Зачет социология. Социология Примерные вопросы к зачету Оглавление Становление и основные этапы развития социологии как науки стр. 3
Скачать 0.58 Mb.
|
Социальная революция – это процесс коренной насильственной ломки существующего социального порядка в обществе. Как правило, она связана с захватом политической власти в государстве, опираясь на которую осуществляются преобразования в сфере экономики, политики, права и культуры. Так, Великая французская революция 1789 г. на начальном этапе затронула именно вопрос власти и смены политического режима. Процесс социальных преобразований во французском обществе занял почти все последующее столетие, свидетельством чего стала череда революционных потрясений. Основная граница между реформами и революционным путем пролегает через их отношение к использованию насилия как способа социальных изменений. Следование насильственным методам в первом случае является скорее исключением, чем правилом. Их применение может быть вызвано чисто ситуационными моментами. Наоборот, всякая революция начинается с насильственного акта захвата власти и в дальнейшем использует его как основной инструмент проведения своей политики (примерами такого рода выступает якобинский террор 1789–1793 гг. или красный террор во время гражданской войны в России). Как показывает исторический опыт, насилие из средства чаще всего превращается в самоцель, порождая массовые преследования и репрессии по отношению к ни в чем не повинным гражданам (именно таков был ход развития большинства революций в XX столетии). 24. Социальная напряженность и социальный конфликт. Социальная напряженность — эго массовый адаптационный синдром к социальным изменениям, связанный со снижением уровня и качества жизни различных категорий населения. В основе социальной напряженности лежит неадаптированность большей части общества к возникшим трудностям. Социальная напряженность проявляется на различных уровнях. Прежде всего она возникает на самом низшем — физиологическом уровне, когда физиологические потребности (в привычной пище, одежде, жилье) невозможно удовлетворить из-за роста цен, отсутствия на рынке достаточного количества товаров, услуг. Следующий уровень составляют неудовлетворенные потребности в безопасности, так как человек чувствует себя незащищенным, живет в страхе, что может потерять работу, кроме того активизируются криминальные элементы. Далее следуют социальные потребности (в любви, уважении, проявлении нежности, признании в обществе и коллективе, достижении успеха), познавательные потребности (в получении новых знаний, исследовании неизвестного) и эстетические (потребность в красоте, тяга к прекрасному), потребности в самоактуализации и самореализации (реализации творческого потенциала личности с целью жить за свой счет, а не за счет других и по возможности дарить людям результаты своего творчества). Все эти потребности частично или в большей степени невозможно удовлетворить в условиях социальной напряженности. В основе любого конфликта лежит порождаемая обстоятельствами неудовлетворенность субъектов. Именно неудовлетворенность является точкой отсчета любого конфликта. Социальная напряженность может возникнуть стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или может быть специально созданной и умышленно нагнетаться и развиваться. Социальная напряженность характеризуется: — ростом недовольства политикой государства; — недоверием к властям; — экономическим спадом; — высоким уровнем тревожности и конфликтности среди населения; — увеличением депрессивных состояний. — ухудшением демографической ситуации; — ухудшением криминогенной ситуации в государстве; — увеличением степени недовольства населения; — усилением негативных явлений (алкоголизм, наркомания, проституция, воровство и т.д.). Социальная напряженность выполняет две основные функции: 1) деструктивную — разрушает отношения между государствами и людьми, экономические связи; дестабилизирует экономику, социальные отношения и т.д.; 2) конструктивную — повышает мотивацию на преодоление трудностей; мобилизует экономические, политические, человеческие ресурсы. В качестве основной объективной причины социальной напряженности является кризис в экономике, власти и общества в целом, который связан с внешними (состояние мировой экономики, экологии, международная безопасность) и внутренними ля характеристики социальной напряженности используют понятия «качество жизни», «уровень жизни». Качество жизни — это интегративный показатель, который характеризует степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. К основным характеристикам качества жизни населения относятся: доходы населения; качество питания (калорийность, состав продуктов); качество и модность одежды; комфорт места проживания; качество здравоохранения; качество социальных услуг; качество образования; качество культуры; качество сферы обслуживания; качество окружающей среды, структура досуга; демографические тенденции; безопасность. Большинство людей постоянно стремится к улучшению качества жизни, для этого они получают хорошее образование, работают, стремятся к продвижению по карьерной лестнице, прилагают усилия для повышения своего социального статуса. Уровень жизни — представляет собой экономическую категорию, характеризующую обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами. Это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей. В качестве основной комплексной характеристики уровня жизни населения в мировой практике используется индекс человеческого развития (ИЧР), исчисляемый как интегральный трех составляющих: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни при рождении, достигнутого уровня образования. Для сравнения уровня жизни в разных странах применяются следующие показатели: объем валового внутреннего продукта на душу населения; индекс потребительских цен; структура потребления; коэффициент смертности; коэффициент рождаемости; ожидаемая продолжительность жизни при рождении; уровень младенческой смерти. На развитие социальной напряженности значительное влияние оказывают средства массовой информации. Газеты, журналы, телевидение, Интернет заполнены негативной информацией, криминальными новостями, демонстрацией насилия, безнравственности, безнаказанности и т.д. На телеэкранах и в Интернете много информации низкого интеллектуального, этического и эстетического качества, что негативно сказывается на психическом состоянии людей и усиливает чувство дискомфорта. Динамика социальной напряженности зависит от того, каков механизм ее возникновения — стихийный или целенаправленный. В случае непроизвольного развития социальной напряженности резкие эмоциональные проявления сменяются депрессивными состояниями, гак как срабатывают защитные функции организма. Человек пытается смириться с данной ситуацией, утрачивает социальную сопротивляемость. Люди находятся в состоянии ступора. Они практически не хотят и не участвуют в общественной жизни, не ходят на выборы, не поддерживают никакие движения, партии, т.е. народ «безмолствует». Если социальная напряженность возникает в силу определенных социально-экономических причин, реформ, преобразований, то недовольство, непонимание, тревога и страх потерять работу сменяются погружением в работу, либо в семью, либо в религию. Наблюдаются ситуации, когда власти целенаправленно пытаются перенаправить недовольство или переключить внимание на другие менее значимые проблемы. Для этого специально создаются очаги социальной напряженности, а иногда и разворачиваются военные действия. Последствия социальной напряженности: — снижение рождаемости и уменьшение продолжительности жизни; — повышение уровня смертности; — увеличение у людей негативных психологических состояний: тревоги, агрессии, недовольства, конфликтности, депрессии, панических настроений, увлечения магией; — гражданское неповиновение, голодовки, митинги, демонстрации, забастовки и т.д.; — недоверие к властям. Социальный конфликт можно определить как противоборство (столкновение) сторон (двух и более), обусловленное противоположностью (несовместимостью) их целей, интересов, ценностей. Если "игра по правилам" является характеристикой противоборства в условиях соревнования (конкуренции), то содержание конфликтного противоборства принято раскрывать через термины "блокада" и "устранение".
Конечно, игру "без правил" или "не по правилам" как признак конфликта не надо абсолютизировать. Конфликт может вестись по правилам. Например, юридические конфликты институционализированы законом, юридической процедурой; научная дискуссия при защите диссертации осуществляется по правилам этикета и в рамках принятой процедуры; дуэль враждебно настроенных спорщиков происходит по соответствующим правилам; бросание жребия тоже есть один из способов урегулирования конфликтных ситуаций по некоторым правилам. Таким образом, и соревнование, и конкуренция отличны от конфликта, но надо иметь в виду, что при определенных обстоятельствах они могут перерасти в конфликт. Структура конфликта представляет собой совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих взаимосвязанную систему. Она может быть описана несложной формулой К = КС + Ст (Уч) + Инц, где К – конфликт; КС – конфликтная ситуация; Ст (Уч) – стороны (участники) конфликта; Инц – инцидент. Таким образом, для возникновения конфликта (К) нужны три условия: 1) соответствующая конфликтная ситуация (КС); 2) наличие сторон (Ст), или ее участников (Уч), – субъектов конфликтных действий; 3) те или иные обстоятельства или действия одной (двух, многих) сторон, которые направлены на нанесение ущерба в любой форме оппоненту, выступающие в роли "спускового механизма" конфликта (Инц). Конфликтная ситуация составляет объективную основу конфликта, фиксирующую возникновение и наличие противоречий в интересах, целях, ценностях сторон. Классификация конфликтов
В реальной жизни конфликты проявляются во многих формах, например таких, как война, саботаж, забастовка, голодовка, публичная компрометация, революция (политический переворот), бойкот, торговая война, драка, убийство, терроризм, судебное (внесудебное) разбирательство и т.д. 25. Формирование мировой системы и процессы глобализации. Глобализация (от лат. globus – шар) – процесс перемен в масштабе всей планеты, ведущий к установлению всеобщей взаимозависимости и способствующий интеграции человечества в единое целое. Наиболее очевидным результатом глобализации оказывается формирование мировой системы (мирового сообщества). Вероятно, одной из первых попыток осмыслить нечто новое, возникающее в отношениях между странами, народами и культурами, можно считать работу В. И. Ленина "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916). Основной акцент автор делает на том, что экономика капитализма на рубеже XIX–XX веков достигает в своем развитии такой стадии, когда происходит ее интернационализация. В эпоху империализма экономическая жизнь в масштабе планеты становится единым целым, вызывая также соответствующие перемены в политическом строе и культуре большинства стран. В 1960–1980-е гг. вопрос глобализации был поднят мировым сообществом в связи с обострением так называемых глобальных проблем современности (экологической, демографической, продовольственной, энергетической и др.). Их разработкой занялись ученые, которые в 1970–1980-с гг. объединились в так называемый Римский клуб (А. Печчеи, Д. Медоуз, М. Месарович, Э. Пестель и др.). В своих докладах они сформулировали ряд прогнозов о потенциальной опасности тенденций общепланетарного уровня, с которыми человечеству предстоит столкнуться в скором будущем. В настоящее время существует ряд концепций глобализации (У. Бек, И. Валлерстайн, Э. Гидденс, Р. Робертсон, М. Уотерс и др.). Хотя подходы разных авторов в трактовке происходящих процессов достаточно неоднозначны, тем не менее можно выделить некоторые общие черты. 1. Благодаря развитию новейших технологий мир опутан сетью транспортных и информационных коммуникаций. Наиболее явным выражением этого выступает Интернет. Обыденной нормой даже в слаборазвитых странах становится пользование сотовой связью. Никого уже не удивляет, что десятки миллионов людей неоднократно в течение жизни совершают авиаперемещения по всему миру. При наличии свободного доступа к коммуникации современный человек впервые начинает ощущать себя гражданином мира. 2. Усиливается взаимозависимость стран и сообществ применительно к самым разным сферам жизни. Так, начавшийся в 2008 г. ипотечный кризис в США в течение короткого времени приобрел глобальный характер, захватив область банковского дела и финансов, различные отрасли промышленности и деловой активности в подавляющем большинстве стран, включая Россию. Известно, насколько популярны в мире доступные сотням миллионов телезрителей прямые трансляции спортивных соревнований (чемпионат мира по футболу, олимпиада) или шоу типа "Мисс Мира", финал конкурса "Евровидения" и др. Трагические события 11 сентября 2001 г., связанные с террористической атакой на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, имели глобальные последствия для всей мировой политики, привели к изменению национального и международного уголовного законодательства, ужесточению мер в сфере контроля над информацией и миграционными процессами. 3. Получают распространение и начинают играть все большую роль в жизни мирового сообщества наднациональные организации. Среди них можно выделить: 1) международные организации, созданные при участии правительств разных государств, такие как Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКО, Всемирная торговая организация или Европейский суд по правам человека в Страсбурге. По согласию сторон они наделяются соответствующими полномочиями, а их решения нередко носят обязательный характер; 2) транснациональные финансовые и промышленные структуры (Coca-Cola, McDonald's, Boeing Company и др.); 3) возникшие на базе и внутри новых социальных движений общественные организации гуманитарной, антивоенной, экологической направленности ("Гринпис", "Эмнисти Интернэшнл"). 4. Появление таких групп профессионалов, деятельность которых не привязана к какому-либо конкретному месту. Наряду с традиционно ведущими мобильный образ жизни дипломатами и журналистами к ним сегодня присоединяются бизнесмены, менеджеры, финансисты, представители науки и образования, множества других профессий, вынужденные но роду деятельности передвигаться не только внутри страны, но и совершать международные перемещения. Между тем сегодня все большее число исследователей указывает на негативные последствия глобализации и присущие ей внутренние противоречия. В литературе отмечается, что развитие процессов глобализации сопровождается как углублением существующих, так и появлением проблем и противоречий принципиально нового свойства. В частности, глобализация нередко воспринимается как рост американского влияния на сферы производства, сбыта, потребления. Если учесть, что США владеют почти 50% мирового рынка во многих отраслях промышленности и двумя третями мирового бизнеса рекламы и маркетинга, то совсем неудивительно, что повсеместно наблюдается рост антиамериканских настроений. Сверх того, глобализация все более приобретает черты информационной войны, резко усиливает разрыв возможностей между богатыми и бедными странами. Так, если в 1998 г. на долю развитых стран, в которых проживает 15% населения Земли, приходилось 88% пользователей Интернета в мире, то, например, в Южной Азии, где проживает около 20% населения мира, доля пользователей Интернета составляла менее 1%. В результате возникают новые невидимые границы, но одну сторону которых находятся люди, обладающие достатком и хорошим образованием, что дает им доступ к наиболее современным средствам информации, а по другую – те, кто лишен доступа к Интернету и вынужден пользоваться прежними системами коммуникаций и вследствие этого получать устаревшую информацию. Процессы глобализации вызывают сегодня не только теоретическую критику, но и заметные общественные протесты. Возникло даже движение антиглобалистов, в рамках которого представлены леди с разными взглядами, но явно выраженным левым уклоном. Под лозунгами достижения глобальной справедливости объединились, например, защитники окружающей среды и противники захоронения ядерных отходов на территории слаборазвитых стран. Наиболее яростным нападкам подвергается деятельность Всемирной торговой организации (ВТО), Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ), которые, по мнению антиглобалистов, действуют исключительно в интересах экономически наиболее продвинутых государств, увеличивая таким путем их отрыв от слаборазвитых стран. Существующее международное разделение труда, считают они, ведет к тому, что "сильные" в экономическом отношении государства наращивают свой потенциал за счет эксплуатации дешевого сырья и энергоресурсов, производимых "слабыми" государствами. Объектом критики выступают также разного рода нарушения прав человека, включая сокрытие информации о генномодифицированных продуктах. Выступления антиглобалистов, в которых принимают участие десятки тысяч человек, как правило, принимают форму массовых беспорядков. Американский социолог и политолог Самюэль Хантингтон (1927–2008) в своей ставшей широко известной в 1990-е гг. книге "Столкновение цивилизаций?" (1993) обращает внимание на проблему конфликта ценностей, принадлежащих различным культурам. Согласно его концепции, на смену прежнему противостоянию двух мировых систем идет разлом человечества по линии различных цивилизаций. Он пишет: "Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей". Эти ценности несравнимо более устойчивы, нежели экономическая или политическая система, они пережили не одно тысячелетие своей истории. Между тем, глобализация ведет к усилению процессов мобильности, в результате чего происходит перемещение массы людей из одних стран и даже континентов в другие. Образуется новая социальная реальность, в рамках которой как представители коренного населения, так и переселенцы и особенно их потомки сталкиваются с необходимостью новой идентификации и самоидентификации. Опыт молодежных волнений в пригородах Парижа и других французских городов (2006), когда подростки из "цветных" кварталов жгли автомашины и забрасывали камнями полицейских, свидетельствует, что вопросы культурных, религиозных и этнических различий и их совместимости обретают все более значимый характер. Необходимо отметить, что конфликты, обусловленные культурными, религиозными и этническими различиями, нередко оказываются более острыми, нежели разрыв в уровнях экономического развития или политическом устройстве. Одним из противоречивых следствий развития глобализации оказывается тенденция к сегментации (от лат. segmentum – отрезок), которая проявляется в форме попыток правительств отдельных стран защитить свою экономическую систему, государственный суверенитет или политический режим, своеобразие социальной жизни и культуры от воздействия глобализации, которая объективно ведет к снятию всех границ. Такого рода тенденция может действовать как в отдельных сферах жизни общества (недопущение отправления христианского культа и распространения соответствующей атрибутики в Саудовской Аравии), так и воплощаться в целенаправленную политику возрождения традиционных ценностей (например, османизация как противовес распространению ценностей европейской светской культуры в современной Турции). При определенных условиях сегментация принимает форму всеобъемлющей изоляции, что присуще сообществам закрытого типа (бывший СССР, Северная Корея, Мьянма и др.). Результатом сегментации оказывается относительно автономное существование сообществ, различающихся не только уровнем развития, но и своими цивилизационными характеристиками. Сегодня все большее признание получает идея Хантингтона о том, что "столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики". Однако ученые указывают и на латентную опасность, которую представляет для демократической постиндустриальной цивилизации ее взаимодействие с традиционными социальными системами, где еще не сложилось подлинно гражданское общество. Подобная опасность обусловлена рядом обстоятельств. Большинство жителей планеты уже проживают в развивающихся странах, на долю которых к тому же приходится 97% прогнозируемого прироста населения. Подавляющая часть развивающихся стран представляет собой сообщества традиционного типа. Вопреки западному влиянию в структуре их социальных связей доминирующую роль играют семейственность, кумовство, коррумпированность, местничество, что делает невозможными ни подлинно демократический режим, ни полноценное гражданское общество. Усиливающаяся иммиграция из стран "третьего мира" в страны "первого мира" ведет к формированию принципиально нового этнического, конфессионального и расового облика западного социума. Иммигранты с периферии на новом месте жительства образуют, как правило, замкнутые сообщества (сегменты), где воспроизводят традиционные для них отношения. Эти люди не стремятся интегрироваться в структуры гражданского общества, поскольку привычный для них уклад жизни обеспечивается их принадлежностью к родственной малой группе. Отсюда их невосприимчивость и даже потенциальная враждебность к началам индивидуализма и либерализма. Результатом дальнейшего развития отмеченной тенденции может стать неконтролируемая экспансия незападных социальных структур в постиндустриальный мир и последующая деградация западных обществ. |