Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Современные теории социальной стратификации.

  • 2. Основные типы стратификации и стратификационных систем

  • 3. Диалектика социального развития общества.

  • 4. Социальная мобильность: типы и виды, современные особенности.

  • Социальная стратификация


    Скачать 94.17 Kb.
    НазваниеСоциальная стратификация
    Дата24.01.2021
    Размер94.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkontrolnaya_po_sotsiologii.docx
    ТипДокументы
    #170906
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Социальная стратификация (от лат. stratum – слой и facere – делать) отражает существующую многомерность, структурированность различий между группами людей (классами, слоями) в конкретном обществе.

    Стратификация - это деление общества на социальные слои (страты) по признаку неравенства в доходах, уровне образования, профессиональном престиже. Она отражает социальную расслоение общества, неодинаковость социального положения их социальное неравенство.

    Существуют три основные формы стратификации: экономическая (определяется уровнем дохода, уровнем жизни), политическая (определяется отношением к власти, возможностью участвовать в решении государственных вопросов), профессиональная (престижность выполняемых профессиональных обязанностей).

    По замечанию Энтони Гидденса1, "стратификацию можно представить в виде своего рода геологических пластов", которые расположены "в иерархическом порядке, причем привилегированные находятся ближе к вершине, а непривилегированные – внизу". Следовательно, сущность социальной стратификации проявляется в неравном доступе к материальным и духовным благам, распределении прав, ответственности и привилегий, наличии или отсутствии власти и влияния.
    1. Современные теории социальной стратификации.

    На современном этапе исследований в области социальной стратификации возник ряд новых парадигм. Целые десятилетия после Второй мировой войны главной концептуальной моделью западной социологии служили классовая теория Маркса и ее модификации. Это было обусловлено существованием ряда обществ, построивших свою организацию на основе марксистских идей. Провал социалистического эксперимента в мировом масштабе обусловил утрату популярности неомарксизма в социологии и массовый поворот исследователей к другим идеям, например к теориям М. Фуко и Н. Лумана.

    У Лумана само понятие социального неравенства рассматривается как результат устаревшей дискурсивной модели социологического мышления. По его мнению, социальные различия в современном западном обществе не уменьшаются, а возрастают и нет оснований рассчитывать на то, что когда-либо неравенство будет ликвидировано. Негативный смысл понятия неравенства проистекает из оценочно-дискурсивной природы концепции социальной стратификации. Согласно Луману, следует сменить парадигму и рассматривать общество не как стратифицированное, а как дифференцированное, т.е. использовать понятие функциональной дифференциации вместо понятия стратификации. Дифференциация — ценностно-нейтральное понятие, означающее только, что в обществе присутствуют внутренние членения, границы, которые оно само продуцирует и поддерживает.

    Кроме того, классовая концепция стратификации стала подвергаться все большей критике из-за выхода на первый план других аспектов неравенства — тендерных, расовых, этнических. Марксистская теория рассматривала все эти аспекты как производные от классового неравенства, утверждая, что с его ликвидацией они исчезнут сами собой. Однако, к примеру, феминисты показали, что социальное неравенство полов существовало задолго до возникновения классов и сохранялось в советском обществе. Социологи, исследующие эти аспекты неравенства, утверждают, что их нельзя свести к классам: они существуют как автономные формы социальных отношений.

    Признание того факта, что разные виды социального неравенства невозможно объяснить с помощью единой монистической теории, ведет к осознанию сложности реального феномена неравенства и утверждению новой парадигмы в социологии - парадигмы постмодерна.

    Американский социолог Л.Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков группы он выделил 4 параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. На основе этих признаков правящую элиту он подразделил на шесть групп: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, промежуточно-промежуточную.

    Другой же американский социолог Б.Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.

    Французский социолог А.Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять группы по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

    Социология постмодерна в отличие от прежних концепций утверждает, что социальная реальность сложна и плюралистична. Она рассматривает общество как множество отдельных социальных групп, имеющих собственные жизненные стили, свою культуру и модели поведения, а новые общественные движения — как реальное отражение происходящих в этих группах изменений. Кроме того, она предполагает, что любая единая теория социального неравенства скорее представляет собой разновидность современного мифа, нечто вроде «великого повествования», нежели реальное описание сложной и многоплановой социальной реальности, которая не подлежит причинно-следственному объяснению. Поэтому в ее контексте социальный анализ принимает более скромную форму, воздерживаясь от слишком широких обобщений и направляясь на конкретные фрагменты социальной реальности. Концептуальные конструкции, построенные на применении наиболее общих категорий, таких, как «классы» или «пол», уступают место понятиям типа «различие», «дивергенция» и «фрагментация». Например, представители постструктурализма Д. Харуэй и Д. Райли полагают, что использование категории «женщины» свидетельствует об упрощенном бинарном понимании тендерной стратификации и вуалирует ее реальную сложность. Отметим, что понятие фрагментации не является новым. Признание, того факта, что классы имеют внутренние деления, восходит к эпохе Маркса и Вебера. Однако в настоящее время интерес к изучению природы фрагментации усилился, так как выяснилось, что она принимает разнообразные формы. Выделяют четыре типа фрагментации:

    а) внутреннюю фрагментацию — внутриклассовые деления;

    б) внешнюю фрагментацию, вырастающую из взаимодействия различных динамик различения, например, когда тендерная практика мужчин и женщин различается в зависимости от их возраста, этнической принадлежности и класса;

    в) фрагментацию, вырастающую из процессов социальных изменений, например, вызываемую феминизацией современных трудовых отношений, когда возникает поляризация между молодыми женщинами, имеющими образование и перспективы карьеры, и пожилыми с менее высокой квалификацией, которые такой перспективы не имеют и занимаются по-прежнему низкооплачиваемым простым трудом;

    Г) фрагментацию, которая влечет за собой рост индивидуализма, вырывающего человека из привычной групповой и семейной среды, побуждающего его к большей мобильности и резкому изменению жизненного стиля по сравнению с его родителями.

    Фрагментация предполагает взаимодействие между различными измерениями неравенства. Многие индивиды существуют как бы на пересечении социальных динамик - классовой, тендерной, этнической, возрастной, региональной и др. При этом говорят о многопозиционности таких индивидов, что открывает простор для множества способов социальной идентификации. Именно поэтому, утверждает Бредли, невозможно разработать такую абстрактную всеобщую теорию неравенства.

    В социологии назрела необходимость исследования современных систем социального неравенства и их влияния на жизнь и сознание индивидов. Согласно статистическим данным, на протяжении 1980—1990-х гг. разница в образе жизни богатых и бедных систематически увеличивалась. Например, согласно сообщению Фонда Карнеги, 1/4 всех детей в возрасте до трех лет в США ко времени взросления будет проживать в бедности. Еще больший разрыв в благосостоянии и культуре существует между богатыми и бедными странами. При этом вопреки расхожему мнению неравенство в образе жизни богатых и бедных не сглаживается, а нарастает.

    Признание того факта, что разные виды социального неравенства невозможно объяснить с помощью единой монистической теории, ведет к осознанию сложности реального феномена неравенства и утверждению новой парадигмы в социологии - парадигмы постмодерна2.
    2. Основные типы стратификации и стратификационных систем.

    В основе социальной стратификации лежит социальная дифференциация — разделение людей по группам, соотносимым между собой как по горизонтальной, так и по вертикальной шкале. Наиболее распространенной является социальная стратификация общества на основе таких критериев:

    доход -то количество денег, которое получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени;

    богатство — движимое и недвижимое имущество, а также наличие накопленных доходов в виде денежных сбережений;

    власть — возможность и способность управлять другими людьми;

    престиж — степень уважения в обществе к той или иной профессии.

    Истории известны различные системы социальной стратификации.

    В открытых системах индивидам достаточно просто изменить свой социальный статус. Открытость системы означает возможность для любого члена общества подниматься (опускаться) по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями. В таких системах достигнутый статус значит ничуть не меньше, чем предписанный человеку от рождения. В современном обществе любой индивид независимо от пола и происхождения может ценой больших или меньших усилий существенно повысить свой исходный статус, например, начав с нулевой отметки, стать президентом страны.

    Закрытые системы стратификации, напротив, предполагают безусловный примат приписанного статуса. Здесь индивиду почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения. Такие системы свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом. Например, кастовая система, функционировавшая в Индии до 1950 г., предписывала соблюдать жесткие границы между четырьмя кастами, принадлежность индивидов к которым определялась происхождением. При этом членам каждой касты предписывались строго определенный род занятий, свои ритуалы, система питания, правила обращения друг с другом и с женщиной, образ жизни. Почитание представителей высших каст и презрение к низшим было закреплено в религиозных установлениях и традициях. Случаи перехода из касты в касту были, но как единичные исключения из правил.

    Под системой социальной стратификации принято понимать совокупность способов, поддерживающих в том или ином обществе неравномерность этого распределения. В социологии выделяют четыре основных исторических типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, в которых социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Четвертый тип принадлежит к открытому обществу, где переходы из низших слоев в высшие вполне реальны.

    1. Рабство — форма экономического, социального и юридического закрепощения людей. Это единственная в истории форма социальных отношений, при которой один человек является собственностью другого, лишен всяких прав и свобод.

    2. Кастовая система - стратификационная система, которая предполагает пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этнически-религиозному или экономическому признаку. Своим членством в данной системе человек обязан исключительно рождению. Классическим примером кастовой системы является Индия, где существовала детальная регламентация для каждой касты. Так. согласно канонам данной системы принадлежность к той или иной касте передавалась по наследству, и потому возможности перехода из одной касты в другую были запрещены.

    3. Сословная система — стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за определенной стратой. При этом права и обязанности каждой страты определялись законом и освящались религией. Членство в сословии в основном передавалось по наследству, но в виде исключения могло быть приобретено за деньги или даровано.

    Сословная организация европейского феодального общества подразделялась на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). Барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность осуществлялась не столько между, сколько внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, слоев, профессий.

    4. Классовая система — стратификационная система открытого типа, где в отличие от предшествующих систем закрытого типа принадлежность к классам определяется прежде всего местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также наличием способностей, образования, уровнем получаемых доходов.

    Рассмотренная стратификационная система является общепризнанной, но не единственной классификацией. В реальности все стратификационные системы тесно переплетаются и дополняют друг друга3.
    3. Диалектика социального развития общества.

    Диалектика общественного развития - это диалектика противоречий «живой жизни» людей. Человеческое общество - сложная динамическая система разнообразных материальных и духовных отношений индивидов и социальных групп. В отличие от процессов природы нельзя рассуждать о развитии общества, отвлекаясь от потребностей, ценностных ориентации, воли, разума, чувств людей, характера их практических действий. Ведь история есть не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Объединяясь в большие социальные общности (классы, нации, государства, коллективы и др.) на основе в первую очередь отношений материального производства, люди сами (со всеми своими особенностями) предстают важнейшим фактором объективной диалектики общественного развития. Научное понимание социальных процессов (в том числе и вопроса о противоречиях) требует тем самым изучать людей в их исторических действиях. При рассмотрении социальных процессов нужно непременно учитывать содержание практической деятельности людей, их субъектно-объектные взаимосвязи, соотношение материальных и духовных факторов, сочетание сознательного целеполагания и стихийности, взаимопроникновение классового и общечеловеческого в жизни отдельных индивидов и их сообществ. Человеческие качества существенно модифицируют функционирование всеобщих законов развития. В философском анализе исторических событий и общественных процессов нельзя ограничиваться лишь самыми общими диалектическими представлениями (о противоречиях как единстве и борьбе противоположностей, о переходе противоположностей друг в друга и т.п.). Их надо сопрягать с живыми социальными реалиями: интересами людей, их идеалами, надеждами, сомнениями, верой, знаниями, любовью и ненавистью, добротой и злобой и т.д. Все подобные человеческие качества, страсти и пороки не могут не сказываться на конкретных действиях людей.

    Человек живет в сложном переплетении производственных, политических, познавательных, управленческих, нравственных и иных общественных отношений и социальных действий. В одних случаях он выступает как индивидуальный деятель. Во многие события человек оказывается включенным в составе совокупного субъекта (группы, класса, нации). Практические действия предпринимаются людьми на основе сознательного выбора в конкретных социальных ситуациях. В нынешний период коренных изменений в нашем обществе каждому деятельному субъекту (и прежде всего руководителям любого уровня, бизнесменам, журналистам, актерам, специалистам народного хозяйства, инженерам) приходится работать в мире нарастающих противоречий, учиться овладевать ими, быть постоянно нацеленными на творческий поиск и инновации. В этих условиях особо важно понимать специфику противоречий в обществе4.
    4. Социальная мобильность: типы и виды, современные особенности.

    Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

    Под социальной мобильностью понимается перемещение индивида или группы вверх, вниз или по горизонтали. Социальная мобильность характеризуется направлением, разновидностью и дистанцией социальных перемещений людей в обществе (индивидуально и группами).

    Существуют два основных вида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы.

    Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей мобильности (социальный подъем, движение вверх) и о нисходящей мобильности (социальный спуск, движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — вынужденное.

    Повышение в должности — пример восходящей мобильности индивида, увольнение, понижение в должности — пример нисходящей. Вертикальная мобильность — изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий или наоборот. Скажем, перемещение человека со статуса водопроводчика на должность президента корпорации, как и обратное движение, служит примером вертикальной мобильности.

    Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным. Скажем, человек был сначала водопроводчиком, а затем стал плотником.

    Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером может служить международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

    Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное жительство и получил здесь работу, то это уже миграция.

    Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый господствующий класс уступает свои позиции новому господствующему классу.

    На других основаниях мобильность может классифицироваться, скажем, на стихийную или организованную. Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города России. Организованная мобильность (перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Эти перемещения могут осуществляться: а) с согласия самих людей, б) без их согласия. Примером организованной добровольной мобильности в советское время могут служить перемещения молодежи из разных городов и сел на комсомольские стройки, освоение целинных земель и т.п. Примером организованной недобровольной мобильности может служить репатриация (переселение) чеченцев и ингушей в годы войны с немецким нацизмом.

    От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

    В традиционном обществе число высокостатусных позиций оставалось приблизительно постоянным, поэтому наблюдалась умеренная нисходящая мобильность отпрысков из высокостатусных семей. Для феодального общества характерно очень малое количество вакансий на высокие должности для тех, кто обладал низким статусом. Некоторые социологи считают, что, вероятнее всего, здесь не было восходящей мобильности.

    Индустриальное общество расширило диапазон мобильности. Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Первым решающим фактором социальной мобильности является уровень развития экономики. В периоды экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность. Она усиливается в те периоды, когда люди теряют свою работу и одновременно новые слои выходят на рынок труда. Напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций. Повышенный спрос на работников, которые должны занять их, является основной причиной восходящей мобильности.

    Основная тенденция развития индустриального общества заключается в том, что в нем одновременно увеличиваются богатства и число высокостатусных позиций, что в свою очередь ведет к росту численности среднего класса, ряды которого пополняют выходцы из низших страт.

    Кастовое и сословное общества ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества называются закрытыми.

    Если большинство статусов в обществе являются приписываемыми, или предписанными, то диапазон мобильности в нем намного ниже, чем в обществе, строящемся на индивидуальном достижении. В доиндустриальном обществе восходящая мобильность была невелика, так как юридические законы и традиции практически закрывали крестьянам доступ в сословие землевладельцев. Известна средневековая поговорка: «Однажды крестьянин — навсегда крестьянин».

    В индустриальном обществе, которое социологи относят к типу открытых обществ, прежде всего, ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус. В таком обществе уровень социальной мобильности довольно высок5.

    Трансформация социальной структуры, произошедшая в России, изменила основной критерий неравенства. Решающую роль в формировании стратификационной системы в современной России играют экономические факторы, прежде всего, расслоение по уровню доходов. Социальная структура современного общества неоднородна. Смена структуры не происходит резко, социальная структура по своей сути в переходный период гетерогенна, она включает в себя как субъектов новых экономических отношений, так и носителей уходящей тоталитарной системы хозяйствования. Поэтому существуют значительные различия в доходах и уровне жизни не только в разных отраслях экономики, но и на предприятиях разных форм собственности. Отраслевая стратификация в современном обществе дополняется стратификацией секторов экономики. Кроме того, в современной России, как и в советском обществе, ярко выражена статусная рассогласованность. Традиционные характеристики профессионального статуса, такие как уровень квалификации, должность (на низком и среднем уровне должностной иерархии), уровень образования, не играют определяющей роли в социальной дифференциации.

    Сложившаяся к девяностым годам структура российского общества стала результатом сдвигов в структуре экономики страны. Социальная мобильность в основном носила нисходящий характер, так как уровень доходов в стране резко упал, огромные массы населения остались за чертой бедности.

    В то же время среди отдельных групп населения, в основном номенклатуры, наблюдалась восходящая мобильность, в результате которой формировались высшие слои политической и экономической элиты.

    В настоящее время наблюдается интенсивная восходящая мобильность среди высококлассных специалистов в различных сферах производства, связанная с их профессиональным ростом.

    Начавшийся в 2008 г. всемирный экономический кризис наложил существенный отпечаток наложил существенный отпечаток на мобильность населения РФ. На протяжении десяти последних лет спрос на рабочую силу в России возрастал. Однако ситуация начала меняться летом 2008 года. Экономический рост остановился.

    Осенью 2008 года начались массовые увольнения.

    Сокращения быстро перешли из финансовой, торговой и управленческой сфер в сектор реального производства. Наиболее ощутимые потери во второй части 2008 года понесла строительная отрасль. Пострадала добывающая, обрабатывающая и автомобильная промышленность. Безработных в стране становилось все больше.

    В настоящее время наблюдается обнищание населения; сведены к минимуму гарантии в области труда и занятости; растет дороговизна; дорожает медицинское обслуживание; обостряются противоречия между бедными и богатыми. Очень много граждан нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах в том числе и в социально-медицинских услугах на дому. Многие пожилые люди нуждаются в особой помощи и уходе в последний год жизни. Динамика нуждаемости в социальном обслуживании неуклонно растет. Среди социальных проблем особо актуальной стала проблема занятости. Ее трактовка радикальна отличается от принятой в советской экономике, когда предприятия испытывали постоянный дефицит рабочей силы. При переходе к рыночной экономике и появление избытка трудовых ресурсов государственные службы оказались неготовыми к устранению или уменьшению уровня безработицы. Сейчас социально трудовые проблемы существенно и в основном негативно сказываются на развитии всего государства.

    Не смотря на то, что пик кризиса позади и началось постепенное восстановление экономики, многие структурные проблемы развития общества все еще не решены.

    Большой перспективой для развития социальной защиты населения является разработка демографических программ до 2030 года.

    Находит свое подтверждение и общая закономерность межпоколенной мобильности – молодежь из группы работников физического труда в группу работников умственного труда.

    Внутрипоколенная мобильность носит в основном характер карьерного роста, который теперь в меньшей степени зависит от факторов происхождения, как это было в более стабильном обществе советского периода. В целом женщины мобильнее мужчин, а молодые – мобильнее пожилых. Но мужчины в своей карьере чаще перепрыгивают через несколько ступеней, чем женщины, которые продвигаются постепенно.

    В качестве итога можно выделить следующие факторы, определяющие направления социальной мобильности населения в современной России:

    1. перестройка экономики;

    2. многообразие форм собственности;

    3. распад традиционных институтов социальной мобильности (коммунистическая партия);

    4. кризис системы образования;

    5. миграция между странами бывшего СССР;

    6. формирование «социальных сетей» – информационных взаимосвязей, образующихся в результате взаимообмена социальными ресурсами. Это препятствует увеличению безработицы среди некоторых социальных групп (например, директорский корпус).

    Мобильность в России обуславливается в основном воздействием структурных причин. Например, процессы реструктуризации экономики, рост доли сектора услуг и торговли при одновременном сокращении производственного сектора привели к возникновению значительных потоков мобильности. Группа рабочих в сфере обслуживания и торговли значительно возросла численно, что связано, прежде всего, с увеличением количества продавцов, которые составляют около 45% всех работников сферы обслуживания и торговли в поколении тридцатилетних.

    Несмотря на значительные изменения в социальной структуре, общество остается в значительной степени закрытым. Возможности исследования элитных слоев в рамках массового опроса ограничены, однако мы можем сделать некоторые заключения относительно наиболее успешных групп — руководителей, предпринимателей с относительно высоким уровнем дохода. Формирование этих групп идет в значительной степени за счет детей руководителей и ведущих специалистов. Более всего влияние этой тенденции заметно в группе руководителей фирм малого и среднего бизнеса.

    То есть успешная интеграция в новые экономические и политические структуры в значительной степени зависит от ресурсов, наследуемых от родительской семьи.

    Еще одно подтверждение относительной закрытости современного российского общества — существование наследственной бедности. Низкодоходный слой в современном обществе численно увеличился более чем в 5 раз, в советский период к нему можно отнести только около 7% семей родителей. Но наследование статуса в этой группе максимально (индекс стабильности 0,36), это означает, что в этих группах более 1/3 респондентов сохранили статус своих родителей. Таким образом, наследственная бедность, характерная для западных обществ, существует и в России и воспроизводится несмотря на модификацию структуры6.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта