Андре Паду - %22Понять тантризм%22 2019. Содержание предисловие переводчика введение i. Сфера индуистского тантризма
Скачать 2.01 Mb.
|
Божественная монархия Интересоваться богами означает только говорить о людях М.-Л. Рейниш Мы уже подчеркивали социальный и политический аспект мира Тантры. В индуистской традиции царская власть сакрализована. Монарх 1 На эту тему см. интересное исследование: Levy R. I. Mesocosm. Hinduism and the Organisation of a Traditional Newar City of Nepal. 2 По этому вопросу я отсылаю к прекрасному и очень интересному коллективному труду Гучова и др.: «Sacred Landscape of the Himalayas», цит. в гл. 2. 154 возводится на престол через обряд посвящения, обряд, чья структура, как правило, аналогична структуре обряда посвящения духовного учителя согласно агамам и тантрам. Рядом с собой монарх имеет духовного учителя (rājaguru) и жреца (purohita), а равно и других специалистов по ритуалу, все они инициированные брахманы, чья роль заключается в том, чтобы служить ему и обеспечивать ему защиту. Для этой цели они используют, в частности, шесть магических обрядов, рассмотренные нами выше, которые призваны принести ему процветание, мир и, конечно, победу над врагами. Поскольку монарх обладает природой божества, его почитают в качестве такового. Он имеет тенденцию являться как форма божества- защитника царства, присутствующего в храме. Царь и храм это два полюса или столпа власти, опирающиеся один на другой. С точки зрения людей древности, а также тантриков, царь одновременно рассматривается как бог 1 и почитатель этого бога, и это побуждает царя выступать в качестве жертвователя par excellence. Божество, являющееся официальной опорой его власти, может и не быть тантрическим. Но вне зависимости от того, будет ли оно таковым или нет, другое божество, тайная тантрическая богиня, почти всегда присутствует рядом с царем, и именно она защищает его и в действительности наделяет его могуществом. Йогины-натхи иногда ассоциировались с царской властью 2 Точки соприкосновения и соответствий между царями и богами многочисленны, будучи подкреплены тантрическими представлениями о царстве как о мандале, пространстве, где распределяются божества и осуществляется их могущество, все эти элементы благоприятствуют царской власти, не переставая придавать храмам природу мест силы. Несомненно, такое положение дел нам известно только из тантр, текстов предписывающего характера, но и из надписей (в частности, из Камбоджи), которые кратки, а значит, мы не знаем, какой в действительности была ситуация в прошлых веках. Но факт, что вплоть до наших дней в Непале вокруг фигуры короля существовали практики, соответствующие тому, о чем говорят древние источники, и то, что в Индии также и сейчас остаются следы этих практик, как мы увидим, позволяет предположить, что принципы, устанавливаемые нашими источниками, не были чисто теоретическими. 1 В Пури храмовые танцовщицы, девадаси (служительницы божества) также являлись раджадаси (служанками царя). 2 В Джодхпуре в XIX в. государство на протяжении почти тридцати лет управлялось раджагуру раджи Ман Сингха. 155 Храм Трактат по религиозной архитектуре обязательно будет тантрическим Жан Фийоза В ведийскую эпоху не существовало храмов, но только освященные места. Впрочем, использование этих мест сохранилось вплоть до нынешней эпохи в тантрическом контексте, но всегда как элемент другого пространства с ритуально установленными границами, а именно пространства храма. Храмы появились в первых веках н.э. и они обрели известные ныне черты и формы в период возникновения и процветания тантризма. Правила для их возведения и украшения, также касательно образов божеств и обрядов обнаруживаются в агамах, тантрах и комментариях к ним. Данные правила содержатся также в пуранах и технических работах по архитектуре и иконографии. Все эти тексты в разной степени включают или отражают тантрические представления. К храмам или святилищам добавляются места, посвященные божественной или сверхъестественной манифестации, которые усеивают землю Индии и которые всегда отмечены присутствием материального образа или объекта культового почитания. Эти места часто относятся к тому, что принято называть «народной религией» 1 , но они также могут быть посвящены божествам, описанным в тантрах, Бхайраве («Бхаирон»), например, или различным богиням. Любой индуистский культ, тантрический он или нет, предполагает существование образа или какой-либо другой опоры – чего не было в случае ведийского культа. Именно с этими образами или визуальными элементами произошел переход от жертвоприношения (yajña) к обрядам поклонения (pūjā) 2 Не все индуистские храмы являются тантрическими, для этого многое нужно. Они оказываются таковыми, только если дают пристанище тантрическому божеству. Однако можно сказать, что в общем, за исключением наипростейших структур, именно тантрические принципы определяют их закладку, возведение и облик божественных образов, находящихся в этих храмах и украшающих их. Базовые тексты, касающиеся этих храмов, будучи агамами или тантрами, являются текстами, данными в откровении. А значит, их предписания, как предполагается, имеют божественное происхождение. То, что эти правила имеют божественную природу, можно назвать нормальной вещью, потому что храм это не только 1 Не всегда легко провести различие между религией, именуемой «народной», и той, которая не является таковой; это тем более нелегко, что случается так, что в силу социальных обстоятельств малое местное божество, являющееся народным, повышает свою значимость и становится объектом общепризнанного официального культа. 2 Термин yajña или yāga все-таки иногда используется в тантрической культовой практике; пример этого мы видели в гл. 6, где он обозначал сексуальный обряд кулы. 156 местопребывание божества, но и центральная точка его присутствия в этом мире. Это святое место (kṣetra). И это также тиртха (брод), потому что в этой точке верующий может приблизиться к богу. Стало быть, место, где можно строить храм, не выбирается наугад, а тщательно определяется. Надо, чтобы оно было благоприятным (здесь играет роль астрология), хорошо ориентированным, метафизически «устойчивым» – и это не мешает тому, что равным образом принимают в расчет местные практические реалии, как и предпочтения заказчика строительства, монарха, социальной группы или отдельного богача. Сооружение храма затем будет делом квалифицированных ремесленников, шилпинов, с архитектором во главе, но всегда под контролем брахманов-экспертов из числа тантриков, которые следят за соблюдением правил и совершают необходимые обряды в ходе строительства. Мы не будем углубляться в эти подробности, как и в очень сложное и строго контролируемое функционирование храма. Здесь нас интересуют только принципы, лежащие в основе всех действий, придающие им смысл и освящающие здание. Храм, обитель божества, естественно обязан ему своим существованием: особый божественный знак, явление или какие-либо чудеса, дающие чаще всего основание для его постройки и возникновения. Эти события (отличающиеся, очевидно, от исторических фактов, которые упоминаются, в частности, в надписях и касаются всех храмов, тантрические ли они или нет) описываются в мифе о создании храма, в рассказе, именуемом sthalapurana, «история (или скорее, легенда) места». Что касается его воздвижения, пространство, где строится храм, в принципе имеет форму квадрата, как имеет форму квадрата земля в индуистской космологии, что уже связывает здание с космосом. Как только это пространство определено, измерено, ритуально очищено и заготовлены материалы, тогда чертят схему основания конструкции, а затем роют фундамент. Эта схема не рассматривается как простой геометрический чертеж, но как янтра, ритуальная диаграмма, по которой распределяются божества: храм, будучи местожительством бога, возвышается на основании, имеющем божественное устройство. Здесь также виден пример существенно важной роли ритуальных чертежей в тантрическом мире. На практике, поскольку обычно храм содержит различные части, окружающие центр или ведущие туда, все здание может не иметь форму квадрата. Но центральная, основная часть, где находится cella, содержащая изображение божества, это квадрат, в центре которого стоит главная статуя божества. Именно над этой главной точкой возвышается в принципе виток, символизирующий ось мира, так как божество всегда метафизически находится в центре вселенной, чьим символом является храм. Графический квадрат основания, который в большей степени является архетипической структурой, чем собственно архитектурным элементом, это васту-пуруша-мандала, мандала изначального человека (puruṣa), человека- вселенной, источника и основы всего, что существует, а значит, и места 157 (vastu), на котором покоится храм, воздвигнутый, стало быть, на ритуальной диаграмме, обладающей космическим значением. В мандале чертятся линии, которые образуют квадраты, числом шестьдесят четыре или восемьдесят один 1 . По этим квадратам распределяются члены или части тела пуруши, при этом некоторые деления могут также соответствовать космическим сущностям, звездам или божествам. Эти различные символы, понимаемые как находящиеся здесь без того, чтобы быть конкретно представленными, налагаются друг на друга в целостности одновременно огромной, потому что космической, и с установленными архитектурными границами. Во время строительства храма ни один архитектурный элемент не должен находить на мандалу: только божество обладает здесь своим троном 2 Но весь храм целиком нагружен символизмом. Можно было бы сказать, что он сам является символом. Украшающие его скульптурные изображения божеств не размещаются в нем произвольно. Они образуют пантеон, окружающий главное божество, при этом их выбор и даже их размещение нацелены на то, чтобы представить теологические концепции, присущие традиции, к которой принадлежит храм. Таким образом, находящиеся изображения бога в храме Шивы обладают характерными чертами пяти ликов Садашивы и размещаются в направлениях, предписанных агамами: яростное изображение на юге, мирная фигура на западе, женское лицо на севере и т.д. 3 Расположение в таком же порядке мы бы обнаружили в вишнуитском храме для вьюх (ипостасей), окружающих бога Вишну. Аналогичным образом скульптуры, которые представляют сущности, составляющие космос, высятся друг над другом вертикально от основания храма до его вершины. В шиваитских храмах на вершине находятся флагшток и флаг, на которых ритуально размещаются три таттвы, составляющие вселенную 4 : две первых, Нара и Шакти (человеческий уровень и уровень энергии) на флагштоке и третий, Шива, на флаге, венчающем все. Таким образом, весь 1 64, результат умножения восемь на восемь, и 81, девять на девять, это два значимых числа в тантризме. 2 Что касается символизма васту мандалы и всего здания храма, можно только отослать к книге: Kramrish S. The Hindu Temple. Dehli: Motilal Banarsidass, 1976. Это превосходная работа, очень далеко продвинувшаяся в области символической интерпретации. Два тома данной книги были переизданы в Индии с фотографиями, сделанными Раймоном Бюрнье. 3 Это расположение мы видим в образе монументальной фигуры Шивы в Элефанте, которая изображает не тримурти, как обычно думают, но пять ликов Садашивы, только три из которых являются видимыми. По этому поводу можно сослаться на исследование Стеллы Крамриш в сборнике «Discourses of Siva» (ред. Михаэль Майстер). (Bombay: Vakils, Feffer @ Simons Ltd., 1984). 4 Речь идет о разделении космоса на три уровня: человека, энергии и бога. Это разделение добавляется к другим разделениям, в частности, к разделению, берущему начало из санкхьи, на двадцать пять, тридцать и тридцать шесть таттв. 158 космос находится в сжатой форме на высшей точке космической горы, которую представляет собой это здание. Разумеется, в храме Шивы ритуально устанавливается лингам, представляющий бога, также как и поддерживающие и окружающие его элементы; центральная часть здания, где лингам находится во мраке cella (garbhagriha, материнское лоно) также принадлежит к этим элементам. Таким образом, ритуально размещается все то, что составляет божество (и исходящую из него вселенную). Весь храм, который, как мы видели, в центре покоится на диаграмме изначального человека, может таким образом рассматриваться как изображение тела Шивы или другого божества, поскольку все это присуще не только шиваитским храмам. Благодаря скульптурным изображениям и сущностям, которые здесь размещаются, на стенах и колоннах храма содержатся сведения по мифологии и теологии. Само собой разумеется, недостаточно построить храм и установить там божественные образы. Храм это больше, чем жилище бога, это божественное могущество в камне, он сам имеет божественную природу. А значит, энергию, саму сущность божества следует призвать сюда через обряд установления, пратиштха. Вначале именно сам храм выступает объектом этой церемонии. А затем статуя главного божества (находящаяся в cella) наполняется силой, божественной шакти, а после и другие культовые изображения. В нем самом, как и во всех находящихся в нем изображениях, храм пропитан безграничной божественной мощью. Само собой разумеется также, что структура и пропорции храма не отдаются на личный выбор архитектора; они зафиксированы в агамах и в трактатах по архитектуре. Существуют, разумеется, различные модели храмов. На севере Индии мы не встречаем, например, грандиозные сооружения, которые можно увидеть на юге, но все храмы воздвигаются согласно традиционным нормам, кодифицированным в текстах, принадлежащих всем тантрическим и прочим школам, чьи общие принципы являются одинаковыми. Воздвигнутые таким образом, храмы оказываются местом значительной активности, кодифицированной в тантрах и руководствах по ритуалу, содержащих предписания, которые, восходя к древним текстам, все- таки, как правило, остаются в силе и сегодня. Храмовое божество, рассматриваемое как сущность, достойная почитания и служения, выступает объектом серии ритуальных действий, начиная от его утреннего пробуждения на заре и заканчивая укладыванием спать вечером, при этом таким образом каждый день совершаются шесть обрядов поклонения (pūjā). К этому в храме добавляется определенное число обрядов, совершаемых с различной периодичностью, распределенных по всему году в соответствии с лунно-солнечным индуистским календарем, с несколькими крупными праздниками в честь божеств шиваитского или вишнуитского пантеона, присутствующих в храме, при этом некоторые из этих праздников могут быть публичными мероприятиями большого размаха, в частности, с 159 внушительными иногда процессиями, как в храме Джаганнатха в Пури 1 , Брахмотсава или праздник Карттикеи 2 в шиваитских храмах Юга и т.д. Эта ритуальная деятельность требует непрерывного участия верующих, идет ли речь о жрецах (брахманах, являющихся посвященными тантриками), которые совершают обряды, или их разнообразных помощниках, куда относится весь персонал храма (иногда он может быть весьма многочисленным) 3 Крупнейшие индийские храмы образовали значительные комплексы по размеру их сооружений, площади пожалованных им земель и накопленным богатствам, демонстрируя мощь монарха, который их воздвиг или оказывал им покровительство. А значит, храм играл важную социальную и даже политическую роль – такое положение дел, как мы увидим позже, далеко не исчезло. Как уже было сказано, верующие не обязаны присутствовать на богослужении в храмах. Они участвуют прежде всего в торжественных обрядах. Они также могут заказывать для себя совершение обрядов различных видов, в частности, умилостивительных, искупительных и очистительных, в соответствии, разумеется, с предписаниями агам. Прийти в храм означает также, как мы говорили выше, иметь даршан божества, представление или скорее опыт, существенно важный в религиозной жизни индуиста 4 Иконография Как и сам храм, находящиеся в нем и украшающие его божественные образы (и, впрочем, такие же образы, где бы они ни находились) не являются продуктом творчества художников, следующих своему вдохновению, но ремесленников (śilpin), которые выполняют свою творческую работу в соответствии с правилами, иконографическими канонами, изложенными в агамах и сопровождающих их технических текстах: здесь мы оказываемся не в области искусства – эстетический подход принадлежит современности – а в области традиционных техник и религиозных практик. Таким образом, как и 1 Пури – город в штате Орисса, крупнейший центр индуистского паломничества. Здесь находится множество храмов, наиболее известен храмовый комплекс Джаганнатхи (в вишнуизме – форма Вишну-Кришны, в шиваизме – одна из форм Шивы). – Прим. пер. 2 Карттикея – сын Шивы, предводитель войска богов. На Юге был отождествлен с тамильским богом фойны Муруганом. – Прим. пер. 3 О ритуалах, совершаемых в храме, см.: L’Hernault F., Reiniche R. Tiruvannamalai, un lieu saint sivaïte du sud de L’Inde. V. 3. Rites et Fêtes. Paris: Publications de L’École française d’Extrême-Orient (EFEO), volume 156 – 3, 1999. Эта весьма сложная работа, содержащая значительное количество иллюстраций, основана на агамических текстах и описывает современную практику. См. также: Colas G. Le Temple selon Marīci. Extraits de la Marīci- samhitā étudiés, édités et traduits. Pondichéry: Institut française d’indologie, 1980, очень документированное исследование сооружения и обустройства храма в соответствии с предписаниями вишнуизма вайкханаса. 4 По этому поводу см. превосходную небольшую книгу: Eck D. L. Darshan. Seeing the Divine Image in India. Chambersburg, PA: Anima Books, 1985. 160 храм, изображения божеств, чтобы выступать в качестве объекта поклонения, должны быть ритуально освящены. Правила, касающиеся изготовления, освящения, использования и содержания, а затем уничтожения (когда они обветшали или испорчены) этих изображений, многочисленны и строги. Лишь в отношении живописных изображений индуистский мастер обладает определенной свободой, становясь «художником», но эти картины не всегда используются в ритуале 1 В частности, внешнее убранство храмов, кажется, носит более свободный характер, хотя бы потому что представленные сцены являются по сути орнаментальными. Таков же случай эротических скульптур, наиболее известные из числа которых находятся в храмах Кхаджурахо и Конарака 2 . В их расположении эти скульптуры могут соответствовать определенным канонам, но что они представляют в действительности? Можно ли на основании расположения сделать вывод о том, что они обозначают? Является ли это ритуальными сексуальными союзами или скорее заклинанием через секс плодородия, бурления жизненных сил в человеке и в космосе? Или просто-напросто это эротические изображения? Трудно сказать. Для представленных в храме божественных образов является совершенно важным наполнение божества энергией, жизненным дыханием, согласно санскритскому выражению prāṇapratiṣṭhā, без чего оно только простой предмет, в то время как божество, как предполагается, пребывает здесь во всей своей мощи. Это наполнение производится в соответствии с иерархическим порядком, начиная с главного образа и затем с переходом к его функциональным копиям 3 . Образы других божеств при необходимости могут затем сделаться объектами такой же операции. Обряды наполнения разнообразны, но всегда они соответствуют одним и тем же принципам и содержат одинаковые основные элементы. Всегда речь идет о том, чтобы очистить изображение, сделанное руками человеческими, а значит, нечистое и в религиозном плане несовершенное, поместить в него разнообразные элементы, представляющие мощь божества, а затем, если это антропоморфный образ, открыть ему глаза и, наконец, наполнить его дыханием, которое является божественной энергией. Эти обряды соответствуют представлениям, которые, как правило, носят тантрический характер. Почти такие же обряды существуют в тантрическом тибетском, 1 Места культового почитания могут также содержать образы, именуемые «возникшими сами по себе» (svayambhūta), которые своим появлением не обязаны человеческой руке, некоторые камни, например. Эти образы не подчинены никаким правилам создания и использования: божество в них присутствует «естественным образом». Такие образы могут находиться вне какого-либо освященного культового места. Их почитают все индуисты, а не только тантрики, что не мешает говорить о них в работах, посвященных Тантре. 2 Конарак – местечко в районе Бхубанешвара, где находится всемирно известный храм Солнца, воздвигнутый в XIII в. – Прим. пер. 3 Главный образ, неподвижный и часто монументальный, не всегда служит для культовых целей, для чего скорее обращаются к подвижному изображению. 161 китайском или японском буддизме. Во всех этих случаях данные действия выполняются с мантрами. Обряд сложен, имеет разные варианты и для главного изображения может растягиваться на два или три дня, но он всегда протекает в соответствии с одинаковой схемой, потому что речь идет о том, чтобы осуществлять одно и то же наполнение энергией. Изображение, которое сначала было ритуально установлено на свое место, снабженное различными символическими элементами и в изобилии заговоренное мантрами (совершаемых действий достаточно много), по окончании других обрядов омывают, и тогда переходят к обряду открытия его глаз, которые до тех пор были закрыты. Отправляющий обряд «делает» это, символически нанося очертания и зрачки железным резцом. Этот обряд важен, так как взгляд бога исполнен мощи: именно он ложится на верующего, который приходит, чтобы лицезреть и быть увиденным (это составляет даршан). Первый взгляд божества после этого обряда всегда считается яростным и опасным. Он не должен пасть на отправляющего обряд, но на умиротворяющие предметы. Именно после этого открытия глаз, как правило, изображение по-настоящему наполняется энергией, благодаря мантрам, наложенным на этот образ посредством новой серии ритуальных действий (очевидно, что в случае изображения, не имеющего лица, открытия глаз не происходит). Манипуляция энергией, использование мантр, чрезмерное изобилие ритуальных действий: здесь мы обнаруживаем все то, что характеризует тантрическую вселенную, одним из чьих самых заметных и прекрасных проявлений выступает божественный образ 1 Выступая осязаемыми формами тантрической реальности, ее присутствия в пространстве, эти образы являются образами божеств различных тантрических школ, чьи основные характерные черты мы видели. Крупные в храме, они имеют более скромный размер для частного культа, и крайне разнообразны в своей форме, как их описывают агамы, тантры и другие трактаты. Они слишком многочисленны и разнообразны, чтобы иметь возможность рассмотреть их здесь. Впрочем, нет недостатка в работах по индуистскому искусству. Достаточно заметить, что приблизительно с V в. н.э. эти изображения главным образом являются тантрическими или отмечены влиянием тантризма – такое положение дел даже у джайнов (на деле изображения божеств существовали с начала н.э., возможно, даже раньше). Эти божественные образы могут иметь человеческий облик, иногда с головами животных, при этом их позы, жесты, одежды и атрибуты соответствуют их природе. Так, Кали, могучая и грозная, украшенная отрубленными человеческими головами и руками, часто изображается находящейся на Шиве, распростертом как труп (неподвижном или иногда в 1 Что касается освящения, читатель мог бы обратиться к книге Шинго и Такашимы «From Material to Deity. Indian Rituals of Consecration» (N.D.: Manohar, 2005), сборнику работ японских исследований на эту тему. 162 итифаллическом состоянии). В других формах Богиня сидит верхом на Садашиве или ином боге. Сам Шива представлен в великом множестве различных аспектов, соответствующих разнообразным манифестациям, описываемым, в частности, в пуранах. И также дело обстоит с Вишну (существует его кашмирская форма по имени Вайкунтха, с тремя головами, причем одна из них голова льва), как и со многими другими божествами. Множество голов и рук символизирует могущество и безграничность божественной деятельности. Но божественный образ может также иметь форму неодушевленного предмета. Таков случай лингама в его весьма разнообразных проявлениях. Он может иметь форму просто фаллоса или фаллоса с одним или несколькими лицами 1 или представлять собой камень, отполированный и принявший округлую форму под воздействием течения реки (в таких случаях он относится к лингамам, называемым «спонтанными», svayambhūliňga). Это может быть также обработанный череп (который для каулов является лучшим, чем лингам, и наиболее эффективным) или ткань, лежащая на земле, с нанесенным на ней рисунком или картиной 2 и т.д. Культовым предметом также часто выступает сосуд, содержащий различные субстанции. И подобные предметы весьма разнообразны. Наконец, божество может быть представлено диаграммой, янтрой, чакрой или мандалой (эти термины, как правило, являются синонимами 3 ). Эти изображения равным образом используются в нетантрическом контексте, хотя они типично тантричны по их геометрическому взгляду на пространство и по манипуляции божественными силами, которые они предполагают. Часто думают, что это изображения, где центральная точка окружена треугольниками и/или кругами, вписанными в рамки внешнего четырехугольника, снабженного «воротами». Таков случай шричакры богини Трипурасундари, подобные изображения есть у некоторых других богинь. Санскритское слово мандала обозначает, к тому же, диск или круглое расположение. Именно этот род диаграмм воспроизводят обычно иллюстрированные работы по тантризму, так как часто это великолепные рисунки или объекты 4 , дающие повод, кроме того, на Западе для разнообразных спекуляций (как, например, у К. Г. Юнга). Но этот случай вовсе не является общераспространенным. Так, трика располагает двумя квадратными мандалами, внутри которых находятся один или несколько 1 Лингам это фаллический символ, что бы там ни говорили некоторые. См. исследование Хелен Бруннер в сборнике Studies in Hinduism. II. Ed. G. Oberhammer. Vienne, 1998. 2 Набор таких нарисованных лингамов можно было увидеть на выставке в Париже в 2004 г. 3 Некоторые тексты проводят все-таки различия (особенно что касается мысленных репрезентаций) между мандалой, которая является воображаемой геометрической фигурой (или материально начерченной) и чакрой – совокупностью божеств, распределенных по мандале. 20) 4 Часто эти работы вводят в заблуждение, так как части чакры в них увеличены или искажены. 163 трезубцев или лотосов. Наконец, для многих обрядов используются мандалы разнообразных форм в соответствии с тем, как они применяются. Данные мандалы, как правило, не имеют центра и разделены на более малые секции, чье число варьируется в зависимости от преследуемой цели. На них, в частности, помещаются сосуды, содержащие воду, растения, листья и ниточки, которые представляют божества, призываемые на обряд. Здесь также могут чертить буквы и налагать мантры (а значит, мысленно помещать сюда божества). Такие мандалы иногда имеют значительный размер, так как отправляющий богослужение должен иметь возможность находиться на них, чтобы совершать определенные обряды. Эти временные мандалы, как правило, чертятся порошками. Бывают также мандалы, воображаемые как присутствующие в теле, где на них медитируют или мысленно почитают. Таков случай, как мы видели, шричакры богини Трипурасундари. Их описание мы находим в Кубджика-мата-тантре (в 14-й главе), где йогин должен представлять себе на уровне пяти чакр своего тела населенные божествами мандалы космических размеров 1 Если мы выделили эти несколько тантрических черт, то возможно ли среди бесчисленных божественных форм индуизма с некоторой ясностью провести различие между теми, которые являются тантрическими, и теми, что не принадлежат к числу таковых? Где начинается и где заканчивается то, что относится к области Тантры? Мы поставили этот вопрос в общем плане в начале данной книги. Он актуален в особенности в случае божеств, случае тем более затруднительном, что он касается как их природы, описываемой в текстах, так и формы культового почитания, объектом которого они являются, и можно было бы сюда добавить мантру, в которой они воспринимаются их почитателями: как было сказано, тантризм существует только если определенные представления сопровождают действия или служат основой для практики; тантризм представляет собой идеологию. Чтобы остановиться на божественных формах, если среди них существуют некоторые, которые, это представляется очевидным, либо являются тантрическими, либо не являются ими, то есть также и такие, которые могут быть и тем, и другим. Кришна в различных своих аспектах это не тантрическое божество для большинства своих почитателей 2 , но он выступает в качестве такового для вайшнавов-сахаджиев. Вишну не является, как правило, тантрическим (даже если иногда его культ носит тантрический характер), но существуют его тантрические формы, рассматриваемые в качестве таковых, возможно, в большей степени потому что эти формы описываются в агамах или трактатах по мантрашастре, нежели чем они отличаются от других. Шива, когда он почитается брахманами-смартами, 1 См. иллюстрированную работу под редакцией Г. Бюнемана «Mandalas and Yantras in the Hindu Traditions». 2 Даже если его культовое изображение было одушевлено посредством пранапратиштхи, а значит, обряда тантрического характера. 164 как одна из божественных форм панчааятаны (pañcāyatana) 1 , не является тантрическим. И он наверняка не был таким для Шанкары. И все-таки можно сказать, что из ведийского (Рудра) божества он стал по сути своей тантрическим для большинства своих многочисленных форм (среди которых двуполый Ардханаришвара, Владыка с наполовину женским телом). Лингам на йони, явно сексуальный символ, имеет тантрическую природу, даже если верующие не воспринимают его в качестве такового. Богиня это тантрическое божество почти во всех своих проявлениях, даже если существуют богини, которые не являются тантрическими (но разве среди них нет некоторых популярных культовых форм, которые еще иногда столь почитаемы и являются столь тантрическими по своему внешнему облику? 2 ) Здесь, с одной стороны, существуют теология, иконография и культ, а с другой, восприятие верующих. Мы всегда помним в качестве тантрической черты факт, что божества идут двухполыми парами, так, у тантрического Ганеши есть Шакти. Но один из членов этой пары может быть очень блеклым; так очень часто случается с Шивой рядом с Богиней. Существуют также «холостые» и «незамужние» божества 3 . Кроме того, божества имеют тенденцию увеличивать число своих форм. Они часто выступают группами с определенной численностью: таков случай восьми матерей (иногда восемь умножается на восемь), шести или восьми дакини, девяти Дург, десяти махавидий, шестнадцати нитий, пятидесяти Рудр, пятидесяти одного Ганеши, шестидесяти четырех йогини и т.д. Также иногда утверждают, что имеется шестьдесят четыре тысячи йогини (и даже, согласно Йогини-хридае, шестьсот сорок миллионов!). Существует много других случаев этого рода: индийцы, особенно если они тантрики, обожают большие числа. Как уже было сказано, эти божества зачастую располагаются концентрическими кругами в мандале. Их внешний облик нередко исполнен ярости. Составные части их тела и то, что они держат, к тому же и элементы культового обряда, жесты, могут быть обожествлены: анга (члены тела, которые, впрочем, еще и мантры) Шивы, например, или девять сиддхи (сверхъестественных способностей) и десять мудр шривидьи. Не говоря уже о мантрах, санскритском алфавите, фонемах, которые в такой же мере являются божественными сущностями. Напомним по этому поводу, что, учитывая способ его функционирования и особенно манипулирования им, тантрический пантеон в большей степени представляет собой собрание мантр, нежели божеств. Наконец, эти божественные формы во многих отношениях следует мысленно представлять больше в ходе обряда или в медитации, чем запечатленные в камне или другом материале, а значит, наглядно зримые, 1 Панчааятана заключается в поклонении пять божестам: Шиве, Вишну, Деви, Сурье и Ганеше. Основоположником панчааятаны принять считать Шанкару. – Прим. пер. 2 См., например: Assayag J. La Colère de la déesse décapitée (op. cit.) об одной южноиндийской богине, совершенно интересное исследование. 3 Это, как правило, самые грозные божества. 165 поскольку их описание (как мы видели, когда речь шла о пудже) излагается главным образом в строфах мысленной визуализации, дхьянашлока (dhyānaśloka), в тантрах, агамах и трактатах по мантрашастре или в хвалебных гимнах (stotra). Разумеется, эти божества являются объектом культа и религиозных чувств, они почитаются в зримом облике в бесчисленных частных и общественных храмах и святилищах, но прежде всего в сфере слова и визуализирующей мысли: несмотря на изобилие этих конкретных и зримых форм, тантрическое пространство с этой точки зрения является по сути своей внутренним. |