Главная страница
Навигация по странице:

  • Понимающая социология М. Вебера

  • Развитие американской социологии

  • Современная социологическая теория: основные школы

  • Теории социального обмена. Джордж Хоманс

  • Феноменологическая социология

  • От современной к постсовременной социологической теории Структуализм

  • Постмодернистская социальная теория и социологическая теория

  • Зачет социология. Социология Примерные вопросы к зачету Оглавление Становление и основные этапы развития социологии как науки стр. 3


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеСоциология Примерные вопросы к зачету Оглавление Становление и основные этапы развития социологии как науки стр. 3
    Дата17.06.2022
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗачет социология.docx
    ТипДокументы
    #599777
    страница2 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Теория социального реализма и научный метод в социологии Э. Дюркгейма

    Как продолжатель позитивистской традиции в социологии, Дюркгейм основывался на данных естественных наук, утверждая принципы эмпирической обоснованности, точности и доказательности теоретических положений. К числу основных условий, необходимых для формирования социологии в самостоятельную науку, Дюркгейм выделял наличие особого предмета и соответствующего метода. Этим предметом является согласно Дюркгейму, особая реальность - социальная, основу которой составляют социальные факты, не сводимые ни к физическим, ни к психологическим и т.п. обладающими собственными характеристиками, которыми не занималась ни одна из существующих наук. Основные признаки социальных фактов их объективное, независимое от индивида существование и способность воздействовать на индивида. Следовательно, действия индивидов в обществе определяются не личностными причинами и психологическими факторами, а целой совокупностью социальных факторов определяющих поведение индивида.

    Признание независимо от субъекта существование социальных фактов и рассмотрение их в качестве «вещей», которые необходимо исследовать объективными методами означало по Дюркгейму, следование принципам точных, естественных наук. В работе «Метод социологии» Дюркгейм выделил, что основная цель состоит в том, распространить строго научное, рациональное объяснения общественной жизни, человеческого поведения.

    Дюркгейм расширил понимание социологии как науки и социальных фактах, под которыми подразумевались экономические, идеологические, моральные, религиозные, политические и другие идеи, ценности, нормы, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющих их действовать в соответствии с установленными ценностями, нормами и идеями. Таким образом, в основе социальных фактов лежат идеи и духовные ценности, которые опредмечиваются в повседневной жизни и являются источником социальной эволюции. Речь идет об идеях и духовных ценностях как проявлениях коллективного сознания.

    По мнению, Дюркгейма у социальных фактов единая сущностная природа суть которого, составляет коллективное сознание, осуществляющееся через социальные институты. По этому поводу Дюркгейм писал, что социальные явления как общее и существенное в поведении людей реализуется там, где есть организация.

    Понимающая социология М. Вебера

    По мнению Вебера, предметной областью социологического знания является, прежде всего, социальное поведение и социальная деятельность индивидов и социальных групп. Но далеко не всякое деятельность и поведение является предметом исследования социологии, а лишь те действия, которые осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, ориентированы на других индивидов, влияющих на них и испытывающих ответную реакцию. Так, по мнению Вебера, действие, направленное на ответную реакцию не со стороны других индивидов, не может рассматриваться как социальное.

    Под социальным действием Вебер предлагает понимать систему сознательного, осмысленного взаимодействия, которые образуют предмет понимающей социологии, исследующей внутренне ориентированные действия индивидов. Задача социолога состоит в том, чтобы разобраться не только в содержании определенных социальных действиях, но и определить их возможные воздействия на других людей.

    Вебер полагает, что объяснение и понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов возможно как рациональным путем, т.е. опосредовано через систему научных понятий, так и непосредственно на эмоциональном, чувственном уровне, путем сопереживания, вживания во внутренний мир индивида. Оба уровня познания общественной жизни людей имеют значения. Но наиболее существенное значение имеет по Веберу рациональное, логическое объяснение социальных явлений, их осмысление на уровне науки. Понимание социальных процессов на уровне чувственного познания Вебер рассматривал как вспомогательный метод.

    Центральное методологическое понятие Вебера – понятие идеального типа это некая своеобразная идеальная модель того, что наиболее полно отвечает интересам индивида. Нормы, ценности, правила поведения, моральные, религиозные, политические ценности выступают в качестве идеальных типов, как своеобразные критерии, исходя из которых, необходимо вносить изменения в общественную жизнь. Так как идеальный тип не есть буквальное отражение и воспроизведение объективной реальности, и нередко противоречит действительному положению вещей, он по мнению Вебера несет в себе элементы утопии.

    Тем не менее, идеальный тип является социально значимым явлением, выражающий систему духовных, моральных и иных ценностей, способствующий внесению упорядочности и целесообразности в мышлении и поведении людей и организованности в общественную жизнь.

    Вебер предлагает следующие идеальные типы социального действия: аффективный, традиционный, целерациональный и ценностнорациональный. Вебер считал, что выделенные им идеальные типы социального поведения, не исчерпывают всего богатства социальной жизни. Их можно считать самыми типичными и характерными, следовательно знания о них могут быть полезными не только для теоретиков и практиков в области социологического знания. Вебер исходил из того, что в современном капиталистическом мире все более преобладает рациональный тип социальных действий.

    Развитие американской социологии

    Исследователи истории социологии считают, что если в XIX веке центром социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20-х годов XX века США прочно удерживают позиции лидера мировой социологии. На становление американской социологии конца XIX - начала XX века оказывала влияние западноевропейская социологическая мысль. Многие основатели американской социологии получили образование в Европе (Р. Парк, У. Томас, Дж. Г. Мид и др.) или иммигрировали из нее в США (Ф. Знанецкий, П. Сорокин).

    Историю американской социологии можно, хотя и достаточно условно,

    разделить на четыре этапа:

    1) институционализация– период с начала 90-х гг. XIX века до начала

    20-х гг. XX века

    2) эмпирический этап

    3) формирование структурно-функционального направления

    4) критический этап американской социологии (с начала 60-х годов).

    Специфика развития социологии XX века состоит в том, что наряду с традиционно теоретическими работами появляются такие ее разделы, как эмпирическая и прикладная социология.

    Ч.Кули

    В основе социально-психологической теории Кули лежат социальный органицизм и признание основополагающей роли сознания в формировании социальных процессов. Согласно логике рассуждений Кули общество, социальные группы и индивиды являются единым живым организмом. Однако органицизм Кули далек от биологических аналогий; его холизм основан на ментальной природе социального организма – «сверх-Я», « большом сознании». «Социальное» и «индивидуальное»- две стороны ментальной целостности, личность и общество едины как части общего целого. Объект социологического анализа, устанавливающего социальные факты – опыт первичной группы, синтезирующий в себе индивидуальное и общее сознание. Первичную группу и общество связывает идеал «морального сообщества» - доминирующего социального представления относительно самых общих вопросов изменения и развития.

    Л. Уорд

    В основе социологических взглядов Уорда лежат эволюционистские идеи Конта и Спенсера. Уорд дополнил эволюционизм гуманистическим содержанием. По его мнению, в основу социологии должны быть положены принципы психологии, а не биологии и концентрировал внимание на изучении психологических механизмов общественной жизни.

    Р. Парк

    Предмет социологии, по мнению Парка,

    исследование образцов коллективного поведения, формирующиеся в ходе эволюции общества как организма и «глубоко» биологического феномена». Поэтому общество имеет помимо социального (культурного) уровня биотический, лежащий в основе всего социального развития. Движущей силой этого развития является конкуренция, которая по мере продвижения общества от биотического уровня к социальному, принимает различные «сублимированные формы» от борьбы за выживание через конфликт и адаптацию до ассимиляции.

    Э. Берджесс

    В рамках программы по изучению локальных сообществ в Чикаго и на основе социально-экологической теории выдвинул гипотезу «концентрических зон». Основным методом определения «зон» является картографирование. На основании разработанной им «Карты социальных исследований города Чикаго» было выделено 75 «естественных зон» и более 3 тыс. локальных сообществ, которые затем исследовались методами включенного наблюдения, интервью, анализа документов.

    Питирим Сорокин

    Критиковал господствующую в социологии США эмпирическую тенденцию и развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты широко понятой культуры.

    Современная социологическая теория: основные школы

    Т.Парсонс существенно модифицирует, идеи М.Вебера. Парсоновское понимание механизма социального действия состояло в рассмотрении нескольких компонентов. Во-первых, действие является целеустремленным процессом, то есть оно имеет свой результат. Во-вторых, действие протекает в определенных условиях и факторах, часть которых является неизменной данностью, но другие используются деятелем в качестве средств достижения цели. В–третьих, действие нормативно регулируется, что проявляется в индивидуальном выборе целей и средств. И наконец, самое существенное социальное действие является субстанциональной частью социальной реальности.

    Роберт Мертон был автором важнейших формулировок структурного функционализма в социологии. Мертон критиковал некоторые постулаты структурного функционализма. Он считал, что структурный функционализм должен рассматривать не только явные функции, но также и скрытые последствия (дисфункции). Кроме того, он должен анализировать чистый баланс функций и дисфункций. Мертон в большей степени, чем Парсонс, поддерживал марксистскую теорию.

    Теории конфликта

    Понятие «теория конфликта» впервые было использовано в 1956г.в работе ЛьюисаАльфреда Козера «Функции социального конфликта». Свое дальнейшее продолжение этот термин нашел в работах англо-германского социолога Ральфа Дарендорфа. Однако оформление «чистой теоретической модели теории конфликта» как концептуально независимой парадигмы произошло в 1961г., когда вышла в свет книга английского социолога Джона Рекса «Ключевые проблемы социологической теории».

    Практически ни одна современная западная социологическая теория, претендующая на более или менее целостный охват социальной реальности не прошла мимо идейного наследия К.Маркса. Так американские социологи С.Коул, Г.Рочер, Л.Козер, считали К.Маркса «классическим теоретиком конфликта». Однако, их признание далеко не всегда сопряжены с правильным пониманием отношения теории марксизма к социологии конфликта. Признавая огромный вклад марксистской теории в разработки концепции общественного развития, тем не менее, они отвергают ее научно-материалистическое содержание. Американский социолог

    Д.Тернер, считал К.Маркса одним из создателей теории конфликта, в то же время утверждал, что главным источником современной социологической теории конфликта выступают теоретические положения Г.Зиммеля, выдвинутые им в своей работе «Социология конфликта».

    Л.Козер один из не многих ученых попытавший доказать возможность структурно-фукционального объяснения конфликта. Его работа «Функции социального конфликта», положившая начало разработки конфликтной теории была нацелена на то, чтобы обосновать, что структурный функционализм может быть использован для анализа социального конфликта и социальных изменений.

    Р.Дарендорф – один из активных сторонников концепций «посткапиталистического» и «индустриального общества», признанный критик и реформатор структурно-функционального анализа. Он был одним

    из первых, кто в это период разрабатывал конфликтологическую проблематику.

    Обобщающая теория конфликта Р.Коллинза не отличалась целостным, фундаментальным анализом социальных противоречий в обществе, тем не менее, была предпринята попытка преодолеть слабые стороны классической теории конфликта. Основным недостатком существующих конфликтологических парадигм Коллинз видел, в том, что их внимание обращено на анализе социальных структур, деятельные индивиды их мысли действия остаются вне исследования. Теория конфликта, согласно Коллинзу должна основываться на феноменологическо-этнометодологических традициях.

    Теории социального обмена.

    Джордж Хоманс

    Концепция социального обмена создается Хомансом в начале 60-х гг. в противовес структурному функционализму. В это время он пришел к выводу, что функциональная концепция игнорировала элементарные процессы социального взаимодействия, образующие реальный фундамент общественной жизни. Только изучение субинституционального уровня, полагает Хоманс позволяет раскрыть механизмы формирования нормативно-ценностной структуры общества. Хоманс вел понятия «внешняя система», под которой подразумеваются внешние условия групповой деятельности, и «внутренняя система», элементами которой является «деятельность», «чувства», «взаимодействие», «нормы». Главной задаче социологии Хоманс считал познавательную, поиск истины и открытие универсальных социальных закономерностей.

    Питер Блау

    Он концентрирует внимание не на изучении психологических мотивов межличностных отношений, а стремиться придать постулатам теории обмена в большей мере социологическую ориентацию, соединяя их с категориями структурного функционализма и теории конфликта.

    К теории социального обмена причастен также Ричард Эмерсон, который предложил разработать более интегрированный микро-макроподход к теории обмена.

    Теория обмена в настоящее время — важная составная часть социологической теории и продолжает привлекать новых приверженцев и осваивать новые направления.

    Феноменологическая социология

    Представители феноменологической социологии критиковали позитивизм в отчуждении, объективировании социальных явлений. Напротив феноменологии стремятся теоретически осмыслить социальный мир в его сугубо человеческом бытии, в соответствии с представлениями, идеями, целями и мотивами практически действующих социальных индивидов.

    Щюц пытался решить (применительно

    к области социально знания) поставленную Гуссерлем задачу – восстановить

    связь абстрактных научных понятий с жизненным миром повседневного

    знания и деятельности. Фактически задача состояла в необходимости понять

    процесс становления объективности социальных феноменов на основе

    субъективного опыта индивидов.

    Повседневные типы («конструкты первого порядка») являются основой формирования объективных научных понятий («конструктов второго порядка»). Последние связаны с первыми генетически и схожи по способу образования. Таким образом, наука связывается с повседневностью, научные понятия обретают фундамент и историю в повседневном знании и деятельности. В тоже время наука утрачивает свое привилегированное положение, теряет право на исключительную объективность и истинность суждений о социальной жизни. Она всего лишь один из институтов, формирующихся в рамках повседневности и удовлетворяющих потребностям повседневной практической деятельности. Повседневность – одна из сфер человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности. Щюц рассматривает повседневность как высшую реальность, она неизбежно оказывается основой, на которой только и могут формироваться все прочие миры опыта.

    Этнометодология

    Основателем этнометодологии является Гарольд Гарфинкель. Гарфинкель объединенил идеи Парсонса и Шюца, что способствовало тому, что этнометодология оформилась в самостоятельное направление социологии. Соглашаясь с основными положениями Парсонса, например, важностью нормативных предписаний и совместных соглашений, Гарфинкель отклонял основное положение которая, гласит: нормативный порядок независим от поведенческого порядка и влияет (посредством социализации) на соблюдение правил поведения. Вместо теоретических абстракций Парсонса в центре внимания Гарфинкеля находились эмпирические исследования повседневного мира.

    От современной к постсовременной социологической теории

    Структуализм

    Идея структурализма состояла в том, чтобы гуманитарное знание обрело статус науки. По мнению основоположника антропологического структурализма К.Леви-Стросса гуманитарные науки не могут состояться, если они не абстрагируются от сознания. «Конечная цель гуманитарных наук, - пишет Леви-Стросс в работе «Неприрученная мысль», - не в том, чтобы создать человека, а в том, чтобы его растворить. Очевидно, философские идеи структуралистов формировались в процессе интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания.

    Постструктурализм

    Постструктурализм как направление в философии и социальногуманитарном познании 70-80-х гг. ХХв. появилось главным образом во Франции, связано с критикой и преодолением структурализма (попыткой выполнения нерешенных задач), а также научного, философского познания. Постструктуралисты отвергли идею о наличии у социального мира какой-либо основополагающей логики или структуры. По их мнению, существует лишь поверхностный, внешний мир, лишенный каких-либо глубинных связей. Поэтому предметом социологии должен быть мир, каким он переживается на практике, а не гипотетические базовые структуры.

    Постмодернистская социальная теория и социологическая теория

    И все же, несмотря на широкую популярности, многие известные западные ученые не признавали постмодернистов мыслителями, совершившими революцию или хотя бы сделавшими новый шаг в философии. Жиль Делез, известными книгами о Ницще и Канте считал, что «их мышление равно нулю». Для такого уничтожающего отзыва он видит следующие основания: во-первых, они оперируют грубыми, непрожеванными понятиями Закон, Власть, Господь, Мир, Бунт, Вера и т.д. С их помощью они составляют гротескные связи, суммарные дуализмы, Закон и Бунт, Власть и Ангел. Во-вторых, и вследствие этого: чем слабее содержание мысли, тем важнее считает себя мыслитель. Такой явный возврат к суммарным и стереотипным понятиям является показателем усиливающегося реакционного движения.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта