Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие воспитания 71.2.Особенности восприятия воспитания младшими школьниками в условиях перехода на ФГОС 11Выводы по первой главе

  • Глава 2. Организация взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников 2.1 Система сотрудничества семьи и школы по у воспитанию

  • Цель курсовой работы

  • Предмет исследования

  • Теоретическая значимость исследования

  • 1.2 Особенности восприятия воспитания младшими школьниками в условиях перехода на ФГОС

  • педагогика. kursovaya_Anna_Saltykova педагогика. Содержание введение 3 Глава Теоретические основы воспитания младших школьников в психологопедагогической литературе


    Скачать 79.24 Kb.
    НазваниеСодержание введение 3 Глава Теоретические основы воспитания младших школьников в психологопедагогической литературе
    Анкорпедагогика
    Дата12.03.2023
    Размер79.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkursovaya_Anna_Saltykova педагогика.docx
    ТипРеферат
    #983529
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 3

    Глава 1. Теоретические основы воспитания младших школьников в психолого-педагогической литературе

    1.1.Понятие воспитания 7

    1.2.Особенности восприятия воспитания младшими школьниками в условиях перехода на ФГОС 11

    Выводы по первой главе 19

    Глава 2. Организация взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников

    2.1 Система сотрудничества семьи и школы по у воспитанию 22

    2.2 Фрагмент родительского собрания по у воспитанию 34

    Выводы по второй главе 42

    Заключение 43

    Список литературы 46
    Приложение А

    Введение

    Концепция духовного воспитания и развития личности гражданина Российской Федерации ориентирует нас на «современный национальный идеал - морального, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества за себя, осознающего ответственность за настоящее и будущее его страны, коренящиеся в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации ".
    Концепция является методологической основой разработки и внедрения федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
    Концепция является ценностно-нормативной основой взаимодействия образовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, а также средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовного развития и воспитания студентов.
    Концепция определяет:
    • характер современного национального образовательного идеала;
    • цели и задачи духовного развития и воспитания детей и молодежи;
    • система базовых национальных ценностей, на основе которой возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
    • основные социально-педагогические условия и принципы духовного развития и воспитания студентов.

    Актуальность. Важнейшим принципом школьного образования сегодня является признание определяющей важности духовных ценностей и необходимости воспитания духовных принципов в человеке. В связи с этим меняется подход к школьному образованию и воспитанию: любой школьный предмет или внеклассная деятельность становится не целью обучения, а средством воспитания определенных качеств нравственно развитой личности. В свою очередь, укрепление воспитательной функции школы требует совершенствования форм и методов взаимодействия школы и семьи, учителей и родителей. Главное - это координация, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка [3,30].
    Джей-Джей Руссо считал, что ребенок должен знать: насколько хорошо он будет с другими, чтобы им было хорошо с ним. Так пусть ребенок уже в детстве понимает, что любовь, доброта, щедрость сильнее зла. Ведь он изначально несет в себе эту искру щедрости.
    Семья и школа должны любить ребенка, верить в него, помогать ему, быть добрым и щедрым, ни в коем случае не оскорблять и не унижать его, а, наоборот, постоянно превозносить его! Все дети хотят быть хорошими и, увидев себя в зеркале наших добрых слов, становятся ими.
    Задача учителя - рассказать родителям, что ребенок воспитан на занятиях; что игры, работа, занятия, общение с близкими и сверстниками являются для него своеобразной моральной школой, благодаря которой он осваивает элементарную культуру поведения, столь необходимую в организации учебной работы в будущем.
    Каждый вид деятельности требует от ученика соблюдения определенных правил, в результате чего такая деятельность становится более полной и познавательной, и это зависит от ее правильного управления. Взрослые, управляющие любым видом деятельности, могут влиять на чувства, моральные проявления, отношение ребенка к сверстникам, побуждать их действовать в соответствии с правилами и формировать позитивное отношение к людям, работе и их обязанностям [3,43].
    Обычно родители интересуются, как воспитывать детей в школе. Опыт учителя помогает им понять «секрет» образования, поэтому желательно строить беседы таким образом, чтобы они сочетали демонстрацию воспитания детей в школе с семейным воспитанием.
    Однако не всем детям удается привить их в детстве, поскольку дети все очень разные и по-разному подходят к своему воспитанию. У одного ребенка есть свои сильные стороны. Он хорошо читает; другой умеет делать; третий особенно наблюдателен и может хорошо рассказать о том, что видел летом; четвертая ловкость и быстро бегает.

    Цель курсовой работы: рассмотреть взаимодействие школы и семьи в воспитании младших школьников.

    Объект исследования – воспитание младших школьников.

    Предмет исследования- нравственное воспитание младших школьников.

    Гипотеза исследования: целенаправленная работа школы с семьёй по оптимизации взаимодействия будет способствовать воспитанию нравственности младших школьников, что в свою очередь поможет становлению личности каждого ребёнка.

    В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

    1. Дать анализ состояния проблемы воспитания младших школьников в теоретической литературе.

    2. Выявить особенности восприятия воспитания младшими школьниками.

    3.Рассмотреть методы организации работы школы с родителями по у воспитанию.

    4. Рассмотреть фрагмент родительского собрания по у воспитанию.

    Теоретическими основами явились работы А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории воспитания. Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к у воспитанию школьников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.).

    Методы исследования:

    • теоретические: анализ педагогической литературы по проблеме исследования;

    • эмпирические :опрос, наблюдение

    Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщены подходы к изучениювзаимодействия школы и семьи в воспитании нравственности школьников в исследованиях отечественных авторов; изучены основные направления работы педагога в оптимизации взаимодействия с родителями.

    Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    Глава 1. Теоретические основы воспитания младших школьников в психолого-педагогической литературе

    1.1.Понятие воспитания
    Моральное воспитание личности ребенка является одной из важнейших задач школы. И это естественно, потому что в жизни нашего общества роль моральных принципов все больше возрастает, расширяется сфера действия морального фактора. Моральное воспитание - это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка, и включает в себя формирование его отношений с родиной, обществом, людьми, работой, его обязанностями и с самим собой. В процессе воспитания школа формирует чувство патриотизма, дух товарищества, активное отношение к реальности и глубокое уважение к трудящимся у младшего школьника. Задача воспитания состоит в том, что учителя превращают социально необходимые потребности общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство [3,84].
    Ядром образования, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических и детских отношений. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей, учитель должен всегда сталкиваться с задачей организации нравственных отношений детей. Собственный моральный опыт создает условия для эффективного усвоения опыта других людей, который передается детям в процессе просвещения. Накопив собственный моральный опыт, ребенок может ошибиться и поступить неправильно. Педагог должен помочь ему осознать и испытать ошибочность, безнравственность своего поступка; Разумеется, необходимо помочь ему не только исправить свое поведение, но и повлиять на направление мотивов, вызвавших то или иное действие. Моральное воспитание младшего школьника происходит в основном и в первую очередь в процессе обучения. Обучение ребенка только поверхностному подходу может показаться сугубо индивидуальным. На самом деле урок - это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта в моральных отношениях. На уроках дети привыкли к самостоятельной работе, для успешной реализации которой необходимо соотнести свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сравнивать свои знания со знаниями других, отстаивать мнения, помогите и примите помощь. На уроках дети могут вместе испытать острое чувство радости от самого процесса приобретения новых знаний, горе от неудач, ошибок. В образовательном плане все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система образования построена концентрически, то есть в каждом классе дети знакомятся с основными моральными понятиями. Но с каждым классом растет объем знаний, углубляется понимание моральных понятий и идей. Уже в 1-м классе учитель постепенно вводит понятия доброй воли и справедливости, партнерства и дружбы, коллективизма и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа по воспитанию этих качеств у детей ведется комплексно на протяжении всех четырех лет обучения. Чтобы развить моральное сознание школьников, учитель помогает им осмысливать как собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Систематическое обсуждение этических вопросов необходимо с младшими учениками.
    В воспитании младших школьников решающее значение имеют личный пример учителя и его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети пытаются подражать своему учителю. Если отношения между учителем и учениками характеризуются искренностью, отзывчивостью, заботой, такими же будут отношения учеников между собой. Учитель должен избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно похвалить или осудить за его поступок, но нельзя переносить оценку конкретного факта на его личность в целом и говорить, что он в целом хорош или, наоборот, во всем плох. Домашняя обстановка и семейные отношения оказывают большое влияние на нравственное развитие ученика. Вот почему так важно научить родителей воспитанию детей. Нравственное развитие ребенка должно сопровождаться так же тщательно, как и его успехи в чтении, письме и математике.
    Моральное воспитание - это процесс формирования нравственных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Фундаментальной базовой категорией образования является концепция чувств (постоянное эмоциональное ощущение, опыт, реальные моральные отношения и взаимодействия) [13, 29].

    Моральное сознание - это активный процесс ребенка, отражающий его моральные отношения и состояния. Субъективной движущей силой развития сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления моральных фактов, отношений, ситуаций, их анализа, оценки, принятия моральных решений, реализации ответственных решений. Моральные переживания, муки совести порождаются единством чувственных состояний, отражаются в сознании и их понимании, оценке, нравственном мышлении. Мораль человека состоит из субъективно освоенных моральных принципов, которыми они руководствуются в системе отношений и постоянно пульсирующего мышления. Моральные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом для проявления моральной воли. Человеческая мораль проявляется в сознательном следовании моральным принципам и в привычных формах поведения. Моральное воспитание - это активный жизненный процесс отношений, взаимодействия, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это процесс постоянных и систематических решений, избрание волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.
    Результатом воспитания является нравственное воспитание. Он материализуется в общественно-ценных свойствах и качествах человека, проявляется во взаимоотношениях, деятельности, общении. Моральное воспитание эффективно, когда оно приводит к нравственному самовоспитанию (целенаправленное воздействие личности на себя с целью развития желаемых черт характера) и самосовершенствованию (процесс углубления общего состояния личности, подъема всего образа жизни подняв его на более высокий уровень) школьников.
    Особенности воспитательного процесса:
    · Благодаря своему содержанию - общественной морали, необходимости реализации норм общественного сознания в индивидуальном сознании и поведении каждого учащегося;
    · Уникальность его целей, содержания, проявлений нравственного воспитания или плохих манер, организации и диагностики;
    · Включение в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания.
    Развитие морали (умение выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием и имеет следующие градации:

    1. До-моральный уровень (до 10 лет) включает этапы: на первом этапе ребенок оценивает поступок как хороший или плохой в соответствии с принятыми им правилами от взрослых, склонен судить о действиях со стороны Важность их последствий, а не намерений человека («разнородная мораль»), решения принимаются в зависимости от вознаграждения или наказания, которые может повлечь за собой это действие. [11,54]
    На втором этапе решение по акту принимается в соответствии с выгодами, которые можно извлечь из него, и ребенок начинает оценивать действия в соответствии с их намерениями, понимая, что намерения важнее, чем результаты совершенного акта. («Автономная мораль»). Что касается начальной школы, то уровень должен быть достигнут, когда ребенок действует морально не только на публике, но и наедине с собой. Очень важно научить детей наслаждаться радостью других и научить их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, основываясь на моральных нормах, которые он принимает. Задача учителя - постепенно приучить детей к такому анализу их действий.
    2. Условный уровень (от 10 до 13 лет) - ориентация на принципы других людей и законы. На третьем этапе решение основывается на том, получит ли акт одобрение других людей или нет. На четвертом этапе решение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.
    3. Постконвекционный уровень (с 13 лет) - человек судит о поведении по его собственным критериям. На пятом этапе обоснование этого акта основывается на уважении прав человека или признании демократического решения. На шестом этапе акт квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью, независимо от его законности или мнения других людей. Колберг отмечает, что многие люди никогда не проходят четвертый этап, и менее 10% людей в возрасте 16 лет и старше достигают шестого этапа.
    1.2 Особенности восприятия воспитания младшими школьниками в условиях перехода на ФГОС

    Содержание обучения учащихся на уровне основного общего образования представляют собой ценности, хранящиеся в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые из поколения в поколение. Традиционными источниками морали являются следующие ценности:
    • патриотизм (любовь к России, к ее народу, к его маленькой Родине; служение Отечеству);
    • социальная солидарность (личная и национальная свобода; доверие к людям, государственным институтам и гражданскому обществу; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
    • гражданство (верховенство закона, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшее поколение и семья, закон и порядок, межэтнический мир, свобода совести и религии);
    • человечество (мир во всем мире, признание и уважение разнообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
    • честь;
    • достоинство;
    • свобода (личная и национальная);
    • доверие (людям, государственным институтам и гражданскому обществу);
    • семья (любовь и верность, здоровье, благополучие, уважение к родителям, забота о старших и младших детях, забота о родах);
    • любовь (для родственников, друзей, школы и действий в их пользу);
    • дружба;
    • здоровье (физическое и психическое, психологическое, моральное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
    • труд и творчество (творчество и творчество, решительность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
    • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
    • традиционные русские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных русских религий присваиваются школьниками в форме системных культурных представлений о религиозных идеалах;
    • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
    • природа (жизнь, родина, охраняемая природа, планета Земля).
    Процесс перехода базовых ценностей к личностным ценностным значениям и руководствам требует включения подростка в процесс выбора для себя значения конкретной ценности, определения своего отношения к ней и формирования опыта творческой реализации. из этих ценностей на практике.
    Основные направления и ценности духовного воспитания
    • 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения прав человека, свобод и обязанностей.
    • 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
    • 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к преподаванию, работе, жизни.
    • 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
    • 5. Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде.
    • 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
    В основных типах универсальных образовательных действий можно выделить 4 блока.

    1. Когнитивный UUD
    2. Регулятор ECM
    3. Коммуникативный UUD
    4. Персональный UUD
    Ученые в области педагогики выявили, что в разные возрастные периоды существуют неравные возможности для обучения. Ребенок, подросток и молодой человек по-разному относятся к разным средствам обучения. Знание и учет того, чего человек достиг за определенный период своей жизни, помогает планировать его дальнейший рост в образовании. Моральное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами нравственного воспитания младших школьников, необходимо учитывать их возрастные и психологические особенности:
    1) Зависимость от игры. В условиях игровых отношений ребенок добровольно тренируется, осваивает нормативное поведение. В играх больше, чем где-либо, ребенок должен уметь следовать правилам. Нарушения их детей с особой остротой замечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение обидчику. Если ребенок не подчиняется мнению большинства, то ему придется выслушать множество неприятных слов и, возможно, выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует, чтобы ее участники могли действовать в соответствии с правилами. «Какой ребенок в игре, сколько он будет на работе, когда вырастет», - сказал А. Макаренко.
    2) Невозможность заниматься однообразной деятельностью в течение длительного времени. По мнению психологов, дети 6-7 лет не могут удерживать свое внимание на одном предмете более 7-10 минут. Затем дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена занятий во время занятий.
    3) Отсутствие ясности моральных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы поведения можно разделить на 3 уровня:
    4) Может существовать противоречие между знаниями по мере необходимости и практическим применением (это относится к этикету, хорошим манерам, общению). Итак, обсуждая предстоящую поездку в музей, вспомним, как вести себя в транспорте. Внезапно дети говорят:
    -И я увидел, как Сережа сидел в автобусе, а рядом стояла его бабушка.
    - Сережа не может ходить парами: он толкает, затем встает на ноги, затем отстает.
    - Сегодня он чуть не сбил учителя с другого класса ...
    - Это так? - учитель удивлен.
    Да, но я больше не буду таким! - искренне уверяет мальчик.
    Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это происходит в ситуациях, когда наблюдается несоответствие этических норм и личных желаний ребенка.

    5) Неравномерное применение вежливого общения со взрослыми и сверстниками (дома и дома, в школе и на улице). Давайте обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский сказал: «В практической работе по воспитанию наш преподавательский состав видит, прежде всего, формирование общечеловеческих моральных норм нравственности». [24,123]
    В молодом возрасте, когда душа очень восприимчива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем детям универсальные человеческие нравственные нормы, учим их азбуке морали:
    Вы живете среди людей. Не забывайте, что каждое ваше действие, каждое ваше желание отражается в окружающих вас людях. Знайте, что есть граница между тем, что вы хотите, и тем, что вы можете. Проверьте свои действия, спросив себя: делаете ли вы зло, причиняя неудобства людям? Делайте все, чтобы окружающие вас люди чувствовали себя хорошо.
    o Вы наслаждаетесь преимуществами, созданными другими людьми. Люди делают тебя счастливым в детстве. Заплатите им за это хорошо.
    · Все блага и радости жизни создаются трудом. Нельзя жить честно без труда.
    o Будьте добры и чувствительны к людям. Помогите слабым и беззащитным. Помогите кому-нибудь в беде. Не навреди людям. Уважайте и уважайте своих маму и папу - они дали вам жизнь, они обучают вас, они хотят, чтобы вы стали честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
    Будь пристрастным к злу. Борьба со злом, обманом, несправедливостью. Быть непримиримым с тем, кто стремится жить за счет других людей, причиняет вред другим людям и грабит общество.
    Это азбука нравственной культуры, в овладении которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. «Среди основных задач, которые современное общество ставит перед общественным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активного, сознательного, творческого человека. Присоединяясь к образовательной деятельности, младшие школьники учатся целеустремленно действовать как при выполнении учебных заданий, так и при определении методов их поведения. Их действия становятся сознательными. Все чаще студенты используют приобретенный опыт при решении различных психических и нравственных задач.
    Необходимо перейти ко второй стороне поставленного в гипотезе вопроса о структуре образовательной деятельности - к вопросу о важности единства всех трех компонентов образовательной деятельности (мотивационной, предметной, оперативной) для формирования учащихся начальных классов как предмет образовательной деятельности. Более того, суть значения этого единства можно рассматривать в двух аспектах. Первое - это возможность разработки каждого из них на основе двух других. Итак, формирование мотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного развития как содержательной, так и оперативной стороны, поскольку осознание своих способностей и возникновение установок (чувств), соответствующих «сигналов» возможно только при наличии у ребенка определенного контент, на основе которого возникает потребность, и набор приемов - способов удовлетворения этих потребностей. Таким образом, студент становится активным участником учебного процесса, то есть субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, то есть знает, что делать и для чего. Выбор того, как это сделать, определяется его знаниями, уровнем владения оперативными структурами и мотивами этой деятельности.

    Второй аспект, раскрывающий сущность значения единства этих компонентов, заключается в следующем: сегодня процесс обучения в начальной школе во многом направлен на усвоение знаний и приемов, методов воспитательной работы, т. Е. Акцент делается на предметном и частично эксплуатационные компоненты. В то же время предполагается, что в ходе этого процесса происходит как умственное, так и моральное развитие. В определенной части эта ситуация верна, но при целенаправленном формировании субстантивных элементов в некоторой степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что, конечно, начинает замедлять процесс усвоение знаний и не позволяет в полной мере использовать возможности учебной деятельности для умственного и студенческого развития. Проблема развития младшего школьника в учебном процессе взаимосвязана с тремя факторами, которые определяют Т. В. Морозова. (Этическое воспитание младших школьников: учебное пособие для учителей начальных классов. / Сост. А.К. Лопаткина. - Омск: Омский государственный университет, 2004. - 103 с.) Первое, когда ребенок приходит в школу, уходит от «повседневной» ассимиляции. окружающей действительности, в том числе моральных норм, существующих в обществе, для его научного и целенаправленного изучения. Это происходит на уроках чтения, русского языка, естествознания и т. Д. Ценность такого же целенаправленного обучения также является оценочной деятельностью учителя в процессе уроков, его разговором, внеклассной деятельностью и т. Д.
    Во-вторых, в процессе воспитательной работы школьники включаются в реальную коллективную деятельность, где они также осваивают моральные нормы, регулирующие взаимоотношения учеников между собой и взаимоотношения учеников с учителем.
    И третий фактор: в процессе обсуждения ситуации в современной школе тезис о том, что обучение в школе - это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить долю гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Образовательная деятельность обладает всеми возможностями, позволяющими учащимся развивать нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет основных и неосновных предметов. Он обучает не только содержанию, методам и организации обучения, учителю, его личности, знаниям, убеждениям, но и атмосфере, которая развивается на уроке, стилю отношений между учителем и детьми, детьми между собой. Ученик сам воспитывает себя, превращаясь из предмета в предмет обучения [12.56].
    Для образования важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Педагогическая деятельность становится коллективной работой, если познавательная задача ставится перед детьми как общая задача, для ее решения необходим коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети могли реализовать учебное задание как в целом, так и в личном отношении к ним. Своеобразной школой обучения являются экскурсии в деревню. Они проводятся со студентами разных возрастных групп. Такие экскурсии дают учителю возможность обучить школьников ощущению хозяина Родины, уважению к ее наследию, природе. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, их собственные жизненные наблюдения часто бывают фрагментарными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальной школе это может быть рассказ учителя, этический разговор.

    Этические беседы способствуют приобретению нравственного знания молодым поколением, развитию этических идей и концепций среди школьников, повышению интереса к моральным проблемам и стремлению к оценочной нравственной деятельности. Основная цель этического разговора - помочь школьникам понять сложные моральные проблемы, сформировать прочную нравственную позицию среди детей, помочь каждому школьнику реализовать свой личный нравственный опыт поведения и привить ученикам способность развивать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы дети активно участвовали в обсуждении моральных проблем, сами приходили к определенным выводам, учились отстаивать личные мнения и убеждать своих товарищей. Этический разговор основан на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни детей, примеров из художественной литературы, периодических изданий и фильмов. Результатом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических разговорах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом
    Учебный процесс построен таким образом, что он обеспечивает ситуации, в которых студент сталкивается с необходимостью самостоятельного выбора. Нравственные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучение или контроль, в противном случае их образовательная ценность может быть сведена на нет.

    Выводы по первой главе

    Одной из приоритетных задач является нравственное воспитание школьников. Это также актуально для всех образовательных учреждений, находящихся на переходном этапе к федеральным государственным образовательным стандартам (ГЭФ).
    Во все времена люди высоко ценили нравственное воспитание. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют задуматься о будущем России, о ее молодости. В настоящее время моральные устои смяты, молодое поколение обвиняют в отсутствии духовности, неверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана как минимум с четырьмя положениями. Во-первых, нашему обществу нужна подготовка широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и отличными личностными качествами. Во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного влияния на него, как положительного, так и отрицательного.
    персонаж. Эти источники ежедневно падают на хрупкий интеллект и чувства ребенка, на его возникающую сферу нравственности.
    В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокий уровень нравственного воспитания, поскольку воспитание - это качество человека, определяющее его отношение к повседневной жизни.
    другим людям, основанным на уважении и доброй воле.
    В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно, потому что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, принятых в обществе, но и дают представление о последствиях нарушения этих стандартов или совершения деяния. Задачей общеобразовательной школы является подготовка ответственного гражданина, который способен самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Ценность и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только ее преемственностью с другими связями в образовании, но и уникальной ценностью этого этапа формирования и развития личности ребенка.
    Основной функцией начального образования является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активному активному взаимодействию с внешним миром. Решение основных задач обучения должно обеспечить
    формирование личного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
    Моральное воспитание - это процесс формирования нравственных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Фундаментальной базовой категорией образования является концепция чувств (постоянные эмоциональные ощущения, опыт, реальные моральные отношения и взаимодействия).
    Следующий пример является ведущим образовательным методом. Примером является модель построения отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, пример ценностного выбора, сделанного значимым другим. Содержание образовательного процесса, внеклассных и внеклассных мероприятий должно быть наполнено примерами поведения. Особое значение для духовного развития ученика имеет пример учителя и родителей.
    В формировании ценностей важную роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими взрослыми. Наличие значимого другого в образовательном процессе позволяет организовать его на диалогической основе. Диалог основывается на признании и уважении права ученика свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он считает верной. Развитие индивидом собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможен без диалога подростка со значимым другим.
    Для образования важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Педагогическая деятельность становится коллективной работой, если познавательная задача ставится перед детьми как общая задача, для ее решения необходим коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети могли реализовать учебное задание как в целом, так и в личном отношении к ним.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта