Главная страница
Навигация по странице:

  • Первый этап (1860-1890 гг.).

  • Второй этап (1890-е г. — начало XX в.)

  • Третий этап (первая четверть XX века)

  • Четвёртый этап 20-30 гг. XX века

  • Пятый этап Возрождение отечественной социологии

  • Шестой этап

  • Зачет социология. Социология Примерные вопросы к зачету Оглавление Становление и основные этапы развития социологии как науки стр. 3


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеСоциология Примерные вопросы к зачету Оглавление Становление и основные этапы развития социологии как науки стр. 3
    Дата17.06.2022
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗачет социология.docx
    ТипДокументы
    #599777
    страница3 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    4. Развитие социологии в России.

    В развитии социологической мысли и институционализации социологии как науки в России условно можно выделить шесть основных этапов:

    Первый этап - 1860-1890 гг.

    Второй этап - 1890 г. - начало XX в.

    Третий этап - первая четверть XX в.

    Четвертый этап - 20-е - 30-е годы XX в.

    Пятый этап - конец, 50-х - 90-е годы XX в.

    Шестой этап - 90-е годы XX в. по н/вр.

    Первый этап (1860-1890 гг.).

    Развитие социологии в России, так же как и на Западе, происходило в тесной связи с позитивизмом. Необходимо отметить, что российские социологи, придерживаясь позитивизма, не заимствовали примитивно чужие идеи. Они критически относились к идеям О.Конта и его сторонников.

    Развитие социологии шло в рамках натуралистического и психологического направлений. Натуралистическое направление представляли идеологи географического детерминизма (Л.И.Мечникови др.) и органицизма (А.И.Стронин,П.Ф.Лилиенфельд, Я.А.Новиков). Представителями психологического направления были Е.В.Де-Роберти, Н.И.Кареев,Н.М.Коркунов. Также необходимо отметить большую роль, которую играли в этом процессе социологические теории народников (М.А.Бакунин,П.Н.Ткачев,а в их рамках существующая субъективная школа социологии (П.Л.Лавров,Н.К.Михайловский). Особое место в этот период занимали плюралистическая школа М.М.Ковалевскогои ортодоксальный марксизм (Н.И.Зибер,Г.В.Плеханов). Большое значение для развития социологии в России как университетской науки сыграла так называемая юридическая школа социологии (С.А.Муромцев, Ю.С.Гамбаров, Н.М.Коркунов, В.М.Хвостов, Л.И.Петражицкий, Б.А.Кистяковский), так как первые академические курсы социологии пришли к российскому студенчеству именно через юридические факультеты.

    Второй этап (1890-е г. — начало XX в.)

    В конце XIX века позитивистская социология в России столкнулась с глубокими теоретическими трудностями, стало явным внутреннее противоречие натуралистического редукционизма. Кризис механического естествознания приводит к усилению антипозитивистского течения, которое выступило против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии с естествознанием. Это стало причиной появлениянеокантианства,последователи которого критиковали вульгарный натурализм, эволюционизм и механицизм.

    Они считали невозможным рассматривать общественную жизнь как естественно-натуралистический процесс. Считали, что нет единства гуманитарного и естественнонаучного знания, отрицали детерминизм. В связи с этим можно выделить следующие основные моменты неокантианской концепции социологии: приоритет логических основ (использование априоризма, а не наблюдения); критика понятий и языка социологии; гносеологическое философствование; акцентирование внимания на проблемах культуры и ценностном аспекте человеческого поведения. Лозунг «Назад к Канту» увлек за собой многих исследователей, одних полностью, других частично. Неокантианство в России условно можно разбить на три группы:

    - ортодоксальное ядро (социологическая гносеология) — А.С.Лаппо Данилевский, Б.А. Кистяковский;

    - концепция, близкая к философскому иррационализму (субъективнонормативная) — П. И. Новгородцев, В.М.Хвостов;

    - вариант «индивидуального психологизма» (психологическая интерпретация неокантианства) — Л.И.Петражицкийи его последователи.

    Шло дальше развитие и марксистской социологии (исторического материализма). Марксизм стал рассматриваться как возможный вариант, возникающий при объяснении и поиске путей эволюции России. Можно выделить два его основных направления:

    - Ортодоксальный марксизм (Н.И.Зибер, Г.В.Плеханов, В.И.Ульянов-Ленин) и неортодоксальный, «легальный марксизм» (П.Б.Струве).С.Н.Булгаков, М.И.Туган-Барановский, Н.А.Бердяев и др.).

