Зачет социология. Социология Примерные вопросы к зачету Оглавление Становление и основные этапы развития социологии как науки стр. 3
Скачать 0.58 Mb.
|
21. Культура: сущность, структура, формы. Этимологически термин "культура" восходит к латинскому глаголу colere, имеющему два значения – почитать и возделывать. Оба они сохранились в современном русском языке в однокоренных образованиях "культ" и "культивировать", оба присутствуют в понятии "культура". В самом общем смысле культура – это результат деятельности человека. В русскую лексику данный термин вошел в XIX веке. В современной социологии культура выступает как одно из фундаментальных понятий. Оно так же важно для анализа социальной жизни, как гравитация для физики или эволюция для биологии. Понятие "культура" многозначно: трудно перечислить даже наиболее распространенные в социологии определения культуры как социального явления, а есть еще дефиниции философские, антропологические, этнографические, культурологические. Поэтому воспользуемся советом польского социолога Яна Щепаньского и очертим "поле культуры", представим наиболее значимые характеристики культуры. Культура выражает содержание социальной жизни людей, т.е. их взаимодействия, взаимоотношения; характеризует их содержательное наполнение. Одни и те же связи, отношения, процессы могут иметь неодинаковые формы, выражаться в разных стереотипах поведения. Так, гостеприимство свойственно всем народам, но формы его проявления разные. На Руси, например, гостя усаживали на почетное "красное" место, угощали самым вкусным куском, а в африканском племени в знак уважения ему преподносили пищу, разжеванную женами вождя. Культурные феномены искусственны, ибо культура охватывает то, что не встречается в природе, что создается деятельностью людей и их отношениями, будь то орудие труда или правила поведения, миф или конституция. Культура включает в себя вещи, образцы человеческих отношений, регуляторы социального взаимодействия. Вещи – это физические искусственные объекты: строения, предметы быта, техника (материальная культура). Образцы человеческих отношений представляют собой относительно устойчивые, повторяющиеся, разделяемые членами общества модели, схемы восприятия действительности, мышления, поведения, действия и его результатов. Они могут иметь общесоциальные черты (ритуал вступления в высшую государственную должность), характеризовать группу (молодежный сленг), быть специфичными для региона (преобладающий тип хозяйственной деятельности). Культурные образцы носят характер реальных действий хозяйственной деятельности (технология), ее продуктов (вещи), воображаемых представлений (идеалы, плоды фантазий), символических объектов, замещающих объекты реальные или воображаемые (словесные, жестовые, иконические). Регуляторы социального взаимодействия – это нормы и ценности. Социокультурные нормы ограничивают, структурируют и определяют активность людей в процессе социального взаимодействия; придают ей обязательный характер. Культурные ценности обусловливают спектр возможных предпочтений и выборов в сферах вещей, представлений, отношений, действий. Таким образом, культура есть созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, включающая в себя механизмы регулирования социального взаимодействия и поведения. В самом широком смысле – это все то, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества. Культура пронизывает все области социальной жизни, что позволяет говорить о политической, управленческой, правовой, экономической культуре. Данное понятие входит в поле зрения этнографии, археологии, истории культуры, культурологии, каждая из которых исследует свой аспект культуры. Социологию культура интересует с точки зрения ее роли в жизни общества, как фактор его интеграции, система средств, с помощью которых организуется и упорядочивается совместная жизнь людей. Со времен Э. Дюркгейма социология рассматривает культуру как систему идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения людей. По мнению П. А. Сорокина, нормы, ценности, значения – это основные качества общества как социокультурной системы. Устойчивые культурные образования (идеалы, ценности, нормы, представления) определяют поведение человека в социуме. Люди соотносят с ними проблемные ситуации своей обыденной жизни, профессиональной деятельности; они задают границы и ориентиры социального взаимодействия и его содержание. Культура определяет поведение и деятельность социальных групп, общностей, отдельных индивидов, их образ жизни. В разных обществах образ мыслей и образ действий могут существенно различаться. Например, система поощрений (как определенная норма) присутствует в любом обществе, но везде она имеет свое наполнение. У россиян и англичан преобладают и ценятся поощрения от центральных вышестоящих органов, у американцев – от отдельных учреждений, сообществ профессионалов. Культура воплощается в устойчивых образцах поведения, ценностях и нормах. Только постоянно действующие или долговременные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регуляции определяют образ жизни, характер социальных групп, слоев, обществ, личностей. С социологической точки зрения культура – важный элемент регуляции общественной жизни. Она существует в практически-действенном виде, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т.е. различных слоев, групп, индивидов. На уровне общества смысловые комплексы, идеи, представления воздействуют на процессы группообразования, институционализацию, проявляются в стратификации, влияют на социальные движения. Так социальная стратификация (см. гл. 8) обусловлена не только разделением труда, социальной дифференциацией; это еще и результат господствующей в обществе системы ценности и культурных стандартов, которые определяют значимость какой-либо деятельности. Культура как социальное явление полифункциональна. В любом обществе она выполняет ряд функций независимо от своего содержательного разнообразия. Социологический подход позволяет выделить следующие функции культуры: регулятивную – культура упорядочивает, организует поведение членов общества, задает образцы выполнения действий, служит средством социального контроля; интегративную – культура дает людям осознание принадлежности к одному сообществу, создает чувство единства, идентичности, консолидирует членов группы или общества; социализирующую – через культуру индивиду передается коллективный опыт. Вне культуры невозможно формирование личности. Культура обеспечивает ее приобщение к ценностям, нормам, социальным образцам. Процесс научения и обучения культуре называется инкультурацией. Структура культуры (лат. structura) — термин употребляется в культурологии для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты. Структура включает в себя систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию, сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того, в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая, городская, профессиональная и др., духовная и материальная и др. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие более дробные. Социальная культура: 1. Хозяйственная культура 2. Правовая культура 3. Политическая культура Культура познания мира: 1. Научная культура 2. Религиозная культура 3. Художественная культура Культура коммуникаций: 1. Культура СМИ 2. Информационная культура 3. Культура образования Культура реабилитации: 1. Сексуальная культура 2. Культура физического развития 3. Медицинская культура 4. Культура отдыха, релаксации. Типология культур: по отношению к религии 1. Религиозные 2. Светские - религиозная принадлежность - этническая культура - принадлежность к историческому типу общества - хозяйственный уклад - сфера деятельности - связь с территорией 1. Сельская 2. Городская - по уровню мастерства Формы культуры: 1. Народная культура 2. Массовая культура 3. Элитарная культура 4. Субкультура и контркультура 22. Социальная коммуникация. Коммуникация – в широком смысле процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. Социологическое направление изучает коммуникабельность информационных средств межличностных, межгрупповых, международных общений. В настоящее время понятие «коммуникация» имеет три основных интерпретации. Во-первых, представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира, т.е. как определенная структура. Во-вторых – это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией. В-третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты. Отличие социальной коммуникации – большая часть коммуникативной компетентности достигается благодаря социализации. Социальная коммуникация – осознанно/ неосознанно, с намерением/ без намерения процесс, в котором происходит передача вербальных/невербальных сообщений на межличностном/социальном уровне (Берко Вульвин) Это социо-культурное взаимодействие между людьми с помощью знаков, размещенных в презентационных, репрезентационных и электронно-механических носителях. (Яковлев) Контекст – определённые условия, в которых происходит коммуникация: -явный (эксплицитный) -скрытый (имплицитный) +Установки, убеждения, намерения человека в процессе коммуникации Барьеры, шумы – это определенные факторы, которые усложняют процесс коммуникации и искажают, делают полностью недоступным сообщение. -физические -технические (акустика помещения и т.п.) -человеческие (биологические –человек говорит тихо; семантические; организационные – плохо организованная речь; психол-ие; социальные) Классификация коммуникаций: По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц: 1) массовая (на уровне социетальной системы); 2) среднего уровня (ограниченная в масштабах социальных групп и организаций – внутриорганизационные коммуникации); 3) локальная (внутрисемейная, триадная и др.); 4) внутригрупповая (взаимодействие не выходит за рамки определенной группы); 5) межгрупповая (между различными группами или большой группы с ее достаточно самостоятельными подгруппами). По отношению к каждому из внешних субъектов межгрупповых взаимосвязей коммуникации носят внешний характер — внешние коммуникации, межличностную (между отдельными людьми — диадные), внутриличностные (общение с самим собой). 6) а также региональная, национальная, международная, глобальная. По способу установления и поддержания контакта: 1) непосредственные (прямые) - осуществляемые напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (например, беседа, публичное выступление). 2) опосредованные (дистанционные) - взаимодействие, осуществляемое через посредника или с помощью различных средств коммуникации (средства массовой информации и рекламы) и технических средств (рупор, громкоговоритель, телефон, радио, видеосвязь, компьютерные коммуникационные сети локального или глобального характера). По инициативности коммуникаторов: 1) активные – все коммуниканты, участвующие в коммуникационном процессе, инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями; 2) пассивные – коммуникатор воздействует на рецепиента, который не реагирует на послания. По степени организованности: 1) случайные – стихийные, происходит незапланированный обмен информацией; 2) неслучайные – организованные. По направлению потока информации: 1) горизонтальные – осуществляются между членами группы, имеющими равный ранг или между равнозначными группами 2) вертикальные 3) диагональные (начальники и подчиненные из разных отедлов): - нисходящие – коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому; - восходящие – от более высокого к более низкому уровню. По используемым знаковым системам: 1) вербальные 2) невербальные По уровню различают виды коммуникации: 1) Интраперсональная коммуникация изучает "разговоры с самим собой", процессы обработки информации индивидом. Интерперсональная коммуникация исследует межличностное взаимодействие, включая параязыки, такие, например, как взаимное расположение в пространстве или "язык тела" (см.). 2) Межличностная коммуникация - коммуникация, в которой участвуют двое коммуникантов. 3) Групповая коммуникация занимается исследованиями групповой динамики; к ним относятся и исследования институциональной (организационной) коммуникации. 4) Массовая коммуникация имеет дело с сообщениями, направляемыми массовой аудитории через средства массовой информации, часто с политическими или коммерческими целями. 5) Пятый, в последние годы особенно быстро развивающийся, вид коммуникации изучает обмен сообщениями с объектами, не являющимися людьми, в первую очередь, с машинами, компьютерами, высокими технологиями, например, компьютерными играми или банкоматами. Стадии коммуникационного процесса: 1. намерение 2. формирование сообщения 3. выбор канала передачи 4. отправка сообщения 5. получение и расшифровка 6. ответная реакция Типы коммуникационных моделей, которыми опр-ся обратная связь: 1) линейная (предп-т односторонний процесс без планирования обратной связи) 2) интеравктивная (устан-ие одноразовой обратной связи) 3) трансакционная (устойч. обр. связь) 23. Социальные изменения, революции, реформы и социальный прогресс. Социальные изменения – это переход социальных систем и подсистем, образующих их общностей, групп и институтов из одного состояния в другое. Такого рода изменения выступают результатом взаимодействия системы со средой и сопровождаются возникновением в ней новых структур и характеристик. Социальные изменения объективны, однако отношение к ним различных социальных сил, их оценка всегда субъективны, отражают позиции различных групп, классов и слоев общества. В зависимости от направленности, которую приобретают изменения, выделяют прогресс, регресс и застой. Прогресс – это процесс социальных изменений, имеющий своим результатом усложнение внутренней структуры социальной системы и повышение уровня ее организации. Концепция социального прогресса является продуктом эпохи европейского Просвещения (XVII–XVIII веков), наиболее выдающиеся представители которого (Вольтер, Гердер, Дидро и др.) верили в созидательную силу человеческого разума и его способность преобразовать общество на началах гуманности. Регресс – социальные изменения в системе, сопровождающиеся понижением уровня организации, постепенной деградацией и распадом образующих ее структур. В советское время в рамках исторического материализма утверждалась мысль об общей восходящей направленности человеческой истории. В соответствии с этим подходом общественное развитие осуществляется посредством перехода от одной формации к другой, обладающей более высокими качественными характеристиками. В своем развитии каждая из формаций знает периоды подъема (прогресс) и упадка (регресс), ведущие ее к закономерной смене другим, более передовым общественным устройством. Исключение в рамках этой схемы составляет коммунизм, который, по мысли классиков исторического материализма, должен был представлять одно сплошное восходящее движение. В рамках концепции постиндустриального общества идея социального прогресса нашла дополнительный аргумент в свою пользу. Ее основу в данном случае составляет представление о всеобъемлющем значении технологических изменений для перестройки всей системы социальных связей в обществе и в первую очередь его структуры. Сторонники рассматриваемого направления, именуемого в социологии технологическим детерминизмом, апеллируют к процессам, которые происходят в современном обществе под влиянием бурного роста информационных технологий. Они обоснованно указывают на трансформацию отношений собственности, эволюцию социальных институтов (армии, образования, семьи и т.п.), механизмов управления во всех сферах жизни общества и делают вывод об универсальности социального прогресса и локальности регресса в ней. Застой – специфическая форма бытия социальной системы, связанная с ее неспособностью реагировать на изменения, которые происходят в окружающей среде. Такая ситуация сложилась в царской России на рубеже XIX–XX веков. Реформы, начатые П. А. Столыпиным, не были завершены, в результате произошли события 1917 г. и последующих лет. Если система не может адаптироваться к изменениям в среде, т.е. перестроить свою внутреннюю структуру, то начинается ее дисфункция, которая с течением времени приводит систему к распаду. Примером могут служить застойные явления в жизни советского общества в 1960–1980-е гг. Последовавшая за ними перестройка уже не смогла принципиально изменить ситуацию. Реформа – это процесс постепенного преобразования социальной структуры общества (групповой, институциональной и ценностно-нормативной), ведущий к ее внутреннему обновлению в соответствии с требованиями среды. Реформы могут затрагивать как отдельные стороны и сферы жизни общества, так и иметь всеобъемлющий характер. Значимую роль играет наличие воли у субъекта, осуществляющего реформы, его решимость не останавливаться и идти до конца. Примерами таких преобразований в отечественной истории являются реформы Петра I и Александра II, много сделавших для переустройства государственных и общественных структур России. Применительно к зарубежным странам можно назвать осуществленный американцами план денацификации Германии и демилитаризации (разоружения) Японии после окончания Второй мировой войны, а также объединение ФРГ и Восточной Германии в 1990-е гг. Результатом всех этих реформ стало постепенное (эволюционное) преобразование существовавших структур политической власти, отношений собственности, сферы культуры и идеологии и формирование принципиально новых социальных систем. Конфликтологическое направление в версии, представленной в учении о классовой борьбе К. Маркса и Ф. Энгельса, основной акцент делало на радикальные общественные преобразования. В противоположность представителям эволюционного подхода марксисты с самого начала усматривали задачу социологии в том, чтобы вскрыть социальные противоречия и антагонизмы в развитии общества. Использование этих противоречий должно было, по их мысли, способствовать развертыванию классовой борьбы пролетариата, доведению ее до победы социальной (социалистической) революции. |