Особенности речевого поведения учителя как представителя профессии с повышенной речевой ответственностью. Содержание Введение Глава I. Социальные аспекты языка
Скачать 0.87 Mb.
|
Таблица №1 Фонетические особенности речи учителей и преподавателей высших учебных заведений как представителей профессий с повышенной речевой ответственностью
Подводя итог, перечислим те фонетические характеристики, которые отличают речь учителей и педагогов, а также преподавателей вузов как представителей профессий с повышенной речевой ответственностью: 1. Высокая четкость артикуляции. 2. Членение высказывания на короткие интонационные группы. 3. Использование синтаксических пауз различной длительности, эмфатических пауз и пауз хезитации при неформальном общении. 4. Варьирование темпа речи. 5. Широкий тональный диапазон. 6. Разнообразие мелодического репертуара. 7. Маркированное выделение смысловых центров. 8. Богатая тембральная окраска. 3.3 Рекомендации по формированию качеств голоса учителяВ контексте данного исследования нам кажется уместным предложить методику по формированию качеств голоса учителя. Как отмечалось выше, учителя не уделяют достаточного внимания своему голосу, зачастую игнорируя тот факт, что голос, как и любой другой рабочий инструмент, необходимо сохранять и развивать, ведь в профессии оратора нет предела совершенству. Упущение этого из виду может повлечь либо голосовые сбои, такие как осиплость, хрипота и другие, либо полную потерю голоса. Заметим, что представители других публичных профессий, например, актеры, долго учатся тому, чтобы выступать на публике, ежедневно оттачивая свое ораторское мастерство. Политики также берут уроки риторского искусства, для того чтобы их голос звучал звонко, убедительно, даже настойчиво. В связи с тем, что учителя вспоминают о необходимости работать над своим голосом только в том случае, когда голос уже потерян или просто не может звучать на аудиторию студентов, мы решили обобщить все сказанное выше и составить свою короткую программу по работе с голосом учителя. Предлагаем условно разделить всю работу на три небольших этапа: 1) Разработка дыхания; 2) Работа с диапазоном; 3) Упражнения на развитие мелодической вариативности. К первому этапу можно отнести такие задания, как "Задержка дыхания на время" или упражнение на произнесение все большего количества слов на выдохе. Если подобрать слова произвольно трудно, то необходимо выбрать отрывок текста, и в каждый выдох стараться уместить больше предложений до тех пор, пока вы не поймете, что вам не составляет никакого труда произнести целый отрывок текста во время одного дыхательного движения. Отличным примером упражнения на развитие диапазона голоса может быть упражнение "Крещендо", где учителю нужно произносить текст все громче, начиная от тихого шепота и заканчивая очень громкими голосом. При этом ни в коем случае не стоит переходить на крик, так как это не способствует развитию голоса, а наоборот – ослабляет его, делая его уязвимым. Последним этапом работы над голосом является комплекс на развитие мелодической вариативности. Выберите небольшой отрывок текста и постарайтесь произнести его монотонно. Затем прочтите тот же отрывок с экспрессивной интонацией. Выбирайте соответствующие мелодические контуры. Однообразие мелодического репертуара может вызвать у слушателей негативную реакцию. Приведенные примеры являются не единственными в своем роде, учителя могут добавлять в список упражнений свои, главное – понять принцип отбора этих упражнений. Следует помнить, что важным фактором при выполнении упражнений является их систематичность. Если учитель будет уделять разработке своего голоса хотя бы 10-15 минут в день, то, мы уверены, что голос не "предаст" своего обладателя в самый ответственный момент выступления перед публикой. ЗаключениеПрофессия человека, вне всякого сомнения, существенным образом влияет на целое множество аспектов его жизнедеятельности и, в большинстве случаев, напрямую отражается в его речи. Совершенно очевидным является и то, что в процессе профессиональной коммуникации учителя как представителя профессии с повышенной речевой ответственностью формируется "профессиональный" речевой репертуар, включающий в себя средства разных уровней языка, которые соответствуют целям и задачам профессиональной деятельности, и способствуют ее предельной эффективности. В данном случае, именно средства просодического уровня среди всех остальных играют самое первостепенное значение. В большинстве случаев говорящий осуществляет отбор языковых средств из своего речевого репертуара на автоматизированном уровне, не осознавая данный процесс. Прежде всего это касается средств фонетического уровня (как сегментных, так и сверхсегментных). Среди отличительных черт успешной публичной речи выделены следующие: артикуляционная точность, четкость артикуляции согласных, соблюдение норм фоностилистического варьирования на сегментном уровне, а также тембр и окраска голоса, мелодика звучания, темп (скорость речи и паузация). Практическая ценность данной работы состоит в том, что она может быть полезна для формирования культуры речевого общения. Наблюдения и материалы исследования могут быть использованы в курсах теоретической и практической фонетики, фоностилистики, а также риторики. Библиография1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке, М.: 2005-59 с. 2. Анашкина И.А. Звучащий текст в аспекте культурной аксиологии. Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1998. – 262 с. 3. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. – М.: Издательство "РГГУ", 2011. – 439 с. 4. Блох М.Я., Фрейдина Е.Л. Публичная речь и ее просодический строй: Монография. – М.: Издательство "Прометей", 2011. – 236 с. 5. Боев-Омелечко Н.Б. Краткий толковый словарь социолингвистических терминов. – М. Готика, 2004. – 60 с. 6. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Гардарика, 1998. – 244 с. 7. Волович В.И., Социологический справочник. – К.: Политиздат Украины, 1990. – 382 с. 8. Егорова О.А. Интонационные особенности женской разговорной речи: на материале австралийского варианта английского языка: автореферат дис.... кандидата филологических наук. Иваново, 2008. – 22 с. 9. Жуковская Т.М. Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса (на материале британских публичных выступлений). Автореферат. – Москва, 2006. Типография МПГУ. – 16 с. 10. Зимняя И.А. Речевая деятельность и речевое поведение в обучении иностранному языку // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1984. 11. Златоустова Л.В., Галяшина Е.И. Распознавание индивидуальных и групповых акустико-перцептивных характеристик говорящего по звучащей речи. [Электроный ресурс]// Сайт филологического факульткта МГУ, 2000. URL: http://old.philol.msu.ru/rus/gorn/arso/zlat2.htm. 12. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Гнозис, 2002. – 333 с. 13. Климов Е.А. Психология профессионального определения Рстов-на- Дону, изд-во Феникс, 1996. – 289-324 с. 14. Кони А.Ф. Избранные произведения, изд-во Юридическая литература, М. – 1956. – с. 107. 15. Кузьменкова Ю.Б. Стратегии речевого поведения в англоязычной среде. Лекции 1-4. М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2006. – 37 с. 16. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 544 с. 17. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М.: Просвещение, 1996. – 416 с. 18. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М.: Педагогическое общество России, 2001. – 480 с. 19. Никольская Т.С. Техника речи (Методические рекомендации и упражнения для лекторов). М.: Знание, 1978. – 80 с. 20. Практикум по фонетике английского языка для факультетов иностранных языков / Отв. ред. М.Я. Блох. М.: Готика, 2011. – 224 с. 21. Радаев В.В. Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М.: Наука, 1995. – 237с. 22. Савинова М.С. Просодия как маркер профессиональной принадлежности говорящего (на материале британских интервью) автореферат дис.... кандидата филологических наук. М., 2010. 23. Савкова З.В. Искусство оратора. М.: Знание, 2007. – 248 с. 24. Сиротина О. Основные критерии хорошей речи//Хорошая речь. – Саратов, 2001. – С. 16-28. 25. Соколова М.А., Тихонова И.С., Тихонова Р.М., Фрейдина Е.Л., Теоретическая фонетика английского языка. – Дубна: Феникс+, 2010. – 192 с. 26. Сопер П. Основы искусства речи. М.: Прогресс-академия, 1992. – 416 с. 27. Таранов П.С. Искусство риторики: Универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно М., 2002-73 с. 28. Фрейдина Е.Л. Публичная речь и ее просодия. Монография. – М.: "Прометей" МПГУ, 2005. – 192 с. 29. Швейцер А.Д. К проблеме социальной дифференциации языка. Вопросы языкознания. – М., 1982. №5. 30. Шевченко Т.И. Теоретическая фонетика английского языка: Учебник. – М.: Высшая школа, 2006. – 191 с. 31. Шкуратова И.П. Речь как средство самовыражения личности. Северо- Кавказский психологический вестник, 2009, 7/2. 32. Berg Esenwein J. The art of public speaking, BiblioBazaar, 2009. – 544 p. 33. Crystal D. Prosodic and paralinguistic correlates of social categories // E. Ardener (ed.) Social anthropology and language. London: Tavistock Publications, 1971, p. 185-206. 34. Labov William. The reflection of social processes in linguistic structures, 1966, p. 273-306. 35. Morrell P. Some notes on the sociology of professions, http://www.homeoint.org/morrell/misc/professions.htm. 36. O’Connor J.D., Arnold G.F. Intonation of colloquial English. – London: Longman, 1973. – 271 p. 37. Pennington M. Phonology in English Language Teaching: An International Approach. London: Longman, 1996. 38. Phillips G. Speaking in Public and Private. – Indianapolis, 1984. – 376 p. 39. Roach P. English Phonetics and Phonology: A Practical Course. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 40. Wells W.H.G. An Experimental Approach to the Interpretation of Focus in Spoken English// Intonation in Discourse/ ed/ by Catherine Johns-Lewis. – London, Sydney: Groom Helm, 1986. – P. 53-75. 41. http://voluntary.ru/dictionary/. 42. http://www.orator.ru. 43. www.gov.uk. 44. http://www.bbc.co.uk/. |