    Ортодоксальный марксизм в свою очередь можно также разделить на два течения. Первое было ортодоксальным как по форме, так и по содержанию и обосновывало в духе исторического детерминизма пути естественной социальной эволюции (Г.В.Плеханов). Второе было ортодоксальное по форме, но неортодоксальное по содержанию, Т.к. пыталось соединить теорию сущего и теорию должного (В.И.Ленин). В конечном итоге это привело к соединению исторического материализмас положениями русской субъективной социологии, т.е. к единству, при этом научно обоснованному, политического тоталитаризма с субъективизмом.

    В этот период идет также дальнейшее уточнение представителями старых школ (М.М.Ковалевский, Н.И.Кареев и др.) своих прежних позиций.

    После 90-х годов XIX в. происходит признание того, что среди обширного множества общественных явлений существуют такие, которые изучает только социология (это формы «общественного взаимодействия», общие виды и типы общения и т.п.), и такие явления, которые она не изучает. Подобное понимание открывало социологии путь для самостоятельного изучения социальных объектов, вносило определенные разграничения в междисциплинарные контакты и дало толчок повсеместному признанию социологии представителями многих дисциплин, теперь уже не только социальных, но и биологии, географии, антропологии, физиологии и т.п.

    Третий этап (первая четверть XX века)

    Начало XX века связано с наступлением третьего этапа в развитии русской социологии. В это время происходит четкое самоопределение социологии как общей теории. Ведущей школой становится неопозитивизм — А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин.

    Происходит эволюция отечественной версии марксизма (так называемого ортодоксального марксизма), внутри которого идет дальнейшее усиление политизации социальной теории (В.И.Ленин), с одной стороны, а с другой стороны, появляется направление - тектология, которое стремится соединить марксистские идеи с современной организационной наукой (А.А.Богданов).

    Неопозитивисты считали, что главное внимание необходимо обращать на изучение социального поведения и общества, рассматриваемых с точки зрения статичности, организованности. Они считали необходимым в первую очередь изучать социальное поведение, а затем уже существующие социальные структуры постоянных или повторяющихся форм взаимодействия и изменения (воспроизводство, самоподражание, разрушение) социальных процессов. Считали, что в социологии должен быть реализован более полно идеал "описательной науки" и должно идти объективное изучение внешних сторон поведения с помощью эмпирических исследований.

    Критическое отношение и отказ от эволюционизма и сравнительноисторического метода потребовало расширения эмпиризма (статистические данные, эмпирические исследования). По их мнению, интроспекция была очень темным и подозрительным источником знания. Поэтому социология этого периода была направлена на наблюдение объективного поведения.

    Методологической программой неопозитивизма как науки о социальном поведении стало наблюдение вместо априоризма, индукциявместо ценностно-значимой интерпретации, сциентизм вместо метафизики, функциональное объяснение вместоэволюционного. Хотя неопозитивисты и признавали в целом программу социологии как науку о поведении, при рассмотрении средств и способов реализации данной программы их взгляды расходились. Этим обусловлено наличие большого количества расхождений и взаимной критики по отношению друг к другу.

    Основные положения марксистской социологии как и исторического материализма следующие: первое - выделение производственных отношений, второе - понятие общественно-экономическая формации и третье - взгляд на развитие и смену общественно-экономических формаций как на естественно-исторический процесс. Эти же положения составляют основу исторического материализма. Поэтому исторический материализм определялся, с одной стороны, как составная часть марксистско-ленинской философии, а с другой стороны, одновременно с этим - как общая социологическая теория, наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций.

    Четвёртый этап 20-30 гг. XX века

    В 20-е годы XX в. началось бурное развитие марксистской социологии. Начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля, которая главным образом была посвящена определению предмета марксистской социологии, формированию социологии марксизма, исследованию соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма, а также определению места социологии марксизма среди других общественных наук. Среди изданных в этот период работ видное место заняли монографии по проблемам теоретической социологии. Без этого было невозможно преподавание в вузах исторического материализма как самостоятельного учебного предмета.

    В вышедших книгах были представлены различные точки зрения на предмет, теорию и структуру социологического знания, на соотношение социологии и марксистской теории общества. В связи с этим в развитии марксистской социологии можно выделить следующие направления.

    1. Большая часть марксистских социологов под влиянием книги Н.И.Бухарина «Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии» (1921), стала отождествлять социологию с историческим материализмом. Эта книга была первой попыткой систематического рассмотрения основных понятий и теоретического содержания исторического материализма, а также его отношения с социологией. Н.И.Бухарин считал, что исторический материализм — это социологическая теория марксизма, которая по отношению к философии выступает как частная наука. Его последователи также считали, что социология — это самостоятельная, нефилософская наука.

    2. Другая часть философов, считала, что социология — это составная часть философии.

    3. Существовала также концепция, представители которой в историческом материализме выделяли философский (материалистическое понимание истории) и социологический (общая теория общества) аспекты.

    4. Часть философов считала, что марксизму вообще чужда какая-либо социология. Представители антисоциологического направления отрицали не только право социологии на самостоятельное существование, но и сам термин «социология». Данное слово для них выступало синонимом абстрактной, идеалистической буржуазной науки об обществе.

    В общем к началу 30-х годов XX в.ряд перспективных направлений, лежащих на стыке социологии, биологии, физиологии, психологии был полностью свернут. И хотя в некоторых случаях критика этих течений была справедливой, идеологическая нетерпимость, которая была ей присуща, свела почти на нет сферу творческих поисков в социологии и сыграла огромную роль в установлении канонизации марксистских положений об основах общественной жизни.

    Следует отметить, что 20-е годы ХХ в.были наиболее творческим периодом в истории советской социологии. В это время были сформулированы многие идеи, которые на многие годы определили содержание внутримарксистских теоретических споров. Проведенные дискуссии по основным понятиям исторического материализма показали, что существуют самые различные точки зрения.

    Наряду с серьезными шагами, сделанными в области теоретического социологического знания, советские социологи-марксисты в 20-30-х годах ХХ в. также провели ряд социальных и социологических исследований. Именно 20-е годы ХХ в., с полным на это правом, могут быть названы периодом становления конкретных социологических исследований в СССР. В эти годы появляются первые зачатки различных отраслевых социологий и широкое распространение получило проведение эмпирических исследований.

    В конце 30-х годов ХХ в. на судьбу социологии сильно повлияла канонизации выдвинутых И.В.Сталиным различных теоретических положений. Он "упразднил" в директивном порядке существующее самостоятельное положение социологии. В результате чего целая область научного социального знания - исторический материализм - была "зачислена" в разряд философского знания. Это привело к тому, что важнейшие составные части социологии стали рассматриваться только на философском, т.е. абстрактно-теоретическом уровне, а конкретные социологические исследования процессов, явлений социальной жизни были полностью прекращены, как и дальнейшие разработки методов таких исследований.

    Пятый этап Возрождение отечественной социологии

    Прохождение процесса институционализации социологии как науки условно можно разбить на два периода: советский период — с конца 50-х до 80-х гг. и постсоветский— с начала 90-х гг., а если быть более точными, то следует разбить на три следующих периода: «социологический ренессанс» — с конца 50-х до начала 70-х гг., период «социологической диаспоры»(«век серости») — с начала 70-х до конца 80-х гг., период признания и институционализации социологии как науки — конец 1980- х гг. по настоящее.

    Начавшаяся после XX съезда КПСС десталинизация общества кардинально повлияла на положение социологии в нашей стране. На закрытом заседании ЦК КПСС по окончании съезда впервые прозвучала критика Сталина.С этого времени начинается новый этап в развитии социологии, так называемое "второе рождение" социологии.

    Основным переломным моментом в институционализации социологии в нашей стране стало участие советской делегации в 1956 г. на III Всемирном социологическом конгрессе, проходившем в Амстердаме. Советская делегация впервые приняла участие в конгрессе Международной Социологической Ассоциации (МСА). Результатом данной поездки, стало осознание важности и необходимости проведения социологических исследований, необходимости международного сотрудничества социологов, а также целесообразности создания в нашей стране социологического общества, так как это являлось необходимым условием для вступления в МСА.

    В июне 1958 г. Президиумом Академии наук СССР была создана Советская социологическая ассоциация (ССА), и уже в октябре 1958 г. Советский союз вступил в МСА (президентом был избран Ю.П.Францев). Появление ассоциации было обусловлено необходимостью выхода на международную арену для ведения идеологической борьбы на этом уровне.Первоначально, выезжающая раз в четыре года делегация, доказывающих всем преимущества марксизма-ленинизма. Только после того как руководителем ассоциации стал Г.В.Осипов(1962-1972), она стала уделять внимание и внутренним нуждам.

    Статус социологии как социального института в нашей стране начал восстанавливаться с 60-х годов ХХ в., вновь были возобновлены и стали активно проводиться конкретные социологические исследования, а также начали формироваться крупные структурные образования, занимающиеся вопросами социологии.

    К 1965 г. наибольшее распространение среди ученых получила точка зрения, что социология - это наука о законах и движущих силах развития общества, а её предметом выступает исследование исторически сменяющих друг друга общественных формаций, общественных закономерностей (закономерностей развития и становления социальных отношений людей, а также различных форм их взаимодействия). Естественно, данная точка зрения на социологию полностью отождествляла ее с историческим материализмом, а методы социологии - с диалектико-материалистической методологией. Так как отрицалась самостоятельность социологии как науки, ученые стали делать разные попытки, чтобы найти какой-то компромиссный вариант между тем, что должно быть, и тем, что существует на самом деле.

    В начале 70-х годов была уже окончательно разработана и официально признана трехуровневая концепция социологии: общая социологическая теория как философская наука

     (исторический материализм), она являлась методологической основой всего обществознания; частные социологические теории (они рассматривались как

     разделы научного коммунизма, также считающегося философской наукой); конкретные социологические исследования выступали в качестве

     прикладного инструментария сбора эмпирической информации

    В 1968 г. на базе существующего Отдела конкретных социологических исследований в Институте философии АН СССР был создан Институт конкретных социальных исследований (ИКСИ) в рамках АН СССР.

    В институт были привлечены лучшие кадры социологовпрофессионалов. Создание ИКСИ знаменовало начало нового подэтапа в развитии и институционализации советской социологии. Период с 1968 г. по 1971 г. - это время своеобразного расцвета советской социологии.

    В 1972 г. Институт конкретных социальных исследований (ИКСИ АН СССР) переименован в Институт социологических исследований (ИСИ АН СССР).

    С 1972 г. до конца 1980-х гг. в истории советской социологии наступил так называемый “век серости”.

    Шестой этап

    Большое значение сыграло принятое в июне 1988 г. постановление ЦК КПСС “О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества”. Был снят "запрет" на развитие теоретической социологии, осуждено административно-приказное вмешательство в развитие социологии. На общегосударственный уровень был поднят вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной дисциплины и использовании социологических исследований при решении задач социальноэкономического развития нашей страны. Была выдвинута задача развивать как теоретические, так и прикладные комплексные социологические исследования. Большим и совершенно новым шагом в процессе институционализации социологии в России, стало создание в декабре 1987 годов Всесоюзного центра изучения общественного мнения (с 1992 Всероссийского) (директор Т.И.Заславская; в н/вр.В.В.Федоров).

    После развала СССР в 1992 г. Советская социологическая ассоциация прекратила свое существование. Было создано Российское общество социологов (президент - Н.И.Лапин; в н/вр.В.А.Мансуров). В 1993 г. в СанктПетербурге было воссоздано Русское социологическое общество им.М.М.Ковалевского (председатель А.О.Бороноев).

    Следует отметить, что процесс возникновения и оформления специальных социологических теорий еще не завершен, по мере углубления социологического знания и исследования новых проблем, явлений и процессов возникают новые специальные социологические теории. В последние десятилетия успешно развивается социология политики, социология права, социология организации, социология конфликта и др.

    Важным шагом в институционализации академической социологии стало начавшееся ввысших учебных заведения в 90-е гг. ХХ в. массовое преобразование кафедр научного коммунизма в новые кафедры: социологии, политологии или культурологии. Социологию начинают преподавать почти во всех вузах России, а также в некоторых гимназиях, колледжах, лицеях и среднеобразовательных школах. В это время в нашей стране начала налаживаться система подготовки и выпуска дипломированных социологов в России.

    Таким образом, к настоящему времени в нашей стране сложился и признан статус социологии как самостоятельной науки, социология реабилитирована политически и идеологически, признана ее важная роль в решении социальных проблем. Крупные ученые-социологи стали привлекаться для разработки и экспертизы документов, имеющих важнейшее народнохозяйственное и общественное значение. Появился реальный шанс не только наверстать упущенное, но и преодолеть существующий сегодня разрыв в уровнях развития социологии в нашей стране и на Западе.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта