима длится 8 месяцев, там много каторжников, рудники глубокие, сырые, холодные, будет
    жить в казарме общей, пища хлеб да квас». Ее «не пощадят», не «сжалится никто».)
    — Каков ее ответ?
    Ужасна будет, знаю я,
    Жизнь мужа моего.
    Пускай же будет и моя
    Не радостней его!
    — Что ждет княгиню и ее детей? (Суровый климат, зловредные пары от непросыхающих
    болот, в этих краях пурга убаюкивает детей, дикие звери бродят около жилищ; да и мужу-
    арестанту будет легче одному: увидев ее слезы, он будет чувствовать свою вину.)
    Зачитать ответ княгини. (С. 237.)
    Покинув родину, друзей...
    Я силы дам ему...
    — Что говорит княгиня о светском обществе? (Светское общество лживо, лицемерно,
    готово на подлость и лесть. Она сравнивает его с «вырубленным лесом», где торчат одни
    пеньки. Она утверждает, что в обществе нет места умному человеку, который прозрел (понял,
    какие люди окружают его, продажные и тупые.) «Когда-то ее сторона была «рай», а теперь ее
    своей заботливой рукой расчистил Николай.) (Речь идет о царе Николае I, которого в народе
    называли «душителем» и «вешателем».)
    — Какие две причины еще назвал губернатор, чтобы княгиня вернулась домой? (С. 239.)
    Но он же вас не пощадил?
    Подумайте, дитя:
    О ком тоска? К кому любовь?
    И услышал в ответ:

    Нет! Я не жалкая раба,
    Я женщина, жена!
    Пускай горька моя судьба —
    Я буду ей верна!
    О, если б он меня забыл
    Для женщины другой...
    …..............
    Но знаю, к родине любовь
    Соперница моя,
    И если б нужно было, вновь
    Ему простила б я!..
    — Как княгиня отнеслась к сообщению о том, что она должна отречься от дворянства, наследства, от привилегий своих?
    — Где отреченье? Подпишу!
    И живо - лошадей!..
    Учитель. Не испугало княгиню и сообщение о том, что до Нерчинска ее «по этапу поведут с конвоем...». Подписав отреченье, она становится такой же каторжанкой, как и муж.
    Княгиня воскликнула:
    Боже мой!
    Но так ведь месяцы пройдут
    В дороге?..
    — В чем она обвинила генерала?
    Но вы, но вы... злодей!
    Неделя целая прошла...
    Нет сердца у людей!
    Зачем бы разом не сказать?..
    Уж шла бы я давно...
    Велите ж партию сбирать —
    Иду! мне все равно!..
    — Какое решение принимает генерал? Почему пытается отговорить княгиню продолжать путь? (С. 244.)
    Вывод. Вместе с автором мы не скрываем своего восхищения героиней поэмы.
    Отказавшись от забот родных и близких, от забот послушных слуг, она отправляется в Сибирь, где нет театров, музыки, балов, роскоши, одним словом, того, к чему она привыкла, что было частью ее жизни. Во имя чего отказалась? Во имя долга, долга перед мужем, перед родиной, а главное — перед собой. Воспитанная в нежности и роскоши, она проявляет такую стойкость к невзгодам и лишениям в пути, целеустремленность, решимость в достижении своей цели, что убеленный сединами генерал, рискуя собственной головой, вскричал:
    Острожным жестким сухарем
    И жизнью взаперти,
    Позором, ужасом, трудом
    Этапного пути
    Я вас старался напугать.
    Не испугались вы!
    Я не могу, я не хочу
    Тиранить больше вас...

    Я вас в три дни туда домчу...
    Ей! Запрягать, сейчас!..
    Инсценированное чтение: диалога генерала и княгини.
    IV. Подведение итогов урока.
    — Понравилась ли вам поэма?
    — Какие чувства она у вас вызвала?
    — Сформулируйте тему и идею этого произведения.
    Домашнее задание: напишите небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы «Русские женщины».
    Уроки 42—43
    Тема: М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН.
    «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК
    ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»
    Цель: познакомить со сказками, с определением сатиры; подчеркнуть пороки эксплуататоров и высмеять их высокомерие, никчемность; критика покорности русского мужика.
    Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа, выразительное чтение.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Проверка домашнего задания.
    Чтение и обсуждение 2 — 3 работ учащихся.
    III. Сообщение темы и целей урока.
    IV. Изучение новой темы.
    1. Слово учителя.
    Чтение эпиграфа к теме (с. 261 в учебнике).
    «В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя», — писал Н. Г. Чернышевский.
    (Рассматривание портрета М. Е. Салтыкова-Щедрина.)
    — Какой острый, холодный, даже суровый взгляд! Почему?
    Обратимся к биографии писателя. Какие впечатления детства отразились в его произведениях?
    2. Работа со статьей учебника (с.261-262).
    — В какой обстановке прошли детские годы писателя? (М. Е. Салтыков-Щедрин не любил
    вспоминать детство, скопидомство матери, ее жестокость и наказания. Со страхом он
    вспоминал последние годы крепостного права (оно отменено в 1861 г.), которое порождало
    бесправие всех слоев общества, изворотливость и лукавство, страх ежечасно быть униженным,
    раздавленным.)

    Прочитать по учебнику о годах учебы, службе, ссылке. (Писатель был справедлив,
    мечтал о социальном равенстве.) Сказка «Карась-идеалист»
    3. Словарная работа.
    Дать определение иносказания, сатиры (II ч., с. 297). (Сатира — это беспощадное,
    уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.)
    Эзопов язык — особый вид письма, иносказание. Сарказм — язвительная насмешка, ирония, едкое и насмешливое замечание.
    — Почему Салтыков стал Щедриным. (Учебник, 1 ч., с. 263 (2-й вопрос)).
    4. Комментированное чтение учителя (с. 263—273)
    Домашнее задание: сказку дочитать, подумать, против каких пороков общества она направлена.
    Урок 44
    Тема: М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН.
    «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК
    ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»
    (продолжение)
    Цель: знакомство со сказками, с определением сатиры; подчеркнуть пороки эксплуататоров и высмеять их высокомерие, никчемность; критика покорности русского мужика.
    Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа, выразительное чтение.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Проверка домашнего задания.
    — Что такое юмор?
    — Что называется сатирой? (Юмор — изображение чего-либо в смешном, комическом
    виде: в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»» весь дом и даже знакомые подбирают
    «лошадиные» фамилии, чтобы написать какому-то шарлатану, вместо того чтобы обратиться
    к доктору. Это смешно.
    Сатира — гневное, обличающее отражение негативных явлений действительности.
    Салтыков-Щедрин в Повести... выставляет генералов на посмешище, отмечая их
    паразитическую жизнь. Это уже сатира.)
    III. Изучение «Повести...» (продолжение).
    1. Аналитическая беседа по вопросам.
    — Почему писатель назвал произведение сказкой? (Назвать фантастические моменты
    сказки.)
    Четы народной сказки, которые использовал Салтыков-Щедрин:
    1) сказочный зачин «жили-были»;
    2) устойчивые выражения: по щучьему веленью, по моему хотенью; долго ли, коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать;

    3) различные фантастические события: генералы оказались на необитаемом острове неодетыми и под одним одеялом; остров необитаем, однако мужик-то нашелся.
    — Вспомните, что такое гипербола. Какую роль она играет в повести?
    (Гипербола — это сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого.
    Например, высказывание одного из генералов том, что он думал, будто булки в таком виде
    родятся, как их утром к кофею подают. С помощью гипербол создается аналогичная ситуация,
    вызывающая у читателя смех или возмущение (например, эпизод с яблоками).
    —. Как автор рисует внешность генералов? («Стали они друг друга… по ордену? (С. 264.)
    — Где и как служили?
    Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, проведя всю жизнь в «какой-то регистратуре».
    О чем говорит эпитет «какой-то»? (Он подчеркивает ненужность, бесполезность ее. И
    все-таки генералы служили там и пенсию теперь получают. За что? Разве за то, что в
    ненужной регистратуре служили ненужные люди, которые не умели ничего делать, даже слов
    знали немного: «Примите уверение...» В этом уже слышится насмешка автора.)
    Задание: доказать, что генералы не только не умели говорить, но ничего не умели делать.
    С. 265—266. Разговор о смене дня и ночи. доказать их невежество. («Стали искать, где восток и
    где запад,. С. 265. «Хочет генерал достать хоть одно яблоко...»)
    — Каковы темы их разговоров?
    — О чем пишут газеты? (С. 267. «Вчера... земляника», «Из Тулы пишут ... Подливка...»,
    «Из Вятки... увеличится». Общество высших классов утонуло в праздности и сытости.
    Эксплуатацию (угнетение) народа оно считало обычным делом, оно жило за счет народа.)
    Задание: зачитать суждения генералов о мужике. В чем они уверены? («...мужик везде
    есть»... А он уж, в этом генерал убежден, все умеет делать, только от работы отлынивает.)
    — О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения? (Живя за счет
    труда народа, они, да и не только они, считают, что мужик должен их кормить, что живет он
    для того, чтобы их накормить и напоить, угодить им. Не желая и не умея работать, они и его
    обвиняют в нежелании работать, в лености, называют его «тунеядцем». Полное неуважение к
    мужику-труженику.)
    — К кому нужно отнести слово «тунеядец»?
    — Как мужик угодил путешественникам-генералам?
    — Изменилось ли отношение их к мужику? («Не дать ли и тунеядцу частичку?».
    «Однако и об мужике не забыли...».
    Автор высмеивает не только бездеятельность генералов, но и их бездушие,
    безнравственность, несправедливость по отношению к народу и полную их уверенность в том,
    что блага на земле принадлежат им.)
    — Каким мы видим мужика в сказке? (Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему
    по плечу.)
    — Какие чувства вызывает он, когда плетет себе веревку? (Покорный, безропотно
    выполняющий любую работу, проявляя умение и сноровку, и безропотно слушающий оскорбления
    генералов.)
    — Как вы думаете, одинаков ли смех, который вызывают разговоры и поступки генералов и смех, который вызывает эпизод, когда мужик плетет себе сам веревку? (Смех, связанный с
    генералами, обличительный (разоблачительный). Автор зло, беспощадно высмеивает
    никчемность, тунеядство, жадность и пустоту генералов, преувеличивая (преувеличение —
    гипербола) их неприспособленность и невежество, раскрывал их звериную сущность («... в одно
    мгновение остервенились... Полетели клочья...»))
    Высмеивая робкую покорность мужика, Щедрин испытывает чувство боли, мужик
    могуч, не пропадет в любой ситуации, обстановке, ловок, находчив (ловкость и находчивость
    автор, преувеличивает) и... безропотно покорный, поэтому смех писателя горький, смех сквозь
    слезы, смешанный с настоящей человеческой болью. Рабская покорность мужика вызывает
    протест у автора и читателя.)

    Вывод: только огромная любовь к русскому народу и неограниченная возможность безнаказанно смеяться над пороками людей заставила Салтыкова-Щедрина стать писателем- сатириком и обратиться к жанру сказок. В них он обличает паразитическую сущность господ. В них звучит и обращение к народу, умному и талантливому, великому и могучему, сбросить иго покорности.
    IV. Подведение итогов урока.
    — В чем своеобразие языка щедринской сказки? для чего он использует такой стиль?
    речи генералов перемешаны разные стили: генералы называют друг друга «ваше
    превосходительство», а используют просторечные слова, «ежели», «теперича». Включаются в
    повествование канцелярские обороты, здесь, даже целый циркуляр («если хочешь сыскать
    восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Выражение «искать
    севера», «перепробовали все страны, света» тоже ничего, кроме смеха не вызывают. Конечно,
    такой «языковой винегрет» Щедрин использует специально, с сатирической целью —
    разоблачить глупость, невежество, тупость своих героев.)
    Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению — прочитать сказку «Дикий помещик» — проработать вопросы и задания на с. 273—274 учебника.
    Урок 45
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   23


    написать администратору сайта